Методические рекомендации по организации изучения дисциплины - OXFORDST.RU

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации преподавателю по организации изучения дисциплины

Преподавание учебной дисциплины осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, с учетом компетентностного подхода к обучению студентов.

Способы и средства обеспечения освоения дисциплины

При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующий набор средств и способов обучения:

– рекомендуемая основная и дополнительная литература;

– задания на семинарские и практические занятия (обсуждаемые вопросы, кейс задания, расчетные задачи и др.);

– задания для текущего контроля успеваемости (домашние задания студентам, тестовые задания в рамках электронной системы тестирования);

– вопросы для подготовки к промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины;

– задания к промежуточной аттестации, по итогам освоения дисциплины позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

Рекомендации по подготовке к лекциям

Успешное изложение тем дисциплины предполагает планомерную работу над лекционным материалом в течение всего семестра и работу с литературными источниками. При этом в лекционный материал рекомендуется вносить замечания, дополнения, пояснения.

Лекции являются для студента основной формой последовательного изучения учебного материала. Лекции освещают узловые вопросы курса. Основное их назначение – обеспечить изучение основного материала дисциплины, связать его в единое целое. Рекомендуется вести контроль ведения студентами конспектов изучаемого учебного материала, восстановление пропущенных лекции.

Наименование тем лекций и их содержание приведено в разделе №4 программы. Там же указано распределение времени по темам дисциплины.

В начале лекции преподаватель называет тему лекции, основные вопросы, выносимые на лекцию, указывает основную и дополнительную литературу и главы и параграфы в ней, где изложен материал лекции. После каждого раздела делаются обобщающие выводы и даются указания по самостоятельной работе над материалом лекции (примерные вопросы для самостоятельного изучения материала студентами приведены в таблице на стр. 6-9 РПД). Рекомендуется: тему №2 «Факторы, влияющие на стоимость и принципы оценки стоимости предприятия» рассмотреть в виде лекции-дискуссии с разбором конкретной ситуации, изложенной в виде учебного фильма; тему №9 «Управление стоимостью» провести как проблемную, рассмотрев проблемную ситуацию, решение которой дает возможность принятия эффективного управленческого решения.

Рекомендации по подготовке к проведению семинарских (практических) занятий

Семинарские (практические) занятия имеют важнейшее значение для усвоения программного материала. На каждом таком занятии обучающиеся решают практические задачи и демонстрируют результаты выполнения домашнего задания, выданного на предыдущем занятии.

Для максимального усвоения дисциплины рекомендуется письменного опроса (тестирование, решение задач) студентов по материалам лекций и практических работ. Подборка вопросов для тестирования осуществляется на основе изученного теоретического материала. Такой подход позволяет повысить мотивацию студентов при конспектировании лекционного материала.

В качестве методики проведения семинарских или практические занятий целесообразно использовать обсуждение существующих точек зрения на проблематику отраженную соответствующих темах и вопросах занятий и пути ее решения, подготовку тематических докладов, позволяющих вырабатывать навыки публичных выступлений, а так же способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Рекомендуется: проведение мастер-класса с привлечением специалиста–практика при изучении темы №7а «Практическое применение метода ДДП в условиях стратегического планирования организации»; решение комплексных лабораторных задач (Case-study) при рассмотрении темы №9а СПЗ «Определение факторов роста стоимости предприятия» с использованием программных продуктов в области финансово-экономических решений.

Кроме того, при проведении практических и семинарских занятий рекомендуется активно использовать компьютерные технологии и программные продукты, установленные в компьютерных аудиториях. Перечень аудиторий с соответствующими программными продуктами представлен в разделе №10 настоящей программы.

Рекомендации по осуществлению контроля знаний обучаемых

Для развития самостоятельности студентов важно, чтобы они осознали необходимость систематической повседневной работы. Для этого рекомендуется разделить учебный процесс на ряд этапов контроля, на каждом из которых учитываются результаты текущей успеваемости студентов и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Это позволит в комплексе оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций в процессе освоения учебной дисциплины.

Одной из форм содействия преподавателей развитию самостоятельности студентов является контроль за их самостоятельной работой. Например, на семинарских занятиях преподаватель выдает студентам задачи для решения их дома, затем проверяет своевременность и правильность решения.

Для подготовки готовности студентов к лекционным и семинарским занятиям используются различные тесты.

Для оценки степени усвоения студентами знаний и определения систематичности их работы должны быть введены контрольные работы.

При разработке заданий для контроля знаний обучаемых необходимо учитывать актуальность формируемого материала, не допуская искажения конъюнктуры в экономических и социальных процессах.

Задания должны базироваться на пройденном материале, который обучаемые изучают как на лекциях, так и в ходе самостоятельной работы.

Проведение текущего контроля, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а так же критерии оценки уровня знаний, умений и приобретенных компетенций осуществляется преподавателем на основании содержания раздела №8 настоящей программы.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

При изучении дисциплины предусмотрены следующие виды учебных занятий: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов и выполнение контрольной работы.

На лекциях дается теоретический материал по оценке стоимости предприятия в соответствии с тематикой предусмотренной рабочей программой данного курса.

На семинарских занятиях производится закрепление теоретического материала лекционного курса, разбор конкретных вопросов связанных с адекватным восприятием студентами изложенного материала на лекции, а также разбор примеров оценки конкретных объектов, в виде решения практических задач используя изучаемые методологии оценки.

Во время самостоятельной работы студенты изучают первоисточники, лекционные материалы, готовят доклады и выступления для семинарских занятий, а студенты заочной формы обучения и экстерната выполняют контрольные работы и производят подготовку по контрольным вопросам дисциплины.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговый контроль по дисциплине.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, докладов и письменным тестированием в ходе семинарских занятий.

Промежуточная аттестация основывается на результатах текущего контроля знаний или в виде тематического тестирования.

Итоговый контроль по дисциплине проводится в форме экзамена (зачета).

1.2. Методические рекомендации преподавателям по эффективным средствам, методам и технологиям обучения дисциплины

Успешное овладение дисциплиной «Оценка бизнеса», предусмотренной учебной программой, предполагает выполнение ряда рекомендаций.

1. Следует должен внимательно изучить материалы, характеризующие курс и определяющие целевую установку, а также учебную программу дисциплины, изложенные в данном УМК. Это поможет четко представить круг изучаемых проблем и глубину их постижения.

2. Необходимо знать подборку литературы, достаточную для изучения предлагаемого курса. Список основной литературы предлагается в УМК.

3. Изучая учебную литературу, следует уяснить основное содержание той или иной управленческой проблемы. Глубокое усвоение курса предполагает обращение к истории становления и развития науки, знание классических концепций, сформировавшихся в процессе исторического генезиса. Работа с учебником требует постоянного уточнения сущности и содержания основных категорий посредством обращения к экономическому словарю.

4. Большинство проблем дисциплины носит не только теоретический характер, но непосредственным образом связаны с практикой экономико-социального развития. Подобный характер науки предполагает наличие у студента не только знаний категорий и понятий, но и умения использовать их в качестве инструмента для решения реальных управленческих проблем. Изучая дисциплину, студент не только развивает свою память, но и совершенствует интеллектуальные способности.

Читайте также  Конструкция мостового крана

5. При проведении практических занятий необходимо использовать активные методы обучения, написания и разбор деловых ситуаций. Последний вид работы способствует выработке практического навыка в принятии управленческих решений.

Лекции. Содержание лекции должно охватывать либо тему в целом, либо ее логически завершенную часть. Последовательность изложения лекционного материала должна по возможности учитывать его востребованность в параллельно выполняемых практических работах.

Для контроля понимания материала и используемых методов необходимо в процессе лекции поддерживать обратную связь с аудиторией.

Ввиду ограниченного времени лекция должна представлять собой конспективное изложение ключевых вопросов изучаемой темы и отражать логику и методологию получения соответствующих ей теоретических и практических результатов. Для более подробного и глубокого ознакомления с изучаемым материалом можно отсылать студентов к имеющимся учебным пособиям, в том числе электронным, на основе которых поставлен курс лекций. Ряд вопросов учебной программы может быть полностью вынесен на самостоятельную проработку, если на них не базируется изучение последующих тем.

Контроль. Допуск к экзамену (зачету) получают студенты, полностью освоившие всю учебную программу. Логическая структура курса и организация его изучения позволяют принимать экзамен (зачет) у студентов по всем изученным темам курса. Сдача распределенного экзамена осуществляется по контрольным вопросам, приводимым в данном УМК, дополняемых решением задач.

Балльная система контроля и оценки знаний студента. Внедрение балльной системы в дисциплине представляется возможным и обоснованным и находится на стадии методической разработки.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов, планированию и организации времени

1. Ознакомиться с темой и уяснить основные понятия, используя учебники и лекционный материал, изучить литературу, рекомендованную по данной теме.

2. Изучить и проанализировать соответствующий раздел законодательно-правовую базу РФ, а также нормативные материалы по изучаемому вопросу.

3. Ознакомиться с практикой решения проблем по изучаемой теме (научные журналы, ресурсы Интернет).

4. Решить предлагаемые задачи и тесты по данной теме.

5. Ответить на предлагаемые контрольные вопросы.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Наблюдаемое ныне преобразование различных отраслей отечественного права, несомненно, затрагивает и сферу семейного права. Предпосылки тому – происходящие в последние годы экономические и социально-политические изменения в стране, интегрирующейся в демократическое сообщество, актуализация интереса к гуманитарным ценностям, переосмысление ряда базовых аксиологических нормативов.

Курс «Семейное право» в соответствии с учебным планом предлагается студентам II курса очной формы обучения в течение 4-го семестра в объёме 108 часов.

Обучение студентов строится на основе сочетания аудиторных занятий (54 часа) с самостоятельной работой (18часов). В понятие аудиторных занятий входят лекции, практические занятия, консультации. В понятие самостоятельной работы – изучение нормативных актов и литературы по темам курса, подготовка докладов и рефератов, решение задач. Глубокое и всестороннее изучение предмета «Семейное право» предполагает непосредственную взаимосвязь и сочетание указанных видов деятельности. При этом необходимо отметить, что каждый из них призван реализовать собственные задачи, обусловленные спецификой форм, целей и методов обучения.

Лекции по семейному праву представляются оптимальной формой донесения до студентов основных положений по вопросам отдельных тем, нормативных актов и дополнительной литературы по базовым вопросам курса. На лекции формируются основы для углублённого и дифференцированного освоения конкретной темы в рамках практического занятия, а также при самостоятельной работе.

Не менее важное значение в плане освоения дисциплины «Семейное право», придаётся практическим занятиям. Различные формы их проведения (коллоквиумы, ролевые игры, открытые дискуссии, составление правовых документов, решение задач и др.) способствуют углублённому изучению предмета. Они призваны обучить студентов не только юридически грамотно излагать освоенный материал, работать с нормативными источниками, анализировать теоретические концепции по наиболее спорным вопросам семейного права и судебную практику, но и применять полученные знания при решении реальных задач.

Для эффективной работы на семинарских занятиях студентам необходима соответствующая подготовка. Не ограничиваясь повторением лекционного материала, студенту следует освоить нормативные источники, рекомендованные к соответствующей теме, а также ознакомиться с учебной, монографической и иной научной литературой, обзорами судебной практики.

В планах практических занятий мы рекомендуем темы, обязательные для изучения. Каждая тема снабжена перечнем основных вопросов и списком литературы. По основным разделам курса студентам предлагается прочесть 1-2 монографии, ряд научных статей. Разумеется, данные перечень не является исчерпывающим. По своему усмотрению студенты могут заменить указанные источники на другие, опубликованные, например, в журналах: «Государство и право», «Журнал российского права», «Российская юстиция», «Право и политика», «Правоведение» и другие. Необходимо помнить, что нормативный материал в области семейного права с течением времени дополняется, уточняется, демонстрируя тенденцию к постоянной мобильности. В этой связи студент должен регулярно знакомиться с новыми нормативными актами, отслеживая их появление в «Российской газете», «Собрании законодательства РФ». При наличии возможности студенты в целях ознакомления могут пользоваться услугами ИНТЕРНЕТА, а также программ «Гарант» и «Консультант».

Помимо рассмотрения теоретических вопросов к практическому занятию может быть задано решение задач. Как правило, задачи могут содержатся в практикумах по семейному праву Л.М. Пчелинцевой, С.П.Гришаева и Л.И.Глушковой, И.Л.Корнеевой, но могут быть сформулированы и педагогом. Решение этих упражнений должно быть развёрнутым, аргументированным, опирающимся на нормативные источники. Выполняется задача письменно в рабочей тетради.

В качестве форм контроля знаний используются устные опросы, проверка самостоятельных работ, внутри семестровые коллоквиумы, тесты, контрольные работы и др. Студент, продемонстрировавший незнание материала, а равно пропустивший занятие (независимо от причин), должен отчитаться по вопросам семинара. С этой целью ему необходимо подойти в консультационные часы преподавателя, ведущего занятия в группе. В противном случае вопросы пропущенной темы могут быть заданы в качестве дополнительных на экзамене. На индивидуальных консультациях студент также может разобрать сложные для себя вопросы, обсудить темы для научных выступлений в группе и на конференциях.

По завершении семестра студенты сдают экзамен по всем пройденным вопросам курса. Экзамен проводится в виде устного опроса по билетам. В билетах содержатся два вопроса, на которые должны быть даны развёрнутые, аргументированные ответы. Кроме того студенту может быть предложено практическое задание с целью уточнения его знаний по билету.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: