Коррупция как форма теневого лоббизма - OXFORDST.RU

Коррупция как форма теневого лоббизма

Коррупция как форма теневого лоббизма.

Коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда публичные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение публичных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Современная политико-правовая жизнь невозможна без коррупции, потому что общество не находит позитивных ресурсов для борьбы с этим социально-политическим феноменом. Коррупция имеет множество форм проявлений: взяточничество, фаворитизм, протекционизм, непотизм, коррупционный лоббизм, незаконное использование государственной и муниципальной собственности и другие.[10]

Слово лоббизм происходит от слова lobby – кулуары (коридоры). Многие по этому поводу иронично шутят, что лоббист это тот, кто знает в какой кабинет занести чемодан с деньгами.[11]

Коррупция не является методом лоббирования, но одной из форм проявления коррупции является про-лоббизм или коррупционный лоббизм.

О том, что власть коррумпирована, т.е. в теневом режиме оказывает бизнесу посильные услуги, знают все. Несмотря на кажущуюся конспиративность, эта тема является одной из наиболее популярных в СМИ. Помимо банальной покупки административных услуг существует технологически оформленный процесс «политического инвестирования», при котором бизнес, используя теневые ресурсы, покупает место во власти, ставя на него своего человека.

Но почему же так получилось? А потому, что в России демократическая политическая система формировалась в эпоху криминальной приватизации, в условиях духовного кризиса, социальной и экономической деградации общества, отсутствия в стране элементов гражданского общества. В такой ситуации возникший российский лоббизм как неформальный политический институт имел криминально-коррупционный оттенок. За модным словом «лоббизм» в высших институтах власти страны шла ожесточенная борьба главным образом внутри политических институтов, за доступ к ресурсам, дележу бывшей государственной собственности страны. Именно тогда формирующаяся российская модель неформального института лоббизма становилась фактором коррумпирализации политического процесса. Именно тогда сложились некоторые характерные черты функционирования политической системы современной России, которые определили характер российской модели лоббизма. Можно сказать, что российский лоббизм был порождением новой, коррумпированной по своей природе, политической системы и он же сам стал важнейшим фактором системной коррупции политического процесса страны. Конкретно это проявлялось в:

— нарушении принципа разделения властей. В стране до настоящего времени на всех уровнях власти и общества отсутствует уважение к закону;

— выборочном принципе подхода к борьбе с коррупцией. Видимость борьбы с коррупцией государство формирует за счет его борьбы по преимуществу только с низовой коррупцией, с людьми, которые по вине государства живут за чертой бедности;

— дефиците нравственности власти и общества и отсутствии у политического класса исторической ответственности перед страной;

— отсутствии в стране действительно независимого института суда.

Эти и другие факторы при отсутствии в стране федерального закона о регулировании лоббистской деятельности в федеральных и региональных органах государственной власти создавали и продолжают создавать питательную базу для поддержки российской коррупции ресурсами групп давления состоятельных граждан нашей страны.

Коррупцию нельзя объяснить только лишь моральным падением, нечестностью отдельных представителей власти, их индивидуальным поведением. Она является индикатором определенных общественных отношений, одним из проявлений связи между формальными и неформальными элементами системы.[12]

Эксперт фонда ИНДЕМ Владимир Римский, отмечает, что сейчас в России лоббизм коррупционный, слабо регулирующийся нормами морали: «В России действую нормы нецивилизованного лоббизма, и перейти к цивилизованной форме только с помощью закона, на мой взгляд, нереально. Потому что нецивилизованно лоббировать свои интересы выгодно. К примеру, проще по знакомству договориться и получить госзаказ», – рассуждает Римский.

К примеру, рассказывает эксперт, как делается нецивилизованное лоббирование сегодня: конкурсная документация пишется так, чтобы в конкурсе победила та компания, которая должна победить, а все остальные по тем или иным критериям просто не подходят. Цивилизованный же лоббизм – это когда в конкурсе на госзаказ компании участвуют в честной конкуренции, лоббируют свои интересы путем аргументов и убеждения общественности, органов власти в своей эффективности, высоком качестве работ и т.д.

«Даже если нормы цивилизованного лоббизма будут логично и рационально прописаны в законе, вряд ли они будут приниматься нашими лоббистами. Они сами должны прийти к тому, что им выгоднее цивилизованно вести эту деятельность. Но сами лоббисты не выходят с предложением юридически оформить институт лоббизма».[13]

Коррупция как форма теневого лоббизма

Коррупция, как форма теневого лоббирования экономических интересов заинтересованных групп, по справедливому замечанию большинства политических и общественных деятелей , захлестнула современную власть на всех ее уровнях. Такое пристальное внимание обусловлено, прежде всего, общественной опасностью этого феномена. Коррупция разлагает демократические институты общества и ставит под угрозу их существование. Это проблема особенно важна для современной России, пытающейся, пока бесплодно, привить на своей почве демократические традиции.

Коррупция делает неравным доступ людей к материальным и общественным благам, что само по себе является признаком недемократичности существующего строя. Безусловно, не одним лишь отсутствием демократии страшна коррупция.

Она разлагает и моральные устои общества: у людей, далеких от политики, складывается впечатление продажности и нечестности первых лиц государства. О какой, в таком случае, поддержке власти можно говорить? Целью представленной работы является исследование и анализ коррупции в широком понимании этого термина. Для этого будет введено понятие лоббизма как такового, механизмов возникновения данного политического феномена.

Этот шаг необходим для дальнейшего понимания причин появления и внутренней природы коррупции сложного и противоречивого явления.
Затем будет приведена характеристика самой коррупции. В отличие от многих категорий экономической и правовой науки понятие коррупции определено довольно четко.

Также ясны и причины ее возникновения и долгожительства. Это обусловлено тем, что экономисты и правоведы слишком часто сталкиваются и коррупцией в реальной жизни, и, зная механизм осуществления государственной власти и пробелы в законодательстве, могут легко делать выводы о природе этого явления. Основным объектом исследования станет российская коррупция, но для сравнения будут приведены примеры из практики других стран.

Для иллюстрации масштабов коррумпированности власти, а также отношения общества к предложенной проблеме будут представлены результаты социологических исследований и официальной статистики.
Особое место в работе отведено исследованию возможных правовых методов борьбы с коррупцией во власти и правоохранительных органах. Эта проблема представляется одной из первоочередных для современной России, что провозглашается главой государства и руководителями силовых ведомств. Здесь заложена, как представляется, мина длительного действия: правоохранительные органы должны бороться зачастую с преступниками в своих же рядах. Как разрешить этот парадокс? Различные правовые школы и официальные органы власти представляют свои пути решения, аналогичные западным образцам.

Анализу предложенных концепций и будет посвящена последняя глава работы.
1. ЛОББИЗМ.

  1. Понятие лоббизма.

Институт лоббизма (от англ. lobby кулуары) как инструмента взаимодействия предпринимательских и властных структур или как средство влияний различных заинтересованных групп, в частности, предпринимателей, на органы государственной власти и управления стал довольно распространенным явлением, немаловажным звеном в отношениях между государственными органами и бизнесом. Можно сказать, что в этом качестве институт лоббизма служит показателем признания предпринимательскими кругами регулирующей роли государства.

Как массовое социальное явление он представляет собой одну из форм политической деятельности, универсальное политическое явление, разновидность политики, связанной с выражением и реализацией интересов определенных социальных общностей.
По-видимому, лоббизм, в качестве института проталкивания интересов тех или иных групп деловых людей существовал во все времена. Но как общепризнанный институт (независимо от его негативной или позитивной оценки) он является феноменом современного мира.

Особенно широкое развитие институт лоббизма принял в ХХ веке по мере расширения регулирующей роли государства в экономике.
Лоббизм обычно рассматривается в трех аспектах: лоббизм как социальное явление; лоббирование как вид политической деятельности; лобби как форма политической организации заинтересованных лиц. Эта политика может быть открытой, если осуществляется в соответствии с законодательством, или скрытой, если такое законодательство, регулирующее лоббистскую деятельность, отсутствует.

Маскировка политики является одной из важных причин коррупции.
Наибольшего распространения лобби получило в условиях рыночной экономики и зрелого гражданского общества, либеральной хозяйственной и плюралистической общественно-политической системы. Именно с этим связано усиление внимания российской общественности в целом и предпринимателей, в особенности к этому социальному институту подготовки и принятия социально значимых законов и нормативно-правовых актов, осуществления действий государственных органов.
1.2. Механизм возникновения лоббизма.
Одним из важнейших факторов, лежащих в основе данного феномена, является то, что динамизм современной политики способствовал беспрецедентному расширению роли государственной бюрократии. Она может как ускорить, так и застопорить принятие решений по любому вопросу. Причем разные государственные и политические институты не всегда и не во всем действуют согласованно. Механизмы принятия решений на всех уровнях государственной власти находятся в постоянном движении, они постоянно сталкиваются друг с другом. Это объясняется прежде всего тем, что разные ведомства, отделы, министерства строятся по принципу более или менее узкой специализации, соответственно предлагаемые ими программы и решения отражают как профессиональные интересы их составителей, так и интересы тех сфер общественной жизни, которыми они призваны управлять.

Кроме того, государственные учреждения и должностные лица, в прерогативу которых входит принятие решений, отличаются плюрализмом мнений, позиций, симпатий. Поэтому они доступны влиянию разнообразных экономических, социальных, этнонациональных и других групп, каждая из которых стремится реализовать свои интересы.
Понятие лоббизма шире, чем коррупция. Поскольку коррупция является одним из многочисленных проявлений лоббизма, причины возникновения коррупции составляют часть причин возникновения лоббизма.

Читайте также  Двигательные умения и навыки

Механизм же появления коррупции почти во всем схож с механизмом появления лоббизма, но, не смотря на это, безусловно, требует дополнительного исследования.

Понятие коррупции.
Коррупция (от лат. сorruptio подкуп, порча, упадок) трактуется в современной отечественной справочной литературе как подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц, т.е. как преступная деятельность в политической, экономической, военной и других сферах, заключающаяся в использовании должностными лицами своих властных возможностей и служебного положения в целях личного обогащения.
Эксперты Совета Европы разработали общее определение коррупции. Коррупция это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица, наделенного ответственностью в публичном или частном секторе, которое нарушает свои обязанности, вытекающие из его публичного статуса как публичного лица, частного наемного работника, независимого агента или другого статуса подобного рода, и нацелено на получение неправомерных преимуществ любого рода для себя или другого лица1.
В проекте федерального закона О борьбе с коррупцией, подготовленным Комитетом по безопасности и внесенном на рассмотрение Государственной Думы в ноябре 1997г., под коррупцией, как это сформулировано в ст. 2, понимается не предусмотренное законом принятие имущественных и неимущественных благ и имуществ лицами, уполномоченными на выполнения государственных функций, или лицами, приравненными к ним, с использованием своего статуса с связанных с ним возможностей (продажность), а также подкуп данных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.2
К наиболее типичным проявлениям коррупции также относятся подкуп чиновников и государственных деятелей всех рангов, взяточничество за предоставляемые блага или преимущества, протекционизм работников по принципу личной преданности, родственных связей, приятельских отношений. Коррупция получает наибольшее распространение, когда в обществе и государстве бюрократия превращается в особый корпоративный социальный слой, наделенный широкими полномочиями.

При этом, чем больше взаимная разобщенность членов общества, тем менее возможен их контроль за деятельностью бюрократического аппарата, тем больше возможностей для подмены общих интересов частными, особыми интересами этого аппарата, тем больше у представителей последнего желание выдавать выполнение формальных управленческих процедур за содержание управленческой деятельности, подчинять институты управления своим корыстным, кастовым целям.
Анализируя в данном контексте проблемы бюрократизации, еще К. Маркс в работе Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта отмечал: чем меньше социальные и классовые силы в обществе, тем сильнее власть бюрократии, так что в целом политическое влияние бюрократии обратно пропорционально зрелости и силе основных социальных классов, составляющих государство.3

Коррупция как форма теневого лоббизма

Библиографическая ссылка на статью:
Владимирова Л.С. Лоббизм и коррупция: сложная ситуация взаимоотношений // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/07/87277 (дата обращения: 14.09.2021).

Лоббизм (англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары) – хорошо исследованное в рамках современной социологии, политологии и правоведения явление, которое заключается в скрытом или ограниченно скрытом влиянии физических или юридических лиц на органы государственной власти с целью добиться материальных, репутационных или иных преференций для себя.

Фактически лоббизм существует прямой и непрямой, и разница между ними заключается лишь в том – насколько близко и открыто лоббисты имеют возможность общаться с представителями государственной власти [1, С. 20].

И в том, и в другом случае лоббизм весьма близок к тому, что можно квалифицировать и определить как коррупцию – злоупотребление доверенной властью ради личного обогащения или получения тех или иных преференций. Именно поэтому так важно хотя бы в рабочем порядке наметить возможные пределы законодательного обеспечения лоббистской деятельности, коли сам лоббизм во многих странах является повседневной политической практикой, а в некоторых из них он так или иначе институализирован. Опираясь на данный международный опыт на примере конкретных кейсов можно определить и возможности подобного возможного законодательного обеспечения и в России.

В современном мире лоббизм рассматривается с точки зрения его соответствия нормам демократического управления государством. Именно с этой политологической и правоведческой точки зрения лоббизм рассматривается или неразрывно с коррупцией или раздельно от нее. Строго говоря, две обозначенные позиции зависят от понимания демократии как таковой. В первом случае правоведы и политологи опасаются лоббизма как явления, которое способно размыть устои общества, превратить демократические институты в фикцию, в рамках такого представления демократические институты становятся ничем иным как инструментами неких властных элит, которые базируются на получении личных выгод. Другая группа исследователей фактически указывает на одну важную нестыковку в первой позиции – лоббизм играет важную роль в деле отстаивания своих прав меньшинствами, в случае если иное не предусмотрено или невозможно при существующем демократическом правлении. Парадоксально, но в этом случае получается, что лоббизм наоборот – является яркой особенностью по-настоящему демократического общества. В любом случае, аргументация и той и другой стороны исходит из одной и той же предпосылки. И именно благодаря единству предпосылки можно говорить, что лоббизм как минимум свойственен демократии [2, С. 105-106].

В конечном итоге, данный вопрос в такой постановке сводится к тому – законен ли лоббизм как таковой или нет.

При этом существует две альтернативные классификации. В первой акцент ставится не на лоббизм как таковой, а на культурные особенности предпосылки коррупции. В некоторых случаях коррупция обладает рядом особенностей, а некоторые принятые правовые нормы, например в западных странах, могут не соответствовать нормам, принятым в восточных странах. Более того, даже одни и те же нормы могут иметь разное восприятие в общественном сознании и как следствие иметь разные последствия для их нарушителей и разное к этим нарушениям отношение [3, C. 83].

Другой подход связан с противопоставлением обществ подверженных определенным традиционным формациям и более модернизированных обществ. Иными словами, коррупционные преступления в Скандинавии и коррупционные преступления в Саудовской Аравии будут хоть и схожи формально, тем не менее, квалифицироваться и преследоваться могут по-разному. Относительно лоббизма можно привести в пример США, где лоббизм институционально разрешен и не является чем-либо предосудительным. В рамках данного противопоставления можно говорить о том, что более традиционное общество подразумевает наличие лоббистских организаций или иных групп людей, осуществляющих лоббистское воздействие. Более же модернизированные общества как правило не имеют лоббизма в институализированной форме (или же прямой форме), но зато могут как иметь лоббизм в косвенной форме, через развитую систему СМИ, общественных организаций, а также государственные законодательные и законосовещательные органы (комитеты и комиссии при парламенте и правительстве и т.д.) [4, C. 51]. Хотя в данном случае мы рискуем запутаться в определении, что же значит сам по себе «лоббизм», ведь и в том и в другом случае влияние на власть с целью получения выгоды будет присутствовать, хоть и в разных формах.

Модернизированность общества в данном случае означает не только его научно-техническую составляющую, т.е. производственные мощности рассматриваемого общества (хотя корреляция на лицо), но и соответствие производственных мощностей производственным отношениям. Ярким примером в данном случае является Китай, где хоть борьба с коррупцией и имеет весьма строгие и подчас жестокие формы, в частности расстрел, тем не менее согласно статистике представляемой организацией Transparency International имеет коэффициент восприятия коррупции 4-4,9, а производственные мощности данного государства не нуждаются в дополнительном представлении – Китай одна из ведущих экономик мира с сильнейшим научно-техническим сектором. Как следствие, можно предположить, что традиционные институты (такие как семья, родовые связи вообще, традиционная местная религия и т.д.) имеют значительное влияние на жизнь общества. И лоббизм в таком случае может осуществляться не через развитую систему свободных СМИ или общественных организаций, представляющих интересы меньшинств, но через совершенно иные институты – семью и религиозные общины (или через профессиональные объединения). Естественно, что такая форма лоббизма в западных странах может быть квалифицирована как коррупция, хотя для многих традиционных сообществ она таковой не является.

В некотором смысле слова система лоббизма, представленная в Соединенных Штатах Америки, является компромиссным вариантом между модернизированным и традиционным подходами. В частности, с одной стороны, общественные организации через СМИ или киноиндустрию и т.д. могут отстаивать свои выгоды или права, т.е. делать это косвенно, но с другой стороны как правило контакты лоббистов и должностных лиц не всегда определяются неким законным порядком, иными словами, не создан некий полный перечень прецедентов общения одних с другими. Именно поэтому прямой лоббизм также не исключен и в большинстве случаев не квалифицируется как коррупция. Одновременно с этим даже в США существует ряд проблем с реализацией лоббистской деятельности, как пишет об этом исследовательница вопроса Н.М. Колосова: «Всегда будут существовать «теневые» механизмы лоббирования, которые представляют собой отклонения реальной практики от нормативной или этической модели поведения субъектов. В США «электронная» демократия используется как во благо — в целях распространения информации, необходимой для развития лоббистских контактов, так и во вред — в целях информационного давления на должностных лиц» [5, С. 56].

Подводя итог настоящего исследования можно говорить о том, что сам по себе лоббизм не является однозначным добром или злом и скорее его формы и даже эффективность зависит от конкретных исторических обстоятельств и конкретных обществ, в рамках которых лоббизм осуществляется. В любом случае, лоббизм, в том числе и в России, нуждается в строгом юридическом регулировании, так как его партикулярная неотличимость от коррупции может создать много проблем правового характера.

Читайте также  Апелляционное производство в гражданском процессе 2

Библиографический список

  1. Лоббизм: теория и практика. М.: Горячая линия — Телеком, 2015.
  2. Белоусов А.Б. Лоббизм в Европейском Союзе: корпорации vs НКО // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, 2014. Т. 14. Вып. 3. С. 103-118.
  3. Кислов А.Г., Сюзева Н.В. Амбивалентность культуры в процессах воспроизводства и предупреждения коррупции // Вестник культуры и искусств, №. 1 (45), 2016, С. 81-89.
  4. Журавлев А.Л. Психологические факторы коррупции / Нравственность современного российского общества: психологический анализ. М.: Институт психологии РАН, 2012.
  5. Колосова Н.М. Лоббизм и коррупция // Журнал российского права, №. 2 (206), 2014, С. 53-59.

Количество просмотров публикации: Please wait

Коррупция как форма теневого лоббизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:21, реферат

Краткое описание

Коррупция, как форма теневого лоббирования экономических интересов заинтересованных групп, по справедливому замечанию большинства политических и общественных деятелей , захлестнула современную власть на всех ее уровнях. Такое пристальное внимание обусловлено, прежде всего, общественной опасностью этого феномена. Коррупция разлагает демократические институты общества и ставит под угрозу их существование.

Содержание работы

1.2. Механизм возникновения лоббизма.

2.1. Понятие коррупции.

2.2. Причины коррупции.

2.3. Некоторые статистические данные о коррупции в России.

3. Меры по борьбе с коррупцией………………………………………………….13

Список использованной литературы………………………………………………17

Содержимое работы — 1 файл

Реферат.docx

В сегодняшней России (как, впрочем, и в других государствах СНГ) важные объекты и сектора экономической сферы находятся под жестким прессингом криминальных структур. Специалисты отмечают беспрецедентную экспансию организованной преступности и ее капиталов в российскую экономику, прежде всего в самые прибыльные области.

Неуклонно растущие экономические и финансовые возможности дельцов теневого бизнеса приводят к возрастанию масштабов подкупа государственных чиновников. По американским оценкам, на подкуп влиятельных чиновников в государственных структурах крупные преступные группировки в России тратят от 30 до 50% своих прибылей. На Украине сумма взяток ежегодно достигает торгового оборота страны за два месяца. 6

Происходит слияние коррумпированных государственных чиновников различного уровня и мафиозных структур, усиливается их стремление влиять на принятие экономических и политических решений и даже прорваться к рычагам государственной власти. Масштабы организованной экономической преступности в России, обусловливаемые процветанием коррупции на всех этажах государственной власти, столь велики, что поставили под угрозу не только нормальное осуществление трансформационных процессов, но основополагающие устои государственности как таковой. Свидетельством подобных тенденций участившиеся случаи обращения к данной проблеме Президента РФ в его наиболее значимых, программных выступлениях.

2.2. Причины коррупции.

Как правильно отмечали М.Левин и Г. Сатаров, «коррупция проявляется там, где есть власть, т.е. право принимать решения и распоряжаться ресурсами. Это могут быть бюджетные средства, государственные заказы или льготы либо, наоборот, — штрафы, запреты, те или иные наказания. К властным ресурсам относятся право разрешения или запрета, право принять решение или уклониться от него. Не следует полагать, что речь идет только о государственной власти. Должностное лицо в фирме или общественной организации также обладает властью и возможностью распоряжаться ресурсами. Значит, и здесь есть возможность для коррупции.» 7

С этой точки зрения интерес представляет позиция экспертов Всемирного банка, которые полагают, что волна коррупции захлестывает общество тогда, когда и государственные чиновники, и частные субъекты хозяйственной деятельности получают возможность обогащаться без особого риска. Именно такая ситуация складывается в странах с переходной экономикой. Традиционные формы контроля ослабевают прежде, чем начинают действовать новые правовые ограничения. Кроме того, государство по-прежнему владеет огромным богатством – предприятиями, недвижимостью, природными ресурсами и сохраняет за собой регулирующую функцию, даже несмотря на легализацию частной собственности, предпринимательство и капитала.

Нечетко сформулированные правила, чрезмерное регулирование и повсеместный контроль дают должностным лицам исключительную власть, создают широкие возможности для взяточничества и присвоения принадлежащих обществу материальных ценностей. Неразвитость в некоторых странах гражданского общества – политических партий, общественных организаций, групп, представляющих различные интересы, означает, что столь важная сила, уравновешивающая государственную власть, практически отсутствует. 8

Обладание административной властью представляет широкие возможности для злоупотребления ею, будь то в форме протекционизма, незаконного приобретения различных социальных благ и разного рода привилегий, коррупции и т.д. это вытекает из самой сущности административной власти, характеризующейся анонимностью, безличностью, огромным влиянием почти во всех областях общественной жизни, зачастую сращиванием с экономической властью, обладанием информацией по самым животрепещущим проблемам, стоящим перед обществом, арсеналом принудительных средств. Об обоснованности этих доводов свидетельствует практика осуществления первоначального накопления капитала многими теперешними лидерами российского бизнеса. Оно происходит в форме злоупотребления при распределении и перераспределении ресурсов,использования каналов связи между субъектами, представляющими «официальную» государственную экономику, и субъектами «нелегальной» частной экономики, пренебрежения субъектами частного капитала морально-этическими и юридическими нормами общества, лжегосударственной деятельности частного капитала, использования неликвидных фондов, хищнической аренды, системы перекупок, контрабанды, валютных операций, уклонения от налогов и т.д. Не без помощи ответственных чиновников частный капитал активно использовал также либерализацию цен, ваучерную приватизацию, махинации в банковской сети.

«Многие из сегодняшних личных капиталов в России, — утверждается в одном из самых авторитетных в мире бизнеса американских журналов «Форбс», — были получены из трех источников: торговли, финансов и сырья, такого, как лесоматериалы и нефть. Первая стадия перехода страны к капитализму характеризовалась нарушением равновесия в системе ценообразования. Можно было купить товары в стране по старым фиксированным ценам, а продавать их по новым рыночным. Этот трюк открывал неограниченные возможности для взяточничества. Даже банки играли в эту игру. Они брали в Центральном банке ссуду под 130%, что, в сущности, было негативной процентной ставкой, так как она была ниже инфляционной, а затем предоставляли эти же кредиты под 250%. Такие банки, как Инкомбанк и «Менатеп», в очень короткий срок получили большую прибыль». 9

Государственный капитал, продолжавший авансироваться в промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, быстро стал превращаться в торгово-спекулятивный и финансово-ростовщический (особенно с появлением коммерческих банков). Так, в1990г. правительство из бюджета выделило огромные суммы для того, чтобы помочь выстоять промышленности. Однако эти средства большей частью были перехвачены криминальными структурами, которые отчасти вернули их после того, как получили огромные проценты, а деньги в результате инфляции значительно подешевели. По некоторым оценкам, приблизительные суммы утечки и утраты государственных капиталов, авансированных только в промышленные основные фонды, составили примерно 40 трлн неденоминированных рублей за период 1986-1993гг. в ценах переоценки основных фондов на начало 1994г. В 2000г. по оценке экспертов, более 30% общего объема стартового капитала в частном секторе экономики имело криминальное происхождение. 10

Соблазн коррупции особенно велик на фоне низкой заработной платы. Поэтому побудительным мотивом значительного числа чиновников оставаться на государственной службе в существенной мере является возможность злоупотреблять своим служебным положением. Несмотря на периодически принимаемые меры по борьбе с коррупцией, риск, сопряженный с должностными правонарушениями, несопоставим с теми материальными преимуществами, которые приобретает чиновник в результате своих противоправных действий.

Естественно, с увеличением заработной платы государственных служащих взяточничество может в определенной степени утратить свою привлекательность и масштабы. Однако следует отметить, что коррупция и другие противоправные действия определяются не только величиной заработной платы и боязнью потерять ее как основной источник доходов в случае увольнения, но и всей системой экономических и социальных гарантий, которыми располагает данный чиновник в настоящее время и будет располагать при уходе на пенсию. Иначе говоря, экономический риск чиновника должен быть связан не только с потерей стабильной заработной платы, но и с риском утраты социальных гарантий в настоящем и будущем, т.е. аннулированием (как это имеет место в ФРГ) тех взносов, которые осуществляет государство во всевозможные (пенсионные, страховые и др.) фонды. В результате чиновник, уволенный с государственной службы, снова оказывается на старте своей трудовой деятельности, т.е. с нулевыми показателями на своих пенсионных, страховых и прочих социальных счетах. В таких условиях брать взятки становится не только сомнительным, но и экономически невыгодным делом.

Очень часто лоббирование экономических интересов направлено на деятельность законодательных и исполнительных органов государственной власти, причем чаще всего оно успешно реализуется в принятии необходимых законов, которые служат узко групповым интересам. Этому много причин. Во-первых, отсутствует предельно прозрачный механизм осуществления законодательной, исполнительной и судебной властей. Во-вторых, от выработки проектов соответствующих законов и решений фактически отстранено большинство общественных сил и прежде всего доминирующих сил рыночной экономики, каковыми являются трудящиеся, мелкое предпринимательство и потребители в лице их союзов и объединений. Иначе говоря, в решающей мере корни проблемы заключаются в отсутствии действенного механизма взаимодействия властных и общественных структур, отсутствии демократических институциональных форм согласования интересов, а, следовательно, и обратной связи между всеми ветвями государственной власти и общественными, негосударственными структурами.

Подводя итог исследования причин возникновения коррупции, выделим основные из них:

  • непомерное разрастание бюрократического аппарата чиновников
  • криминализация властных отношений (зависимость власти от частного капитала)
  • низкий уровень заработной платы госслужащих
  • отсутствие общественного контроля за деятельностью органов государственной власти
  • несовершенство законодательства, регулирующего отношения власти и капитала.

Совокупность этих причин приводит к широчайшему распространению коррупции. Для иллюстрации этого приведен ряд социологических данных разной направленности, позволяющих составить четкое представление об уровне коррупции, личностях коррупционеров, а также отношении людей к проблемам борьбы с нею.

Читайте также  Буддизм в России

2.3. Некоторые статистические данные о коррупции в России.

В августе 1999г. было проведено широкомасштабное исследование «Теневая Россия». Важным направлением работы было выяснение того, как сознание различных групп населения зависит от причастности или непричастности к самостоятельному бизнесу. По этому критерию все респонденты были разделены на несколько групп. Первая группа – предприниматели (около 4% опрошенных), вторая – люди, которые желали бы заняться бизнесом, но по ряду причин осуществить этого не могут (21%), подавляющее большинство граждан не имеют такого намерения (67%).

На вопрос «Приходилось ли вам лично в последние годы сталкиваться с коррупцией, взяточничеством, незаконными поборами и другими незаконными корыстными действиями со стороны должностных лиц?» были получены следующие ответы.

Группа А

Группа Б

Группа В

Здесь группа А – предприниматели, группа Б – люди, желающие заняться предпринимательством, группа В – люди, не испытывающие желания заняться предпринимательской деятельностью. Данные приведены в процентах к общей численности группы.

Как видим, большинство россиян получает информацию о коррупции из вторых и третьих рук, лично она их не затронула, т.е. считать себе ее непосредственными жертвами они не могут. Это относится к населению в целом, к потенциальным предпринимателям и к тем, кто не желает заниматься предпринимательством. И, напротив, люди, имеющие собственный бизнес, в массе своей указывают, что знают о коррупции не понаслышке.

Но влияет ли факт личного столкновения с коррупцией на оценку общественной значимости борьбы с ней? На вопрос «Насколько важна сегодня, на ваш взгляд, проблема борьбы с теневой экономикой, коррупцией и другими видами экономических преступлений?» были даны следующие ответы.

Лоббизм и коррупция: как не перейти грань?

Сегодня в мире процесс лоббирования интересов, и, прежде всего бизнес-структур, остановить нельзя. Это надо принять как факт. Лоббирование существует во всех странах мира и Россия не исключение. Но в одних странах этот процесс узаконен и заключен в официальные юридические рамки, в других — нет. США как родоначальники так называемого «цивилизованного лоббизма» еще в 1946 году приняли закон о регулировании этого процесса. Однако коррупция так и не искоренена в Штатах.

«Вася Пупкин» или о лоббизме по-русски

В России нет закона о лоббистской деятельности. Но работа в этом направлении ведется. Так в Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 год говорится о создании правовой основы деятельности лоббизма, а также о последовательном введении в практику «института лоббизма». Законопроекты о лоббистской деятельности вносятся с начала 90-х годов, однако, результатов нет, — рассказывает директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин. Он считает, что если в России будет урегулировано лоббирование, то значительные потоки средств выйдут из тени, а в этом не заинтересованы широкие слои бюрократов и те, кто взаимодействует с ними по коррупционной схеме. «Этим группам лиц не выгодно, чтобы эти деньги официально видело государство, поэтому даже если примут закон о лоббизме, он реально работать не будет, а будет носить общий характер», — резюмирует эксперт. Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Николай Рыжак убежден, что закон о лоббизме необходим и работу в этом направлении надо вести более активно. Однако депутат предупредил, что должен присутствовать здоровый протекционизм, а не лоббизм в виде землячества, кумовства, национального признака и так далее. «Эти аспекты должны быть четко прописаны в законе антилоббизма», — подчеркивает Рыжак.

Лоббизм — это доведенная до полной потери узнаваемости коррупция, — считает Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации. По мнению эксперта, весь ужас коррупции, исключив ее моральный аспект, заключается в том, что абсолютно посторонний человек может повлиять на судьбы огромных масс людей. «Лоббизм переводит эту процедуру в публичную сферу. И все знают, что пришел «Вася Пупкин», который платит деньги за то, чтобы конкретным слоям населения стало хуже. С одной стороны, люди понимают, кого им винить в своих бедах. Ведь это конкретный лоббист, который действует в интересах определенных структур. А с другой стороны, они могут объединиться, нанять себе лоббиста и противодействовать, защищая себя. То есть лоббизм сохраняет платность и создает конкурентную среду. Другое дело, что на практике это перерождается в ту же самую коррупцию: и у людей не всегда бывают деньги, и информационная прозрачность относительная, и лоббисты оказываются в позиции адвокатов, когда продвигают заведомо преступные интересы и это не является для них ничем предосудительным», — рассказал Делягин. Эксперт уверен, что в России институт лоббизма не сработает.

С лоббизмом или без него?

Сравним Китай и Америку на предмет коррупции. В Китае нет института лоббизма, но есть смертная казнь за коррупцию. В Америке есть официальный институт лоббизма и есть смертная казнь, которая, по сути, за коррупцию не применяется. «В китайской культуре взятка не является чем-то предосудительным. Это нормальная деловая транзакция. И тот уровень коррупции, о котором мы знаем, для Китая это некоторое чудо», — объясняет Михаил Делягин, к слову известный китаевед. По его мнению, коррупция так и не искоренена в Штатах. Неужели наказание куда эффективнее в борьбе с коррупцией, нежели великая идея с легализацией лоббизма? «Коррупция не искореняется наказанием, она искореняется изменением норм и правил», — убежден Делягин.

Лоббизм вопреки всему

Впрочем, лоббизм скомпрометировал себя и на Западе. Он стал синонимом продажности и коррупции. Для него даже придумали новый термин — Government Relations (GR). Это тот же лоббизм, потому что «специалист по отношениям с государством» пропихивает свои интересы внутри государства. «Это вопрос подхода конкретной страны. В России без института лоббизма прекрасно работают GR-специалисты», — подтверждает мысль и Дмитрий Абзалов, президент Центра стратегических коммуникаций. По его мнению, узаконивание лоббизма похоже на историю с узакониванием проституции: регламентировать «серый» сегмент, который все равно будет существовать. «Компании всегда будут стараться выстроить связи с властью, даже в Кремниевой долине. Но даже в США очень большие перегибы и институт лоббизма прикрывает более серьезный массив, который находится ниже», — рассказал эксперт. Он также добавил, что в США лоббисты регистрируются в сенате и без регистрации данной деятельностью заниматься нельзя. «Лоббистские структуры должны отчитываться, поэтому этот институт даст некую прозрачность. Станет понятно, кто является истинным инициатором того или иного законопроекта», — уверен Абзалов. Впрочем, эксперт уверен, что институт лоббизма в России если и будет, то за горизонтом мая 2018 года, то есть после президентских выборов. Но он должен четко регулироваться, потому что практика США показывает, что этот закон далеко не однозначен.

А как же запрет Трампа?

Не так давно новоизбранный президент Штатов Дональд Трамп заявил, что введет для официальных лиц пятилетний запрет на лоббизм в США и пожизненный — на лоббизм от имени иностранных правительств. Эксперты уверены, что Трамп поступает вполне правильно. По мнению Михаила Делягина, это шаг по возвращению к нормальной демократии и суверенитету США. «Сейчас американский госслужащий, находясь при должности, поступает на содержание той или иной корпорации и в качестве вознаграждения получает работу в этой корпорации. Это извращенная форма подкупа. И если такой сотрудник поступает в корпорацию в качестве лоббиста, то использует свои связи в интересах корпорации. Это своеобразная приватизация части государственной машины. Это вещь неприятная, вызывающая огромный протест в США, снижающая эффективность госуправления», — уточняет Делягин. Павел Салин уверен, что Трамп играет на антиэлитных настроениях населения США. «Американское население разочаровано в элите. Люди уверены, что их судьба решается в обход их интересов из-за лоббизма», — считает эксперт.

Лоббизм и простые люди

Может ли лоббизм быть эффективным с точки зрения общественного интереса? Конечно, может. Например, тем же лоббизмом является поддержка малообеспеченного населения. «Фермеры в США активно проводили работу для того, чтобы обеспечить себя дополнительным спросом. В результате население Америки получило карточную систему продовольствия. За этими результатами стоит жесткий лоббистский ресурс, но на выходе все остаются довольны», — объясняет Дмитрий Абзалов. Вывод простой: если в результате лоббирования выигрывают не только владельцы бизнеса, но и простые люди, то закон о лоббировании должен в России быть. Но на практике такой исход дел крайне маловероятен. На практике Россия все больше становится антисоциальным государством, где интересы простых людей учитываются по остаточному принципу. Нищенский МРОТ, введение «Платона», повышение стоимости парковки в городах, увеличение акцизов на топливо при падении цен на нефть, сжимание среднего класса до 10%, нищенские зарплаты в регионах, коммерциализация образования и медицины, все это говорит о том, что вводить лоббизм на законодательном уровне в России не просто вредно, а даже преступно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: