Копилка педагогических ситуаций - OXFORDST.RU

Копилка педагогических ситуаций

Педагогическая копилка на тему: Педагогическая ситуация. Анализ педагогической ситуации. Примеры педагогических ситуаций

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Педагогическая ситуация. Анализ педагогической ситуации. Примеры педагогических ситуаций

Педагогическая ситуация – это взаимодействие учителя с коллективом класса или учеником на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторону.

Что затрагивают педагогические ситуации?

Даже несмотря на то что педагогические ситуации кратки по времени, они обычно глубоко затрагивают две формы активности человека: видимое поведение или взаимодействие и взаимоотношения – это установки, эмоциональные реакции, ожидания.

Известно, что если имеет место острая педагогическая ситуация, то для ее разрешения больше всего подходит особый вид взаимоотношений и взаимодействия – деловые, организованные или отношения зависимости и подчинения, отношения ответственной зависимости. Этот вид отношений является самым трудным для взрослых и школьников, в них сложно прийти к согласию, добиться сотрудничества. Недаром А. С. Макаренко полагал, что необходимо воспитывать у школьников две способности: способность подчиняться и способность приказывать.

Фазы протекания педагогической ситуации

Первая фаза – острое конфликтное начало с нарушением социально-ценностных норм и правил одним участником ситуации.

Вторая фаза представляет собой ответную реакцию оппонента, от содержания и формы которой зависит исход конфликта и самое главное – его последствия, то есть направление изменений сложившихся до этого отношений. Вторая фаза является центральным звеном ситуации. Обычно прохождение через нее сопровождается стрессом, она ставит под угрозу честь личности в целом. Нередко нехватка информации и времени не дает возможности достойного ответа. Всегда в подобных ситуациях в процессе педагогической деятельности выручают находчивость, выдержка и опыт, полученный ранее. Поэтому большое внимание начинающему педагогу нужно обратить на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.

Третья фаза – это радикальное и быстрое изменение бытующих ценностей и норм (случается, что разрушаются отдельные нормы) в двух разных направлениях – ухудшения или улучшения сложившихся до этого времени отношений. Благодаря третьей фазе педагогические воздействия бывают очень значительными.

Почему возникают педагогические ситуации

Конечно, и у опытных учителей, и у тех, которые только начинают практиковать, возникают педагогические ситуации в школе. Все они способны отразить глубокие психологические процессы в среде учеников, особенно во взаимоотношениях учителей и учащихся, а также ученического и педагогического коллективов.

Считается, что если ученик бросил вызов по отношению к учителю, значит, у него есть на это какая-то потребность. Ведь ученик — как лакмусовая бумажка, и нужно быстро среагировать на детский сигнал. А различные негуманные действия со стороны учителя способны вызвать противодействие.

Педагогическая ситуация затрагивает не только учеников, но и учителей. Для последних очень важным становится выйти из конфликта с творческим удовлетворением и достоинством. Всегда есть возможность отложить поиск выхода из острой ситуации на неопределенный срок, но каждая из них – это острый сигнал, который говорит о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.

Анализ педагогической ситуации позволяет увидеть сложные процессы актуализации личности и попытаться вовремя вмешаться в их развитие, для того чтобы исключить нежелательные последствия в будущем.

Нужно иметь в виду, что для осмысления на первый взгляд небольшого педагогического факта необходимо потратить много времени и провести значительную исследовательскую работу, создать схему изучения человека и коллектива в целом.

Разумнее будет начать глубокое обследование при проявлении незначительных симптомов неблагополучия, чем прибегнуть к этому, когда уже произошли серьезные отступления в развитии личности и коллектива.

Значимость правильного решения

Различные педагогические ситуации и их решение являются необходимым элементом профессиональной педагогической подготовки будущего учителя. В психологическом умении учителя главное — не допустить возникновения острых конфликтных ситуаций, в основе которых лежит резкая и, возможно, нетактичная реакция учителя на неподобающее поведение школьников. Получается, что ученик недостойно ведет себя, а учитель прямо и грубо реагирует на это, и тем самым проявляет педагогическую слабость. Итогом всего этого является то, что ученик и весь класс настраиваются против учителя.

Правила педагогического общения

Для того чтобы педагогические ситуации возникали как можно реже, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:

• Не нужно за всеми отрицательными поступкам учеников видеть только отрицательные мотивы.

• Обязательно хорошо готовьтесь к предстоящему уроку.

• Ученики лучше выполняют опосредованные распоряжения учителя.

• Есть возможность изменить ученика к лучшему с помощью приемов оценки его личности.

• Известно, что совместная деятельность способна сблизить людей и повысить их авторитет, если, конечно, она имеет хорошую организацию.

• Корректность и предусмотрительность поведения педагога способны снизить напряжение в общении.

Анализ педагогической ситуации

Для того чтобы организовать анализ, необходимо:

1. Выбрать методику, соответствующую ситуации и провести изучение нужной характеристики на условном объекте.

2. Провести анализ данных, которые были получены.

3. На основе рекомендаций психологов предложить какие-то приемы коррекции характеристик личности.

Ниже приведем примеры педагогических ситуаций и возможные способы их решения. Предлагаемый образец решения нужно воспринимать как ориентир.

Ситуация 1: немного о самоконтроле

Ученик 7 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…

Пример решения педагогической ситуации проведем поэтапно.

На 1 этапе определяем «узлы» конфликта. Делая опору на профиль личности ученика, можно предположить, что одной из причин конфликта является плохое развитие волевого самоконтроля школьника.

Во время 2 этапа проводится условная психодиагностика особенностей личности как причин конфликта. Для этого нужно изучить опросник, который позволяет выявить степень волевого самоконтроля. После знакомства с методикой она проводится на условном объекте (можно самому выполнить все задания или предложить товарищу).

На 3 этапе происходит интерпретация эмпирических данных. Обрабатываются полученные данные и делаются выводы об уровне развития состояния волевого самоконтроля.

4 этап предполагает коррекцию характеристик личности. При недостаточном развитии волевого самоконтроля ученика нужно применить различные приемы воспитания и самовоспитания воли.

Ситуация 2: «суфлер»

Ребенок имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей. Поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника.

Эта педагогическая ситуация может быть решена следующим образом: ребенку предлагается роль суфлера. Его задачей станет следить за тем, чтобы остальные дети не сбивались во время выступления, забывая слова. Если кто-то не помнит свою речь, то необходимо помочь ему подсказкой.

Можно провести беседу до мероприятия на тему «Как должен вести себя настоящий артист».

Есть возможность заинтересовать ребенка чем-то другим (кружковая работа).

Целесообразно провести работу с родителями. Узнать, каково их отношение к такому поведению ребенка. В том случае если родители согласны с тем, что проблема существует, можно предложить им посетить вместе с ребенком занятия психолога по формированию волевой сферы личности. Предложить заняться вместе шахматами, шашками и др.

Если же родители не видят в этом проблемы, то необходимо отыскать точки соприкосновения, касающиеся вопросов формирования адекватной самооценки.

Ситуация 3: «испытание»

В одном из 8 классов школы был ученик, который уже не первый раз оставался на второй год и был старше остальных. В начале учебного года он решил устроить испытание одной из учительниц. С первой минуты урока подросток начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Учительница сделала замечание, но это не подействовало. Он не остановился. В классе начали смеяться. Урок мог быть сорван. Тогда учительница взяла себя в руки и начала вести свое занятие далее по плану, остальные дети сидели спокойно и выполняли все задания. Так продолжалось 3 урока. Понимая, что не дождется никакой реакции учителя, ученик перестал стучать по парте и до конца учебного года дисциплину не нарушал.

Ситуация 4: спортсмен или художник?

Возникают также педагогические ситуации в детском саду, которые, как и в школе, требуют скорейшего разрешения.

С раннего детства мальчик (7 лет) проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создает необычные конструкции. Воспитатель предложила родителям отдать его в художественную школу. Однако родители желали видеть своего ребенка в спортивной секции. В детском саду мальчик имеет мало друзей. Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом. Если же кто-то изъявляет желание поиграть вместе, то мальчик не пускает. Он очень замкнутый, медлительный, его очень трудно отвлечь от занятия, можно сказать, что «ребенок в себе».

Социально-педагогические ситуации такого рода можно решить различными способами:

1. Ребенок с явно заниженной самооценкой, не признан своими родителями. Нужно постараться повысить его самооценку, предлагая участвовать в разных конкурсах, выставлять его работы на всеобщее обозрение, чтобы родители и дети смогли оценить его успех.

2. Нужно провести в группе социометрию. Выявить, к каким детям расположен ребенок, попытаться сблизить их, предлагая для выполнения совместные задания. Можно дать ребенку особенное задание, после его выполнения высоко его оценить, похвалить перед другими детьми, повысив тем самым его самооценку.

3. Следует провести работу и с родителями. Необходимо помочь им понять и увидеть увлечения ребенка. А также предложить им учесть мнение мальчика, выбирая для него дополнительное образование, чтобы он был им действительно увлечен. Спортом же можно заняться всей семьей в свободное время.

Все примеры педагогических ситуаций говорят о том, что не существует единственного метода решения и не всегда он лежит на поверхности. Иногда, чтобы выйти из ситуации с достоинством, нужно приложить немало усилий и времени.

Педагогическая задача

Педагогическая ситуация и педагогическая задача являются единицами педагогического процесса. В результате взаимодействия учителей с воспитанниками обычно возникают разные ситуации. Те, которые соотносятся с целью деятельности, а также с условиями ее осуществления, — это и есть педагогические задачи.

В любой преподавательской деятельности есть педагогические ситуации, и их решение должно быть всегда в пользу ученика, ориентировано на развитие и совершенствование его личности в будущем. Таким образом, учитель – это человек, который должен не только отлично знать свой предмет, но и являться хорошим психологом.

Примеры педагогических конфликтных ситуаций в категории: «Педагог – ученик – родитель»

Примеры педагогических конфликтных ситуаций в категории: «Педагог – ученик – родитель»

Здесь собраны примеры конфликтных ситуаций в школе в категории «Педагог – ученик – родитель».

Ситуация №1. Марина — ученица восьмого класса, девочка средних способностей, очень самоуверенная, в классе держится особняком, в общественной жизни не участвует. Дома рассказывает матери обо всем, что происходит в школе, искажая факты или просто придумывая их. По ее рассказам, многие ребята в классе курят, ругаются, мальчики хулиганят, девочки ведут себя вызывающе. Учителя несправедливы, завышают отметки своим любимчикам, а другим, в том числе и ей, занижают.

Мама приходит в школу с обвинениями в адрес учителей и администрации. Никакие уговоры и убеждения, что Марина видит жизнь класса в кривом зеркале, не успокаивают маму. Она требует справедливого отношения к ее дочери, наведения порядка в классе. Вмешательство директора ни к чему не приводит. Конфликт то разгорается, то угасает в зависимости от того, что Марина рассказывает маме. Длится это три года. Мама по-прежнему борется за справедливость, Марина дезинформирует мать. Ребята все больше отчуждаются от Марины.

Читайте также  Матрицы и определители

Как видно, конфликт не получил разрешения и, по-видимому, кончится только с уходом Марины из школы.

Ситуация конфликтна, потому что мама Марины стремится уличить классного руководителя в профессиональных ошибках, а учитель настаивает на правильности своих действий. То, что предпринимает учитель, не приводит к разрешению конфликта, а, наоборот, поддерживает его.

Конфликт неконструктивен. Он держит в напряжении учителя и администрацию школы, к которой время от времени обращается мать Марины. Внутренний конфликт матери не снимается: она по-прежнему раздражена на учителя и одноклассников дочери. Марина в этой ситуации проигрывает больше всех, поскольку класс отворачивается от нее.

Цель, которая могла бы сплотить учителя и мать Марины, — благополучие девочки в общении с одноклассниками, участие ее в общих делах. Это было бы реально, если бы Марина стала доброжелательна к ребятам, захотела установить контакт с ними.

Как следовало бы вести себя учителю, чтобы погасить конфликт? Прежде всего пытаться установить отношения сотрудничества, показать свою готовность помочь девочке. Следовало бы работать и с классом, расположить ребят к Марине. Особое внимание надо было уделить Марине. По существу, конфликт матери со школой спровоцирован ею (разумеется, бессознательно) и отражает собственный внутренний конфликт девочки. Мать взрастила этот конфликт, внушая дочери чрезмерные притязания и недоверие к людям. При этом у Марины нет средств реализовать свои притязания, нравиться окружающим, как ей того бы хотелось. Обличительными рассказами Марина вымещает свой эмоциональный дискомфорт.

Ситуация №2. Учитель поставил семикласснице Оле тройку по физике за четверть. Два месяца назад девочка пришла из другой школы, где у нее по физике были отличные отметки. Ученица сказала, что не удовлетворена оценкой. Дома Оля пожаловалась, что учитель несправедлив к ней. Мать позвонила учителю по телефону и выразила ему свое недовольство. На уроке он иронически отозвался о том, как Оля и ее мать воспринимают Олины отметки по физике. В знак протеста Оля самовольно вышла из класса.

Учитель обратился к директору с жалобой на Олю и ее мать. Директор предложил ему пригласить мать на урок, спросить девочку при матери и другом учителе. Матери Оли обещали, что при ней комиссия проверит Олины знания, а учитель согласится с решением комиссии. И мать Оли, и учитель приняли предложения директора, который обещал присутствовать на уроке.

В доброжелательной обстановке Олю спрашивал другой учитель. Знания девочки были оценены как посредственные, и матери пришлось удовлетвориться решением комиссии. Учитель предложил Оле программу индивидуальных занятий. Он рассказал об этом ребятам и обещал разработать аналогичные программы для всех желающих.

Конфликт учителя и матери Оли открытый, острый. Мать не соглашается с тем, как учитель оценивает знания ее дочери, а учителя задевает недоверие к его объективности. Мать Оли начинает конфликтные действия телефонным звонком и высказыванием претензий. В ответ учитель привлекает к участию в столкновении класс и директора школы.

Ситуация разрешилась благодаря разумному поведению директора. Он нашел правильный подход и к учителю, и к матери ученицы. Каждый из них принял условия директора, поскольку увидел возможность преодоления конфронтации и поиска путей к сотрудничеству. Привлечение другого учителя оказалось эффективным, поскольку подтвердило объективность Олиных оценок.

Конфликт разрешился конструктивно. Ситуация была исчерпана снятием противоречий между ее участниками. Очень важно, что учитель сам предложил. Оле свою помощь, сделал это при ребятах, тем самым признав, что был неправ, когда втянул класс в столкновение с Олей и ее матерью. Это укрепило авторитет учителя.

Развитие столкновения можно было бы предотвратить, если бы учитель после звонка матери Оли не иронизировал над девочкой и ее матерью перед всем классом, не стремился бы доказать, что он объективен, а сразу предложил Оле свою помощь.

Ситуация №3 . Мама ученицы 5 класса уверена, что по английскому языку ее дочь должна иметь «четыре», а не «три». Со своими претензиями она идет не к учителю, а сразу к завучу. Учитель, с которым мама предварительно не поговорила, считает этот поход к завучу некорректным и не желает давать никаких объяснений.

Ситуация №4 . Учительница начальных классов, ученики которой перешли в среднее звено, продолжает общаться с родительским комитетом теперь уже пятого класса. Обсуждая проблемы, часто высказывает критические замечания в адрес «предметников», преподающих в «ее» классе, иногда критикует «классную». Но кто-то из родителей сообщает новой классной руководительнице об идущих разговорах, и та просит администрацию освободить ее от этой должности.

Ситуация №5. Для включения в концертную программу актив гимназии попросил подготовить каждому классу по 3 номера. Классный руководитель 6а класса велела выучить ученице длинное стихотворение. Просмотрев предварительно все номера, оргкомитет не включил в концертную программу стихотворение девочки, так как по времени концерт должен был длиться 2 часа. Девочка придя домой, расплакалась, рассказала маме. Мама пришла в школу в ярости к учителю. Произошел конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1.Из-за чего произошел конфликт?

2. Есть ли ошибка классного руководителя?

3.Каковыми должны быть действия классного руководителя?

Ситуация №6. Учительница вызвала в школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской во время перемены.

Учитель. Вы совершенно перестали следить за сыном!

Мать. То есть, как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым.

Учитель (раздраженно). Так что же выходит: я вам лгу и от нечего делать вызвала вас в школу?!

Мать. А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.

Учитель. Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки .

Мать. Вы знаете, К. М., дома он мне не дерзит.

Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведёт себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.

Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц нет постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашёл, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок.

Учитель. А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!

Мать. А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.

Учитель. В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается).

Мать уходит.

Учитель. Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!

Ситуация №7. После уроков мама Оли заходит в класс.

Мать. Здравствуйте, я пришла поговорить с вами.

Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?

Мать. Да?! Я не знала.

Учитель. Но у Оли в дневнике есть запись.

Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное.

Учитель. О чем вы хотите поговорить?

Мать. Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница… Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит: «Счастливый тот учитель, к кому попадет ваша дочь!» Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике «4» и «3». Вот за что сегодня «3» по математике?

Учитель. Оля решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо ещё дома потренироваться.

Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам ещё дома доучивать приходится?

Учитель. В Олиных домашних работах часто бывают недочёты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом.

Мать. Что же, если у моей дочери такой почерк, то вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться?

Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.

Мать. Конечно, посадили за последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.

Учитель. Но я пока не могу посадить её ближе, Оля высокая девочка.

Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем.

Ситуация №8. Девятиклассник учится на «3» и «4», любит школу, уважает и выполняет все требования учителей. С начала нового учебного года в классе меняется учитель биологии. У ученика с первых же уроков не складываются с ним отношения, так как новый преподаватель не смог включить его в работу, а на одном из уроков, в присутствии всего класса, дал иронично отрицательную оценку ответа. Сильно переживая о случившемся, подросток вначале перестаёт готовиться, а затем совсем ходить на уроки биологии, мотивируя тем, что там есть любимые ученики, знающие всё, а он всё равно ответит неправильно. В конце четверти, решает подросток, он выполнит контрольную работу и получит свою «тройку». О сложившейся ситуации знают учитель биологии и мама ученика.

Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия педагогов?

Блокнот рецептов: «Педагогические ситуации и их решение»

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Выступление на РМО

Блокнот рецептов: «Педагогические ситуации и их решение»

Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня я тоже рада приветствовать вас.

Предлагаю вам рассмотреть проблему социального развития дошкольников. Когда мы смотрим на образовательные Госстандарты, видим, что на каждой странице говорится о социальном развитии дошкольников. С чем это связано? Попробуем разобраться.

СЛАЙД

Сегодня ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации без структурно-логических связей. А ведь еще 20 лет назад социализация дошкольников носила спонтанный характер, ребенок развивался в условиях малого социума: семьи, дворовой компании, пионерской организации, свободно общался со сверстниками.

Сейчас же многое изменилось – исчезли естественные факторы социализации. Значимое семейное воспитание приобрело иной характер: современные родители работают много больше, чем раньше; зачастую они увлечены своим личностным развитием в ущерб детско-родительским отношениям. Детям самостоятельно гулять во дворе без родителей почти невозможно, а при родителях дети ведут себя иначе, потому что взрослые постоянно вмешиваются в процесс общения, навязывая свои поведенческие формы – социализации не происходит, общение перестает быть спонтанным. Дворовые социализации исчезли.

СЛАЙД.

Основным фактором современной цивилизации, оказывающим колоссальное влияние на содержание современного детства, стал стремительный рост новых технологий, в первую очередь – информационных. Огромное число дошкольников пользуется интернетом, проводит много времени с различными гаджетами, которые во многом заменяют им игры со сверстниками и в то же время поглощают время для самостоятельных игр. Известно, что социализация происходит в основном тогда, когда ребенок проявляет собственную инициативу, когда имеет место непрогнозируемая ситуация.

Читайте также  Красота спасет мир

СЛАЙД.

Поэтому дошкольное учреждение не может не заниматься именно социализацией современных дошкольников. Задача дошкольного учреждения – дать детям возможность проживания различных социальных ролей (член семьи, член коллектива, житель города, мальчика или девочки и т.д.) для того, чтобы создать некий фундамент для будущей жизни. Когда ребенок проживает определенную социальную роль, то у него развиваются различные личностные качества и формируется первоначальное представление о социуме.

Давайте проанализируем сложившиеся педагогические ситуации и найдём пути их решения:

— Предлагаю вам разобрать еще несколько педагогических ситуаций и найти пути их решения. Работать будем по подгруппам (по 5-6 человек).

Приступая к рассмотрению педагогических ситуаций советуем:

  • Прежде чем отвечать на вопросы, внимательно прочитать условие, мысленно представить обстановку, действующих лиц.
  • Отвечать на вопросы в том порядке, в котором они заданы.
  • Помните, что почти каждая ситуация предполагает вариативность, гибкость ответов.
  • Аргументы должны быть подкреплены ссылками на теорию.

СЛАЙД.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

  • исследование причин возникновения проблемы (исследовательская задача),
  • построение прогноза дальнейшего развития системы (прогнозная задача),
  • поиск решения, выхода из затруднительной ситуации в конкретных условиях (изобретательская задача)

Примеры анализа педагогических задач

СЛАЙД

Ситуация «Об отверженном ребёнке»

В группе детского сада есть отверженный ребёнок, с которым дети не хотят общаться и играть. Объяснить своё отношение к данному ребёнку дети не могут. Мальчик тихий и спокойный, в конфликты не вступает. Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику.

СЛАЙД

1.Исследовательская задача:

  • Что есть? — есть группа детей и отдельный мальчик, с которым не хотят играть,
  • Что не устраивает? — дети игнорируют мальчика, не принимают в игры,
  • Что нужно? — чтобы дети приняли мальчика в круг общения.

2.Прогнозная задача: помочь мальчику войти в детское общество

3.Изобретательская задача:

выявить способности мальчика, значимые для других детей;

— подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети.

— поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям.

4. Идеальный конечный результат: научить ребёнка делать то, чего не умеют остальные дети, например, завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку. Постоянно подчёркивать стремление мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. После снятия основного напряжения дать мальчику задание: научить завязывать шнурки других детей.

СЛАЙД

Ситуация №1.

Мальчик 5-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей.

СЛАЙД

1.Исследовательская задача:

  • Что есть? — гиперактивный ребёнок.
  • Что не устраивает? — его излишняя подвижность мешает ему выполнять учебные задания, предлагаемые воспитателем.
  • Что нужно? — чтобы ребёнок имел возможность выполнять задания для усвоения навыков.

2.Прогнозная задача: «Обратить вред с пользу»

3.Изобретательская задача:

— Выработать единый подход к ребенку, который окажется приемлемым и для родителей, и для педагогов.

— Выбрать эффективную стратегию, например, использовать тактильный контакт, т.е. в детском саду укладывая ребенка спать в тихий час, педагог, садясь рядом с ребенком, поглаживает его, произнося тихие и ласковые слова, снижая напряженность.

— излишняя подвижность ребёнка должна стать обязательным условием выполнения задания.

— дать ребенку почувствовать свою успешность в определенной деятельности.

4. Идеальный конечный результат: материал, с которым работает ребёнок, размещается в разных местах комнаты. Выполнив одно задание, ребёнок должен узнать (отгадать, прочитать по схеме и т.д.), где «спрятано» следующее задание и переместиться в нужную часть помещения.

СЛАЙД

Ситуация №2

Часто можно видеть, как на занятиях, не успел еще педагог задать вопрос, а ребенок уже тянет руку – готов ответить. От нетерпения он трясёт рукой, встаёт с места, выкрикивает.

СЛАЙД

  1. Исследовательская задача:
  • Что есть? — нетерпеливый ребенок.
  • Что не устраивает? –ребенок часто перебивает педагога и сверстников, давая личные оценки происходящему.
  • Что нужно? – чтобы ребёнок не мешал образовательному процессу группы.

2. Прогнозная задача:

— сформировать моральное и нравственное сознание недисциплинированного ребенка, двигательную и волевую регуляцию.

3. Изобретательская задача:

— познакомить детей с правилами этикета с помощью литературных произведений юмористического характера.

— тренировать усидчивость и поощрять за спокойное поведение.

— отсаживать недисциплинированного ребенка за другой стол таким образом, чтобы он видел своих сверстников за работой. Такая «изоляция» почти всегда успокоительно действует на ребенка.

— установить правила поведения на занятиях и предупре­дить о последствиях их несоблюдения.

4. Идеальный конечный результат: «Я понимаю, что вам очень интересно и хочется сказать всем. Но чтобы слышать, что говорят товарищи, давайте договоримся, говорить будет тот, у кого в руках микрофон». В данном случае предмет в руках ребенка несет дополнительный тройной стимул — признак законной очередности, помощник свободного высказывания (мы взрослые сами частенько крутим что-нибудь в руке при важном разговоре) и реализованное право самостоятельно выбрать следующего говорящего

СЛАЙД

Ситуация №3

В любой возрастной группе можно встретить ребенка, который не уверен в себе. Прежде чем приняться за какое-либо дело, он несколько раз переспрашивает или долго смотрит как делают другие. Начинает он действовать, только когда взрослый подбадривает либо, когда никто не смотрит на него.

СЛАЙД

  1. Исследовательская задача:
  • Что есть? – робкий ребенок.
  • Что не устраивает? — заниженное представление о собственных возможностях и способностях.
  • Что нужно? – научить справляться с жизненными проблемами на данном возрастном этапе.

2. Прогнозная задача:

— научить ребенка не сомневаться в себе, своих возможностях и силах;

3. Изобретательская задача:

— выявить причину неуверенности в себе;

научить частично преодолевать свою робость, обдумывая возможные альтернативы своих замыслов и поступков, ставя перед ним выполнимые задачи;

— повысить самооценку посредством игр для развития уверенности;

— подбадривать ребенка, стимулировать активность, накапливать его «багаж успехов».

4. Идеальный конечный результат: ребенок проявляет инициативу при выполнении заданий и поручений взрослого. Накапливается «багаж успехов», а, следовательно, повышается самооценка. Ребенок научиться адекватно воспринимать критику. Станет эмоционально устойчив, может проявить лидерские качества. Закрепится позиция успешности.

Особенности развития детей с новым типом сознания свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании, новых компетенций воспитателя.

СЛАЙД

«Принципы воспитания детей 21 века»:

  • Детям нужны границы дозволенного. Определить их должны взрослые. Если родители не установят границ, их установят дети, но не для себя, а для родителей. Однако наличие рамок не должно лишать процесс воспитания творческого подхода. Иногда ребенку следует позволять самостоятельно устанавливать границы, дабы они учились проявлять инициативу.
  • С детьми необходимо общаться, как с равными, при этом не возлагая на них взрослые проблемы и обязанности.
  • Объясняйте свои требования, действия и слова, предоставляя право высказать собственное мнение относительно обсуждаемого вопроса.
  • Уважайте ребенка.
  • Говоря ребенку о любви, следует проявлять еще и уважение. В обратном случае слова останутся только словами, в которые ребенок не будет верить. Проявления искренней любви – это то, что необходимо каждому человеку и то, что помогает людям оставаться людьми, даже если это маленькие дети.
  • Дети замечают хитрости и ложь, поэтому не стоит применять их относительно малыша: он умнее, чем кажется.
  • Дети должны давать выход чрезмерной физической энергии.
  • Наблюдайте за общением маленьких детей: они многому могут научить!

СЛАЙД

В век модернизаций и инноваций современный воспитатель должен очень многое знать и уметь не только касающееся своей педагогической деятельности, но и любых других отраслей современности, так как вопрос растущего и развивающегося ребенка может быть порой совсем не предсказуем.

Роль ребенка, как пассивного объекта педагогического воздействия осталось в прошлом, сейчас используется в работе личностно – деятельностный подход, в котором дети являются активными субъектами и приобретают способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Педагогические ситуации с ответами

Раздел II
Педагогическая ситуация № 1.
Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на стол. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было невозможно продолжить.
Как купировать скандал? Какими путями можно было избежать такой ситуации? Как вернуть рабочую обстановку на урок, если всё же такой случай уже произошел?

Решение. Я считаю, что такая ситуация возникла не просто так, виной всему скорее всего была поставленная ранее оценка, с которой мальчик был категорически не согласен, и так неумело решил выказать свой протест, видимо ничего более умного придумать не смог. Избежать этой ситуации, скорее всего, можно было бы пояснив сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки, а так же было бы очень хорошо, объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание. Учителю же не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку. Можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить. Желать в добавок попросить помыть парту, может больше не захочется так поступать.

Педагогическая ситуация №2.

Девочка Маша, ученица 7 «В» класса, постоянно отвлекалась на занятиях со своей подругой. Учительница это заметила, и, прервав отвечающего ученика, попросила Машу немедленно продолжить ответ. Девочка совсем не растерялась, очень обстоятельно изложила материал урока, притом, в дополнение, используя в ответе сведения из дополнительной литературы. Но учительница только ещё сильнее раздражилась и поставила «3», объясняя это тем, что Маша разговаривала на уроке. Оцените, пожалуйста, действия учительницы.

Решение. Учительница явно была не права, поставив Маше незаслуженную двойку. Прежде всего, ей стоило заметить, что, не смотря на то, что девочка отвлекалась, она подробно ответила, за что стоило ей поставить «5». Конечно, поведение ученицы тоже не правильное, всегда тяжело вести урок, когда в классе стоит шум и гам, можно было бы после ответа сказать: «Молодец, Маша, что хорошо знаешь данный материал, но всё же тебе стоит вести себя потише, и не мешать и не отвлекать других учеников от работы, иначе, я поставлю тебе в журнал «2» за поведение.» Так же учительнице не стоило разряжать своё эмоциональное состояние на ребёнке, хотя девочка и вела себя не подобающим образом, оценивать стоило ответ, а если уж так сильно хотелось как то поставить ученицу на место, можно было бы поставить в дневник вторую оценку, но уже за поведение или написать замечание.

Педагогическая ситуация № 3.
Трое учащихся девятого класса не однократно были замечены в нетрезвом состоянии в одном из развлекательных мест села. Об этом обстоятельстве стало известно педагогам, однако, факт никем из них не проверен и не подтверждён, хотя, по словам родителей некоторых учеников, он имел место. Указанные родители не хотят выступать источником информации, не желая портить отношения с родителями подростков. Педагоги решили просто не принимать никакого решения и не предавать ситуации значения. Правильно ли они поступили?

Решение. Конечно, оставлять без внимания данный случай не стоит, как минимум следовало бы задуматься о последствия, подростки в этом возрасте очень сильно подвержены постороннему влиянию, чаще всего негативному, и сбить их с истинного пути может любой. Может развиться алкогольная зависимость, с раннего возраста и детей уже будет не остановить. Педагогам стоило, провести беседу с учениками, поговорить, рассказать о последствиях, прибегнуть к помощи психолога. И конечно же, обязательно, сообщить родителям, чтобы они в свою очередь тоже приняли какие-либо меры. А то, что оставили без внимания, это халатное отношение к детям.

Читайте также  Архитектура северных городов России

Педагогическая ситуация № 4.
Ученик 7 класса систематически не выполнял домашние задания, даже не пытался притронуться к тетрадям. Учитель регулярно, каждый день ставил ему двойки в дневник и в журнал. Однажды учитель сказал: «Саша, у тебя сплошные двойки и сегодня, появится ещё одна, и так будет до тех пор, пока не выполнишь домашнее задание». На что ученик ответил: «Ну и ставьте!»

Решение. Ставить постоянно ученику двойки это не выход из положения, стоило оставить ученика после урока и выяснить причину такого поведения, может всё серьёзнее чем кажется, возможно у него проблемы дома или в школе. Или есть ещё один вариант, позаниматься с мальчиком, помочь ему разобраться в непонятных темах, дать что-то решить дополнительно, чтобы исправить полученные ранее двойки. А систематически принижать ученика не даст никаких результатов, его самооценка только ещё больше упадёт. Если не помогут беседы с учеником, можно привлечь родителей, чтобы они тоже приняли участие и поспособствовали в решение данной проблемы.

Педагогическая ситуация № 5.
«Костя вышел в коридор, тряхнул авторучкой, почему-то переставшей писать, и вдруг на новенькой, свежеокрашенной стене появились чернильные пятна. Наталья Александровна, видевшая это, подошла и сказала, что придется самому вымыть стену.
Костя стал ожесточенно тереть пятна. Скоро они исчезли, но свежевымытая полоса отчетливо выделялась на стене. Тогда он решил промыть всю стену коридора. За этим занятием его застала классная руководительница.
— Решил помочь тете Маше?
Костя утвердительно махнул головой. Обманывать он привык, репутация врунишки шла за ним с III класса. Хотелось сначала сказать правду, но как-то так
получилось…
Учительница, уже знавшая причину Костиного усердия, промолчала.
А вот на классном собрании громко заявила:
— Мы от всей души должны поблагодарить Костю за помощь тете Маше, которую он добровольно оказал
ей вчера.
Костя видел одобрительные взгляды товарищей. Но
по выражению лица учительницы понял, что она знает больше, чем он предполагал. Сам не зная почему,
мальчик вдруг встал.
— Я совсем не хотел помочь…— и рассказал, как
было дело.
— Я всегда. Костя, считала, что ты — честный человек,— заметила учительница.— А с этой минуты буду верить тебе еще больше. И все ребята будут тебя уважать, если будешь поступать так же честно, как сегодня.
Возвращаясь к себе домой, мальчик думал: что бы еще такое сделать, чтобы честно признаться потом ребятам и пережить ту счастливую минуту всеобщего уважения к нему, которое он испытал?» Оцените действия учительницы.

Решение. Учительница поступила правильно, не стала сразу уличать парня во вранье, дала ему шанс исправиться, увидеть ошибки в своём действии, дала возможность объективно оценить всё не хорошее им сделанное, тем самым помогла парню, осознать, что говорить правду, намного лучше, чем постоянно лгать. Не зря говорят «всё тайное рано или поздно становится явным»

Педагогические ситуации. Для учителей и не только…

Учитель – одна из самых сложных профессий. Во всяком случае, она является такой, если ты ответственно и честно её выполняешь. Я придерживаюсь позиции, что учитель — это мастер ручной работы. Он может быть кузнецом, который с помощью молота и наковальни закаливает характер и придаёт форму своим ученикам; или это дизайнер-ювелир, который нанизывает бусинки знаний на обруч мировоззрения; или это гончар, который из того, что есть, пытается слепить нужное. Учитель часто вынужден предъявлять результаты своего труда, но не показывать, что за этим стоит. За каждым учебным курсом, педагогическим достижением и результатом может скрываться килограмм сомнений, центнер стресса и тонна разнородных эмоций и убеждений. Часто именно эти сомнения, эмоции и убеждения мешают идти вперед. Разбираемся с Оксаной Терляевой, тренером по эмоциональному интеллекту, в типовых ситуациях, которые складываются вокруг преподавательской (и не только преподавательской) деятельности, и пытаемся найти эффективное решение.

Ситуация «Нет отдачи от учеников»:

Вы вкладываете, на Ваш взгляд, много в этих учеников. Вы добровольно тратите часть своего свободного времени, чтобы создать интересные задания. Вы вкладываете свои силы. Вы переживаете за их успех и стараетесь для них, а это, оказывается, никому не нужно. Это не ценится. Нет отдачи.

Может быть это прозвучит сурово, но предложу определиться, ради чего Вы вкладываете в учеников время и силы. Понятно, что Вы стараетесь быть «хорошим учителем», но что это обозначает именно для Вас? Ответьте себе честно, пожалуйста! У каждого из нас свой собственный идеал «хорошего учителя», которому мы пытаемся следовать. Поэтому я и прошу: рассмотрите, пожалуйста, повнимательнее тот, который руководит Вашей жизнью.

В Вашем представлении, хороший учитель должен «недоедать и недосыпать» в неустанной заботе о подрастающем поколении? Или Вы рассчитываете, что сможете передать весь свой бесценный опыт и знания, которые были накоплены Вами за долгие годы кропотливого труда? Или Ваш образ хорошего учителя предполагает наличие учеников, которые будут, как и Вы, жить преподаваемым Вами предметом?

И ещё один неудобный вопрос — В чём именно должна выражаться «отдача», на которую Вы рассчитываете?

Ответьте, пожалуйста, максимально точно, избегая «видеть в глазах», «стараться» и «вести себя как положено». Ежедневно выполнять домашние задания? Отлично! Получается, что запись в тетради Вас устроит? Даже если написано криво, явно списано из Решебника или даже и то, и другое одновременно, так?
Нет? Тогда это уже не просто «выполнять домашние задания», а «регулярно готовиться к каждому занятию, затрачивая на подготовку час-три своего времени» Согласны?

А теперь представьте себя учеником, который имеет свои конкретные цели. Для точности ощущений вообразите сейчас, пожалуйста, что сейчас кто-то заставит Вас изучать мелиоративное земледелие агрокультур Венеры или Марса. Причём не в качестве факультатива, а с контрольными, зачётами и экзаменами. Вам это понравится?
Вот и у детей, посещающих Ваши занятия, отношение к предмету тоже будет разным. Кто-то планирует связать с изучаемым предметом жизнь, кто-то работает на отметку в аттестате, а кто-то просто ходит в школу ради общения со сверстниками. Представьте себя на месте каждого из этих ребят на своих занятиях, тогда Вам станет проще понять, на какую отдачу из каждой категории учеников можно рассчитывать.
И проще принять, что Ваши опыт и знания, нужны, прежде всего, Вам самим. Знания нужны для того, чтобы легко объяснять сложные вещи тем, кто хочет их понять, а опыт, чтобы не тратить свои силы впустую, пытаясь насильно заставить делать детей то, в чём у них отсутствует потребность.

Кто-то скажет, что есть обязательная программа, которую дети должны усвоить, поэтому придётся постараться вложить в их головы все возможные знания. И я соглашусь, но добавлю, что использование различных педагогических приёмов для того, чтобы заинтересовать учеников, и цель – «сделать из школьника человека», — вещи абсолютно разные. Вы же не хотите, чтобы «человека» делали из Вас? Тем более путём изучения этих самых внеземных агрокультур…

Может быть, просто попробуете получать удовольствие от того, что делаете? Удовольствие от чего-то — это одна из самых заразительных вещей в мире. Поэтому получить лучшие результаты больше шансов именно у того учителя, который способен получать удовольствие и от самого процесса работы с детьми. А ещё помнит, что все дети талантливы, но вовсе необязательно в его предмете.

Ситуация «Всем спасибо, все свободны»:

Вы создаёте и разрабатываете увлекательные мероприятия для своих учеников. Стараетесь внедрить нестандартный подход к обучению. Вы «горите» своим делом, а Ваше начальство Вам просто говорит спасибо и на этом всё. У Вас возникает чувство «непонятости» и обиды.

Каждому из нас необходимо удовлетворять потребности в «хорошести», важности и нужности, — поэтому получать позитивную обратную связь необходимо каждому человеку: и Вам, и Вашим ученикам, и даже их родителям. В идеале это должно быть регулярно, с отметками роста и развития, а также материальным поощрением. Но в жизни получается по-другому.

Начальство тоже бывает разным: кому-то хочется просто тишины и покоя, а кому-то, наоборот, необходимо, чтобы мир вращался именно вокруг них, — поэтому и причины, по которым руководство не замечает Ваших стараний, тоже будут разными. Очень даже может случиться такое, что руководство, которому Вы никак не озвучили свою потребность в поощрении из стеснения или святой уверенности, что это «и так понятно», считает, что Вам достаточно удовольствия, которое Вы получаете от реализации своих идей.

И, в данном случае, решать только Вам, как Вы поступите: скажете руководству прямо, что нуждаетесь в поощрении, сделаете его активным участником или даже идейным вдохновителем Ваших проектов, создадите собственный проект вне рабочего места или даже смените место работы. Главное, не держите обиду, — это вредно для здоровья! К тому же, Ваши ученики уже Вам признательны и благодарны.

Ситуация «Я – строгий учитель»:

Вы знаете, что чтобы получить нужное, обязательно соблюдать дисциплину. Вы требуете от Ваших учеников или подчинённых, чтобы они делали так, как Вы хотите. Вы ведь знаете, что людей нужно «держать в узде», чтобы они сделали, как Вам надо. Вы точно знаете, как надо. Вы не понимаете, почему другие сопротивляются и не хотят принимать Ваш подход.

Если Вы и только Вы отвечаете за результат, то и право окончательного решения тоже остаётся за Вами. Выбор же Ваших подчинённых – работать с Вами на таких условиях или уйти от Вас. Уйти вовсе не потому, что Вы плохой человек или руководитель, а потому, что они, как и все мы, тоже хотят быть хорошими, важными и нужными. И эти потребности каждого из нас требуют удовлетворения:
«хорошесть» предполагает подтверждение правильности поведения человека, т.е. не жёсткой критики и распоряжений приказным тоном, а одобрения и поддержки в полезных начинаниях;
важность – требует уважения мнения и доверия, выраженного в праве на самостоятельное принятие решений;
а нужность – это потребность в его человеческих качествах и уме, а вовсе не руках (как механизма).

Если Вы не готовы удовлетворять эти потребности Ваших подчинённых на рабочем месте, то будьте готовы к тому, что люди будут удовлетворять их в других местах, и вполне возможно, что с другими руководителями.
Учителям добавлю, что Вы и сами прекрасно знаете о потрясающей способности детей отсутствовать на уроке, в то время, когда их организм сидит за партой к Вашем кабинете.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: