Машиностроительный комплекс России Понятие и структура - OXFORDST.RU

Машиностроительный комплекс России Понятие и структура

Машиностроительный комплекс, его состав и значение

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие о машиностроительном комплексе и формах организации производства

Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей и производств, которые занимаются производством машин и механизмов.

В состав комплекса входит примерно $19$ крупных отраслей и подотраслей, которые производят как средства производства, так и предметы широкого потребления, бытовую технику. Машиностроение принадлежит к тройке отраслей, определяющих характер и темпы НТР. Чем совершеннее средства производства (машины и механизмы), тем эффективнее производство.

Для машиностроения характерны такие формы организации производства, как специализация, кооперирование, концентрация.

Специализация – это выпуск предприятием однородной продукции или выполнение подобных операций.

Специализация бывает предметная и постадийная (поэтапная, операционная). Благодаря специализации происходит увеличение производства количества продукции, улучшение ее качества и снижение себестоимости.

Кооперирование – это такая форма организации производства, при которой для выпуска готовой продукции объединяется несколько предприятий на основе специализации.

Оно широко применяется в автомобилестроении, авиастроении.

Концентрация – это такая форма организации производства, при которой на одном предприятии происходит сосредоточение многих видов производства, укрупнение предприятий.

Структура машиностроительного комплекса России

Машиностроительный комплекс России имеет сложную разветвленную отраслевую структуру. Географии предприятий машиностроения зависит от многих факторов и определяется особенностями готовой продукции.

Готовые работы на аналогичную тему

Сырьем для машиностроительного комплекса служит продукция металлургии. Сам комплекс делится на собственно машиностроение и металлообработку.

Продукция машиностроения делится на две группы – группа «А» — средства производства и группа «Б» — предметы потребления.

Наиболее известными и главными составляющими машиностроительного комплекса являются:

  • тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;
  • электротехническая промышленность;
  • химическое и нефтяное машиностроение;
  • станкостроительная и инструментальная промышленность;
  • приборостроение;
  • тракторное и сельскохозяйственное машиностроение;
  • машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

Отраслевая структура претерпевает изменения под влиянием НТР и общественно-политических процессов.

Особенности и значение машиностроительного комплекса России

Большая доля продукции машиностроения России предназначена для военно-промышленного комплекса и АПК. Важную роль играют отрасли электроэнергетической и электротехнической промышленности, производства вычислительной техники, приборостроения и станкостроения.

Территориальная структура российского машиностроения отражает общую диспропорцию экономики страны. Примерно $85$% продукции машиностроения производится предприятиями европейской части России. Потребности в машиностроительной продукции экономики Восточной Сибири и Дальнего Востока удовлетворяются за счет доставки товаров с европейской части страны и импорта.

На территории европейской части России благоприятные условия для развития трудоемких отраслей машиностроения, требующих высокой квалификации рабочей силы, и наукоемких производств на базе крупных научных центров. В Сибири и на Дальнем Востоке целесообразно размещать материало- и энергоемкие предприятия машиностроительного комплекса. Важную роль играет внедрение автоматизации производства. Необходимо придать российскому машиностроению статус современного конкурентоспособного производства. Именно продукция машиностроения, а не добывающих отраслей должна составлять основную часть экспорта. В этом залог успеха будущей внешнеэкономической деятельности России.

Машиностроительный комплекс, его состав и значение

Понятие о машиностроительном комплексе и формах организации производства

Система отраслей и всех производств, что занимаются изготовлением механизмов и машин, называется машиностроительным комплексом.

Составляющими комплекса являются около 19 отраслей и подотраслей, что осуществляют производство средств и предметов широкого потребления, а также бытовую технику. Машиностроение, как и три других отрасли, определяет темпы научно-технической революции и ее характер. Эффективность производства напрямую зависит от совершенства машин и механизмов, которые используются непосредственно при производстве.

Для данной сферы характерны три формы производственной организации: специализация, концентрация и кооперирование.

Выпуск организацией продукции одного типа или выполнение одинаковых работ называется специализацией.

Она бывает предметная и постадийная. Постадийную часто называют операционной или поэтапной. С помощью специализации происходит стремительный рост количества выпускаемой продукции, улучшается ее качество и снижается себестоимость.

Кооперирование — это производственная организация, которая подразумевает объединение нескольких организацией для выпуска одинаковой продукции.

Данная форма организации часто применяется в авиастроении и автомобилестроении.

При концентрации на одном предприятии осуществляется сосредоточение разных видов производства и его укрупнение.

Структура машиностроительного комплекса России

Для отечественного машиностроительного комплекса характерна разветвленная отраслевая структура. Сама организация и ее география зависимы от разнообразных факторов и определяются непосредственно особенностями готовой выпускаемой продукции.

Продукция металлургии служит сырьем для данного комплекса. А сам он подразделяется на металлообработку и машиностроение.

Готовая продукция, выпускаемая машиностроением, делится на: группу «А», в которую входят средства производства, и группу «Б», изготовление предметов потребления.

Можно выделить такие основные составляющие машиностроительного комплекса как:

— тяжелое, транспортное и энергетическое машиностроение;

— химическое и нефтяное;

— инструментальная и станкостроительная сфера;

— тракторное и сельскохозяйственное;

— для пищевой и легкой промышленности.

Такая отраслевая структура имеет свойства изменяться под влиянием общественно-политических процессов и научно-технической революции.

Особенности и значение машиностроительного комплекса России

Большая часть выпускаемой продукции комплекса предназначена для АПК и военно-промышленного комплекса. Также стоит отметить такие отрасли как: производство техники вычисления, приборостроение, станкостроение, электротехническая и электроэнергетическая промышленность.

Сама же российская территориальная структура машиностроения отражает непосредственно общую экономическую диспропорцию страны. Около 85% от всей продукции изготовляется предприятиями, что находятся в европейской части России. А потребности Дальнего Востока и Восточной Сибири в машиностроении удовлетворяется благодаря импорту и доставке товаров с европейской части.

Так как для европейской части России характерны благоприятные условия развития разнообразных трудоемких машиностроительных отраслей, что требуют высококвалифицированных специалистов, здесь расположены наукоемкие производства на базе научных центров. Материало- и энергоемкие предприятия вышеуказанного комплекса целесообразно размещать на Дальнем Востоке и в Сибири. Важное место занимает и внедрение автоматизации всего производства. В общем, российскому машиностроительному комплексу необходимо придать звание производства современного и конкурентоспособного. Экспорт должен основываться именно на машиностроении. Если данная цель осуществится, внешнеэкономическая деятельность страны будет развиваться и процветать.

Машиностроительный комплекс России — тенденции и проблемы развития, отраслевой состав, задачи

Машиностроительный комплекс России — это совокупная структура, создающая цикл по производству всевозможных машин для различных областей промышленности. Именно машиностроительный комплекс России оказывает прямое воздействие на научно-технический прогресс страны. Далеко не каждое государство может позволить себе специалистов в технических областях. В нашей стране количество технических гениев, занимающихся отраслевыми промышленностями в машиностроении, в 2018 году превысило 18000 человек, а в общем работает больше 3,5 млн человек.

Структура машиностроительного комплекса

У машиностроительного комплекса имеется своя уникальная структура, но в отличие от многих других направлений, она в разы сложнее. На 2018 год он состоит из более чем 70 крупных отраслей. Рассмотрим кратко некоторые из них:

  • Машиностроение в области энергетики включает в себя различные счетчики и трансформаторы.
  • Машиностроение в металлургии занимается производством индукционных печей для плавки всех видов металла.
  • Горнорудное оборудование и оборудование для шахт . В частности это специальные машины, оснащенные уникальными инструментами и системами.
  • Машиностроение подъемно-транспортной техники включает в себя различные подъемники, электрокары и другие виды спецтехники.
  • Машиностроение электротехнического класса занимается созданием высоковольтных датчиков и оборудования для оснащения вышек.
  • Химическое машиностроение включает в себя различные приборы, необходимые для смешивания веществ, их синтеза и преобразования.
Читайте также  Испытания на надежность

Рис. 1. Гвардейский ракетный крейсер «Москва»

  • Машиностроение в области нефте- и газодобычи . Данная сфера занимается изготовлением буровых установок и специальных насосов.
  • Станкостроительное машиностроение занимается созданием различных станков для обработки камня, дерева, металла.
  • Строительно-дорожное машиностроение подразумевает под собой выпуск техники для эксплуатации дорожных сетей.
  • Тракторостроение. Данная сфера производит трактора для различных областей деятельности. В частности это сельское хозяйство.
  • Машиностроение общественного и частного транспорта . Включает в себя создание легковых или грузовых автомобилей, автобусов, трамваем, самолетов, поездов, троллейбусов или поездов.

Каждое отдельное направление занимается производством исключительной продукции. В данной сфере деятельности, как нигде больше, требуется огромное внимание и ответственность.

Важно! В зависимости от региона России, машиностроительный комплекс развит более хорошо или наоборот. Так, в Европейской части РФ производится 94,6% всей продукции. В азиатской части всего лишь 5,4%. Но каждая отрасль данного комплекса имеет в себе несколько подкатегорий. Всего их более 200.

Рис. 2. Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий»

Классы машиностроения

Несмотря на всю многочисленность совершенно разных отраслей, машиностроительный комплекс делится всего лишь на три класса.

Тяжелое машиностроение

Характерной чертой этой отрасли является большая емкость металла, высокие затраты электроэнергии и низкая трудоемкость. В связи с этим возникает фактор расположения. Заключается он в том, что производство строится ближе к месторождению и источнику энергии. Таким образом, сырье будет поставляться непрерывно в течение длительного времени, а необходимое количество энергии будет легко вырабатываться на электростанциях.

К продукции, выпускаемой данным классом машиностроения, относятся:

  • Корабли.
  • Локомотивы.
  • Самолеты.
  • Горно-шахтное оборудование.
  • Кузнечное оборудование.

Рис. 3. Вертолет Ка-52 в полете

Самые большие центры данного класса располагаются в:

  • Нижнем Тагиле.
  • Коломне.
  • Москве.
  • Брянске.

Машиностроение общего применения

Машиностроение общего назначения обладает относительно невысокой металловместительностью и электропотребляемостью. Располагаются такие предприятия в тех местах, где вероятность быстрого сбыта продукции составляет высокий коэффициент. Отсюда появляется фактор расположения — потребительский.

К классу общего применения относятся:

  • Сельскохозяйственные машины.
  • Оборудование для легкой промышленности.
  • Машины для целлюлозно-бумажной отрасли.
  • Спецтехника для лесной и строительной промышленности.

Рис. 4. Вертолет Ми-26 ВВС России на авиасалоне МАКС-2013

Среднее машиностроение

Данное направление включает в себя предприятия с высоким уровнем трудоемкости и малым коэффициентом металлоемкости. Главные факторы размещения таких предприятия — потребительский и трудовой.

Данный класс машиностроения сочетает в себе огромное разнообразие техники:

  • Вычислительной.
  • Электротехнической.
  • Медицинской.
  • Хозяйственной.
  • Полиграфической.
  • Автомобильной.

Важно! Предприятия, относящиеся к среднему машиностроению, не будут требовать к себе большого количества энергии, так как они в основном занимаются сборкой из уже готовых запчастей. Благодаря этому, не требуется дополнительное оборудование и техника .

Рис. 5. Поезд «Сокол-250»

Военная промышленность

Отдельную отрасль занимает военная промышленность. Именно здесь создаются самые современные технические системы и боевое оборудование, позволяющие повысить уровень защиты нашей страны.

Инновационные разработки российских инженеров не имеют аналогов в мире — это:

  • Высокоточные радары.
  • Сверхзвуковые самолеты-невидимки.
  • Реактивные установки.
  • Системы ПВО, которые невозможно обойти.
  • Средства наблюдения из космоса.

Все это позволило России встать в число мировых лидеров, наравне с такой огромной державой, как США.

Рис. 6. Сторожевой корабль «Дагестан»

История развития машиностроительного комплекса в России

Со времен появления первых машин в России данная область постоянно развивалась и совершенствовалась. Но в период с 2014 по 2017 годы в стране наблюдался общий спад роста тенденции в трех крупнейших отраслях. В 2015 году он понизился на 8,9%. В 2016 еще на 0,9%. В начале 2017 года были предприняты некоторые меры по восстановлению роста, но они сказались на машиностроительном комплексе еще хуже, чем в 2014. Основной причиной снижения тенденций является снижение внутреннего спроса на товары. В итоге, на 2018 год численность машин составила:

  • 43,5 млн легковых автомобилей.
  • 3,7 млн грузовых автомобилей.
  • 5 тысяч тракторов.
  • 58 тысяч грузовых вагонов.
  • 600 тысяч станков для обработки и резки металла.
  • Около 30 млн телевизоров.
  • Около 50 млн холодильников.

Рис. 7. Поезд «Сапсан»

Данный период был не единственным в истории современной России, когда такой резкий упадок машиностроения сильно сказался на экономике страны. Но в остальное время по мере развития промышленности машиностроительный комплекс рос в техническом и масштабном плане, стремительно догоняя и постепенно опережая по уровню технического прогресса многие страны Европы.

Самыми крупными на сегодняшний день считаются: АвтоВАЗ и Уралвагонзавод.

Состав машиностроительного комплекса РФ

Машиностроительная отрасль в России выпускает только 6% продукции от общего числа техники. Всего на территории РФ расположено 22 тысячи машиностроительных предприятий, 90% заводов находятся в Европейской части страны.

Карта России и отрасли

Территория России состоит из нескольких округов. Схематично их деятельность будет выглядеть так.

Центральный федеральный округ России — крупнейший на всей территории, в основном занимается производством:

  • Авиакосмической техники.
  • Автомобильной и железнодорожной техники.
  • Станкостроением.
  • Электроникой.
  • Оборудования для нефтяной и газовой промышленности.

Рис. 8. Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пeтр Великий»

Приволжский округ занимается всем тем же, чем и центральный, плюс оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности.

Уральский окру г производит то же, что и Приволжский, плюс оборудование для шахт.

Северо-Западный округ занимается производством:

  • Судов.
  • Техники для энергетики.
  • Техники для лесной промышленности.

Южный округ занимается:

  • Судостроением и судоремонтом.
  • Оборудованием для легкой и пищевой промышленности.
  • Сельскохозяйственной техникой.

Сибирский округ занимается:

  • Авиакосмической техникой.
  • Горно-шахтным оборудованием.
  • Железнодорожным транспортом.

Рис. 9. Цех сборки автомобилей ОАО АвтоВАЗ в Тольятти

Дальневосточный округ осуществляет ремонт кораблей, а также производство:

  • Судов.
  • Самолетов.

Благодаря межотраслевому взаимодействию, процесс слаженности и скорости в значительной степени повышается.

Проблемы машиностроительного комплекса РФ

Любая деятельность сочетает в себе плюсы и минусы. То же самое происходит и с машиностроением. Данная деятельность ускоряет научно-технический прогресс, но значительно снижает экологический прогресс.

  • Первая причина заключается в том, что оборудование для очистки вредных веществ на заводах почти нигде не установлено, следовательно, все токсичные продукты производства выходят прямо в атмосферу. По экологическим подсчетам в таблицах только машиностроительные предприятия составляют 32% загрязнений на 2018 год.
  • Вторая негативная причина — это быстрое сокращение роста продукции отечественного производителя. Данная проблема образовалась еще в 90-х годах, когда на российские рынки прибыла иностранная продукция. В большинстве случаев техника и оборудование стоили намного меньше, хотя по качеству не уступали, а иногда даже и превосходили европейские аналоги. С тех пор иностранный товар стал все более активно внедряться в российскую экономику и постепенно разрушать ее.

Рис. 10. Универсал Lada Vesta SW

Кроме того, есть и технические проблемы, которые заключаются в следующих факторах:

  • Тотальный износ основных фондов . Согласно данным экспертных оценок значение близится к 50%. Коэффициент обновления технической производственной базы при этом не превышает 1-1,5%. Соответственно — многие предприятия функционируют на оборудовании старше 20 лет, и его доля составляет около 40%.
  • Малая доля инвестиций в машиностроительный комплекс . ¾ всех капиталовложений приходится на собственные средства предприятий, лишь ¼ — это привлеченные средства.
Читайте также  Личные продажи как способ продвижения товара на рынок

Создавать уникальные машины, оборудование, оружие и системы инженеры научились. Теперь перед ними стоит сложная задача — придумать, как ускорить темпы развития технического прогресса, но при этом снизить значение загрязнения окружающей среды промышленными отходами.

Для закрепления материала просмотрите также видео по теме машиностроительного комплекса России.

Машиностроительный комплекс России

Тяжелое машиностроение

Тяжелое машиностроение сосредоточено в трех районах: Уральском, Центральном и Северо-Западном, но есть крупные предприятия и в Волго-Вятском, Поволжском и Сибирском районах. Географическое распределение обусловлено тем, что этот машиностроительный комплекс России отличается высокой металло – и энергоемкостью, а вот трудоемкость у него относительно низкая.

В сферу тяжелого машиностроения входят производства горно-шахтного и металлургического оборудования, заводы, на которых собирают кузнечно-прессовые машины и крупные морские суда. Кроме того, эта же отрасль отвечает за создание тяжелых станков и энергетического оборудования, а еще – вагонов и локомотивов. Она характеризуется значительным уровнем привязки к сырьевому фактору и районам потребления.

Европейский регион РФ производит 94, 6% от всего объема машиностроительной продукции, а азиатский – только 5,4%.

Общее машиностроение

Металло – и энергоемкость этой группы отраслей средняя, трудоемкость также невысока, так что размещение диктуется главным образом потребительским фактором. Некоторые предприятия территориально привязаны к металлургическим базам. Предприятия этой группы производят сельскохозяйственные агрегаты, оборудование для целлюлозо-бумажной и леской промышленности, оснащение для нефтеперерабатывающих заводов, фабрик легкой промышленности и отрасли строительства.

Среди предприятий общего машиностроения наиболее сильно завязано на потребительский фактор сельскохозяйственное машиностроение, поэтому оно распределено по регионам следующим образом: льноуборочные машины производят в Бежецке, картофелеуборочные – в Рязани, Ростов-на-Дону является центром производства зерноуборочных комбайнов наряду с Таганрогом и Красноярском. Воронеж, Курган и Новосибирск – еще три региона, где размещено много предприятий этой группы.

Рис 1. Сельскохозяйственные машины.

Среднее машиностроение

Среднее машиностроение отличается низкой металло – и высокой трудоемкостью. На предприятиях этой отраслевой группы производят вычислительную технику, автомобили, оборудование для полиграфии и медицины и т.д. Основных факторов, влияющих на размещение, два: потребительский и трудовой.

В группе стоит особо выделить автомобилестроение, центрами которого являются Центральный, Поволжский и Волго-Вятский экономические районы. Два самых крупных производителя – КамАЗ и ГАЗ – расположены в Набережных Челнах и Нижнем Новгороде соответственно.

Рис. 2. Завод КамАЗ.

Основные проблемы машиностроительного комплекса РФ

Можно назвать две современные проблемы машиностроительного комплекса России – это значительное сокращение производства и негативное влияние на окружающую среду.

Первая проблема берет начало в 90-х годах прошлого века, когда на рынке страны стало появляться оборудование иностранного производства. Импортные изделия отличаются более высоким качеством. Сейчас эта проблема решается реконструкцией старых предприятий и строительством новых, более современных. Инвестиционный приток в эту область значительный.

Экологическая проблема связана, с одной стороны, с истощением сырьевых ресурсов, что порождает необходимость поиска новых источников сырья для производств, а с другой – с тем, что данные производства негативно воздействуют на окружающую среду, загрязняя атмосферу, водоемы и почву.

Таблица машиностроительного комплекса

Тяжелое машиностроение

Общее и среднее машиностроение

Точное машиностроение

Горное и Подъемно-транспортное машиностроение

Станкостроительная и инструментальная промышленность

Транспортное и сельскохозяйственное машиностроение

Предприятия машиностроительного комплекса выбрасывают в атмосферу 32% промышленных загрязнений. При этом, по разным данным, очистными сооружениями оснащено от 30 до 50% производств.

Рис. 3. Промышленное загрязнение.

Что мы узнали?

Российский машиностроительный комплекс подразделяется на отрасли в зависимости от металло-, трудо- и энергоемкости. Это среднее, общее и тяжелое машиностроение. На их размещение влияют разные факторы. В случае со средним машиностроением – это трудовой и потребительский, общим – в основном потребительский и немного сырьевой, а наиболее привязано к сырьевому фактору тяжелое машиностроение. Больше всего продукции этого комплекса производится в европейской части страны. Машиностроение отличает две основные проблемы. Первая – это сокращение производства, связанное с низкой конкурентоспособностью продукции. Она решается переоснащением и инвестиционными вливаниями. Вторая – это негативное влияние производств на окружающую среду. Она требует, чтобы предприятия дооснащались очистными сооружениями.

Машиностроительный комплекс России

Машиностроение является ведущей отраслью промышленности — как по величине (около 1/2 всех занятых и около 1/4 валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства зависит от того, какими машинами, приборами, оборудованием пользуются их работники. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции — необходимое условие прогресса во всем народном хозяйстве.

Отрасли машиностроения

Машиностроение — отрасль, чрезвычайно сложная по своей структуре. В статистике выделяются следующие отрасли машиностроения:

— горношахтное и горнорудное;

— производство нефтепромыслового и бурового геологоразведочного оборудования;

— производство нефтегазоперерабатывающего оборудования;

— станкостроительная и инструментальная промышленность;

— машиностроение для животноводства и кормопроизводства;

— производство оборудования для легкой и пищевой промышленности и ряд других.

Машиностроительный комплекс потребляет 40% черных металлов и основную часть цветных металлов. Поэтому предприятия, производящие металлоемкие машины и оборудование (например, металлургическое), тяготеют к районам производства металла. Другие отрасли машиностроения (и их большинство) в большей степени тяготеют к районам сосредоточения квалифицированной рабочей силы. Но и тем, и другим крайне необходимо удобство транспортных связей, поскольку для предприятий машиностроения характерно широкое развитие как специализации предприятий (подетальной — на выпуске отдельных узлов, предметной — на выпуске готовых изделий и технологической — на выполнении одной из операций), так и ее обратной стороны — кооперирования (связей между предприятиями, совместно выпускающими готовую продукцию). Например, современные крупные автомобильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющими «по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроительные заводы и авиационные заводы — с тысячами межников. Поэтому главное условие успешной работы машиностроительных предприятий — бесперебойное снабжение их всем необходимым.

Рассмотрим теперь размещение отдельных отраслей машиностроения. Для «тяжелого» (металлоемкого) машиностроения характерно размещение вблизи металлургических баз и районов потребления продукции. Так производство оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности сосредоточено на Урале, в меньшей степени — в Сибири (например, экскаваторный завод в Красноярске, предназначенный выпускать технику для разработки углей Канско-Ачинского бассейна). Крупнейшим заводом является «Уралмаш» в Екатеринбурге, выпускающий прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы, буровое оборудование и так далее.

Еще один сгусток таких предприятий представлен заводами Петербурга (сформировавшимися до революции на привозном металле), где велика роль энергетического машиностроения (а на Ижорском заводе — производство оборудования для атомных электростанций). Новый центр атомного машиностроения — завод «Атоммаш» в городе Волгодонск Ростовской области.

Тяжелые станки и кузнечнопрессовое оборудование выпускаются в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже и в Коломне Московской области. Паровые котлы для тепловых электростанций и котельных выпускают в Барнауле, Таганроге, Белгороде и Подольске Московской области.

Менее металлоемкие отрасли машиностроения размещаются более свободно; их размещение чаще всего объясняется тем, что «исторически так сложилось». Это выражение — почти универсальный ответ на классический вопрос географии: «Почему это здесь находится?» Анализируя лишь сегодняшнюю ситуацию, на этот вопрос чаще всего не ответить; корни надо искать в прошлом: мы не свободны в своих решениях сейчас, поскольку многое решили уже наши предки. Например, локомотивостроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны — в Центральном районе; и сейчас именно там производят тепловозы (в Коломне, Калуге, Брянске, Людиново Калужской области и Муроме Владимирской области); а производство электровозов возникло в Новочеркасске Ростовской области.

Читайте также  Киевская Русь как раннефеодальная монархия

Тракторостроение начало развиваться в начале 1930-х годов в районах «сплошной коллективизации» (степные районы, имеющие наибольшее значение для заготовок зерна). Поэтому первые тракторные заводы в России были построены в степной зоне, но при этом вблизи металлургических баз — в Челябинске и Волгограде. По числу выпускаемых тракторов завод в Волгограде остается самым мощным (около 60 тысяч штук в год из 210 тысяч з России в 1990 г.). Другие центры тракторостроения — Липецк 40 тысяч), Владимир, Челябинск и Рубцовск Алтайского края по 30 тысяч), Петербург (20 тысяч) и Петрозаводск (где производят в год около 10 тысяч тракторов для лесозаготовительной промышленности). Недавно построенный завод промышленных тракторов в Чебоксарах выпускал их очень мало (1,5—2 тысячи).

Производство сельскохозяйственных машин, как правило, тяготеет к районам потребления. Например, льноуборочные комбайны производят в городе Бежецк Тверской области, картофелеуборочные — в Туле и в Рязани, силосоуборочные — в Люберцах Московской области.

Особенно много производят зерноуборочных комбайнов (но их качество невысоко, и в совокупности с плохой эксплуатацией это ведет к выходу их из строя через несколько лет работы). Их общее производство в середине 1980-х годов превышало 110 тысяч штук в год, в том числе на заводах «Ростсельмаш» (Ростов) и Таганрогском комбайновом (в Ростовской области) — 90 тысяч. Другие центры были гораздо менее мощными: Красноярский завод — 15 тысяч штук и Биробиджан (в Еврейской автономной области) — 3 тысячи рисоуборочных комбайнов.

Производство автомобилей в России возникло вначале в Центральных районах. В конце 1980-х годов из 700 тысяч грузовых автомобилей в год в Москве выпускалось 170—190 тысяч, в Нижнем Новгороде — 210—230 тысяч. Самый современный Камский автозавод (в городе Набережные Челны, в Татарии), построенный в 1970-е годы, имеет проектную мощность 150 тысяч машин в год, но выпускал 70—80 тысяч. Менее крупные заводы (на 20—40 тысяч машин в год) расположены в Ульяновске, Саранске и в ряде городов Урала (Миасс, Ижевск, Сверд-ловск-44).

Из 1200—1100 тысяч легковых автомобилей более половины (более 700 тысяч) выпускал Волжский автозавод в Тольятти (ВАЗы), по 130—150 тысяч — автозаводы в Москве и Ижевске («Москвичи»), 70 тысяч — в Нижнем Новгороде («Волги») и 50 тысяч — в Ульяновске (вездеходы-«УАЗы»).

Для наиболее наукоемких отраслей машиностроения характерно тяготение к крупным городам. Например, авиазаводы расположены в Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Воронеже, Новосибирске; в Москве и Подмосковье, Самаре, Омске сосредоточено космическое машиностроение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: