Космоцентризм как основа философии древней греции - OXFORDST.RU

Космоцентризм как основа философии древней греции

Космоцентризм древнегреческой философии.. реферат

Космоцентризм – это основной принцип древнегреческой философии т.к. главная проблема для философов: как устроен мир, каков мировой порядок. Одна из главных философских школ в Древней Греции – «Милетская школа» (г. Милет).

Представители этой школы: Фалес(считал, что первоосновой мира считается вода (она могла сжижаться и разжижаться). Анаксимандр был не согласен с Фалесом и считал, что в основе всего лежит материальное начало – апейрон. А его ученик Анаксимен – был с ним не согласен и считал, что в основе всего лежит воздух (с ним происходит тоже, что и Фалеса с водой). Все трое искали начало в природе т.о. они тяготели к материальному объяснению природы. Они были стихийными материалистами и диалектиками. Диалектика – учение о всеобщей связи и развитии явлений мира, а также метод познания, который учит видеть мир во взаимосвязи противоположностей, составляющих единое целое), Гераклит(VI – V в.в. до н.э. «Мир не создан ни кем из Богов и ни кем из людей. Мир есть мерами возгорающий и мерами потухающий огонь». Он тоже искал начало в стихиях. «Все течет, все изменяется». «В одну и туже реку нельзя вступить дважды». Развитие – это изменение, приводящее к появлению новых качеств. Развитие может быть эволюционным и революционным, прогрессивным и регрессивным.) Демокрит жил в 460 – 370 г. (V – IV в.в. до н.э.). Был основателем атомистического материализма. Считал, что в основе мира лежат атом и пустота. Атом ( в переводе неделимая частица) Демокрита был больше похож на молекулу, при этом он считал, что атомы бывают разной формы, от этого зависит как выглядит то вещество, которое они составляют. Все атомы находятся в постоянном движении. Все выводы Демокрит делал умозрительно (теоретически). И рядом с гениальными догадками соседствовали наивные представления.

Космоцентризм — это первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку все они с разными оговорками не только признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, но и считают его живым, развивающимся существом. Кроме того, они чаще всего не доказывают свои утверждения, а изрекают, как это делает, например, Гераклит.

Вместе с тем это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

Следует отметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.

Именно они первыми нащупали фундаментальную проблему, поставили вопрос о первоначале, стали различать чувственную и мыслительную реальности.

Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли.

Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и спецификой постановки вопросов, которые носили принципиально мировоззренческий, философский характер и тем самым на века предопределили дальнейшее развитие греческой, а затем европейской и мировой философской культуры.

Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал — воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.

Поэтому антропологический поворот в философии Сократа был подготовлен космоцентризмом, равно как и антропоцентризм Сократа подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.

Одни греческие философы считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы: кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) – земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии « Учение Платона о бытии, душе, и познании. (427-347, «Государство, законы»). Платон – основатель объективного идеализма.

Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи – это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Бытие – тождественное и неизменное.

8.Космоцентризм как основа философии древней Греции

На протяжении VI-IV веков до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифологическое мышление, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот — все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается, никто не знает. Одни греческие философы (натурфилософы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество — апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) — земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется, все эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до нашей эры (например Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период её развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (6 век до нашей эры), несколько позднее — пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли — «физиками», от греческого слова physis — природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А греческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между философией и мифологией было существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил всё сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В «Теогонии» Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос — любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого всё произошло. У Фалеса это — вода, у Анаксимена — воздух, у Гераклита (ок. 544-483 годы до нашей эры) — огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие её одушевлённые существа. Поэтому вода или огонь здесь — это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение. Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм древней философии (термин «онтология» в переводе с греческого означает «учение о бытии»).

Читайте также  Закаливание детей дошкольного возраста

Её центральный мотив — выяснить, что действительно есть, то есть пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от характерных для мифологии персонификаций, а тем самым от образа «порождения». На место мифологического порождения у философов становится причина. Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстаёт в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко представлена диалектика у Гераклита, согласно которому всё сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия — самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако диалектика натурфилософов, как и всё их мышление, ещё не свободна от образно-метафорической формы, в ней логическая обработка понятий ещё не заняла сколько-нибудь заметного места. Освобождение от метафоричности мышления, характерной для ранних натурфилософов, предполагало переход от знания, обременённого чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших это имя от главы школы — Пифагора, жившего во второй половине VI века до нашей эры), которые считали началом всего сущего число, а также учение элеатов — Ксенофона, Парменида, Зенона (конец VI — начало VII века до нашей эры), вычленивших понятия бытия как такового. Греческая античная философия сформировалась в VII — VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа: I. — от формирования собственно греческого философского мышления до перелома V — IV вв. до нашей эры — как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, — как досократики. П. — приблизительно с половины V в. и существенная часть IV в. до нашей эры — определяется как классический. Он характеризуется влиянием и деятельностью Сократа, Платона, Аристотеля. Ш. — конец IV — II вв. до нашей эры — в подавляющем большинстве работ определяется как эллинистический. В отличие от классического периода, когда возникли значительные философские системы, в это время на арену выступает целый ряд всевозможных философских направлений и школ. IV. — I в. до нашей эры — V — VI вв. нашей эры — т.н. римский период. Далее речь будет идти о первом этапе развития древнегреческой философии. Произведения досократовских философов сохранились только во фрагментах и лишь исключительно благодаря цитированию и критике более поздних античных авторов.

Глава 2 Античная философия: космоцентризм

Античная философия: космоцентризм

1. Космологизм ранней греческой философии

Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI век до н. э.), несколько позднее — пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли — «физиками», от греческого слова physis — природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А древнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией имелось существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В «Теогонии» первого известного по имени древнегреческого эпического поэта Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос — любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фалеса это — вода, у Анаксимена — воздух, у Гераклита (ок. 544 — ок. 483 до н. э.) — огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или огонь здесь — это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение.

Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм античной философии (термин «онтология» в переводе с греческого языка означает «учение о бытии»). Ее центральный мотив — выяснить, что действительно есть, иными словами, пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от присущих мифологии персонификаций, а тем самым от образа «порождения». На место мифологического порождения у философов становится причина.

Для первых «физиков» характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко это представлено у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия — самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако мышление первых философов еще не свободно от образно-метафорической формы, в нем логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.

Читайте также

[ I ] АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

[ I ] АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Греция. Философия древней Европы была греческой философией. Ни один народ в этот период не создал философии, никто не сотрудничал с греками, кроме римлян, которые в конце античного периода восприняли философию греков, не дополнив ее ничем

Глава 1. Античная философия

Глава 1. Античная философия 1. Генезис философии в Древней Греции У философии свой особый подход к предмету, отличающий ее как от житейски-практического, так и от естественно-научного подхода к миру. Подобно тому как математик ставит вопрос, что такое единица, и дает

Глава 1.1 Античная философия

Глава 1.1 Античная философия Милетская школа философииИзвестно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к античности. Именно поэтому философии античности будет уделено должное внимание.Философия выросла из мифов, главным образом из повествований о

[I] АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

[I] АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Греция. Философия древней Европы была греческой философией. Ни один народ в этот период не создал философии, никто не сотрудничал с греками, кроме римлян, которые в конце античного периода восприняли философию греков, не дополнив ее ничем

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВВЕДЕНИЕ Греческая античная философия сформировалась в VII–VI вв. до н. э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в

Глава 1. Античная философия права

Глава 1. Античная философия права 1. Дике и номос: в поисках начал справедливости Уже во времена «гомеровской Греции» (конец II тысячелетия до и. э.)[589] эллины оперируют, в частности, такими понятиями, как дике (правда, справедливость), темис (обычай, обычное право), тиме (честь,

Читайте также  Западники и славянофилы, их философское мировоззрение

Античная философия

Античная философия От мифа к ЛогосуСогласно Аристотелю, в основе философии лежит благоговение человека перед окружающим миром. Другими словами, наша Вселенная являет собой столь странное и нелепое зрелище, что нам, беднягам, остается только философствовать. Правда, по

Античная философия

Античная философия В этой книге рассматривается философия Древней Греции и Рима. Здесь нет нужды рассуждать о значении греческой культуры для нашей цивилизации. Верно сказал Гегель: «В имени «Греция» каждому европейцу слышится что–то родное»6. Никто не станет отрицать,

Глава 1 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Глава 1 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная

Космоцентризм как основа философии древней греции

План лекции

1. Поиски рационального единства и порядка первыми философами.
2. Философский переворот, совершенный Парменидом.
3. Объяснение мира посредством материалистических понятий – атомизм.
4. Синтез религии и разума в пифагорейской школе.

Первую стадию в истории греческой философской мысли можно назвать космополитической. Это эпоха милетской натурфилософии, эпоха основной метафизической антитезы древнейшего периода – элеатского неподвижного бытия и гераклитовского всеобщего процесса, и эпоха примирительных попыток Эмпедокла, Анаксагора и атомистов.

Общее настроение этого периода — космополитическое. Мифологический мир Гомера и Софокла с его олимпийским порядком обладал определенной структурой, однако, настойчивое стремление греческого видения к системности и ясности начинало искать новые формы. Пробуждающаяся философская мысль видит мироздание во всей его шири и необъятности. Взор первых философов — ионийцев падает не на частные явления бытия, с их мимолетными и пестрыми началами и концами, но на бытие в целом, за текучестью, изменчивостью и многообразием мира они искали некое рациональное единство и порядок.

Отныне их задачей стало обнаружить основополагающий принцип, или начало – arhe, которое и правит природой, и составляет ее суть. «Arhe» — основное начало бытия, мыслимое у Фалеса как вода, у Анаксимена как воздух, у Анаксимандра как бесконечная субстанция, не сводимая ни к одному чувственному элементу – все это яркие типы интуитивного постижения сущности мира.

Первые философы мыслят бытие цельным и единым, и никто из них не признает за конкретной, реальной вещью какого-либо самостоятельного и самодовлеющего существования. Мир един. О древнейших философах Аристотель говорил: «То, из чего состоит все сущее, из чего оно происходит впервые и во что оно конечным образом разрешается, что пребывает как неизменная сущность в изменении своих состояний, — это они признают элементарной основой (стихией), это считают началом всего существующего. И поэтому они полагают, что ничто не происходит и ничто не уничтожается, так как одно и то же естество пребывает вечно». Фалесу прямо приписывают изречение: космос един.

Следующий шаг в этом философском перевороте был сделан Парменидом Элейским, который попытался разрешить проблему подлинной реальности при помощи чисто абстрактной рациональной логики. По его словам, благодаря божественному откровению, он нашел путь к дедуктивной логике; и она была беспрецедентна по своей строгости. Ионийцы, стремясь к простоте в объяснениях природы, утверждали, что мир – это единое, ставшее многим. Парменид же, вступая в борьбу с языком и с логикой, показывал, что для вещи «быть» чем-либо уже означает, что она не может стать тем, чем она не является, ибо о том, что он доказывал, что «то, что есть» («сущее») , не может ни появляться, ни исчезать, ибо нечто не может появиться из ничего или в ничто обратиться, раз «ничто» вообще не может существовать.

Вещи не могут быть такими, какими они являются чувствам: столь знакомый нам мир – переменчивый, подвижный, множественный, — должно быть, просто «мнение», ибо, следуя логической необходимости, подлинное бытие неизменно и едино. Логика Парменида впервые подтолкнула философию к рассмотрению таких проблем, как различия между действительным и кажущимся, между рациональной истиной и чувственным восприятием, между бытием и становлением. Однако наиболее важным оказалось утверждение о том, что роль верховного судьи относительно действительности принадлежит человеческому разуму.

Обе эти тенденции – натуралистическая и рационалистическая – способствовали развитию ряда теорий, со все возрастающей изощренностью объясняющих естественный мир. Наиболее же всеобъемлющей из всех систем, был атомизм. Пытаясь завершить начатое ионийцами, то есть довести до конца поиски элементарной субстанции, составляющей материальный мир, и в то же время побороть аргументы Парменида, Левкипп и Демокрит стремились дать объяснение всех феноменов посредством чисто материалистических понятий.

Мир состоит исключительно из несотворенных и неизменяемых материальных атомов – единообразной субстанции, как считал, Демокрит, однако число их бесконечно. Микроскопические неделимые частицы постоянно движутся в безграничной пустоте, а их хаотические столкновения и случайные сочетания порождают все явления видимого мира. Атомы наделены однородными свойствами, различаясь лишь по форме и величине, иными словами, обладают количественными характеристиками.

«Качество» же принадлежит области субъективных ощущений человека. Возражая Пармениду, Демокрит утверждал, что то, «чего нет», на самом деле может существовать, например вакуум – пустое – реальное пространство, в котором движутся атомы и собираются в различные сочетания. Движение атомов протекает механически: не под воздействием космического разума, а по причине слепой случайности естественной необходимости (ananke).

Среди греков, вставших на путь синтеза религии и разума, был Пифагор, пользующийся репутацией человека, обладающего гением как научным, так и религиозным. Философская школа и религиозное братство, которое он основал, стремилось к нравственному очищению, духовному спасению и интеллектуальному проникновению в природу. Тогда как ионийцев интересовала в явлениях материальная субстанция, пифагорейцы сосредоточились на формах, в особенности математических, которые управляли этими явлениями и упорядочивали их. Математические фигуры, музыкальная гармония, движение планет, мистериальные божества – все это для пифагорейцев находилось в тесной связи, смысл которой мог приоткрыться человеку, воспитание которого уподобляло его душу мировой душе и божественному созидающему разуму Вселенной.

Красной нитью идея единства и гармонии проходит через Гераклита, с его «скрытой гармонией», которая «сильнее явной», с его учением о Логосе и определенных мерах воспламенения и угасания всемирного Огня.
Наряду с прозрением целостности мироздания, без которого немыслим этот период, первые философы мыслят реальный процесс бытия как постепенное созидание и разрушение. Вот миросозерцание этих древнейших философов: отдельные вещи смертны, их происхождение случайно, они уничтожаются при всемирном пожаре; остается вечное и единое бытие, в котором нет наших вещей и предметов, оно – гармония, ибо оно есть все и довлеет себе.

Таким образом, философия первых философов носит космоцентрический характер, когда за частными текучими явлениями они ищут рациональное единство и порядок, рисуют мир единым и целостным.

Основной задачей первых натурфилософов было обнаружение основополагающего принципа, составляющего суть природы (arhe). Они мыслят мир единым и цельным, потому ни одна реальная вещь не может обладать самостоятельным существованием.

Методические рекомендации к лекции

При усвоении материала лекции обратите внимание на то, что первая философия представляла собой единую нерасчлененную науку, содержание которой складывалось из общефилософских положений о мире и о различных конкретных явлениях природы. Пытаясь решить проблему единства и многообразия мира, первые философы разрабатывали идею первоначала, или первоосновы и рассматривали все существующее многообразие вещей и явлений природы как проявление единого начала.
Изучив и проанализировав материалы лекции и предложенной литературы по данному вопросу, определите суть достижений первых философов и их историческое значение. Попытайтесь осмыслить в чем идеи досократиков могли послужить источником для последующего развития философии.

Методическая разработка активного семинара: «Космоцентризм древнегреческой натурфилософии»

Цель семинара: рассмотреть многообразие концепций и подходов объяснения мира, его происхождения в древнегреческой натурфилософии.
Форма занятия: дебаты.
Студенты выбирают себе школы или философов: милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит, Пифагор, элеаты (Ксенофан, Парменид), Зенон Элейский, физики-плюралисты (Эмпедокл, Анаксагор), атомисты (Демокрит, Левкипп).
Студенты-философы спорят по самому главному вопросу: что есть окружающий мир, откуда все произошло.
Студент должен знать
• Основные положения концепции происхождения и объяснения мира в древнегреческой натурфилософии.
• Тексты-первоисточники из хрестоматии и рекомендуемой литературы.
Студент должен уметь
• применять изученный материал в доказательстве позиции того или иного философа или школы;
• использовать основные понятия философов;
• проявлять свои артистические способности;
• творчески осмыслить древнегреческую натурфилософию;
• прийти к самостоятельным выводам, выработать собственную позицию, излагать ее четко, кратко, емко, ясно.
В конце семинарского занятия студентам необходимо сформулировать конкретные выводы по теме:
• что есть космос;
• что есть архэ, представить логику развития;
• что есть бытие.

Читайте также  Закон 12 таблиц

Антология мировой философии. – Т. 1. – Ч. 1. – М., 1968. – С. 48-79.
Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976. – С. 34-56.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. – С. 86-104.
Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1981. – С. 678-722.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.–М.,1994. – С. 344-455.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье. – СПб: Пневма, 2001. – С. 16-79.
Чанышев А.Н. Курс лекций Древней и средневековой философии. – М., 1991. – С. 53-63.
Шаповалов . В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2001. – С. 54-59.

Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:
1. Назовите сущностные черты миросозерцания первых древнегреческих философов.
2. Что считали первоначалом предтавители милетской школы?
3. Как греки мыслили космос?

Репродуктивно-практический уровень:
1.Как первые философы понимали основополагающий принцип — arhe?
2.Почему воззрения Гераклита о космосе указывают на то, что он гилозоист?
3.Как Парменид решает проблему бытия?

Творческий уровень:
1.Сопоставьте рационалистическую и натуралистическую тенденции в объяснении мира первых греческих философов.
2.В чем суть рациональной логики Парменида?
3.Как детерминизм Демокрита связан с его атомистической концепцией?

Философия Древней Греции:космоцентризм

Космоцентризм — (греч. Κοσμος + центр) система философских которых, в взглядов космос (как философское понятие) центральное занимает место.

Стержневой идеей др.греч. являлся философии космоцентризм — восприятие мира как таинственного и огромного Космоса, гармоничного и многообразного в своих Страх. проявлениях и преклонение перед Космосом, проявление прежде интереса всего к проблемам происхождения материального объяснению, мира явлений окружающего мира

Космоцентризм — первый это этап развития античной философии, часто который называют досократовским, он сохраняет вначале мифологии черты. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители элейской и милетской школ выступают как философы, стремятся поскольку познать Космос, внешний мир, моноэлементную построить модель бытия. И Пифагор, и Фалес, и Анаксагор, и Гераклит делают значительный шаг от мифологии к поскольку, философии они пытаются объяснить мир из начала единого (воды, воздуха, числа, огня и т.д.). тем с Вместе у них есть общее с мифологической поскольку, традицией все они с разными оговорками не признают только сущее за проявление беспредельно-стихийного считают, но и первоначала его живым, развивающимся существом. того Кроме, они чаще всего не доказывают утверждения свои, а изрекают, как это делает, Гераклит, например.

Следует отметить значение первых философских космоцентрических концепций, поскольку самое сложное — чего начало-то фундаментального. Начало европейской философии, у которой истоков стояли греки, — революция в интеллектуально-культуре мировоззренческой, оказавшая влияние на все последующее истории развитие.

Именно они первыми нащупали проблему фундаментальную, поставили вопрос о первоначале, стали чувственную различать и мыслительную реальности.

Философия Древней появившись, Греции как стремление понять таинственный поставила, Космос вопросы о предельных основаниях природного его, мира структуре, сущности, став тем школой самым философствования для будущей мысли. интересен Космоцентризм не только своими интеллектуальными результатами, но и постановки спецификой вопросов, которые носили принципиально философский, мировоззренческий характер и тем самым на века дальнейшее предопределили развитие греческой, а затем европейской и философской мировой культуры. Греки открыли природу объект как философии, впервые оставив вопрос о ее Здесь. первоначале важным оказался не столько характер принятых самих первоначал — воды, воздуха, огня, форма сколько постановки вопросов. После открытия легче природы было поставить вопрос о человеке, Боге о затем. Поэтому антропологический поворот в философии был Сократа подготовлен космоцентризмом, равно как и Сократа антропоцентризм подготовил появление систематических философских Платона концепций и Аристотеля

13. Этапы развития античной Периодизация.

философии античной философии :

-Архаический (древнейший) Классический

-период период: .

-Ранний эллинистический период:

-эллинистический Поздний период (греко-римский период):

философия Античная имеет свои временные и пространственные Время. границы ее бытия — с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан 529 в эакрып г. н.э. последнюю философскую школу — Платоновскую Греческая. Академию философская мысль имеет свои рождения этапы, расцвета и увядания. Первый этап, часто который называют досократоеским, носит космоцентрический сохраняет и характер вначале черты мифологии. Это важный принципиально этап становления философии как рационального сферы постижения исходных оснований Космоса, проникнуть стремления через видимое в невидимое, начало явления различения и сущности, бытия и небытия. Тем происходит самым становление философской категориальной системы. На этапе первом развития греческой мысли не всегда различие осознается между понятиями и реальностью, бытием и что, мышлением приводит к их неявному или явному Это. отождествлению нашло отражение в построениях философов школы милетской, Гераклита, у которых нелегко провести между границу водой Фапеса, воздухом Анаксимена, Гераклита огнем как всеобщими сущностями, образующими бытия начало, с одной стороны, и соответствующими чувственно природными воспринимаемыми стихиями — с другой. Вместе с тем что то, принципиально впервые ставится вопрос о соотношении данных чувственных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие Открывается. мысли новый мир — мир мысли, в живут «котором» понятия различной степени общности. осознаваться Начинают конструктивные возможности разума. Последнее отражение находит в философских системах Сократа, Демокрита, Аристотеля, Платона. Второй этап — период расцвета философс греческой кой мысли — отличается от первого, во-значительным, первых качественным расширением предметного поля вторых, во-философии, развитием категориальных средств пoстижения богатством и бытия мыслей, опередивших свое время; в-появлением, третьих в рамках общефилософских представлений зачатков знания научного и логики, которые впоследствии оказали влияние существенное на все сферы человеческой деятельности. В Платону, к частности восходит мысль о философии как духовной-интеллектуально деятельности по преодолению противоречия между наличной несовершенством материальной данности и совершенством мира Подобное. идей противоречие — не внешнее для мыслящего выступает, а субъекта как личная проблема, решение приводит которой к совершенствованию. преображению, одухотворению человека. различает Аристотель два уровня философии. Первая занимается философия вопросами бытия как такового, вообще бытия, тогда как вторая философия, физика или, исследует бытие сущего, причастного к Проблема. движению соотношения первой и второй философии, показапа как дальнейшая история мысли, не проста. философия Античная в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля свое получает наивысшее, классическое развитие. Это расцвета этап греческого типа философии, наиболее реализация полная конструктивных возможностей спекулятивного разума. этап Третий греческой философии — эллинистический — характеризуется элементов включением восточной культуры, снижением уровня исследований философских, распадом высоких философских школ Аристотеля и Платона. Так, стоики и эпикурейцы больше философией интересуются практически, нежели с точки зрения Блага и Истины в традиционно греческом их смысле. Тем меняются самым акценты в понимании предмета философии, сфера сужается ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в конструктивному противовес мышлению предшественников, появляются эклектические течения философские.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: