Метод мозгового штурма 3 - OXFORDST.RU

Метод мозгового штурма 3

Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения

Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов. И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.

Мозговой штурм является одним из методов ТРИЗ. Чтобы изучить больше методов, оценить творческий потенциал и узнать способы прокачки ваших креативных навыков, научитсья мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи, приходите на нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике».

Что такое метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O». Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

Генерация идей

Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

  • Максимальное количество идей, без любых ограничений
  • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
  • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
  • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

Как правило, для мозгового штурма создаётся две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.

В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи. Если в мероприятии принимают участие люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора «согласия с начальством». Интересно ещё и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют посредственный характер, совершенно обычны и тривиальны, однако по мере вовлечения участников в процесс и активизации мышления и творческого потенциала начинают появляться оригинальные и необычные идеи. На протяжении всего процесса ведущий записывает все озвученные предложения. И уже после этого осуществляется их отбор, анализ и развитие. Результатом и становится наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

Главные плюсы метода мозгового штурма

Представленные ниже преимущества мозгового штурма основаны на идеях кандидата философских наук, социолога и доцента кафедры социологии Сибирского федерального университета П. А. Старикова.

Во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.

Во-вторых, сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность.

И, в-третьих, царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.

Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди учёных, педагогов, дизайнеров, менеджеров, политиков и других специалистов различных областей по всему миру. Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов. Однако многие учёные, в частности, психологи, утверждают, что если работа команды участников штурма организована неправильно, то и результаты штурма будут очень низкими, сведя достоинства метода на нет. Чтобы этого избежать следует придерживаться нескольких простых правил.

10 правил эффективного мозгового штурма

  1. Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
  2. Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
  3. Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
  4. Записи. На протяжении всей «игры» нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
  5. Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
  6. Максимальная генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
  7. Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
  8. Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
  9. Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
  10. Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!

На ваш взгляд, метод мозгового штурма является эффективным? Если нет, то почему? А если вы знаете какие-то другие интересные и эффективные методики решения проблем и поиска их решений, мы будем рады узнать о них из ваших комментариев.

Как генерировать уникальные идеи? 7 техник мозгового штурма

Твоей команде не упадет на голову яблоко, как это произошло в истории с Ньютоном. Вместо этого вам придется провести мозговой штурм. Термин этот популярен и может показаться, что проводить штурм очень легко. Но не обманывайся.

Может тебе нужны новые способы продвижения через соцсети. Или имя героя рекламного ролика. Неважно, какая задача стоит перед тобой — командная работа сможет решить любую проблему. Если делать все правильно, мозговой штурм станет продуктивным и веселым инструментом. Не будешь следовать правилам – лишь потеряешь время. Мы в Honey Hunters Digital часто используем эти правила и техники при разработке идей мобильных приложений и получаем хорошие результаты.

Чтобы поднять рабочие собрания на новый уровень, используй эти семь методов проведения мозгового штурма .

Краткий обзор термина.

Процесс мозгового штурма был популяризирован в 1950-х годах Алексом Осборном, руководителем отдела рекламы в BBDO.

Разочарованный неспособностью своих сотрудников придумать хорошие маркетинговые идеи самостоятельно, Осборн начал экспериментировать с различными совместными упражнениями.

В конце концов он остановился на модели, основанной на четырех простых принципах:

  • Выскажите как можно больше идей. Ваша цель – количество, а не качество.
  • Никакой критики до завершения мозгового штурма. Людей будет сдерживать возможная негативная оценка их идей.
  • Поощряйте нестандартные пути решения проблемы. Хоть дикие идеи могут быть и неосуществимы, они помогают направить разговор в нужном направлении и вдохновляют других участников мозгового штурма.
  • Объединяйте идеи. Поощрение совместной работы повышает моральный дух команды.

Осборн разработал свою модель мозгового штурма для решения простых задач – придумать название кампании, создать слоган, определить эмоциональный тон и тому подобное. Более сложные проекты, которые требуют глубокого критического мышления или анализа, этому методу не поддаются.

Читайте также  Музыкальный инструмент саксофон

Короче говоря, о методе мозгового штурма Осборна ты можешь думать как о дружеском разговоре: участники не боятся осуждения и выкладывают все идеи, что приходят на ум.

7 основных методов мозгового штурма.

Независимо от того, какие цели ты преследуешь, не ожидай, что штурм пройдет без сучка и задоринки – это процесс проб и ошибок. Кроме того, не существует никакого универсального метода мозгового штурма для любой компании людей. Каждая команда может проявить себя с уникальной стороны.

Смешивай и сочетай эти методы, и в итоге ты найдешь идеальный коктейль для мозгового штурма.

1. Индивидуальные наработки.

По словам Арт Маркмана, профессора психологии и маркетинга в UT Austin , потенциальным последствием мозгового штурма является конвергентное мышление: идеи отдельных людей становятся все более похожими в ходе мозгового штурма.

Маркман предлагает дать людям время подумать до мозгового штурма. Таким образом, у каждого есть возможность направить свой мыслительный процесс в уникальном направлении. Комната, заполненная уверенными в себе людьми с несколько иными взглядами на вопрос, обладает огромным потенциалом.

2. Собери команду людей, которые действительно знают друг друга.

Еще в 2015 году исследователи из Фонда творческого образования обнаружили, что мозговой штурм гораздо более эффективен, когда участники знакомы друг с другом. То же самое нам говорит Осборн.

Многие исследования утверждают, что корень неудач мозговых штурмов незнакомых людей не в нарушении правила Осборна. Все гораздо проще: участники не чувствуют себя комфортно в компании незнакомых людей, следовательно, не могут проявить свои таланты в полную силу.

Для достижения наилучших результатов собери группу сотрудников, которые не только работают вместе, но еще и делают это с удовольствием.

3. Задавай вопросы.

Иногда мозговой штурм заходит в тупик. Умные и сплоченные участники просто теряют вдохновение.

Столкнувшись с этой проблемой со своими студентами MBA, Хэл Грегерсен, старший преподаватель Слоунской школы менеджмента Массачусетского технологического института , пошел ва-банк: он попросил своих учеников озвучивать не решения проблемы, а задавать новые вопросы по задаче, вбрасывать новые темы для обсуждения.

И это сработало! В тот же миг аудитория преобразилась, студенты оживились, и мозговой штурм загорелся ярче прежнего. Вскоре упражнение достигло пика своей производительности.

Успех эксперимента побудил Грегерсена разработать свою модель мозгового штурма, и в основе этого лежит следующее: когда все сидят без дела и ждут чуда, они все больше разочаровываются. И в минуту, когда начинают звучать новые вопросы, которые помогают посмотреть на задачу под другим углом, у участников сессии вновь появляется уверенность в своих силах, контроль над положением возвращается, и упражнение дальше идет как по маслу.

4. Не забывай о рефлексии.

Помни: цель мозгового штурма — генерировать как можно больше идей в рамках временных ограничений. Во время сессии не должно быть никаких дискуссий или критики на тему высказанных участниками идей. На самом деле это сложно реализовать. Люди так и будут стараться начинать критику высказанных другими идей.

Преимущество метода мозгового штурма заключается в активном вовлечении членов команды. Недостаток кроется в отсутствии времени на реализацию отдельных идей.

Поэтому после мозгового штурма необходимо обдумать все идеи, и превратить некоторые наброски в шедевры.

Есть два способа сделать это: направить внимание или поддержать обсуждение.

Механика первого способа заключается в том, чтобы собрать всех участников мозгового штурма и направить их внимание на конкретную задачу и поиски ее решения – одной идеей или объединением нескольких. При таком обсуждении лидер контролирует течение разговора группы.

Второй способ – поддержка дискуссии – менее структурирован. По сути, все участники садятся со списком результатов мозгового штурма и обсуждают их дальше. Команда совместно решает, какая идея пойдет в дальнейшую разработку, а какая отложена в долгий ящик, или даже брошена в мусорный бак.

Направление внимания команды помогает каждому участнику упражнения обрабатывать информацию на более глубоком уровне, в то время как поддержание обсуждения способствует прояснению и обобщению конкретных идей.

Выбирай любой способ, главное – закрепи результат мозгового штурма.

5. Различай выполнимое и нестандартное.

Как и в случае любых командных действий, важно четко определить цели твоего мозгового штурма. Ты ищешь идеи, которые могут быть легко реализованы в твоей текущей маркетинговой схеме, или ты ищешь какой-то действительно нестандартный материал? Это решение является довольно серьезным.

Потому что когда людям поручают выбрать самую осуществимую или самую оригинальную концепцию, если говорить о первом случае, они выбирают идею, которая была озвучена одной из первых. А при выборе самой оригинальной концепции большинство голосует за идею, сгенерированную в самом конце сессии.

Другими словами, чем дольше длится мозговой штурм, тем необычнее и неосуществимее идеи. Если ты ищешь что-то соответствующее твоей текущей деятельности – мозговой штурм должен быть коротким. А если тебе нужно что-то крайне необычное, ты должен стремиться к относительно долгому мозговому штурму.

Это очень важно. Без четкой цели ты можешь тратить время и энергию на идеи, которые совершенно не соответствуют тому, чего ты пытаешься достичь.

6. Смени обстановку.

Одной из ключевых идей Осборна было то, что робость и страх являются худшими врагами лидера мозгового штурма. Вот почему ты должен воздерживаться от критики идей, высказанных участниками мозгового штурма.

Что ж, даже когда все пазлы сошлись, правила Осборна соблюдены, некоторые коллеги все также могут не решаться присоединиться к обсуждению. И в этом может быть виноват не кто иной, как твой конференц-зал.

Работа с одними и теми же людьми в одной и той же обстановке приводит к застоям. Ты ведь не раз слышал про выход из зоны комфорта?

Свежая среда может дать команде свежий импульс, который просто необходим для разработки действительно убийственной идеи.

Может, недалеко от твоего офиса есть веселый ресторан? Проведи мозговой штурм за обедом! Или твои коллеги любят вечеринки? Закончите работу всей командой пораньше и посидите за коктейлем, попутно выдвигая новые идеи решения рабочей задачи. Поверь, вам не придется долго думать над свежей идеей – смена обстановки может творить чудеса! Онлайн вариант никто не отменял, тем более, что на момент публикации статьи это так актуально.

7. Пригласи гостей.

Если новая обстановка может привести к ускоренному мозгового штурму, логично предположить, что и запуск свежих персонажей может благоприятно повлиять на исход упражнения. Но в методе Осборна есть правило, которое противоречит этой идее. Что же делать?

С одной стороны, ты не хочешь, чтобы идеи всех людей сливались, потому что это сближение сужает эффективность сеанса. С другой стороны – откуда в стоячей воде появиться свежей идее?

Ответ – просто попробуй. Пригласи своих коллег из других подразделений. Вполне вероятно, что опыт отдела продаж, знания ребят из отдела поддержки клиентов или мысли разработчиков породят уникальные точки зрения, которые выведут твой мозговой штурм на новый уровень.

Должно быть, к этому моменту ты уже выявил залог успеха любого мозгового штурма — стимуляция! Ключ к стимуляции – изменения. Подумай над этим.

Ты можешь использовать все упомянутые выше способы, можешь их как угодно смешивать или изменять. Уверен, за час ты сможешь придумать еще десяток способов нарушить рутину обычного обсуждения, раскачать болото так, чтобы на дне блеснула та самая идея на миллион.

А если столкнулся с проблемой рутины, ты всегда можешь собрать мозговой штурм, чтобы обдумать новые способы проведения мозговых штурмов :)

Идея на миллион: как провести эффективный мозговой штурм

Об экспертах:

  • Александра Михайлова, соавтор «Курса критического и креативного мышления» в «Яндекс.Практикуме», младший научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ.
  • Никита Непряхин, владелец тренинговой компании Business Speech, основатель Школы критического мышления, руководитель научно-исследовательской лаборатории Business Speech Science Research, автор девяти книг, включая такие, как «Анатомия заблуждений», «Я манипулирую тобой», «Аргументируй это».
  • Вера Иванова, ведущий трекер стартап-студии Admitad Projects, отвечает за мониторинг прогресса команд и проектов, выявляет проблемные места и помогает их устранить.

Мозговой штурм, или брейншторм (от англ. brainstorm), ― это метод коллективного решения задач, применимый в разных сферах жизни.

Чаще всего мозговой штурм используют:

  • при обсуждении идей для решения, в том числе, экстренных задач;
  • в разработке креативных решений, особенно когда привычные методы не работают;
  • при структурировании информации, если данные разрознены;
  • при анализе данных для их дальнейшего структурирования.

Как появилась методика и зачем она нужна

Александра Михайлова:

Методы мозгового штурма, которые сегодня используют, были изначально придуманы креативными агентствами, к которым приходили компании, чтобы, например, придумать слоган или новую упаковку товара, а также исследовательскими центрами. В результате последние начали заниматься прикладными проектами и пытаться понять, как креативность может удовлетворить реальные запросы бизнеса.

У креативности много разных аспектов. Например, ее можно рассматривать как индивидуальный и групповой процесс. Групповая креативность ― это отдельная сфера: в рамках нее, с одной стороны, может появиться гораздо больше идей, но, с другой, возникают и риски. Например, слушатели нашего курса иногда делятся своим неудачным опытом мозгового штурма. Кто-то рассказывает, что в результате вся команда перессорилась, кто-то ― что после прихода руководителя все замолкали, и процесс останавливался.

Чтобы все эти сложности устранить, надо понять, что мозговой штурм при правильном применении может принести реальную пользу бизнесу, даже в сложных ситуациях. Например, когда у компании закончился бюджет, но осталась необходимость реализовать проект.

Креативное мышление в целом и методы мозгового штурма в частности становятся полезными как раз тогда, когда стандартные, привычные методы перестают работать.

Читайте также  Водные ресурсы и их охрана

Когда на смену линейному алгоритму (один вопрос ― один ответ) приходит более сложный: есть одна задача, и чтобы найти верное решение, нужно перепробовать сотни вариантов.

Никита Непряхин:

Брейншторм — один из самых эффективных методов генерации креативных идей. К нему прибегают для устранения проблем, мешающих развитию проекта. При этом креативность — это действенный инструмент не только для людей искусства, современных художников, клипмейкеров и маркетологов, как многие считают. Креативность нужна каждому из нас для ежедневного решения бесконечного числа задач. Креативные и результативные решения дают невероятное преимущество.

Как организовать эффективный брейншторм

Александра Михайлова:

На мой взгляд, главный критерий эффективности мозгового штурма ― это хороший модератор или ведущий. Он отвечает за то, чтобы в группе была творческая и бесконфликтная атмосфера. Выбирая человека на эту роль, надо понимать, какие обязанности лежат на нем, и быть уверенным, что он сможет их выполнять.

Модератор следит, чтобы:

  • до определенного момента никто не оценивал и не критиковал идеи

Это касается и участников мозгового штурма, и самого ведущего. Часто на роль модератора предлагают руководителей, но из-за специфики работы им обычно сложно записывать идеи, предварительно не оценивая их.

  • все участники мозгового штурма принимали в нем участие

У модератора должны быть в запасе методики, помогающие преодолевать барьеры в групповых процессах ― например, когда кто-то один говорит, а остальные молчат. Для этого есть простая методика: попросить каждого участника сначала записать одну идею на стикере, а потом озвучить ее. Этот шаг поможет преодолеть страх, и человеку будет проще назвать свою идею вслух. В крайнем случае можно попросить приклеить стикер с идеей на общую доску, не озвучивая написанное.

  • все помнили о правилах процесса, отсутствии иерархии между участниками

Это особенно актуально в случае, если в мозговом штурме участвуют специалисты разного уровня.

  • участники правильно высказывали свое мнение и избегали конфликтов

Ведущий может предложить варианты того, как давать обратную связь: например, выделять в каждой идее только положительные стороны или предложить проголосовать за одну идею, которая понравилась больше всех.

Никита Непряхин:

Если процесс мозгового штурма организован неправильно, то и креативных результатов ждать не стоит. Поэтому во многих компаниях есть свой свод правил брейншторма.У меня и моей команды есть свой, которым мы пользуемся в повседневной практике.

  1. Чтобы решение было найдено, все участники мозгового штурма должны разделять его правила и четко понимать проблему.
  2. Каждый должен понимать свои задачу и роль в брейншторме.
  3. В мозговом штурме не существует должностей, грейдов, субординации. Все равны. И все работают на общий результат.
  4. Важно определиться, нужен ли вам модератор. Обычно это зависит от числа участников: если их больше пяти человек, справиться без ведущего будет сложно.
  5. Обязательно нужен тот, кто будет фиксировать все поступившие идеи и промежуточные результаты. Для фиксации лучше всего использовать средства визуализации: флипчарт, маркерные доски, специальные стикеры.
  6. Главное правило: никакой критики! То же самое касается похвалы. Любая оценка — после мозгового штурма.
  7. Нельзя перебивать участников, надо давать каждому высказаться до конца.
  8. Чем больше идей — тем лучше. Главное, не отходить от основной темы и задачи.
  9. Тем не менее, необходимо соблюдать тайминг встречи.
  10. Для мозгового штурма можно создавать две группы: первая предлагает идеи, вторая — обрабатывает их и оценивает.

Всегда ли эффективен брейншторм

Об эффективности техники мозгового штурма можно говорить долго, но существует и оборотная сторона медали. По мнению психологов, брейншторм может быть неэффективным по нескольким причинам:

  • Социальное безделье — когда над идеей в группе работают несколько человек, а остальные ничего не делают.
  • Продуктивный ступор — когда один человек высказывает свои идеи, а другие вынуждены ждать своей очереди.
  • Боязнь осуждения — страх негативной оценки со стороны других участников.

Профессор психологии университета Миннесоты Марвин Даннет в 1963 году провел ряд экспериментов, которые показали, что чем выше численность группы, тем ниже эффективность брейншторма. Группы из девяти человек производят меньше идей, чем группы из шести человек, которые, в свою очередь, показывают более низкие результаты по сравнению с группами из четырех участников.

Вера Иванова:

Брейнштормы перестают быть эффективными, когда работа фактически из них и состоит. Такие команды встречаются нередко: только штормят, забывая, зачем это делается. Периодически их нужно «заземлять», чтобы ребята переключались в режим работы с теми идеями, что удалось накидать.

Бывает, брейнштормом учредитель компании пытается замаскировать непопулярное решение, которое ему некомфортно принимать авторитарно в одиночку, и хочет «размазать» ответственность на команду. Понятно, что тут ни о какой новой идее и пользе говорить нельзя.

Как проводить мозговой штурм? 10 правил брейнсторминга с примерами

Часто, когда перед командой стоит важная или срочная задача, а творческий потенциал колеблется на отметке ближе к нулю, на помощь приходит незаменимый метод мозгового штурма. Эта техника направлена на спонтанное, потоковое генерирование огромного количества идей для решения какой-либо проблемы.

Брейнсторминг служит для стимулирования творческой активности команды. Он предполагает участие большого количества людей (чем больше, тем лучше), которые за короткий интервал времени предлагают максимальное число идей, вариантов решения задачи или проблемы. Например, если вы планируете запустить новый продукт и не можете придумать крутое название для него, с помощью брейнсторминга можно буквально за полчаса сгенерировать сотню рабочих вариантов.

Сам метод и его определение разработал Алекс Осборн — один из основателей рекламного агентства BBD&O в конце 30-х годов. Сегодня брейнсторминг считается основным способом быстрого поиска нестандартных решений каких-либо задач.

В этой статье мы разберем правила мозгового штурма, этапы, типы, а также примеры его проведения.

Технология мозгового штурма: этапы и методика проведения

Мы привыкли понимать под методом брейнсторминга что-то вроде неформального собрания по какому-либо вопросу, на котором все сотрудники говорят буквально все, что приходит в голову. С одной стороны, все верно. Но так как мозговой штурм — это, в первую очередь, метод решения проблемы, в нем также есть своя технология, этапы и правила.

Соблюдая эту технологию, вы в разы повысите эффективность мозгового штурма и получите на выходе качественный результат.

Итак, как проводить мозговой штурм? Начнем с того, что сам процесс брейнсторминга состоит из 6-ти ключевых этапов.

1. Формирование «ударной» группы

Это подготовительный этап, во время которого набираются люди для проведения брейнсторминга, распределяются роли и выбирается ведущий.

По какому принципу выбирать участников брейнсторминга? Все зависит от задачи, которую вы хотите решить. Можно пригласить весь отдел, которого касается этот вопрос. Но лучший вариант — подойти к заданию со всей ответственностью и отобрать именно тех людей, которые имеют непосредственное отношение к тематике вопроса.

Пример: мозговой штурм в рекламном агентстве. Задача — разработать идею рекламной кампании для производителя детского питания. К обсуждению вопроса пригласили креативщиков, дизайнеров, руководителя отдела и сотрудниц/сотрудников агентства, у которых есть маленькие дети. Именно последние являются возможными потребителями рекламируемого продукта, поэтому их идеи могут потенциально стать основой для будущей рекламной кампании.

2. Постановка целей

Постановка целей и задач, ради которых проводится данное мероприятие. Нужно максимально доходчиво и подробно разъяснить каждому участнику суть проблемы, чтобы свести к минимуму непонимание. Дайте как можно больше исходных данных. Это послужит толчком к началу обсуждения.

3. Разминка перед стартом

Точно так же, как мышцы требуют разогрева перед изнурительной тренировкой, мозгам нужна разминка перед активной творческой деятельностью. Поэтому важно раскачать группу до старта брейнсторминга. Роль «заводилы» должен взять на себя ведущий.

Как «разогреть» мозг? Можно несколько минут поиграть в любую групповую игру: фанты, ассоциации и т.п. Это позволит настроиться на правильный лад и задать темп основной части мозгового штурма.

4. Генерация идей

Это самый важный этап, от которого зависит конечный результат. Он состоит из активной, беспрерывной генерации идей. Причем любых идей, даже фантастических, нереальных, абсурдных. Крайне важно, чтобы процесс не провисал.

5. Оценка, классификация, отсеивание

После активного брейнсторминга наступает этап оценки и ранжирования идей. Критерии классификации и оценивания принимают сами участники или ведущий. В идеале для таких целей должна создаваться отдельная группа сотрудников, но это не обязательное условие.

После того, как все предложения пересмотрены, самые слабые отсеиваются. В итоге должны остаться лучшие варианты. Сколько их будет, зависит исключительно от продуктивности мероприятия.

6. Обсуждение и отбор рабочих вариантов

Это заключительный этап, во время которого результаты мозгового штурма выносят на общее обсуждение. Тут речь идет о возможностях и перспективах реализации той или иной идеи. То есть, на этом моменте группа переключается из волны полета фантазии на волну рационального мышления.

Лучше, если эта часть работы будет проведена несколькими днями позже. Участникам нужно время для переваривания информации. Но если вопрос не терпит отлагательств, финальное обсуждение можно провести по горячим следам.

Правила проведения мозгового штурма: 10 принципов для генерации гениальных идей

  1. Готовьтесь заранее. Это касается как информирования участников о мероприятии, подготовки презентации, так и оформления кабинета, где оно будет проводиться.
  2. Пригласите много людей. Чем больше участников в группе, тем больше идей. Метод мозгового штурма, как показывают примеры из практики, максимально эффективно работает в команде от 6 до 10 людей.
  3. Записывайте абсолютно все. Можно использовать доски или проекторы для быстрой фиксации и демонстрации записанных идей. К тому же наглядность может помочь участникам включиться в обсуждение.
  4. Не допускайте критики. Во время активного брейнсторминга критика или осуждение будут сбивать темп и даже обижать некоторых участников.
  5. Привлекайте других людей. Если процесс зашел в тупик, можно и нужно привлекать свежие головы.
  6. Визуализируйте идеи, предлагайте рисовать схемы, картинки и прочие иллюстрации. Используйте плакаты, доски, флеш-панели.
  7. Модерируйте процесс. Новички или участники, которые ниже по должности, могут стесняться высказать мнение. Также частенько, вопреки правилам, некоторые люди могут негативно встречать идеи других участников, что серьезно вредит творческому настрою. Поэтому ведущий должен вовремя пресекать такие выпады.
  8. Модифицируйте идеи. Соединяйте, группируйте разные концепции. Этот прием мозгового штурма поможет получить лучший результат.
  9. Поощряйте полет фантазии, задавайте наводящие вопросы. Цель брейнсторминга — получение нестандартных, креативных решений. Поэтому стимулируйте людей высказывать свои самые безумные идеи.
  10. Не отвлекайтесь. Попросите всех сотрудников отключить телефоны, полностью изолироваться от окружающего мира на время брейнсторминга.
Читайте также  Обычаи и традиции казахского народа

Виды мозгового штурма

На сегодня существуют сотни разнообразных вариантов проведения мозгового штурма — от банальных ассоциаций до полного погружения в ситуацию с помощью различных технических примочек.

Давайте разберем 3 интересных вида мозгового штурма и примеры его проведения.

1. Отыгрывание ролей. Суть способа заключается в том, что каждый участник обсуждения примеряет на себя определенный образ, старается максимально в него войти и отыграть какую-то ситуацию. С позиции этой роли им нужно писать на доске абсолютно все свои мысли, ощущения, идеи. Тут главное — максимально раскрепоститься, войти в роль, возможно, даже переодеться.

Такой мозговой штурм включает примеры ситуаций, которые участникам нужно отыграть. Если задача — придумать упаковку для нового продукта, можно предложить участникам примерить образ покупателя, выбирающего товары в супермаркете.

2. Метод «120 комнат» — это отличный способ сгенерировать 120 интересных идей. Представьте дом со 120-тью пустыми комнатами. Ваша задача — войти в комнату, прочувствовать атмосферу и наполнить ее идеей. Лучше всего визуализировать процесс, изобразив 120 ячеек, в которые по ходу вписываются предложения людей.

3. Обратный брейнсторминг. Суть метода: группе предлагается найти самые неудачные, неприемлемые решения проблемы, а затем преобразовать их в эффективные.

Например, задача: придумать, как повысить лояльность клиентов интернет-магазина косметики.

  • забросать их спамом — 20 писем в день;
  • повысить для них цены на категорию продуктов, которой они интересуются;
  • отменить систему лояльности и т.д.

Далее генерируются идеи, как превратить эти способы в эффективные. Например, мысль повысить цены на определенную категорию можно преобразовать в следующее: сделать спецпредложение на те продукты, которыми клиент интересовался в последнее время.

Вместо заключения

Брейнсторминг, как и любой другой способ коллективного поиска решения, имеет свои недостатки. Разберем плюсы и минусы метода мозгового штурма.

Главное преимущество брейнсторминга в том, что во время его проведения раскрывается творческий потенциал сотрудников, активизируется нестандартное мышление. Идеи, которые рождаются во время мозгового штурма, можно накапливать и применять для решения других задач. Кроме того, он доступен и не требует каких-либо дорогостоящих технических средств.

Недостатки метода: из-за довольно свободной формы обсуждения поток мыслей может уйти в совершенно другое русло. Также, если в группе присутствуют люди разного социального статуса, те, кто ниже, могут бояться высказать свое мнение. Кроме того, финальная стадия мозгового штурма предполагает отбор лучших идей, а этот процесс может вызывать споры и разногласия.

Но в любом случае, мозговой штурм остается эффективным методом поиска нестандартного решения любых задач, стоящих перед бизнесом. Главное — выбрать тот формат брейнсторминга, который идеально подходит именно вашей команде.

Напишите в комментариях, используете ли вы мозговой штурм для коллективной генерации идей в своем бизнес-проекте?

Научно-
образовательный
портал IQ

  • Темы
  • Исследования
  • Колонки
  • Тесты
  • Подкасты
  • Книги
    • Списки литературы
    • Фрагменты
  • Картотеки
  • Интервью
  • .

Принципы метода «мозгового штурма»:

  1. Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.
  2. Обеспечение максимальной свободы участникам
    • предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, «придержание» наиболее активных и авторитетных);
    • полная свобода мнений, поощрение «безумных» идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);
  3. Тщательное формирование состава участников
    • определение численности;
    • по специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены;
    • психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);
    • по квалификации (высокий и примерно равный уровень)
    • иногда введение «рыжего»;
  4. Иерархическое ведение обсуждений: сначала — максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова «вширь»;
  5. Огромная роль «ведущего»и демократический стиль руководства:
    • создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;
    • умение «выявлять» предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).


Выводы:

  1. Метод мало формализован.
  2. Нагрузочность и конфликтность.
  3. Результаты чрезвычайно сильно зависят от подготовки и проведения.


Морфологический метод и метод анализа круга проблем.
Методы состоят в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные варианты сочетаний. Для каждого из них или лишь для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект.

Метод аналогий

Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука — синектика. Ее область, занимающаяся заимствованием технических идей в биологии называется бионикой.

Для использования метода аналогий необходимо:

а) вычленить причину затруднений;

б) предельно формализовать ее до уровня, воспринимаемого специалистами из других областей;

в) описать цели будущего решения и объективные ограничения;

г) выделить область жизни или науки, в которой могут быть близкие по своему смыслу решения;

д) подобрать команду специалистов из выбранной области;

е) организовать и провести мозговой штурм;

ж) интерпретировать для исходной области полученные варианты решений;

з) выбрать из них реализуемые и наиболее эффективные.


Случайный импульс

Наш мыслительный аппарат функционирует в виде самоукрупняющейся запоминающей системы. Объем внимания отличается ограниченностью и ассоциативностью. Т.е. при одновременном поступлении в мозг двух сигналов при специально созданных условиях между ними должна установиться некая логическая цепочка, которая может существенно изменить восприятия каждого из сигналов.

Основные приемы для ускорения этого процесса:

  • объединение множества людей;
  • посещение мест, где много случайных вещей (магазин, выставка, библиотека и т.д.);
  • сознательное объединение ранее несвязанных мыслей, например, с помощью случайных слов-подсказок


Метод «635»

Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут.

Затем листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы.

Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов.


Метод модераций

Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно).

Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры).

Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение.

Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их относительная важность.


Модификации процедуры проведения мозгового штурма

Метод индивидуального мозгового штурма

Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса — 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) — диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток — отсутствие синергического эффекта. Преимущество — оперативность и экономия на людях.

Письменный мозговой штурм.

Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки — отсутствие синергического эффекта, продолжительность процесса.

Метод прямого мозгового штурма.

В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

Метод массового мозгового штурма.

Используется для решения глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма. Следующий этап — сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.

Метод двойного (парного) мозгового штурма

Введение критики идей. Этапы: прямой мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей.

Метод мозгового штурма с оценкой идей

Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику.

Обратный мозговой штурм.

Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа — срыв всего процесса. Следовательно, самое важное — убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма — максимальное выявление всех недостатков. Этапы: составление списка существующих, потенциальных и возможных в будущем недостатков с помощью мозгового штурма; их ранжирование.

Метод корабельного совета.

Высказывания проводятся в соответствии с иерархией. Недостатки: при возникновении идеи после своей очереди ее нельзя высказать.

Метод конференции идей.

Это метод мозгового штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол.

См. также:

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ КЛЮЕВ

Университетское управление. 2003. № 1(24). С. 3.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: