Медико-социальная экспертиза при профессиональных заболеваниях - OXFORDST.RU

Медико-социальная экспертиза при профессиональных заболеваниях

Как оформить инвалидность

1. Когда можно оформить инвалидность?

Инвалидность можно оформить, если есть:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Решение о признании инвалидом принимается по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ).

В зависимости от состояния здоровья взрослым присваивается I, II или III группа инвалидности, детям до 18 лет — категория «ребенок-инвалид».

В связи с пандемией до 1 октября 2021 года действует временный (упрощенный) порядок присвоения и продления инвалидности. Он утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2020 года N 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом».

2. Как получить направление в бюро медико-социальной экспертизы?

Направления на медико-социальную экспертизу выдают медицинские организации (организационно-правовая форма медицинской организации и место вашего жительства не имеют значения).

Определяя, есть ли у вас признаки инвалидности, врач должен опираться на диагностические исследования, результаты лечения, реабилитации и абилитации. Поэтому за направлением на МСЭ лучше всего обращаться к своему лечащему врачу. Но также можно пойти, например, к главному врачу медицинской организации, в которой вы проходите лечение.

По закону , если человек нуждается в социальной защите, выдать направление на МСЭ могут также органы социальной защиты населения и органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, но только при наличии у них медицинских документов, которые подтверждают нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. На практике это означает, что вам все равно придется обращаться в медицинскую организацию.

Если вам отказывают в выдаче направления, требуйте, чтобы вам выдали письменный отказ. С этой справкой вы имеете право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно. Сделать это можно лично или онлайн, на портале госуслуг РФ. В этом случае обследование вам назначат сотрудники бюро МСЭ, и по его результатам определят, есть ли необходимость в проведении медико-социальной экспертизы.

Если переданное медицинской организацией в бюро МСЭ направление содержит не полный объем обследований, то бюро МСЭ возвращает направление (для устранения недостатков) в медорганизацию самостоятельно. Срок возврата – 3 дня, срок для внесения изменений и передачи в бюро – 14 дней. Пациента обязаны уведомить об этом.

После того как вы получите направление, вас запишут на медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ.

3. Какие документы нужны для записи на МСЭ ребенка?

Чтобы записать ребенка на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность (для детей младше 14 лет — свидетельство о рождении, для детей старше 14 лет — паспорт);
  • направление на МСЭ, оформленное медицинской организацией, органами социальной защиты населения или органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, — документ направляет в бюро МСЭ выдавший его орган. В случае отказа в выдаче такого направления — справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу;
  • медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования — обычно выдаются врачом, выдавшим направление на МСЭ);
  • СНИЛС (сведения могут быть получены в результате межведомственного взаимодействия);
  • письменное согласие на проведение медико-социальной экспертизы;
  • документы, удостоверяющие полномочия законного или уполномоченного представителя (при наличии), а также документы, удостоверяющие его личность и место жительства.

Заявление о проведении медико-социальной экспертизы может рассматриваться до одного месяца со дня подачи заявления.

4. Какие документы нужны взрослым для записи на МСЭ?

Чтобы записаться на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • направление на МСЭ, оформленное медицинской организацией, органами социальной защиты населения или органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, — документ направляет в бюро МСЭ выдавший его орган. В случае отказа в выдаче такого направления — справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу;
  • медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования — обычно выдаются врачом, выдавшим направление на МСЭ);
  • СНИЛС (сведения могут быть получены в результате межведомственного взаимодействия);
  • письменное согласие на проведение медико-социальной экспертизы;
  • документы, удостоверяющие полномочия законного или уполномоченного представителя (при наличии), а также документы, удостоверяющие его личность и место жительства.

В некоторых случаях могут понадобиться дополнительные документы .

Заявление о проведении медико-социальной экспертизы может рассматриваться до одного месяца со дня подачи заявления.

5. В какое бюро МСЭ нужно обращаться?

Медико-социальная экспертиза проводится в бюро МСЭ по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). В некоторых случаях МСЭ может проводиться:

  • в Главном бюро МСЭ — в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования;
  • в Федеральном бюро МСЭ — в случае обжалования им решения Главного бюро МСЭ, а также по направлению Главного бюро МСЭ в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования;
  • на дому — если гражданин не может явиться в бюро (Главное бюро МСЭ, Федеральное бюро МСЭ) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

6. Как проводится экспертиза?

В ходе экспертизы специалисты бюро изучат представленные вами документы, проведут анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных.

В некоторых случаях специалисты бюро МСЭ могут назначить вам дополнительное обследование. Вы можете от него отказаться. В этом случае решение о признании вас инвалидом или об отказе в признании вас инвалидом будет приниматься, основываясь только на предоставленных вами данных. Ваш отказ будет отражен в протоколе МСЭ, который ведется во время проведения экспертизы.

В проведении медико-социальной экспертизы по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (консультанты). Вы имеете право тоже пригласить любого специалиста с его согласия, у него будет право совещательного голоса.

Решение о признании инвалидом или об отказе в признании инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов медико-социальной экспертизы.

По итогам составляется акт медико-социальной экспертизы. Вы имеете право запросить копии и акта, и протокола.

Кроме того, специалисты бюро после проведения медико-социальной экспертизы подготовят для вас индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА).

7. Какие документы выдают после проведения экспертизы?

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются:

  • справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности;
  • индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) .

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

При необходимости внести изменения (новые персональные данные, технические ошибки) в ИПРА или при необходимости уточнить характеристики ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий проходить новую медико-социальную экспертизу не нужно. Достаточно написать заявление в бюро МСЭ, выдавшее документ. Вам выдадут новую ИПРА.

Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления о проведении МСЭ. Инвалидность устанавливается до 1 числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной МСЭ (переосвидетельствования).

8. Как пройти переосвидетельствование?

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп — 1 раз в год, а детей-инвалидов — 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».

Переосвидетельствование может быть проведено заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Если инвалидность установлена без указания срока переосвидетельствования либо если переосвидетельствование необходимо провести ранее установленного срока, оно может проводиться:

  • по личному заявлению инвалида (либо его законного или уполномоченного представителя);
  • по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья;
  • при осуществлении Главным бюро МСЭ, Федеральным бюро МСЭ контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, Главным бюро МСЭ.

9. Как обжаловать результат экспертизы?

Если вы не согласны с решением медико-социальной экспертизы, его можно обжаловать в течение месяца с момента проведения экспертизы. Для этого нужно обратиться в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде с использованием портала государственных услуг РФ. Подробнее о работе бюро МСЭ можно узнать на сайте 77.gbmse.ru.

Также в бюро работает горячая линия по вопросам медико-социальной экспертизы: +7 (495) 916-03-09, +7 (495) 916-00-06 добавочный 2018.

10. Какая помощь оказывается инвалидам?

В России инвалидам оказывается материальная и социально-медицинская поддержка. Они могут рассчитывать на транспортные льготы, помощь в улучшении жилищных условий.

—>Медико-социальная экспертиза —>

Войти через uID

Каталог статей

ОСОБЕННОСТИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПРИ НАЛИЧИИ НЕСКОЛЬКИХ СТРАХОВЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ.

Т.А.Абрамова, В.А.Сварич
ФКУ «Главное бюро медико–социальной экспертизы по Республике Коми» Минтруда России,
г.Сыктывкар, Республика Коми

ФКУ «Главное бюро медико–социальной экспертизы по Республике Коми» Минтруда России (далее Учреждение) осуществляет свою деятельность на территории Республики Коми общей площадью 416,8 тыс. кв. км. с населением около 1,0 млн. человек, плотностью населения 2,6 человек на 1 кв. км. В республике 21 административный район, из которых 9 – городские территории. Протяженность территории с юго-запада на северо-восток – 1275км., с юга на север – 785, с запада на восток – 695км.
Республика Коми – северный регион, один из основных поставщиков угля, газа, нефти, древесины.
Преобладание добывающей промышленности определяет высокую потребность в освидетельствовании пострадавших вследствие трудового увечья и профессионального заболевания.

Читайте также  Двоичное кодирование текстовой информации

В 2013 году с целью освидетельствования для установления степени утраты профессиональной трудоспособности (далее УПТ) в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Учреждение первично обратилось 469 пострадавших.
УПТ установлена в 435 случаях, из них инвалидами признано 90 пострадавших. Причиной инвалидности у 50 признано трудовое увечье, причем возраст пострадавших составил: до 45лет — 24; после 45 — 26.
40 пострадавших, причиной инвалидности которых явилось профессиональное заболевание, впервые освидетельствованы в возрасте до 45лет — 4; после 45 — 36.

Учитывая, что пенсионный возраст шахтера 45 лет, можно сделать вывод, что в основной массе профессиональные заболевания оформляются к выходу на пенсию.
345 пострадавших, не признанных инвалидами, имеют незначительные нарушения функций организма, позволяющие им продолжать профессиональную деятельность с большим напряжением чем ранее, со снижением объема профессиональной деятельности не более чем на 1/3, либо с изменением условий труда.

Основная часть пострадавших имеет по 2-4 профессиональных заболеваний (хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ); пояснично-крестцовая радикулопатия (ПКР); вегетативно-сенсорная полиневропатия (ВСП); нейро-сенсорная тугоухость (НСТ).

В практике региональных центров профессиональной патологии (далее — ЦПП), и, соответственно Роспотребнадзора в республике до 2012 года одновременно выявленные профзаболевания оформлялись одним экстренным извещением и актом о профессиональном заболевании, а Учреждением устанавливался единый процент УПТ.

С учетом переселения из районов крайнего севера у страховщика возникли проблемы при передаче дел в отделения ФСС регионов в связи с требованием раздельного установления степени УПТ по разным заболеваниям. По инициативе страховщика ЦПП стали оформлять экстренные извещения на каждое заболевание отдельно. В результате граждане стали обращаться в Учреждение с несколькими актами о профессиональных заболеваниях, причем это могло быть три акта одной датой и номером или с разными номерами и разделены по небольшому промежутку времени.

В связи с изложенным, возникло ряд проблем:
1.Применение п.18 Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 789.

До сегодняшнего дня Учреждение руководствуется разъяснениями Минздравсоцразвития России от 12.05.2006 № 1367-18, согласно которому степень УПТ «при повторных несчастных случаях определяется по каждому раздельно, однако, исходя из их совокупного влияния на одну имеющуюся у пострадавшего способность к профессиональной деятельности. Степень УПТ при повторных несчастных случаях на производстве не должна превышать реально имеющуюся у пострадавшего утрату трудоспособности, иначе это будет противоречить Правилам».

Судебная практика учреждения по указанному вопросу в Учреждении обширная, однако, имеется тенденция к снижению количества судебных обжалований, так в 2009 подано 112 исков (81 по %УПТ), 17 в пользу истца, в т.ч.13 по %, в 2013 подано 79 исков (41 по % УПТ), 5 из них 3 по %, в пользу истца.

Постоянная работа, направленная на повышение имиджа учреждения, как работающего в правовом поле, построение доказательной базы позволило улучшить данные показатели, порой вопреки экспертному заключению судебной МСЭ.

Как пример: Гражданское дело № 2-90/2011, пострадавший имеет: Хронический пылевой бронхит средней степени, ДН2 без функционального подтверждения, ВСП верхних конечностей 2 (умеренные нарушения по ЭНМГ), проходчик, в заключении ЦПП противопоказана работа с вибрацией, пылью, физическими нагрузками, неблагоприятным микроклиматом. Решение бюро 30% УПТ. Заключение судебной МСЭ – 30% по ВСП; 3 группа и 60% по ХОБЛ, по решению суда Учреждение установило 3 группу инвалидности и 90% УПТ.

Гражданское дело № 33-3640/2014, пострадавший, горнорабочий очистного забоя, имеет 4 акта о профессиональных заболеваниях: ПКР, НСТ 1, ВСП 2, ХОБЛ, ДН1.
По заключению ЦПП противопоказана работа с вибрацией, пылью, физическими нагрузками, неблагоприятным микроклиматом, в шуме.
Решение бюро: 10% по ХОБЛ, 10% ПКР, 10% ВСП (всего 30%), по НСТ % не установлены. Заключение судебной МСЭ + 10 (всего 20 по ВСП) итого 40% без группы инвалидности. Суд первой инстанции принял соответствующее решение, однако Верховный суд РК назначил повторную экспертизу, которая согласилась с Учреждением.
Основание для назначения повторной судебной МСЭ — 40% в соответствии с Правилами устанавливаются при умеренных нарушениях, а эксперты указывают на незначительные нарушения, имеющиеся у истца, отсутствие лицензии на МСЭ у экспертного учреждения, проводящего первую экспертизу.

Необходимо отметить, что решений по 100% УПТ при утрате профессии в республике не было, при том, что было не менее 10 заключений судебной экспертизы о показанности 100%.
По решению суда, установление степени УПТ с учетом одного профессионального фактора, без учета клинико-функциональных нарушений противоречит Правилам.

Гражданское дело № 2-257/12, пострадавший, электрослесарь подземный, имеет 2 профессиональных заболеваниях: ПКР, ВСП 2, в одном акте.
По заключению ЦПП противопоказана работа с вибрацией, пылью, физическими нагрузками. Решение бюро: 30%.
Заключение судебной МСЭ 100 % без группы инвалидности, т.к. отсутствуют ОЖД. Решение суда — требование истца сводится к обязанию учреждения медико-социальной экспертизы изменить процент утраты профессиональной трудоспособности в сторону увеличения без учета выраженности нарушения функций организма, что противоречит Правилам.
В 3 абзаце п.19 постановления Пленума ВС РФ № 2 от 11.03.2011 указан лишь порядок определения способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность, отсутствуют ссылки на необходимость установления при полной утрате способности осуществлять проф. деятельность 100%.
Наоборот, в 1 и 2 пунктах указано на необходимость назначать МСЭ.
Иное означало бы отсутствие необходимости в назначении МСЭ и установление 100% УПТ при полной утрате способности осуществлять проф. деятельность по формальным основания без учета выраженности нарушенных функций организма в соответствии с Правилами и Критериями.

2.Оформление акта, протокола, программы реабилитации пострадавшего (ПРП) в ЕАВИИАС МСЭ.
Гражданское дело № 2-264/2014 о признании незаконным акта освидетельствования по формальным признакам (подробности в докладе).
Гражданин уже имеет 50% бессрочно в связи с несчастным случаем на производстве. Освидетельствован по следующему несчастному случаю, степень УПТ не установлена.
В резолютивной части указано, что по данным акта «освидетельствован в связи с первым несчастным случаем», тогда как случай не первый, и степень УПТ не установлена, тогда как установленные ранее 50% не оспариваются.

3. Статистическая обработка данных не позволяет учитывать фактическое количество профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве у одного пострадавшего, по которым установлена степень УПТ.

Исходя из многолетней практики работы с пострадавшими, считаем, что законодательство по установлению степени УПТ неоднозначно, не всегда приводит к справедливой компенсации вреда здоровью, в ряде случаев не способствует профессиональной реабилитации пострадавшего по следующим основаниям:

А.Что компенсируем?
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее-Закон) — «обеспечение по страхованию — страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного ст.3 125-ФЗ».

При сегодняшнем положении вещей наряду с установлением 100% УПТ при резко выраженных нарушениях и противопоказанности любой трудовой деятельности, может иметь место установление 100% при отсутствии указанных нарушений и противопоказаний при повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях (например 30+30+30+10 при незначительных нарушениях и необходимости изменения условий труда при 4 страховых случаях, и т.д.), а также при невозможности выполнения (противопоказанности) выполняемой ранее профессиональной деятельности работы (имеется судебная практика по регионам по постановлению Пленума ВС РФ от 10.03.2011 № 2). Т.о. смысл фразы «исходя из последствий повреждения здоровья» искажен и допускает неоднозначное толкование.

Б.По какой профессии компенсируем?
В соответствии со ст.3 Закона «степень утраты профессиональной трудоспособности — выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая»; «страховой случай — подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного..».
Подтверждение в установленном порядке – утверждение акта о несчастном случае на производстве или о профессиональном заболевании.

Т.о., при установлении степени УПТ рассматривается профессиональная деятельность выполняемая на период составления и утверждения правоустанавливающих документов (актов).
В случае наличия незначительных нарушений и рекомендации изменения условий труда, при увольнении с отказом работника от предложенного рационального трудоустройства, он имеет основания для установления 30% УПТ.
В случае рационального трудоустройства до момента составления акта о профессиональном заболевании, исходя из возможности выполнения данного труда с большим напряжением чем ранее — 10% УПТ.

Гражданские дело № 2-3436/11, летчик П, НСТ, противопоказана работа в шуме, переведен нач-ком отдела сертификации полетов, на момент составления акта работал в указанной профессии.
Решение бюро 10%, заключение экспертизы 10%, требование истца 100%.

В.Исполнение программы реабилитации пострадавшего (далее – ПРП) в части профессиональной реабилитации неэффективно.
— Трудовая рекомендация в ПРП не принимается учреждениями занятости,
— Работодатель не обязан предоставлять соответствующие условия труда;
— Гражданин не заинтересован в рациональном трудоустройстве, опасаясь снижения степени УПТ;
— учреждения МСЭ не правомочны снижать степень УПТ при продолжении труда во вредных условиях вопреки заключению ЦПП.

Вышеизложенное, считаем, является основанием для серьезной ревизии нормативных правовых актов по данному вопросу.

Алгоритм оформления инвалидности

Временный порядок признания человека инвалидом, утвержденный в период пандемии коронавируса, действует до 1 октября 2021 г.

Условия признания человека инвалидом

Для признания гражданина инвалидом должны наличествовать одновременно три условия:

нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Порядок установления инвалидности

В период пандемии коронавирусной инфекцией Правительство РФ утвердило Временный порядок признания лица инвалидом, который действует до 1 октября 2021 г. Порядок установления инвалидности один и тот же независимо от физиологических показателей гражданина (проблемы слуха, зрения и т.п.) 1 .

Читайте также  Метод деформируемого многогранника

Установлено, что медико-социальная экспертиза (МСЭ) проводится заочно в целях предотвращения распространения коронавируса. В случае обжалования гражданином результатов МСЭ в городе или районе МСЭ может проводиться в главном бюро медико-социальной экспертизы или Федеральном бюро медико-социальной экспертизы в очном порядке.

Медицинская организация в направлении на МСЭ, выданном гражданину впервые, указывает результаты обследований, отражающих состояние здоровья гражданина, степень нарушения функций организма, состояние компенсаторных возможностей, сведения о проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятиях.

Медицинская организация может сформировать направление на МСЭ без проведения дополнительных обследований: для граждан, имеющих заболевания и нарушения функций организма, предусмотренные приложением к Правилам признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95), и для граждан, направляемых на МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации, если ранее в течение года до дня формирования направления были проведены обследования, подтверждающие такие заболевания или нарушения функций организма.

Решения об установлении инвалидности впервые и о разработке индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида принимаются федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы на основании сведений о состоянии здоровья гражданина, содержащихся в направлении на МСЭ.

Рекомендуемый алгоритм оформления инвалидности

1. Обратитесь в медицинскую организацию, ПФР или орган соцзащиты населения для направления вас на МСЭ.

2. Подготовьте необходимые для проведения МСЭ документы.

Список документов определен п. 24 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95; далее – Правила № 95); п. 3, 28, 31, 34, 37, 90 Административного регламента (утв. Приказом Минтруда России от 29 января 2014 г. № 59н); п. 3 Правил (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789):

  • документ, удостоверяющий личность, или его заверенная копия;
  • документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя (при обращении через представителя);
  • СНИЛС;
  • направление на МСЭ или справка об отказе в направлении на МСЭ;
  • заявление о проведении МСЭ (если вам выдана справка об отказе в направлении на МСЭ);
  • медицинские документы, необходимые для установления причины инвалидности, в частности для фиксирования причины «инвалидность с детства», – документы, подтверждающие наличие нарушения здоровья, которое привело к стойким ограничениям жизнедеятельности до 18 лет (до 1 января 2000 г. – до 16 лет);
  • дополнительно могут быть представлены документы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и для признания инвалидом: акт о несчастном случае на производстве, или акт о случае профессионального заболевания, или заключение госинспектора по охране труда о причинах повреждения здоровья, или медицинское заключение о профессиональном заболевании, выданные в соответствии с порядком, действовавшим до 6 января 2000 г., либо решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  • письменное согласие гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на проведение МСЭ; но такое согласие не требуется в случае проведения МСЭ заочно (абз. 6 п. 24 Правил № 95);
  • заключение врачебной комиссии медицинской организации, подтверждающее, что по состоянию здоровья вы не можете явиться в бюро МСЭ, в связи с чем МСЭ необходимо провести на дому.

3. Пройдите МСЭ и получите решение.

МСЭ может проводиться (п. 23 Правил № 95; п. 90 Административного регламента):

  • в бюро МСЭ по вашему месту жительства (месту пребывания), месту нахождения вашего пенсионного дела, если вы выехали на постоянное жительство за пределы РФ;
  • на дому, если вы не можете явиться в бюро МСЭ по состоянию здоровья (при наличии заключения врачебной комиссии медорганизации);
  • в медицинской организации, оказывающей вам помощь в стационарных условиях;
  • в организации социального обслуживания, оказывающей соцуслуги в стационарной форме;
  • в исправительном учреждении;
  • заочно – по решению бюро.

Гражданам при наличии установленных законодательством заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма инвалидность устанавливается при заочном освидетельствовании (п. 23 Правил № 95). Кроме того, МСЭ может проводиться заочно в случае отсутствия положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий.

При принятии решения о проведении заочного освидетельствования бюро МСЭ учитывает следующие условия (п. 23 Правил № 95):

  • проживание гражданина в отдаленной или труднодоступной местности, в местности со сложной транспортной инфраструктурой или где отсутствует регулярное транспортное сообщение;
  • тяжелое общее состояние гражданина, препятствующее его транспортировке.

Если человек находится в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечностей и нуждается в первичном протезировании, на МСЭ дается 3 рабочих дня с момента поступления в бюро направления на МСЭ (п. 23 Правил № 95).

МСЭ проводится бесплатно (п. 45 Административного регламента).

Решение о признании инвалидом или об отказе в признании инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ, и объявляется после МСЭ в их присутствии. При необходимости они дают разъяснения по содержанию решения (п. 28 Правил № 95; п. 105, 107 Административного регламента).

Решение и разъяснения по нему направляются вам (п. 108–110 Административного регламента):

  • в форме электронного документа через Портал госуслуг;
  • на бумажном носителе по почте в течение 3 рабочих дней с даты принятия решения.

При проведении МСЭ ведется протокол и составляется акт. Акт, протокол и индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) формируются в ваше личное дело МСЭ. Заверенные копии акта и протокола можно получить на бумажном носителе или в электронном виде через Портал госуслуг. Для этого необходимо подать в бюро МСЭ заявление. Его можно направить в том числе в электронной форме (п. 29, 29 (1) Правил № 95; п. 113 Административного регламента).

4. Получите справку об инвалидности и ИПРА.

Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, может быть выдана на руки или направлена заказным почтовым отправлением. ИПРА с 1 января 2021 г. формируется в форме электронного документа. При подаче заявления о проведении МСЭ через Портал госуслуг ИПРА направляется в личный кабинет на портале. По вашему желанию ИПРА может быть предоставлена на бумажном носителе или направлена заказным почтовым отправлением. В случае направления справки или ИПРА по почте должны быть соблюдены требования законодательства о персональных данных (абз. 4, 5, 7 п. 10 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 13 июня 2017 г. № 486н; п. 119, 122 Административного регламента).

(Читайте также дискуссию «Права инвалидов», в которой адвокаты комментируют законодательные инициативы и судебную практику по делам о защите прав людей с инвалидностью (все материалы по теме доступны на странице дискуссии в колонке справа)).

1 Постановление Правительства РФ от 16 октября 2020 г. № 1697 «О Временном порядке признания лица инвалидом». Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2021 г. № 92 «О внесении изменения во Временный порядок признания лица инвалидом».

Горячая линия по временному порядку признания лица инвалидом без личного присутствия

Горячая линия по Временному порядку признания лица инвалидом без личного присутствия

Уважаемые граждане!

Действия Временного порядка признания лица инвалидом и Временного порядка установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний продлены до 1 октября 2021 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 г. № 155 в постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 1697 и от 24 октября 2020 г. № 1730 внесены соответствующие изменения.

Гражданам, у которых срок переосвидетельствования установлен до 1 октября 2021 года включительно, установление группы инвалидности (категории «ребенок–инвалид») и/или процентов утраты профессиональной трудоспособности осуществляется путем продления на шесть месяцев и устанавливается с даты, до которой они были установлены при предыдущем освидетельствовании.

Решение об установлении инвалидности (категории «ребенок–инвалид»), а также определение степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний впервые принимается заочно , без личного присутствия гражданина на основании документов, выданных медицинскими организациями.

Срок реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) или программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания для этих граждан также будут продлеваться на полгода вместе с ранее рекомендованными реабилитационными мероприятиями, включая обеспечение техническими средствами реабилитации.

Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), справка об определении процентов утраты трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания и программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания будут направляться гражданам заказным почтовым отправлением.

При этом в случае обжалования гражданином решения бюро медико-социальной экспертизы, по желанию гражданина освидетельствование в вышестоящем бюро может проводиться в очном порядке в соответствии с требованиями, установленными Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 (далее — Правила № 95).

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2021 г. № 92 во Временный порядок признания лица инвалидом также внесены изменения, упростившие процедуру оформления направления на медико-социальную экспертизу впервые. Так, согласно Временному порядку признания лица инвалидом гражданам, направленным на медико-социальную экспертизу впервые, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные приложением к Правилам № 95, — Перечнем заболеваний, дефектов, необратимых морфологических изменений, нарушений функций органов и систем организма, а также показаний и условий в целях установления группы инвалидности и категории «ребенок-инвалид» (далее — Перечень), и гражданам, направленным на медико-социальную экспертизу с целью, предусмотренной подпунктом «к» пункта 24(1) Правил № 95 (для разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), не требуется проведение медицинской организацией дополнительных медицинских обследований, подтверждающих заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения и степень выраженности нарушений функций органов и систем организма, при наличии ранее проведенных медицинских обследований в течение 12 месяцев до дня формирования направления на медико-социальную экспертизу.

Читайте также  Нестероидные противовоспалительные препараты. Салицилаты

Таким образом, гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, поименованные в приложении к Правилам № 95, и гражданам, направляемым на медико-социальную экспертизу для разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации, которым в течение 12 месяцев до оформления направления на медико-социальную экспертизу были проведены медицинские обследования, подтверждающие заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения и степень выраженности нарушений функций органов и систем организма, не потребуется повторное проведение этих обследований.

Данные изменения приняты в целях минимизации социальных контактов граждан в период противодействия распространению новой коронавирусной инфекции и позволят не только избежать дополнительных обследований, но и сократить количество посещений медицинских организаций в целях оформления направления на медико-социальную экспертизу, и, соответственно, сократить время от момента обращения гражданина в медицинскую организацию до момента направления на медико-социальную экспертизу.

Порядок направления гражданина на МСЭ

  • О клинике
    • Контакты – Больница В.В. Вересаева
    • История
    • Администрация
    • Кафедры
    • Общественные советники
    • Вакансии
    • Информация по приказу №956н
  • Информация для пациентов
    • Записаться к врачу
    • График работы и часы работы специалистов
    • График посещения пациентов
    • Правила въезда и стоянки автотранспорта на территории
    • Защита прав граждан в сфере охраны здоровья
    • Диспансеризация населения
    • Контакты контролирующих и партнерских организаций
    • Критерии доступности и качества медицинской помощи
    • Лекарственное обеспечение
    • Льготным категориям населения
    • Памятка по иммунопрофилактике
    • Памятка о гарантиях бесплатного оказания медпомощи
    • Порядок направления гражданина на МСЭ
    • Правила подготовки к исследованиям и процедурам
    • Вопрос-ответ
    • Молодежный совет
    • Личный прием граждан
    • Нормативно-правовые документы
    • Правила госпитализации
    • Правила записи на первичный прием, консультацию
    • Правила внутреннего распорядка
    • Порядок оказания высокотехнологичной медицинской помощи в ГКБ им. В.В. Вересаева
    • Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской федерации
    • The international cooperation in medical tourism

Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 14.11.2019) “О порядке и условиях признания лица инвалидом”

III. Порядок направления гражданина
на медико-социальную экспертизу

15. Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя).
Форма согласия гражданина на направление на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
(п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)

16. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)

Гражданин, находящийся на лечении в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечности (конечностей), имеющий дефекты, предусмотренные пунктами 14 и (или) 15 приложения к настоящим Правилам, нуждающийся в первичном протезировании, направляется на медико-социальную экспертизу в срок, не превышающий 3 рабочих дней после проведения указанной операции.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.06.2019 N 715)

В направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организацией указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, и проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)

Форма и порядок заполнения направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 16.05.2019 N 607; в ред. Постановления Правительства РФ от 04.06.2019 N 715)

Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.06.2018 N 709)

17. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
Форма и порядок заполнения направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.06.2019 N 715)

18. Медицинские организации, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)

19. В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.08.2015 N 805, от 10.08.2016 N 772)

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.08.2015 N 805)

19(1). Медицинские организации формируют направление на медико-социальную экспертизу в форме электронного документа в медицинских информационных системах медицинских организаций или государственных информационных системах в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, а при отсутствии у медицинской организации информационной системы либо доступа к указанным государственным информационным системам – на бумажном носителе.
(п. 19(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)

19(2). Направление на медико-социальную экспертизу, оформленное медицинской организацией, и сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, в течение 3 рабочих дней со дня оформления направления на медико-социальную экспертизу передаются медицинской организацией в бюро в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационных систем, предусмотренных пунктом 19(3) настоящих Правил, а при отсутствии доступа к таким информационным системам – на бумажном носителе.

Направление на медико-социальную экспертизу, оформленное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, в течение 3 рабочих дней со дня его оформления передается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения в бюро в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием государственных информационных систем в соответствии с порядком информационного взаимодействия в целях проведения медико-социальной экспертизы между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения и бюро, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а при отсутствии доступа к таким информационным системам – на бумажном носителе.

Формирование и передача направления на медико-социальную экспертизу в бюро, передача сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы в бюро, а также формирование и передача в медицинскую организацию сведений о результатах проведенной медико-социальной экспертизы в форме электронного документа или на бумажном носителе осуществляются с учетом требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных и соблюдением врачебной тайны.
(п. 19(2) введен Постановлением Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)

19(3). Направление на медико-социальную экспертизу в форме электронного документа, сформированное в соответствии с пунктом 19(1) настоящих Правил, передается в бюро с использованием медицинских информационных систем медицинских организаций, государственных информационных систем в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, федеральной государственной информационной системы “Единая автоматизированная вертикально-интегрированная информационно-аналитическая система по проведению медико-социальной экспертизы” в соответствии с порядком информационного взаимодействия в целях проведения медико-социальной экспертизы между медицинскими организациями и бюро, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
(п. 19(3) введен Постановлением Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)

19(4). В случае если проведение медико-социальной экспертизы необходимо в целях, предусмотренных подпунктами “и”, “м”, “н” и “о” пункта 24(1) настоящих Правил, а также в случаях, предусмотренных абзацами вторым и четвертым пункта 34 настоящих Правил, направление на медико-социальную экспертизу не требуется.
В этих случаях гражданин (его законный или уполномоченный представитель) подает в бюро заявление о проведении медико-социальной экспертизы на бумажном носителе или в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)”.
(п. 19(4) введен Постановлением Правительства РФ от 16.05.2019 N 607)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: