Метафизическая сущность философии - OXFORDST.RU

Метафизическая сущность философии

Метафизическая сторона философии

Философия, являясь одной из древнейших наук, основывается на исследовательском опыте человечества, который нуждается в классифицировании. Физические проявления, теоретические догадки сливаются в едином наблюдательском процессе. Здесь берут свое начало логические аксиомы, недоказанные теории. Философское учение считают тем двигателем, который способен расставить на свои места «потерявшиеся детали», отладить и привести в действие неработающий механизм. Метафизика в философии является научным основанием, так как без базового понимания природных явлений невозможно дальнейшее исследование сущностных проблем, анализ имеющихся фактов, определение будущих ориентиров.

Что есть метафизика

Сущность метафизики сводится к философскому учению об исследовании природных явлений, действительной реальности, земного и космического бытия. При чем, в разные эпохальные периоды, данные научные познания трансформировались, переходя из одной формы в другую.

Впервые совокупил основы понятия Аристотель, рассуждая о первопричинах бытия. Но это было только комплексное знание, обозначающее идею сборника сочинений, систематизацией которых занимался Андроник Родосский. Именно этот философ ввел в обиход термин. Метафизическое учение должно было объяснить нерешенные физикой проблемы.

Позже, основательно подойдя к натурфилософии, последователь Платона Симплиций заговорил о понятии метафизики, как о естественной философской науке. Неоплатоник считал направление важным, необъяснимым человеку учением о физических сущностях.

Довольно сложно описать четкое значение термина, потому что оно в течение многих столетий приобретало новые вариации. Что такое постфизика? Наука о первопричинах, бытие или природных изменениях? Проще описать базовые исследовательские метафизические темы. Все же достоверно известно, что это учение является усредненным проявлением физических и философских обоснований, которые переплетаются в одном исследовательском направлении о дефинициях. На помощь приходит онтология, раздел метафизических знаний, исследующий действительную реальность.

Можно согласиться с одной из трактовок метафизичности. Но такой ответственный шаг требует детального рассмотрения проблемы ее предмета.

Кратко говоря, усредненное, удовлетворяющее разносторонние методики обозначение метафизики звучит следующим образом – это наука, изучающая сущности имматериальной природы, взаимодействующие с материальными аспектами, подверженными взаимному воздействию.

Научная метафизическая сущность

Учитывая сложность конструктивного понимания метафизических процессов, для правильного восприятия направления необходимо разобраться в его основах. Что же служит основополагающим принципом метафизической концепции?

Пытаясь понять устройство мировых истоков, логики возникновения, человек неосознанно подошел к метафизическим основам философствования.

  1. Метафизика подразумевает наличие некого недоказуемого идеального источника рассуждений.
  2. Учение носит гносеологический, характер, согласно которому допускаются эмпирические поиски истинного знания.
  3. Детализация научного внимания на проблеме первоисточников, лежащих вне материальной плоскости.
  4. Признание факта существования доопытного, непреложного познания.
  5. Решение центральной проблемы первенства космического мироздания или первенства человеческого разума, где философия и онтология представляют разум, а физика исполняет роль бытия.

Это лишь краткий список метафизически выделенных базовых оснований, представленный сжатыми формами для того, чтобы проще было составить представление о науке, ее функциях и роли.

Корень проблем метафизических основ находится в исследовательски неподтверждаемой сущности составляемых теорий, но здесь же можно искать достоинство науки. Пояснить данное явление просто, до тех пор, пока прочие дисциплины не смогут объяснить таинственную природу физических явлений, будет существовать потребность в метафизике, как логически построенной теории объяснения сложности мира.

Античное философское отображение метафизики

Рабочая версия происхождения названия метафизической науки, самой ее сущности говорит о том, что ввел термин в эксплуатацию последователь Аристотеля спустя столетие после кончины мудреца. Следовательно, античный мыслитель не располагал возможностью рассуждать о той метафизике, которую мы рассматриваем сейчас. Но, сохранившиеся аристотелевские труды, свидетельствуют об обратном.

Из исторических записей следует, что еще Платон задумывался о метафизических явлениях. Философ считал, что существующая вокруг реальность является единым целым.

Аристотель был учеником Платона. Его философствование на поставленную тему заключается в определении нескольких ключевых дисциплин, главенствующей из которых считают учение о сущностях. Аристотелизм, как философская мудрость, предполагал изучение сущностных субстанций целиком, без разделения на составляющие. Античный ученый считал еще неоформленное метафизическое существо, смыслом человеческой жизни, проникнув в который можно интеллектуально возвыситься над собой.

Вслед за Аристотелем последовал онтологической стороне метафизики древнегреческий философ Эпикур, который идеализировал понятие природы, не разграничивал мыслимое и чувственное восприятия. Чистое бытие для мыслителя выступает за пределы, каких бы то ни было законов. А элементарные частицы освобождаются, подтверждая феноменальность мира.

Метафизика античности была востребована историческим развитием древнегреческого общества, оттуда и произошла, но имела стихийный, необузданный характер. Накопленные конкретные методические знания не могли постоянно быть заархивированными, нуждались в систематизации, дальнейшей обработке, поиске взаимосвязей. На помощь метафизике пришла диалектика. Диалектика, являясь искусством доказывать, убеждать, рассуждать, смогла, на сколько это доступно, отделить ложное представление от истинного. Также объединить соседствующие понятия, спрогнозировать дальнейшее развитие. На основе вышеизложенной информации делают вывод, что диалектическая способность философствовать стала недостающим звеном метафизического объяснения загадок природы.

Диалектический метод философии оказался более современным и востребованным. Несмотря на это, нельзя сказать, что логика диалектики вычеркнула метафизический метод. Они полностью слились в единое целое, чтобы соответствовать требованиям человека.

Зарождение метафизики античными мыслителями направило науку на путь совершенствования философами последующих эпох.

Средневековый метафизический метод философии

Средневековая метафизика столкнулась с проблемой соответствия законов природы божественному началу. Все проблемы Средневековья решались, освещались, устранялись при помощи духовного сообщества. Трудно было быть верующим (потому что вера требует слепого признания) и одновременно с этим заниматься дисциплинарным исследованиями естествознания. Находились храбрецы, умело сочетающие религию с наукой, и не попадающие в списки еретиков.

Таким мыслителем был Фома Аквинский. Религиозная община отвергала методологические направления, не подчиняющиеся беспрекословному верованию. Но Аквинский сумел объяснить рациональную сущность научного обоснования независящую от теологических догматов, что шокировало христианский мир. Идеи мудреца воспринялись настороженно, потому что Фома предоставил метафизику с такой стороны, которая отображает онтологическое познание синонимом теологических убеждений. Вера в Бога равносильна научной вере. Философ доказывает, что между метафизика с теологией не признают друг друга и не исключают, создавая такой двойственностью парадокс христианской религии.

Такое противоречие средневековой метафизики, вероисповедания привело к усомнению их совместных принципов.

Метафизическая философия эпохи Возрождения

Минуя период Средневековья, метафизическая философия трансформировалась из религиозной метафизики в философскую догматику. Исследовательский онтологический метод прошлого показал недееспособность из-за предоставления микроскопичности человека по сравнению с вселенской масштабностью.

Философские деятели эпохи Ренессанса (Возрождения) исправили такое положение дел, поставив личность на центральную позицию мироздания, потому что сила человеческого ума, воли способна отрешиться от религиозных ограничений, открыться новому содержанию. Философ Томазо Кампанелла противопоставляет человека Богу, говоря о божественности человеческой натуры, как об идеальном представителе космического творения. Мыслитель Кампанелла считал, что научные дисциплины (физика, математика, медицина, политика) только доказывают такую теорию.

Отличительной особенностью философии эпохи Возрождения является психологическое исследование достоинства, внутреннего мира человека, оппозиционность церковным догматам (отступление философской схоластики на задний план), перемещение метафизического приоритета от формы познания к элементарному содержанию. Подход к освоению онтологического материала приобрел научно-материалистический характер. Возрос интерес к государству, обществу, социальному равноправию.

Метафизическая философская мысль Нового времени

Метафизика в философии Нового времени окончательно порывает связь с теологическими догматами, опирается на конкретные онтологические исследования. Появляется понятие «континуума», которое определяется непрерывностью природных законов. Континуум анализирует философско-метафизические принципы: причины первозданности, соотношение частного к общему, ограниченного и неограниченного.

Математик Риман использует континуум для измерения пространственно-временных категорий. Философский континуум связи с математической точки зрения утверждает реальность существования материально-духовных отожествлений.

Онтологические методы Нового времени сосредоточились на изучении природы, вернув метафизики потерянное античное звание «важнейшей науки», постоянно переплетающейся с естественными науками.

Читайте также  Ангина или острый тонзиллит

Восемнадцатый век стал испытанием для базовых научных направлений, когда критике подвергалось все, не имеющее достаточных доказательств. Метафизика оказалась под ударом осуждения. Учению пришлось выживать с помощью разделения на более мелкие дисциплины.

К примеру, Декарт пользовался теорией сомнений, согласно которой все, что является сомнительным, не рассматривается, как предмет изучения. Факт сомнения наоборот был неоспорим, поскольку само размышление о сомнении было неопровержимым.

Иммануил Кант опровергает само происхождение метафизического познания, а если сказать более точно, работает над форменным переоформлением истины, тем самым способствуя восстановлению «доброго имени» метафизики.

Ницше драматическим нигилизмом превозносит мировую ценность путем устранения метафизических методов. Вслед за ним идет Хайдеггер, который пытается определить настоящий смысл метафизики.

Наряду с вышеперечисленными особенностями Нового времени, продолжается психоанализ человеческой души, как средство изучения метафизических процессов. Дэвид Хартли (мыслитель, медик) стал основоположником психологической теории «ассоцианизма». Хартли исследовал нервную систему человека с целью установления причин ассоциативного ряда.

Спустя столетия представитель Новейшего времени физик Гейзенберг Вернер с помощью физической науки обосновал метафизическую философию. Гейзенберг, используя формулы, вычисления, ставшие основой квантовой теории, аргументировал справедливость метафизических принципов.

Метафизическая сущность философии (стр. 1 из 2)

Реферат по философии

Метафизическая сущность философии

Метафизический подход к исследованию бытия проявляется в предельности философского знания. А одной из форм формулирования предельности выступают наиболее общие закономерности самых разнообразных проявлений бытия и мира. Именно эта претензия на познание закономерностей провоцирует вывод о том, что философия может бьпь уподоблена частным наукам. Возникают варианты «научной» философии, что приводит к массе противоречий в трактовке самой философии, ее истории.

Спор о том, является ли философия наукой или нет, бесконечен, и в этом смысле каждая из философских концепций дополняет наше общее представление о мире, создавая из мозаики взглядов, настроений и переживаний общую картину мира. Поэтому затруднительно дать некое всем подходящее определение философии, которое всегда будет временно и ограничено и может быть использовано лишь в методических целях, а гораздо эффективнее описать указанное проблемное смысловое пространство.

Вместе с тем философия является сегодня весьма дифференцированным видом знания, включая в себя совокупность огромного количества дисциплин, таких, например, как этика, эстетика, логика, история философии и др. Это может создать впечатление, что изучение философии есть, по сути, последовательное изучение всех этих философских наук. Однако на самом деле это не так или не совсем так, поскольку особенность философии заключается именно в ее целостном характере и все из упомянутых дисциплин тесно взаимосвязаны. Более того, абсолютизация дифференциации дисциплин в философии неизбежно приводит к серьезным методологическим ошибкам, когда общее фундаментальное решение проблемы подменяется ее дисциплинарной интерпретацией, часть выдается за целое, а сам философ замыкается в узком кругу своихпрофессиональных проблем. Это чревато утратой самой сути философии как стремления к мудрости и цельности миропонимания.

Одним из первых, кто дал блестящее понимание сущности философии и структуры, вытекающей из этой сущности, был великий немецкий философ И. Кант.

Прежде всего, он выделяет два самостоятельных уровня философии, выполняющих разные задачи в общественном сознании.

Первый он обозначает как «школярская» философия. Данная характеристика философии не является негативной, если она реализуется в соответствующих ей пределах. Это некоторая совокупность наиболее общих представлений о философии, философах, проблемах, которые стояли в ее истории и с которыми должен ознакомиться каждый культурный и образованный человек в рамках своего самовоспитания, так же как он должен знакомиться с религией, искусством, правом, не становясь при этом обязательно верующим, художником или юристом. Знакомиться с такой философией следует на ранних стадиях обучения, в школах, гимназиях и лицеях, говоря современным языком, в рамках среднего школьного образования. Сами по себе эти знания не учат людей философии, а учат тому, что понимали под философией другие люди. В результате такого обучения человек не научается философствовать, а лишь приобретает положительное знание о ней.

Однако кроме этого существует философия как особая наука о последних целях человеческого разума, которая придает ценность всем другом видам знания, выявляя их значение для человека. Именно в этом плане она выступает как философская мудрость. Философ, стремящийся к такой мудрости, должен постигать то, насколько знание может способствовать достижению высших целей Человека и Человечества. Человек познает мир, но это познание не просто слепок бытия, а результат сложного взаимоотношения между человеком и предметом познания. По Канту, часть знаний содержится в разуме в априорной форме, носит доопытный, надприродный характер. Исследование процесса познания и знания в целом является одной из важнейших сторон философского предмета, которая обозначается как гносеология, или учение о познании. Но это, в свою очередь, требует от философа выработки неких общих представлений об устройстве мира, сущности бытия в целом, что и входит в область онтологии — другой важнейшей стороны философского предмета.

Исследуя фундаментальные проблемы бытия, философия обязательно намечает те или иные их решения, а значит, вырабатывает систему фундаментальных принципов и законов философского отношения к бьпию, миру и человеку, что в философской традиции испоконвеков обозначалось термином «метафизика». Не раскрывая пока сути данного понятия, попробуем пояснить это на простом примере.

Любая наука, любое иное — нефилософское — постижение бытия неизбежно сталкиваются с понятием истины. Однако в логике данное понятие может, по существу, означать правильность или корректность вывода, который очень далеко отстоит от реальности, реальных объектов, т.е. речь идет о некой особой истине — логической истине. Понятие истины может значительно зависеть от ее индивидуального восприятия, что характерно, например, для искусства. Здесь часто говорят о художественной правде, т.е. некой символически-художественной форме истины, а сама истина отождествляется с красотой, с прекрасным. Истинными могут обозначаться системы нравственных ценностей, опосредованные верой человека. Говорят также о социальной, правовой истине и т.д.

Казалось бы, наиболее полное понимание истины реализуется в науке. Однако и здесь дело обстоит не так просто. Здесь чаще всего берут такой признак истины, как соответствие действительности, но разнообразие форм последней порождает и разнообразные формы истинности, ее критериев, которые существенно различаются в зависимости от предметов разных наук. Так, эмпирические критерии истины не работают в математике или теоретической физике, и, напротив, использование стандартов математической истинности значительно корректируется (если только вообще не отменяется) содержанием реально исследуемых объектов, например социума или человека.

Метафизика исследует истину как таковую, находя общее в разнообразнейших формах ее конкретного проявления. Поэтому в метафизическом смысле истина нередко трактуется как подлинное бытие в отличие от бытия неподлинного (Платон, Флоренский), которое можно постигать и рациональным способом, и путем религиозного откровения.

Метафизика не сводит понятие истины к какому-то одному аспекту. Человек здесь, например, исследуется не только как личность, находящаяся в определенных социальных обстоятельствах, зависимая от определенных ценностных и эстетических регулятивов, но и как определенный слой бытия, мира, Космоса. То есть можно сказать, что метафизика — это предельный вид философского знания, связанный с наиболее абстрактной и глубокой формой рефлексии (размышления) человека над проблемами личного и мирового бытия.

Однако вернемся к столь значимому для нас термину «метафизика». На первый взгляд он совпадает с термином «философия». Однако это не совсем так. С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, как бы сердце философии, которое, вслед за учениками Аристотеля, можно назвать метафизикой (буквально то, что «идет после физики»). Метафизика в таком ее традиционном понимании1 является учением о первоосновах сущего. Ее еще иногда называют «теоретической» философией, тем самым противополагая практическим ее разделам, о которых речь пойдет ниже.

Читайте также  Искусственное прерывание беременности

О составе философской метафизики, а следовательно, и о структуре теоретической философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о познании) и аксиологии — (всеобщей теории ценностей).

Онгатошческий уровень. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще.

В чем специфика постановки такого рода вопросов, например, в отличие от вопросов в частных науках? Дело в том, что частные науки отвечают на подобного рода вопросы, исходя из рамок собственного предмета, и получают соответствующие ответы. Поэтому здесь мы можем вполне согласиться, например, с пониманием человека как совокупности взаимосвязанных систем рычагов (механика), или как системы биохимических процессов, или как элемента социальной системы, выполняющего определенные функции. Все эти ответы будут правильными, но в рамках собственной предметной области исследования.

В отличие от этого философия ставит данные вопросы в их предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком, о всеобщих закономерностях бытия как такового. При этом не важно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной.

Это порождает разнообразие философских систем по решению ими онтологических проблем. Например, философы, по-разному решающие вопрос о том, что лежит в основе мира: дух или материя, дают намидеалистическое или материалистическое решение данного вопроса. Философы, которые кладут в основу мира одну или несколько субстанций (духовных или материальных), подразделяются на монистов или дуалистов и т.д. Философов объединяет их совместное проблемное поле, и разнообразие взглядов осуществляется в единых предметных рамках.

Таким образом, онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, не важно о какой конкретно разновидности бытия идет речь — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология — признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие — всегда пытается выявить всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов как таковых (или самой по себе объектности любого рода), оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.

МЕТАФИЗИКА. МИР ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ.

«Первая философия», или метафизика, исследует то, что существует сверх созерцаемой и ощущаемой природы. Она изучает сущее как таковое; природа лишь один из родов Бытия, понятие «природа» уже, чем понятие «сущее». Она включает в себя категориальный анализ сущего, каузальный анализ субстанции и учение о возможности и действительности.

Цикл философских наук представляет из себя многоуровневую лестницу. В основании ее находятся три фундаментальных раздела: метафизика, гносеология и аксиология. Первым среди прочих разделов, ядром, стержнем всей философии является МЕТАФИЗИКА ⎯ область, исследующая сверхчувственные принципы бытия, мира в целом. В свою очередь метафизика делится на теологию, онтологию, космологию и антропологию (в различных классификациях структура метафизики может быть представлена по-разному). Иначе метафизику можно назвать теоретической философией. Непосредственно из метафизики произрастают гносеология (теория познания) и аксиология.

Центральная категория ГНОСЕОЛОГИИ – истина – адекватное отражение в человеческом сознании действительности. Предметом гносеологии является познание того, что есть, реально существует – это и определяет ближайшую родственность теории познания онтологии.

Третий фундаментальный раздел философии ⎯ АКСИОЛОГИЯ ⎯ изучает систему ценностей общества. Категория ценности ⎯ базовая для аксиологии.

Длительное время метафизикой было принято называть философию вообще. В XIX появилось новое значение этого термина — под метафизикой стали понимать особое направление в философии, которое отрицает движение, изменение и развитие мира или понимает их упрощенно, примитивно. То есть метафизика во втором, более узком, смысле слова — это как бы антидиалектика, упрощенная и искаженная концепция развития, противоположная диалектике как наиболее полному и глубокому учению о развитии.

Метафизика (греч. meta ta physica — буквально: после физики) — философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира. «Physica» обычно переводят — «природа». Однако следует иметь в виду, что это понятие воспроизводило в философии античности два основных смысла: сущее как таковое и внутренняя сущность предмета (т.е. «природа сущего»). Эти два значения были взаимодополняющими при анализе вещей.

Понятие «Метафизика» — несмотря на весь его глубокий смысл — имеет прежде всего искусственное происхождение и связано с систематизацией аристотелевского наследия в соответствии с тремя дисциплинами — логикой, физикой и этикой. Однако часть работ Аристотеля, посвященная проблемам сущего в целом и составившая так называемую «первую философию», не укладывалась ни в одну из названных дисциплин, ибо в ней обсуждались наиболее общие принципы бытия и знаний. Поэтому редактор аристотелевских работ Антроникос из Родоса, руководитель школы Ликеон (Лицей) в 1 в. до н.э., предложил использовать для их обозначения термин «Метафизика», что и давало возможность поставить собственно философию вслед за физикой.

Метафизику называют догматической частью теоретической философии, которой, в логическом порядке предшествует часть критическая — учение о познании, или теория познания. «В историческом порядке, напротив, вопрос о первоосновах всех вещей возникает ранее вопроса о познании. И метафизика предваряет гносеологию.

Метафизическая философия, ищет в мире его устойчивые и вечные основы. «А возможно ли познание вообще без всякой чувственной подкладки — это . вопрос метафизический» Мы познаем сущность, но «в чем же эта сущность? Таков основной вопрос метафизики» Предмет же метафизики — истинно сущее. Все изменчивое, непостоянное она считает второстепенным, несущественным и неистинным бытием. Для этой философии характерны поиски и раскрытие содержания конечных основ всего сущего. Она пытается схватить мир в его сталости, в «остановленном виде». Ей присуща косность мысли и попытка «упростить» действительность, свести ее к схемам, редукционировать сложные процессы действительности. Для метафизического философствования характерна косность мысли, преклонение перед авторитетами прошлого. Доказательство истинности своих суждений здесь часто «подтверждается» цитатами из авторитетных сочинений прошлого. Метафизики настороженно относятся к новым научным открытиям, стараются втиснуть их в старые схемы. Для изложения сущности мировоззрения метафизикам достаточно формальной логики. Гегель считал, что типичным примером воплощения метафизики была философия Христина Вольфа. Марксизм, в его крайнем выражении, считает, что все философии, кроме марксизма, являются философиями метафизическими. Понятие метафизика сейчас находит широкое применение в богословии и так называемой «религиозной философии».

Метафизика сохраняет статус одного из центральных значений (понятий, категорий, способов мышления) философии на всем протяжении истории со времен античности до наших дней. Для многих философов она является синонимом философии в целом.

В отношении Платоновской философии можно сказать, что метафизика «связана» с миром идей (Платоновскими идеями). В отношении Аристотелевской философии нужно связывать метафизику с бытием Ума (аристотелевский Нус).

Непрерывность связи понятий между античностью и современностью ощутима в сегодняшнем обиходном словоупотреблении «метафизического» как синонима «идеального», «сверхчувственного», («ноуменального»), лежащего за пределами физических явлений.

Читайте также  Аномальные свойства воды

С конца XVIII века, с эпохи просвещения, метафизика начинает систематически рассматриваться не только как осмысленная совокупность высказываний о мире, бытии и сущем, которые могут быть истинны или ложны, но как особый способ высказывания или понимания вообще: а именно способ, который предполагает наличие какого-то «второго» мира, помимо налично присутствующего. В частности, критикой и обоснованием таких способов высказывания и понимания знаменит Иммануил Кант. Критике Иммануила Канта наследовали многочисленные позитивисты. В отличие от Канта, они полагали, что вообще не оставляют места метафизическому, трансцендентальному, внеположному фактической наличности.

Во второй половине XIX века Фридрих Ницше посвятил всю свою жизнь и философскую работу борьбе с метафизикой (Философия жизни).

Мартин Хайдеггер в XX веке расценивал творчество Фридриха Ницше как вершину западной метафизики, исчерпывающую все возможные метафизические мыслительные ходы и конструкции. Мартин Хайдеггер полагал метафизику неизбежным спутником любой речевой деятельности.

Представители аналитической философии в XX веке, в частности, Людвиг Витгенштейн, рассматривали метафизику как языковую игру, значения слов в которой неопределены и определены быть не могут.

Понятие «метафизика» — несмотря на весь его глубокий смысл — имеет прежде всего искусственное происхождение и связано с систематизацией аристотелевского наследия в соответствии с тремя дисциплинами — логикой, физикой и этикой. Однако часть работ Аристотеля, посвященная проблемам сущего в целом и составившая так называемую «первую философию», не укладывалась ни в одну из названных дисциплин, ибо в ней обсуждались наиболее общие принципы бытия и знаний. Поэтому редактор аристотелевских работ Антроникос из Родоса, руководитель школы Ликеон (Лицей) в 1 в. до н.э., предложил использовать для их обозначения термин «метафизика», что и давало возможность поставить собственно философию вслед за физикой. Кроме того, это было данью уже сложившейся традиции, культивируемой в Ликеоне: науки о мире, природе, растениях, животный называли «физикой», а все то, что находилось вне («мета») их сферы и составляло как бы общую теорию действительности, обозначалось метафизикой.

Соответственно и философия как таковая стала называться этим же термином. Проблематика, составившая предмет метафизики, представляет собой наиболее древнюю отрасль философии, ибо уже начиная с милетских досократиков (4 в. до н.э.) в ней стали размышлять о вечной субстанции, лежащей в основании изменяющегося мира. Метафизика и стала той областью философии, которая стремилась ответить на вопрос «Что есть реальность» и разработать нормативные критерии для ее определения и отличения от того, что только кажется реальностью, но ею фактически не является. Более того, в философской традиции комплекс подобных фундаментальных вопросов о действительности считался сущностью философии и основанием всех других наук. Он являлся также объектом осмысления и различных комментариев до такой степени, что разные философские направления получали свое название именно в зависимости от способа решения «метафизических» вопросов.

Последующая трансформация понятия метафизики привела к появлению более четких содержательных смыслов, когда метафизика стала указывать на выход за пределы отдельных сфер сущего. В результате это понятие начало обозначать науку о сверхчувственном (т.е. расположенном за сферой чувственного) и способ его познания.

Истоки систематизированных метафизических учений обнаруживаются уже в эпоху классического эллинизма, которая может считаться своеобразной точкой отсчета для европейской метафизики. В этот период своего формирования метафизика зачастую отождествлялась с учением о бытии, получившем в 17 в. название «Онтология». Предметы метафизики и онтологии совпадали в силу фундаментальности вопросов о том, что такое сущее, какова его природа, что такое мир, в чем смысл бытия и т.д. В последующих исторических типах метафизики по-разному выявлялась фундаментальная структура философствования, которое по сути и является ее основной задачей. Так, определенное своеобразие в метафизическое изучение сущего как такового привнесло средневековье. Патристика, например, продолжая античные традиции размышления о сущем в целом, постепенно изменяет их прежние смыслы, ибо ее сущее здесь понимается как имя Того, кто выше всякого имени, им же установленного (т.е. имя Бога). В отличие от традиционного понимания сущего как творящего начала, сущее обрело в патристике черты тварного бытия. В поздней схоластике наблюдается поворот к региональным онтологиям, где уже ставится вопрос о бытии объектов того или иного рода, в частности, универсалий, чисел и др.

Движение традиционной метафизики к новоевропейской связано с научной революцией, произведенной во взглядах на природу Коперником, Кеплером, Галилеем, Ньютоном, и становлением экспериментально-математического естествознания. В этот период наблюдается заметное переориентирование философской рефлексии от традиционных метафизических проблем к оформлению программы научного познания природы и построению новых систем «первой философии» (Ф. Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.). Подъем научной мысли был связан с интересом к природе, проявлением «вкуса познания» реальных вещей. Установка на выявление объективно-причинных зависимостей стимулировала разработку системы научных методов, так как стало ясно, что для познания недостаточно только созерцания природы. Поэтому знание, наука были объявлены основным средством власти человека над природой. Идеалом науки Нового времени выступала классическая физика (первая теоретическая область естествознания). Она рассматривала мир как огромный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводились к их перемещению в пространстве. Сложившийся в культуре этой эпохи пиетет перед физикой вызвал не только редукцию к ее представлениям других сфер естествознания, но и переоценку роли философской рефлексии: она неизменно должна была стать наукоцентричной и превратиться, главным образом, в метод научного исследования, скоррелированный к тому же с базисными принципами ньютоновской механики.

Подобная интерпретация метафизики как специфического метода познания, фиксирующего объективную устойчивость и неизменность вещей, имела, таким образом, определенное историческое оправдание и стала позже характерной для ряда рационалистических философских систем (марксизма, позитивизма, неопозитивизма и др.).

Предметом современной метафизики, по Хайдеггеру, является бытие сущего, что принципиально разнит его позицию от марксистского определения сущего как бытия вообще. Кроме того, все исторические версии метафизики одновременно демонстрируют и процессуальность метафизического мышления, которое осуществлялось в разные периоды европейской философии через такие основные способы, как: 1) созерцание; 2) познавание; 3) вопрошание; 4) слушание.

Наконец, судьба метафизики в течение всего 20 века в немалой степени оказалась зависимой от интерпретации проблемы языка во всех его функциональных проявлениях. Ведь апелляция к теме языка — это попытка, с одной стороны, преодоления традиционных, исторически себя исчерпавших форм разума, легализованных целым рядом «центризмов» (лого-, эго-, этно- и т.п.), с другой — возможность переключиться на решение проблемы соотношения языка — мира — человека, модифицировав тем самым предметное поле предшествующей метафизике. Правда, критики такого подхода усматривают в этой триаде контуры формирования абсолютного панлингвизма, который вытесняет мир и человека на периферию языка. Проблема статуса языка, его онтологического бытия имеет в структуре метафизического знания свою историю: так явственно прослеживается тенденция движения от взглядов Витгенштейна с его методом философской терапии (направленной на выявление «языковых аномалий», «болезней» в процессуальной деятельности метафизики) — к позиции Хайдеггера, для которого «Язык — дом Бытия», в обители которого живет человек, Дерриде и его методу деконструкции метафизических высказываний.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

МЕТАФИЗИКА. МИР ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: