Литература эпохи Возрождения - OXFORDST.RU

Литература эпохи Возрождения

Литература эпохи Возрождения

Литература эпохи Возрождения — крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи Возрождения. Занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе, но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание ее высоким идеалам.

Содержание

Понятие гуманизма

Понятие «гуманизм» было введено в употребление учеными XIX века. Оно происходит от латинского humanitas (человеческая природа, духовная культура) и humanus (человеческий), и обозначает идеологию, направленную к человеку. В Средневековье бытовала религиозная и феодальная идеология. В философии господствовала схоластика. Средневековое направление мысли принижало роль человека в природе, в качестве высшего идеала представляя бога. Церковь насаждала страх перед богом, призывала к смирению, покорности, внушала мысль о беспомощности и ничтожности человека. Гуманисты начали рассматривать человека иначе, приподняли его роль его самого, и роль его ума и творческих способностей.

В эпоху Возрождения наметился отход от феодально-церковной идеологии, появились идеи раскрепощения личности, утверждения высокого достоинства человека, как свободного творца земного счастья. Идеи стали определяющими в развитии культуры в целом, повлияли на развитие искусства, литературы, музыки, науки, отразились в политике. Гуманизм — это мировоззрение светского характера, антидогматическое и антисхоластическое. Развитие гуманизма начинается в XIV в., в творчестве гуманистов, как великих, так и малоизвестных: Данте, Боккаччо, Петрарки, Пико делла Мирандола и др. В XVI веке процесс развития нового мировоззрения замедляется в виду воздействия феодально-католической реакции. Ему на смену приходит Реформация.

Литература Возрождения в целом

Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического.

В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет, король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения. В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости»).

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи, а Маргарита Наваррская, сестра короля Франции Франциска I, известна как автор сборника «Гептамерон».

Италия

Черты идей гуманизма в итальянской литературе проявляются уже у Данте Алигьери, предшественника Возрождения, жившего на рубеже XIII и XIV веков. Наиболее полно новое движение проявилось в середине XIV века. Италия является родиной всего европейского Возрождения, так как для этого здесь раньше всего созрели социально-экономические предпосылки. В Италии рано начали формироваться капиталистические отношения, и люди, которые были заинтересованы в их развитии, должны были выйти из-под гнета феодализма и опеки церкви. Это были буржуа, но это не были буржуазно-ограниченные люди, как в последующие века. Это были люди с широким кругозором, совершавшие путешествия, говорящие на нескольких языках и активные участники любых политических событий.

Культурные деятели того времени вели борьбу со схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчинением литературы и искусства религии, называли себя гуманистами. Писатели Средневековья брали у античных авторов «букву», то есть отдельные сведения, отрывки, сентенции, вырванные из контекста. Писатели Возрождения читали и изучали целые произведения, обращая внимание на существо произведений. Они также обращались и к фольклору, народному творчеству, народной мудрости. Первыми гуманистами считаются Джованни Боккаччо, автор «Декамерона», сборника новелл, и Франческо Петрарка, автор цикла сонетов в честь Лауры.

Характерные черты литературы того нового времени следующие. Основным предметом изображения в литературе становится человек. Его наделяют сильным характером. Другой особенностью ренессансного реализма является широкий показ жизни с полным воспроизведением ее противоречий. По-другому авторы начинают воспринимать и природу. Если у Данте она ещё символизирует психологическую гамму настроений, то у более поздних авторов природа доставляет радость своей реальной прелестью.

В последующие века дают ещё целую плеяду крупных представителей литературы: Лодовико Ариосто, Пьетро Аретино, Торквато Тассо, Саннадзаро, Маккиавелли, группа поэтов-петраркистов.

Франция

Во Франции предпосылки для развития новых идей были в общем те же, что в Италии. Но были и различия. Если в Италии буржуазия была более передовой, Северная Италия состояла из отдельных республик, то во Франции была монархия, развивался абсолютизм. Буржуазия не играла такой большой роли. Кроме того, здесь распространилась новая религия, протестантизм, или иначе кальвинизм, по имени ее основателя, Жана Кальвина. Будучи сперва прогрессивным, в последующие годы протестантизм вступил во вторую фазу развития, реакционную.

Во французской литературе того периода заметно сильное влияние итальянской культуры, особенно в 1-ой половине XVI века. Король Франциск I, правивший в те годы, хотел сделать свой двор образцовым, блестящим, и привлекал многих знаменитых итальянских писателей и художников к себе на службу. Леонардо да Винчи, переехавший во Францию в 1516 г., умер на руках у Франциска.

Для писателей французского Возрождения по сравнению со средневековыми характерно чрезвычайное расширение кругозора, большой охват умственных интересов, реалистический подход к действительности.

В развитии литературы того периода выделяется два этапа. Ранний, когда преобладали гуманистические идеи, оптимизм, и поздний, когда, в силу политической обстановки, религиозного раскола, проявились разочарование и сомнение. Наиболее яркими представителями французского Возрождения являются Франсуа Рабле (автор «Гаргантюа и Пантагрюэля») и Пьер де Ронсар, возглавивший группу поэтов под названием «Плеяда».

Англия

В Англии развитие капиталистических отношений происходит быстрее, чем во Франции. Происходит рост городов, развитие торговли. Формируется сильная буржуазия, появляется новое дворянство, противостоящее старой, нормандской верхушке, которая в те годы ещё сохраняют свою руководящую роль. Особенность английской культуры того времени — отсутствие единого литературного языка. Знать (потомки норманнов) говорила по-французски, на многочисленных англо-саксонских диалектах говорили крестьяне и горожане, а в церкви официальным языком была латынь. Многие произведения тогда выходили на французском языке. Не было и единой национальной культуры. К середине XIV в. начинает складываться литературный английский язык на основе лондонского диалекта.

В конце XIV века только у одного Джефри Чосера чувствуются влияния итальянского ренессанса. Современник Петрарки, он все-таки остается писателем средневековья. И только в конце XV в. идеи гуманизма занимают в английской культуре прочное положение. Возрождение в Англии практически совпадает с периодом правления Тюдоров (1485—1603). Литература Англии, конечно, испытывает влияние и других стран. В XVI веке Англия переживает расцвет во всех областях мысли и творчества.

Наиболее крупные представители литературы английского Возрождения — Шекспир в драматургии, Эдмунд Спенсер в поэзии, в области романа — Джон Лили, Томас Нэш.

Германия

В 15-16 вв. Германия испытывала экономический подъем, хотя от передовых стран Европы — Италии, Франции, Нидерландов — она отстает. Особенность Германии в том, что развитие на ее территории шло неравномерно. Разные города находились на разных торговых путях, и торговали с разными партнерами. Некоторые города вообще находились в стороне от торговых путей, и сохраняли свой средневековый уровень развития. Сильны были и классовые противоречия. Крупная знать укрепляла свою власть за счет императора, а мелкое дворянство разорялось. В городах шла борьба между имеющим власть патрициатом и мастерами-ремесленниками. Наиболее развитыми были южные города: Страсбург, Аугсбург, Нюрнберг и др., те, что находились ближе к Италии и имели с ней торговые связи.

Читайте также  Общие вопросы организации психиатрической помощи

Литература Германии тогда была разнородна. Гуманисты писали в основном на латинском языке. Это объяснялось культом классической древности и обособленностью гуманистов от жизни и потребностей народа. Крупнейшие представители ученого гуманизма — Иоганн Рейхлин (1455—1522), Ульрих фон Гуттен (1488—1523). Но кроме этого направления были и другие, была реформаторская литература. Ее представляют Мартин Лютер (1483—1546) и Томас Мюнцер (1490—1525). Лютер, выступавший против римской церкви, поддерживавший сперва народные массы, впоследствии перешел на сторону князей, из страха перед крестьянским революционным движением. Мюнцер же, напротив, поддерживал крестьянское движение до конца, призывал разрушать монастыри и замки, конфисковывать и делить имущество. «Люди голодны, — писал он, — они хотят и должны есть».

Наряду с латинской литературой ученых гуманистов и агитационно-политической литературой реформаторов развивалась и народно-бюргерская литература. Но она ещё сохраняет средневековые черты и несет оттенок провинциализма. Представителем и родоначальником одного из направлений бюргерской литературы (сатиры) является Себастьян Брант (1457—1521). Его «Корабль дураков» по характеру близок «Похвале глупости» Эразма Роттердамского. Он имел последователей. Другой крупнейший представитель бюргерской литературы — Ганс Сакс (1494—1576), поэт. Его наследие велико. Это стихи, песни, басни, шванки, фастнахшпили (масленичные фарсы).

Испания и Португалия

Литература в этих странах развивалась своеобразно. Социально-политическая обстановка в них была сложной. В первую очередь, здесь проходила Реконкиста, отвоевание земель у мавров. Испания не была единой страной, а состояла из отдельных государств. Каждая провинция развивалась поначалу обособленно. Абсолютизм (при Изабелле и Фердинанде) сложился поздно. Во вторую очередь, Испания в это время вывозила из колоний огромное количество золота, в ней накапливались огромные богатства, и все это тормозило развитие промышленности и формирование буржуазии. Однако, литература испанского и португальского Возрождения богата, и представлена довольно крупными именами. Например, Мигель Сервантес де Сааведра, оставивший серьёзное наследие, как прозу, так и поэзию. В Португалии крупнейшим представителем Возрождения является Луис де Камоэнс, автор «Лузиад», исторического эпоса португальцев. Развивались, как поэзия, так и жанры романа и новеллы. Тогда появился типично испанский жанр плутовского романа. Образцы: «Жизнь Ласарильо с Тормеса» (без автора), «Жизнь и похождения Гусмана де Альфараче» (автор — Матео Алеман).

Литература эпохи Возрождения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Что такое Возрождение в искусстве

Эпоха Возрождения датируется периодом с 14 по 16 века. Эта эпоха идет после эпохи Средневековья и имеет ряд отличительных черт. В эпоху Средневековья господствовала религиозная и феодальная идеология. В эпоху Возрождения начинают господствовать идеи гуманизма. Гуманистические идеи впервые стали появляться в Италии, оттуда они разошлись по другим европейским странам. Основная характеристика творчества деятелей искусства эпохи Возрождения заключается в их тяге к культуре античности, деятели искусства старались следовать ее высоким идеалам.

Под идеологией гуманизма понимают мировоззрение, в котором в центре мира стоит человек. Человек считается венцом природы, центром сотворения мира, создателем земного счастья.

Ведя разговор об Возрождении мы в первую очередь имеем ввиду Итальянское Возрождение, так как именно там впервые появилось это направление, а также потому что Италия является представителем культуры античности. Существует так же и так называемое Северное Возрождения, которое имело место быть в таких странах как:

  • Германия
  • Франция
  • Англия
  • Нидерланды
  • Испания
  • Португалия

Литература и Возрождение

Литература эпохи возрождения имела большое количество отличительных характеристик:

  • Во-первых, в литературе так же, как и во всех остальных сферах искусства эпохи Возрождения господствовала гуманистическая идеология.
  • Во-вторых, в ней появляются новые жанры. Преобладали такие литературные формы как новелла, сонет, философская проза.

Ренессансная новелла представляла собой краткое описание одного или нескольких связанных между собой событий, конфликт был четко сформулирован, количество героев было лимитировано. Те события, которые отражались в новелле, описывали то, что могло произойти на самом деле, но в то же время несли в себе элемент необычности. Концовка предполагалась быть необычной, часто она могла не соответствовать устоявшимся религиозным нормам.

Готовые работы на аналогичную тему

В поэтической литературе одной из самых распространённых форм произведения того времени являлся сонет. Сонет – это строфа из 14 строк, объединенных рифмой.

Философская проза набирает большую популярность в эту эпоху. Основными представителями этого направления были Джордано Бруно (Италия), критикующий церковные распорядки и взгляды, Томас Мор (Англия), выступающий против идеологии утопического коммунизма и многие другие писатели-философы того времени.

Писатели продвигают идеи нового осмысления человеком своей жизни. Писатели отходят от прежних догм человека как раба божьего, которые проповедуют церковь. Они хотят показать в своих произведениях красоту человеческого тела и человеческой души. Характерными чертами произведения эпохи Возрождения можно назвать следующие признаки:

  • масштабность образа
  • поэтизация образа
  • высокий накал страстей

Итальянской Возрождение в литературе

Итальянское Возрождение в литературе представлено такими знаменитыми именами как Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Бернардо Довици. Свою силу Возрождение начинает набирать в середине 14 века. Возрождение берет свое начало в Италии, объясняется это прежде всего развитием капиталистических отношений. Для развития этих отношений обществу необходимо было выйти из феодального строя и избавиться от церковного давления. Больше всего в развитии капиталистических отношений, уходе от феодальности и церковного гнета нуждалась буржуазия. В то время это был класс людей широко мыслящих, все сторонне развитых и активных делителей.

Деятели искусства того времени в Италии ставили перед собой цель побороть религиозное давление в отношении общественной жизни. Среди итальянских писателей новатором принять считать Франческо Петрарка, первый его цикл наполненный гуманистическими идеалами назывался «Лаура».

Немецкое Возрождение в литературе

Известными произведениями в немецкой литературе этого периода считают стихотворное сатирическое произведение Себастьяна Бранта «Корабль дураков». В своём произведении автор старался высмеять бескультурное поведение людей.

Еще одно популярное произведение немецких писателей этого времени считается сатирическая книга «Письма темных людей». Книга написана анонимно. Но имеются предположения что книга представляет собой соавторство писателей гуманистов эпохи Возрождения. В книге высмеивают ученых невежд, которые пытаются рассуждать о серьезных философских вопросах, не имея при этом никакое представления о духовных ценностях.

Французское возрождение в литературе

На становление французской литературы этого времени большое влияние оказывало Итальянское Возрождение. Для творчества французских писателей гуманистов этой эпохи характеры следующие черты:

  • широкий круг интересов
  • охват разнообразных интеллектуальных тематик
  • реалистическое описание действительности

Яркими представителями французского Возрождения считаются Франсуа Рабле и Пьер де Ронсар.

Английское возрождение в литературе

Отличительной чертой английского возрождения является тот факт, что в начале этой эпохи в Англии не было единого национального языка и единой национальной культуры. Лишь в середине 14 века в Англии начинает появляться единый английский национальный язык.

Идеи гуманизма не слишком быстро охватываю Англию, прочно они осели там лишь в 15 веке. В 16 веке происходит подъем общественной и творческой мысли. Знаменитыми творцами английского возрождения являются У. Шекспир, Т. Мор, Дж. Чосер, К. Марло, Т. Кид, Э. Спенсер, Дж. Лини, Т. Нэш.

Литературное Возрождение в Нидерландах, Португалии, Испании

В период эпохи возрождения в Нидерландах происходит ряд важных общественно-политических событий – национальное освобождение и реформация. Литература в основном пишется на латинском языке, но уже имеются предпосылки для становления национального народного языка.

Среди знаменитых нидерландских писателей эпохи Возрождения можно назвать поэта Иоанна Секунда, известного прозаика, продвигающего гуманистические идеи Эразма Роттердамского, великого поэта и драматурга Йоста ван ден Вондела.

Знаменитыми представителями португальского и испанского возрождения являются Мигель Сервантес, Луис де Камоэнс. Для испанского Возрождения характерен жанр плутовского романа, который зародился именно там.

Подборка книг эпохи Возрождения

Литература эпохи Возрождения – это книги, написанные с XIV по XVI век, несущие в себе идеи гуманизма. Направление возникло в Италии, а затем распространилось на всю Европу, неся в себе раскрепощение человека, рассматривая его как творца своего счастья, а не раба, показывая красоту души и тела.

Читайте также  Международная стандартизация. гармонизация стандартов

Бенвенуто Челлини «Жизнь Бенвенуто Челлини»

Это мемуары, написанные знаменитым ювелиром о себе самом. Писать их он начал в возрасте пятидесяти девяти лет, рассказывая о своих предках, начиная с военачальника Юлия Цезаря Фиорино.

Родился он в знатной семье, имевшей большие владения, во Флоренции, у зодчего Джованни, который женился на небогатой девушке. Бенвенуто изучил ювелирное дело еще юношей и хорошо зарабатывал, был знаком с Микеланджело, изготавливал прекрасные вещи для папы Климента, постоянно пребывал в подковерной борьбе с приближенными папы, был вынужден уехать во Францию, где потряс всех своим умением, но война заставила вернуться на родину.

Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Это сатирический роман рассказывает о двух громадных обжорах и пьяницах — Гаргантюа, отец, и Пантагрюэль, сын. В произведении описываются жестокие нравы XVI века, но это сделано с таким юмором, что книга читается очень легко и весело.

Начинается книга рождением сына великана Гаргантюа, его обучением и всевозможными доблестными деяниями. У него рождается сын, такого огромного роста, что жена умирает при родах, и Гаргантюа сам его пытается воспитывать. Далее идет описание приключений сына Пантагрюэля, такие же веселые и похожие на небылицы.

Джованни Бокаччо «Декамерон»

Книга рассказывает о Флоренции середины XIV века, в которой свирепствует эпидемия чумы. Погибло большое количество людей, в городе творится хаос. Чтобы не видеть ужаса и творившегося разврата семь молодых женщин решают покинуть город, взяв с собой мужчин, чтобы кто-то решал проблемы мужского характера.

В загородном доме они решают, что каждый сможет возглавлять их общество один день, устраивая развлечения по вкусу. Далее идут рассказы, которыми они пытаются развлечь друг друга, а по истечении десятого дня, компания расходится, дамы возвращаются во Флоренцию, а молодые люди пускаются в путешествие за новыми приключениями.

Никколо Макиавелли «Государь»

Это произведение – учебник для человека, который хочет стать властителем, или уже является им. Макиавелли пишет, что для поддержания власти государем хороши все средства, вплоть до насилия, предательства, пренебрежения добрыми и благочестивыми делами.

Он приводит в пример известных правителей, рассказывая об их ошибках, и конечном полученном результате, ведь подчас к власти приходили не умудренные чужим и своим опытом, а глупые и бездарные правители. Автор дает рекомендации о том, как сделать государственную власть сильной, ведь от этого зависит и благополучие страны – никто не посмеет пойти войной на страну с умным и сильным правителем.

Джефри Чосер «Кентерберийские рассказы»

В книге рассказывается о паломниках, которые весной спешат в аббатство Кентербери, что в Англии, поклониться мощам Фомы Бекета. Действие происходит в харчевне в Соуерке, там собрались двадцать девять человек — совершенно разношерстная публика, начиная от рыцаря и заканчивая приставом церковного суда.

Все это не мешает им всем мирно общаться друг с другом. После трапезы, когда все уже собираются разойтись, хозяин харчевни предлагает паломникам во время долгого путешествия рассказывать выдуманную или настоящую историю, чтобы скоротать время, за что обещает победителю и самому интересному рассказчику на обратном пути прекрасный ужин. Судьей этого состязания вызывается быть он сам. Все с удовольствием согласились, тем более, что хозяин был веселым. Потянули жребий, и первым начинает свой рассказ рыцарь…

Литература эпохи Возрождения

Имена представителей эпохи Возрождения: Данте, Петрарка, Шекспир, Сервантес – знакомы всем. В чем особенность их творчества, почему оно трогает сердца людей в течение шести веков?

Что означает термин « эпоха Возрождения»?

Период Возрождения или Ренессанса (XIV-XVI века) получил свое название за общее стремление просвещенных людей вернуться к истокам европейской культуры – возродить античные традиции. В условиях ослабления власти церкви литература обращается к теме прославления красоты человека, его земной жизни со всеми ее чувствами и переживаниями.

Помимо развития жанров, распространенных в античное время (ораторская проза, трагедия, комедия, поэтическая ода и гимн), новая эпоха способствовала появлению новых жанров и новых стихотворных форм. В прозе это была новелла, плутовской роман, в поэзии – сонет, мадригал, в драматургии – создание театра нового типа.

В какой стране появилась литература Возрождения?

Основные идеи Ренессанса впервые были развиты в Италии, где быстро развивались города, ставшие центром культуры, философии и науки; где пробуждалось национальное самосознание, когда авторы начали писать на итальянском, а не на латинском языке.

Самые яркие представители итальянского Возрождения

Основоположником нового, гуманистического, направления в литературе по праву считается Данте Алигьери. Его «Божественная комедия» – одно из самых выдающихся произведений мировой литературы. Тема любви, великой и трагической, в поэме Данте сочетается с темами божественных произведений, где показываются чистилище, рай и ад.

Книга стала моральным ориентиром для многих поколений людей в разных странах.

Сонеты Франческо Петрарки вот уже более шести столетий подсказывают влюбленным слова при объяснении своих чувств.

Средь тысяч женщин лишь одна была,
Мне сердце поразившая незримо.

Внезапная кончина Лауры, возлюбленной Петрарки, для него не означала конца любви – у любви нет смерти:

Ты смотришь на меня из темноты
Моих ночей, придя из дальней дали:
Твои глаза еще прекрасней стали,
Не исказила смерть твои черты.

Новеллы в «Декамероне» Боккаччо поражают своим жизнелюбием и оптимизмом. Это рассказы ста людей, описывающих различные жизненные ситуации: смешные и трагические, озорные и серьезные; в центре всех повествований находится человек со своими привычками, причудами, хорошими и плохими поступками.

Рассказчики – это люди нового времени, образованные, обладающие тонкими чувствами, способные сопереживать. В «Декамероне» они противопоставляются миру упадка и разложения.

Возрождение во Франции

Во французской литературе эпохи Возрождения необходимо выделить поэта Пьера Ронсара и писателя Франсуа Рабле. Для Ронсара темы человека и природы были неотделимы; он воспевал красоту мира и счастье любви:

«В твоих объятьях даже смерть желанна!»

«Пред женской красотой мы все бессильны стали.

Она сильней богов, людей, огня и стали».

Народная мудрость и «смеховая культура» ярко выражены в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

При явно выраженной пародии на общество, роман проникнут оптимизмом: «человек создан для мира, а не для войны, рожден для радости, для наслаждения всеми плодами и растениями».

Идеи гуманизма в их практическом воплощении ярко показаны в произведении Томаса Мора «Утопия» – жизнь идеального общества на вымышленном острове. Миллионы людей мечтают о таком обществе, построенном на равенстве, справедливости и на гармонии интересов.

Эдмунд Спенсер, принесший в поэзию особую, «спенсерову» строфу, прославлял добродетели и героизм, свободное изображение людских страстей.

Вершиной мировой драматургии являются произведения Шекспира, который в своих пьесах поставил перед человеком вечные вопросы о жизни и ее противоречиях – ответы на эти вопросы человечество пытается найти и сегодня, вновь и вновь обращаясь к Шекспиру, чтобы понять: «Быть или не быть?». Психологические портреты поражают своей глубиной и точностью, а людей нашего времени терзают такие же страсти и чувства, как в «Гамлете» или в «Короле Лире».

Сонеты Шекспира воспевают любовь земную, не воображаемую и не идеализируемую:

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

Представитель испанского Возрождения

Мигель де Сервантес Сааведра в «Дон-Кихоте Ламанчском» противопоставил человечность главного героя и его готовность служить высоким идеалам миру обмана и жестокости. Дон Кихот стал символом человека Возрождения.

Шесть столетий, прошедших со времени Ренессанса, изменили многое, но и сейчас человек стоит перед такими же проблемами выбора между добром и злом. Литература эпохи Возрождения может помочь в труднейшем поиске ответов на вечные вопросы – в этом ее гениальность.

Литература эпохи Возрождения

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 276 672
  • КНИГИ 652 012
  • СЕРИИ 24 904
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 609 982
Читайте также  Все о Конусе

Литература эпохи Возрождения (середина 15 – начало 17 века, для Италии – с 14 века), (часто используется французский термин, Ренессанс). Это одна из самых блестящих страниц в историю художественного развития человечества. Необычайные ее успехи объясняются особенностями исторического периода 14 – 17 веков, когда стал появляться новый уклад жизни.

Для литературы Возрождения характерен реализм, преодолевающий средневековый аллегоризм, который не был еще полностью изжит в городской литературе. При этом новому направлению присущи такие соответствующие эпохе черты, как титанизм характеров героев, широта показа действительности с воспроизведением ее противоречий, введение в показ этой действительности элементов фантастики и приключений, имеющих фольклорную основу, оптимизм.

Все эти черты ренессансного реализма с большой силой проявились в творчестве титанов художественной мысли, какими были Шекспир, Сервантес, Рабле.

Стилевой облик эпохи Возрождения обладает новизной и своеобразием. Деятели культуры этого времени изначально стремились возродить античный принцип искусства как подражания природе. В своем творческом соревновании с древними они открыли новые пути, а позднее и вступили в полемику с этим принципом. В литературе, помимо ренессансного классицизма, который ставит своей задачей творить по правилам древних авторов, развивается и гротескный реализм, опирающийся на наследие народной культуры, и гибкий стиль «ренессанс», а также усложненный и подчеркнуто манерный «маньеризм».

В более поздний период эпохи Возрождения появился и утопический стиль. Слово «утопия» переводится с греческого, как место, которого нет нигде. Растущее ощущение дисгармоничности жизни, ее противоречивости приводит впоследствии к кризису ренессансной культуры. Развитие культуры Возрождения протекает в различных странах Западной Европы по-разному.

Возрождение в Италии и Испании

Эти страны оказались первыми, в которых зародилась классическая культура Ренессанса. Италия была исторически и географически тесно связана с древнеримской античностью. Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов: раннее Возрождение 14 века – это период творчества Данте, Петрарки и Боккаччо, Зрелое и высокое Возрождение 15 века – это преимущественно стадия ученого гуманизма, развитие ренессансной философии, этики, педагогики. Позднее Возрождение – 16 век – это время осознания трагизма человеческой жизни. Среди наиболее значительных сочинений этого времени – поэма Ариосто «Неистовый Орландо».

Возрождение во Франции

Для этой страны античное наследие было органичной частью ее собственной культуры. И все же ренессансные черты французская литература приобретает лишь во второй половине 15 столетия. Раннее Возрождение во Франции – 70 годы 15 века – 20 годы 16 века. Это время становления во Франции новой системы образования, создание гуманистических кружков, издание и изучение книг античных авторов. Зрелое Возрождение – 20-е – 60 годы 16 века – период создания сборника новелл Маргариты Неаварской «Гептамерон», выход в свет знаменитого романа Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Позднее Возрождение – конец 16 века, время кризиса Возрождения, распространение маньеризма, но это и пора творчества замечательных писателей – поэтов П. Ронсара, Ж. дю Белле, философа и эссеиста М. Монтеня.

Возрождение в Германии и Нидерландах

Литература в этих странах отличается более поздним моментом рождения, но особым характером – интерес к религиозным проблемам. Большую роль в этих странах имеет развитие университетской реформации и книгопечатание и немецкая литература, и литература Нидерландов стремились соединить в своем художественном облике сатиру и назидательность, публицистичность – Эразм Роттердамский.

Возрождение в Англии

Английское Возрождение началось позднее, чем в других европейских странах. Английская культура активно впитывала достижения других стран – очень много переводят античных авторов. Особенный подъем английской культуры происходит в годы царствования королевы Елизаветы (1558 – 1603) – «елизаветинский период»: поэты Сенсер и Сидни, прозаики Лил, Делон, Нэш, драматурги Кид, Грин, Марло. Но главное – это творчество У. Шекспира.

Данте Алигьери (1265 – 1321) – величайший итальянский поэт; не лишенный еще ряда средневековых представлений, одновременно нес миру новое видение окружающего, высказывая свои мысли, присущие пролагателю новых путей.

Он выходец из старинного дворянского рода Флоренции, стал членом одного из политических цехов (аптекарей и врачей). Данте сделался настолько видной политической фигурой, что в 1300 году был избран членом коллегии семи приоров, управляющих Флоренцией. Изгнанный в 1301 году из Флоренции, в связи с победой там враждебной ему политической группировки – черных гвельфов, сторонников папы, – приговоренный в случае самовольного возвращения во Флоренцию к сожжению на костре, Данте и в этой тяжелой и трудной ситуации не был духовно сломлен.

По собственному признанию Данте, толчком к пробуждению в нем поэта явилась благородная любовь к дочери друга его отца Фолько Портинари – юной и прекрасной Беатриче. Поэтическим документом этой любви осталась автобиографическая исповедь «Новая жизнь», написанная у свежей могилы возлюбленной, скончавшейся в 1290 году. Входящие в состав «Новой жизни» два десятка сонетов, несколько канцон и баллада содержат в себе утонченное философское толкование пережитого. Стихи перемежаются прозой, комментирующей их возвышенное содержание и связывающей отдельные звенья поэтических признаний и размышлений в последовательный автобиографический рассказ – литературный дневник личной любви и философских чувствований, в новой европейской литературе.

В «Новой жизни» (1291) поэтические переживания Данте соприкасаются с направлением «сладостного стиля» поэзии его друзей и литературных наставников – Гвидо Гвиницелли, Кавальканти, Чино да Пистойя и всего того круга молодых тосканских поэтов, которые в изысканных словах и утонченных формах философской лирики славят великие очарования идеальной любви. Книга направлена на защиту и прославление любви, которая в средневековой клерикальной литературе третировалась, как греховное чувство, а в рыцарской лирике не всегда была искренней.

Немало нового, предвосхищающего мысли гуманистов последующего поколения, содержится в научных трактатах Данте, созданных в изгнании (1303-1312), – в «Пире», «О народном красноречии», «О монархии». Эти трактаты были прогрессивны для своего времени: в «Пире», написанном на народном языке, он знакомит читателей с научными знаниями того времени (отсюда название «Пир»); произведение «О народном красноречии» утверждает право народного итальянского языка стать вместо латыни языком науки и культуры. Третий из названных трактатов – «О монархии», находившийся до 1896 года в списке книг, запрещенных Ватиканом, выражает протест против претензий римско-католической церкви на политическую власть и вместе с тем мечту о прекращении войн в едином всемирном государстве.

Двадцатилетняя жизнь Данте, как политического изгнанника, время, когда он с глубокой остротой познал:

…как горестен устам

Чужой ломоть, как трудно на чужбине

Сходить и восходить по ступеням,-

Данте оставил потомству цикл стихов о Каменной даме – мадонне Пьетре, звучащий как гимн торжествующей любви, затем венец своей поэзии – грандиозное произведение трехчастной «Комедии» (1313- 1321). Три названия которых – («Ад». «Чистилище», «Рай»), соответствуют представлениям средневекового человека католической Западной Европы о загробном мире. Фантастические картины загробного мира у Данте превращены в средство отклика на сугубо земные дела с целью их критики и осуждения («Чистилище», «Ад») или же возвеличивания («Рай»). Принцип определения преступности для нахождения в аду у него гуманистический: к тяжелому наказанию присуждается поэтом тот, кем причинено больше зла людям. Страшная казнь – погружение живым в кровавый кипяток – придумана Данте для тех, кто ввергал народы в кровопролитные войны. Именно этой казни подвергнут, находящийся в седьмом круге, ада «бич земли» Аттила и ему подобные завоеватели. Соображениями гуманизма руководствовался поэт, помещая в ад римского папу Николая 3, и намечая поместить рядом с ним его преемника Бонифация 8. Силы католической реакции не могли простить таких смелых решений поэта, его критического отношения к папской курии, независимых взглядов на церковь. По словам Стендаля, такое отношение Данте к правящей элите «всегда была пугалом для римского двора и иезуитов, самых искусных его защитников» («Письма из Рима о современной итальянской литературе», 1825).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: