Методика ознакомления дошкольников с архитектурой - OXFORDST.RU

Методика ознакомления дошкольников с архитектурой

Семинар для воспитателей «Особенности знакомства дошкольников с архитектурой»

Полина Тагаева
Семинар для воспитателей «Особенности знакомства дошкольников с архитектурой»

Подготовила и провела:

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов по ознакомлению дошкольников с архитектурой, как способом формирования отзывчивости к красоте, развитии художественного восприятия, воспитании эстетического отношения к действительности.

Подобрать оптимальные формы организации работы воспитателя по ознакомление дошкольников с архитектурой.

Освоить способы организации совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.

Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности.

СЛАЙД 2. Проблема ознакомления детей с архитектурой в теории и практике дошкольного образования относится к числу актуальных. Это вызвано необходимостью расширения диапазона воспитательных средств искусства и обусловлено широкими возможностями архитектуры в развитии личности ребенка-дошкольника.

Приобщая детей к архитектуре, воспитатель способствует формированию отзывчивости к красоте, развитию художественного восприятия, воспитанию эстетического отношения к действительности. Восприятие архитектуры оказывает положительное воздействие на развитие чувства пропорции, цвета, композиционной формы, совершенствовать зрительные и осязательные анализаторы.

СЛАЙД 3. Знакомство с памятниками древнего зодчества способствует формированию представлений об отдельных фактах истории, о жизни людей той или иной эпохи, их традициях и культуре. Дети знакомятся с широким кругом предметов и явлений, активизируя тем самым познавательные интересы в различных областях знаний.

СЛАЙД 4. Развивается личность ребенка не только интеллектуально, но и духовно, воспитывается эмоциональная отзывчивость, чуткость, восприимчивость к прекрасному.

Особенности знакомства дошкольников с архитектурой.

СЛАЙД 5. Активизация художественно-творческого развития детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектуройвозможно при следующих условиях:

• поэтапном формировании у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства;

• взаимосвязи восприятия искусства и продуктивного детского творчества;

• предоставление детям возможности использовать полученные знания в различных видах художественно-творческой деятельности;

• использовании разнообразных форм и методов ознакомления с архитектурой, развития художественно-творческих способностей детей.

СЛАЙД 6. Использование архитектуры открывает широкие возможности для обучения детей изобразительной деятельности и конструированию. С. П. Юрченко отмечает, что ознакомление с архитектурой обогащает содержание детских работ, способствуют формированию творческих замыслов. При восприятии произведений архитектуры у дошкольников возникают разнообразные эмоциональные переживания, появляется стремление к творческой деятельности.

СЛАЙД 7. Для дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. Практически отсутствуют знания о профессии архитектора, при восприятии архитектурных объектов они затрудняются в выделении особенностей объемной композиции. Дети не анализируют форму основной части, ее величину, соотношение целого и частей. Как правило, внимание дошкольников привлекают наиболее яркие элементы конструкции и отдельные детали декоративного убранства.

СЛАЙД 8. В рисунках детей в основном представлены два типа графических изображений зданий и сооружений. Первый характеризуется примитивным, схематичным изображением сооружения в целом и его частей. Основной объем постройки представляет квадрат или прямоугольник, крыша изображается в виде треугольника или усеченной трапеции. СЛАЙД 9. Для второго способа характерно усложнение приемов передачи строения сооружения. Создаваемые образы имеют сложные силуэты, дополняются разнообразными элементами декоративного оформления.

СЛАЙД 10. Ознакомление детей с архитектуройосуществляется посредством организации различных форм работы с детьми: на ОД по архитектуре, изобразительной деятельности и конструированию, на прогулках и экскурсиях к архитектурным объектам, во время чтения литературы и бесед с детьми о прочитанном, при рассматривании иллюстраций, фотографий, слайдов, в ходе дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Наиболее успешным с точки зрения методики преподавания можно назвать ознакомление детей с архитектурой на экскурсиях. Именно здесь становится возможным последовательное накопление оптических и моторных впечатлений, эмоциональных переживаний архитектурного произведения.

Значительное место в работе по ознакомлению детей с архитектурой уделяется продуктивным видам деятельности.В рисовании на темы: «Сказочные дома», «Город настроений», «Улицы города» «Храмы города» дети получают возможность отражать впечатления, полученные во время экскурсий и прогулок, учатся создавать изображения сооружений с яркой образной характеристикой.

Содержание работы по ознакомлению с архитектурой.

СЛАЙД 11. Средняя группа

Познакомить детей с архитектурой. Дать представление о том, что дома, в которых они живут (детский сад, школа, другие здания, — это архитектурные сооружения. Познакомить с тем, что дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.

• Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада (дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр).

• Обращать внимание детей на сходство и различия разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенностей.

• Закреплять умение замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).

• Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.

СЛАЙД 12. Старшая группа.

• Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том,что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.

• Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурныхсооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.).Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.

• Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей.

• При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках, дворцов.

СЛАЙД 13. Подготовительная группа

• Продолжать знакомить с архитектурой, закреплять и обогащать знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).

• Развивать умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Учить выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей.

Познакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д.

Знакомить с архитектурой, опираясь на региональные особенности местности, в которой они живут.

• Рассказать детям, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники,которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники «Золотого кольца» и другие — в разных городах свои.

• Развивать умение передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощрять стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).

Примерные темы ОД по ознакомлению с архитектурой.

Познание (формирование целостной картины мира)

Тема: «Детский сад наш так хорош —лучше сада не найдешь».

Программное содержание. Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть зала (музыкальный и физкультурный, просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Художественное творчество, рисование.

Тема: «Сказочный домик» .

П. С. Учить детей создавать образ сказочного дома; передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать знакомыми различными материалами. Формировать желание рассматривать свои рисунки.

Познание (Познавательно-исследовательская конструктивная деятельность.

Программное содержание: расширять представления о мостах (их назначении, строении); упражнять в конструировании мостов; совершенствовать конструкторские навыки, способность к экспериментированию, умение понимать, расчленять, конкретизировать, строить схемы; развивать внимание, сообразительность, умение быстро находить ход решения задачи на основе анализа ее условий, аргументировать решение, доказывать его правильность или ошибочность; упражнять в выделении несоответствий, в сравнении, обобщении.

Педагоги придают особое значение теме «Архитектура и дети», её трудно переоценить. Ознакомление дошкольников с архитектурной концепцией способствует повышению качества восприятия данного вида изобразительного искусства уже в зрелом возрасте.

СЛАЙД 17. Средства архитектуры в практике работы дошкольных учреждений используются крайне редко, в основном с целью формирования представлений об окружающем мире, как методический прием в ОД по изобразительной деятельности и конструированию. Лишь немногие воспитатели обращаются к произведениям архитектуры для решения задач эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурного сооружения, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры.

Результатом подобной работы является то, что у дошкольников появляется чувство отзывчивости на воспринимаемые произведения архитектуры, способность выделять выразительные средства, устанавливать их связь с замыслом архитектора. Умение оперировать полученными знаниями в собственной продуктивной деятельности.

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

  • Главная
  • Публикация на сайте
  • ПЕДАГОГАМ
  • РОДИТЕЛЯМ
  • Нацпроект «ОБРАЗОВАНИЕ»
  • Методические подсказки
  • Библиотека
  • Карта сайта
  • Мои книги
  • СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
  • Темы по самообразованию

Рубрики

  • ПЕДАГОГАМ
    • Архив вопросов-ответов
    • Аттестация педагогов
    • Важные документы
    • Методические подсказки
    • Музыкальное развитие
    • Нацпроект «ОБРАЗОВАНИЕ»
    • Познавательное развитие
    • Ранний возраст по ФГОС ДО
    • Речевое развитие
    • Социально-коммуникативное развитие
    • ФГОС дошкольного образования
    • Физическое развитие
    • Художественно-эстетическое развитие
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
    • Английский язык
    • Занятия
    • Игры
    • Исследовательская деятельность
    • Коррекционная педагогика
    • Логопедия
    • Мастер-класс
    • Методические материалы
    • Музыкальные занятия и праздники
    • Проектная деятельность
    • Психология
    • Работа с родителями
    • Развлечения
    • Ранний возраст
    • Физкультурные занятия и праздники
  • РОДИТЕЛЯМ
    • Игры для детей
    • Консультации для родителей
  • СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ
  • Темы по самообразованию
Читайте также  Концепция развития и обучения Выготского и Эльконина
  • Свежие комментарии

    • Любовь к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
    • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • Страницы

    • Библиотека
    • Карта сайта
    • Мои книги
    • Мои услуги
    • О сайте
    • О себе
    • Поиски волшебных сапожек
    • Публикация на сайте
    • Рекомендую
  • Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой

    Консультация для воспитателей

    «Ознакомление детей дошкольного возраста с архитектурой»

    Дозморова Юлия Михайловна,
    воспитатель МАДОУ № 3,
    г. Каменск-Уральский Свердловской обл.

    К формированию у детей понимания архитектуры как необходимого для человека объекта окружающей действительности мы обращаемся уже с младшего дошкольного возраста.

    Позже мы представляем детям архитектуру как вид искусства. И, следовательно, решаем следующие задачи воспитания и развития:

    • формировать умение распознавать архитектурные стили, элементы декора зданий;
    • формировать умение передавать архитектурные образы посредством художественного творчества;
    • прививать любовь к родному городу, своей стране;
    • развивать способность видеть прекрасное;
    • развивать память, мышление, воображение.

    Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с архитектурой возможна при соблюдении следующих условий:

    1. Поэтапное формирование у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства.
    2. Взаимосвязь восприятия искусства и продуктивного детского творчества.
    3. Предоставление детям возможности использовать полученные знания в различных видах художественно-творческой деятельности.
    4. Использование разнообразных форм и методов ознакомления с архитектурой.

    Формы и методы:

    • беседы с детьми;
    • художественное творчество;
    • экскурсии, прогулки по улице города;
    • рассматривание иллюстраций и фотографий;
    • дидактические игры;
    • чтение художественной литературы;
    • просмотр видеофильмов.

    Чтение художественной литературы помогает детям представлять тот или иной образ, создавать свой собственный образ в зависимости от впечатления ребенка от прочитанного. Использование художественного слова (сказки, прибаутки, стихотворения и т.п.), с описанием зданий и образными сравнениями, дает возможность детям представить облик архитектурных сооружений.

    Экскурсии, прогулки по улице города используются с целью: рассмотреть здания разного назначения: жилой дом, детский сад, школа, магазин, кинотеатр; определить общую форму здания, окон, дверей, их расположение, количество этажей, цвет здания, элементы украшения.

    Проводя экскурсии, прогулки, воспитатель намечает одну из задач. После рассматривания всего здания определяется, например, количество этажей, как расположены окна (одинаковой формы и величины или разной; расположены друг под другом или по-разному и пр.) В результате дети начнут видеть средства выразительности в архитектуре.

    Для определения характерных особенностей этих зданий, которые зависят от их назначения, необходимо рассмотреть здание детского сада и здание жилого дома, школы и жилого дома, школы и детского сада; рассмотреть характерные средства выразительности определенного стиля, дать названия некоторых из них (фронтон, портик, колонны).

    Рассматривание иллюстраций и фотографий, слайдов, видеофильмов проводится с целью показать разнообразие архитектурных стилей в городе. Педагог подбирает изображения зданий с учетом поставленных задач, например, изображения, где представлены разные крыши, окна разной формы и т.д. Детям предлагается на изображениях показать сначала знакомые здания, которые рассматривали во время экскурсий, на прогулке, а затем сравнить их с новым зданием.

    На начальных этапах знакомства с архитектурой используется рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий с целью показать необычность форм этих зданий (крыш, окон, украшений), элементов сказочности.

    Художественное творчество (конструирование, лепка, аппликация, рисование) дает возможность закрепить знания детей о разных стилях архитектуры.

    Накопление, углубление и систематизация знаний осуществляется в основном через дидактические игры. Они дают возможность:

    — познакомить детей с различными архитектурными стилями

    — познакомить с архитектурными терминами и понятиями

    — создавать чертежи и моделировать различные конструкций

    Сначала необходимо познакомить детей с понятием «архитектура». Рассказать детям о профессии «архитектор».

    Далее познакомить детей со своим микрорайоном. Рассказать детям, как образовался город, почему так назван. Рассказать детям, какие здания можно встретить в нашем районе. Рассмотреть фотографии. Познакомить детей с современными зданиями нашего микрорайона. Показать, какие строят сейчас магазины, развлекательные центры и.т.д. После этого нужно сформировать умение детей передавать образ дома в рисунке, тем самым стимулировать к художественно-творческой деятельности. Нужно рассказать детям, как строятся дома, познакомить их с историей улицы нашего города. Показать детям, как выглядел город несколько лет назад.

    Познакомить с понятиями «одноэтажный», «многоэтажный». Рассмотреть, из чего состоит дом.

    Рассказать детям, как строят дома и какой материал используется. Познакомить детей с понятиями: фасад, фронтон, портик» Проявить творчество и совместно со взрослым сделать макет здания.

    Познакомить с понятием «сказочная архитектура». Показать детям все многообразие сказочных домиков. Формировать умение детей выделять элементы сказочности, передавать образ избушки Бабы Яги и других персонажей

    Показать необычность формы избушки, окон, украшения.

    Чтение сказки «Пряничный домик». Чтение русской народной сказки «Рукавичка». Цель: формировать умение рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Можно придумать самостоятельного героя и его жилище, тем самым развивать творческое воображение дошкольников

    Познакомить с понятием «храмовая архитектура».

    Познакомить детей с данным видом архитектуры. Рассказать, зачем люди стали строить церкви. Знакомство с понятиями: купол, арки, барабан. Способствовать передаче образ ацеркви в рисунке.

    Познакомить детей с Зимним дворцом — шедевром архитектуры. Рассмотреть убранство дворца внутри, тем самым обогащать опыт эмоционально-эстетического восприятия произведений архитектуры.

    Познакомить детей с готическим стилем. Рассказать историю, рассмотреть с детьми украшения зданий (арки, колонны, лепнина, витражи, мозаика, статуи, шпили и.т.д.)

    Познакомить детей с семью чудесами света познакомить детей с каменной древней архитектурой. Рассказать, зачем строили замки и как они были устроены внутри. Способствовать передаче образа замка в рисунке.

    Познакомить детей с садово-парковой архитектурой и рассказать, где ее можно встретить. рассмотреть фотографий и иллюстраций с садово-парковой архитектурой. Уточнить, что она бывает деревянная и каменная. Познакомить детей с «малой архитектурой».

    Познакомить детей с деревянным зодчеством. Рассматривание русского деревянного дома познакомить детей, что такое терем. Можно углубить знания детей о том, что означают те или иные резные элементы на ставнях. Пересказ сказки «Теремок» Сравнение сказочного теремка с русским теремом Чтение «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Сравнить избу, терем и дворец научить детей изображать терем в рисунке, передавая объем архитектурного строения.

    Готическая архитектура: чтение отрывка из сказки «Снежная королева». Рассматривание иллюстраций с изображением замка Снежной королевы. Объяснить, что этот замок относится готическому стилю. Познакомить детей с архитектурными понятиями: стрельчатые окна, ажурные украшения, опорные столбы и.т.д.; украшения, характерные для этого стиля — арки, статуи, витражи. познакомить с искусством витража научить детей «собирать» витраж. познакомить со старинными зданиями.

    Познакомить детей с архитектурным стилем «каменное зодчество». Формировать умение детей передавать образ старинного здания в рисунке.

    В конце провести викторину: обобщить знания о пирамидах, какие бывают пирамиды, как был устроен замок, что такое семь чудес света. Закрепить знания о том, как строили русские избы, почему сначала церкви были деревянными.

    Закрепить знания детей о готике. Вспомнить, как украшен Собор Парижской Богоматери. Попросить детей назвать элементы украшения готического стиля. Закрепить знания детей о родном городе и микрорайоне, в котором они живут.

    Ознакомление дошкольников с архитектурой

    Для старших дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. У

    Ознакомление дошкольников с архитектурой

    Другие контрольные работы по предмету

    . Влияние архитектуры на мышление дошкольников

    . Особенности изучения архитектуры дошкольниками

    Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности.

    В эстетике и искусствознании вопросы о сущности архитектуры и ее ценности в социально-эстетическом плане рассмотрены в исследованиях И.А. Бартенева, Г.Б.Бархина, А.К.Бурова и других. Определение значения архитектуры в эстетическом воспитании и художественно-творческом развитии мы находим в работах Б.М. Неменского, Н.П. Сакулиной и других.

    Цель работы — изучить особенности ознакомления дошкольников с архитектурой.

    Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    выявить влияние архитектуры на мышление дошкольников;

    рассмотреть особенности изучения архитектуры дошкольниками;

    разработать занятия для дошкольников.

    Методологической основой исследования являются труды следующих авторов: Е.Л. Заславского, С.П. Юрченко, Л.В. Яхнина и др.

    Читайте также  Искусство в системе культуры

    1. Влияние архитектуры на мышление дошкольников

    Активизация художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой возможно при следующих условиях:

    поэтапном формировании у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства;

    взаимосвязи восприятия искусства и продуктивного детского творчества;

    предоставление детям возможности использовать полученные знания в различных видах художественно-творческой деятельности;

    использовании разнообразных форм и методов ознакомления с архитектурой, развития художественно-творческих способностей детей.

    Долгое время вопросы использования архитектуры рассматривались исследователями в рамках краеведческой и экскурсионной работы. Особенно плодотворно в развитии методики «архитектурных экскурсий» был период 20-30-х годов. В это время в научной и методической литературе активно разрабатывались идеи использования художественных памятников родного края как инструменты просвещения народа, его нравственного, патриотического, эстетического воспитания. В ряде работ отмечено, что использование архитектуры открывает широкие возможности для обучения детей изобразительной деятельности и конструированию. С.П. Юрченко отмечает, что ознакомление с архитектурой обогащает содержание детских работ, способствуют формированию творческих замыслов. При восприятии произведений архитектуры у дошкольников возникают разнообразные эмоциональные переживания, появляется стремление к творческой деятельности.

    Для старших дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. У дошкольников практически отсутствуют знания о профессии архитектора, при восприятии архитектурных объектов они затрудняются в выделении особенностей объемной композиции. Дети не анализируют форму основной части, ее величину, соотношение целого и частей. Как правило, внимание дошкольников привлекают наиболее яркие элементы конструкции и отдельные детали декоративного убранства. Выявлена зависимость уровня творческих проявлений детей от степени сформированности представлений об архитектуре. Дети, имеющие достаточно полные и правильные представления об архитектуре, обнаруживают средний и высокий уровни художественно-творческих проявлений. У детей с неполными и неправильными представлениями, соответственно, отмечается низкий уровень решения художественно-творческих задач. В рисунках старших детей в основном представлены два типа графических изображений зданий и сооружений. Первый характеризуется примитивным, схематичным изображением сооружения в целом и его частей. Основной объем постройки представляет квадрат или прямоугольник, крыша изображается в виде треугольника или усеченной трапеции. Для второго способа характерно усложнение приемов передачи строения сооружения. Создаваемые образы имеют сложные силуэты, дополняются разнообразными элементами декоративного оформления. Отмечаются случаи передачи пространственного оформления сооружения с помощью прорисовки центрального и бокового фасадов.

    Средства архитектуры в практике работы дошкольных учреждений используются крайне редко, в основном с целью формирования представлений об окружающем мире, как методический прием на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию. Лишь немногие воспитатели обращаются к произведениям архитектуры для решения задач эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурного сооружения, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры.

    Таким образом, изучение архитектуры способствует развитию творческих способностей дошкольников. Модель процесса художественно-творческого развития детей посредством ознакомления с архитектурой состоит из 3 взаимосвязанных звеньев: обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия произведений архитектуры; формирование начальных представлений об архитектуре, образном характере произведений зодчества; стимулирование художественно-творческой деятельности.

    2. Особенности изучения архитектуры дошкольниками

    При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их понимания памятниками архитектуры, как отмечает Т.С. Комарова, развивается умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.

    По мнению С.Ю. Барышниковой, приобщение к архитектуре способствует формированию художественного восприятия, осознанию художественной и эстетической ценности архитектуры, образованию устойчивой потребности воспринимать, переживать эстетические ценности.

    С.Ю. Барышникова подчеркивает, что приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругов предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым к красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности.

    По Д.С. Салария усвоение материала по архитектуре тесно связано с выработкой эстетического отношения к действительности, формированием потребности к художественной деятельности и формированием художественного вкуса.

    В исследовании Д.С. Салария раскрываются принципы построения материала по ознакомлению с архитектурой:

    использование архитектурного наследия родного края;

    учет возрастных особенностей детей при освоении этого вида искусства;

    оптимальное соотношение теоретической и практической деятельности в процессе изучения архитектуры.

    Л.В. Яхнин в своей работе выделяет факторы развития восприятия архитектурно-художественной среды:

    архитектурная среда, непосредственно окружающая ребенка и создающая своим воздействием основы художественного вкуса и художественного отношения к архитектуре;

    общая художественная подготовка, приобретаемая на занятиях по изобразительной деятельности, в чтении художественной литературы, просмотрах кинофильмов, телепередач;

    специальная архитектурно-художественная подготовка, включающая в себя теоретическое изучение данного вида искусства, экскурсии и практическое изучение.

    Программа знаний об архитектуре Б.М. Неменского построена от более обобщенных знаний к более конкретизированным, что делает их более доступными для детей. Архитектура по Неменскому — та область художественного развития, которая поможет человеку жить в окружающей среде, грамотно к ней относиться.

    Разделы программы Неменского:

    ) «Истоки архитектуры и монументальных искусств»;

    ) «Архитектура как искусство»:

    использование языка архитектуры

    характер форм, пропорций — основа выразительности исторических стилей.

    ) Синтез искусств в архитектуре, единство архитектуры с монументальными искусствами.

    С.Б. Барышникова предлагает следующий объем знаний:

    1.Общие свойства архитектуры, как части пространства (предметность и протяженность).

    2.Средства пространственной организации образа.

    .Средства пластической организации образа (материал, фактура, рельеф, цвет).

    С.Ю. Барышникова предлагает принципы отбора содержания знаний об архитектуре:

    доступность содержания знаний;

    учет теоретических положений эстетики и искусствознания;

    включение в содержание знаний краеведческого материала, предлагает в содержание знаний об архитектуре включить два блока:

    .Об архитектуре и людях, которые ее создают.

    . О древнерусском зодчестве.

    Единой программы по ознакомлению детей с архитектурой не существует. Возможно, поэтому и проблема разработки системы методов ознакомления с архитектурой остается недостаточно изученной.

    «Мониторинг выявления уровня представления об архитектуре у старших дошкольников» методы и параметры диагностики

    «Мониторинг выявления уровня представления об архитектуре у старших дошкольников»

    методы и параметры диагностики

    подготовила старший воспитатель

    МБДОУ №38 «Маленький принц»

    Варламова Елена Александровна

    Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности.

    Мониторинг уровня представлений детей старшего дошкольного возраста об архитектуре предполагает организацию индивидуальных бесед с детьми по специально разработанным вопросам: диагностические задания на определение типа различных архитектурных сооружений, подбор адекватных определений для характеристики образного содержания произведений зодчества. Используется метод выбора предпочтительных сооружений; анализ рисунков детей, выполненных на заданную тему и по впечатлениям, полученным при восприятии архитектурных объектов.

    Представленные вопросы позволяют проследить развитие у детей художественного восприятия архитектурных сооружений, уровень знаний об архитектуре, проанализировать эффективность работы педагогов по ознакомлению с архитектурой.

    Вопросы, выявляющие уровень представлений об архитектуре, её видах:

    1. Педагог демонстрирует иллюстрации с изображением цирковых артистов, танцоров, театрального представления, предметов народного творчества, репродукций картин, дома, церкви, крепости и даёт задание отобрать те изображения, которые можно отнести к архитектуре. (Дом, крепость, церковь)

    2. Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии жилых домов, общественных зданий, промышленных сооружений, мостов и предлагает разложить их по группам (4 группы) .

    3. Какие памятники архитектуры города Химок вы знаете?

    Вопросы, выявляющие знание храмовой архитектуры:

    1. педагог показывает иллюстрацию храма, изображённого крупным планом и просит показать, назвать: купол, арки, аркатурный поясок, барабан и т. д.

    Вопросы, выявляющие знание истории архитектуры жилых построек:

    1.Как назывались дома в древней Руси (изба, терем)

    2. Как украшали постройку, зачем? (конёк, наличники, полотенце)

    3. Каким орнаментом к украшали наличники дома? (Солярный орнамент, ромб, волнистая линия)

    Задания, позволяющие определить умение детей создавать проекты, делать чертежи, используя шаблоны, строить по шаблонам:

    1. Детям раздают нарисованный шаблон, а ребёнок подбирает подходящие детали, называет их (куб, цилиндр, призма, конус, параллелепипед, полуцилиндр, усечённый конус.)

    2. Детям предлагается готовый шаблон, по которому они должны построить

    изображённое (спроектированное) здание.

    3. Самостоятельно спроектировать, нарисовать и построить замок (дворец, дом)

    Итоги мониторинга заносятся в таблицу см. приложение

    Уровни развития эстетических отношений детей старшего дошкольного возраста к восприятию и изображению архитектурных строений

    Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с объектами архитектуры

    Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки архитектурных строений.

    Знает различные виды архитектуры, видит их особенности; рассказывает о них

    Знает название украшений (колоны, арки и т.д.)

    Самостоятельно проектирует, чертит здания, (дополняя различными элементами, деталями)

    Передаёт в рисунке изображение здания по представлению (с характерными деталями, для данного стиля)

    Читайте также  Мифы в волшебных сказках

    Ребенок проявляет интерес и потребность в общении объектами архитектуры

    Различает виды архитектуры Имеет представление о творческом труде архитекторов.

    Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми.

    Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

    Ребенок не проявляет интереса к архитектурным объектам

    Виды архитектуры не выделяет.

    Понимает, для чего предназначены архитектурные объекты . При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения.

    Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет.

    Изображает объекты по шаблону или образцу педагога.

    Формы подведения итогов работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с архитектурой могут быть различными:

    презентация, где дети выступают в качестве руководителей проектов. Например, проект «Мой город», «Я – архитектор», «Дома в разных странах» и т. п.,

    выставки продуктов художественного творчества детей, педагогов, родителей,

    открытое занятие в форме КВН, викторины,

    показ видеофильма о процессе работы с детьми по темам программы, занятия-путешествия, в которых дети выполняют роль экскурсоводов («Путешествие по Древней Москве», «У бабушки в деревне» и т. д.),

    занятия, где дети выступают в роли архитектора, строителя («Остров Гвидона», «Замки сказочных героев», «Город будущего» и т. п.)

    Каждый педагог – творец технологии.

    Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

    Мониторинг уровня представлений детей старшего дошкольного возраста об архитектуре

    Группа _________________________

    Дата мониторинга _______________

    Воспитатель: __________________________

    Проявляет устойчивый интерес к искусству архитектуры

    Выделяет виды архитектуры

    Знает название украшений (колоны, арки и т.д.)

    Передаёт в рисунке изображение здания по представлению (с характерными деталями, для данного стиля)

    Передаёт в рисунке сказочный образ здания (дворец сказочного героя )

    Самостоятельно проектирует , чертит здания, ( дополняя различными элементами, деталями)

    Методы ознакомления дошкольников с архитектурой

    Наблюдение — один из основных методов.

    По характеру:

    Целостное.Позволяет составить общее представление об архи­тектуре и исследовать ее как целостную конструкцию, включающую ряд взаимосвязанных компонентов.

    Детальное. Способствует изучению отдельных архитектурных форм, элементов конструкции. Может применяться как при натурном изучении архитектуры, так и с помощью макетов, фотографий, слай­дов. Его специфика заключается в том, что предполагается решение узконаправленных задач, концентрирующих внимание детей на от­дельных структурных единицах конструкции.

    Комбинированное. Предполагается изучение архитектурного сооружения по принципу от целого к частному, от частного к целому. Применяется в основном тогда, когда объем изучаемой информации невелик, и в этом случае можно составить целостную характеристи­ку и вычленить отдельные детали.

    Образное. В ходе восприятия того или иного архитектурного сооружения дети учатся выделять образ, который заключен в самой конструкции. Такое наблюдение формирует способность проводить аналогии между произведениями архитектуры и объектами, явле­ниями окружающего мира.

    Сравнительное. Способствует развитию аналитических умений в сопоставлении различных архитектурных сооружений друг с другом с целью выделения их общих и отличительных черт. Сравнение по­могает установить закономерности в построении архитектурной конструкции, которые впоследствии могут использоваться самими детьми в процессе конструктивного творчества.

    Синтезированное. Предполагает установление дошкольниками связи между характером и стилем архитектурного сооружения и сте­пенью его взаимодействия с другими видами искусства (дизайном, живописью, скульптурой и т.д.). Необходимо для того, чтобы на­глядно продемонстрировать детям, как на образную и конструктив­ную стороны архитектуры могут влиять другие виды искусства и как тесно бывают связаны их выразительные средства.

    По активности детей:

    Самостоятельное индивидуальное. Дает возможность ребенку самому рассматривать и изучать архитектурную конструкцию, делать выводы, подмечать особенности, выделять главное.

    Самостоятельное индивидуальное наблюдение можно использовать во время прогулок: дать задание малышу рассмотреть какой-то архитектурный объект, когда он пойдет домой или будет прогуливаться с родителями. А по­том, придя в детский сад, он расскажет, что интересного смог увидеть.

    Самостоятельное групповое. Имеет ту же цель: стимулировать умение детей самостоятельно обследовать объекты архитектуры, что­бы выяснить на визуально-аналитическом уровне, из каких элемен­тов состоит рассматриваемое архитектурное сооружение, какой ма­териал использовался для его постройки.

    Самостоятельное групповое наблюдение целесообразно использовать в ходе экскурсий или прогулок, проводимых на первом этапе ознакомления, когда дошкольники самостоятельно суммируют свои впечатления, после чего они делятся ими друг с другом и с педагогом.

    Индивидуальное целенаправленное. При активной позиции взрослого. Используется в синтезе со словесными методами (беседой, пояснением, рассказом и др.). Несмотря на его кажущуюся слож­ность, может применяться в разных ситуациях.

    Вечером, когда в группе остается один ребенок, которого пока еще не забрали родители, малышу можно предложить совместно рассмотреть альбом с фотографиями архитектурных памятников или макеты архитектурных сооружений (если таковые имеются). В этом случае расширяются знания ребенка, обогащается его художественно-эстетический опыт.

    Групповое целенаправленное. Цель — с помощью словесных методов дать детям достаточно глубокое представление (в соответ­ствии с их возрастными и индивидуальными возможностями) о своеобразии рассматриваемого архитектурного сооружения. Группо­вое наблюдение применимо как на экскурсиях при непосредствен­ном, так и при опосредованном (через различные виды ТСО) озна­комлении дошкольников.

    Беседа.Опорное средство, позволяющее детям помимо визу­ального опыта получить еще и опыт информационный. Однако формы приобретения знаний в области архитектуры могут быть раз­личными.

    Беседа-повествование.В ходе такой беседы педагог в повество­вательной форме рассказывает об архитектурном сооружении, его конструктивных особенностях, материалах, возможно, даже об исто­рических событиях, связанных с этим памятником архитектуры. Со­держание повествовательной беседы должно учитывать возраст и эстетическую подготовленность дошкольников.

    Беседа-сказка.Позволяет в увлекательной, интересной и при­вычной для дошкольников, особенно младшего возраста, форме рас­сказать о достаточно сложных понятиях архитектуры.

    Беседа-игра.Используя игровую форму, можно более детально познакомить детей с элементами архитектуры, включая в процесс игры и словесные пояснения педагога. Беседа должна быть непро­должительной и лаконичной по содержанию. Целесообразна на эта­пе закрепления материала.

    Беседа с привлечением сказочного героя.либо ведущаяся от третьего лица. Сказочный герой, благодаря которому дошкольники отправляются в мир архитектуры, выступает в качестве дополнитель­ного активизирующего условия. Сказочный герой или рассказ от его лица — сюрпризный момент для детей. Это дает возможность детям в непринужденной форме рассмотреть сложные понятия, явления архитектуры как вида искусства.

    Игра может выступать в качестве самостоятельного метода озна­комления дошкольников с архитектурой.

    Сюжетно-ролевые игры.Позволяют детям почувствовать себя архитекторами и ощутить процесс создания архитектурной конструк­ции. В таких играх дошкольники приобретают знания и умения опытным путем, что служит прочной основой для ознакомления с произведениями архитектуры.

    «Экскурсовод и посетители». Экскурсоводом сначала может быть взрослый, а затем кто-нибудь из детей. «Экскурсовод» рассказывает о том или ином архитектурном сооружении, «посетители» активно участвуют в процессе изучения архитектурной конструкции, задают вопросы, высказывают свои мнения.

    «Путешественники». Дети (путешественники) отправляются в путешествие по разным странам, эпохам с целью изучения специфи­ки различных архитектурных построек.

    «Мастерская архитектора». Игра позволяет получить не только знания об особенностях архитектуры, но и приобрести умение вы­полнять поэтапно все действия, необходимые для создания архитек­турной конструкции.

    «Русские зодчие». Игра — аналог предыдущей, но направлена на изучение детьми своеобразия работы зодчего. Возможно сравнение архитектуры прошлого и современности.

    Вариантов и правил игры можно придумать огромное множество, главное понимать, какова цель этой игры, чему мы хотим научить детей.

    Дидактические игры.. игры-вкладыши; разрезные картинки; игры-конструкторы (,игры-самоделки); игры-лото; игры с игровым полем; игры на классификацию; игры-схемы (по схеме необходимо определить характер и тип архитектурного сооружения); игры- головоломки (в архитектурном сооружении вычленить формы или из форм составить целостное изображение); игры-пазлы; игры на сопоставление; игры-шутки (в предлагаемых изображениях архи­тектурных сооружений найти ошибки построения); игры-превращалки (детям предлагаются изображения архитектурных сооружений в не­привычной форме, в виде образов животных или человека, и им не­обходимо подобрать к этим картинкам другие, на которых изобра­жено реальное сооружение).

    Подвижные и малоподвижные игры.С помощью имитацион­ных движений дети пытаются передать образ того или иного архи­тектурного сооружения или отдельной архитектурной формы.

    «Зодчие и разбойники». «Зодчие» рисуют отдельные архитектурные формы, а «разбойники» пытаются определить и найти сооружения, к которым относятся эти элементы.

    «Море волнуется раз». Дети фантазируют и телодвижениями передают особенности какого-либо сооружения или архитектурной формы.

    «Я родился архитектором». Из перечисляемых объектов нужно вычленить понятия, которые относятся к архитектуре.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: