Ландшафтоведение как наука - OXFORDST.RU

Ландшафтоведение как наука

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .

Смотреть что такое ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ в других словарях:

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

отрасль физической географии, изучающая природные территориальные комплексы (См. Природный территориальный комплекс) (или геогр. комплексы, гео. смотреть

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

Ландшафтове́дение — наука, изучающая ландшафты как структурные части географической оболочки Земли; отрасль физической географии. Занимается вопросами . смотреть

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

Левант Левада Лев Лафонтен Лафит Лафет Лафа Латин Латание Лата Лантаноид Лантанид Лантан Ланита Ланина Ландшафтоведение Ландшафтовед Ландшафт Ландо Ланда Лана Ладоши Ладоша Ладо Ладно Ладан Лада Лад Лавина Лаваш Лава Итл Ионафан Ион Иоланта Иол Иодат Иов Иоанн Инфант Инта Инна Индол Индент Индан Инд Илот Илона Иена Идол Идо Идеал Ида Ивонна Иванна Иван Енот Енол Енина Ение Ендова Елена Еле Едва Еда Евина Ева Дофин Дотла Дот Донат Дон Долина Долее Доле Дол Доение Доедание Дод Доведение Дно Днд Длиннота Длинно Длина Дит Дион Диола Диод Динод Динат Дин Дилен Диета Диен Диво Дивно Диван Дивала Див Диафон Диафан Диана Дешево Дефолт Дефолиант Дефо Дефиле Детина Детва Деташ Дентин Денно Дение Денди Ден Дели Деление Деланно Делание Дедина Дедал Дед Девон Девилон Дева Ддт Двоение Двина Даша Дафна Датив Дата Дантон Дантоведение Дантовед Данте Дант Данио Данилов Данило Данил Данаев Дан Далее Далев Давно Давление Давило Давид Давание Вона Вон Волнение Волна Волин Воланд Волан Вол Воин Вод Внешне Внеш Вне Влетание Влет Владение Влад Витаон Вита Вит Виола Винт Винол Винодел Вино Виналон Вилт Вилен Вие Видеолента Видео Вид Виандот Виан Вешение Вешание Веш Ветшание Вето Ветла Вента Вено Венет Венед Вендит Венд Вена Велита Веление Ведин Веди Ведение Веданта Ведание Веда Вдали Ваша Ватин Вата Ванта Вано Вандал Ванда Валин Валет Валентин Вале Вал Вади Вад Афт Афон Афиша Афина Атофан Аонида Аон Аншлиф Аншеф Антошин Антоша Антофеин Антонид Антон Антифон Антина Антиаон Антианод Анти Ант Анон Анод Аноа Аннот Аннелида Аннат Анна Анион Анин Анид Анетол Анетина Анданте Анда Анаш Анат Анани Алфавит Алонавт Алин Алиев Алеш Левантин Ален Левиафан Алевтин Алдан Левит Левитан Левша Лед Аланин Алан Аладдин Леди Лен Лена Аил Лениво Ленин Лениновед Аида Адонилен Леон Леонид Леонт Аденин Аден Адвента Ада Автошина Авто Авт Авил Авиа Авенид Аант Летание Автодин Автол Адалин Адат Ленто Лента Аденит Аденоид. смотреть

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

1) Орфографическая запись слова: ландшафтоведение2) Ударение в слове: ландшафтов`едение3) Деление слова на слоги (перенос слова): ландшафтоведение4) Фо. смотреть

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ раздел физической географии, изучающий закономерности строения и развития ландшафтной сферы Земли и слагающих ее природных комплексо. смотреть

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

Ударение в слове: ландшафтов`едениеУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: ландшафтов`едение

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ, раздел физической географии, изучающий сложные природные и природно-антропогенные геосистемы различного ранга. Основа ландшафтоведения — учение о ландшафте географическом.

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ — раздел физической географии, изучающий сложные природные и природно-антропогенные геосистемы различного ранга. Основа ландшафтоведения — учение о ландшафте географическом.
. смотреть

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ , раздел физической географии, изучающий сложные природные и природно-антропогенные геосистемы различного ранга. Основа ландшафтоведения — учение о ландшафте географическом. смотреть

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ, раздел физической географии, изучающий сложные природные и природно-антропогенные геосистемы различного ранга. Основа ландшафтоведения — учение о ландшафте географическом. смотреть

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

— раздел физической географии, изучающий сложныеприродные и природно-антропогенные геосистемы различного ранга. Основаландшафтоведения — учение о ландшафте географическом. смотреть

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

раздел физ. географии, изучающий сложные природные и природно-антропогенные геосистемы разл. ранга. Основа Л.- учение о ландшафте географическом.

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

Начальная форма — Ландшафтоведение, винительный падеж, единственное число, неодушевленное, средний род

ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

— наука о ландшафтах. В широкой трактовке соответствует учению о геосистемах.

Ландшафтоведение как наука о видимых и невидимых структурах природного и природно-технического «покрова» на поверхности Земли

Поверхность Земли осваивалась человечеством многие тысячи лет. По мере роста населения планеты, развития технологий природопользования и культуры естественные ландшафты Земли трансформировались в природные и природно-антропогенные территориальные образования.

Видимость или невидимость структур природного и природно-антропогенного покрова Земли связана с вертикальным строением ландшафтов. В природных ландшафтах невидимость структур связана с геологическим строением и строением нижних горизонтов почв, жизнью подпочвенных животных, функционированием грунтовых и подземных вод.

Природно-технические невидимые структуры представлены различными устройствами, расположенными ниже уровня поверхности рельефа: коммуникации, линии связи, трубопроводы, фундаменты зданий различного назначения, подземные искусственные емкости (шахты, галереи) и многое другое. Известно, что городские коммуникации оказывают влияние на нижние горизонты грунтов до глубины 50 м, а часто и ниже (например, многие линии и станции метро, водозаборные скважины, шахты, открытые карьеры по добыче полезных ископаемых и т.д.).

Встроенные в рельеф и контактирующие с ним технические структуры тесно взаимодействуют с природными, оказывая взаимное воздействие друг на друга: динамическое, физическое, химическое, пространственное, временное и т.д. По ряду факторов это взаимодействие негативно отражается на жизнедеятельности человека: подтопление зданий, просадки рельефа, оползни, деформация коммуникаций, загрязнение грунтовых и подземных вод и т.д.

Видимые структуры природно-технического покрова Земли расширяются и занимают все бо̀льшие территории, сопровождаясь нарастанием невидимых технических структур. Весь этот технический покров врастает в природные ландшафты, которые, в зависимости от масштабов и степени воздействия, преобразуются в условно измененные, слабоизмененные, среднеизмененные, сильноизмененные, преобразованные и культурные ландшафты.

Структуры природного и природно-технического покрова Земли образуют территориальные сочетания различного масштаба, соотношения и конфигурации. Эти сочетания и конфигурации находятся в непрерывных изменениях, в центре которых находится человек.

Таким образом, ландшафтоведение – 1) наука о природных, природно-антропогенных территориальных (аквальных) единствах – геосистемах; 2) наука о возникающих на земной поверхности динамических пространственных (территориальных) системах географических компонентов и феноменов, и объектов, создаваемых деятельностью человека.

Как видно из определения, основным объектом изучения науки являются различные ландшафты природного и антропогенного происхождения. Познание закономерностей ландшафтной мозаики Земли является основной задачей ландшафтоведения.

На сегодняшний день ландшафт представляет собой пространственную систему, в которой взаимосвязаны и взаимообусловлены природные и антропогенные процессы и явления, образующие территориально целостные ареалы.

Начальное определение ландшафта основателя ландшафтоведения Л.С.Берга звучит следующим образом: «Под именем географического ландшафта следует понимать область, в которой характер рельефа, климата, растительного покрова, животного мира, населения и, наконец, культура человека сливается в единое гармоничное целое, типически повторяющееся на протяжении известной (ландшафтной) зоны Земли» (1925).

Указанное определение, как и ряд других определений, дает начальную, отправную точку для развития процесса познания основных объектов. Поскольку ландшафты – это пространственно-территориально-временные образования, на сегодняшний день выработано три подхода к пониманию сути и трактовки ландшафта как сложной динамической системы.

Во-первых, ландшафт – это общее понятие, которое может быть отнесено к природному комплексу любой размерности, сложности и ранга. Общее понятие ландшафта было первым, с которого началось развитие науки. Под термином «ландшафт», например, во многих европейских научных географических школах понимают обыкновенный пейзаж.

Во-вторых, ландшафт – конкретный индивидуальный природный территориальный комплекс, который состоит из таких же индивидуальных морфологических частей: фаций, урочищ и местностей. Индивидуализация ландшафта лежит в основе физико-географического районирования природных территорий и, в целом, материков Земного шара: физико-географические страны, области, провинции и районы. Такое деление основано на приоритетности азональных факторов в ландшафтогенезе: геолого-геоморфологическая и тектоническая дифференциация структурных частей материков — платформ и геосинклинальных областей и поясов. Данный подход еще трактуется как региональный.

В-третьих, ландшафт – типологическая единица: природный комплекс, который идентифицируется на основе учета преимущественно зональных факторов ландшафтогенеза: классы и подклассы растительных формаций и соотношение тепла и влаги, типы и подтипы почв. В соответствие с этим ландшафты, сходные по этим признакам, могут встречаться в различных уголках земного шара, но они в основном идентифицируются в пределах природных зон. Поэтому ландшафты могут быть, например, степные, лесостепные, таежные, широколиственно-лесные, хвойно-широколиственные и т.д. В данном случае предполагается, что ареал ландшафта может быть разорван, в отличие от региональной трактовки, где признается только территориальная целостность ареала ландшафта.

Ландшафт, по мнению большинства исследователей, представляет собой узловую единицу научной концепции. С одной стороны, это территориальное единство составляющих его морфологических единиц, частей, с другой – начальная ступень региональной иерархии природных комплексов. Кроме того, ландшафт, с одной стороны, часть какой-либо природной зоны, с другой – составная часть определенного природного региона и сам выступает как природная система минимальной региональной размерности.

Читайте также  Билеты по Обж за 11 класс

В системе этих понятий термин ландшафт при его рассмотрении в спектре научных и хозяйственных проблем нуждается в пояснении – к какому аспекту трактовки относится его характеристика.

Ландшафтоведение как наука

Российский государственный университет

им. Иммануила Канта

Ландшафтоведение как наука

Выполнил студент 2 курса

Бакаленко Денис Юрьевич

Калининград 2010 г.

1. История науки о ландшафте

1.1 Предыстория, научные и социально-экономические предпосылки зарождения ландшафтоведения и физико-географического районирования

1.2 Развитие ландшафтных идей в России

1.3 Зарубежные школы ландшафтоведения

2. Ландшафтоведение и геоэкология на исходе 20-го века

1. ИСТОРИЯ НАУКИ О ЛАНДШАФТЕ

Роль науки в жизни человеческого общества. Наука как саморазвивающаяся система. Научные революции и смена научных парадигм. Научная рефлексия и её место в истории науки. Ландшафтоведение — раздел физической географии, изучающий сложные природные и природно-антропогенные геосистемы различного ранга — ландшафты как части географической оболочки Земли.

Ландшафтоведение рассматривает происхождение, структуру, изменение, пространственную дифференциацию и интеграцию ландшафтов, а также их отдельные свойства, взаимосвязи элементов, их изменения под воздействием природных и антропогенных факторов.

Основа ландшафтоведения — учение о географическом ландшафте и физико-географическое районирование.

Главный метод ландшафтоведения — ландшафтная съемка.

К важнейшим задачам ландшафтоведения относятся разработка основ рационального природопользования, в том числе охраны природы.

В пределах ландшафтоведения сформировался ряд направлений: морфология ландшафта, геотопология, геохимия ландшафта, прикладное ландшафтоведение и др.

1.1 Предыстория, научные и социально-экономические предпосылки зарождения ландшафтоведения и физико-географического районирования

Представления о целостности и системной упорядоченности мира в античные времена. Первые шаги в познании ландшафтной дифференциации земной суши.

Средневековье, эпоха Возрождения. Галилеевско-ньютоновская техастическая концепция природы. Представления о ландшафте в искусствоведческой литературе.

Натуралисты 18 века: К. Линней, Ж. Бюффон, М. В. Ломоносов, П. С. Паллас и др. Креационизм и эволюционные идеи. Философия и классификация наук И.Канта.

Науки о природе в 19 веке. Ч. Лайель и Ч. Дарвин – основоположники теории эволюционного развития мира. Принципы униформизма и актуализма. Концепция катастрофизма Ж. Кювье. становление экологии как науки.

А. Гумбольдт и К. Риттер – родоначальники современной географии – фундаментальной (номотетический) науки. Комплексное изучение земной природы как среды существования человечества – главная цель географического поиска.

Геоэкологические идеи в географии. Человек и природа в трудах Г. Марша, Л. Н. Мечникова, Э. Реклю, Ф. Ратцеля.

Методологический кризис географической науки конца 19 века. Попытки преодоления кризиса в национальных географических школах России, Германии, Франции, англоязычных стран.

Развитие капитализма и социально-экологический заказ комплексного изучения природных условий и ресурсов.

1.2 Развитие ландшафтных идей в России

Конец 19-го – начало 20-го веков – становление ландшафтоведения как самостоятельной научной дисциплины.

В.В. Докучаев и его научная школа. Путь В. В. Докучаева к ландшафтному синтезу: геолого-геоморфологические исследования, основы почвоведения, сельскохозяйственная оценка земель, ландшафтные и геоэкологические идеи, учение о природных зонах как социоестественных единствах. Первый ландшафтно-географический труд “Наши степи прежде и теперь” (1892). Ландшафтное проектирование и создание первого культурного сельскохозяйственного ландшафта (Каменная степь). Вклад учеников В.В. Докучаева в становление российской школы ландшафтоведения.

А.Н. Краснов и его представления о географических комплексах. Первый российский учебный курс “Основ землеведения”. Ландшафтные подходы к интредукции чая и других субтропических культур.

Г.И. Танфильев и его опыт физико-географического районирования Европейской России.

Г.Н. Высоцкий – первый опыт многолетних стационарных исследований, учение о водных режимах почв и типах местообитаний (экотонах), фитотопологические карты как прообраз ландшафтных карт, представление о плакорах как эталонах природной зональности.

Дискуссия о факторах степного ландшафтогенеза и “отвечности” степей.

Г.Ф. Морозов – ландшафтно-экологическое учение о типах леса, представления о ландшафте как географическом индивиде и типологической единице, мысли об иерархии природных комплексов.

Л.С. Берг и научное “открытие” ландшафта. Ландшафты природные и культурные – главные объекты географических исследований. Ведущий метод исследования – хорологический природное районирование России (географические зоны и страны). Палеогеографические идеи (“Климат и жизнь”, 1922). Концепция номогенеза (1922) и её ландшафтно-экологическая суть.

20-30-е годы 20 века – заложение главных научных направлений классического ландшафтоведения. Региональное ландшафтоведение. Работа Л. С. Берга “Ландшафтно-географические зоны СССР” (1931) и его концепция ландшафта.

Б.Б. Полынов – полевые ландшафтно-генетические исследования и картографирование, представления о метахронности ландшафтов, учение о корах выветривания как продуктах функционирования ландшафтов, первые шаги геохимии ландшафтов.

Пейзажное ландшафтоведение. В. П. Семенов-Тянь-Шанский и его представления об эстетике ландшафтов.

Типологическая трактовка ландшафта и натурные ландшафтно-географические исследования (М. А. Первухин, А. Н. Пономарев, А. Д. Гожев).

Л.Г. Раменский – основатель учения о морфологии ландшафта. Трактовка ландшафта как географического индивида региональной размерности. Экологические школы. Учение о природных типах земель и субъект-объектный подход к их сельскохозяйственной оценке.

С.В. Калесник: ландшафт – реальный объект, доступный для натурных (структурно-генетических) исследований и картографирования.

40-60-е годы 20 века – утверждение теоретико-методологических основ классического ландшафтоведения; масштабный размах ландшафтно-географических исследований и вузовского ландшафтного образования.

Н.А. Солнцев – идейный лидер отечественного ландшафтоведения, создатель и научный руководитель ландшафтной школы Московского университета, первый вузовский профессор-ландшафтовед. Концепция ПТК. Природные компоненты и их роль в ландшафтогенезе. Иерархия ПТК. Теория морфологической структуры ландшафта. Региональная трактовка ландшафта. Методика полевых ландшафтных исследований и крупномасштабного ландшафтного картографирования.

В.Н. Сукачев – основатель биогеоценологии, отечественного варианта ландшафтной экологии.

Б.Б. Полынов, А. И. Перельман, М. А. Глазовская – создатели геохимии ландшафта.

Д.Л. Арманд: Метод балансов в физической географии как путь становления геофизики ландшафта и методический поиск в области изучения метаболизма ландшафта.

Первые ландшафтные стационары.

Ф.Н. Мильков и его представления о типах местности как главных объектах ландшафтных исследований. Парагенетические и парадинамические природные комплексы.

А.Г. Исаченко – создатель первого вузовского учебника по ландшафтоведению и первой государственной ландшафтной карты, автор монографических работ по региональному ландшафтоведению.

Аэрометоды в ландшафтных исследованиях и ландшафтная индикация (С. В. Викторов). Типологическое понимание ландшафта (Н. А. Гвоздецкий). Представления о культурном ландшафте (Ю. Г. Саушкин и др.)

Всесоюзные ландшафтные совещания – дискуссионный форум и научно-методическая школа. Прикладные ландшафтные исследования: сельскохозяйственная оценка земель, проблемы мелиорации, медицинской географии и др.

60-80-е годы – современное (постклассическое) ландшафтоведение. Системная парадигма и её освоение ландшафтной географией.

Учение о геосистемах В. Б. Сочавы. Стационарные ландшафтные исследования. Динамика и функционирование геосистем. Экономическое ландшафтоведение. В. С. Преображениский – теоретик системного ландшафтоведения, лидер научно-методических разработок в области изучения геотехнических систем. Учение об антропогенных ландшафтах в трудах Ф. Н. Милькова, А. М. Рябчикова, Л. И. Кураковой и др.

Опыты построения типологической классификации ландшафтов на структурно-генетический основе (Д. Л. Арманд, Н. А. Гвоздецкий, А. Г. Исаченко, В. А. Николаев).

Ландшафтные карты в комплексных региональных географических атласах. Физико-географическое районирование на ландшафтной основе. Картографо-математический анализ ландшафтных карт. Становление космического ландшафтоведения. Обсуждение проблем динамики, устойчивости, самоорганизации и саморегулирования ландшафтов. Ретроспективный анализ современных ландшафтов, палеоландшафтоведение. Математический анализ ландшафтных структур (изотропность, фрактальность). Становление представлений о полиструктурности ландшафтной оболочки. Современная геофизика и геохимия ландшафта. Гуманизация ландшафтоведения. Возрождение интереса к эстетике ландшафта.

Современные ландшафтно-географические школы: московская университетская, московская академическая, петербургская, воронежская, иркутская.

Объект и предмет, цели и задачи ландшафтоведения

Любое научное направление, чтобы стать наукой, должно иметь объект и предмет изучения, свой собственный метод ис­следования. Всe эти категории присущи ландшафтоведению в равной мере. Поскольку ландшафтоведение является неотъем­лемой частью современной физической географии, то предмет его исследования будет связан с объектом изучения физической географии. Еще при изучении основ учения о географической оболочке (или, по А.Г. Исаченко (1991), эпигеосфере) вы узнали многие постулаты, которые имеют непосредственное отношение к ландшафтоведению, такие как

— объект изучения физической географии – это географи­ческая оболочка – глобальная материальная система, образован­ная взаимодействием и взаимообусловленностью верхней части литосферы, всей гидросферы, нижней частью атмосферы и био­сферы;

— географическая оболочка – это целостная геосистема глобального уровня организации, которая имеет вертикальную и горизонтальную структуры (дифференциацию);

— горизонтальная дифференциация географической обо­лочки выражена в виде се членения на разнообразные природ­ные комплексы (на суше – природные территориальные ком­плексы (ПТК), в океанах – природные аквальные комплексы (ПАК);

– эпигеосфера имеет ритмично-направленный характер развития, поясно-зональную структуру, особый тип динамики и функционирования;

Читайте также  Дуэль и смерть Пушкина

– узкую контактную активную пленку географической оболочки называют ландшафтной сферой. Она состоит из трех разных частей, приуроченных к приповерхностному слою лито­сферы вместе с приземным слоем тропосферы, к поверхностно­му слою Мирового океана и океаническому дну.

Объектом изучения ландшафтоведения является ланд­шафтная сфера Земли. Предмет изучения – природные террито­риальные (географические) комплексы.

Основная идея современной физической географии – это идея взаимной связи и взаимной обусловленности природных географических компонентов, составляющих наружные сферы нашей планеты. Под природными географическими компонен­тами мы понимаем: 1) массы твердой земной коры; 2) массы гидросферы (на суше это различные скопления поверхностных и подземных вод); 3) воздушные массы атмосферы; 4) биоту – со­общества организмов – растений, животных и микроорганизмов; 5) почву, в качестве особых географических компонентов раз­личают также рельеф и климат.

Взаимозависимость геокомпонентов и образуемых ими сложных материальных комплексов проявляется в сопряженных изменениях компонентов от места к месту (пространственная приуроченность). Такую картину можно наблюдать на профиле, пересекающем различные элементы рельефа от водораздела через склоны и террасы к руслам рек: вместе с рельефом меня­ются поверхностные отложения, микроклиматы, уровень грун­товых вод, виды и разности почв, фитоценозы.

Географические компоненты взаимосвязаны не только в пространстве, но и во времени, т.е. их развитие также происхо­дит сопряженно. Так, на всякое изменение климата обязательно отреагируют водоемы, растительные и животные сообщества, почвы и даже рельеф. Правда, реакция на изменения будет раз­ной по скорости для каждого геокомпонента.

Таким образом, природный территориальный комплекс – это не просто набор или сочетание компонентов, а такая их со­вокупность, которая представляет собой качественно новое, бо­лее сложное материальное образование, обладающее свойством целостности. Природный территориальный комплекс можно определить как пространственно-временную систему геогра­фических компонентов, взаимообусловленных в своем размеще­нии и развивающихся как единое целое. ПТК – это определенный уровень организации вещества Земли. Отдельные компоненты комплекса не могут существовать вне него.

В 1963 году В.Б. Сочава предложил именовать объекты, изучаемые физической географией, геосистемами. Понятие «геосистема» охватывает весь иерархический ряд природных географических единств – от географической оболочки до ее элементарных структурных подразделений. Геосистема – более широкое понятие, чем ПТК. Последнее применимо только к отдельным частям эпигеосферы, но не распространяется на гео­графическую оболочку в целом.

При буквальном переводе слова «комплекс» с латинского, а «системы» – с греческого языка между ними трудно уловить какое-либо смысловое различие, однако в современном научном обиходе эти термины приобрели несколько разные значения. Чтобы говорить о системе, достаточно иметь хотя бы пару объ­ектов, между которыми существуют какие-либо отношения. На­пример, системы «атмосфера – гидросфера», «река – водосбор­ный бассейн», «океан – суша» и т.д. Понятие «комплекс» пред­полагает не любой, а строго определенный набор взаимосвязан­ных компонентов, и число комплексов не может быть бесконеч­ным. В ПТК должны входить некоторые обязательные компо­ненты. Отсутствие хотя бы одного из них разрушает комплекс.

ПТК следует рассматривать как систему особого класса, высокого уровня организации, со сложной структурой и отно­шениями взаимной обусловленности между компонентами, подчиненными общим закономерностям.

Системный подход будет практически основным при из­ложении основ учения о ландшафте, поэтому в нашем варианте ПТК и геосистема будут являться терминами-синонимами.

Структура и свойства геосистем. Геосистемы имеют три главных уровня организации: планетарный, региональный и локальный, или местный (топический). Планетарный уровень представлен на Земле в единственном экземпляре — географической оболочкой. К геосистемам регионального уровня относятся крупные и достаточно сложные по строению структурные под­разделения эпигеосфсры – физико-географические, или ланд­шафтные, зоны, секторы, страны, провинции и др. Под система­ми локального уровня подразумеваются относительно простые НТК, из которых построены региональные геосистемы, – урочища, фации и некоторые другие.

Важнейшим свойством всякой геосистемы является се це­лостность.

Геосистемы относятся к категории открытых систем. Это значит, что они пронизаны потоками энергии и вещества, связывающими их с внешней средой.

В геосистемах происходит непрерывный обмен и преобра­зование вещества и энергии.

Всю совокупность процессов перемещения, обмена и трансформации энергии, вещества, а также информации в гео­системе можно назвать ее функционированием.

Структура геосистемы – сложное, многоплановое поня­тие. Ее определяют как пространственно-временную организа­цию (упорядоченность) или как взаимное расположение частей и способы их соединения.

Различаются две системы внутренних связей в ПТК – вер­тикальная. т.е. межкомпонентная (например, выпадение атмо­сферных осадков, их фильтрация в почву и грунтовые воды), и горизонтальная, т.е. межсистемная, или латерильная (примеры горизонтальных связей – твердый и водный сток, стекание хо­лодного воздуха по склонам и др.). Составные части геосистемы упорядочены не только в пространстве, но и во времени, таким образом, в понятие структуры геосистемы следует включить и определенный, закономерный набор ее состояний, ритмически сменяющихся в пределах некоторого характерного интервала времени, которое можно назвать характерным временем или временем выявления геосистемы.

Все пространственные и временные элементы структуры геосистемы составляют ее инвариант. Инвариант – это совокуп­ность устойчивых отличительных черт системы, придающих ей качественную определенность и специфичность, позволяющих отличить данную систему от всех остальных.

Динамика – изменения системы, имеющие обратимый ха­рактер, – главным образом циклические изменения, происходя­щие в рамках одного инварианта; восстановление смены со­стояний, возникших после нарушения геосистемы внешними факторами (в том числе и хозяйственной деятельностью челове­ка). Динамические изменения говорят о способности геосистем до некоторого критического порога возвращаться к исходному состоянию, т.е. об устойчивости геосистемы.

Устойчивость и изменчивость – два важных качества гео­системы, которые определяют се своеобразную жизнестой­кость.

Развитие – определенное направленное необратимое из­менение, приводящее к конкретной перестройке структуры и, следовательно, к появлению новой геосистемы (например, за­растание озер, заболачивание озер).

Особого внимания заслуживает вопрос выделения в так­сономическом ряду ПТК узловой единицы, служащей связующим звеном между геосистемами регионального и локального уровней. Такой единицей, по мнению многих географов, являет­ся ландшафт. Ландшафт рассматривается как узловая категория в иерархии природных территориальных комплексов.

Региональные и локальные геосистемы изучаются как в индивидуальном, так и в типологическом плане (рис. 1). Это значит, что для науки и практики, с одной стороны, может пред­ставлять интерес каждый конкретный, т.е. индивидуальный, ПТК того или иного ранга (Русская равнина, таежная зона Рус­ской равнины), а с другой стороны, необходимо наши черты сходства, общие признаки среди множества конкретных ПТК данного ранга и свести это множество к некоторому числу ви­дов, классов, типов.

Роль типизации возрастает по мере понижения ранга гео­систем, так как невозможно изучить каждую конкретную фа­цию. Объектами исследования могут быть только типы, классы, виды. В природе существуют лишь конкретные индивидуальные геосистемы. Их типология – продукт научного обобщения.

Цели и задачи ландшафтоведения. Целью ландшафтове­дения является всестороннее изучение состава, структуры, динамики и функционирования территориальных и аквальных геосистем в сфере наземных ландшафтов, формирование правил и принципов применения ландшафтного подхода при хозяйственной организации территории.

1) установление строения и структуры ПТК (помогает ус­тановить внутренние связи в геосистеме, определяющие степень се устойчивости);

2) типология, систематизация и классификация ПТК;

3) выяснение истории формирования ПТК, закономерно­стей их развития, составление ландшафтного прогноза. Историю развития необходимо знать для определения будущего направ­ления развития ландшафтов при влиянии на них разного соот­ношения природных и антропогенных факторов;

4) выявление закономерностей территориальной диффе­ренциации и интеграции ПТК в процессе районирования (основа – ландшафтная карта);

5) изучение и картирование ПТК – самая актуальная из за­дач, т.к. ландшафтные карты широко используются во всех ви­дах деятельности человека;

6) изучение природно-ресурсного потенциала ландшаф­тов, выработка рекомендаций по их оптимальному использова­нию, оптимизации и охране;

7) исследование влияния хозяйственной деятельности че­ловека на геосистемы регионального и локального уровня орга­низации, механизма формирования природно-антропогенных и антропогенных комплексов;

8) изучение влияния окружающего ландшафта на соци­альную и духовную жизнь человека.

В своем развитии ландшафтоведение опирается на ряд общих принципов: объективность (НТК существуют объектив­но, имеют своюсобственную структуру, свойства, качества и историю развития); генетический (исторический) принцип (изу­чение происхождения, развития и возраста ПТК); принцип отно­сительной однородности (наибольшая однородность свойствен­на наименьшим единицам – фациям; чем выше иерархический уровень, к которому принадлежит IITK, тем больше степень не­однородности); системный подход (рассмотрение ПТК как це­лостной системы различных иерархических уровней).

Ландшафтоведение как наука. История возникновения. Объект, предмет, методы и задачи науки.

Ландшафтоведение — наука, изучающая строение, происхождение, функционирование и трансформацию земных ландшафтов

Как наука ландшафтоведение начало складываться в конце 19 в. Основоположниками учения о ландшафте были В.В. Докучаев и Георгий Николаевич Высоцкий. Социальными предпосылками развития ландшафтоведения в России были: развитие капиталистического производства. В 18-19 вв. оформляются многие отрасли промышленности, разделение труда. Экономическое развитие поставило проблему осмысления разнообразия природы и хозяйства на территории России и составление различных карт. Для России это было актуально из-за ее размеров. В1784 г Зябловский предложил разделить территорию России на 3 полосы: северную холодную, среднюю умеренную, южную теплую. Спустя 20 лет он выделил четвертую полосу – самую холодную (Арктика).

Читайте также  Медико-психологическая помощь пострадавшим при экологических катастрофах

В середине 19 в. вышли работы о климатических районах России выделявшие 8 полос в основе которых лежат с одной стороны природные особенности территории, а с другой, особенности возможности хозяйственного освоения. Выделены: ледяная, тундровая, таежная, лесная (скотоводческая), ячменная, пшеницы и фруктов, кукурузы и винограда, сахарного тростника.

В последующем в районированиях выделяли страны: лесная, промышленная, черноземная, пастбищно-черноземная.

В 1851 г. немецкий ученый Траутфеттер попытался разделить территорию России по характеру растительного покрова на 4 округа: северный (область тундры), западный (распространение европейской ели), восточный (распространение сибирских хвойных пород), южный (область древесных лиственных пород).

Вторая предпосылка возникновения ландшафтоведения – закономерности общего научного характера. На рубеже 18-19 вв. – активно изучалась природа и деятельность человека. Этому во многом способствовали академические экспедиции, которые позволяли делать обобщения о распространении отдельных видов растений, животных, почв. Возникают гипотезы о возникновении чернозема. Составляются комплексные характеристики Прикаспийской низменности, Предкавказья, Забайкалья, Камчатки.

В 1805 г. организовано Московское общество естествоиспытателей, в 1845 – Русское географическое общество, организовывавшие многие научные экспедиции, в том числе Семенова Тян-Шанского, Пржевальского, Черского, Мушкетова. Одновременно с накоплением фактического материала шло его обобщение.

В начале 19 в. значительное влияние на развитие географических исследований оказали взгляды А. Гумбольдта. Одна из важнейших его заслуг – разработка учения о природе, как комплексе связанных элементов, теории вертикальной зональности.

Среди крупных русских ученых того периода следует выделить Карла ФранцевичаРулье, который высказал предположение о влиянии природных условий на изменения видов. Работа Николая Алексеевича Северцова «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» (1855) положила начало фенологическому изучению ландшафтов. Значительное влияние на развитие русской географии оказали работы Чарльза Дарвина, позволившие анализировать развитие материальных объектов, рассматривать исторические связи живых организмов с окружающей средой и изучать влияние среды на животных и растения.

Идея комплексности нашла отражение в работах Александра Ивановича Воейкова (рубеж 19-20 вв.), в которых рассматривался климат и его связь с другими компонентами географической оболочки. К середине 19 в сложились научные предпосылки для формирования идет о ПК, как особом образовании. Вначале изучались отдельные прямые и обратные связи между компонентами ПК, а затем сформировано понятие ПК. Первоначально их выделяли на уровне фитоценозов и зооценозов, а затем биоценозов и биогеоценозов.

Однако в то время теоретические положения учения о ПК не были подкреплены знаниями причин комплексности и их трактовали как местные особенности природы, зависящие от какого-либо одного фактора.

В начале 20-го века ландшафтоведения развивается взаимосвязано с региональной физической географией. В это время зачатки ландшафтоведения прослеживаются в работах Докучаева и Анучина и его школы. В период с 1917 по 1930 гг. на практике был проверен целый ряд теоретических положений и выдвинуты новые научные проблемы, в том числе однородности ПК, определение критериев их систематизации.

Теоретические основы базировались на одиночности литогенной и климатической составляющих ландшафта. В 1931 г. выходит книга льва Семеновича Берга «Ландшафтно-географические зоны Советского Союза» в которой он попытался дать более полное определение понятия ландшафта. Именно Берг считается основоположником ландшафтоведения.

В последующие годы понятие ландшафт усложнялось и изменялось иное чем у Берга его понимание отражено в работах Высоцкого и Морозова. Ландшафт – это не конкретная территория, а тип территории. В основу этого представления было положено не только сходство природы ландшафта, но и характер его развития во времени. Региональный подход в понимании ландшафта развивается в работах Калесника, Раменского.

Современный этап истории ландшафтоведения начинается с 1955 г когда в Ленинграде, в рамках географического общества состоялось первое всесоюзное совещание по вопросам ландшафтоведения. В дальнейшем подобные совещания проводились во Львове, Талине, Воронеже (1982), Риге. Крупнейшими советскими учеными-ландшафтоведами этого периода являются: В. Б. Сочава, И. П. Герасимов, Д.Л. Арманд, Ф. Н. Мильков, Н. А. Гвоздецкий, Н. А. Солнцев, К. Г. Геренчук, А.Г. Исаченко и многие другие. Во 2-й половине 20 в. основные ландшафтоведческие исследования в СССР велись в Москве, Ленинграде и Воронеже, где сформировались свои научные школы.

Ландшафтоведение как наука достаточно молодая, но быстро развивающаяся именно в направлении региональной физической географии. Это раздел физической географии, изучающий сложные природные и природно-антропогенные геосистемы различного ранга. Основу ландшафтоведения составляет учение о географическом ландшафте.

Объектами изучения ландшафтоведения выступают природные комплексы более низкого таксономического ранга: ландшафт, местность, урочище, фация. Все эти комплексы сохраняют присущие всей ГО свойства, например, целостность, комплексность.

Задачи ландшафтоведения определяются значительным кругом вопросов.

1. Изучение и картографирование природных комплексов.

2. Типология, систематизация и классификация природных комплексов.

3. Выяснение истории формирования и развития природных комплексов и составление ландшафтного прогноза.

4. Познание строения и структуры ландшафта для выявления внутренних взаимосвязей и определения степени устойчивости.

5. Выявление закономерностей территориальной дифференциации и интеграции ландшафтов. Эта задача решается в процессе ландшафтного районирования.

6. Изучение природно-ресурсного потенциала комплексов и выработка рекомендаций по рациональному использованию, оптимизации и охране.

7. Выяснение влияния хозяйственной деятельности человека на тот или иной природный комплекс.

Ландшафтоведение опирается на различные принципы и методы. Главным принципом ландшафтоведения считается объективность то есть, выделяемые природные комплексы должны объективно существовать в географической оболочке со своими границами и свойственными их структурами. Не менее важным является генетический принцип, то есть рассмотрение истории протекания природных процессов и развития. Принцип относительной однородности (чем мельче природный комплекс, тем они однороднее), который используется при классификации природных комплексов и при их оптимизации. Системныйподходрассматривает природные комплексы как целостные системы различных уровней.

Методы ландшафтных исследований

Среди методов ландшафтных исследований ведущими являются:

− Математический (включение математического компьютерного моделирования).

− Сопряженного анализа ПК.

В современном ландшафтоведении развивается несколько обособленных научных направлений: «Геохимия ландшафта», «Геофизика ландшафта», «Антропогенное ландшафтоведение».

28. почва — зеркало ландшафта. Это выражение ведет свое начало от Докучаева. Он первый сказал, что почва — зеркало окружающих условий (следовательно, зеркало ландшафта). Но конечно, этот афоризм нельзя понимать буквально. Во-первых, почва — зеркало не только современного ландшафта, но и тех ландшафтов, которые были здесь раньше. Во-вторых, почва, конечно, отражает ландшафт не как зеркало. Это метафора. В последнее время ведется много споров, адекватно ли это отражение или нет. Обычно под адекватностью понимают два свойства явлений. В узком смысле адекватность — это тождество двух явлений одного класса: тождество двух деревьев, двух предметов. Например, отражение в зеркале адекватно, тождественно своему прототипу. В этом смысле нельзя говорить о почве как об адекватном отражении окружающих условий. Она, скорее, может быть адекватной, тождественной другой почве, развивающейся в таких условиях. Почву называют биокосным телом, имея в виду, что взаимодействие живой части ландшафта с неживой косной природой — геологическими отложениями — рождает пограничную «пленку», которая не может быть отнесена ни к тем, ни к другим. Почва состоит из той же минералогической основы, что и горные породы, но при этом она вся пронизана жизнью, в чем легко убедиться, если бросить несколько кубических сантиметров почвы на предметное стекло обычной бинокулярной лупы. Классик отечественного почвоведения назвал почвы «зеркалом ландшафта», поскольку почвы, с одной стороны, отражают одновременно и свойства биоты ландшафта, формируясь за счет минерализации органического вещества биологических тел (растений и животных), с другой — испытывают воздействие физических параметров местообитания: трофности грунтов, их механического состава, степени увлажнения, проточности и т. д.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 44 | Нарушение авторских прав

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: