Медицина в Древнем Риме - OXFORDST.RU

Медицина в Древнем Риме

Римская медицина – как жители империи блюли свое здоровье

Древнеримский медик II века Гален подчеркивал в своих трудах:«.. .Люди должны взять на себя заботу о собственном здоровье, следуя определенному образу жизни или гигиене». А также указывал на важность свежего воздуха и достаточного сна, тщательного соблюдения диеты и пользы физических упражнений. О своих собственных наблюдениях он писал: «После того, как я достиг 28 лет, убедив себя, что существует искусство гигиены, я следовал его предписаниям всю оставшуюся жизнь и никогда не болел никакими болезнями».

В Древнем Риме «гигиеническому подходу» придавали чрезвычайно большое значение. И призывали следить за тем, чтобы человек не переоценивал или недооценивал какой-либо конкретный элемент в рамках плана сохранения здоровья.

Диета во главе стола

Как и сегодня, здоровое питание в то время считалось частью концепции сбалансированного способа жизни. Свидетельства, основанные на исследовании материалов из систем канализации античных времен, дают возможность понять, какие продукты питания употребляли среднестатистические жители Древнего Рима.

По современным стандартам, диета населения древнеримского курортного города Геркуланума была чрезвычайно здоровой и богатой минералами, с высоким содержанием морепродуктов и растительного белка.

Невзирая на достаточно высокий уровень доверия к медицине, римляне опасались чересчур полагаться на врачей. Римский историк Плиний Старший предупреждал своих сограждан о том, что нельзя доверять врачу, особенно если он грек: «Врачи получают свои знания от наших опасностей, проводя эксперименты ценой наших жизней. Только врач может совершить убийство безнаказанно».

До сих пор неясно, как именно римляне получали титул «врача». В Древнем Риме не было таких понятий, как экзамен, диплом или ученая степень. Врачом мог быть обычный человек, который проводил лечение за определенное вознаграждение. Кроме того, римляне не могли иметь личного профессионального врача по определению. Это противоречило римским ценностям самодостаточности и заботы о себе.

К примеру, в Римской империи глава семьи (pater familias) брал на себя роль главного целителя, несущего ответственность за здоровье своей семьи и всех работников. Как объяснил в своих сочинениях ученый и агроном Варро: «В лечении людей есть два аспекта: в одном случае следует вызвать врача, а в другом даже внимательный пастух может провести лечение».

Чтобы получить представление о способностях врача (а также, возможно, для развлечения), считалось не зазорным посещать публичные демонстрации анатомических навыков или смотреть медицинские соревнования. Кроме того, римские целители часто устраивала публичные сеансы, и многие собирались вокруг постели больного, чтобы изучить, а заодно и покритиковать предлагаемые способы лечения.

Проблемы с глазами вызывали у римлян особую озабоченность. Для них глаза были привилегированной частью тела и считались точкой соприкосновения души и внешнего мира. Несколько изображений глаз – в золоте, бронзе и гипсе – были найдены в деревне Вроксетер. Такие религиозные предметы оставляли в ожидании лекарства или в качестве благодарности.

Плохая гигиена и пыльные дороги способствовали появлению большого количества людей с проблемами зрения. В отчете о военной мощи Первой когорты тунгров из Виндоланды 10 солдат был признан непригодным из-за болезни глаз (lippientes).

В своей книге De Medicina писатель и философ Авл Корнелий Цельс посвятил целую главу офтальмологической помощи и дал очень четкое описание хирургии катаракты: «Обследуемый должен сидеть напротив хирурга в светлом помещении лицом к свету, в то время как хирург сидит на несколько более высоком сиденье, ассистент сзади держит голову так, чтобы пациент не двигался: зрение может быть навсегда нарушено легким движением… Используемая игла должна быть достаточно острой, чтобы проникнуть в глаз, но не слишком тонкой. Она должна вводиться со стороны виска, под углом, точно в место над зрачком, в сторону от центра катаракты, так, чтобы не повредить вену. Однако иглу не следует вводить робко.

Достигнув положительного места, ее нужно наклонить против окрашенной зоны (хрусталика) и, осторожно вращая, постепенно направлять вниз от зрачка». Подобные иглы для проведения процедуры были найдены на римских виллах в графстве Нортгемптоншир.

Как ухаживать за раной

Выживаемость римских солдат после полученных ранений была выше, чем у их противников. Режущие раны, полученные от ударов длинных мечей, были особенно частыми травмами у солдат. Также они нередко получали раны от воздействия оружия, используемого местными племенами: копий, ножей, топоров, каменных пращей, стрел. В результате боя у многих отмечались переломы, травмы головы и глаз, проникающие ранения по всему телу.

Порезы и ссадины нуждались в очистке и обработке, другие раны требовали непосредственного сшивания. Травматические раны подвергались риску инфицирования, поэтому римляне часто использовали медовые повязки. Военный врач Диоскорид писал, что «мед очищает, открывает поры, выводит жидкости, лечит отделившуюся плоть».

Основную помощь в уходе за ранами должны были оказать товарищи по оружию, некоторые из которых – capsarii – были обучены первой медицинской помощи.

Заживление простой раны было наиболее часто выполняемой хирургической процедурой, которую осуществляли капсарии. Основные хирургические наборы, состоящие из зондов, крючков, щипцов, игл, инструментов для прижигания и скальпелей, были легко доступны, и многие предметы впоследствии находили при раскопках по всей территории Римской империи.

Физическое и психическое здоровье для римлян были явлениями одного порядка. Забота о психике – или душе – рассматривалась как неотъемлемая часть заботы о теле и являлась ключевым элементом поддержания формы наряду с упражнениями, свежим воздухом, сном и диетой.

Многие римляне искали собственную философию жизни, и одним из подходов, популяризированных императором Марком Аврелием, был стоицизм. Его главная цель заключалась в том, чтобы заменить отрицательные эмоции, такие как горе, гнев и беспокойство, положительными эмоциями -радостью, счастьем, спокойствием.

Например, император Септимии Каракалла для этих целей часто посещал лечебные святилища. Они предоставляли комплексную помощь (включая психологическое благополучие), предлагая широкий спектр лечения. Особенность этого лечения заключалась в том, что помощь в исцеление достигалась вмешательством божеств, включая Эскулапа – древнеримского бога врачевания.

Археологические раскопки по всей Италии подтверждают свидетельства историков и античных писателей. Вся страна была усеяна храмами, гостевыми домами, хорошо оборудованными банями. Немаловажное значение для сохранения здоровья имел абатон – место, куда приходили посетители, чтобы испытать ритуальный храмовый сон и исцеление во сне, называемое инкубацией. Во время этого процесса жрецы ходили среди спящих со змеями или собаками, а лечебные сны усиливались контактами с животными. Это как правило, было узкое здание со множеством кабин. Люди, посещающие это лечебное учреждение, подвергались множеству психологических процедур, направленных на восстановление их спокойствия: групповой и разговорной терапии, исцелению искусством и сновидениями – все это в сочетании с отдыхом и расслаблением.

Важнейшим элементом исцеления считалась вода. Ее использовали во многих святилищах – воду пили из-за ее целебных свойств, а также использовали для купания, гидротерапии и ритуального очищения.

Некоторые лечебные учреждения, такие как бат (древнеримские бани), специализировались на использовании горячих источников, которые содержали минеральные компоненты. Их целебные свойства и заставляли жителей Древнего Рима подвергать себя различным процедурам во имя сохранения здоровья и бодрости духа.

Медицина в Древнем Риме

Медицина в Древнем Риме

Скачать:

Вложение Размер
drevniy_rim.doc 975.5 КБ

Предварительный просмотр:

Древний Рим это исторический период от 8 века до нашей эры до 476 года нашей эры.

МЕДИЦИНА 8-3 век д.н.э

Греческий врач Архагат —

практиковал хирургические методы.

Хирургическая помощь воинам.

Активный образ жизни Диета, Соблюдение чисто-ты кожи, водолечение, массаж.

Клавдий Гален родился около 130 г. н. э

Вправление вывиха на аппарате Галена .

Медицина начального периода становления римского государства 8-6 век до н.э представлена деятельностью жрецов, совмещавших траволечение с магическими методами. Жрецы — Гаруспики (так их называли) пользовались уважением в обществе, лечили правителей, давали советы .

До III века до н. э. не было профессиональных медиков, поэтому терапия ограничивалась молитвами и снадобьями, приготовленными из природных компонентов. Излюбленным средством знахарей являлась капуста. Многие считали ее первой из всех овощей. Ели ее вареной и сырой, она чудо как помогает пищеварению. Римские легионеры регулярно употребляли в пищу капусту, так как считалось, что она делает людей более крепкими и выносливыми. Отправляясь в поход, римский воин брал с собой специальный сосуд с лекарством, приготовленным из капусты. Снадобье хорошо залечивало раны и останавливало кровотечение . устанавливает желудок. Государ-ственные деятели рекомендовали рецепты к применению целебного овоща: «прикладывай ее ко всем ранам и нарывам. Она очистит язвы, безболезненно излечит их. Если есть гнойник, она заставит его прорваться. Здоровее нет еды – она все вылечит, выгонит боль из головы и из глаз».

В развалинах древней столицы были обнаружены зубные протезы, выполненные в виде золотого моста с искусственными зубами из кости теленка.

До II в. до н. э. обходились без врачевателей-профессионалов. Итальянцы не хотели принимать Греческую медицину. Считалась выражением изнеженности и роскоши.

Первыми профессиональными врачами там были рабы из числа военнопленных, главным образом греков (из Греции, Малой Азии, Египта). Вклад, внесенный греками-рабами в создание римской медицины был, весьма ощутимым. Каждый состоятельный римский гражданин стремился обзавестись рабом-врачом. В конце III — начале II в. до н. э. в столице Римской республики стали проявляться свободные врачи греческого происхождения. Греческая медицина получила признание в столице Римской республики. Важной вехой в этом отношении явился эдикт (указ) Юлия Цезаря (100—44 гг. до н. э.), который в 46 г. до н. э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам-—выходцам из Греции, Малой Азии, Египта и других провинций государства, так и местным жителям, обучавшимся медицине .

Первым свободным греческим врачом в г. Риме считается Архагат. Он использовал методы прижи-гания и хирургические операции.

Другой представитель греческой медицины Асклепиад советовал своим пациентам ходить пешком и ездить верхом на лошади, путешествовать в коляске и на корабле — словом, находиться в постоянном движении (сегодня, в «век гиподинамии» эти рекомендации звучат особенно актуально). Его лечение было направлено на восстановление нарушенных функций и состояло из простых и естественных мероприятий: разумной диеты, соблюдения чистоты кожи, водолечения, массажа, ванн и движения в самых различных вариантах. Парализованных он советовал носить на коврах и .раскачивать. По мнению Асклепиада, главная задача такого лечения — расширить поры и привести в движение застоявшиеся частицы; успеху лечения способствовала также детальная разработка каждого метода и строго индивидуальное его применение; медикаменты назначались редко.

В начале нашей эры выдающимся врачом древнего мира стал Гален из Пергама (малая Азия), грек по происхождению С 17 лет он посвятил себя медицине, которую изучал в Пергаме, Смирне, Коринфе, Афинах, Александрии.

Гален много путешествовал: посетил Кипр, Палестину, Лемнос, Каппадокию, Аквилею. Вернувшись в Пергам, работал в должности врача в школе гладиаторов. После восстания гладиаторов Гален переехал в Рим, где прославился своими лекциями и успешной врачебной практикой. Гален — придворный врача римских императоров .

Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине. Важнейшими среди них являются: «О назначении частей человеческого тела» , «Об анатомии. », «Терапевтические методы» ,О больных частях тела», «О составе лекарств. » и др. Несколько работ Галена посвящено комментариям трудов «Гиппократова сборника», благодаря чему многие из них дошли до нашего времени;

Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезни основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом.Гален разработал ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья.

Учение Галена имели огромное значение для развития медицинской науки. Произведения Галена в течение 14 столетий были основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе. В истории науки Гален был и остается родоначальником экспериментальной анатомии и физиологии, блистательным терапевтом, фармацевтом и хирургом— врачом-философом и исследователем, познающим природу. Он принадлежит к плеяде выдающихся ученых мира .

Медицина в Древнем Риме

Более широкими способностями и умениями обладали «медики». Как показывают надписи, они находились в составе легионов и вспомогательных частей, выполняя более сложную и квалифицированную медицинскую работу.

Наряду с личным составом легиона, медперсонал делился на ранги, находясь в подчинении префекта лагеря. Во вспомогательных войсках им командовал, видимо, лично сам префект или трибун подразделения. Из Мезии происходят надписи военврачей, относящихся к рядовому и младшему командному составу — «принципалам».

Кроме того, рядовой и офицерский состав мог пользоваться услугами гражданских докторов. Главным образом, они являлись родственниками или вольноотпущенниками военнослужащих, имели греческое происхождение. В Одесосе (совр. г. Варна в Болгарии) во II веке существовала коллегия городских врачей во главе с неким Деметрием.

О медицинских инструментах, использовавшихся военврачами на практике, нам известно преимущественно по сведениям из соседних провинций, связанных с Мезией в военно-политическом отношении. Во второй половине II-го — начале III вв. н.э. вексиляции IV-го Флавиева легиона находились в Аквинке (провинция Нижняя Паннония). Во время раскопок расположенного здесь госпиталя были обнаружены многочисленные медицинские и фармацевтические инструменты. На нижней части надгробной плиты Сатрия Руфа — врача XI-го Клавдиева легиона, дислоцировавшегося с начала II-го века в Дуросторе (совр. г. Силистра в северной Болгарии), обнаруженной в кастелле Бурнум (провинция Далмация) изображены хирургические принадлежности: скальпели, зажим, зонды для исследования ран.

Редкий хирургический инструмент — «тюфлагкистрон», предназначенный для извлечения наконечников стрел и поражающих частей других видов оружия дистанционного боя происходит из самой Мезии. Он был обнаружен ан территории современного болгарского села Байкал, расположенного в нескольких километрах западнее штаб-квартиры V-го Македонского легиона в Эске (совр. — с. Гиген и возможно, использовался военными медиками этой части).

Большое количество надписей от рядового и офицерского состава обращенных к покровителям врачебного дела, дарующим здоровье Асклепию и Гигии, наличие, в том числе и в местах дислокации легионов, храмов, посвящённых этим божествам, свидетельствуют, на наш взгляд, о достаточно эффективной работе медперсонала римских войск, расквартированных в Мезии в период принципата.

Более высокий уровень развития централизованной государственности выразился прежде всего в постоянной армии, что в свою очередь обусловило создание военных госпиталей (валетудинарии— буквально «здравницы»), подготовку лагерных врачей, врачей легионов, врачей трирем (судов) и др. Обычно валетудинарий (около 200 коек) создавался при лагере до трех легионов, т. е. был рассчитан на 12 000—13 000 воинов (от 3500 до 4500 воинов на легион). Одна койка валетудинария приходилась в среднем на 50—60 воинов.

Сохранение боеспособной армии и оказание хирургической помощи в кровопролитных сражениях требовало организованной военно-медицинской службы. В странах Европы сохранились памятники военным врачам с надписями, развалины военных валетудинариев с медицинским инструментарием и пр.

Наряду с военной медициной в период империи развивалось медицинское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей — архиатров (греч. агchiatros — «верховный» врач, от греч. arche — начало, iatros — врач), которые объединялись в коллегии (расцвет коллегий приходится на период империи). При дворе императора служили archiatri palatini, в провинциях-—аг-chiatri provinciales, в городах—archiatri populares (титул введен в правление императора Константина, 306— 337 гг.) по 5—10 врачей в зависимости от количества населения. Первым императорским архиатром в Риме считается Ксенофон (I в. н. э.) —личный врач императора Клавдия, которого Клавдий представлял как уроженца о. Кос и потомка легендарного Эскулапа (так римляне называли бога врачевания Асклепия).

Объединенные в коллегию, архиатры находились под контролем городских властей и центрального правительства, которые строго следили за их выборами и назначением. Процедура выборов напоминала строгий экзамен; после него врач получал звание «Medicus a Republica probatus» («Врач, утвержденный государством»). Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах, цирках и т. д. Они имели постоянное жалование, но могли заниматься и частной практикой. Выдающийся врач древнего мира Гален, грек по происхождению, в молодые годы в течение ряда лет работал врачом в школе гладиаторов в Пергаме.

Имеются сведения и о привлечении врачей в качестве судебных медиков. Так, в «Жизнеописании двенадцати цезарей» рассказывается, что врач Антистий участвовал в расследовании убийства Юлия Цезаря: «…Был он пронзен двадцатью тремя ударами и только при первом издал стон. » И из общего количества ран врач Антистий признал смертельной лишь одну —вторую, нанесенную в грудь.

В обязанности главы городских архиатров входило преподавание медицины в специальных школах, которые были учреждены в гг. Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других. Анатомия преподавалась на животных, а иногда —на раненых и больных. Практическую медицину изучали у постели больного:

Недомогал я, но тут ко мне, нимало не медля,

Ты появился, Симмах, с сотней своих школяров.

Начали щупать меня сто рук, ледяных от мороза:

Без лихорадки, Симмах, был я, а вот и она.

Марциал (43 —ок. 1.04 гг.). V. 9.

Перевод Ф. А. Петровского.

Закон строго определял права и обязанности учащихся. Все свое время они должны были отдавать учению. Им запрещалось участвовать в пиршествах и заводить подозрительные знакомства.

Наряду с государственными врачебными школами в Римской империи появилось небольшое число частных школ по подготовке врачей. Одну из них (по всей вероятности, первую) основал Асклепиад.

Сo временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили большие права, освобождение от тягостных повинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья освобождались от общей воинской повинности. Подобные привилегии привлекали в г. Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкуренции и в результате — к узкой специализации. К концу II в. в столице империи были глазные и зубные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, хирурги, которые производили только одну операцию (например, грыжесечение или камнесечение). Положение врача в Римской империи значительно отличалось от положения врача в древней Греции, где врач был свободен от обязанностей перед государством (в древней Греции врачеватели привлекались на службу лишь в случае повальных болезней или во время военных походов, по их добровольному согласию).

Журнал “Клиническая медицина”, № 7 за 1986 год.

Рубцов С.М. К проблеме медицинского обеспечения римской армии в Мезии (Верхней и Нижней) в период принципата. Война и военное дело в античном мире. Санкт-Петербург, 2004.

Сорокина Т.С. “История Медицины”, 1992 год.

Экономика фармации Организация Деятельности Аптеки

—>Разделы сайта —>

—>

История медицины древнего мира [9]
История медицины в России [4]
История медицины стран Востока [4]

—>

—>Мы Вконтакте! —>

О разделе

В Древнем Риме до III—II вв. до н.э. почти не было своих врачей. Считалось, что для поддержания здоровья вполне достаточно посещения горячих бань — терм (от греч. «thermos» — теплый).

Первые термы, которыми население Рима могло пользоваться бесплатно, были построены в III в. до н.э. Постепенно они стали включать в себя залы для спортивных занятий, бассейны, помещения для лечебных и гигиенических процедур.

Термы. Пользу купаний как профилактического и лечебного средства ценили уже древние египтяне. У многих народов Древнего Востока, в Индии, Персии, Иране купания были не только методом врачевания, но и частью религиозного ритуала. В императорских термах были пышные залы для пиров, бесед и собраний, библиотеки.

Внутренние залы украшали мраморные статуи, среди них почетное место принадлежало изображениям Асклепия, которого римляне называли Эскулапом, и Гигиен. Культ богини Гигиен пришел в Рим вместе г культом Эскулапа. До этого у римлян существовала своя богиня здоровья и хорошего самочувствия — Салюта.

Она была символом не только личного здоровья, но и общее благополучия. Имя этой богини дошло до нашего времени в слове «салют», которое употребляют для приветствия, а также в названии праздничного фейерверка.

Римляне часто использовали и лечение холодной водой. Первыми врачами в Риме были выходцы из Греции, большей частью рабы, которые лечили своего хозяина и его родственников. Иногда таких рабов отпускали на свободные заработки за определенную плату. Врач-вольноотпущенник отдавал бывшему хозяину часть своих доходов и юридически продолжал зависеть от него.

Существовали специальные законы о наказаниях плохих врачей. Храмовая медицина, подобная греческой, появилась в Риме во время эпидемии чумы в начале III в. до н.э. Плутарх и Овидий подробно описывают, как римляне привезли из Эпидавра на корабле в Рим бога Эскулапа в образе змеи. В память об этом событии вокруг острова на реке Тибр были выложены камни, которые повторяли очертания корабля. Там была сооружена храмовая лечебница, подобная греческой.

Разведение лекарственных растений в Древнем Риме

Различные заболевания традиционно лечили лекарственными растениями. Считалось, что лучшие из них произрастают на острове Крит, поэтому римляне часто посылали туда собирателей трав. Кроме того, в Риме, как и в Греции, целебные растения выращивали в специальных садах. Жители античного мира ценили ароматы лекарственных трав.

Считалось, что запах мяты поднимает настроение, возбуждает работу мысли и способствует оживленной беседе.

Известны исторически существовавшие сады, в которых разводили растения для приготовления ядов. Этим прославился властитель Понта Митридат Евпатор (II—I вв. до н.э.). Он постоянно принимал небольшие порции ядов, чтобы «приучить» к ним свой организм, поскольку боялся отравления.

Среди выдающихся римских авторов необходимо прежде всего упомянуть Авла Корнелия Цельса (I в. до н.э.- I в. н.э.) и Диоскорида (I в.). В их трудах нашли отражение разнообразные медицинские знания римлян. Цельс подробно излагал содержание трудов Герофила их Эразистрата и других врачей Александрийской школы, и его сочинение на протяжении столетий было едва ли не единственным серьезным источником знаний об Александрийском периоде развития медицины, который длился около 300 лет.

Цельс разделил лекарства на общие и специальные. Под общими понимались те, которые рекомендовал Гиппократ в соответствии с гуморальной теорией — холодные, горячие, сухие и влажные. Специальными лекарствами назывались такие, которые подбирались эмпирическим путем для лечения конкретного состояния: кровоостанавливающие (лед, уксус), очистительные (бычья желчь), стягивающие (квасцы, бура), прижигающие (перец, чеснок) и т.д.

В сочинении Диоскорида «О лекарственных растениях» описано более 600 растений, которые применялись тогда в медицинской практике. Эти описания снабжены рисунками и подробными рекомендациями по их применению. Сочинение Диоскорида на протяжении шестнадцати столетий считалось в Европе самым авторитетным источником по лекарственным травам.

Множество сведений о лекарственных травах римляне могли почерпнуть из «Естественной истории» Плиния Старшего, являющей собой замечательный образец римской популярной (от лат. «popidaris» — народный; общедоступный; широко известный) энциклопедической литературы. Известностью пользовались труды Галена.

В трудах, посвященных фармакологии, он писал о том, что целительную силу имеют не сами лекарства, а какие-то неизвестные вещества, которые в них содержатся. Они способны переходить в воду, но лишь после того, как растения предварительно высушивают.

Сборы, настои, отвары, экстракты, сиропы из лекарственных трав носят название «Галеновы препараты». Гален ввел понятие о балластных и действующих веществах в составе лекарств и начал извлекать действующие вещества путем настаивания растительных и минеральных препаратов на вине, уксусах и маслах.

Гален, как и греческие врачи, придавал большое значение профилактике болезней. Он подробно писал о действии на организм воздуха и продуктов питания, о значении сна, диеты и гигиены, а также — движения и душевного равновесия.

Заслугой Галена, которого традиционно считают основателем экспериментальной физиологии, является создание законченной системы медицинских знаний о строении и функциях организма. Им были написаны фундаментальные труды по анатомии и физиологии — науке о процессах, протекающих в органах и тканях организма. В книгах Галена содержится полная энциклопедия медицинских знаний его времени.

Его анатомические труды в течение четырнадцати столетий служили руководством для врачей. Сохранилось около 120 подлинных сочинений Галена, а по названиям известно более 350. Большинство из них было посвящено медицине.

Медицина в Древнем Риме

Дата публикации:

Автор:

Раздел сайта:

Древний Рим характеризовался развитием централизованной государственностью, которая выражалась содержанием армии на постоянной основе.

Госпитали-валетудинарии

Для поддержания ее боеготовности создавались валетудинарии (в переводе «здравницы»). Кроме того, проводилась обучение медицинского персонала для легионов, лагерей, судов (трирем) и пр. Один военный госпиталь валетудинарий обслуживал несколько (до 3-х) легионов, содержал примерно две сотни коек и располагался при лагере. Одна койка в среднем приходилась на пол сотни воинов.

В те времена сражения были очень жестокими и кровопролитными, поэтому не последнее место в военно-медицинской службе занимала хирургическая помощь.

Медицинские законы и персонал

Многие законы Древнего Рима имели прямое отношение к здравоохранению и санитарии. К примеру, предписание об использовании в качестве питьевой воды горные ключи вместо речной воды из Тибра, на берегах которого находится Рим. Или запрет захоронений в городской черте и благоустройство кладбищ. Проведение подобных мероприятий возлагалось на эдилов (попечителей) – специальных чиновников, которые также занимались контролем за содержанием рынков, строительством домов и прочей хозяйственной деятельности.

В Древнем Риме появились придворные архиятры (archiatri palatini) , в позже они появились и в провинции (archiatri provinciates) как назначенные должностные лица. Архиятры выполняли административные функции, направленные на заботу о здоровье чиновников и воинов. Изредка встречается информация о архиятрах для населения (archiatri populares), которых в основном назначали на время эпидемий. Упоминаются также врачи при некоторых заведениях: театрах, цирках и пр.

На роль врачевателей иногда возлагались функции судебной медицины. К примеру, известный врач Антилл привлекался к расследованию убийства Юлия Цезаря в 44 году до н.э.

Поддержание здоровья в Древнем Риме

Древние римляне придавали большое значение здоровью.
Врач Гален еще во 2-ом веке говорил, что забота о своем теле – это ответственность человека, и что люди должны «уделять этому особое внимание и поддерживать свое здоровье», следуя определенному образу жизни (или «гигиене»).

Искусство гигиены

По его мнению очень важно дышать свежим воздухом и получать достаточного количества сна, также необходимо тщательно продумывать диету, выполнять физические упражнения и водные процедуры.

Гален приводил собственный пример, написав: «Когда мне исполнилось двадцать восемь, я убедился, что существует искусство гигиены, и я всю жизнь следовал его предписаниям и никогда не болел никакими болезнями, кроме изредка лихорадкой».

Хорошая еда и свежий воздух – залог здоровья

Как и сегодня, здоровое питание в Древнем Риме считалось частью рекомендаций для укрепления здоровья. Недавно опубликованные данные, основанные на изучении материалов из нескольких римских канализационных систем, проливают немного больше света на пищу, потребляемую обычными римлянами. По современным меркам, диета населения древнеримского города Геркуланума во время извержения Везувия была чрезвычайно здоровая и богата минералами, с большим количеством морепродуктов и растительных белков. Фактически, жители Геркуланума, скорее всего, ели значительно больше рыбы, чем потребляет население этой местности сегодня.

Среди римлян также были популярны сады, и, помимо выращивания фруктов и овощей, они также играли гораздо большую роль в улучшении благосостояния людей. В одном из своих писем Плиний Младший рассказывал о прогулках по усаженным деревьями тропинкам и аллеям, окруженным живой изгородью, на его вилле в Тоскане. Он также прокомментировал чистый воздух с прохладным бризом и сладкими ароматами, а также прекрасные виды.

Тщательно выбирайте своего врача

Римляне старались не слишком доверять врачам. Древнеримский историк Плиний Старший предостерегал своих сограждан не доверять врачам (особенно грекам).

«Доктора получают свои знания о наших опасностях (болезнях), проводя эксперименты с ценой наших жизней. Только врач может совершить убийство безнаказанно».
Плиний Старший

Несмотря на многочисленные упоминания врачей и медицинских работников в архивах Римской империи, нет четкой ясности, как человек в то время мог получить звание «врача». В римском мире небыло ни экзаменов, ни дипломов, ни степеней, ни процедур профессионального лицензирования. Врач – это был простой человек, который претендовал на это звание и проводил лечение за какое-то вознаграждение.

Также для римлян мысль иметь личного профессионального врача была анафемой. Это противоречитло римским ценностям самодостаточности и заботы о себе.

Следи за своими глазами

Проблемы с глазами особенно беспокоили римлян. Для римлян глаза были привилегированной частью тела и переходной точкой между душой и внешним миром. Несколько изображений глаз – из золота, бронзы и гипса – были найдены в Шропшире, оставлены в ожидании исцеления или в качестве благодарения.

Плохая гигиена и пыльные дороги способствовали большему количеству людей с проблемами зрения. В отчете о военной мощи Первой тунгрийской когорты Виндоланда, 31 солдат были признанны непригодными. Они были разделены на три отдельные группы:

  • эгри (больные — 15 чел.);
  • волнерати (раненых — 6 чел.);
  • и lippientes (проблемы с глазами — 10 чел.).

В своей книге «Медицина» писатель I века Авель Корнелиус Цельс посвятил целую главу уходу за глазами и дал очень четкое описание хирургии катаракты:

Он (пациент) должен сидеть напротив хирурга в ярко освещенной комнате, лицом к свету, в то время как хирург сидит на несколько более высоком сиденье; ассистент держит голову сзади, чтобы пациент не двигался: зрение может быть навсегда потеряно при легком движении …

Затем следует взять иглу, достаточно острую, чтобы проникнуть, но не слишком глубоко, и ввести ее прямо через две внешние оболочки на месте между зрачком глаза и черепом, далеко от середины катаракты, чтобы не повредить вену.

Однако иглу нельзя вставлять робко… Когда будет достигнуто (правильное) место, иглу следует наклонить… и осторожно повернуть, а линзу катаракты протянуть под зрачком.

Иглы для хирургии и других глазных процедур были найдены в Карлайле и Паддингтоне, Нортгемптоншир.

Развитие металлургии в Приуральском очаге ямной культуры

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: