Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой - OXFORDST.RU

Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой

Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом

3.9. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом

Самоконтроль спортсмена — это регулярное использование им ряда простых приемов для самостоятельного наблюдения за изменением состояния своего здоровья и физического развития под влиянием занятий физическими упражнениями.

Благодаря самонаблюдению спортсмен имеет возможность самостоятельно контролировать тренировочный процесс. Кроме того, самоконтроль имеет большое воспитательное и педагогическое значение , приучая спортсмена к активному наблюдению и оценке своего состояния, к анализу используемой методики тренировки.

Самоконтроль служит важным дополнением к врачебному контролю, но, ни в коем случае не может его заменить. Данные самоконтроля могут оказать большую помощь преподавателю и тренеру в регулировании тренировочной нагрузки, а врачу — правильной оценке выявленной изменении, в состоянии здоровья спортсмена и его физическом развитии.

Преподаватель, тренер и врач должны разъяснять спортсменам значение регулярного самоконтроля для укрепления здоровья, правильного построения учебно-тренировочного процесса и повышение спортивного интереса, рекомендовать пользоваться определенными методами наблюдений, объясняя, как должны изменяться те или иные показатели самонаблюдений (например, сон, пульс, вес ) при правильном построении тренировок и случаях нарушений режима.

Преподаватель и тренер совместно с врачом должны добиваться, чтобы спортсмены правильно понимали изменения различных функций организма под влиянием физических нагрузок. Необходимо предостеречь спортсменов от поспешных выводов при появлении отклонений в показателях самонаблюдений, так как за неправильными выводами может последовать неправильное построение тренировок, а также возможное самовнушение какого-либо заболевания, которого у спортсменов фактически нет. Важно разъяснить спортсменам, что при отклонениях показателей, выявлененных при самоконтроле, необходимо посоветоваться с врачом и преподавателем или тренером, прежде чем принимать какие-либо меры.

Существенным, является ведение дневника самоконтроля, представляющего собой часть дневника тренировок, который обязан вести каждый спортсмен. Врач и преподаватель, тренер, просматривая этот дневник, смогут увидеть зависимость изменений в состоянии здоровья спортсмена от содержания и характера тренировки.

Показатели самоконтроля принято делить на субъективные и объективные.

В группу субъективных показателей входят самочувствие, оценка работоспособности, отношение к тренировкам, сон, аппетит и т.п. Значение каждого из этих признаков в самоконтроле следующее.

Самочувствие складывается из суммы признаков: наличия (или отсутствия) каких-либо необычных ощущений, болей с той или иной локализацией, ощущения бодрости или, наоборот, усталости, вялости, и т.п.

Самочувствие может быть: хорошее, удовлетворительное или плохое. При появлении каких-либо необычных ощущений отмечают их характер, указывают, после чего они возникли (например, появление мышечных болей после занятий). Боли в мышцах обычно возникают при тренировке после перерыва или при очень быстром увеличении нагрузок — перегрузки. При беге у спортсменов могут появляться боли в правом (в области печени) и левом (в области селезёнки) подреберье.

Боли в правом подреберье могут возникать при заболеваниях печени и желчного пузыря, нарушениях деятельности сердца. Иногда спортсмены жалуются на боли в области сердца. В случае появления болей сердца во время работы спортсмен должен немедленно обратиться к врачу. При утомлении и переутомлении могут также возникать головные боли, головокружение, появление которых спортсмен должен обязательно отмечать в дневнике самоконтроля.

Усталость — это субъективное ощущение утомления, которое выявляется в нежелании или невозможности выполнить обычную трудовую нагрузку, а также физические упражнения, намеченные по плану. При самоконтроле отмечается, зависит ли усталость от проводимых занятий или от чего-то другого, как скоро она появляется, ее продолжительность.

Спортсмен должен отмечать, степень усталости после занятий ( «не устал», «немного устал», «переутомился»), а на следующий день после тренировки — «усталости нет», «чувствую себя хорошо», «осталось чувство усталости», «полностью не отдохнул», «чувствую себя утомленным».

Важно также отмечать настроение: нормальное, устойчивое, подавленное, угнетённое; желание быть в одиночестве, чрезмерное возбуждение.

Работоспособность зависит от общего состояния организма, настроения, утомления, от предшествующей работы (профессиональной и спортивной). Работоспособность оценивается как повышенная, обычная и пониженная.

Отсутствие желания тренироваться и соревноваться может быть признаком перетренированности.

Нормальный сон, восстанавливая работоспособность центральной нервной системы, обеспечивает бодрость, свежесть. В случае переутомления нередко появляется бессонница или повышенная сонливость, неспокойный сон (часто прерывается, сопровождается тяжелыми сновидениями). После сна возникает чувство разбитости. Спортсмен должен регистрировать количество часов сна (помня, что сон должен быть не менее 7-8 часов, при больших физических нагрузках — 9-10 часов) и его качество, а при нарушениях сна — их проявления плохое засыпание, частое или раннее пробуждение, сновидения, бессонница и т.п.

Аппетит отмечается как нормальный, сниженный или повышенный. Его ухудшение или отсутствие часто указывают на утомление или болезненное состояние.

Из объективных признаков при самоконтроле регистрируются частота пульса, вес , потоотделение, данные спирометрии, динамометрии, реже определяется частота дыхания (так как трудно подсчитывать число дыханий у самого себя) или проводятся какие-либо другие функциональные пробы.

Необходимо также, чтобы спортсмен периодически подсчитывал пульс после определённых спортивных нагрузок. У хорошо тренированных спортсменов даже после очень больших нагрузок частота пульса не превышает обычно 180-200 ударов в минуту. Длительность восстановления частоты пульса после определенных спортивных нагрузок служит важным показателем функционального состояния спортсмена.

Определение веса (путем взвешивания) достаточно проводить 1-2 раза в неделю. Исключение составляют те случаи, когда необходимо строго регулировать вес в соответствии с весовой категорией период соревнований (у боксеров, борцов, штангистов). Проверку веса лучше всего проводить утром, натощак (после опорожнения мочевого пузыря и кишечника). Если практически это не всегда возможно, то следует взвешиваться всегда в одно то же время дня на одних и тех же весах, без одежды.

Огромное значение имеет питание. Обильное питание в период достигнутой спортивной формы может вызвать необычное для данного состояния увеличение веса тела. Чрезмерное падение веса, которое непосредственно не связано с ошибками в методике и нагрузке занятий, может быть обусловлено неправильным общим режимом и недостаточным питанием.

Преподаватель и тренер должны не реже одного раза в 1-2 недели проверять дневник самоконтроля спортсмена. Врач обязательно знакомится с ним при повторных обследованиях спортсмена.

Для оценки функционального состояния можно использовать следующие доступные функциональные пробы:

  1. Степ-тест Кэрша, рекомендуемый для здоровых женщин. Здесь потребуется скамейка или прочный стульчик высотой 30 см.

Необходимо встать на скамейку и сходить с неё на 4 счета: на счет «раз» поставить одну ногу на скамью, на «два» — другую, на «три» опустить одну ногу на пол, на «четыре» — другую.Темп должен быть следующим: два полных шага вверх и вниз за 5 сек., 24 — за 1 мин. Продолжать выполнение теста течения 3 мин. Проведя тест, сразу сесть на скамейку и подсчитать пульс в течение 1 мин. Затем сравнить полученный результат (пульс в течение 1 мин.) с данными таблицы, чтобы узнать насколько вы хорошо подготовлены.

Таблица 3.5. Результаты Степ-теста по Кэршу
О Ц Е Н К А Частота сердечных сокращений (уд.мин.) в зависимости от возраста
18 — 26 лет 27 — 60 лет
Превосходно 73 74
Отлично 74 — 82 75 — 83
Хорошо 83 — 90 84 — 92
Удовлетворительно 91 — 100 93 — 103
Посредственно 101 — 107 104 — 112
Плохо 108 — 114 113 — 121
Очень плохо 115 122

Если этот тест окажется для вас слишком легким, если вы высокого роста, и полученные данные не будут отражать истинное положение дел, предлагается всем, кто выше 152 см., увеличивать высоту скамейки на 5 см. на каждые 7,5 см. роста.

Проба Штанге — задержка дыхания на вдохе.

После 5 мин. отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох, задержать дыхание и одновременно включить секундомер. При возобновлении дыхания секундомер останавливают.

Средним показателем способности задерживать дыхание на вдохе следует считать время равное 60-65 сек. При заболевании или переутомлении это время уменьшается значительно (до 30-35 сек.)

Проба Генчи — задержка дыхания на выдохе. Задержка дыхания производится после полного выдоха. Средним показателем здесь является способность задерживать дыхания на выдохе в течение 30 сек.

Средними показателями для юношей в возрасте 16-18 лет являются величины в пределах 4000-4500 см3, а для девушек этого же возраста 3000-3500 см3. У физкультурников и спортсменов эти показатели достигают 6000 и даже 7000 см3 (гребцы, пловцы, лыжники).

Измерить массу тела (вес) следует еженедельно, в одно и то же время, на одних и тех же весах, предварительно проверив их исправность.

В зависимости от состояния здоровья, водного и пищевого режима, учебной или тренировочной нагрузки и других влияний масса тела может меняться. Прогрессирующая потеря аппетита и снижение массы тела сигнализируют о неблагополучии в организме спортсмена. Об этом следует поставить в известность тренера и врача. У систематически тренирующихся спортсменов колебания массы постоянны: после напряженной тренировки потеря массы тела составляет 1-2 кг. В период отдыха масса полностью восстанавливается.

Снижение показателей силы отдельных групп мышц, прекращение роста спортивных достижений обычно связаны с нарушением общего или тренировочного режима.

Для самоконтроля каждому спортсмену желательно использовать одно или несколько контрольных тестов, например: подтягивание на перекладине, поднимание ног из виса на гимнастическом стенке, лазание по канату на время и т.д.

На спортивные результаты отрицательно влияют недосыпание, беспорядочное питание, частые внеплановые физические нагрузки, выступления на соревнованиях без достаточной подготовки, тренировки в болезненном состоянии, курение, употребление алкоголя.

Контроль и самоконтроль в процессе занятий физкультурой
статья по физкультуре

Контроль и самоконтроль в процессе занятий физкультурой

Скачать:

Вложение Размер
kontrol_i_samokontrol_publikatsiya.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа №22 города Благовещенска»

Контроль и самоконтроль в процессе занятий физкультурой

Разработала: Лединцова Н.М.

Непосредственная педагогическая деятельность требует от учителя не только глубокого знания своего предмета, но и определённой системы, последовательности действий. Главной особенностью учителей физической культуры является специфика труда. Объектом деятельности педагога служит личность учащегося.

Педагогическая деятельность учителя состоит из определённых элементов, которые совместно образуют своеобразную психологическую структуру. И, бесспорно, при этом каждый учащийся должен: систематически посещать учебные занятия по физической культуре (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием; проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья и физического развития, спортивной подготовленности; активно овладевать знаниями по физическому воспитанию, используя соответствующую литературу; соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания; самостоятельно выполнять физические упражнения, регулярно заниматься утренней гимнастикой, спортом, соблюдать необходимый недельный двигательный режим, используя консультации учителя; активно участвовать в массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятиях в классе и в школьных спартакиадах.

Успех преподавания зависит и от того, каким будет контакт между учителем и обучающимся. В работе с учениками учитель должен уметь чётко и грамотно выражать свои мысли, внимательно наблюдать за классом, чувствовать его и находить с ним общий язык, правильно использовать наглядные пособия и иллюстрировать материал. Для успешной работы каждый педагог должен: досконально знать материал преподаваемой дисциплины в объёме программных требований, а также основные положения педагогики и психологии, требования ФГОС ООО; чётко, ясно и грамотно излагать свои мысли; представлять общее развитие и тенденции в физкультуре и спорте; осуществлять внеурочную деятельность.

Прдмет физической культуры предусматривает решение следующих задач: содействие разностороннему развитию организма, сохранению и укреплению здоровья, повышению уровня общительности, физической подготовленности, развитию психомоторных способностей учащихся; формирование потребности сучащихся в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью; формирование навыков самостоятельной организации досуга с использованием средств физкультуры и спорта; овладение основами семейного физического воспитания.

Физическое воспитание в школе проводится на протяжении всего периода обучения и осуществляется в следующих формах: Учебные занятия: обязательные занятия (практические, теоретические), которые предусматриваются в учебных планах и включаются в расписание уроков, индивидуальные занятия для учащихся, имеющих слабую физподготовку или отстающих в овладении учебным материалом, внеурочная деятельность.

Комплексное использование всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физкультуры в образ жизни учащихся, достижение оптимального уровня физической активности.

Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки, дневник самоконтроля

При регулярных занятиях физической культурой очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля — это ведение специального дневника.

Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы — субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам. Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна. Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях — обратиться к врачу.

Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима. Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности.

К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса.

Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки — за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после — 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%. Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле ИК=Д/П, где Д — минимальное давление, а П — пульс. У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице. Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких — объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин 2,5-4 литра.

Использование методов, стандартов, антропометрических индексов, упражнений-тестов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности

Для оценки физического состояния организма человека и его физической подготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д.

К примеру, о состоянии нормальной функции сердечно-сосудистой системы можно судить по коэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле (АДмакс. — АДмин.) * П, где АД артериальное давление, П- частота пульса. У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этого коэффициента указывает на затруднения в работе сердечно-сосудистой системы. Существуют две пробы для определения состояния органов дыхания ортостатическая и клипостатическая.

Ортостатическая проба проводится так. Обучающийся лежит на кушетке в течение 5 минут, затем подсчитывает частоту сердечных сокращений. В норме при переходе из положения лёжа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 ударов в минуту. Считается, что учащение его до 18 ударов в минуту — удовлетворительная реакция, более 20 неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы. Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля “с помощью дыхания” — так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете. Большое значение в повышении работоспособности вообще и при физической нагрузке в частности имеет уровень физического развития, масса тела, физическая сила, координация движений и т.д.

При занятиях физкультурой важно следить за весом тела. Это так же необходимо, как следить за пульсом или артериальным давлением. Показатели веса тела являются одним из признаков тренированности. Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы. На практике широко применяется индекс Брока.

Нормальный вес тела для людей ростом 155-156 сантиметров равен длине тела в см., из которой вычитают цифру 100; при 165-175 — 105; а при росте более 175 см — больше 110. Можно также пользоваться индексом Кетля. Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см роста приходится 350-400 единиц у мужчин, 325-375 у женщин.

Изменение веса до 10% регулируется физическими упражнениями, ограничениям в потреблении углеводов. При избытке веса свыше 10% следует создать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам. Можно также проводить исследование статической устойчивости в позе Ромберга.

Проба на устойчивость тела производится так: обучающийся становится в основную стойку — стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант — стопы находятся на одной линии, носок к пятке).

Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы. Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности позвоночника и профилактике остеохондрозов. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой. Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.

Тест «проверь себя» предназначен для определения оценки образа жизни старшеклассников. Отсутствие дурных привычек ещё не доказывает, что вы действительно ничем не угрожаете собственному здоровью. Самой большой для него опасностью медицина считает недостаток движения, или гиподинамию, сопровождающую почти все виды деятельности современного человека. Чаще всего это и является причиной наиболее распространённых в мире заболеваний сердечно-сосудистой системы. Эффективным профилактическим средством против этих заболеваний признана физическая активность. Она и может характеризовать ваш образ жизни. Здоровый он или не здоровый вы можете определить с помощью несложного теста.

Ответив на все вопросы(в том числе и штрафные) вы наберёте соответствующую сумму баллов, которая позволит вам вывести оценку вашему образу жизни.

Если наберёте более 70 баллов – отлично; более 50 баллов – хорошо; более 30 баллов – удовлетворительно; менее 30 баллов – неудовлетворительно .

Самоконтроль для занимающихся физической культурой

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 05.05.2019 2019-05-05

Статья просмотрена: 5725 раз

Библиографическое описание:

Астахов, Н. Э. Самоконтроль для занимающихся физической культурой / Н. Э. Астахов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 18 (256). — С. 60-61. — URL: https://moluch.ru/archive/256/58643/ (дата обращения: 16.09.2021).

В статье показаны основные показатели самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, методы их оценивания и значение для человеческого организма.

Ключевые слова: здоровье, группа показателей, нагрузки, физическая культура, внутритканевое дыхание, артериальное кровяное давление.

Быть здоровым — это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическую, социальную, психологическую гармонию человека, позитивные отношения с людьми, природой и самим собой.

Но сохранять здоровье — это не просто. Здесь невозможно ничего не делать. Это каждодневный труд над собой. Чтобы сохранить здоровье нужно учитывать и биологические данные, и экологию, и культуру, и питание, и чередование физических и умственных нагрузок, и режим сна, отдыха и работы, и многое другое. Важное значение имеет и занятия физической культурой, которая не просто сохраняют здоровье, но и подготавливают человека к жизни, содействуют гармоничному физическому развитию человека, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств. Регулярные занятия физической культурой оказывает положительное воздействие на организм человека.

Занимаясь физическими упражнениями, необходимо вести самонаблюдение за состоянием здоровья — самоконтроль.

Проводить самоконтроль следует раз в месяц. За некоторыми показателями, в зависимости от состояния здоровья и рекомендаций врача, надо следить чаще. [2, 7]

Если при занятиях физической культурой происходит ухудшение состояния здоровья, нужно обращаться к врачу. При длительном перерыве от физических упражнений на 1–2 месяца, возобновление следует начинать по облегченной программе. [1, 11]

В первую группу показателей для самоконтроля входят: пульс, артериальное кровяное давление, состояние внутритканевого дыхания, вес в килограммах, объем талии. [4, 60]

Пульс исследуется до и после 10–20 приседаний. Разница в количестве сердечных сокращений дают представление о реакции сердечной мышцы на физические упражнения. Разница 10–15 единиц является нормой. Если разница повышается до 30 единиц, и в покое и во время тренировки в течение 10 минут не снижается — это повод для обращения к врачу.

Артериальное кровяное давление является важным показателем контроля влияния физических нагрузок на организм. На протяжении всего дня оно может колебаться от одного значения к другому. В норме артериальное кровяное давление после физических нагрузок должно увеличиваться на 10–18 единиц и приходить в норму в течение 1–2 часов. Если после физических нагрузок артериальное давление падает или долгое время держится повышенным, применять физические нагрузки нельзя [3, 118]

Состояние внутритканевого дыхания определяется с помощью задержки дыхания. Длительность задержки вычисляется по секундомеру. По индексу К.Динейки — А.Эсортаса нужно 10 раз подряд сесть и встать со стула. Тут же после вдоха задержать дыхание и засечь длительность секундомером. Далее 10 раз глубоко подышать, на вдохе задержать дыхание и определить длительность задержки. Сравнивая данные показателей задержки дыхания, можно определить устойчивость организма к кислородной недостаточности. В норме после нагрузки задержка дыхания уменьшается на 20–50 %, но спустя 4 минуты после нагрузки задержка дыхания становится длительнее исходной. [4, 60]

Вес и объем талии тоже немаловажные показатели при контроле физических нагрузок на организм. При правильном питании, соответствующей трате энергии и нормальном обмене веществ вес взрослого человека определяется с помощью индекса Брока. Из длины тела человека вычитается цифра 100, если рост человека равен 155–156 см, 105, если рост 165–175 см, 110, если рост более 175 см. Объем талии на высоте пупка не должен быть больше объема груди. [3, 132]

Ко второй группе показателей самоконтроля относятся: бег трусцой, равновесие, координация движений, подтягивание на перекладине, прыжок в длину, садиться на пол и вставать со скрещенными ногами без помощи рук. [4, 60]

Вторая группа показателей определяет степень физической подготовки и уровень тренированности.

Бег трусцой рекомендуется начинать с 1,5 минут, дополняя бег дозированной ходьбой и постепенно увеличивая продолжительность. Продолжительность бега трусцой дает представление о выносливости организма. [1, 92]

Время удерживания равновесия показывает функциональное состояние вестибулярного аппарата и мозжечка. Определяется равновесие с помощью следующего упражнения: на одном пальце вертикально удерживая гимнастическую палку, сделать приседание, встать, повернуть гимнастическую палку вокруг себя влево и вправо, снова сделать приседание. Отличным является шестикратное выполнение упражнения.

Координация движений дает представление о согласованности и быстроте реакции на раздражители. Трехкратный попеременный бросок в стену и ловля двух теннисных мячей одной рукой от стены считается удовлетворительным показателем.

О силе рук можно судить по подтягиванию на перекладине. Чем больше подтягиваний, тем сильнее руки.

Прыжок в длину показывает развитость мышц ног.

Еще одно упражнение, которое показывает силу ног и тренированность всего тела — это способность садиться на пол и вставать без помощи рук со скрещенными ногами, сохраняя правильную осанку. Отличным показателем является шестикратное выполнение данного упражнения. [4, 61]

Разнообразие тестов, функциональных проб, а также самоконтроль занимающихся физической культурой позволяют более точно оценить его физическое состояние и правильно подобрать или скорректировать нагрузку, и тем самым избежать травм и перегрузки организма.

Создание здорового образа жизни и неукоснительное следование ему –процесс творческий и, как любое творчество, должно приносить радость. Регулярное сочетание физических нагрузок, дыхательных упражнений, и контроль за своими ощущениями и физическими показателями должно стать необходимой жизненной потребностью.

Таким образом, можно сказать, что индивидуальный контроль необходим как профессиональным спортсменам для достижения высоких спортивных результатов, так и людям, занимающимся физической культурой, для наибольшей эффективности.

  1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и каждого. М.: Физкультура и спорт, 1985.-208с., ил.
  2. Готовцев П. И., Дубровский В. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. М.: Физкультура и спорт, 1984., 32с.
  3. Дёмин Д. Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК/Д. Ф. Дёмин-Спб.:1999.-370с.
  4. Динейка К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. М.: Физкультура и спорт, 1986.-64с., ил.

Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой

Добро пожаловать!

Теперь вы можете поделиться своей работой!

Просто нажмите на значок

  • ФНГ
    • БНГС
    • Геология
    • РЭНГМ
    • Физика
  • ФИМ
    • Инженерная графика
    • Нефтегазовое оборудование
    • Прикладная механика
    • ТНГМ
    • ТХНГ
  • ФЭА
    • АИТ
    • Высшая математика
    • Информатика
    • Прикладная химия
    • ПТЭ
    • Электроэнергетика
  • ФЭУ
    • ГО и Социология
    • Иностранные языки
    • Менеджмент
    • Физическая и спец подготовка
    • Экономика предприятий

ФЭУ / Физическая и СП / Лекция по физической культуре №4. Врачебный контроль. Педагогический контроль и самоконтроль

Лекция 4. Врачебный контроль. Педагогический контроль и самоконтроль

Врачебный контроль. В результате систематических физических упражнений происходят морфофункциональные изменения, как физиологических систем организма, так и отдельных систем организма, т.е. происходят количественные и качественные изменения физического развития. Степень адекватности физических упражнений можно определить с помощью антропометрических исследований и функциональных проб (дозированных физических нагрузок).

Основные признаки физического развития — это масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели. К критериям физического развития относятся особенности телосложения и конституция или тип телосложения человека.

Антропометрические исследования являются объективным показателем физического развития. По степени выраженности антропометрических признаков выделяют:

1.Соматометрические – длина и масса тела, окружность грудной клетки, бедра, голени, предплечья и т. д.

2.Соматоскопические – состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.

3.Физиометрические – мышечная сила рук, становая сила, ЖЕЛ и др.

При систематических занятиях физической культурой и спортом возникает необходимость оценки воздействия на организм физических упражнений. Основными видами диагностики в этом случае является врачебный контроль, диспансеризация, врачебно-педагогический контроль и самоконтроль.

Перед диагностикой стоят следующие задачи: 1. Регулярно проводить врачебный контроль за состоянием здоровья всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом. 2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий. 3. Выполнять план учебно-тренировочных занятий. 4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической и тактической, а также морально-волевой и теоретической. 5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.

Под врачебным контролем понимается комплекс медицинских обследований физического развития и функциональной подготовленности спортсмена. Врачебному контролю предшествует первичный врачебный контроль, который является условием допуска к занятиям физкультурой и спортом. В последующем периодичность врачебного контроля зависит от квалификации спортсмена, а также от вида спорта. Повторные врачебные обследования позволяют выяснить, насколько соответствуют объем и интенсивность физической нагрузки на здоровье занимающегося, а также дает возможность корректировки учебно-тренировочного процесса.

После перенесенного спортсменом заболевания или травмы проводится дополнительное врачебное обследование, которое решает возможность возобновления спортсменом тренировочных занятий.

Спортсмены проходят врачебный контроль 2 раза в год, а студенты один раз в начале учебного года. Основное предназначение медицинского осмотра студентов — определить состояние здоровья и решить вопрос распределения их в учебные группы: основную или подготовительную, специальную. Часть студентов может быть направлена на лечебную физкультуру (ЛФК) или освобождаться от практических занятий на некоторое время. Распределение по группам проводится после осмотра специалистами (хирургом, невропатологом, стоматологом, окулистом, гинекологом, урологом). Затем терапевт определяет группу для занятий.

Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

Основная цель педагогического контроля – это определение связи между физической нагрузкой, средствами и методами и изменениями, которые происходят в организме, и спортивного мастерства у спортсмена.

Данные, полученные в ходе педагогического контроля, позволяют тренеру скорректировать средства, методы и формы занятий в ходе учебно-тренировочного процесса.

В практике физического воспитания используют пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функциональное назначение:

1.Предварительный контроль проводят в начале учебного года. Он предназначен для изучения состава занимающихся и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям. Данные такого контроля позволяют уточнить задачи, средства и методы их решения.

2.Оперативный контроль предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия. Данные оперативного контроля позволяют адекватно регулировать динамику нагрузки.

3.Текущий контроль проводится для определения реакции организма занимающихся на нагрузку после занятий. С его помощью определяют время восстановления работоспособности спортсмена после физических нагрузок.

4.Этапный контроль служит для получения информации о кумулятивном тренировочном эффекте, полученном на определенном этапе. Этапный контроль позволяет определить правильность подбора и применения различных средств, методов и дозирования физических нагрузок.

5.Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения выполнения годового плана учебно-тренировочного процесса, степени решения поставленных задач. Данные итогового контроля являются основой для последующего планирования учебно-тренировочного процесса.

Самоконтроль – это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменениями под влиянием занятий физической культурой и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, а лишь быть дополнением к нему.

Самоконтроль позволяет спортсмену оценивать эффективность занятий спортом, соблюдать правила личной гигиены, режим тренировок и т. п. Для оценки влияния физических нагрузок на организм необходимо систематически проводить самоконтроль, что даст возможность правильно планировать и проводить тренировочные занятия и избежать состояния перетренированности.

Самоконтроль включает в себе простые общедоступные наблюдения, учет субъективных показателей (сон, аппетит, настроение, потливость, желание тренироваться и др.) и данные объективных исследований (ЧСС, масса тела, ЧД, кистевая и становая динамометрия, ЖЕЛ) и т.д.

При проведении самоконтроля необходимо вести дневник, где можно также записывать объем тренировочных нагрузок (километры, килограммы, продолжительность и др.).

Характеристики показателей дневника самоконтроля.

Субъективные показатели: 1.Самочувствие отражает состояние и деятельность всего организма. Самочувствие и настроение оценивается как хорошее, удовлетворительное и плохое. 2. Работоспособность оценивается как повышенная, обычная и пониженная. 3.Сон – важный показатель. Во время сна восстанавливаются силы и работоспособность. В норме бывает быстрое засыпание и достаточно крепкий сон. Плохой сон, долгое засыпание или частые просыпания, бессонница свидетельствует о сильном утомлении или переутомлении. 4. Аппетит также позволяет судить о состоянии организма. Перегрузки, недосыпания и пр. отражаются на аппетите. Он бывает нормальным, повышенным или пониженным. 5.Желание тренироваться характерно для здоровых людей. При отклонениях в состоянии здоровья, перетренированности желание тренироваться снижается или исчезает.

Объективные показатели: 1.Частота сердечных сокращений (ЧСС) – важный показатель работы сердечно-сосудистой системы. ЧСС в покое у тренированного человека ниже, чем у нетренированного. Пульс подчитывают за 10 с. и умножают на 6, но если имеется нарушение ритма, то подсчитывают за одну минуту. У спортсмена пульс приходит в норму быстрее после тренировки, чем у не тренированного человека. 2.Потоотделение зависит от индивидуальных особенностей и функционального состояния человека, температурного режима, а также от вида мышечной нагрузки. На первых тренировочных занятиях потоотделение может быть высоким, а по мере тренированности уменьшаться. Потоотделение оценивается как обильное, большое, умеренное и пониженное. Потоотделение зависит также от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня. 3. При занятиях физкультурой и спортом могут возникать боли в отдельных мышечных группах (наиболее нагружаемых мышцах), или после длительного перерыва в тренировках, а также при занятиях на жестком грунте. Необходимо обратить внимание на боли в области сердца и их характер; на головные боли, головокружения, на возникновение боли в правом подреберье, особенно при беге, потому что такие боли нередко свидетельствуют о хроническом холецистите и других заболеваниях печени. Все это должно быть отражено в дневнике самоконтроля. Нежелание тренироваться, повышенная потливость, бессонница, боли в мышцах могут свидетельствовать о перетренированности. 4. Изменения массы тела тесно связаны с величиной нагрузки и естественной потерей веса во время тренировки. Но иногда вес падает за счет потери белка. Это происходит при тренировках в горах, при недостаточном потреблении животных белков.

В дневнике самоконтроля следует также вносить описание характера тренировок, время их проведения, спортивные результаты. Женщины отмечают в дневнике периодичность и характер менструаций. Спортивный врач или тренер должен разъяснить спортсмену, как вести дневник, как оценивать тот или иной показатель своего самочувствия, его влияние на здоровье.

Контроль и самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 21:07, реферат

Описание

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. Так, Аристотель говорил: “Жизнь требует движения”…”Ничто так не истощает, не разрушает человека, как длительное физическое бездействие“.
Многочисленными исследователями доказано, что занятия физическими упражнениями являются могучим профилактическим и лечебным фактором. Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм.

Содержание

Введение 3
1 Врачебный контроль и самоконтроль их роль в сохранении здоровья 4
2 Основные методы самоконтроля 8
2.1 Применение различных методик самоконтроля 8
2.2 Субъективные показатели самоконтроля 10
2.3 Объективные показатели самоконтроля 12
3 Дневник самоконтроля, критерий оценки самоконтроля 15
4 Методы стандартов, антропометрических индексов, номограммы функциональных проб, упражнений – тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности 16
Заключение 20
Список литературы 21

Работа состоит из 1 файл

самконтроль.doc

Введение

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. Так, Аристотель говорил: “Жизнь требует движения”…”Ничто так не истощает, не разрушает человека, как длительное физическое бездействие“.

Многочисленными исследователями доказано, что занятия физическими упражнениями являются могучим профилактическим и лечебным фактором. Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями увеличивается неспецифическая устойчивость организма по отношению к самым различным неблагоприятным факторам: инфекциям, резким температурным влияниям, радиации, интоксикациям и др.

Важно также подчеркнуть, что нерациональное применение физических упражнений не только не позволяет укрепить состояние здоровья, но может нанести значительный вред организму занимающегося. Чтобы этого избежать, должен осуществляться врачебный контроль и самоконтроль занимающихся физическими упражнениями. Методы, которые при этом используются, позволяют оценить физическую подготовленность человека, реакцию организма на занятие спортом и в случае необходимости скорректировать нагрузку.

  1. Врачебный контроль и самоконтроль их роль в сохранении здоровья

Слово «диагностика» (с греч.Diagnosis-распознание) процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании.

Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того, чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма.

При физических нагрузках происходят изменения в организмах и системах человека. Чтобы занятия спортом не повредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров и преподавателей, но и самих физкультурников.

Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и функций:

— центральной нервной системы,

— вегетативной нервной системы,

— сердечнососудистой и дыхательной систем,

— соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте),

К основным видам диагностики относят: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль.

Цель диагностики — способствовать укреплению здоровья человека, его

Диагностика включает в себя следующие задачи:

  1. Регулярно проводить врачебный контроль за здоровьем всех занимающихся физическими упражнениями и спортом.
  2. Оценивать эффективность применяемых средств и методов учебно-тренировочных занятий.
  3. Выполнить план учебно-тренировочных занятий.
  4. Установить контрольные нормативы для оценки подготовленности спортсменов с точки зрения физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической.
  5. Прогнозировать достижения отдельных спортсменов.
  6. Выявить динамику развития спортивных результатов.

Врачебный контроль – практический раздел медицины, изучающий состояние здоровья, физического развития, функционального состояния организма занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Главная задача врачебного контроль – обеспечение правильности и высокой эффективности учебно – тренировочных занятий и спортивных мероприятий. Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания студентов и осуществляется в соответствии с “Положением о врачебном контроле за физическим воспитанием в вузе”.

Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:

регулярные медицинские обследования и контроль занимающихся физическими упражнениями и спортом;

врачебно-педагогические наблюдения за занимающимися во время занятий и соревнований;

  • санитарно-гигиенический контроль за местами, условиями занятий и соревнований;

-санитарно- просветительская работа, пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

  • профилактика спортивного травматизма и заболеваний;
  • проведение комплексных и восстановительных мероприятий.

Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное, дополнительное.

Первичное — проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом.

Повторное — проводится, чтобы убедиться, на сколько соответствуют объем и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а так же для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.

Дополнительные врачебные обследования проводятся для того, чтобы решить вопрос о возможности преступить к тренировкам после перенесенных травм.

Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье – 2 раза в год, а для лиц, активно занимающихся спортом- 3-4 раза в год.

Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.

Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение занимающихся происходит на группы:

основную (без отклонений в состоянии здоровья);

подготовительную (без отклонений, но с недостаточным физическим развитием и подготовленностью) ;

специальную (имеют отклонения в состоянии здоровья и требуют ограничения физических нагрузок).

Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.

Самоконтроль – это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья.

  1. Расширить знания о физическом развитии.
  2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
  3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

4.Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

Цель самоконтроля — регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма. При нервно- психических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой, важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма.

Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха.

Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха.

  1. Основные методы самоконтроля
    1. Применение различных методик самоконтроля

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля — это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы — субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна.

Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях — обратиться к врачу.

Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.

Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки — за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после — 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: