Медицина и врачевание в Киевской Руси - OXFORDST.RU

Медицина и врачевание в Киевской Руси

Медицина в Киевской Руси

Вы будете перенаправлены на Автор24

Первые письменные упоминания о древнерусской медицине появились в XI в. Основными формами лечения в тот период были народное врачевание, монастырская медицина и светская медицина.

Врачи на Руси

Особо популярна и доступна была народная медицина. Она вела свое происхождение еще от языческой религии. Считалось, что заговоры, обращаемые к языческим божествам, были способны прогнать болезнь. Передавались они в устной форме из поколения в поколение.

Более распространенным методом лечения было лечение зельями. Таким способом обычно лечили пожилые женщины, которых называли лекарками или травницами. Они готовили порошки из трав и настойки. Дополнением к зельям были заговоры и заклинания. Болезни считали причиной действий злых духов, а для их профилактики применяли обереги. Для лечения использовались:

  • различные растения (полынь, крапива, подорожник),
  • продукты животного происхождения (мед, молоко, жир),
  • минералы.

Народ считал, что врачи были посредниками между человеком и силами природы, поэтому их называли кудесниками, ведьмами.

Профессиональные врачи назывались «лечцами». Лечцы делились на хирургов и тех, кто лечил мазями и травами. Первое упоминание о них мы встречаем в древнем русском законодательном сборнике «Русская правда», где сообщается, что за излечение должна быть заплачена «лечцю мъзда» (плата), а за нанесение раны виновный платил пострадавшему «за рану же лечебное» и пошлину в казну.

Также, о лечцах сообщает «Изборник Святослава», одна из древнейших русских рукописных книг. Сама книга является сборником философских изречений, отрывков из житийной и библейской литературы, сочинений отцов церкви. В ней сообщается о лечцах-резальниках, которые умели делать прижигания, лечить повреждения, ампутировать руки и ноги. Таким образом, они являются предшественниками современных хирургов.

Готовые работы на аналогичную тему

В Х в. деятельность врачей пользовалась огромной популярностью. Они умели лечить болезни, распознавать их и предсказывать исход.

В Киеве, Новгороде, Чернигове профессиональные врачи работали при княжеских дворах и в монастырях. Известно, что в 988 г. Владимир посылал своего врача Ивана Смера в другие страны. До нас дошли письма этого врача ко Владимиру, где тот описывал «я прошел… Паннонию, через Дунай, потом Сербию, Булгарию, Мисию и великую славную Империю греческую с пятью царствами ее, был в Антиохии, в Иерусалиме, из Иерусалима же пришел сюда в Алекнсандрию…Сие тебе верно начертываю врач и посланник твой Иванец Смера Половнянин».

Популярным в народе был врач Агапит (XI в.), который работал в Киево-Печерском монастыре безвозмездно. В XII в. врач Петр Сирианин, араб по происхождению, работал при дворе князя в Чернигове.

Методы лечения болезней

Врачи уже тогда занимались такими сложнейшими операциями как трепанация черепа, кровопускание, водолечение и ампутация. В качестве наркоза использовали корни мандрагоры, мак и вино. Инструментами служили пилки, ножницы, топоры, которые перед операцией проводили через огонь.

Обрабатывали рану березовой водой, вином, золой, а зашивали волокнами льна, конопли либо т тонкими кишками зверей.

Лечение проводилось разными средствами растительного и животного происхождения. Применялись полынь, скифская трава, бодяга, крапива, кора, подорожник, можжевеловые ягоды, березовый сок, листья березы и липы, мед с мукой, лук печеный, закваска теста и многое другое; были в использовании также панты, сырая печень трески, кобылье молоко и др.

На Руси было известно и о целебных свойствах минералов и минеральной воды. В народе такую воду называли «нарзан», что означало «богатырь-вода». Минералы и камни также были в ходу: хризолит употреблялся внутрь в измельченном виде, яхонт женщины носили на шее для облегчения родов. Были известны медный купорос, уксус, селитра, поташ, скипидар, «серный камень».

Для сохранения знаний создавались лечебники (или травники). Они представляли собой рукописные сборники, включающие в себя как врачебные пособия, так и ряд наставлений, как действовать в различных ситуациях, когда будет полезна молитва или заговор.

Большинство древнерусских лечебников не имеют датировки и написаны анонимно, поэтому сложно установить, когда они начали составляться. Возможно, что они создавались на основе византийских и болгарских сочинений. В основе текста находились молитвы об отваждении болезней, а позже к ним прибавлены тексты народных заговоров, примет, выписки из других лечебников. Лечебники можно поделить на несколько видов:

  • переводные с европейских языков;
  • травники: описывают опыт наблюдения над целебными свойствами растений с указанием названия растения, внешнего вида, места произрастания, сведений, когда собирать и как применять. К этому прилагается большое количество примет и заговоров;
  • непосредственно лечебники: описывают болезнь, ее признаки и способ лечения.

Интересно, что основными причинами болезней считались сверхъестественные силы, изменения климата, расположение звезд.

Некоторые болезни получили народные названия: куриная слепота, грудная жаба, почечуй (гайморит), весница (цинга), сибирская язва (персидский огонь) и др. Сохранились сведения о княжеских болезнях, например, у Всеслава Полоцкого была хроническая язва на голове, а у Владимира Галицкого «удар» от нервного потрясения.

На Руси огромную популярность имела баня. Кроме своих гигиенических функций, она выполняла еще и роль места, где лечили различные простудные, кожные и другие болезни (ревматизм, боли в животе, грыжа, короста). В ней лечцы вправляли вывихи, проводили кровопускание, массаж, принимали роды. Бани строились и при монастырских больницах, и при усадьбах. Первые больницы при монастырях появились в XI-XII вв. в Переяславле и Киеве, позже – в Новгороде, Смоленске и Львове.

Во время монголо-татарского ига на Руси все же развивалась народная медицина. Монголы не трогали уцелевшие монастырские больницы (хотя, во время нашествия были уничтожены некоторые из них). Монастырские врачи использовали накопленный народной медициной опыт. Масла, мед, сливы, различные пластыри были обязательными лекарствами при больницах.

Таким образом, мы видим, что медицина на Руси развивалась и достигла определенных успехов. Четкой структуры медицинского образования еще не сложилось, информация обычно передавалась из поколения в поколения, профессия врача была наследственной. Народная медицина была еще близка к профессиональной, хотя, лечцы проводили более сложные и трудоемкие операции. Даже разрушительное монголо-татарское нашествие не помешало дальнейшему развитию древнерусской медицины.

Медицина в эпоху феодализма в россии. Медицина в киевской руси (IX-XII вв.) и московском государстве ( XV-XVII вв.).

1. Истоки культуры и медицины Киевской Руси.

Древнейшее государство восточных славян, известное в истории как Киев­ская Русь, сложилось в первой половине IX в.

Истоки культуры Киевской Руси свя­заны с традиционной культурой славян­ских племен (которая с развитием госу­дарственности достигла высокого уров­ня) и впоследствии была обогащена вли­янием византийской культуры. Через Болгарию и Византию поступали на Русь античные и ранние средневековые руко­писи. На славянский язык их переводили монахи — самые образованные люди то­го времени. Монахами были летописцы Никон, Нестор, Сильвестр. Написанные на пергаменте в эпоху Киевской Руси, эти книги дошли до наших дней.

Первая библиотека в Древнерусском государстве была собрана в 1037 г. кня­зем Ярославом Мудрым (1019-1054) — третьим по старшинству сыном князя Владимира. Ее разместили в Софийском соборе, воздвигнутом в Киеве в 1036 г. по велению Ярослава в ознаменование по­беды над печенегами на месте победонос­ного сражения.

Ярослав Мудрый всячески способст­вовал распространению грамотности на Руси, переписыванию книг и их перево­ду на славянский язык. Сам он знал пять иноземных языков и «книгам прилежа и почитая (их) часто и в нощи и в дне». Его внучка Янка Всеволодовна в 1086 г. орга­низовала при Андреевском монастыре первую женскую школу. О широком рас­пространении грамотности в Древней Руси свидетельствуют и многочисленные берестяные грамоты, найденные при ар­хеологических раскопках древнего Нов­города. Они составлялись не только боя­рами и князьями, но и простыми ремес­ленниками.

При Ярославе Мудром Киевская дер­жава достигла широкого международного признания. Митрополит Илларион пи­сал в то время о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Древнерусское государство существовало в течение трех столетий. После смерти последнего киевского князя Мстислава Владимировича (1125-1132) — сына Владимира Мономаха, оно рас­палось на несколько феодальных владе­ний. Наступил период феодальной раз­дробленности, которая способствовала утрате политической независимости рус­ских земель в результате нашествия та­таро-монгольских орд под предводитель­ством хана Батыя (1208-1255), внука Чингисхана.

2. Развитие врачевания в Киевской Руси.

Народная медицина издавна разви­валась на Руси и была неотъемлемой час­тью языческой культуры русского на­рода.

Вплоть до второй половины прошлого столетия, т.е. на протяжении почти двух тысяч лет истории нашего государства, народная медицина оставалась единст­венным доступным средством поддержания здоровья российского народа, ибо, как отмечал в той же лекции проф. Н.П.Загоскин: «Доступной для народных масс врачебной помощи в нашем отече­стве не существовало вплоть до введения земских учреждений и тесно связанного с ними возникновения земской медици­ны».

Еще во времена язычества врачева­ние объединяло в себе и реальное знание целебных сил природы, и веру в ее чудо­действенные тайны. Среди врачевате­лей-язычников были волхвы (так вплоть до XVII в. продолжали называть знаха­рей), ведуны, ведуньи и ведьмы (от древнерусск. ведать — знать), кудесники, ча­ровницы и т.д. В народе они считались посредниками между человеком и таин­ственными силами природы, умеющими обращать эти силы на пользу (или во вред) человеку. Все вместе они представ­ляли собой жреческое сословие древней дохристианской Руси. В сферу их дея­тельности входили: общественные маги­ческие действия, лекарское знахарство, гадания о личной судьбе и т.п. За советом и помощью к ним обращались простые люди и великие князья, например, пер­вый князь Киевский Олег (882-912).

Читайте также  Дуэль и смерть Пушкина

Позднее народных врачевателей ста­ли называть лечцами. О них говорится в «Краткой Русской Правде» — древней­шем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.). Впоследствии «Русская правда» многократно переписывалась и дополня­лась. В одном из ее законов устанавлива­лась оплата труда лечцов: человек, кото­рому была кем-либо нанесена рана, имел право требовать от обидчика 3 гривны пени и сверх того — особое вознагражде­ние тому, кто будет лечить эту рану («за обиду 3 гривны, а летцю мзда»). В более поздних списках «Русской правды» это вознаграждение называется «лечебным ».

Свои врачебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поко­ление, от отца к сыну (так называемые «семейные школы»).

В лечебной практике они широко ис­пользовали различные средства расти­тельного, животного и минерального происхождения. Так, большой популяр­ностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника» (бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснок, хрена, березового сока и многие другие. Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сыра печень трески, кобылье молоко и панты оленя. Прекрасным лечебным эффектом обладали и природные средства минерального происхождения. При болях животе принимали внутрь растертый порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды». Ее древнерусское название, нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода».

За советом и помощью обращались к народным врачевателям и простые люди и великие князья. Так, согласно леген­дам, старцы исцелили русского былинно­го героя Илью Муромца, который трид­цать три года сидел в селе Кара­чарове. Дав ему испить «чарочку питьица медвяного», они вернули богатырю былую силу.

Впоследствии опыт народной медици­ны был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые в сво­ем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и широ­кого распространения грамотности. К со­жалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедст­вий.

До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебни­ков. В них содержатся описания средств и приемов русского народного врачева­ния как времен христианской Руси, так и более древнего языческого периода рус­ской истории.

Врачевание в Киевской Руси (IX – XV вв.)

Восточные славяне основали свое государство в начале IX в. Благодаря летописям до нас дошли сведения об этом событии, а государство стало известно как Киевская Русь.

В Древней Руси существовали три формы врачевания:

1) народное врачевание – люди, которые им занимались, назывались кудесни

ками и знахарями;

2) монастырская медицина – которая получила свое распространение после

принятия на Руси христианства

3) светская или мирская медицина, появившаяся во время правления Ярослава

Мудрого. Она же носила название иноземной.

Лекари-ремесленники специализировались на врачевании разных болезней – кожных, внутренних, также были костоправы, «почечуйных» дел мастер (лечение геморроя).

Народная медицина – это древнейшая ветвь медицины в истории России.

До принятия христианства врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели, ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, которых боялись так как верили, что те являются посредниками между исцеляющими силами природы и человеком, и могут таинства природы обратить как во благо, так и во вред человеку. Они занимались совершением различных магических приворотов, отворотов, лекарским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д. Обращались за помощью к ним не только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей. Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы (накладывать лубки), раны с помощью различных мазей, прижиганием.

По прошествии времени врачеватели обрели новое название – лечцы. Они стали организаторами семейных школ, в которых знания медицины переходили от отца к сыну. Лечцы широко использовали в своем деле не только растительные средства (такие, например, как листья березы, чеснок, полынь, хрен, подорожник, лук, чемерица черника и т. д.) и различные магические заговоры, но и продукты животного и минерального происхождения, например растертый в порошок хризолит применялся при сильных болях в животе, а женщинами для облегчения родов рекомендовали носить рубин. Наиболее известным целебным средством со времен лечцов, дошедшим до наших дней, стала так называемая кислая вода или нарзан. Название это исконно русское и в переводе означает «богатырь-вода».

Первое упоминание о лечцах было найдено в «Русской Правде» – древнейшем своде законов. Свод этот был составлен еще при Ярославе Мудром в XI в., а дополнил его Владимир Мономах своим «Уставом» (1113–1125 гг.). Там-то впервые и нашли закон о праве требовать возмещения морального ущерба с человека, причинившего увечье не только тому, кому был причинен ущерб, но и в казну государства, а также право доктора (лечца) брать вознаграждение за оказанную помощь, так называемую мзду.

Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных сил природы – травники и лечебники. Особенно широкое распространение это получило после принятия христианства и появления письменности.

Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.

Монастырские больницы носили название «лечебницы» и «странноприемницы». Первые упоминания о них относятся к XI в. Наиболее известными из них стали лечебница в Переславле, основанная в 1091 г. митрополитом Киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г. монахами Антонием и Феодосием в предместьях Киева. Название она свое получила от слова «печеры», т. е. пещеры, в которых монахи жили и творили свое благородное дело. Киево-Печерская Лавра оставила свои следы в развитии медицины и культуры на Руси. Там было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра. В лавре лечили от самых различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи.

Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Так же святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах.

Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большое значение. Монастырские лечебницы были также центрами обучения и просвещения: монахи собирали византийские и греческие рукописи, переводили с латинского и греческого, объединяли информацию в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями предков и по этим источникам преподавали медицину.

Светская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения. За помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. Особенно боролась со светской и народной медициной набиравшая обороты монастырская медицина.

Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособлились друг от друга.

Санитарное дело. Бани. Эпидемии

В отличие от Западной Европы санитарное дело на Руси в X–XIV вв. было довольно сильно развито. Об этом свидетельствуют раскопки древнего Новгорода, на территории которого было найдено около 50 усадеб, оснащенных банями, водопроводами и водостоками. Целые площади были покрыты деревянными мостовыми, относящимися к Х-XI вв., в отличие от Западной Европы, в которой первые мостовые были сооружены лишь в XIV в., а водопровод – в XV в. Эти «нововведения» были найдены в Германии.

Читайте также  Верховный Совет Азербайджанской ССР

Особое место в Древней Руси занимала баня. Народные врачеватели уже тогда поняли, какая польза приносится организму при удалении из него вредных веществ вместе с потом. Баня в доме или усадьбе была самым чистым местом: там не только мылись, но и принимали роды, ухаживали за новорожденными, туда приглашали лекарей и костоправов. Первое упоминание о русской бане относится к 1113 г. (летопись от Нестора). Особой бедой Древнерусского государства были эпидемии инфекционных болезней или «моровые поветрия». О повальных болезнях писалось в летописях, и только за период с XI по XVII вв. можно найти сведения о 47 эпидемиях. Заболевали чумой, холерой, лепрой и другими болезнями. Центрами возникновения эпидемий были пограничные города, через которые проходили иноземные караваны – Новгород, Смоленск.

Люди понимали, что болезнь переходит от человека к человеку, поэтому отграничивали зараженные места, где были больные. Если эпидемия распространялась на весь город, жители уходили в леса, бросая дома, скарб и больных родственников, и отсиживались до тех пор, пока не пройдет мор. Однако за избавление от болезни принимался тот момент, когда умирал последний больной, и заразиться вроде бы было не от кого. Ничего не зная о возбудителях заболеваний, люди возвращались в города, и эпидемия иной раз возвращалась вместе с ними. Считая место проклятым, люди доходили до того, что сжигали целые поселения. Ошибкой их было еще и то, что до XV в. умерших от эпидемий людей хоронили согласно религиозным законам на кладбищах при церквах.

Это способствовало возобновлению и распространению мора. Лишь в XVI в. умерших от заразных болезней стали хоронить вне кладбища, за пределами городов и селений. Люди недопонимали, что причиной возникновения эпидемий были не сверхъестественные силы, а нищета и несоблюдение правил гигиены. В период монголо-татарского нашествия на Руси было самое большое количество эпидемий, больше всего погибло людей.

С нашествием монголо-татарских орд хана Батыя окончательно разрушило все принципы правления и жизни на земле русской. Светская медицина угасла, а русская национальная медицина укрылась в монастырях.

Медицина и врачевание в Киевской Руси

ГОУВПО Нижегородская государственная

Медицинская академия Росздрава

Кафедра социально-гуманитарных наук

по истории фармации

Медицина и врачевание в Киевской Руси

Нижний Новгород 2010

1. Основные направления развития древнерусской медицины

2. Виды медицинской помощи

3. Взгляды на причины болезней

4. Средства лечения больных

Первые письменные упоминания о медицине на Руси восходят к XI веку. В летописях врачей называли лечцами. О них упоминает «Краткая Русская Правда» — древнейший из дошедших до нас свод русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром в первой четверти XI в. Лечцы передавали секреты врачевания по наследству, от отца к сын>’. Уже в 1073 и 1076 г. были записаны «Изборники», в которых наряду с переводами фрагментов библейских книг и сочинений византийских писателей были перечислены некоторые болезни и приведены сведения об их лечении, рекомендации о содержании тела в чистоте, советы относительно питания в разные времена года. Упоминаются в «Изборнике» и лечцы, которые лечат травами и мазями, а также лечцы-хирурги, умеющие делать прижигания и «разрезать ткани».

Данная работа раскрывает тему «Медицина и врачевание в Киевской Руси», рассказывает о развитии методов и средств лечения в этот исторический период.

1. Основные направления развития древнерусской медицины

В период раннего феодализма (IX-XII вв.) на Руси в медицине существовало два направления: церковно-монастырское и светское. Первыми русскими врачами были монастырские «лечьцы» из монахов. При монастырях возникли, так же как и в других странах средневековой Европы, больницы и богадельни. Призрение и врачевание имели место в первом русском монастыре — Киево-Печерской лавре (XI в.). Сведения о монастырской больнице содержатся в монастырских хрониках — «Киево-Печерском патерике» (XII в.). Он содержит упоминания о монахах, известных своим врачебным искусством. Это «пречудный лечец» Антоний и его ученик «преподобный Агапит», исцеливший внука Ярослава Мудрого, будущего киевского князя Владимира Мономаха. Сохранилось предание о том, что князь Владимир вызвал к себе Агапита, потеряв надежду на исцеление от тяжелой болезни. Однако Агапит не выходил за пределы монастыря. Он отказался посетить князя и прислал ему свое «зелье», от которого Владимир быстро поправился. После выздоровления князь пожелал щедро наградить искусного врача и передал ему богатые дары. Агапит раздал княжеские подарки неимущим людям. В этот же период при переяславской церкви открывается первая бесплатная больница. Больница была устроена Переяславским епископом Ефремом, написавшим специальный устав, в котором были изложены правила «призрения недужных и стариков». По этим правилам требовалось иметь при монастыре своего врача и запасы лекарств. Среди лекарств должны быть разные виды масел, пластырей, мед, вино, слива и клюква. В больницах лечили не только монахов, но и приходящих больных. Таким образом, к XI в. можно отнести организацию первой русской больницы, а наличие запасов лекарств и лица, ведающего лекарствами в ней, дает основание считать, что при больницах открывались аптеки. В этот же период многие лекарства поступали в Киев из государств с более высоким уровнем медицины (из Александрии, Египет), что свидетельствовало о широких связях Древнерусского государства. При монастырях часто содержались больничные палаты. Берестяные грамоты начала XIV в. сообщают о существовании монастырских больниц в древнем Новгороде. В первой половине XVI в. была основана больница при Соловецком монастыре. Здесь была специальная больничная библиотека. Монахи занимались не только практической медициной, перепиской и хранением рукописей, но и переводом греческих и латинских книг медицинского содержания. При этом дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. В начале XV в. в Кирилло-Белозерском монастыре, на территории которого располагались больничные палаты, его основатель монах Кирилл Белозерский (1337— 1427) перевел с греческого небольшой рукописный трактат «Галиново на Иппократа» — комментарии Галена на сочинение одного из врачей школы Гиппократа «О природе человека». В дальнейшем это сочинение часто включалось в состав многочисленных травников и лечебников и приобрело широкую популярность. До середины XVI в. на Руси существовали только монастырские больницы. Первая попытка возложить на государство часть заботы о здоровье людей связана с заседанием большого церковного собора 1551 г., получившего название Стоглавого, или Стоглава, поскольку решения его были сформулированы в сборнике, содержащем 100 глав. На этом соборе было принято решение о привлечении к работе в богадельнях для больных и немощных не только лиц духовного звания, но и гражданского населения. В царствование Ивана Грозного впервые было высказано намерение открыть государственные больницы и богадельни. Исторические хроники сообщают также о владетельных людях, которые заботились о больных, видя в этом христианский долг. Так, советник царя, начальник Челобитного приказа А. Адашев «питал нищих, держал в своем доме десять прокаженных и собственными руками отмывал их».

При княжеских и боярских дворах на Руси издавна служили светские лекари («лечцы»), как русские, так и иноземные. Летописи XI—XII вв. сохранили упоминания о лечце-армянине («Ормянине»), который был «хитр зело во врачевании».

К этому врачу, умевшему определять болезни по внешнему виду и пульсу, обращались князья Всеволод и Владимир Мономах. При дворе черниговского князя в XII в. служил врачеватель Петр по прозвищу Сириянин (сириец). «Киево-Печерский патерик» содержит сообщение о медицинских диспутах («стязаниях о врачевськой хытрости») между Агапитом и «Ормянином», с одной стороны, и Петром Сириянином, с другой. Упоминают хроники Киево-Печерской лавры и о «преподобном Алимпии». Он излечивал мазью прокаженных после того, как их не могли вылечить «волхвы и неверные люди».

Больных и сирых, в том числе и душевнобольных, с XI века было принято отправлять в монастыри. Во многих монастырских больницах практиковали искусные во врачевании монахи. «Киево-Печерский патерик» содержит перечень требований к ним: лечцы должны были, ухаживая за больными, выполнять самую черную работу; быть терпимыми в обращении с ними; не заботиться о личном обогащении. Некоторые монахи-лечцы были впоследствии канонизированы православной церковью.

Медицина и врачевание в Киевской Руси (стр. 1 из 3)

ГОУВПО Нижегородская государственная

Медицинская академия Росздрава

Кафедра социально-гуманитарных наук

по истории фармации

Медицина и врачевание в Киевской Руси

Нижний Новгород 2010

1. Основные направления развития древнерусской медицины

2. Виды медицинской помощи

3. Взгляды на причины болезней

4. Средства лечения больных

Первые письменные упоминания о медицине на Руси восходят к XI веку. В летописях врачей называли лечцами. О них упоминает «Краткая Русская Правда» — древнейший из дошедших до нас свод русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром в первой четверти XI в. Лечцы передавали секреты врачевания по наследству, от отца к сын>’. Уже в 1073 и 1076 г. были записаны «Изборники», в которых наряду с переводами фрагментов библейских книг и сочинений византийских писателей были перечислены некоторые болезни и приведены сведения об их лечении, рекомендации о содержании тела в чистоте, советы относительно питания в разные времена года. Упоминаются в «Изборнике» и лечцы, которые лечат травами и мазями, а также лечцы-хирурги, умеющие делать прижигания и «разрезать ткани».

Читайте также  Мюнхенское соглашение 1938 года

Данная работа раскрывает тему «Медицина и врачевание в Киевской Руси», рассказывает о развитии методов и средств лечения в этот исторический период.

1. Основные направления развития древнерусской медицины

В период раннего феодализма (IX-XII вв.) на Руси в медицине существовало два направления: церковно-монастырское и светское. Первыми русскими врачами были монастырские «лечьцы» из монахов. При монастырях возникли, так же как и в других странах средневековой Европы, больницы и богадельни. Призрение и врачевание имели место в первом русском монастыре — Киево-Печерской лавре (XI в.). Сведения о монастырской больнице содержатся в монастырских хрониках — «Киево-Печерском патерике» (XII в.). Он содержит упоминания о монахах, известных своим врачебным искусством. Это «пречудный лечец» Антоний и его ученик «преподобный Агапит», исцеливший внука Ярослава Мудрого, будущего киевского князя Владимира Мономаха. Сохранилось предание о том, что князь Владимир вызвал к себе Агапита, потеряв надежду на исцеление от тяжелой болезни. Однако Агапит не выходил за пределы монастыря. Он отказался посетить князя и прислал ему свое «зелье», от которого Владимир быстро поправился. После выздоровления князь пожелал щедро наградить искусного врача и передал ему богатые дары. Агапит раздал княжеские подарки неимущим людям. В этот же период при переяславской церкви открывается первая бесплатная больница. Больница была устроена Переяславским епископом Ефремом, написавшим специальный устав, в котором были изложены правила «призрения недужных и стариков». По этим правилам требовалось иметь при монастыре своего врача и запасы лекарств. Среди лекарств должны быть разные виды масел, пластырей, мед, вино, слива и клюква. В больницах лечили не только монахов, но и приходящих больных. Таким образом, к XI в. можно отнести организацию первой русской больницы, а наличие запасов лекарств и лица, ведающего лекарствами в ней, дает основание считать, что при больницах открывались аптеки. В этот же период многие лекарства поступали в Киев из государств с более высоким уровнем медицины (из Александрии, Египет), что свидетельствовало о широких связях Древнерусского государства. При монастырях часто содержались больничные палаты. Берестяные грамоты начала XIV в. сообщают о существовании монастырских больниц в древнем Новгороде. В первой половине XVI в. была основана больница при Соловецком монастыре. Здесь была специальная больничная библиотека. Монахи занимались не только практической медициной, перепиской и хранением рукописей, но и переводом греческих и латинских книг медицинского содержания. При этом дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачевания. В начале XV в. в Кирилло-Белозерском монастыре, на территории которого располагались больничные палаты, его основатель монах Кирилл Белозерский (1337— 1427) перевел с греческого небольшой рукописный трактат «Галиново на Иппократа» — комментарии Галена на сочинение одного из врачей школы Гиппократа «О природе человека». В дальнейшем это сочинение часто включалось в состав многочисленных травников и лечебников и приобрело широкую популярность. До середины XVI в. на Руси существовали только монастырские больницы. Первая попытка возложить на государство часть заботы о здоровье людей связана с заседанием большого церковного собора 1551 г., получившего название Стоглавого, или Стоглава, поскольку решения его были сформулированы в сборнике, содержащем 100 глав. На этом соборе было принято решение о привлечении к работе в богадельнях для больных и немощных не только лиц духовного звания, но и гражданского населения. В царствование Ивана Грозного впервые было высказано намерение открыть государственные больницы и богадельни. Исторические хроники сообщают также о владетельных людях, которые заботились о больных, видя в этом христианский долг. Так, советник царя, начальник Челобитного приказа А. Адашев «питал нищих, держал в своем доме десять прокаженных и собственными руками отмывал их».

При княжеских и боярских дворах на Руси издавна служили светские лекари («лечцы»), как русские, так и иноземные. Летописи XI—XII вв. сохранили упоминания о лечце-армянине («Ормянине»), который был «хитр зело во врачевании».

К этому врачу, умевшему определять болезни по внешнему виду и пульсу, обращались князья Всеволод и Владимир Мономах. При дворе черниговского князя в XII в. служил врачеватель Петр по прозвищу Сириянин (сириец). «Киево-Печерский патерик» содержит сообщение о медицинских диспутах («стязаниях о врачевськой хытрости») между Агапитом и «Ормянином», с одной стороны, и Петром Сириянином, с другой. Упоминают хроники Киево-Печерской лавры и о «преподобном Алимпии». Он излечивал мазью прокаженных после того, как их не могли вылечить «волхвы и неверные люди».

Больных и сирых, в том числе и душевнобольных, с XI века было принято отправлять в монастыри. Во многих монастырских больницах практиковали искусные во врачевании монахи. «Киево-Печерский патерик» содержит перечень требований к ним: лечцы должны были, ухаживая за больными, выполнять самую черную работу; быть терпимыми в обращении с ними; не заботиться о личном обогащении. Некоторые монахи-лечцы были впоследствии канонизированы православной церковью.

2. Виды медицинской помощи

Сообщения летописей, записи современников свидетельствуют о распространении заразных заболеваний на Руси. Это побуждало к активной выработке самых разнообразных мер борьбы с ними. Так, создавались пограничные заставы и засеки, иногда для этой цели разводили костры. О необходимости разобщения заразных больных и здоровых упоминается в сборнике Святослава (XI в.). Во время морового поветрия в Полоцке в 1092 г. жители прибегали к самозащите в своих жилищах во избежание заражения при встречах с больными на улицах и площадях города. В русских летописях XIV-XV вв. упоминается 12 эпидемий. Заразные болезни называли «прилипчивыми болезнями», «мором», «моровым поветрием», «повальными болезнями». В Новгородских летописях начала XV в. даются подробные описания симптомов черной смерти. Народными средствами борьбы с ними оставались вымораживание, окуривание дымом. В XV-XVI вв. во время эпидемий начали изолировать больных.

Так, летописи сообщают, что в 1521 г. во Пскове «князь Михайло Кислица велел. улицу Петровскую запереть с обою концов». Умерших погребали «в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет», а с XVI столетия стали хоронить за чертой города, вдали от жилых мест и питьевых источников. Для захоронения умерших царским повелением выделяли специальных людей, «кому те трупы забирати». Кормили зачумленных с улицы через ворота. Если эпидемия охватывала весь город, на ведущих к нему дорогах, согласно царским указам, устраивали заставы. Зараженные предметы на таких заставах сжигали на кострах, а деньги промывали в уксусе. Наконец, следует упомянуть и о банях, которые, как говорил Геродот, использовались скифами с глубочайшей древности. Об этом упоминается и в летописях времен христианства. В летописи Нестора (XI в.) содержится первое письменное упоминание о русской паровой бане, целебная сила которой была известна на Руси с самых древних времен. Издавна в ней здесь лечили простуду, болезни суставов и кожные заболевания, вправляли вывихи, делали кровопускания и «накладывали горшки» — прообразы современных лечебных банок.

В «Повести временных лет» приведен легендарный рассказ Андрея Первозванного о банях: «Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва слезут, еле живые, и тогда обольются водою студеною, и только так оживут». В качестве моющего средства здесь упомянут квас, который применяли при вымачивании кож. В одном из «Изборников» XIII в. говорится о растительном моющем средстве — «мыльной траве».

Приехавшие на Русь немцы с удивлением описывали русскую баню: «. и возьмут на ся прутье младое, бьются сами и того ся добьют, егода вылезут еле живы обольются водою студенью и пока оживут». Русская баня и до настоящего времени широко применяется в России с убеждением в ее целебной силе и с полным научным обоснованием как профилактического средства.

Благодаря развитию торговли и внешних сношений с зарубежными странами на Руси стали появляться врачи-иностранцы. Эти врачи лечили князей и бояр. Народ лечился у знахарей, «ведунов», «бабок», чаще всего прибегая к «заговорам» и «нашептываниям». В этот период широко стали использоваться такие лекарственные средства, как шиповник, валериановый и солодковый корень, сабур. На Руси процветала хирургия как важнейшая отрасль практического врачевания. Потребность в хирургии была вызвана частыми войнами и бытовыми травмами. Возникновение анатомии на Руси, как и в других странах, было связано в первую очередь с потребностью оказания врачебной помощи при травмах и ранениях, полученных на войне. При описании хирургических операций и действия оружия применялись сходные термины: «разрезание тканей», «распластание телес».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: