Методика обучения техники метания гранаты и мяча - OXFORDST.RU

Методика обучения техники метания гранаты и мяча

«Методика обучения технике метания гранаты или малого мяча»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Методика обучения технике метания гранаты или мяча

Метание гранаты выполняется из различных положений — стоя, с колена, лежа. Метание гранаты (мяча) делится на фазы: разбег, финальное усилие (бросок), торможение.

Техника хвата и выпуска снаряда

Гранату удерживают за нижнюю половину ручки, мизинец находится под ее основанием, а большой палец расположен вдоль оси снаряда. Мяч удерживают фалангами пальцев метающей руки, три пальца размещены как рычаг сзади мяча, а мизинец и большой поддерживает сбоку.

Методика обучения

Бросок мяча кистью руки вниз перед собой.

Бросок мяча вперед в цель.

Стоя в шаге, рука с гранатой (мячом) отведена назад-вверх.

Упражнения с малыми мячами

Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой, ловля двумя руками. То же, ловля одной рукой.

Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. После удара мяча об пол поймать его:

б) снизу правой (левой) рукой;

Броски мяча вверх правой рукой, ловля левой, и наоборот.

Удар мячом о пол сверху вниз правой (левой) рукой, ловля снизу.

То же, но поймать мяч сверху правой (левой) рукой.

Подбрасывание мяча вверх правой (левой) рукой. Хлопок в ладоши (перед собой или за спиной) и ловля мяча правой (левой) рукой. То же, но хлопок после удара мяча об пол.

Передача мяча из одной руки в другую над головой, из-за спины, между ног.

Бросок мяча вверх. Поворот кругом через левое (правое) плечо и ловля мяча:

То же, но вместо броска сильный удар мячом о пол

Учащиеся выстраиваются в шеренгу на расстоянии 2 – 3 м от стенки. Мяч в правой (левой), бросок из-за головы в стену и ловля двумя руками. То же, но после отскока мяча от пола.

Перебрасывание мяча в парах на расстоянии 3 — 4 м из-за головы одной рукой и ловля двумя снизу. То же, но расстояние между партнерами увеличивается.

Бросок мяча в стену из-за головы с расстояния 4 — 6 м и ловля одной рукой после отскока.

То же, но перед ловлей выполнить хлопок в ладоши, присесть, выпрямиться, повернуться кругом.

Методические указания

Рука с мячом над плечом на уровне головы, ноги врозь; затем в шаге, левая впереди. При броске локоть с мячом находится близко к голове и не опускается ниже уха, финальное движение кистью должно быть ускоренным. Выполнить метание гранаты с места из-за головы, заканчивая кистью и вращением гранаты в вертикальной плоскости.

Техника финального усилия (броска)

Стоя левым боком в направлении метания, ноги «в шаге» тяжесть тела не правой ноге, носок которой развернут «в шаге» под углом 30°, левая нога впереди, носком внутрь. Рука с мячом отведена назад на уровне плеча, плечи незначительно повернуты направо, левая рука перед грудью, согнута в локте. Движение начинается с разгибания правой ноги вперед — вверх, поворачивая пятку наружу, подает вперед правую сторону таза с плечом и переносит вес тела на левую ногу. Одновременно правая рука, сгибаясь в локтевом суставе, «берет на себя» снаряд, проходя через положение «натянутого лука». Быстрым движением плеч и руки вперед-вверх метатель выполняет бросок. После броска сделать шаг правой ногой вперед — с поворотом носка внутрь и сгибанием ноги в коленном суставе.

«Стоя в шаге», левая нога впереди, рука с мячом над плечом.

То же, выполняя бросок слитно.

Стоя левым боком, левая нога приподнята, правая рука с мячом отведена назад, левая согнута перед грудью.

Метание мяча в цель и на дальность.

Методические указания

На счет «раз» — рука с мячом отводится назад на уровне плеча, правая нога сгибается, туловище закручивается и наклоняется вправо, на счет «два»- поворачиваясь грудью вперед, выпрямляя правую ногу и поднимая руку с мячом вперед, принять положение «натянутого лука», на счет «три» — бросок. Бросок выполнять через плечо с последующим проходом вперед правым боком, обратить внимание на рывок левой рукой назад. С активной постановкой левой ноги выполнить метание, обратить внимание на полное разгибание ног, выпрямление туловища с продвижением грудью вперед-вверх без наклона в стороны и вперед. Следить за работой рук, метание выполнять двумя шеренгами или группами по 8-10 человек.

Техника скрестного шага

Скрестный шаг начинается энергичным отталкиванием левой и махом правой ноги. Правая нога быстро выносится вперед ставится с пятки развернутым носком наружу. В этот момент туловище отклоняется в сторону, противоположную разбегу, а плечи поворачиваются направо. Левая нога быстро выносится вперед и ставится с пятки носком по направлению метания. Скрестный шаг служит для плавного перехода от разбега к броску.

Стоя левым боком.

Стоя не левой ноге с поднятой правой ногой скрестно перед левой.

Стоя левым боком.

То же, но левая нога приподнята.

Методические указания

Тяжесть тела на правой ноге, на счет «раз» — перенося тяжесть тела на левую ногу и оставляя плечи сзади, выполнить скрестный шаг правой, на «два» И. П.

Скрестно перед левой, выполнить легкий прыжок с левой ноги на правую.

На счет «раз» — шаг правой с пятки вперед и отведение и с мячом назад, на счет «два» — шаг левой в упор.

На счет «раз» — шаг (скачком) левой с отведением правой руки с мячом от плеча прямо назад, на «два» — шаг правой впереди левой, на «три» — левая вперед в упор.

То же на счет «четыре» выполнить бросок.

Техника разбега

Разбег состоит из двух частей: от старта до контрольной отметки (15 — 20 м); от контрольной отметки до планки (7 — 9 м). В первой части разбега метатель набирает скорость, во второй части выполняет обгон снаряда и бросок. Разбег начинается медленным бегом с постепенным ускорением. На контрольную отметку метатель попадает левой ногой (при метании правой рукой), после чего начинает отведение и обгон снаряда. Шаги с этой части принято называть «бросковыми». Их может быть два, четыре, шесть. Отведение снаряда назад выполняют двумя способами: дугой вперед-вниз-назад или прямо назад. К моменту окончания постановки левой ноги на контрольную отметку рука со снарядом полностью выпрямляется. Третий бросковый шаг принято называть скрестным. Заканчивая четвертый шаг, метатель принимает исходное положение для выполнения финального усилия (броска).

Метание мяча с небольшого предварительного разбега.

Метание с постепенным увеличением разбега.

Установление индивидуальной длины и ритма полного разбега.

Метание с полного разбега.

Методические указания

От линии отсчитывать два или четыре бросковых шага, пробегая, проверить точность попадания на отметку левой ногой, следить за отведением руки с мячом и ритмом шагов. Следить за обгоном снаряда, быстрым и широким выполнением скрестного шага (3 — 4). Заканчивая бросок, погасить скорость, перейти с левой ноги на правую.

Применение специально-подготовительных упражнений для повышения результативности в метаниях гранаты

С 1 сентября 2014 года в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

  • Автор записи

Автор: admin
Дата записи

Актуальность

С 1 сентября 2014 года в Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

С внедрением с 2016 года среди обучающихся всех образовательных организаций страны Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года № 1165-р, становится актуальной проблема подготовки учащихся к выполнению испытаний, входящих в комплекс ГТО.

В данной статье мы рассмотрим методику подготовки учащихся к выполнению норм ГТО в метании спортивного снаряда – учебной гранаты весом 700 грамм (юноши) и 500 грамм (девушки) с применением специально-подготовительных упражнений.

Специально-подготовительные упражнения

Под специально-подготовительными следует понимать такие упражнения, которые развивают необходимые физические качества и в то же время по амплитуде, направлению и двигательной структуре наиболее близки к основному движению или же воспроизводят его элементы.

Специально-подготовительные упражнения подразделяются на подводящие и развивающие. Первые направлены главным образом на освоение формы, техники движения, вторые – на развитие функциональных возможностей. Специально-подготовительные упражнения выполняются со снарядами, на снарядах и без снарядов.

Читайте также  Закупочная логистика понятие и структура

Факторы, влияющие на результат в метании гранаты

Метание гранаты (малого мяча, копья) – ациклический вид, требующий от спортсмена проявления скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств. Метание выполняется с прямого разбега, мужчинами и женщинами, в секторе для метания.

Условно целостное действие метания можно разделить на три части:

– т орможение после выпуска снаряда.

В процессе метания скорость снаряду сообщается в такой последовательности: сначала телу метателя и снаряду (разбег); в начальной фазе финального усилия – верхним частям тела и снаряду; в заключительной фазе финала – только снаряду и руке. Улучшение результатов в метаниях связано с постоянным совершенствованием ритма движений, с повышением скорости движения спортсмена уже в фазе предварительного разгона. Большая скорость движения в этой фазе способствует, в свою очередь, увеличению обгона снаряда и пути финального разгона, но в то же время приводит к сокращению времени финального разгона. Иными словами, большая скорость предварительного разгона активизирует финальную фазу.

Результат в метаниях зависит от трех составляющих: начальной скорости вылета снаряда, угла вылета снаряда и высоты выпуска снаряда. Одними из основных факторов, определяющих дальность полета снаряда, являются начальная скорость вылета и угол вылета. Дальность полета (S) определяется по формуле:

где V – начальная скорость полёта снаряда; α – угол вылета; g – ускорение силы тяжести.

Улучшить результат в метании, исходя из формулы, можно повысив начальную скорость полета снаряда, а также увеличив угол вылета. Однако лишь увеличение начальной скорости будет способствовать увеличению спортивных результатов. Увеличение же угла вылета имеет предел, равный 45°, дальнейшее повышение этого угла не приводит к увеличению дальности полёта снаряда.

Увеличение начальной скорости снаряда зависит от технической и физической подготовленности метателя. Скорость, передающаяся снаряду, напрямую зависит от величины мышечных усилий. Тем не менее важно не только иметь большую силу, но и уметь мобилизовать ее в короткий промежуток времени.

Совершенствование техники метания

Упражнения, способствующие совершенствованию технике разбега и отведения снаряда:

1. Отведение снаряда в ходьбе.

2. Отведение снаряда в медленном беге.

3. Ускорение на отрезках 20 – 30 метров с несением снаряда у плеча.

4. Ускорение на отрезках 20 – 30 метров с попаданием левой ногой на контрольную отметку.

5. Ускорение на отрезках 20 – 30 метров с попаданием левой ногой на контрольную отметку и отведением снаряда.

6. И.п. – стоя на правой ноге, левая сзади на носке. Граната отведена назад. Начиная с энергичного маха левой ногой вперед, выполнить 3 бросковых шага и с быстрой постановкой левой ноги.

7. Бег равномерный или с ускорением. На любой части разбега, выполняя отталкивание в скрестный шаг и быструю постановку левой в упор.

Упражнения, способствующие совершенствованию технике финального усилия:

1. И.п. – положение для метания с места, левая нога впереди, вес тела перенесен на согнутую правую ногу. Копье упирается наконечником в неподвижную опору на уровне головы или несколько выше, правая рука удерживает копье за хвостовую часть.

Разгибая правую ногу, продвигать левую сторону туловища и таза вперед-вверх на левую ногу, одновременно поворачиваясь грудью вперед. Правая рука при этом скользит по древку до упора пальцами в обмотку; ладонь и локоть правой руки поворачивать вверх и вывести на уровень головы. В конечном положении добиться лучшего натяжения мышц передней поверхности туловища. Выполнять в медленном и среднем темпе.

2. И.п. – стойка для метания с места, левая нога впереди, вес тела перенесен на согнутую правую ногу. Прижавшись спиной, встать параллельно гимнастической стенке. Прямой правой рукой захватить снизу жердь на уровне плеч или несколько выше, левой, согнутой и повернутой локтем вверх, захватить впереди жердь обратным хватом несколько ниже левого плеча.

Правая рука скользит по жерди, поворачиваясь локтем вверх, левая помогает подтягивать туловище вперед. Как и в предыдущих упражнениях, выход в положение «натянутого лука» осуществляется за счет усилия правой ноги, мышц таза и туловища. Выполнять в медленном и среднем темпе.

3. И.п. – стойка для метания с места, левая нога впереди, вес тела перенесен на согнутую правую ногу. Правой рукой взяться за резиновый жгут, закрепленный другим концом на уровне плеч.

Выход в положение «натянутого лука».

Специальная физическая подготовка в метаниях

Увеличение силы и скорости сокращения мышц дает метателю возможность повышать скорость движения снаряда за счет приложения большей силы к снаряду.

1. И.п. – стоя правым боком к опоре. Метания набивных мячей, лежащих на опоре на уровне плеч.

2. И.п. – стоя правым боком к опоре. Метания набивных мячей, лежащих на опоре на уровне таза.

3. Метание набивного мяча из-за головы в ходьбе, после выполнения скресного шага.

4. Метание набивного мяча или ядра из-за головы с разбега, с постановкой левой ноги в упор.

5. И.п. – стоя лицом к гимнастической стенки, упор на жердь на уровне макушки. Отталкивание прямыми руками от опоры над головой, постепенно отходя от стенки, то же одной рукой.

6. Метание блина сбоку двумя руками с замахом, активным разгибанием ног и поворотом корпуса.

7. Выбрасывание гири с пола из наклона с поворотом корпуса через сторону с активным участием разгибания ног и спины.

8. Метание набивного мяча одной рукой из положения с отведенной рукой, с постановкой левой ноги в упор.

9. И.п. – стоя на коленях. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками.

10. И.п. – сидя. Ловля мяча, брошенного партнером над головой с опрокидыванием по инерции на спину. Постепенно увеличивать силу бросков и сопротивление опрокидыванию назад.

11. Силовая имитация финального усилия в метании с упором копья в стену.

12. И.п. – вис на гимнастических стенках. Вис прогнувшись. Вис прогнувшись правым и левым боком.

Список литературы:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Метание гранаты. Виды и техника метания. Особенности

Метание гранаты — одно из легкоатлетических упражнений, которое используется в качестве вспомогательного развития и совершенствования метательных навыков у спортсменов. Состязания высшего уровня по данной дисциплине не проводятся, однако данный вид метания остается распространенным. Входит в программу школьных уроков физкультуры, применяется в армии, а также при сдаче норм ГТО.

Способы метания гранаты

Таковых всего два — на дальность и на точность. Снаряд, используемый для метания — это учебная граната весом 0,5 кг для юниоров и 0,7 кг для взрослых спортсменов. Для солдат устанавливаются особые требования к экипировке: это должна быть полевая форма и автомат. Головной убор снимать ни в коем случае нельзя, а вот расстегнуть воротник или слегка ослабить ремень допустимо.

Бросок на дальность

Этот способ метания наиболее распространен. По решению организаторов сдачи нормативов спортсмен выполняет бросок снаряда либо с места, либо с разбега. Если метание гранаты производится с места, то площадка оборудуется специальной планкой либо проводится 4-метровая линия. Для броска с разбега необходима дорожка протяженностью 25 м и шириной 1,5 м по всей длине и 4 м. около планки.

Участники делают по 3 подхода. Результат засчитывается при выполнении следующих условий:
  • Граната приземлилась внутри коридора, не выйдя за ее пределы по ширине.
  • Атлет при разбеге не вышел за пределы дорожки, не допустил заступа за линию и не коснулся частью тела, экипировкой или снаряжением пространства за ней.
  • Спортсмен не задел планку и не наступил на нее.

Каждый идущий в зачет бросок судья отмечает командой «Есть» и поднимает флажок. После этого производится замер, и дальность, продемонстрированная спортсменом, заносится в протокол.

Замеряется дальность следующим образом:
  • След от снаряда внутри коридора отмечается колышком.
  • Рулеткой с точностью до сантиметра определяют расстояние от планки до колышка.

При оценке результатов имеется один нюанс: замер производится не после каждого броска, а после трех подходов. В протоколе фиксируется только наибольшая дальность броска.

На армейских, школьных или иных состязаниях при наличии нескольких участников с одинаковыми показателями для определения победителя выполняются дополнительные броски. Если же выявление победителя не имеет принципиального характера, считается, что спортсмены с равными результатами разделили те или иные места между собой.

Метание гранаты на точность

Производятся также с разбега или с места. Площадка для метания оборудуется следующим образом:
  • В 40 м от места броска расчерчивается мишень, состоящая из 3-х кругов: центральный радиусом 0,5 м, второй — 1,5 м и третий — 2,5 м.
  • Центр мишени отмечается красным флагом высотой 30 см от поверхности земли.
  • Для обеспечения безопасности при метании гранаты за мишенью устанавливается ограждение из металлической сетки.
Читайте также  Вынужденные электромагнитные колебания

Метание гранаты на меткость ставит перед спортсменом задачу поразить самый центр мишени. При этом попадание в каждый из кругов оценивается определенным количеством очков. Поразить центральный круг труднее всего, поэтому за такое попадание присуждается больше всего баллов — 115. За попадание во второй круг начисляется 75 баллов, в третий — 45. За поражение флажка в центре спортсмен получает еще 115 очков.

Для того, чтобы продемонстрировать свою меткость, метателю предоставляется аж 15 зачетных попыток плюс 3 пробных. Однако время их выполнения ограничено: на тренировку отводится 1 мин., а на сдачу норматива — 6 мин.

Расстояние до цели после броска оценивается судьей: он фиксирует результат каждого подхода, озвучивает его и выставляет оценку. Только после этого атлет может приступить к новой попытке.

В личном первенстве победитель определяется по наибольшей сумме заработанных очков. Если есть участники с равными результатами, то призовое место достается тому, у кого больше попаданий в центральный круг, а затем во второй и третий. В командном зачете рассчитывается средний результат от суммы очков всех участников.

Техника метания гранаты

Снаряд удерживают так, как показано на рисунке:

Ручку берут четырьмя пальцами так, чтобы согнутый мизинец находился у самого ее края. Продольная ось снаряда при этом проходит по линии предплечья. При разбеге его поднимают над плечом в полусогнутой руке, которая движется в такт бега.

Разбег можно условно разделить на 2 части:
  1. Атлет движется прямо, набирая скорость.
  2. Выполняет 5 бросковых шагов общей протяженностью 10 м.

То место, с которого должны начинаться бросковые шаги, отмечаются на дорожке для удобства спортсменов. На нее необходимо попасть левой ногой и продолжить движение с правой, отводя при этом снаряд по дуге, направляя метающую руку по траектории вперед-вниз.

На втором шаге рука, удерживающая снаряд, начинает движение вниз и назад.

Третий шаг выполняется с правой ноги и называется скрестным. Он особенно важен, поскольку направлен непосредственно на подготовку к броску. Скрестный шаг представляет собой толчок левой ногой и мах правой, которая затем становится на всю стопу, поворачиваясь наружу на 45 градусов. Ноги при этом обгоняют руку с гранатой, корпус принимает наклонное положение в направлении, противоположном движению гранаты, а метающая рука поднимается до уровня плеч.

На четвертом шаге спортсмен производит метание гранаты. Левая нога становится опорной, ее стопа при этом поворачивается внутрь до 45 градусов к линии метания. Правая нога выпрямляется и разворачивается влево, грудь также поворачивается по направлению движения снаряда, таз подается вперед, метающая рука поднимается вверх. Таким образом, спортсмен принимает положение натянутой тетивы. Атлет производит хлестообразное движение кистью руки и выбрасывает гранату под углом примерно 42 градуса. После этого граната переходит в состояние полета, выполняя при этом вращательные движения.

Пятый шаг предназначен для того, чтобы не допустить заступа за линию или за планку и называется тормозящим. Он представляет собой перескок с левой ноги на правую. Некоторые метатели после этого делают еще 2-3 скачка на правой ноге, чтобы полностью затормозить движение. В связи с необходимостью выполнения тормозящего шага левая нога при броске должна оказаться не прямо у планки, а примерно за 1,5 м от нее.

Типичные ошибки в технике
При обучении метанию гранаты часто возникают следующие ошибки:
  • Опускание кисти метающей руки слишком низко при отведении снаряда назад.
  • Запоздание в работе ног (нижние конечности не успевают за верхними).
  • Высокий прыжок при выполнении скрестного шага.
  • Остановка перед осуществлением броска.
  • Метание гранаты только с помощью руки.
  • Опускание локтя в момент броска.
  • Наклон корпуса влево при броске.
  • Сгибание левой ноги при выбросе снаряда.

Указанные выше ошибки снижают результативность метания. Однако при помощи регулярных тренировок и выполнения специальных упражнений они вполне устранимы.

Основой совершенствования техники метания многие специалисты считают развитие координации броскового движения в сочетании со скоростью разбега. Предлагают также добавить в финальное усилие резкий выдох, позволяющий значительно повысить силу броска и, соответственно, скорость полета гранаты. Кроме того, все профессионалы сходятся в одном: чтобы метание гранаты было продуктивным, необходимы ритм и свобода движений спортсмена.

Физическая культура. 10 класс

Конспект урока

Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «10» класса

Урок № 11. Метание гранаты с места и с 4—5 шагов разбега на дальность

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме: в данном уроке представлена техника метания учебной гранаты на дальность как с места, так и с бросковых шагов. Мы подробно рассмотрим технические нюансы разбега, отведения и броска гранаты на дальность.

Граната – легкоатлетический метательный снаряд.

Бросковые шаги – шаги разбега перед броском снаряда.

Разбег – ускорение перед метанием для придания снаряду максимальной скорости.

Угол вылета – это траектория движения снаряда после покидания руки метателя.

Факторы – это определенные условия, от которых зависит результат.

Беговые шаги – бег для набора скорости перед бросковыми шагами.

Бросковые шаги – шаги, при которых выполняется отведение снаряда и его бросок.

Основная литература:

  • Лях В. И. Физическая культура. 10–11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; под ред. В. И. Ляха. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 237 с.

Дополнительная литература:

  • Погадаев Г. И. Физическая культура. Базовый уровень. 10–11 кл.: учебник. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 271, [1] с.

Интернет-ресурсы:

  • Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.2018).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Метание гранаты часто используется как вспомогательное упражнение для отработки броска, отведения и бросковых шагов.

В технике метания гранаты на дальность можно выделить несколько обязательных частей. Удержание снаряда, разбег (предварительный и заключительный), финальное усилие и сохранение равновесия после броска.

На этом уроке мы рассмотрим все эти части, а также разберем бросок на дальность с места.

Итак, чтобы приступить к тренировке броска на дальность, стоит разобраться в факторах, непосредственно влияющих на дальность полета снаряда.

Основные факторы: угол вылета, начальная скорость вылета снаряда, высота точки, в которой снаряд покидает руку, а также сопротивление воздушной среды.

Начальная скорость вылета снаряда зависит от усилия, приложенного метателем к снаряду, от длины пути, пройденного снарядом в руке метателя, и от времени, за которое снаряд проходит этот путь.

Скорость снаряду придает разбег, поворот корпуса и скачок метателя за счет «обгона» снаряда в заключительной части разбега.

Скорость снаряда можно увеличить с помощью силы и скорости, при этом сократив время воздействия на него. Можно сказать, что путь отведения снаряда имеет не менее важное значение, чем финальное усилие.

Важен и угол вылета снаряда, который также влияет на дальность полета. Практика показывает, что наилучший угол для достижения наибольшей дальности составляет от 30 до 43°.

Сопротивление воздушной среды уменьшает горизонтальную скорость и дальность полета снаряда.

Воздушная среда также может повлиять на дальность полета, так как сопротивление воздуха создает подъемную силу и увеличивает время нахождения снаряда в воздухе. Однако этот показатель не значителен.

Метание гранаты с места.

Метание гранаты на дальность с места выполняется по нижней дуге, или замахом вперед-вниз-назад по кругу, во время которого на снаряд действует наибольшая сила и он развивает наибольшую скорость.

Необходимо встать перед контрольной линией, отставляя правую ногу назад (или с шагом левой ногой вперед), держа руку с гранатой перед собой в согнутой под прямым углом правой руке.

Затем, одновременно приседая на правой ноге, отводя правое плечо вправо, начать быстрым движением опускать руку со снарядом, выпрямляя ее, провести снаряд по кругу назад.

Выпрямляя ногу и отталкиваясь ей, подавая корпус вперед, нужно бросить гранату, пронося ее маховым движением руки над плечом.

Далее будет рассмотрена подробная техника метания и броска гранаты на дальность с разбега.

В начале разбега граната удерживается в согнутой руке, выше уровня плеча, перед собой.

Разбег состоит из двух частей:

Читайте также  Коко Шанель: 20-е годы

а) предварительная часть начинается от стартовой линии и заканчивается на контрольной отметке. Длина дистанции составляет 16—20 м, или 8—10 беговых шагов.

б) заключительная часть начинается на контрольной отметке и заканчивается на ограничительной планке. Дистанция составляет 7—10 м, или 4—5 бросковых шагов.

В предварительной части разбега набирается оптимальная скорость для выполнения движений в заключительной.

Граната держится свободно, рука не напрягается, туловище вертикально. Скорость набирается равномерно, и достигает 2/3 от максимальной перед контрольной отметкой. Темп последних шагов должен повышаться, а длина шагов оставаться прежней.

Слишком высокая скорость разбега является ошибкой, приводящей к неудачному броску.

Техника выполнения бросковых шагов при метании гранаты. Отведение: «нижней дугой» – этот вариант более сложен координационно, однако увеличивает силу воздействия на снаряд; «верхней дугой» – более простой для выполнения.

Цель отведения – «уйти» от снаряда и продвинуться вперед тазом и ногами, не теряя при этом скорости, приобретенной в разбеге.

После попадания ноги на контрольную отметку начинается заключительная часть разбега, которая состоит из бросковых шагов – т.е. шагов, во время которых начинается отведение гранаты и выполняется бросок.

С первым бросковым шагом начинается отведение гранаты по максимально большей дуге, а корпус поворачивается левым боком по направлению метания.

В конце второго шага рука с гранатой выпрямляется, и далее метатель «ведет» снаряд за собой, а также сильно отталкивается ногой, готовясь к следующему шагу. Ось плеч в своем повороте слегка опережает ось таза, избегая их полного совпадения. Голова при этом не поворачивается, взгляд направлен вперед.

Третий бросковый шаг обычно называют «скрестным», цель которого – «обогнать» снаряд, т.е. увеличить скорость нижних звеньев тела по сравнению с плечевым поясом и гранатой. Данный шаг связывает разбег и финальное усилие воедино. Правая нога выносится вперед и ставится с внешнего свода стопы под углом 35—45° к линии метания. Затем, амортизируя, она сгибается в коленном и тазобедренном суставах.

«Обгон» снаряда выполняется посылом таза вперед, отталкиванием левой ногой, туловище значительно отклоняется и поворачивается вправо.

В четвертом шаге главное – это занять растянутое положение для броска (поза натянутого лука) и затормозить скорость движения вперед. Для этого шаг удлиняется, стопа ставиться немного левее от центральной линии.

Важнейшая фаза «Финальное усилие» начинается еще до постановки на грунт левой ноги после четвертого шага. Ось плеч и таза параллельны.

Финальное усилие состоит из условных элементов: «захвата», с последующей «тягой снаряда» и «взятием снаряда на себя».

Именно последний бросковый шаг, работа левой ноги способствует передачи скорости от метателя к снаряду.

Если левая нога сгибается в коленном суставе и ставится на грунт под углом более 60°, то вся энергия разбега гасится, работа стопорится, что приводит к слабому броску.

Финальное усилие броска гранаты выполняется совместными усилиями ног, туловища и рук, а не только одной рукой.

Заключительное движение – правая рука со снарядом выносится локтем вперед, «рывок» или выпуск гранаты заканчивается захлестывающим движением предплечья и кисти, благодаря чему создается вращательное движение гранаты в вертикальной плоскости. Одновременно вес тела «наваливается» на левую ногу, имитируя падение вперед. Выпускается граната под углом 40—42° к горизонту.

Сохранение равновесия после броска: чтобы сократить влияние инерции после броска за кратчайший отрезок пути, нужно поставить носок правой ноги по направлению влево – т.е. тормозящий шаг.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Элементы разбега

Соедините элементы разбега в соответствии с содержащимися в них шагами.

Предварительная часть разбега – это простой бег с гранатой, поэтому верным будет элемент «8—10 беговых шагов».

2. Метание на дальность

Найдите и выделите слова, относящиеся к метанию на дальность.

Вестник Педагога

Автор: Конобеев Алексей Иванович
Должность: тренер-преподаватель по лёгкой атлетике
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Ивнянского района Белгородской области
Населённый пункт: Ивнянский район Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Методические приёмы совершенствования в технике метания мяча, гранаты и копья
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа»

Ивнянского района Белгородской области

Методические приёмы

совершенствования в технике метания

мяча, гранаты и копья

Несмотря на то, что дети с детства метают камни в водоем, играют в

снежки, мальчишки соревнуются в попадании в цель – метание спортивных

снарядов является достаточно сложным координационным действием. Освоение

техники метания приходит не сразу. Эту трудную школу пришлось пройти на

собственном опыте, когда занимаясь легкоатлетическим десятиборьем, куда

входят три вида метаний, показывать результаты без специальной техники было

просто не возможно.

Не случайно метания копья, диска, камней входили в программу древних

цивилизации, добывать себе пищу, человеку приходилось метать различные

предметы. Причем делать это нужно было так, чтобы цель поражалась с одного

Метания характеризуются кратковременными, но максимальными усилиями

не только мышц рук, плечевого пояса, туловища но и ног. Чтобы далеко метать

быстроты, ловкости и умение концентрировать свои усилия. Занятия метаниями

способствуют не только развитию этих важных качеств, но и гармоническому

развитию мускулатуры всего тела.

В нашем районе – метание мяча и гранаты это виды районной спартакиады

по легкой атлетике, а метание мяча входит в комплекс спартакиады по

В недавнем времени учащиеся МБОУ «Вознесеновской СОШ» Ивнянского

района Белгородской области школы проигрывали своим сверстникам из других

школ района в этих видах легкой атлетики.

Рекорд Вознесеновской школы в метании мяча у девушек был самым

давним, его установила еще в 1989 году Лаврова Елена и он равнялся 42 метрам.

Рекорд школы семь лет назад в метании гранаты у девушек равнялся 25 м, у

юношей 44 метра. В первенстве области в метании копья обучающиеся ранее

участие не принимали.

Уровень результатов в метательных дисциплинах был намного ниже

результатов в спринтерском беге. Планомерной и круглогодичной работы со

школьниками в метаниях не было.

Районная спартакиада по легкой атлетике проходит в конце апреля, начале

мая, а соревнования по многоборью ГТО в середине апреля. В наших погодно-

климатических условиях, когда в первой декаде апреля только сходит снег, времени

для подготовки школьников к метаниям на улице было не достаточно. Поэтому в

программе по повышению качества метания мяча и гранаты у школьников особое

внимание надо было уделить занятиям по подготовке метателей в осенне-зимний

период, когда большая часть тренировок проходит в спортивном зале. В программе

учитывалось и развитие скоростно-силовых качеств, координации, ловкости,

развитие подвижности верхних плечевых суставов, умению концентрировать свои

усилия в кратковременный период, увеличение времени в занятиях для игр

которые помогают освоить быстрее технику бросков – волейболу, ручному мячу,

водному поло – если занятия проводились в школьном бассейне. А также

поэтапное обучение основам метания мяча и гранаты и копья как на занятиях в

группах легкой атлетике, так и на уроках физкультуры.

запланированы соревнования «День метателя», соревнования по многоборьям,

включающим в себя метания мяча и гранаты, соревнования по метаниям в летних

оздоровительных лагерях, лагерях труда и отдыха, соревнования в зимнее время по

подготовке, тесты по развитию гибкости и др.

Основными методическими приёмами в повышения качества метания

мяча, гранаты и копья в группах легкой атлетики, применяемыми мною, можно

Овладение основами техники метания снарядов школьниками всех возрастов.

Развитие скоростно-силовых качеств (быстроты и хлесткости).

Развитие ловкости и координации движений.

Непрерывную подготовку школьников метаниям в течение всего года.

Планирование соревнований по метанию мяча и гранаты, школьный «День

метателя», многоборья включающие метания и контрольные соревнования в

детском оздоровительном и трудовых лагерях.

Увеличение времени в тренировочном процессе видам спорта, помогающим

быстрее овладеть навыками метаний таким как волейбол, ручной мяч, плавание,

Целью методических приёмов является повышение результативности

подготовки учащихся в метании мяча и гранаты с помощью упражнений которые

можно применять в зимний период, упражнений для развития ловкости и

координации движений, развитие быстроты и хлёсткости движений применяемых

в помещениях, увеличение времени в тренировочном процессе видам спорта,

способствующим овладеванием навыков метаний

Принципы метаний применительно к начальному обучению должны

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: