Медицина Древнего Египта - OXFORDST.RU

Медицина Древнего Египта

Какой была древнеегипетская медицина?

Древний Египет был цивилизацией, которая длится с 3300 г. до н.э по 525 г. н.э. Некоторые из самых ранних записей о медицинской помощи относятся к Древнему Египту. Древние египтяне верили в молитву как в решение проблем со здоровьем, но у них также были естественные или практические средства, такие как травы. Это было структурированное общество с такими инструментами, как письменность и математика, которые позволяли им записывать и развивать идеи, и это означало, что другие могли учиться у них.

  1. Медицина древнего Египта
  2. Магия и религия
  3. Теория каналов
  4. Каналы и сердце
  5. Хирургия в Древнем Египте
  6. Травмы и болезни
  7. Ранние концепции гомеопатии
  8. Здравоохранение в Древнем Египте
  9. Медицинская профессия
  10. Заключение

Медицина древнего Египта

У древних египтян было медицинское оборудование, но они также верили, что боги контролируют жизнь и здоровье. Древние египтяне считали, что боги, демоны и духи играют ключевую роль в появлении болезней. Врачи считали, что духи блокируют каналы в теле и это влияет на работу организма. Египтяне искали способы разблокировать эти каналы и использовали сочетание молитвы и естественных средств. Большинство целителей были также священниками, но со временем появилась профессия «доктора медицины».

Тот факт, что древние египтяне имели системы букв и цифр, означал, что они могли записывать и развивать идеи и выполнять вычисления. Документированная древнеегипетская медицинская литература является одной из старейших существующих сегодня. Древние египтяне имели организованную экономику и систему правления, оседлое население, социальные соглашения и должным образом исполняемые законы. До этого местные жители в основном вели кочевой образ жизни. Эта стабильность позволила развиваться медицинским исследованиям.

Кроме того, в древнеегипетском обществе были относительно состоятельные люди. Они могли позволить себе медицинскую помощь, а также имели время для размышлений и учебы. Древние египтяне были торговцами. Они путешествовали на большие расстояния, возвращаясь с травами и специями из далеких стран. Практика древних египтян сохранять умерших людей в виде мумий означала, что они узнали кое-что о человеческом теле.

Папирус Эберса

Археологи обнаружили ряд письменных свидетельств, описывающих древнеегипетскую медицинскую практику, в том числе папирус Эберса . Этот документ содержит более 700 лекарств и магических формул, а также множество заклинаний, направленных на отпугивание демонов, вызывающих болезни. Авторы, вероятно, написали их около 1500 года до нашей эры, но документ может содержать копии материалов, датируемых 3400 годом до нашей эры. Свиток содержит доказательства некоторых разумных научных процедур.

Врачи Египта, по-видимому, имели довольно хорошие знания о строении костей и некоторое представление о том, как работают мозг и печень. Согласно папирусу Эберса, центром кровоснабжения тела является сердце, и каждый уголок тела прикреплен к сосудам. Сердце было местом встречи сосудов, которые несли слезы, мочу, сперму и кровь. Древнеегипетское понимание сердечно-сосудистой системы является сложным. В документе подробно описываются характеристики, причины и лечение психических расстройств, таких как слабоумие и депрессия. Древние египтяне, по-видимому, рассматривали психические заболевания как сочетание заблокированных каналов и влияние злых духов и разгневанных богов. Свиток содержит раздел о контроле над рождаемостью, о том, как определить, беременна ли женщина, и некоторые другие гинекологические вопросы. Существуют также рекомендации по поводу:

  • проблемы с кожей
  • проблемы с зубами
  • заболевания, связанные с глазами
  • кишечные заболевания
  • паразиты
  • как хирургически лечить абсцесс или опухоль

Кроме того, имеются данные, как вправлять сломанные кости и лечить ожоги.

Некоторые рекомендации, которые тогда давали врачи, теперь кажутся нам вполне логичными. Египтяне советовали людям умываться и бриться, чтобы предотвратить инфекции, тщательно питаться и избегать нечистых животных и сырой рыбы. Некоторые, однако, менее знакомы. Люди также использовали навоз для разгона злых духов.

Египтяне также практиковали стоматологию. Кариес зубов был обычным явлением. Средства лечения включали :

  • тмин, ладан и лук для лечения отека десен
  • опиум, возможно, для лечения боли
  • сверление отверстий в челюсти для дренирования абсцесса

Однако, похоже, они не практиковали удаление зубов.

Магия и религия

Повседневная жизнь в Египте включала в себя верования и страх перед магией, богами, демонами, злыми духами и так далее. Египтяне верили, что боги создают и управляют жизнью. Хека была богиней магии и медицины , а Бес, другой бог, защищал женщин во время беременности. Люди обращались к Серкету, если их укусил скорпион. Злые боги или злые силы вызывали несчастья и бедствия, поэтому люди использовали магию и религию, чтобы бороться с этими силами и лечить людей. Священник и врач часто был одним лицом. Многие целители были жрецами Сехмет, египетской богини-воительницы и богини исцеления, проклятий и угроз. Лечение также включало использование магии, заклинаний, амулетов, ароматов, подношений, татуировок и статуй. Религиозные и магические ритуалы и процедуры, вероятно, имели мощный эффект плацебо, поэтому они могли привести к исцелению.

Теория каналов

«Теория каналов» возникла из наблюдений за фермерами, которые выкапывали ирригационные каналы для своих культур. Это позволило медицине перейти от полностью духовного лечения к практическому, т.е. естественному. Врачи считали, что, как и при орошении, каналы обеспечивают организм путями для хорошего здоровья. Если возникали блокировки, они использовали слабительные, чтобы разблокировать их. Сердце было центром 46 каналов, видимых как разновидности трубок. Это правда, что человеческие вены, артерии и кишечник являются разновидностями труб. Однако египтяне не понимали, что эти каналы имеют разные функции.

Считалось , что засоры в человеческих каналах являются результатом действий Вехеду, злого духа. Когда Вехеду выходил на поверхность тела, он казался гноем. Эта идея о том, что телесные функции играют определенную роль в здоровье, стала прорывом в истории медицины.

Каналы и сердце

Древние египтяне считали, что тело состоит из системы каналов, или «мету». Ученые отмечают , что египтяне полагали, что телесные жидкости могут проникать в эту систему, включая фекалии. Это имело бы отрицательный эффект, и клизмы стали важным методом лечения многих заболеваний, включая малярию и оспу.

Папирус Эберса отмечает, что сосуды идут от сердца ко всем четырем конечностям и каждой части тела. Врач, священник Секмет или экзорцист кладет свои руки на любую часть тела, исследуя сердце, так как все сосуды исходят из сердца.

  • Сердце — это источник. Оно говорит с каждой частью тела.
  • Когда люди вдыхают через нос, воздух входит в сердце, легкие, а затем в живот.
  • Ноздри имеют четыре сосуда, два из которых обеспечивают слизь, а два — кровь.
  • Человеческое тело имеет четыре сосуда, которые ведут к ушам. «Дыхание жизни» входит в правое ухо, а «дыхание смерти» — в левое.
  • Четыре сосуда, ведущие к голове, вызывают облысение.
  • Все болезни глаз происходят от четырех сосудов во лбу, которые снабжают глаза кровью.
  • Два сосуда входят в яички и дают сперму.
  • Два сосуда в ягодицах снабжают их жизненно важными питательными веществами.
  • Шесть сосудов достигают подошв ног и шесть ведут вниз по рукам к пальцам.
  • Два сосуда снабжают мочевой пузырь мочой.
  • Четыре сосуда снабжают печень жидкостью и воздухом. Если печень переполняется кровью, то развиваются болезни.
  • Четыре сосуда также снабжают легкие и селезенку жидкостью и воздухом.
  • Жидкость и воздух, выходящие из ануса, поступают из четырех сосудов.
  • Анус также подвергается воздействию всех сосудов в руках и ногах, когда они переполняются отходами.

Хирургия в Древнем Египте

Египетские врачи могли успешно исправить перелом кости и вывих суставов. Основная хирургия — то есть процедуры, проводимые близко к поверхности кожи или на коже — была обычным навыком, и врачи знали, как эффективно зашивать раны. Врачи использовали бинты и определенные растения, такие как листья ивы для лечения воспаления. Однако они не проводили хирургическое вмешательство глубоко внутрь тела, вероятно потому, что не было анестетиков или антисептиков. Обрезание мальчиков было обычной практикой. У хирургов было множество инструментов, таких как щипцы, ложки, пилы, сосуды с горящими благовониями, крючки и ножи. Протезы существовали, но были не очень практичны. Врачи, возможно, использовали их, чтобы сделать умерших людей более презентабельными во время похорон или просто для декоративных целей.

Травмы и болезни

Египетские врачи сообщили о трех типах травм :

  • Излечимые травмы : с ними они справлялись немедленно.
  • Спорные травмы : врач считал, что повреждения не представляют угрозы для жизни и человек может выжить без вмешательства. Врач будет наблюдать за пациентом. Если пациент выживет, доктор со временем решит, стоит ли вмешиваться.
  • Неизлечимые болезни : доктор не вмешивается.

Заболевания, поддающиеся лечению включали:

  • ОРВИ
  • проблемы с пищеварением
  • головные боли

Средство от головной боли, упомянутое в папирусе Эберса, включает:

Смешайте муку, благовония, древесину, мяту, рог оленя, семена платана, штукатурку каменщика, семена зарта, воду. Нанесите на голову.

Еще одно средство — мак и алоэ. В древнеегипетские времена люди использовали алоэ вера для лечения ожогов и кожных заболеваний.

Другие состояния и методы лечения включают :

  • Астма : мед и молоко, кунжут, ладан.
  • Ожоги и кожные заболевания : алоэ
  • Боль : тимьян
  • Проблемы с пищеварением : можжевельник, мята, чеснок и сандал.
  • Неприятный запах изо рта : мята, тмин.
  • Эпилепсия : камфара
  • Рвота : мята, чтобы остановить ее, и семена горчицы, чтобы ее вызвать.

Лекарством от простуды было заклинание.

Ранние концепции гомеопатии

В некоторых лечебных средствах использовались продукты, травы или растения, которые были похожи на болезнь, которую лечили. Практика известная как simila similibus, или похожая на аналогичную. Сегодня гомеопатия следует тому же принципу. В египетские времена люди использовали страусиные яйца для лечения перелома черепа.

Читайте также  Единая автоматизированная информационная система ЕАИС таможенных органов России

Здравоохранение в Древнем Египте

Чистота была важной частью египетской жизни, и в домах были ванны и туалеты. Внешний вид человека и использование макияжа играли важную роль. Основная цель заключалась в удовлетворении социальных и религиозных требований, хотя многие люди наносили макияж вокруг глаз, чтобы защитить себя от болезней. Люди использовали москитные сетки в жаркие месяцы, чтобы защитить себя от малярии и других болезней или избежать укусов. Малярия была распространенной проблемой. Священники регулярно мылись, стирали свою одежду и мыли столовые приборы. Это помогло защитить их здоровье, хотя они это выполняли по религиозным соображениям. Как мы знаем сегодня, инфраструктуры общественного здравоохранения не было. Не было канализации, систематической медицинской помощи и общественной гигиены.

Медицинская профессия

Вероятно, древние египтяне были первыми людьми, у которых были профессиональные врачи, и это было уважаемым занятием. Согласно « Энциклопедии древней истории », доктора должны были быть грамотными и чистыми телом и духом. Врачи были по всему Египту. Самым ранним упоминанием о враче-мужчине является Хеси-Ра в 2700 г. до нашей эры. Хеси-Ра был «главой стоматологов и врачей» фараона Диосера. Первое упоминание о женщине-докторе относится к Песешет в 2400 году до нашей эры. Возможно, женщины-врачи были уже в 3000 году до нашей эры. Лучшие врачи работали при дворе. Под ними инспекторы контролировали работу других врачей. Были специалисты, такие как стоматологи, проктологи, гастроэнтерологи, офтальмологи. Проктологов, которые ставили клизмы, звали « нери фуйт », что переводится как «пастырь ануса».

Заключение

У древних египтян были изощренные методы медицинской практики, сочетающие сверхъестественное и естественное, например, лечебные травы и хирургия. Их письменные записи позволили знаниям передаваться через века. Хотя и не всегда, некоторые теории и практики не сильно отличаются от используемых сегодня.

Перед применением советов и рекомендаций, изложенных на сайте «Medical Insider», обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Учредитель сетевого издания (Medical Insider), главный редактор, автор статей.

Врач ультразвуковой диагностики в СЗЦДМ, г. Санкт-Петербург

В рачевание в древнем Египте

Врачевание Древнего Египта

Врачевание составляло важную часть культуры древнего Египта. Первые представления о строении человеческого тела египтяне получали из практики бальзамирования, которая также свидетельствовала и о достижениях в области химии (ученые полагают, что современное слово “химия” произошло от древнего названия Египта — “Ке-мет”, или “Кхемет”).

Познания древних египтян в области строения тела были достаточно высокими для своего времени и сравнимы лишь с достижениями древних индийцев, с той оговоркой, что египетские тексты датируются II тысячелетием до н.э., а индийские медицинские трактаты — первыми веками нашей эры.

Уже в середине II тысячелетия до н.э. древние египтяне описали крупные органы: мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Однако они не подвергали их специальному изучению, что связано видимо, с влиянием догматов религии.

Египтянам принадлежит первое из дошедших до нас описание мозга. Оно приведено в папирусе Э. Смита, в котором движение мозга в открытой ране сравнивается с “кипящей медью”. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает болезненное состояние других частей тела, и, таким образом, положили начало естественно-научным представлениям о мозге.

Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам: “Начало тайн врача — знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врачеватель, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног,— везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену…”— говорится в папирусе Г. Эберса.
Таким образом, древние египтяне в середине II тысячелетия до н.э. владели искусством определения болезней по пульсу, который они наблюдали в различных точках тела.

Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего).
По свидетельству Геродота, они были убеждены в том, что “все людские недуги происходят от пищи”. Вот почему “желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами” (изобретение клизмы приписывают египтянам).

Самую обширную информацию о внутренних болезнях и лекарственном врачевании в древнем Египте содержит большой медицинский папирус Г. Эберса (XVI в. до н. э.), обнаруженный в 1872 г. в Фивах и названный по имени изучавшего его ученого.
Склеенный из 108 листов, он достигает в длину 20,5 м и вполне оправдывает свое название “Книга приготовления лекарств для всех частей тела”.

Папирус содержит около 900 прописей лекарств для лечения органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла и носа, ожогов и кровотечений, глазных болезней, кожных, паразитарных и многих других заболеваний.
При составлении лекарств широко использовались растения (лук, мак, финики, лотос, гранат, алоэ, виноград, папирус), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра) и части тела многих животных.
В лекарство от слепоты входили бычья печень и мед. Некоторые прописи были чрезвычайно сложными и включали до 37 составляющих. Основой для приготовления лекарств были молоко, мед, пиво. Многие компоненты лекарственных средств до, сих пор не идентифицированы, что значительно затрудняет их изучение.

Большинство рецептов в папирусе Эберса сопровождается ссылками на магические заклинания и заговоры, которые, как полагали египтяне, отпугивали злых духов. В этих же целях в состав лекарств часто включали неприятные на вкус вещества: части хвоста мыши, выделения из ушей свиньи, экскременты и мочу животных и т.д. Прием подобных лекарств сопровождался устрашающими заговорами и заклинаниями.

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже для исправления косоглазия. Для защиты глаз от палящего солнца и некоторых заразных болезней египтяне покрывали веки зеленой пастой, содержащей соли сурьмы и порошок малахита, при этом глазам придавалась миндалевидная форма.

Египтяне носили парики, которые надевались поверх коротко остриженных волос, что способствовало предупреждению вшивости. Парик состоял из множества туго переплетенных косичек и, защищая от палящего солнца, заменял головной убор. Давность этих традиций дает основания считать древний Египет родиной косметики.
В древнем Египте был составлен и самый древний из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и оперативном лечении (хирургии) — хирургический папирус Эдвина Смита, датируемый XVI в. до н.э.

Врачи-специалисты Древнего Египта

Врачебная этика Египта того времени требовала, чтобы врачеватель, осмотрев больного, открыто сообщил ему о предполагаемом исходе лечения в одной из трех фраз:
1) “это болезнь, которую я могу вылечить”;
2) “это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить”;
3) “это болезнь, которую я не смогу вылечить”.

В тех случаях, когда излечение представлялось возможным, автор папируса дает четкие рекомендации врачевателю, как ему следует действовать.

В то же время в папирусе Смита описаны явно безнадежные случаи травматических повреждений, которые имеют для врача лишь теоретическое значение. Среди них древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха, которые автор папируса объясняет повреждением мозга.

При лечении переломов древние египтяне применяли деревянные лубки (“шины”) и тугое бинтование поврежденной конечности льняной тканью, пропитанной смолой. Однако в целом дошедшие до нас источники дают весьма ограниченное представление об оперативных вмешательствах в древнем Египте: известно о лечении ран (папирус Э. Смита), ритуальном обрезании (рельефы на стенах гробниц и храмов) и о кастрации евнухов для гаремов фараонов.

Для обозначения пациентов в древнеегипетском языке существовало специальное слово херидес. Буквально оно означало “тот, кто под ножом”, но употреблялось в более широком смысле. Так называли и укушенных змеей и других больных, нуждавшихся в лечебной помощи “без ножа”.

Стоматология Древнего Египта

В древнем Египте издавна существовала профессия врачевателя зубов “он, который заботится о зубах”. Болезни зубов и десен описаны в папирусах Среднего и Нового царств. Зубную боль и разрушение зуба египтяне объясняли наличием “червя, который – растет в зубе”.

Лечение зубов было консервативным. Оно заключалось в прикладывании к больному зубу или деснам лечебных паст и растворов. В папирусе Эберса приведено 11 прописей таких лекарств, которые способствовали оздоровлению полости рта и укреплению зубов, лечили воспаление десен и снимали зубную боль, т.е. оказывали местный лечебный эффект, однако это не останавливало дальнейшего развития заболевания.

Древние египтяне не лечили кариозных зубов и не знали оперативного зубоврачевания, в результате чего были широко распространены тяжелые воспалительные заболевания надкостницы, приводившие к изменениям челюсти и прижизненному выпадению зубов.

Даже у фараонов, при которых служили “главные зубоврачеватели Великого дома” не обнаружено никаких следов пломбирования кариозных полостей, заполнения зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в зубоврачевании в древнем Египте является находка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой золотой проволокой по линии шеек обоих зубов.

Читайте также  Общая характеристика разбоя. Квалифицированные виды разбоя

Гигиена в Древнем Египте

Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней.
Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище:
“Египтяне… пьют только из медных сосудов, которые чистят ежедневно… Платье носят полотняное, всегда свежевымытое, и это составляет для них предмет большой заботы. Обрезают себя ради чистоты, предпочитая быть опрятными нежели красивыми.
Жрецы через день стригут себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Одежда жрецов только полотняная, а обувь из папируса… Моются они два раза в день и два раза в ночь” (Геродот).

Египетские врачеватели за пределами Египта

Египетские врачеватели пользовались всеобщим признанием в древнем мире. Правители многих стран приглашали их на службу ко двору.
По свидетельству Геродота, персидский царь Кир II Великий (558—529 гг. до н.э.) просил фараона Амасиса (570—526 гг. до н.э.) прислать ему “лучшего в целом Египте” врачевателя глаз.

“Врачебное искусство,— писал Геродот,— разделено у них таким образом, что каждый врачеватель излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачевателей, одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни”.

Геродот посетил долину Нила в V в. до н.э., когда древняя культура Египта насчитывала по меньшей мере три тысячелетия и клонилась к закату своей славной истории. К тому времени Египет уже оказал (и на протяжении всей своей истории продолжал оказывать) огромное влияние на развитие культуры и медицины народов Азии, Африки и Европы.

Компиляция по книге: Т.С. Сорокина, “История Медицины”

Медицина Древнего Египта

Древнейшим очагом египетской цивилизации была долина нижнего течения р. Нил, плодородные земли которой простирались на 5-10 км по обеим сторонам реки. Согласно археологическим данным, в VI тысячелетии до н. э. там появились первые поселения, превратившиеся впоследствии в города-государства. Реальная граница страны проходила там, где кончалась плодородная черная земля и начиналась красная. Отсюда произошло и самоназвание страны – «Кемет», что означает «Черная (земля)».

В течение длительного периода в долине Нила существовали две страны: Южный (Верхний) Египет (от последнего пятого порога до первого рукава дельты Нила) и Северный (Нижний) Египет (собственно дельта Нила). В конце IV тысячелетия они были объединены в двуединое царство.

Современное название страны Кемет – «Египет» – появилось после прихода греков и происходит от слова «Aigyptos». Так древние греки произносили одно из названий ее древней столицы Хет-ка-Птах (т. е. «Усадьба двойника Птаха» – первого египетского бога). Другое название этого города – Меннефер Пепи (т. е. «Непреходящая красота Пепи» – царя VI династии), сокращенно – Мен-нефер, со временем трансформировалось греками в Мемфис.

История древнего Египта насчитывает более трех тысячелетий: от конца IV тысячелетия до н. э. до 395 г. н, э., когда после распада Великой Римской империи древний Египет вошел в состав Византии.

Согласно установившейся традиции, начало которой положил египетский жрец Мане-фон (IV-III вв. до н. э.), составивший для Птолемеев первое историческое описание древнего Египта, его история подразделяется на четыре эпохи и несколько периодов: эпоха Раннего царства (ок. 3000 – ок. 2800 гг. до н. э.), эпоха Древнего царства (ок. 2800 – ок. 2250 гг. до н. э.), период Первого распада Египта (ок. 2250 – ок. 2050 гг. до н. э.), эпоха Среднего царства (ок. 2050 – ок. 1750 гг. до н. э.), период Второго распада Египта (ок. 1750 – ок. 1580 гг. до н. э.), эпоха Нового царства (ок. 1580 – ок. 1085 гг. до н. э.), поздний (ливийско-саисский и персидский) период (ок. 1085 – 332 гг. до н. э.), греко-римский период (332 г. до н. э.- 395 г. н. э.), византийский период (395-638 гг. н. э.), с 639 г. – вторжение арабов в Египет.

В истории врачевания древнего Египта выделяют три крупных периода: царский (XXX-IV вв. до н. э.), греко-римский (332 г. до н. э. – 395 г. н. э.) и византийский (395-638 гг.), который переходит в средние века.

Все дошедшие до нас древнеегипетские иероглифические медицинские тексты царского периода записаны во II тысячелетии до н. э. (т. е. относятся к истории Среднего и главным образом Нового царств).

В данной главе освещено врачевание царского периода; медицина последующих периодов истории древнего Египта описана в соответствующих главах о медицине древней Греции, древнего Рима и Византийской империи.

Естественнонаучные знания древних египтян вырастали прежде всего из их практического опыта – из материальной, преобразующей мир деятельности человека.

В эпоху Раннего царства египтяне научились использовать природные паводки Нила для сезонных сельскохозяйственных работ, разработали систему иероглифического (от греч. ieros – священный и glyphe – то, что вырезано) письма и освоили выделку материала для письма-папируса (греч. papyros), который использовался человечеством на протяжении четырех тысячелетий (практически до X в. н. э.). В этот период сформировались характерные черты древнеегипетской культуры (религиозные представления, культ мертвых, характерный художественный стиль), которые в основном сохранялись на протяжении всей истории древнего Египта, включая и греко-римский период.

В эпоху Древнего царства началось сооружение пирамид. Первая из них – ступенчатая пирамида фараона Джосера – была воздвигнута в Сакка-ре по проекту сановника фараонаархитектора, врачевателя и мудреца Имхотепа (Imhotep, XXVIII в. до н. э.) (рис. 17), впоследствии обожествленного. Слава и память о нем сохранялись до вторжения персов и греков, которые отождествили его с богом врачевания Асклепием.

Самые большие египетские пирамиды были воздвигнуты во времена IV династии (XXVIII-XXVI вв. до н. э.) фараонами Хуфу (греч. Хеопс), Хаф-Ра (греч. Хефрен) и Менкау-Ра (греч. Микерин) возле современного селения Гизе близ Каира.

3 эпоху Среднего царства были записаны древнейшие из дошедших до нас египетские естественно-научные сочинения – математические и медицинские папирусы.

В эпоху Нового царства наступил период самого яркого расцвета древнеегипетской цивилизации. Наивысшего экономического и политического могущества древний Египет достиг во времена царствования фараонов XVIII-XX династий, среди них Мен-хепер-Ра (греч. Тутмос III) и Усер-маат-Ра-сотеп-ен-Ра (греч. Рамсес II).

Необходимость вычислять периоды подъема и спада воды в Ниле обусловила развитие египетской астрономии. Об этом свидетельствуют карты звездного неба, сохранившиеся на потолках гробниц фараонов XIX-XX династий (XIV-XII вв. до н. э.). Исходя из практических нужд сельского хозяйства, именно египтяне впервые разделили сутки на 24 часа (12 часов дня и 12 часов ночи) и создали самый совершенный календарь своего времени. По египетскому календарю год состоял из 365 дней (12 месяцев по 30 дней и 5 дополнительных дней в конце года). Египетский календарь был принят в Римской империи (с 45 г. н. э.), сохранял свое значение в средневековой Европе и был использован Н. Коперником в его лунной и планетной таблицах.

К эпохе Нового царства относится и большинство дошедших до нас папирусов медицинского содержания.

Основными источниками по истории и врачеванию древнего Египта являются: описания историков (Мане-фон, Геродот) и писателей древности (Диодор, Полибий, Страбон, Плутарх и др.); археологические исследования (включая изучение египетских мумий); записи и изображения (рис. 18 и 19) на стенах пирамид, гробниц, саркофагах и заупокойных стелах, тексты папирусных свитков (табл. 6).

Изучение древнеегипетских текстов началось относительно поздно – после 1822 г., когда французский ученый Жан Франсуа Шампольон (Champol-lion J. F., 1790-1832) разгадал тайну египетского иероглифического письма.

В настоящее время известно более десяти папирусных свитков, которые частично (что не позволяет называть их «медицинскими») или полностью посвящены врачеванию. Все они, как уже отмечалось, записаны в периоды Среднего и Нового царств (II тысячелетие до н. э.). Однако это не исключает возможности существования уже в эпоху Древнего царства более ранних списков (т. е. копий) этих папирусов, которые до наших дней не сохранились. Так, Георг Эберс (Ebers, Georg, 1837-1898) считает, что папирус, названный его именем, первоначально был составлен между 3730 и 3710 гг. до н. э., а ученые-египтологи допускают, что папирус Эдвина Смита (Smith, Edwin, 1822-1906), мог быть копией более раннего текста, составленного в начале III тысячелетия до н. э. (возможно, Имхотепом – врачевателем и архитектором фараона Джо-сера, который правил ок. 2780 – ок. 2760 гг. до н. э.). Имхотеп был не единственным известным врачевателем Древнего царства. Так, надпись в гробнице номарха Мечена – сановника фараона IV династии Снофру (XXVIII в. до и. э.) свидетельствует о том, что он был известным «врачевателем (swnw) людей нома». В этом же веке жил врачеватель зубов Херактатов на папирусных свитках в период Древнего царства сообщает также надпись на стене гробницы Уаш-Пта – главного архитектора царя V династии – Неферирка-Ра (XXV в. до н. э.). В этой же записи говорится о том, что Уаш-Птах скоропостижно скончался в присутствии фараона, – это самое древнее упоминание о болезни, которая напоминает инсульт или инфаркт миокарда. О недошедших до нас древних трактатах, медицинского содержания свидетельствуют и древние историки. Так, Манефон сообщает о том, что второй царь I династии Атотис (XXVIII в. до н. э.) был искусным врачевателем и составил текст на папирусном свитке о строении тела человека.

Читайте также  Деление клетки. Митоз

Медицина Древнего Египта

Древнеегипетская медицина — самая древняя из документированных медицинских систем. С XXXIII века до н. э. до персидского вторжения в 525 году до н. э. она не претерпела особенных изменений в плане практики, которая, тем не менее, была передовой для своего времени в некоторые исторические периоды и включала в себя простую неинвазивную хирургию, способы лечения переломов и обширный набор фармакопеи. Древнеегипетская медицина оказала влияние на многие последующие медицинские системы Древнего мира, в том числе на греческую.

Основным источником информации о древнеегипетской медицине долгое время были сообщения греческих авторов, но расшифровка в 1822 году древнеегипетских иероглифов позволила в том числе прочесть тексты на папирусах, касающихся медицинских знаний Древнего Египта.

У врачей Древнего Египта была хорошая репутация, и правители других империй даже просили фараона прислать к ним врачей, чтобы лечить своих родственников. Имена некоторых из врачей Египта даже остались в истории.

Египетские врачи были осведомлены о существовании пульса и связь между пульсом и сердце. Автор «папируса Смита» даже имел смутное представление о сердечно-сосудистой системе, хотя и не о кровообращении, и он не мог или считал неважным, различать кровеносные сосуды, сухожилия и нервы. Древние египтяне разработали свою теорию «каналов», которые несли воздух, воду и крови в организме по аналогии с рекой Нил; если он станут заблокированы, поля станут нездоровы, и они применяли этот принцип к телу: если человек был болен, то нужно использовать слабительные, чтобы разблокировать «каналы».

Множество медицинских практик были эффективными, например, многие хирургические процедуры, приведённые в папирусе Смита. В основном советы врачей для сохранения здоровья включали рекомендации мыться и брить тел, в том числе под мышками, так как это поможет предотвратить инфекции. Они также рекомендовали пациентам следить за своим питанием и избегать продуктов, таких как сырая рыба или сырое мясо других животных, считавшееся нечистым.

Многие методы были неэффективны или вредны — в частности, многие рецепты лекарств содержали навоз, который содержит продукты брожения и плесени; некоторые из них имеют целебные свойства, но также и бактерии, представляющие серьёзную угрозу заражения.

Операция была довольно распространённой практикой среди врачей для лечения телесных повреждений. Египетские врачи признавали три категории повреждений: поддающиеся лечению, спорные и неизлечимые заболевания. Излечимые заболевания хирурги быстро оперировали. Спорными болезнями были те, при которых больной мог предположительно прожить без лечения, поэтому пациенты, входившие в эту категорию, наблюдались, и если их болезнь сохранялась, то предпринимались хирургические попытки излечить её. Хирургические инструменты, обнаруженные в археологических памятниках, включают ножи, крюки, свёрла, щипцы, весы, ложки, пилы и вазы с ладаном.

Обрезание мужчин было нормой, как заявил Геродот в своей «Истории». Хотя его эффективность как процедура редко упоминалась, отсутствие его в других культурах часто отмечалось, об отсутствии обрезания у либерийцев неоднократно говорится в папирусах, а из военных кампаний необрезанные фаллосы привозились в качестве трофеев, что свидетельствует о новизне. Хотя другие документы, описывающие инициацию в религиозных обществах через обрезание, позволяют предположить, что эта практика была особенной и не получила широкого распространения. Единственное известное изображение процедуры в могиле врача показывает подростков и взрослых, а не детей. Женское обрезание могло применяться на практике, хотя ни одного упоминания о нём в древних текстах нет.

Протезирование в виде искусственных пальцев или глаз существовало, но имело в большей степени декоративный, нежели практический эффект.

Отдельно существовала и стоматология, однако находилась она на достаточно низком уровне развития. Состояние зубов большинства египтян было плохим из-за слишком грубого помола зерна. Стоматологические заболевания могли быть даже причиной смерти. Больной зуб, как правило, удалялся, в качестве обезболивающего использовался опиум.

Медицина Древнего Египта

Медицина в Древнем Египте формировалась на протяжении тысячелетий. О врачебной практике египетских знахарей стало известно благодаря сохранившимся папирусам. Их знания высоко ценились на родине и у средиземноморских соседей. Медицина была тесно связана с религиозными обрядами, которые занимали особо место в египетском обществе. Ее развитие отмечено с додинастического периода существования древней цивилизации до римских времен после установления узурпаторской власти императора Августа (Октавиана).

Понятие медицины в древнем Египте

Египтяне получfли базовые знания об анатомии человека методом проб и ошибок, совершаемых при совершении обрядов жертвоприношений и мумификации. Традиция бальзамирования существовала уже в момент зарождения централизованного государства, объединенного под руководством фараона Нармера.

С момента его правления берет начало раннединастический период истории империи. Однако медицина на тот момент находилась на стадии становления. Было известно, что извлечение внутренних органов через небольшие разрезы на теле умерших требовало большого мастерства.

Этим во многом объяснялось то, что процесс мумифицирования был дорогостоящим и позволить ее себе могли только зажиточные граждане и представители царской династии. Анатомические знания применяли и на животных, которых захоранивали вместе с хозяевами в гробницах.

Древние египтяне представляли систему кровообращения. О ее функциях упоминается в двух папирусах. Они измеряли пульс говоря о сердце. Во время мумификации мозг удалялся из организма, поэтому маловероятно, что врачи тех времен понимали всю сложность устройства этого органа и его связь с нервной системой. Однако на папирусах есть записи, подробно описывающие роль спинного мозга при подаче сигнала к движениям нижних конечностей.

Общие знания были получены о работе дыхательной системы. «Дыхание жизни», «тжав н анх» неоднократно упоминается в египетской медицинской литературе. Было известно, что воздух попадает в легкие через нос. Этот момент прослеживается при совершении религиозной церемонии, когда рядом с ртом умершего делалась прорезь. Суть этого обряда заключалась в возврате тела к жизни путем дарования ему дыхания, способности есть и говорить.

Подобно грекам, египтяне верили, что накопление патогенного вещества «вехуду» в организме может вызвать болезнь. Они не всегда находили медицинское объяснение симптомов и резкого ухудшения здоровья. Медицина Древнего Египта была тесно связана с волшебными и религиозными обрядами, магическими ритуалами и традициями.

Если причина заболевания не была выявлена научными средствами, то врачи говорили о том, что это работа демонов. Они излечивали пациентов при помощи заклинаний и молитв, обращаясь за прощением к религиозным культам, таким как Сехмет, изображаемой с головой львицы. Также было принято призывать к культу Имхотепа.

Во времена Древнего царства Египта считалось, что он стал бессмертным. Его фигуру заменил Ренессанс, который взошел на небеса. Его культ был особо популярен в период правления Птолемеев и римских императоров. Бес, Хатхор и Таверет были символами поклонения для женщин во время родов и помощницами для родителей маленьких детей.

Медицинские папирусы Египта

В ходе археологических раскопок в Египте были найдены несколько папирусов, открывающих секреты медицинской науки. Самый ранний документ восходит примерно к 1550 г. до н.э. Историки склоны предполагать, что его содержание было скопировано с более древних источников времен Второго промежуточного периода.

Содержащийся в нем материал обладает огромной ценность. Он содержит инструкции о диагностике и лечении пациентов с различными заболеваниями, в частности, травмами. Его называют папирусом Эдвина Смита по имени обнаружившего документ исследователя.

Второй источник – папирус Эберса датируется примерно тем же периодом, но изготовлен вероятно чуть позже, чем папирус Смита. В нем подробно описана процедура измерения пульса и места на теле, где его можно найти. В нем собрано большее количество медицинских случаев. Египетские врачи прописывали лекарства, как принято в современной практике. В папирусе Бруклина описано, как лечить укусы змей.

Документов, датируемых периодом с конца периода Птолемеев до начала римского периода, о врачевании найдено не было. Единственные трактаты из Египта эпохи Позднего царства были зафиксированы в трудах греческих врачей из Александрии, таких как Соран, Херофилус и Галена. Однако это не умалило их значения. До недавнего времени революционный труд Сорана был главным руководством для акушерок. В том время Герофил добился выдающихся успехов в области анатомии. Гален считается одним из основателей современной фармакологии.

Медицинский папирус Крокодилополиса, написанный на демотическом наречие, датируется около II в. до н.э. и похож по содержанию на другие источники. В нем описаны составы некоторых фармакологических соединений. Очевидно, что медицина древнего Египта перенимает традиции врачевания других народов в целях обеспечения более разнообразных и эффективных методов лечения.

Известно, что применение как местных, так и завезенных из Греции лекарств, широко практикуется в Египте во время греко-римского периода. Использование греческих лекарств было свойственно для зажиточных слоев населения, в то время как лечение египетскими средствами было доступно широкому кругу лиц. Особенно это различие было заметно в космополитических центрах, таких как Крокодилополис и Тебтунис. В Оксиринхус было найдено несколько папирусов «псевдо-Гиппократа». Они иллюстрируют, что школа греческого Гиппократа, родом с острова Кос, до сих пор играет важную роль в жизни греков и египтян.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: