Место парламента в системе разделения властей - OXFORDST.RU

Место парламента в системе разделения властей

Парламент в системе разделения властей

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Парламент в системе разделения властей
Государственный университет – Высшая школа экономики
Москва — 2005

Описание слайда:

«Статья 10. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Конституция Российской Федерации

Описание слайда:

Прави-тельст-во России
СФ
ГД
Право законодательной инициативы (ст.104)
Заключение (отзыв) на законопроекты
Согласие на назначение Председателя Правительства (ст.111)
Вотум недоверия – постановка вопроса о доверии Правительству
Полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе (СФ)
Представители Правительства по конкретным законопроектам
«Правительственный час» в Государственной Думе
Рабочие формы взаимодействия…
Механизм взаимодействия Федерального Собрания РФ с Правительством

Описание слайда:

Прави-тельст-во России
СФ
ГД
Право законодательной инициативы… (ст.104)
Заключение на законопроекты
Роспуск Государственной Думы (ст. 111 и 117)
Внесение кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ
Полномочный представитель Президента в Государственной Думе и в СФ
Представители Президента по конкретным законопроектам
Президентское послание палатам Федерального Собрания
Встречи Президента с лидерами думских фракций и руководителями СФ
Механизм взаимодействия Федерального Собрания РФ с Президентом РФ

Описание слайда:

СФ
ГД
Право законодательной инициативы… (ст.104)
Реализация решений Конституционного Суда…
Участие палат парламента в рассмотрении дел Конституционным Судом
Полномочный представитель Государственной Думы в Конституционном Суде, Верховном Суде и Высшем Арбитражном Суде
Послание Конституционного Суда Российской Федерации
Рабочие контакты на уровне профильных комитетов…
Отмена решений палат парламента Верховным Судом РФ
Механизм взаимодействия Федерального Собрания РФ с Высшими федеральными судами
Верховный Суд РФ
Консти-туцион-ный Суд РФ
Высший Арбитра-жный Суд РФ
Государственная Дума перед судом…

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

  • Другое
  • Презентации

Похожие материалы

КОМПЛЕКСНЫЙ

Сертификация ECDL как средство повышения эффективности использования ресурсов и контроля качества образования.

Эволюция бизнес-систем

Проф. Н. И. Максимов

Управление почтовыми отправлениями ПРОФ

Оценка рисков управляющих компаний в условиях кризиса

Итоговый отчет по проекту Cafe Pele

Оформление заявки Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5133913 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»
  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения подготовит программу по обучению детей плаванию к 1 октября

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

В России разработали программу содействия занятости молодежи до 2030 года

Время чтения: 1 минута

К репетиторам обращались 49% россиян

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Роль главы государства, парламента и правительства в системе разделения властей

Аннотация. Статья посвящена исследованию места законодательной, исполнительной и президентской власти в системе разделения властей. Автор также затронул роль и функции судебной власти, как регулятора и гаранта законности в правовом государстве. Выявляются точки пересечения всех трех ветвей власти, а также особенности взаимодействия главы государства с каждой из них.

Говоря о разделении властей, отметим, что указанный принцип – основополагающий во взаимоотношениях различных ветвей власти в государстве: представительной, исполнительной, судебной. Но существующее деление далеко не однозначно, поскольку современная система отошла от классической, все чаще стала выделяться и четвертая власть – президентская, которая в некоторых странах даже нашла отражение в законодательстве.

Являясь по Конституции демократическим государством, Россия базируется на названном выше принципе, предполагающим самостоятельность каждой из ветвей власти и независимость их друг от друга. Однако понятие самостоятельности, полагаем, в данном случае не тождественно изолированности: здесь как раз следует отметить стремление к взаимодействию и сотрудничеству, для эффективного решения поставленных задач.[1]

Принцип трехзвенной структуры разделения властей законодательно закреплен в статье 10 Конституции РФ[2], в которой четко обозначены три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная.

Несмотря на то, что предметом рассмотрения данной статьи являются первые две ветви власти и институт главы государства, все же нельзя обойти вниманием судебную власть, поскольку она оказывает существенное влияние на все названные институты. Положения о ней закреплены в главе 7 Конституции. Так, статья 125 основного закона закрепляет правомочия суда на разрешение споров о компетенции (относится к федеральным государственным органам, а также к органам власти субъектов)[2].

Кроме того, Президент в некоторых случаях может быть отрешен от должности (в случае государственной измены, а также иного тяжкого преступления). Справедливо отметить, что такое решение принимается Конституционным и Верховным судом, которые, являясь высшими судебными органами страны, выносят соответствующие заключения по данному вопросу.

Немаловажную роль судебная власть также играет и во взаимодействии с исполнительной властью. Так, воздействие последней проявляется в предоставлении материальных и финансовых ресурсов суда: в компетенции Правительства РФ находится регулирование уровня денежного довольствия судей (он может быть уменьшен). Также актуальным будет и конституционный контроль, названный выше: решения и действия органов исполнительной власти должны соответствовать закону.

Вышеизложенное позволяет говорить о том, что судебная власть – основа демократического и правового государства, так как предоставленные ей полномочия способствуют успешному решению спорных ситуаций, коллизий и неоднозначностей. Полагаем, справедливо будет утверждение о том, что данная ветвь власти – это гарант правопорядка российского государства[4].

Но как же обстоит ситуация с четвертой – «президентской» властью? Действительно, в науке вопрос о том, как квалифицировать статус президента, являющегося исключительно главой государства, остается дискуссионным. Причина? вероятно, кроется в том, что выделение самостоятельной президентской власти в России нормативно не закреплено. Кроме того, принцип разделения властей предполагает, что в основе функционирования каждой из трех ветвей власти лежат присущие только им функции, которые предопределяют характер полномочий соответствующих органов[5]. Когда мы говорим о существовании четвертой власти, в которую входит президент, и следовательно, о новом значении рассматриваемого принципа, то мы предполагаем существование особой единой функции главы государства (Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан). В рамках представительской функции главы всех рассматриваемых государств обладают практически идентичными полномочиями. Они олицетворяют собой государство во внутренних отношениях, обращаясь к народу или парламенту, решая вопросы о приеме в гражданство, о выходе из него и предоставлении политического убежища, награждений, присвоения почетных званий, и другие [5]. Они также представляют государство в международных отношениях на переговорах, подписывая от имени государства международные договоры, а также назначая и отзывая послов и других дипломатических представителей.

Читайте также  Жизнь в одиночестве

В рамках функции органа исполнительной власти главы государств, являющиеся главами исполнительной власти, руководят деятельностью правительства, которое, как мы уже отмечали, находится у них в прямом административном подчинении. Они самостоятельно формируют его состав, непосредственно руководят его работой (Туркменистан) или могут председательствать на его заседании (Азербайджан и Таджикистан), а также обладают исключительным правом роспуска правительства[6].

Особенностью трех упомянутых стран СНГ, где президент является главой исполнительной власти, состоит в том, что компетенция их президентов обусловлена не только функцией органа исполнительной власти, но еще и ярко выраженной арбитражно-гарантийно-координационной функцией, которая характерна для остальных глав государств СНГ. Арбитражно-гарантийно-координационная функция предполагает, что президент взаимодействует с органами всех ветвей власти и может воздействовать на них.

В связи с этим в принципе можно нормативно выделить самостоятельную президентскую ветвь власти. Однако критики подобного подхода справедливо отмечают, что «когда функция обеспечения единства (в смысле сотрудничества и скоординированной деятельности) разделенных ветвей власти фактически сосредотачивается в одном центре, разрушается строго правовая логика построения властных структур в соответствии с принципом разделения властей, который как раз направлен против такого сосредоточения власти» [6].Если исходить из такой логики рассуждений, то президент-глава государства должен наделяться значительными полномочиями, функционально соответствующими полномочиям органов, относящихся к трем традиционным ветвям власти, для взаимодействия с ними и воздействия на них. Таким образом, в странах СНГ полномочия президента определяются его традиционной представительской функцией, а также либо исключительно арбитражно-гарантийно-координационной функцией, как в РФ, Казахстане, Беларуси, либо функцией органа исполнительной власти, как в Туркмении, Таджикистане [6]. В рамках представительской функции главы всех рассматриваемых государств обладают практически идентичными полномочиями. Они олицетворяют собой государство во внутренних отношениях, обращаясь с посланиями к народу или парламенту, решая вопросы о приеме в гражданство, о выходе из него и предоставлении политического убежища, принимают решения о присвоении наград, почетных званий, промульгации общегосударственных законов. Они также представляют государство в международных отношениях, ведя переговоры и подписывая международные договоры, которые потом представляют парламентам для ратификации, а также назначая и отзывая послов и других дипломатических представителей, принимая верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств. В рамках функции органа исполнительной власти главы государств, являющиеся главами исполнительной власти, руководят деятельностью правительства, которое, как мы уже отмечали, находится у них в прямом административном подчинении.

На уровне законодательной власти эти взаимодействие и воздействие сводятся в основном к тому, что президент может формировать парламент, а также распускать его, имеет право законотворчества, вето, издания актов делегированного законодательства, а также имеющих силу закона. В ряде стран СНГ с двухпалатными парламентами, президенты могут участвовать в формировании верхних палат, например, в РФ, Беларуси. Роспуск парламента вправе осуществить глава государства в Украине и Киргизии, а в РФ Президент вправе распустить только Государственную Думу.

Основания роспуска могут быть следующими: неоднократное отклонение представленных президентом для утверждения кандидатур руководителя правительства (Узбекистан, Российская Федерация, Беларусь); отказ в доверии правительству, выражение недоверия или повторное выражение недоверия правительству (Российская Федерация, Беларусь, Азербайджан); неоднократный отказ в доверии правительству (Молдова); систематическое или грубое нарушение конституции, подтвержденное заключением органа конституционного контроля (Беларусь); неутверждение программы, неопределение структуры и состава правительства в установленные конституцией сроки, а равно невозможность формирования правительства [6].

Наиболее сильны полномочия главы государства в Казахстане, так как президент данной страны обладает правом роспуска всего парламента, предварительно формально проконсультировавшись с председателями его палат и премьер-министром. Такое право означает собственное усмотрение президента, т.е. без наличия существенных оснований [7].

Кроме того, в Российской Федерации Президент не обладает правом отлагательного вето в отношении конституционных законов, в Туркменистане Президент не обладает данным правом в отношении законов о принятии конституции, внесении в нее изменений и дополнений, в Кыргызстане Президент не обладает упомянутым правом в отношении законов о республиканском бюджете и о налогах, а в Азербайджане у Президента помимо права отлагательного вето есть еще и право абсолютного вето, но только в отношении конституционных законов.

Подводя итог, следует особо обратить внимание, что ни представительные, ни исполнительные органы власти, а также глава государства не существуют сами по себе, т.е. каждый из названных институтов не может находиться в правовом вакууме. Это обусловлено как раз наличием системы сдержек и противовесов, которая не позволяет какой-либо одной ветви власти сконцентрировать все полномочия в одних руках. То же правило применимо и к Президенту, который, находясь во главе государства, одновременно подотчетен как парламенту, так и правительству. Кроме того, в статье упоминалось про судебную власть, без которой просто не существовало бы гарантий законности и правосудия в современном демократическом обществе. Ее роль трудно переоценить, поскольку суды воздействуют как на главу государства посредством предоставленных им полномочий, так и на законодательные и исполнительные органы, в отношении которых осуществляют конституционный контроль.

Список литературы

1. Рамазанов М. К., Магдилов М. М. Конституционно-правовые основы соотношения судебной власти с другими ветвями власти//Евразийский юридический журнал. № 4 (131) 2019. – 143 с.

2. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция).

4. Барсукова Е. Н., Сазанкова О. В. Проблемы судебной власти на современном этапе развития // Юридический факт. — 2018. — № 29.

5. Реснянская О. С. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти в системе разделения властей // Известия Алтайского государственного университета. — 2009. — № 4-1 (64).

6. Остапович И.Ю. Конституционно-контрольное нормотворчество специализированных органов конституционного контроля Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан (сравнительно-правовое исследование): автореф. дис. . докт. юрид. наук: 12.00.02. – Екатеринбург, 2018. – 55 c.

7. Сапаргалиев Г.С., Сулейменова Г.Ж. О характере нормативных актов Верховного Суда Республики Казахстан // Правовая реформа в Казахстане. – 2003.– № 4. – С. 20-28.

Реферат: Место парламента в системе разделения властей

1. Понятие парламента. Функции парламента: общие и особенные в зависимости от типа парламента и формы правления. 4

2. Участие парламента в формировании других органов государственной власти 6

3. Основания и порядок роспуска палат парламента. 9

Общенациональное представительное учреждение демократического общества — парламент — имеет многовековую историю. Дальние прародители его — английский парламент, испанские кортесы — возникли еще в ХП — ХШ веках. Однако парламент демократического государства качественно отличается от сословных представительных учреждений эпохи феодализма. Поэтому и сама его история начинается с эпохи буржуазных революций.

Согласно теории разделения властей, которая в той либо иной степени нашла свое отражение в конституционализме любой демократической страны, парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти.

Так, американская конституция постановляет: «Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов. » Согласно американской конституционной теории конгресс является носителем «законодательной ветви власти».

Подобное же положение содержит ст. 36 конституции Аргентины: «Законодательная власть нации предоставляется Конгрессу».

Статья 26 конституции Греции устанавливает: «Законодательная власть осуществляется Палатой депутатов и Президентом республики».

В несколько иной форме эта мысль выражена в ст. 70 итальянской конституции: «Законодательная функция осуществляется совместно обеими палатами».

Читайте также  Аварии с выбросом Радиоактивных Веществ 2

Весьма категорично определяет юридический статус парламента конституция Японии: «Парламент является высшим органом государственной власти и единственной законодательной властью государства».

Наконец, в ст. 45 конституции Федеративной республики Бразилии 1988 г. сказано: «Законодательная власть осуществляется Национальным конгрессом, который состоит из Палаты депутатов и Федерального сената».

1. Понятие парламента. Функции парламента: общие и особенные в зависимости от типа парламента и формы правления

Согласно букве демократических конституций парламент является верховным законодательным органом государства, однако, в действительности его реальные полномочия иные. В парламентарных странах парламент подвержен эффективному воздействию со стороны правительства, которое не только монополизировало законодательную инициативу, но и оказывает сильное влияние на все стороны деятельности парламента. В президентских республиках парламент юридически более независим. Он не может быть распущен президентом, законодательная инициатива принадлежит только депутатам. Тем не менее, президенты и в этих случаях располагают богатым арсеналом средств воздействия на парламент. В тех странах, где существует конституционный надзор (США, Италия, ФРГ, Франция, Япония, Индия, Австралия и т. д.), любой акт парламента может быть отменен по причине несоответствия его конституции.

Все зарубежные конституции наделяют парламент законодательными полномочиями. Принятие законов является главной задачей парламента. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы. Законодательная деятельность парламента претерпела исторически весьма серьезные изменения. В современных государствах парламент продолжает законодательствовать, но эта его деятельность утратила суверенный характер. Хотя вместе с усложнением функций государства увеличился объем законодательной деятельности парламента, центром нормотворчестаа стало правительство.

Контроль над деятельностью правительства является одним из наиболее важных полномочий парламента. Парламентский контроль над деятельностью правительства присущ лишь демократическому политическому режиму. Конкретное выражение его зависит от формы правления. В президентских республиках контрольные полномочия парламентов менее разнообразны, но эффективность их повышается в связи с отсутствием у правительства полномочий по роспуску парламента. В парламентарных странах, напротив, обширные контрольные полномочия парламента в значительной степени нейтрализуются принадлежащим правительству правом роспуска парламента.

Судебные полномочия зарубежных парламентов являются ограниченными, и их реализация не занимает заметного места в обычной парламентской деятельности. Полномочиями суда первой инстанции парламенты наделяются редко. Наиболее типичным примером является британская палата лордов, которая по традиции является судом первой инстанции по делам мэров, обвиняемых в совершении тяжких государственных или уголовных преступлений. Наделение парламентов апелляционной юрисдикцией также представляет исключение. Такими полномочиями обладает палата лордов в Великобритании. В целом ряде стран парламентам предоставлено право осуществления особой судебной процедуры (импичмент) по делам определенной категории должностных лиц.

К судебным или квазисудебным полномочиям парламента может быть отнесено принадлежащее ему право решать споры о правомерности депутатского мандата и законности выборов.

Внешнеполитические полномочия парламентов носят ограниченный характер. Парламент практически почти лишен возможности оказывать решающее влияние на формирование и осуществление внешней политики. Он может высказывать свое мнение и осуществлять в доступных для него формах контроль за внешней политикой правительства. Эти функции обычно возлагаются на комиссии по иностранным делам соответствующих палат. Чисто формальными являются права парламента объявлять войну и заключать мир, поскольку эти полномочия фактически полностью сосредоточены в руках правительства. Что касается принадлежащего некоторым парламентам права ратификации и денонсации международных договоров, то и это полномочие, как правило, лишено действенного характера. Часто правительство имеет право заключать международные соглашения, не требующие ратификации их парламентом.

2. Участие парламента в формировании других органов государственной власти

В зарубежных странах существуют два основных вида республиканских форм правления — президентская и парламентарная республика. Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Президентская республика отличается следующими характерными особенностями: внепарламентский метод избрания президента; внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственности; отсутствие у президента права роспуска парламента.

Роль парламентов даже юридически невелика (США, Франция).

Парламентарная республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская. В настоящее время парламентарная республика существует в следующих странах: в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Ирландии, Исландии, Индии, Израиле, Ливане, Турции и некоторых других.

Для парламентарной республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие.

Президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством.

В парламентарных республиках (за исключением Австрии, Ирландии, Исландии, где выборы президента прямые) президент избирается путем многостепенных выборов (чаще всего двухстепенных). Воля избирателей при многостепенных выборах опосредствуется в основном общенациональным представительным учреждением — парламентом. В этой системе избрания президента можно выделить три разновидности.

1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается. Такой порядок избрания президента принят в Израиле, Турции, Ливане. Согласно ст. 49 конституции Ливанской Республики президент избирается палатой депутатов большинством в 2/3 голосов при тайном голосовании. В том случае, если в первом туре ни один кандидат не наберет квалифицированного большинства голосов, проводится второй тур, на котором требуется для избрания простое (абсолютное) большинство голосов.

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »
  • Место парламента в системе разделения властей

    Пример готового реферата по предмету: Конституционное право

    1. Место и статус парламента

    2. Деятельность парламента в системе разделения властей

    Выдержка из текста

    Место парламента в системе разделения властей

    Целью дипломной работы является – комплексное, всестороннее рассмотрение судебной власти в системе государственной власти РФ. Данной цели можно достигнуть путем решения следующих задач: рассмотрение этапов становления и развития судебной власти России, определение понятия, признаков и принципов судебной власти РФ, анализ закрепленной в Конституции РФ модели правового государства и вытекающей из нее новой роли и места суда в государственном механизме властвования, определение ряда проблем осуществления полномочий судебной власти на данный период, анализ основных направлений судебной реформы, анализ концепции судебной реформы, путей и средств ее реализации.

    Судебная власть в системе разделения властей

    Президент в системе органов Государственной власти Россииреальная роль в государстве.

    Как свидетельствуют исследования зарубежных и отечественных ученых, любые серьезные политические, социальные, экономические изменения в обществе неизбежно приводят к тому, что подвергаются реформе правовая и судебная системы. Судебная власть – это одна из важнейших составных частей власти в рамках концепции разделения властей.

    Объектом дипломной работы является судебная власть в системе разделения власти в РФ как совокупность общественных отношений, возникающих при осуществлении правосудия как деятельности ветви государственной власти направленной на осуществление функций государства. Предметом дипломной работы являются теоретико-прикладные проблемы деятельности российских судов, а также нормы международного права и действующее законодательство РФ, что закрепляют определение судебной власти в системе разделения власти в РФ.

    Возникновение сложной политической ситуации в стране в начале 1990-х годов требовало принятия нормативно-правового документа, который помог бы побороть политический кризис и уравновесить дисбаланс интересов всех ветвей власти.

    Судебная власть в системе разделения властей

    В отечественной и иностранной специализированной литературе наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой власть в государстве для его нормального функционирования должна подразделяться на законодательную, исполнительную и судебную. Во вступительной статье к фундаментальному труду «Комментарий к Конституции РФ», озаглавленной «Конституция 1993 года — правовая легитимация новой России», он, в частности, пишет: «Три ветви власти – только в этом треугольнике Божественное начало может себя проявить как в правотворчестве, так и в правоприменении».

    Именно органы и должностные лица исполнительной власти осуществляют функции государственного управления, то есть претворяют предписания нормативно-правовых актов, контролируют их соблюдение и правоприменение , осуществляют управляющее и регулирующее воздействие на управляемых субъектов, которые не находятся в служебном подчинении от органа управления. Объектом настоящей работы является исполнительная власть как одна из ветвей в системе разделения властей.

    Читайте также  Модель гонки вооружений Ричардсона

    Список источников информации

    1.Горгес Р. Так работают правительство и парламент. М. 2001. – 246 с.

    2.Дементьев А.Н. Проблемы государственного строительства /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2002. — № 12 (168) — с. 98.

    3.Керимов А. Д. Парламентское право Франции. М.: Феникс. 2002. – 216 с.

    4.Комментарий к Конституции РФ./Под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК. 2004. – 386 с.

    5.Конституции зарубежных государств. М.: Феникс. 2003. – 324 с.

    6.Парламенты мира. М.: Статус. 2001. – 348 с.

    7.Совершенствование законодательной деятельности и участие органов государственной власти в законодательном процессе. М.: Юристъ. 2001. – 94 с.

    8.Современный парламент: теория, мировой опыт, российская практика/Под общ. ред. д. ю. н. Булакова О.Н. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 320 с.

    9.Шувалов И. И. Правительство РФ в законотворческом процессе. М.: Норма, 2004. – 144 с.

    10.Иностранное конституционное право. –М.: Юристъ, 1996. – 512с.

    11.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Т.2. Отв. ред. Б.А.Страшун. –М.: издательство БЕК, 1995. – 448с.

    12.Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. Пособие. –М.: Юристъ, 1998. – 352с.

    13.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. –М.: Юристъ, 1999. – 568с.

    14.Кудинов А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Т.2. Отв. ред. Б.А.Страшун. –М.: издательство БЕК, 1995. – С.96.

    Что такое разделение властей и как оно работает в России

    Разделение властей — это принцип, согласно которому государственная власть распределяется между независимыми ветвями: законодательной, исполнительной и судебной властью.

    Законодательная власть принадлежит парламенту. Он издает законы, представляя интересы граждан.

    Исполнительная власть принадлежит правительству. Оно управляет государственными делами.

    Судебная власть принадлежит судам. Они следят за соблюдением законов.

    Основные принципы разделения властей гласят:

    Законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам.

    Все власти равны и автономны.

    Никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными другой.

    Все ветви власти, несмотря на разделение, должны взаимодействовать между собой.

    Зачем нужно разделение властей?

    Цель разделения властей – создать систему «сдержек и противовесов», которая минимизирует ошибки в управлении государством, а также не допустит возвышения одной из властей над другими, предотвратив утверждения авторитаризма и диктатуры.

    Например, независимые суды позволяют человеку эффективно защищать свои права, даже если их нарушает государство. В стране, где существует реальное разделение властей, гражданин может судиться с чиновниками и побеждать их — ведь исполнительная власть не может приказать судье принять нужное решение или уволить его.

    Другой пример: независимая законодательная власть не позволит главе государства узурпировать власть и стать диктатором. Парламент, избранный народом и независимый от президента, короля или премьер-министра, откажется принимать законы о расширении полномочий исполнительной власти. А в случае злоупотреблений — объявит импичмент, то есть отрешит главу государства от власти.

    Кто придумал теорию разделения властей?

    В древности и в Средние века считалось нормальным, что вся власть в государстве сосредоточена в руках монарха — король издавал законы, управлял делами, ему подчинялись судьи. С началом эпохи Просвещения философы усомнились в том, что это выгодно стране.

    Идею разделения ветвей власти первым озвучил английский просветитель XVII века Джон Локк — отец политической философии. В его версии власть должна была делиться на законодательную, исполнительную и федеративную.

    А термин «разделение властей» предложил в XVIII веке французский просветитель Шарль де Монтескьё. Он же придал теории современный вид, заговорив об исполнительной, законодательной и судебной власти.

    Цель разделения властей — предотвратить злоупотребления, объяснял Монтескьё. Ветви власти будут сдерживать друг друга, и это позволит сохранить в стране политическую свободу.

    Шарль Луи де Монтескьё — французский просветитель, автор теории разделения властей

    Поклонниками этой теории были «отцы-основатели» Соединенных Штатов Америки. В 1787 году они закрепили принцип разделения властей в Конституции США. Помимо разделения трех ветвей власти они также предложили принцип федерализма — разделили полномочия между центральным правительством и штатами.

    В настоящее время разделение властей считается одним из важнейших признаков демократического политического режима.

    Разделение властей в России

    Разделение властей — одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно закреплено 10 статьей Основного закона.

    Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

    Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.

    Законодательная власть в РФ — это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты — Государственной Думы, и верхней палаты — Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть — по партийным спискам, часть — по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.

    В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.

    Исполнительная власть в РФ — это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.

    В субъектах федерации исполнительная власть — это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).

    Судебная власть в РФ — это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.

    В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.

    Президентская власть в России

    Президент занимает высшее место в иерархии российских государственных органов. Согласно Конституции, президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства, гарантом Конституции РФ и верховным главнокомандующим. Президент обеспечивает согласованную работу органов власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

    Но говорить о «четвертой власти» — президентской — невозможно, поскольку это противоречило бы 10-й статье Конституции. Президент теснее всего связан с исполнительной властью. Например, его указы считаются подзаконными актами — как и распоряжения правительства. Именно президент предлагает Госдуме кандидатуру главы правительства. Он же по представлению премьер-министра назначает членов кабинета.

    Тем не менее, в Конституции РФ нет понятия «глава исполнительной власти», поэтому нельзя точно утверждать, кто им является — президент или премьер-министр.

    За что критикуют систему разделения властей в РФ?

    В России разделение властей существует на бумаге, а в реальности его принципы не соблюдаются, указывают многие критики действующей власти.

    В частности, полномочия президента РФ очень широки, и это нарушает баланс ветвей власти. В настоящее время российский парламент, по словам его противников, зависим от исполнительной власти: Госдума и Совет Федерации безоговорочно поддерживают решения президента и правительства.

    Регулярно указывают и на то, что исполнительная власть способна влиять на решения судов — это нарушает принцип независимости судебной системы.

    Слабость разделения властей — один из аргументов в пользу того, что в России установился не демократический, а авторитарный политический режим.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: