Медицинская психология - предмет, задачи, методы - OXFORDST.RU

Медицинская психология — предмет, задачи, методы

Медицинская психология — предмет, задачи, методы

В решении практических задач психиатрии принимает участие отрасль психологической науки, которая обозначается как медицинская психология ( В настоящее время четко определилась тенденция переименования медицинской психологии в клиническую. Это вызвано необходимостью терминологического единства на уровне международного профессионального сотрудничества. В западных странах медицинской психологией называют весь контекст общепсихологических знаний, необходимых врачу и составляющих значительную часть в содержании учебных программ подготовки специалистов в области медицины. В отличие от этого сфера научной и практической деятельности психолога в системе здравоохранения обозначается за рубежом как клиническая психология. Данная ситуация переходного периода смены наименований характеризуется употреблением в отечественной литературе и нормативных документах понятий «медицинская» и «клиническая» психология как синонимов ). Имея свой собственный предмет и логику развития, она участвует в решении задач диагностики, экспертизы, в осуществлении психокоррекционных, психотерапевтических и реабилитационных мероприятий, направленных на адаптацию больного к жизни в социуме. Вместе с тем психологические исследования вносят свой вклад в решение и теоретических проблем современной психиатрии.

В основе тесной связи между медицинской психологией и психиатрией лежат общность объекта исследования, общее понимание психических заболеваний, проявляющихся расстройствами в отражении реального мира и как следствие дезорганизацией поведения или его изменениями.

В решении теоретических и практических задач медицинский психолог опирается на предметное знание, состоящее из двух взаимосвязанных между собой частей. С одной стороны, это накопленные к настоящему времени представления о природе, структуре, мозговых механизмах, основных закономерностях индивидуального развития и проявлений психики человека, т.е. то, что называется общей психологией, с другой — знание собственного предмета, отражающее психологические закономерности нарушений и отклонений в познавательных (когнитивных) процессах и личности человека, обусловленные конкретной болезнью. В данном случае речь идет о медицинской психологии и, прежде всего, о патопсихологии как одной из ее ветвей, сформировавшейся в рамках клинической психологии. Но в основе подхода к пониманию патологии (аномалий, отклонений в психике) находится система взглядов о природе психического отражения у здорового нормального человека.

Проблема структуры и динамических характеристик психики различным образом решается разными психологическими школами и по-разному трактуется представителями разнообразных направлений в рамках их собственных концептуальных представлений о человеке как субъекте отражения окружающего мира. Это имеет прямое отношение и к решению практических задач, поскольку психологическая концепция определяет методологию исследования человека, за которой следует система конкретных методик для выявления искомых особенностей психики в норме и при патологии. В этом смысле психологические методики не являются нейтральными, они создаются и реализуются для выявления и оценки тех составляющих психики, которые адекватны принимаемой психологической концепции (или научной парадигме). Выбор методики — это прежде всего осмысленный выбор определенной системы взглядов на сущностные составляющие психики человека.

Современные информационные системы делают доступным для широкого пользователя практически неограниченный спектр психологических методик. Создается иллюзия свободного манипулирования методиками как самодостаточными средствами решения теоретических и практических задач. В связи с этим получаемые результаты и их интерпретация, как правило, становятся в лучшем случае поверхностными, эклектичными, а в худшем — противоречивыми и несопоставимыми. Необходимо подчеркнуть, что медицинская психология есть область профессиональной деятельности психолога, работающего в рамках определенного психологического подхода или, в любом случае понимающего, к какой научной парадигме относится выбираемый им психологический инструментарий и какие задачи при этом могут быть решены.

В связи со сказанным очень важно здесь остановиться на краткой характеристике той психологической школы, в рамках которой сформировалась отечественная медицинская психология. Эта научная традиция представлена в трудах таких психологов, как Л.С. Выгодский, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, Б.В.Зейгарник, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, а также их учеников и последователей.

В основе подхода к пониманию психики человека лежит принцип активности субъекта, преломляющийся в таком базисном понятии, как психическая деятельность. При этом центральное место занимают мотивы, побуждающие субъекта к деятельности, цели и средства осуществления последней. Не менее важным принципом в понимании сущности психики человека является принцип развития, особенно отчетливо просматривающийся в детском, подростковом и юношеском возрасте. Однако и в более поздние периоды взрослого онтогенеза в процессе активного взаимодействия субъекта с окружающим миром происходит постоянное обогащение индивидуального опыта человека, что в свою очередь приводит к дальнейшему совершенствованию и разнообразию проявлений психической деятельности. Этот процесс характеризуется еще и тем, что на разных этапах онтогенеза содержание психической активности и формирование в психике новых структур определяется ведущей для данного этапа деятельностью (общение, предметно-манипулятивная, игровая, учебная, профессиональная и т.д.). Смена ведущей деятельности и мотивов, ее побуждающих, сопровождается кризисами развития, которые нередко проявляются в негативных поведенческих феноменах. Именно в этих критических точках наиболее высока вероятность «накопления» различного рода девиаций, формирования пограничных расстройств и манифестации эндогенных психических заболеваний.

Лекция «Медицинская психология как наука. Её содержание и основные разделы»
план-конспект занятия

Скачать:

Вложение Размер
Лекция № 1 21.88 КБ

Предварительный просмотр:

III раздел Медицинская психология

Лекция № 1. «Медицинская психология как наука. Ее содержание и основные разделы».

Медицинская (клиническая) психология – отрасль психологии, которая сформировалась на границе с медициной. Она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.

Объектом изучения медицинской психологии является пациент, или медицинский работник.

Предметом изучения медицинской психологии является:

  • психика больного человека;
  • изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников;
  • изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний.

Медицинскую психологию делят на:

  1. Общую клиническую психологию, которая разрабатывает:
  • проблемы основных закономерностей психологии больного человека;
  • проблемы психологии врача и психологии лечебного процесса;
  • учение о взаимоотношениях психического и соматопсихического в человеке;
  • рассматриваются вопросы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии.
  1. Частную клиническую психологию , раскрывающую:
  • аспекты психологии больных при определенных заболеваниях;
  • особенностей врачебной этики;
  • Нейропсихологию – служит для решения задач установления локализации очаговых поражений мозга;
  • Нейрофармакологию – исследует влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека;
  • Психотерапию – изучает и использует средства психического воздействия для лечения больного;
  • Патопсихологию, которую можно отнести к клинической психологии ;
  • Специальнуюя психологию – изучает людей с отклонениями от нормального психического развития, связанных с врождёнными или приобретенными дефектами формирования нервной системы (тифлопсихология – слепых, сурдопсихология – глухих, олигофренопсихология – умственно отсталых)

Место медицинской психологии в структуре психологии.

Структура методов психодиагностики

Психодиагностика, как отрасль психологии ориентирована на измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Она ориентирует исследователя на обследование, т.е. постановку психологического диагноза, который устанавливаться на трех уровнях:

  • симптоматический диагноз (ограничивается констатацией особенностей или симптомов). Важнейшим элементом является выяснение в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.
  • этиологический диагноз (учитывает, помимо особенностей и наличия симптомов, причины их возникновения);
  • типологический диагноз (определение места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека).

Вторая ступень – этиологический диагноз –учитывающий, а также их причины возникновения. .

  • наблюдение – систематическое, целенаправленное отслеживание проявлений психики (бывает: срез, лонгитюдальное, сплошное, выборочное, включенное, не включённое);
  • эксперимент — активное вмешательство исследователя в ситуацию (естественный, лабораторный, констатирующий, формирующийся) . Дополнительные методы:
  • Тесты – наборы задач и вопросов, позволяющие быстро оценить психическое явление и степень его развития;
  • моделирование – создание искусственной модели изучаемого феномена;
  • анализ продуктов деятельности – созданные вещи, книги, письма, изобретения, рисунки (здесь же – контент-анализ);
  • беседа (анамнез – сведения о прошлом, интервью, психологические анкеты).

Особенности эффективного взаимодействия больной – врач, клиент – психолог.

Практически любая встреча и беседа врача с больным имеет важное значение для установления и поддержания оптимального психологического контакта. Особенно важно профессионально и грамотно провести первую встречу, т.к. она имеет не только диагностическое значение, но и важна как психотерапевтический фактор. Важно уметь выслушать больного и отметить, что для него является самым важным. В постановке вопросов следует избегать воздействий внушающего характера. В каждом конкретном случае наиболее удобный способ избирается врачом в зависимости от состояния больного и опыта врача. Врач должен в совершенстве владеть техниками активного слушания (безоценочное слушание, оценочное слушание, бессловесное общение и т.д.), техникой убеждения (метод выбора, сократовского диалога, авторитета, вызова, дефицита, проекции ожидания), уметь вести спор и даже вступать в конфликт. Учитывать характер заболевания и отсюда выбирать тип контакта. Не забывать о существовании образа «идеального больного» и «идеального врача» (сопереживающий и недерективный, сопереживающий и директивный, эмоционально-нейтральный и директивный).

Основными формами взаимодействия после установления контакта являются либо руководство, либо сотрудничество

Назовите базовые этические ценности клинического психолога

Деятельность клинического психолога относится к трудным профессиям. Человек, посвятивший себя этому, безусловно, должен и меть призвание к психологии. Психолог прежде всего должен быть гуманен . Пациент прежде всего вправе ожидать от психолога желания помочь и убежден, что другим психолог и быть не может. Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание, совестливость, всегда считались главными характеристиками психолога. Клинический психолог должен иметь данные необходимые как психологу, так и врачу. Одним из главных этических принципов должен быть принцип соблюдения врачебной тайны (конфиденциальность). Она, как правило, включает в себя три вида сведений: о болезнях, об интимной и о семейной жизни больного. Врач-писхолог не случайный обладатель этих сведений, они ему доверены как человеку, от которого ждут помощи. Кроме того, необходимой чертой личности психолога является общая и профессиональная культура, включающая в себя и организованность в работе и любовь к порядку, аккуратность, чистоплотность. Все это сформировалось в учение – медицинская деонтология. .

Профессиограма практического психолога

Профессиография – описание профессии с точки зрения требований, предъявляемыми ими к человеку. Охватывает различные стороны конкретной профессиональной деятельности: социально-экономические, технические, правовые, медико-гигиенические, психологические и др.

Психограмма – краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека как перечень необходимых профессиональных способностей.

Особенности оказания психологической помощи клиенту

  • Психологическая помощь – область практического применения психологии, ориентированная на повышениие социально-психологической компетентности людей. Она может адресовываться как отдельному субъекту, так и группе, организации. В клинической психологии психологическая помощь включает предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления у него психических или психопатологических феноменов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие а индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению. Основными способами являются психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия. Все они могут применяться как в отдельности, так и в сочетании.
  • Психологическое консультирование – главная цель – научно организованное информирование клиента о его психологических проблемах с учетом его личностных ценностей и индивидуальных особенностей с целью формирования активной личностной позиции и пр.
  • Психологическая коррекция – понимается как деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности, психического развития клиента, которые не являются оптимальными для него. Цель – выработка адекватной и эффективной для сохранения здоровья и психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации в обществе.
  • Психотерапия – система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях (психических, нервных, психоматических). Виды психического воздействия: воздействие, манипулирование, управление, формирование.

Понятие «ятрогения». Пути предупреждения их возникновения.

Ятрогении – общее название, обозначающее психогенные расстройства у больного вследствие неосторожных, ранящих больного слов врача (собственно ятрогения ) или его действий (ятропатия) , медицинской сестры ( соророгения ), других медицинских работников. Пагубные самовлияния, связанные с предубеждением по отношению к врачу, страхи перед медицинским обследованием, могут также привести к подобным расстройствам ( эгогения ). Ухудшения в состоянии больного под влиянием нежелательных воздействий других больных (сомнения в правильности диагноза и т.п.) обозначают термином эгротогения .

Предупреждение – повышение общей и профессиональной культуры медицинских работников и пр…

Клиническая психология

✪ Статья проверена экспертом

Боярская Елена Сергеевна – кандидат медицинских наук, врач психиатр-нарколог, психотерапевт, социальный психолог.

✰ Круглосуточная помощь ☛ 8 800 301 31 54

Специалист по клинической психологии занимается выявлением и последующей коррекцией отклонений в психике клиента. Как правило, это пограничные состояния, которые без своевременной терапии приводят к серьезным расстройствам. В отличие от психиатрии, которая занимается лечением конкретных заболеваний, медицинская психология в клинике имеет несколько основных направлений:

Психосоматика. Определяет взаимосвязь физиологических заболеваний с психическими расстройствами.

Нейропсихология. Выявляет зависимость повреждений головного мозга и центральной нервной системы с психическими расстройствами.

Патопсихология. Занимается изучением и коррекцией взаимосвязи между деструктивными процессами в ЦНС и психическими расстройствами.

Психокоррекция. Важное направление клинической психологии, отвечающее за формирование психотерапевтических мер и последующей реабилитации.

Психотерапия. Набор практических техник и методов для корректировки поведенческих привычек и психоэмоционального состояния клиента.

Практическая психология в клинике основывается на применении современной и традиционной диагностики. Работая с клиентом, психолог проводит:

Выгодное отличие клинической психологии от психиатрии – отсутствие медикаментозного воздействия. Основное усилие медицинского психолога направлено на эффективную психодиагностику и правильное определение текущего состояния клиента.

Это позволяет подобрать оптимальные методы корректирующей помощи и психологической поддержки. При этом не исключена работа с близкими – активное консультирование родственников больного позволяет купировать стрессовые состояния внутри семьи, которые неизбежно влияют на психоэмоциональное состояние клиента. Работа специалиста по психологии в клинике дает возможность не только оказывать помощь пациентам, находящимся на лечении, но и проводить консультации в ходе судебно-медицинской экспертизы, принимать участие в подтверждении инвалидности, корректировать диагноз в связке с врачами других специализаций.

Частная клиническая психология может быть полезна для оказания экстренной консультации. В кризисных состояниях, не обязательно связанных с заболеванием, но требующих быстрых решений, клинический психолог всегда готов оказать помощь в решении проблемы, связанной с различными аспектами жизни. Практикующий специалист по психологии в клинике способен вовремя предупредить психосоматические осложнения различных заболеваний, стабилизировать эмоциональное состояние человека и предотвратить развитие психических расстройств, требующих серьезного медикаментозного воздействия. Коррекция психики методами клинической психологии при избытке стрессовых ситуаций современной жизни является востребованным видом медицинской практики. Оказание своевременной помощи без побочных эффектов важно для состояния физического и психического здоровья любого человека.

Применение клинической психологии в практической работе психологов

Спектр применения клинической психологии огромен – любое серьезное заболевание связано со стрессовыми ситуациями и эмоциональными перегрузками. Такие состояния легко могут спровоцировать соматические расстройства, стать причиной неврозов или положить начало стойким психическим отклонениям.

Основа практической работы психологов состоит в оперативном оказании консультационной и психологической помощи всем, кто в таковой нуждается. Сотрудники данной категории востребованы в медицинских и обучающих заведениях, на предприятиях и фирмах, различных организациях. Пользу умелого применения клинической психологии в современной жизни нельзя недооценивать. Практикующий психолог востребован для решения внутрисемейных конфликтов и проблем личного характера, сложностей социальной адаптации, других сферах жизнедеятельности человека.

Осуществление практической работы психологов происходит по двум основным направлениям:

Работа с человеком, самостоятельно обратившимся за помощью. Психолог диагностирует проблему, и если она лежит в области его реализации (не требует медикаментозного лечения), подбирает методики воздействия и реализует их в необходимом объеме.

Определение необходимости и применение клинической психологии по месту занятости. Психолог, работающий в любом коллективе, ведет активное динамическое наблюдение за участниками сообщества, характером взаимоотношений между сотрудниками, их поведенческими привычками. При выявлении каких-либо отклонений, трудностей в общении, конфликтов и других признаков эмоциональных перегрузок оказывает психологическую помощь. В долгосрочной перспективе практическая работа психологов оправдана позитивным влиянием на успешное ведение любой деятельности.

Практическое применение клинической психологии требует от специалиста серьезной подготовки и владения большим арсеналом психотерапевтических методик. Они необходимы для коррекции поведения в следующих ситуациях:

тревожные состояния, стресс;

психологические проблемы внутрисемейных отношений;

повышенная эмоциональная восприимчивость;

низкая самооценка, комплексы;

возрастной кризис и другие.

Для осуществления практической работы и коррекции эмоционального состояния клиента психолог может применить:

метод систематической десенсибилизации;

обучить клиента способам психологической саморегуляции.

Не стоит недооценивать применение в клинической психологии такого способа терапевтического воздействия, как откровенная беседа – разговор «по душам». Понимание и участие со стороны психолога способно вернуть клиенту эмоциональное равновесие, уверенность в силах и позитивный настрой. Большой опыт практической работы психолога позволит в ходе беседы направить мысли человека в правильное русло, найти оптимальное решение проблемы и отказаться от деструктивного поведения.

Основные направления применения клинической психологии в работе с пациентами

В частном медицинском центре применение клинической психологии позволяет решить следующие задачи:

сопровождение и психологическая поддержка пациентов в ходе подготовки к оперативному вмешательству и после операции;

оценка и контроль психического состояния находящихся на лечении больных с инфекционными, онкологическими, сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями;

проведение психологической работы с пациентами, находящимися на лечении в психиатрическом отделении;

анализ эмоционального состояния проходящих лечение от алкоголизма или наркомании;

проведение частной психотерапии.

Эффективность применения клинической психологии во многом зависит от опыта и подготовки специалиста, отношения человека к своим обязанностям и желания помогать окружающим. Психологи, которые работают в нашем медицинском центре, осуществляют серьезную помощь и поддержку больным в лечении заболеваний различного характера.

Результатом психологической работы с пациентами, проходящими полный курс реабилитации различных форм зависимости, является возможность для многих пройти тяжелое лечение до конца. Процент полного выздоровления в нашей клинике – самый высокий в регионе. Таких показателей эффективности во многом удалось достичь благодаря применению клинической психологии, которая эффективно дополняет психотерапевтические и медикаментозные методы. Кроме того, своевременная эмоциональная поддержка является действенной профилактикой возможных срывов на последних этапах реабилитации. Участие в комплексной терапии опытных психологов в несколько раз повышает эффективность лечения самых сложных форм зависимости. Проводимая психологическая работа с пациентами не только стабилизирует их эмоциональное состояние, позволяя настроиться на полное выздоровление, но и активно готовит их к качественно новой жизни без алкоголя, наркотических или химических стимуляторов.

Кроме решения ряда экспертных, диагностических, коррекционных и профилактических задач, в нашем медицинском центре активное применение клинической психологии осуществляется в консультационной работе как с пациентами, так и их родственниками. Перенося серьезные эмоциональные нагрузки и пребывая продолжительное время в стрессовом состоянии, близким может потребоваться психологическая поддержка, которая не менее важна, чем работа с пациентами в клинике. Помощь будет оказана профессионально, в ненавязчивой форме. В ее эффективности уже смогли убедиться многие пациенты нашего центра и их родственники.

Специалисты не дают готовых решений и советов, как поступать или вести себя в сложных ситуациях. Умелое применение клинической психологии позволит человеку оценить свои затруднения под иным углом зрения и снять избыточную эмоциональную нагрузку. Это способствует ощутимому росту эффективности лечебного процесса и устраняет риски возникновения психических расстройств.

Клиническая психология применяемая в психиатрической клинике

Наш частный медицинский центр успешно практикует применение клинической психологии в психиатрии. Работа медицинских психологов с пациентами, проходящими лечение у врача психиатра, позволяет:

получить более точную психопатологическую оценку отклонений при диагностировании больного;

комплексно решать методологические и организационные вопросы терапевтического лечения;

уменьшить медикаментозную нагрузку на пациента, не снижая эффективности лечения.

Клинические психологи принимают активное участие в лечении отклонений психики, проводя индивидуальные и групповые консультационные занятия с пациентами.

Контроль и своевременная немедикаментозная коррекция психического состояния больных также важна, как и точность диагностирования. Оказываемая помощь специалистов клинической психологии в психиатрии положительно влияет на ход лечения больных с различными психологическими проблемами. Медицинские психологи работают не только со стационарными больными – амбулаторным пациентам также гарантирована необходимая поддержка.

Участие клинического психолога доказало свою эффективность в лечении таких отклонений психики, как шизофрения и психозы, кататония и нейролептический синдром, деменция. При терапии острых или запущенных заболеваний специалисты активно участвуют в разработке комплексных программ восстановления и социальной адаптации, учитывающих индивидуальные особенности каждого клиента.

Методики и приемы клинической психологии, применяемые в психиатрии, обеспечивают не только стабильность эмоционального состояния пациентов в ходе лечения. Усилия медицинских психологов формируют позитивный настрой на лечение и помогают быстрее пройти реабилитацию. Важным преимуществом в лечении отклонений психики является наблюдение за динамикой – малейшие изменения в состоянии пациента тут же отмечаются психологом и позволяют оперативно корректировать ход терапии. Этот принцип лежит в основе высокой результативности воздействия и гарантийных обязательств частной психиатрической клиники.

Эффективность применения клинической психологии в психиатрии позволяет успешно купировать и лечить легкие формы расстройств, в том числе и в подростковой среде. При своевременном обращении бывает возможным минимизировать медикаментозную терапию, и ограничиться работой психолога и психотерапевта. Точность диагноза и разносторонний подход обеспечивает эффективное лечение таких отклонений психики:

биполярные расстройства и депрессии;

психозы и тревожные состояния;

При этом родители юных пациентов могут не переживать: все услуги будут оказаны строго конфиденциально, и не повлияют на репутацию подростка ни во время прохождения курса лечения, ни в будущем. Использование клинической психологии в психиатрии на ранних этапах заболевания обеспечит щадящее и эффективное лечение. В нашей клинике вас ждут опытные врачи, внимательный персонал и доступные расценки. Не откладывайте решение психологических проблем – звоните на наш номер прямо сейчас.

Предмет изучения медицинской психологии

Психология – это наука о психике как функции мозга, которая заключается в отражении объективной действительности. В процессе изучения психология разделилась на общую, изучающую отдельные психические процессы, и частную (специальную), включающую такие отрасли, как педагогическая, юридическая, медицинская и многие другие. Медицина, как и многие другие науки, стремительно развивается, в работе врачей и медицинских сестер появляется большое количество новейшей аппаратуры, разнообразных контролирующих средств, позволяющих усовершенствовать качество лечебно-диагностического процесса. Не всегда больные бывают подготовленными к воздействию на них разнообразных устройств, особенностям новых методов лечения. В связи с прогрессом медицинской науки появился новый термин – «психология обращения с больными». Предметом и целью психологии обращения с больными является умение рассмотреть судьбу больного в окружающей его лечебной среде. В начале своего заболевания человек борется со своим недомоганием самостоятельно. Через какой-то промежуток времени, когда его собственные силы исчерпаны, к процессу борьбы прибегают медицинские работники. В центре внимания психологии обращения с больным находится вопрос взаимодействия больного со средой лечебного учреждения, формирования отношений между больным и врачом, сестрой и больным и тройственного союза: врач-сестра-больной. В вопросах медицинского взаимодействия иногда складывается такое понимание процесса: врач лечит больного, а сестра ухаживает за ним. Однако это не совсем правильное понимание вопроса: распределение работы между врачом и сестрой во многом зависит от местных условий и характера лечебного учреждения. Кроме того, психологическое воздействие на больного сестра оказывает не в меньшей степени, чем врач, так как продолжительность ее общения с больным нередко бывает больше.

Читайте еще:

Изъяны как они есть…На самом деле, половые органы представляют собой, без всякого преувеличения, своего рода чудо света. Мужской половой член, например, – это сложная, почти архитектурная конструкция, состоящая из двух пещеристых тел и одного губчатого тела, по которому проходит мочеиспускательный канал. Губчатое и.

Часть I. ФОКУСИРОВАНИЕ И СЛУШАНИЕС помощью таких процедур можно обеспечить довольно быстрый прогресс. Однажды я рассказал о них клиентке во время первой сессии. На это она ответила: “Каждое утро нечто внутри меня говорит, чтобы я убила себя, что я не должна жить. Ужасно. ” Две недели спустя она сказала: “Раньше каждое утро я.

Восприятие собакИ наоборот: грубость, непредсказуемость и беспринципность хозяина пугают собаку и приводят в замешательство. Не зная точно как себя вести, собака поступает по-своему. К сожалению, такое поведение считается доминантным и «корректируется» наказаниями.

Преимущества методаПутем длинного упражнения каждый человек может достичь успеха этим путем, но лишь очень немногие обходятся при этом без подготовки, которую я всемерно рекомендую и которая к тому же занимает всего несколько минут.

Предисловие автора.Итак, на этой стадии болезнь Кэри состояла в том, что, видя свои чувства, он не мог распознать их как свои собственные, а воображал, будто это чувства других людей, направленные на него. Психиатры называют это «проекцией», как и в примере с кинофильмом. Можно было бы назвать это «отражением».

О КНИГЕ И АВТОРАХДолгое время я просто жил, встречался с девушками, делал какие то выводы из своего опыта. Потом я узнал про РМЭС. Я прошёл этот тренинг. Но мне не очень понравился подход тренеров и идеология этого тренинга.

Часть 3. Теория и практика клинического психоанализаЗ. Фрейд: «Прежде всего одно: психоаналитические исследования сводят с действительно удивительной правильностью симптомы страдания больных к впечатлениям из области их любовной жизни; эти исследования относятся к эротическим влечениям и заставляют нас признать, что расстройствам эротики должно.

Глава 11. Я скольжу по гребню волны чувства в потоке событий моей жизниПоток событий подобен кинофильму, проецируемому на экран вашего сознания. Направляя на него свое внимание, вы включаетесь в показываемый сценарий и начинаете проживать его с позиции одного или нескольких участников. Жизнь — это множество взаимопроникающих друг в друга сценариев. Люди становятся.

ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВАНазывая книгу «Психология искусства», автор не хотел этим сказать, что в книге будет дана система вопроса, представлен полный круг проблем и факторов. Наша цель была существенно иная: не систему, а программу, не весь круг вопросов, а центральную его проблему имели мы все время в виду и.

Психология

  • Рефераты
  • Курсовые
  • Дипломы
  • Контрольные
  • Шпаргалки

Выделяй цитату —
отправляй в соцсети.

Для авторизированных — цитаты запоминаются автоматически.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ МЕДИЦИНСКОЙ психологии

Медицинская психология — отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и прак­тических задач, связанных с психопрофилактикой за­болеваний, диагностикой болезней и патологических со­стояний, а также на решение вопросов, связанных с пси­хокоррекционными формами влияния на процесс выздо­ровления, решение различных экспертных вопросов, со­циальной и трудовой реабилитацией больных людей.

В медицинскую психологию, как одну из отраслей пси­хологии, включаются или связаны с ней следующие разде­лы: психология больного, психология лечебного взаимо­действия, норма и патология психической деятельности, патопсихология, психология индивидуальных различий, возрастная клиническая психология, семейная клиничес­кая психология, психология девиантного поведения, пси­хологическое консультирование, психокоррекция и пси­хотерапия, неврозология, психосоматическая медицина.

Медицинская психология тесно связана с родственны­ми дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практичес­кого интереса медицинской психологии и психиатрии яв­ляется диагностический процесс. Распознавание психо­патологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов — феноменов обы­денной жизни, отражающих индивидуально-психологи­ческие особенности человека и располагающихся в пре­делах нормальных вариаций психического реагирования.

В медицинской психологии тесно переплетаются воп­росы психологии и основные задачи медицины. Подобно психологии и основным клиническим дисциплинам, ме­дицинскую психологию делят на общую медицинскую пси­хологию и частную.

Общая медицинская психология занимается изучени­ем личности больного, врача, среднего и младшего меди­цинского работника и их взаимоотношений.

Частная медицинская психология изучает эти же воп­росы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.

Предмет и задачи медицинской психологии.

Медицинская психология изучает влияние психичес­ких факторов на возникновение, течение болезней и на процесс выздоровления людей.

Современная медицинская психология делится на две основные области. Первая связана с применением психо­логии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на пси­хику больного изменении структуры и функционирова­ния мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией или детерминированных врожденными ано­малиями. Другая область медицинской психологии свя­зана с применением ее в клинике соматических заболева­ний, где основная проблема — это влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы.

Наибольшее развитие получила первая область меди­цинской психологии, это проявилось в возникновении та­ких научных дисциплин, как нейропсихология (А.Р. Лу- рия) и экспериментальной патопсихологии (Б.В. Зейгар- ник).

Предметом изучения медицинской психологии явля­ется: личность больного человека, личность медицин­ского работника (в том числе и будущего), а также взаимоотношения больного человека и медицинского работника в различных условиях— при посещении больного на дому, в амбулатории и клинике.

В этот круг вопросов входит также психология взаи­моотношений медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, при специализации и усовершен­ствовании, в общественной жизни и т.д.

Медицинская психология изучает: 1) роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний; 2) место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней; 3) состояние психики в процессе лечения заболевания и, в частности, реакции на различные медикаменты; 4) психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.

Важными вопросами медицинской психологии являются психопрофилактика, психотерапия и психогигиена.

Методы медицинской психологии.

Основные методы медико-психологического иссле­дования — беседа, наблюдение и эксперимент.

Методы исследований психических особенностей сома­тических больных медицинская психология заимствует у психодиагностики и общей психологии, а оценку адек­ватности или девиантности поведения человека у психи­атрии, психологии развития и возрастной психологии. Психосоматический раздел клинической психологии зиж­дется на научных представлениях из таких областей, как психотерапия, вегетология, валеология.

Помимо основных методов, беседы с больным и на­блюдения за его поведением, в медицинской психологии используется тестирование.

Для психодиагностических целей широко применяются тесты, позволяющие выделить две главные группы свойств психики: свойства интеллекта и свойства характера лич­ности.

Например. Система Вине — Симона. Тесты соответ­ствуют возрасту. Умственное развитие, или умственный возраст определяется по числу решенных задач в процен­тах к паспортному возрасту. Баллы от решения каждой задачи складываются, и выводится средний возрастной показатель в процентах. Показатель ниже 70% означает наличие олигофрении.

Система тестов Векслера для детей и взрослых. По данным исследователей, этот метод дает представление об интеллекте и личностных качествах испытуемого. В систему входит 6 тестов словесных и 5 — практического действия. Первые 6 заклю чаются в исследовании: 1) осведомленности, 2) общей сообразительности, 3) спо­собности воспроизведения чисел, 4) решения арифмети­ческих задач, 5) установления сходства, б) определения 42 слов. Пять тестов действия представляют задачи на: 1) узнавание объектов с недостающими частями; 2) уста­новление последовательности картин; 3) складывание рисунков из частей; 4) составление геометрических фи­гур из частей (от 9 до 16) по образцу; 5) шифровку чи­сел, согласно коду, в течение 90 с.

Метод Роршаха. Суть метода состоит в нахождении смысла в своеобразно расположенных на карточке чер­нильных цветных и черных пятнах. Тестирование по ме­тоду Роршаха применяется с целью проверки уровня пси­хического развития обследуемого.

Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММР1) широко используется у нас в стране в модифи­кации отечественных авторов.

Психологические методы (тесты) не являются основ­ными при оценке индивидуальных психологических осо­бенностей испытуемого, а лишь дополняют данные кли­нического обследования пациента, такие как тщатель­ный сбор анамнеза, беседа, наблюдение, данные клини­ко-лабораторных исследований.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: