Метод мозговой атаки и его модификация - OXFORDST.RU

Метод мозговой атаки и его модификация

Метод мозгового штурма: описание, этапы и преимущества.

Мы живем в прекрасное, невероятно интересное время, когда мир вокруг нас меняется с ошеломляющей быстротой. То, что еще вчера казалось фантастикой, становится нормой. Нам приходится жить в бешеном темпе и при этом часто сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил. Пытаясь решить их, мы прочитываем массу литературы, спрашиваем советы у знакомых – и все безрезультатно, решение так и не найдено. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Практически с любой проблемой, которая имеет множество вариантов решения, позволит справиться метод мозгового штурма.

Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения. Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей. В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки. Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.

Метод мозгового штурма имеет три этапа.

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи.

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Главные достоинства метода мозгового штурма.

  1. Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.
  2. Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.

Метод мозгового штурма можно применять не только на работе, но и для решения личных проблем. Главное при этом – придерживаться основных этапов и правил, системно вникать в существующую проблему, учитывая её особенности и нюансы. И нужное вам решение обязательно найдется.

Читайте еще про один замечательный метод поиска креативных решений.

Идея на миллион: как провести эффективный мозговой штурм

Об экспертах:

  • Александра Михайлова, соавтор «Курса критического и креативного мышления» в «Яндекс.Практикуме», младший научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ.
  • Никита Непряхин, владелец тренинговой компании Business Speech, основатель Школы критического мышления, руководитель научно-исследовательской лаборатории Business Speech Science Research, автор девяти книг, включая такие, как «Анатомия заблуждений», «Я манипулирую тобой», «Аргументируй это».
  • Вера Иванова, ведущий трекер стартап-студии Admitad Projects, отвечает за мониторинг прогресса команд и проектов, выявляет проблемные места и помогает их устранить.

Мозговой штурм, или брейншторм (от англ. brainstorm), ― это метод коллективного решения задач, применимый в разных сферах жизни.

Чаще всего мозговой штурм используют:

  • при обсуждении идей для решения, в том числе, экстренных задач;
  • в разработке креативных решений, особенно когда привычные методы не работают;
  • при структурировании информации, если данные разрознены;
  • при анализе данных для их дальнейшего структурирования.

Как появилась методика и зачем она нужна

Александра Михайлова:

Методы мозгового штурма, которые сегодня используют, были изначально придуманы креативными агентствами, к которым приходили компании, чтобы, например, придумать слоган или новую упаковку товара, а также исследовательскими центрами. В результате последние начали заниматься прикладными проектами и пытаться понять, как креативность может удовлетворить реальные запросы бизнеса.

У креативности много разных аспектов. Например, ее можно рассматривать как индивидуальный и групповой процесс. Групповая креативность ― это отдельная сфера: в рамках нее, с одной стороны, может появиться гораздо больше идей, но, с другой, возникают и риски. Например, слушатели нашего курса иногда делятся своим неудачным опытом мозгового штурма. Кто-то рассказывает, что в результате вся команда перессорилась, кто-то ― что после прихода руководителя все замолкали, и процесс останавливался.

Чтобы все эти сложности устранить, надо понять, что мозговой штурм при правильном применении может принести реальную пользу бизнесу, даже в сложных ситуациях. Например, когда у компании закончился бюджет, но осталась необходимость реализовать проект.

Креативное мышление в целом и методы мозгового штурма в частности становятся полезными как раз тогда, когда стандартные, привычные методы перестают работать.

Когда на смену линейному алгоритму (один вопрос ― один ответ) приходит более сложный: есть одна задача, и чтобы найти верное решение, нужно перепробовать сотни вариантов.

Никита Непряхин:

Брейншторм — один из самых эффективных методов генерации креативных идей. К нему прибегают для устранения проблем, мешающих развитию проекта. При этом креативность — это действенный инструмент не только для людей искусства, современных художников, клипмейкеров и маркетологов, как многие считают. Креативность нужна каждому из нас для ежедневного решения бесконечного числа задач. Креативные и результативные решения дают невероятное преимущество.

Как организовать эффективный брейншторм

Александра Михайлова:

На мой взгляд, главный критерий эффективности мозгового штурма ― это хороший модератор или ведущий. Он отвечает за то, чтобы в группе была творческая и бесконфликтная атмосфера. Выбирая человека на эту роль, надо понимать, какие обязанности лежат на нем, и быть уверенным, что он сможет их выполнять.

Модератор следит, чтобы:

  • до определенного момента никто не оценивал и не критиковал идеи

Это касается и участников мозгового штурма, и самого ведущего. Часто на роль модератора предлагают руководителей, но из-за специфики работы им обычно сложно записывать идеи, предварительно не оценивая их.

  • все участники мозгового штурма принимали в нем участие
Читайте также  Измерение давления манометром типа МЭД взаимозаменяемый модели 22365

У модератора должны быть в запасе методики, помогающие преодолевать барьеры в групповых процессах ― например, когда кто-то один говорит, а остальные молчат. Для этого есть простая методика: попросить каждого участника сначала записать одну идею на стикере, а потом озвучить ее. Этот шаг поможет преодолеть страх, и человеку будет проще назвать свою идею вслух. В крайнем случае можно попросить приклеить стикер с идеей на общую доску, не озвучивая написанное.

  • все помнили о правилах процесса, отсутствии иерархии между участниками

Это особенно актуально в случае, если в мозговом штурме участвуют специалисты разного уровня.

  • участники правильно высказывали свое мнение и избегали конфликтов

Ведущий может предложить варианты того, как давать обратную связь: например, выделять в каждой идее только положительные стороны или предложить проголосовать за одну идею, которая понравилась больше всех.

Никита Непряхин:

Если процесс мозгового штурма организован неправильно, то и креативных результатов ждать не стоит. Поэтому во многих компаниях есть свой свод правил брейншторма.У меня и моей команды есть свой, которым мы пользуемся в повседневной практике.

  1. Чтобы решение было найдено, все участники мозгового штурма должны разделять его правила и четко понимать проблему.
  2. Каждый должен понимать свои задачу и роль в брейншторме.
  3. В мозговом штурме не существует должностей, грейдов, субординации. Все равны. И все работают на общий результат.
  4. Важно определиться, нужен ли вам модератор. Обычно это зависит от числа участников: если их больше пяти человек, справиться без ведущего будет сложно.
  5. Обязательно нужен тот, кто будет фиксировать все поступившие идеи и промежуточные результаты. Для фиксации лучше всего использовать средства визуализации: флипчарт, маркерные доски, специальные стикеры.
  6. Главное правило: никакой критики! То же самое касается похвалы. Любая оценка — после мозгового штурма.
  7. Нельзя перебивать участников, надо давать каждому высказаться до конца.
  8. Чем больше идей — тем лучше. Главное, не отходить от основной темы и задачи.
  9. Тем не менее, необходимо соблюдать тайминг встречи.
  10. Для мозгового штурма можно создавать две группы: первая предлагает идеи, вторая — обрабатывает их и оценивает.

Всегда ли эффективен брейншторм

Об эффективности техники мозгового штурма можно говорить долго, но существует и оборотная сторона медали. По мнению психологов, брейншторм может быть неэффективным по нескольким причинам:

  • Социальное безделье — когда над идеей в группе работают несколько человек, а остальные ничего не делают.
  • Продуктивный ступор — когда один человек высказывает свои идеи, а другие вынуждены ждать своей очереди.
  • Боязнь осуждения — страх негативной оценки со стороны других участников.

Профессор психологии университета Миннесоты Марвин Даннет в 1963 году провел ряд экспериментов, которые показали, что чем выше численность группы, тем ниже эффективность брейншторма. Группы из девяти человек производят меньше идей, чем группы из шести человек, которые, в свою очередь, показывают более низкие результаты по сравнению с группами из четырех участников.

Вера Иванова:

Брейнштормы перестают быть эффективными, когда работа фактически из них и состоит. Такие команды встречаются нередко: только штормят, забывая, зачем это делается. Периодически их нужно «заземлять», чтобы ребята переключались в режим работы с теми идеями, что удалось накидать.

Бывает, брейнштормом учредитель компании пытается замаскировать непопулярное решение, которое ему некомфортно принимать авторитарно в одиночку, и хочет «размазать» ответственность на команду. Понятно, что тут ни о какой новой идее и пользе говорить нельзя.

Метод мозговой атаки

Среди множества методов генерации идей и развития творческого мышления особо выделяется метод мозговой атаки (другое название мозгового штурма). Он пользуется огромной популярностью во всем мире. Использование метода позволяет находить решения сложных задач и помогает раскрыть личностный потенциал. Как правило, метод применяют в крупных коллективах на совещаниях, когда возникает необходимость найти оптимальное решение той или иной проблемы.

История возникновения

Метод был разработан в 1930 году. Его автором является американский ученый Алекс Осборн. Он предложил свою методику руководителям предприятий с целью наиболее эффективного планирования предпринимательской деятельности. В 1953 году А. Осборн выпустил книгу «Управляемое воображение», автор описал разработанные им приемы, и которая быстро завоевала популярность среди менеджеров предприятий. Многие крупные бизнесмены с уважением относятся к методу и с успехом практикуют его, отмечая при этом повышение эффективности труда, рост прибыли, появление большого количества новых, интересных идей.

Суть метода состоит в следующем: работники и руководители предприятия собираются вместе. Перед ними ставится задача, которую нужно решить. Каждый участник группы может предлагать свои варианты решения, выдвигать гипотезы, строить предположения, обсуждать результаты, оспаривать предложения других участников. В ходе процесса начинают появляться новые идеи и предложения.

К созданию метода А. Осборна подтолкнула ситуация, возникшая на предприятии, где он работал. Компания столкнулась с проблемой нехватки креативных идей, хотя интеллектуальный и творческий потенциал имелся в достаточном объеме. Ученый начал разбираться в проблеме и пришел к выводу, что причиной сложившейся ситуации является закрытый характер выработки и принятия управленческих решений, поскольку в этом процессе участвуют только опытные специалисты. Но ход их мысли, как правило, является шаблонным, хотя сами они этого не замечают. Остальные сотрудники, не имеющие соответствующей специализации, не принимают участия в поиске решений. Осборн предложил допустить к процессу обсуждения неспециалистов, которые могут подать нестандартные идеи. Также он разделил процесс работы над проблемой на два этапа: предложение идей и их анализ и отбор. Важным условием обсуждения Осборн считал отсутствие ограничений в творческой активности участников. Так родился метод мозговой атаки.

Виды мозговой атаки

Существует несколько видов мозговой атаки: прямая, обратная, теневая и индивидуальная.

  • Прямая мозговая атака является самой распространенной разновидностью метода и используется для быстрого решения актуальной проблемы. Она подходит для обсуждения самых важных вопросов, касающихся развития предприятия, внедрения новых проектов и пр. Внесение в обычные планерки и совещания элемента деловой игры позволяет раскрыть интеллектуальный потенциал сотрудников. Кроме того, данный метод улучшает психологический климат в коллективе.
  • Обратная мозговая атака эффективна в том случае, когда принятое ранее решение оказалось несостоятельным и требуется срочно придумать другое. В ходе обсуждения участники должны активно оспаривать идеи друг друга. Споры и вступление в полемику приветствуются. Метод обратной мозговой атаки можно применять для преодоления неразрешимых противоречий, которые требуют основательного вмешательства. Участники обсуждения могут высказывать любые предложения без ограничений. Данный подход является очень эффективным.
  • Теневая мозговая атака разработана для людей, которые не могут заниматься творчеством в коллективе. Для реализации метода группа участников делится на две подгруппы. Одна подгруппа ведет активное обсуждение, высказывает идеи и оспаривает их. Другая подгруппа не принимает активного участия в обсуждении, а исполняет роль наблюдателей. Каждый участник второй подгруппы записывает на бумагу идеи, возникающие в его голове под влиянием работы активной группы. Список идей, придуманных и активной и теневой группой, передают экспертам для оценки, доработки и дальнейшего развития.
  • Индивидуальная мозговая атака подходит для человека, переживающего профессиональный или творческий кризис. Прием прекрасно подходит для активизации идей не только в коллективе, но и у отдельного человека. Во время индивидуальной подхода человек ведет диалог с самим собой, выдвигает самые разнообразные идеи, сам оценивает их. Этот способ работает довольно эффективно и помогает преодолеть творческий кризис. Его можно использовать в качестве метода принятия решения в условиях ограниченного времени.

Как метод реализуется на практике

Вся работа выполняется в три этапа:

    Подготовительный этап. На этом этапе проводится подготовка к мозговому штурму. Прежде всего, выбирают ведущего группы, который должен формулировать задачи и цели метода, подбирать участников для последующих этапов и решать все организационные вопросы.Участников обсуждения делят на две группы: «генераторов» и «аналитиков». В первую группу входят активные сотрудники с развитым креативным мышлением. Во вторую группу включают экспертов, хорошо разбирающихся в теме обсуждения. Они проводят оценку идей, выдвинутых первой группой. В некоторых случаях создается третья, дополнительная группа – «генераторы контридей».

Перед тем как приступить к работе, рекомендуется провести небольшой «разогрев», предложив участникам группы решить какую-нибудь несложную задачу.

  • Основной этап (генерирование идей). Основной этап работы длится приблизительно 15-20 минут. В это время происходит активный поиск идей. Полностью процесс мозговой атаки занимает 1,5-2 часа. Все идеи, выдвигаемые участниками группы, тщательно записываются. В процессе генерации руководитель группы всячески поддерживает участников, стараясь максимально активизировать их творческое мышление. Он может приводить примеры самых безумных идей, чтобы подтолкнуть к процессу остальных.
  • Завершающий этап (подведение итогов). На этом этапе собранные предложения представляют группе «аналитиков» для анализа, систематизации и оценки их жизнеспособности. Проводится отбор наиболее интересных и конструктивных вариантов и составляется их перечень.
  • Правила проведения мозговой атаки

    Оптимальное количество участников – 6-12 человек. Хорошо, если в группу будут входить не только опытные сотрудники, но и молодые, которые еще не имеют жестких стереотипов мышления. Группы должны быть смешанными и состоять из мужчин и женщин. Нужно постараться, чтобы разница в возрасте и служебном статусе участников не была слишком большой. Рекомендуется иногда вводить в группы новых людей, которые могут внести свежие, нестандартные идеи.

    Количество активных и умеренных членов в группе должно быть примерно одинаковым. Для проведения мозговой атаки нужно выбрать отдельную комнату или зал совещаний, где ничего не будет мешать процессу. Удобнее всего проводить обсуждение за круглым столом.

    Читайте также  Налоговые системы зарубежных стран

    Руководитель должен постараться создать непринужденную обстановку, которая позволит участникам чувствовать себя свободно. Для этого можно использовать юмор и другие приемы. Все идеи нужно фиксировать на бумаге или записывать на диктофон.

    Руководитель тоже принимает участие в процессе генерации идей. Задача руководителя – освободить участников группы от шаблонного мышления и подтолкнуть их к творческому поиску. Нередко процесс генерации идей у участников обсуждения продолжается и после завершения собрания. В этом случае руководитель должен собрать группу через несколько дней и зафиксировать придуманные ими идеи.

    Условия успешного проведения мозговой атаки

    В процессе обсуждения не допускается критика выдвигаемых идей. Даже самая фантастическая и необычная идея должна быть записана. Это способствует активизации мышления у членов группы. Участники должны постараться придумать как можно больше предложений.

    Суть метода мозговой атаки состоит в том, чтобы избавить участников от шаблонного мышления и заставить их мыслить нестандартно. Только в этом случае метод будет эффективным. Важно не качество идей, а их количество. В общей сложности, за 20 минут работы группа может создать около 100 идей. При грамотной организации процесса возможен и более высокий результат – 200-250 идей.

    Все идеи записываются, так чтобы участники обсуждения могли их видеть. Удобнее всего записывать их маркерами на больших листах бумаги или на специальной доске. После того как все идеи собраны и записаны, членам группы нужно дать передышку, чтобы они смогли отдохнуть от умственной работы. На этом этапе часто продолжается работа над задачей на бессознательном уровне и может происходить реорганизация идей.

    Достоинства и недостатки метода

    Метод мозговой атаки, как и любой метод генерации идей, обладает рядом достоинств и недостатков.

    Достоинства:

    • активизируется творческое мышление;
    • процесс коллективного обсуждения сближает участников группы и учит их эффективно работать в команде;
    • процесс поиска идей избавляет от лени, шаблонного мышления, пассивности, подталкивая даже самых неактивных членов к творческому процессу;
    • метод прост в использовании, его правила легко понять всем участникам процесса, кроме того, его проведение не требует специального оборудования и условий.

    Недостатки:

    • из-за поощрения любых, даже самых фантастических идей, члены группы могут уйти в сторону от реальной проблемы;
    • среди выдвигаемых вариантов бывает непросто найти по-настоящему практичный вариант;
    • наиболее опытные и активные участники могут начать претендовать на лидерство и стараться продвигать свои идеи, как наиболее продуктивные.

    Применение метода мозговой атаки поможет руководителю раскрыть интеллектуальный потенциал своих подчиненных и направить его на поиск новых, креативных идей, способных улучшить эффективность работы производства.

    Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения

    Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов. И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.

    Мозговой штурм является одним из методов ТРИЗ. Чтобы изучить больше методов, оценить творческий потенциал и узнать способы прокачки ваших креативных навыков, научитсья мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи, приходите на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике».

    Что такое метод мозгового штурма?

    Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O». Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

    Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

    Постановка проблемы

    Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

    Генерация идей

    Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

    • Максимальное количество идей, без любых ограничений
    • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
    • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
    • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

    Отбор, систематизация и оценка идей

    Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

    Как правило, для мозгового штурма создаётся две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.

    В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи. Если в мероприятии принимают участие люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора «согласия с начальством». Интересно ещё и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют посредственный характер, совершенно обычны и тривиальны, однако по мере вовлечения участников в процесс и активизации мышления и творческого потенциала начинают появляться оригинальные и необычные идеи. На протяжении всего процесса ведущий записывает все озвученные предложения. И уже после этого осуществляется их отбор, анализ и развитие. Результатом и становится наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

    Главные плюсы метода мозгового штурма

    Представленные ниже преимущества мозгового штурма основаны на идеях кандидата философских наук, социолога и доцента кафедры социологии Сибирского федерального университета П. А. Старикова.

    Во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.

    Во-вторых, сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность.

    И, в-третьих, царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.

    Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди учёных, педагогов, дизайнеров, менеджеров, политиков и других специалистов различных областей по всему миру. Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов. Однако многие учёные, в частности, психологи, утверждают, что если работа команды участников штурма организована неправильно, то и результаты штурма будут очень низкими, сведя достоинства метода на нет. Чтобы этого избежать следует придерживаться нескольких простых правил.

    10 правил эффективного мозгового штурма

    1. Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
    2. Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
    3. Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
    4. Записи. На протяжении всей «игры» нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
    5. Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
    6. Максимальная генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
    7. Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
    8. Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
    9. Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
    10. Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.
    Читайте также  Материальная и духовная культура

    Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!

    На ваш взгляд, метод мозгового штурма является эффективным? Если нет, то почему? А если вы знаете какие-то другие интересные и эффективные методики решения проблем и поиска их решений, мы будем рады узнать о них из ваших комментариев.

    Мозговой штурм

    Иногда решить проблему в одиночку не удается. И речь сейчас не про лень или отсутствие навыков. Скорее, мы про невозможность определить путь решения. Иногда очевидные ответы на вопросы не приходят нам в голову. Глаз замыливается, все, что приходит к голову, кажется неудачным. И тогда самое время использовать метод мозгового штурма.

    Участвует несколько лиц. Поиск ответов на вопросы становится быстрее и проще. В рамках рабочего коллектива в мозговом штурме могут принимать участие маркетолог, разработчик продукта, несколько постоянных клиентов и т.д. Состав зависит от задач, поставленных перед штурмом. Это может быть мероприятие среди руководящего состава, маркетингового отдела и даже внутри семьи. Метод применим даже для решения бытовых проблем: например, поездки в отпуск, организации праздника и т.д.

    Основополагающие правила метода мозгового штурма

    Правил брейншторма много. Перечислим 10 основных:

    1. Важно уделять внимание подготовке. Каждый участник должен знать тему штурма за пару дней до его проведения. Это поможет продумать проблему и уже в самом начале предложить базовые идеи для ее решения.
    2. Чем больше людей принимают участие в штурме, тем лучше его результаты.
    3. Задача или проблема должна быть понятна всем участникам штурма. Если потребуется, лучше дать пояснения и ответить на все вопросы. Помните: участники работают над решением общей проблемы, каждый должен понимать, в чем ее суть, и быть на одной волне с остальными участниками штурма.
    4. Конспектируйте идеи. Лучше, чтобы это делал каждый участник. Так вы ничего не пропустите и каждая озвученная мысль будет на карандаше. В дальнейшем идеи, которые не потребовались в этот раз, могут быть использованы повторно.
    5. Не критикуйте идеи. Даже если они откровенно глупые. Обычно как раз такие безумные фантазии ложатся в основу рабочих гипотез. Их удобно перерабатывать и приближать к реальности. Кроме того, критика еще никому не шла на пользу, она подавляет людей, а это совсем не помогает в работе.
    6. Генерируйте идеи на полную мощь. Каждый участник должен высказывать свои представления о решении проблемы как можно точнее, наращивая их объем. Некоторые могут стесняться говорить и держать свои мысли при себе. Это снижает эффективность метода наравне с остановкой штурма при нахождении более-менее подходящей идеи. Работайте все отведенное время, не останавливайтесь в поисках.
    7. Привлекайте сторонних людей. Например, если задача найти 100 работающих гипотез, 4 участникам штурма быстро с ней справиться не удастся. Привлеките людей, которые не должны были участвовать в поисках, они могут помочь.
    8. Комбинируйте идеи. Особенно это хорошая идея, когда варианты предлагают люди разного статуса.
    9. Используйте визуализацию. Маркерные доски, схемы, таблицы, скрайбинг — все это поможет повысить результативность поиска идей.
    10. Подумайте об отрицательном результате. Представьте, что все пошло не так, как вы хотели. Это поможет увеличить число работающих идей и подготовиться к ситуации, когда все идет не по плану.

    Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

    1. Ознакомление всех участников с правилами проведения мозгового штурма. Каждый должен понимать их и соблюдать.
    2. Разминка. Дайте участникам выполнить небольшое задание — так вы поймете, что все поняли принцип, а группа сможет переключиться с рабочих проблем на творчество.
    3. Формулировка задачи. Как можно четче опишите проблему и обозначьте участникам суть задачи. Также объясните, каков должен быть результат штурма: это может быть новый продукт или сценарий рекламного ролика.
    4. Генерация идей и их презентация. Участники могут высказываться по очереди или в ходе возникновения идей. Путь звучат даже самые нереальные идеи — все это может пригодиться.
    5. Оценка идей. Определите метод, который будет использоваться для определения лучшего предложения и, следуя ему, найдите решение, которое подходит под ваши критерии.

    ТОП техник для гениальных решений с примерами мозгового штурма

    • Классическая мозговая атака. Подойдет для новичков. Проводится в два этапа — поиск идей и их оценка. По времени занимает около часа. В рабочую группу входят до 12 человек.
      Пример:Перед штурмом проводится разминка — так в группе зарождается расслабленная атмосфера. Не обязательно работать — можно просто пошутить, поговорить с участниками. Затем озвучивается цель штурма и предлагается найти максимальное количество путей ее достижения. На основе услышанного составляется список идей и проводится их доработка. На втором этапе выбирается лучшая идея.
    • «Оригами» — любимая техника маркетологов. С ее помощью формируется множество решений. Проводится под интервальный таймер, что держит участников в тонусе. Модератор тут не нужен — все и без него работают быстро и четко.
      Пример:Допустим, вы сотрудник маркетингового отдела. Вместе с коллегами возьмите пачку клеящихся стикеров и за 8 отрезков по 40 секунд напишите по одной идее за отрезок. Если в коллективе 4 человека — на выходе вы получите целых 32 темы.
    • Групповой брейнрайтинг — подходит для большого коллектива. Суть в том, что участники записывают свои предложения на бумагу и передают их друг другу с целью развития и доработки.
      Пример:Создайте файл эксель и пусть сотрудники из каждого филиала пишет свои идеи и развивает наработки своих коллег.

    11 типичных ошибок мозгового штурма

    1. Участникам непонятно, в чем цель штурма и к чему нужно прийти по его итогам. Чем точнее вы объясните — тем лучше будет результат.
    2. В рамках одного штурма пытаются решить сразу несколько задач. В результате участники не знают, что приоритетнее, и за что нужно браться.
    3. Иерархия. Ее нет в рамках мозгового штурма. Здесь и стажер, и руководство равны.
    4. Стремление привлечь как можно больше специалистов. Оценивайте силы команды реально, не нужно звать тех, от кого вряд ли будет толк.
    5. Низкая активность участников. Мозговая атака — не совещание, на котором можно отмолчаться или быть кратким. Здесь нужно быть активным и не бояться высказывать свое мнение.
    6. Отсутствие подготовки. Об этом мы уже говорили — дайте команде настроиться на творческую волну.
    7. Отсутствие протокола. Участники записывают не все идеи, в результате многие из них теряются.
    8. Критика новых идей. Не стоит заниматься этим в рамках поиска вариантов. Этому есть другое время.
    9. Слишком долгое обдумывание идеи. В результате она так и не доходит для окружающих, а значит снижается эффективность brainstorm.
    10. Необъективная оценка идей. Например, варианты предложенные руководителем априори кажутся лучше, чем то, что говорит рядовой сотрудник. Чтобы такого не было — лучше приглашать сторонних экспертов для оценки.
    11. Слишком долгое мероприятие. Иногда коучи и тренеры перебарщивают со временем проведения и участники устают. Для работы хватит не более полутора часов.

    Отличия хорошего мозгового штурма

    • Группа состоит из 6-12 человек. Участники яркие и энергичные, которые не боятся высказываться.
    • За работой группы следит опытный модератор.
    • Ведется протокол. Все идеи записаны, даже самые фантастические.
    • Перед работой проводится разогревающая сессия, в рамках которой группа узнает друг друга и знакомится с техниками на практике.
    • Отсутствует критика. Любые идеи имеют право быть высказанными.
    • Отсутствует иерархия. Во время штурма члены группы забывают о том, кто из них директор, а кто — стажер.

    Мозговой штурм — эффективный способ найти идеи, которые до этого казались недоступными. Творческий потенциал каждого сотрудника гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд. С помощью метода вы сможете решить проблему, над которой работали неделями в одиночку. Убедитесь сами — коллективный разум творит чудеса. Чужой взгляд на вещи может натолкнуть на поистине гениальное решение.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: