Конституция Республики Беларусь - OXFORDST.RU

Конституция Республики Беларусь

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 15 марта 1994 года №2875-XII

(В редакции Решений республикансокого референдума от 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. №1)

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),

исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси,

сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,

основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,

опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности,

стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь,

желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,

принимаем настоящую Конституцию — Основной Закон Республики Беларусь.

Раздел I. Основы конституционного строя

Статья 1. Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону.

Статья 4. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Статья 5. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Статья 7. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.

Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Статья 9. Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.

Территория Беларуси едина и неотчуждаема.

Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством.

Статья 10. Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство.

Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с законом.

Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Статья 12. Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

Статья 13. Собственность может быть государственной и частной.

Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Государство способствует развитию кооперации.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.

Статья 14. Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.

Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.

Статья 15. Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.

Статья 16. Религии и вероисповедания равны перед законом.

Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Раздел I. Основы конституционного строя

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 года

(с изменениями и дополнениями)*

(Опубликована в газете «Звязда» от 27 ноября 1996 г.)

* Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. и в соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь» вступила в силу со дня ее опубликования.

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси),

исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси,

сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям,

основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение,

опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности,

стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь,

желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,

принимаем настоящую Конституцию — Основной Закон Республики Беларусь.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1. Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону.

Статья 4. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Статья 5. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Статья 7. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.

Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Статья 9. Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.

Территория Беларуси едина и неотчуждаема.

Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством.

Статья 10. Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство.

Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Читайте также  Классификация животных тканей

Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с законом.

Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Статья 12. Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

Статья 13. Собственность может быть государственной и частной.

Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Государство способствует развитию кооперации.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.

Статья 14. Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.

Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.

Статья 15. Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.

Статья 16. Религии и вероисповедания равны перед законом.

Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Статья 17. Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки.

Статья 18. Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство — нейтральным.

Статья 19. Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

Статья 20. Столица Республики Беларусь — город Минск.

Конституция

Итоговый вариант Предложений

по изменению Конституции Республики Беларусь,
разработанных Конституционной комиссией
(с учетом замечаний членов Конституционной комиссии, сформулированных при письменном согласовании предложений по изменению Конституции)

Результаты работы Конституционной комиссии, членом которой является руководитель КСДС Юрий Воскресенский, можно скачать здесь

Предложения КСДС:

Ограничение срока правления Президента

Законодательное закрепление нормы, устанавливающей предел на количество сроков нахождения в должности

Конституция Беларуси с поправками 1996 года предусматривала ограничение президентского мандата двумя сроками. 7 сентября 2004 года Президент Лукашенко, находясь у власти с 1994 года, назначил на 17 октября 2004 года референдум, в ходе которого избирателям было предложено ответить на единственный вопрос: «Разрешаете ли вы первому президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в президенты Республики Беларусь в выборах президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?». Фактически, этот вопрос касался как способности президента Лукашенко баллотироваться на третий срок, так и изменения статьи 81 путем снятия ограничения в два срока. В результате референдума это предложение получило поддержку большинства участников голосования.

Закрепление конституционного статуса Всебелорусского народного собрания как
полномочного представительства всех слоев общества

В рамках деятельности проекта по обсуждению конституционной реформы КСДС 11
декабря 2020 года состоялся круглый стол на тему «Закрепление конституционного статуса Всебелорусского народного собрания как полномочного представительства всех слоев общества». Участие в дискуссии приняли политолог Юрий Воскресенский, эксперт Аналитического центра РОО «Белая Русь» Петр Петровский, руководитель Правозащитной комиссии КСДС Владислав Коцаренко и руководитель Юридического комитета КСДС Игорь Новодворский. В ходе мероприятия были рассмотрены правовые основы Всебелорусского народного собрания, обсуждены тезисы Всебелорусского народного собрания о широком участии граждан в решении важнейших государственных задач, а также возможность вхождения в Президиум ВНС бывших руководителей государства для сохранения преемственности власти, поддержания политических контактов на высшем уровне, сохранения экономической многовекторности и суверенитета страны.

Реформирование Национального собрания Республики Беларусь. Конституционный переход к однопалатному парламенту с пропорциональной избирательной системой

В рамках деятельности общественных диалоговых площадок 15 декабря 2020 года состоялся круглый стол на тему «Реформирование Национального собрания Республики Беларусь. Конституционный переход к однопалатному парламенту с пропорциональной избирательной системой».
Организатором мероприятия выступило информационно-аналитическое учреждение «Круглый стол демократических сил». В ходе дискуссии были обсуждены принципы формирования Национального собрания Республики Беларусь, преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы, а также рассмотрены варианты конституционного реформирования высшего представительного законодательного органа Беларуси и перехода к однопалатному парламенту с пропорциональной избирательной системой.

Политическая амнистия в вопросах и ответах

В рамках деятельности общественных диалоговых площадок 18 декабря 2020 года состоялся круглый стол на тему: «Политическая амнистия в вопросах и ответах».

Организатором мероприятия выступило информационно-аналитическое учреждение «Круглый стол демократических сил». На сегодняшний день, тема амнистии политических заключенных у многих на повестке: кто-то категорически отказывается вступать в дискуссию и делать шаги навстречу диалогу, а для кого-то это единственный реальный шанс оказаться на свободе.

Наша цель – всестороннее обсуждение этого правового явления на понятном всем языке. Мы хотим озвучить все «острые углы» и понять, насколько реальна амнистия политических заключенных и при каких условиях она могла бы быть проведена в кротчайшие сроки. Участников круглого стола ожидала программа выступлений, а также возможность принять участие в дискуссии. Среди участников – политологи Юрий Воскресенский, Александр Шпаковский, Петр Петровский, а также бизнесмен Виталий Кривко.

Реформа избирательной системы. Электронные диалоговые площадки «Народ-Власть» — как шаг к прямой цифровой демократии

В рамках деятельности общественных диалоговых площадок
22 декабря 2020 года состоялся круглый стол на тему «Реформа избирательной системы. Электронные диалоговые площадки «Народ-Власть» — как шаг к прямой цифровой демократии».

Организатором мероприятия выступило информационно-аналитическое учреждение «Круглый стол демократических сил».

Мероприятие собрало представителей различных политических сил и представителей экспертного, научного сообщества и других заинтересованных лиц.

В ходе мероприятия были рассмотрены возможные механизмы реформирования избирательной системы Республики Беларусь, Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, а также выработаны предложения по соответствующим изменениям в Конституцию Республики Беларусь.

Также рассмотрен вопрос о внедрении практики использования для диалога «Народ — Власть» цифровых диалоговых площадок с последующим законодательным закреплением их статуса.

Участников круглого стола ожидала программа выступлений, а также возможность принять участие в дискуссии. Среди участников – политологи Юрий Воскресенский, руководитель правозащитной группы КСДС Владислав Коцаренко, IT-консультант Андрей Ланкин, а также политолог Петр Петровский.

Вопросы местного самоуправления. Реформа административной системы. Перераспределение полномочий между ветвями власти

В рамках деятельности общественных диалоговых площадок состоялся круглый стол на темы: «Вопросы местного самоуправления. Реформа административной системы. Перераспределение полномочий между ветвями власти».

Организатором мероприятия выступило Информационно-аналитическое учреждение «Круглый стол демократических сил».

В ходе мероприятия участники круглого стола обсудили и подготовили предложения, касающиеся изменения системы местного самоуправления, а также выборности руководителей административно-территориальных.

Обсудив вопрос КОТОСов (коллегиальных органов территориального общественного самоуправления), участники круглого стола предложили следующее:

— инициировать изменение процедуры принятия решений в КОТОСах;

— убрать количественный ценз формирования КОТОСов;

— часть подоходного налога, взимаего с физических лиц, направлять в КОТОСы по месту регистрации граждан;

— унифицировать положение о КОТОСах (в настоящее время на разных территориях к КОТОСам — разные требования);

— разработать интернет-портала с указанием всех существующих КОТОСов, где будут размещены образцы (шаблоны) документов, иные документы, касающиеся деятельности КОТОСов, а также список доходов и расходов всех КОТОСов.

В вопросе выборности руководителей административно-территориальных единиц участники дискуссии пришли к мнению о необходимости выборности руководителей всех уровней прямым или косвенным голосованием. В частности, председателей облисполкомов и Минского городского исполкома можно избирать депутатами соответствующих советов, что касается остальных руководителей административно-территориальных единиц, то их предлагается избирать прямым голосованием.

Декабрьский Меморандум Круглого стола демократических сил о предложениях по изменениям в Конституцию и иных законодательных актах Республики Беларусь

В рамках деятельности общественных диалоговых площадок по актуальной повестке предстоящей конституционной реформы 29 декабря 2020 состоялся круглый стол на тему «Декабрьский Меморандум Круглого стола демократических сил о предложениях по изменениям в Конституцию и иных законодательных актах Республики Беларусь».

Организатором мероприятия выступило информационно-аналитическое учреждение «Круглый стол демократических сил».

В ходе мероприятия экспертами и гостями были обобщены предложения по изменениям в Конституцию и иные законодательные акты РБ, выработанные в ходе проведенных девяти круглых столов, которые в последствии будут переданы в компетентные органы Республики Беларусь.

Гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного законодательства

В рамках деятельности общественных диалоговых площадок по актуальной повестке политической амнистии 05 января 2021 года состоялся круглый стол на тему «Гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного законодательства».

Организатором мероприятия выступило информационно-аналитическое учреждение «Круглый стол демократических сил».

В ходе обсуждения, экспертами и гостями были обобщены предложения по изменениям в уголовный и уголовно-исполнительный кодексы Беларуси, которые затрагивают тему снижения верхней границы срока лишения свободы до 15 лет (кроме случаев рецидива особо опасного преступления), а также практики применения условно-досрочного освобождения.

Читайте также  Общее устройство коробки передач автомобиля

Среди участников мероприятия — политологи Юрий Воскресенский, руководитель правозащитной комиссии КСДС Владислав Коцаренко, руководитель юридического комитета КСДС Игорь Новодворский, кандидат технических наук Владимир Кондратенков, а также общественный активист Игорь Корольков.

Экономика Беларуси: итоги прошлого года, перспективы и риски нынешнего

В рамках деятельности общественных диалоговых площадок 13 января 2021 года состоялся круглый стол на тему «Экономика Беларуси: итоги прошлого года, перспективы и риски нынешнего».

Организатором мероприятия выступило информационно-аналитическое учреждение «Круглый стол демократических сил».

В ходе мероприятия экспертами и гостями подведены экономические итоги прошедшего года, также участники мероприятия дали оценку перспектив экономического развития нашей страны в 2021 году с учетом основных макроэкономических рисков.

Среди участников мероприятия:

Божко Андрей Михайлович — член Центрального Правления Республиканской партии, председатель организационного комитета по созыву внеочередного Съезда Республиканской партии;

Юрий Воскресенский — политолог;

Гейно Кирилл Михайлович — председатель Минской молодежной организации Республиканской партии;

Толкач Сергей Степанович — соучредитель общественной организации «Патриоты Беларуси»;

независимые экономические эксперты и общественные активисты.

Гуманизация уголовного законодательства в Республике Беларусь

В рамках деятельности общественных диалоговых площадок по актуальной повестке политической амнистии 20 января 2021 года состоялся круглый стол на тему «Гуманизация уголовного и уголовно-исполнительного законодательства».

Организатором мероприятия выступило информационно-аналитическое учреждение «Круглый стол демократических сил».

По итогу мероприятия участники выработали следующие предложения:
— статью 233 предложено исключить из УК РБ, а квалификации данной статьи, имеющиеся
в настоящее время, нужно разделить на имеющиеся в статье 209 УК РБ (мошенничество);
— временное отсутствие лицензии наказывать штрафом, а для оставшихся квалификаций
данной статьи — достаточно внести дополнения в налоговый кодекс для подсчета ущерба
по ст. 243 в виде выручки за минусом всех расходов и косвенных налогов;
— предлагается внести в уголовный закон новое понятие — «гражданское соглашение с
осужденным» (ст. 94−1) по преступлениям, которые не представляют большой общественной
опасности, менее тяжким и тяжким преступлениям;
— снизить максимальный срок наказания по УК РБ с 25 до 15 лет;
— инициировать принятие Декрета президента о введение института омбудсмена
(уполномоченном по правам человека);
— вопрос об отмене смертной казни вынести на республиканский референдум.

От диктатуры к Республике. Как менялся Основной закон страны

Как менялась Конституция Беларуси за последние 100 лет, выяснял корреспондент агентства «Минск-Новости».

1919 год

До сих пор идут жаркие споры, когда земли Беларуси обрели Основной закон. Произошло это с принятиями трех Статутов ВКЛ в XVI в.? 3 мая 1791 г., когда приняли первую в Европе Конституцию — Конституцию Речи Посполитой? Или в 1918 г., когда попытались принять Конституцию БНР? Оставим эти споры историкам.

Первая белорусская Конституция появилась после установления Советской власти. Ее приняли 3 февраля 1919 г. на I съезде Советов Социалистической Советской Республики Белоруссия (ССРБ).

Первым пунктом Конституция ССРБ устанавливала в стране власть Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Вторым пунктом шла задача уничтожения «всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах». Отменялась частная собственность на землю, а весь земельный фонд становился общегосударственным достоянием. Как и все леса, недра и воды, «а равно весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия».

Эта Конституция была революционной. В ней прописывались всеобщая трудовая повинность и жизнь по лозунгу: «не трудящийся да не ест». «В целях уничтожения паразитических слоев общества» декларировались вооружение трудящихся и полное разоружение имущих классов, образование социалистической Красной Армии и всеобщая воинская повинность. Все, чтобы не допустить антисоветского реваншизма.

Всем гражданам ССРБ гарантировались свобода слова, печати, религиозной и антирелигиозной пропаганды, собраний, свобода совести, доступ к бесплатному образованию, равноправие национальностей. Церковь отделялась от государства, а школа — от церкви.

Также в Конституции впервые утверждены герб и флаг страны. Ими стали единый советский герб и флаг с надписью «Социалистическая Советская Республика Белоруссия».

Первый Основной закон страны действовал лишь несколько месяцев. Затем была польская оккупация. Повторно провозгласили ССРБ 31 июля 1920 г. К этому времени стало понятно, что «революционная» Конституция уже во многом неактуальна. В декабре 1920 г. ее дополнили. Четко прописали, что высшим органом власти становится Всебелорусский съезд Советов. В перерыве между съездами высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом становится ЦИК БССР.

1927 год

Переход к мирной жизни после войн и революций потребовал уточнения Основного закона. Тем более что на карте мира появилось новое государство — Союз Советских Социалистических Республик. Республиканские Конституции требовали унификации. 11 апреля 1927 г. принята новая Конституция БССР.

Ее основу составила старая «революционная» Конституция. Все также декларировалось что она «имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти», а также что власть принадлежит Совету. Но в статье 4 уже говорилось о том, что БССР является частью страны Советов. Общее руководство «линией партии» делегирует единому центру. Именно Москва принимает решения по международным делам, общем экономическом развитии, едином законодательстве, по которому будут жить все республики Союза. Все, что касается непосредственно жизни БССР, решалось в самой Беларуси. Однако согласно ст. 4 Конституции СССР за БССР сохранялось право свободного выхода из Союза.

Все основные гарантии, свободы, обязанности по Конституции 1919 г. сохранились. Из нового появилось равноправие национальностей и языка. За всеми гражданами БССР признавалось право свободного пользования родным языком, а национальным меньшинствам декларировались право и реальная возможность обучения в школе на родном языке. В учреждениях и организациях страны — полное равноправие белорусского, еврейского, русского и польского языков, как и опубликование на них важнейших законодательных актов.

Новшеством стала часть о выборах и избирательном праве. Статья 70 гласила, что правом избирать и быть избранными в Советы пользуются независимо от вероисповедания и национальности обоего пола граждане Белорусской Социалистической Советской Республики, которым ко дню выборов исполнилось 18 лет. Однако дальше шло уточнение — добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, и военнослужащие. За избирателями, потерявшими трудоспособность, сохранялось избирательное право.

Прописаны были и те, кто лишен избирательных прав:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители религиозных культов всех исповеданий и толков;

д) служащие и агенты бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, а также лица, руководившие деятельностью полиции, жандармерии и карательных органов;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными;

ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на установленный законом или судебным приговором срок.

Главным для Минска пунктом стало официальное признание его в качестве столицы Белорусской Социалистической Советской Республики в последней 76-й статье Конституции.

1937 год

Новую Конституцию СССР, принятую 5 декабря 1936 г., называют сталинской или Конституцией победившего социализма. В ее предварительном обсуждении приняли участие более 75 млн жителей всего Советского Союза. Проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях, народ внес 1,5 млн предложений, дополнений и поправок. 19 февраля 1937 г. на ее основе принята Конституция БССР, состоящая из 11 разделов и 122 статей.

Главными изменениями стали передача законодательной власти от Съезда Верховному Совету. Верховный Совет БССР избирается гражданами БССР по избирательным округам сроком на 4 года, исходя из нормы один депутат на 20 тыс. населения. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти становился Совет Народных Комиссаров БССР.

В отличие от предыдущих Конституций, в ней уже говорилось о многих послаблениях для населения. Вместо революционного принципа «кто не работает, тот не ест» задекларирован принцип социализма «от каждого по его способности, каждому — по его труду». Гарантировались права на труд и на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Появилось право на отдых, которое «обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха».

Произошла либерализация избирательного права. Им были наделены все граждане БССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. Исключение делалось лишь для умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав.

Многие вздохнули спокойно, когда увидели в Конституции право на частную собственность. Разрешалось иметь в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и подсобное хозяйство на нем, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь. Допускалось иметь мелкое частное хозяйство «единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда». Появилось право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, право наследования личной собственности граждан.

1978 год

По сталинской Конституции Советский Союз жил 40 лет. Однако еще в 1960-е стало ясно, что жизнь вносит свои коррективы и Основной закон нуждается в доработке. 4 июня 1977 г. проект Конституции вынесен на всеобщее обсуждение, в котором приняло участие 140 млн человек. Изменения внесли в 118 статей из 173! 7 октября 1977 г. текст Конституции утвержден на внеочередной сессии ВС СССР.

Читайте также  Инструментальные и быстрорежущие стали

После этого 14 апреля 1978 г. приняли новый Основной закон БССР. Преамбула гласила: «В результате созидательной деятельности советского народа под руководством Коммунистической партии в СССР построено развитое социалистическое общество — общество подлинной свободы людей труда, в котором созданы могучие производительные силы, утвердились зрелые социалистические общественные отношения, неуклонно повышается благосостояние и культура народа, упрочился нерушимый союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, сформировалась новая историческая общность людей — советский народ».

Конституция четко и сразу раскрыла все карты — власть в стране принадлежит Компартии. Статья 6 лишь подтверждала это: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР; руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма».

Новая Конституция уточнила многие моменты, возникшие за 40 лет. Например, допускаются индивидуальная трудовая деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Вся природа вокруг не только принадлежит народу, но и нуждается в защите: «В интересах настоящего и будущих поколений в Белорусской ССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».

Особо подчеркивалось равноправие женщин в СССР и БССР, гарантировались специальные меры по охране труда и здоровья женщин, материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей.

Многое в тексте Основного закона посвящалось отношениям между государством и человеком, его личному праву собственности и трудовым доходам. Появились новые формы народной демократии — референдумы и всенародные обсуждения.

Последние изменения и дополнения внесли в Основной закон 27 октября 1989 г. Однако они уже не смогли помешать развалу Советского Союза.

1994 год

После развала СССР и обретения Беларусью независимости появилась необходимость принятия собственного Основного закона. 15 марта 1994 г. принята Конституция Республики Беларусь. Еще дважды она совершенствовалась в соответствии с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.

По ней мы живем и сегодня, а день ее принятия является государственным праздником — Днем Конституции. Что же, самое время открыть текст главного закона Беларуси и освежить его в памяти.

Конституция республики беларусь

1994 Года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004 г.

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси), исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси, сознавая себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение, опираясь на многовековую историю развития белорусской государственности, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства,принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь.

Раздел і. Основы конституционного строя

Статья 1. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

Статья 2. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Статья 3. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Любые действия по изменению конституционного строя и достижению государственной власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону.

Статья 4. Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Статья 5. Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Статья 7. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Нормативные акты государственных органов публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Статья 8. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них.

Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Статья 9. Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь.

Территория Беларуси едина и неотчуждаема.

Территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством.

Статья 10. Гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории Беларуси, так и за ее пределами.

Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство.

Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Приобретение и утрата гражданства осуществляются в соответствии с законом.

Статья 11. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Статья 12. Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

Статья 13. Собственность может быть государственной и частной.

Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Государство способствует развитию кооперации.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Законом могут быть определены и другие объекты, которые находятся только в собственности государства, либо установлен особый порядок перехода их в частную собственность, а также закреплено исключительное право государства на осуществление отдельных видов деятельности.

Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.

Статья 14. Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов.

Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон.

Статья 15. Государство ответственно за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь.

Статья 16. Религии и вероисповедания равны перед законом.

Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Статья 17. Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки.

Статья 18. Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.

Статья 19. Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются ее Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

Статья 20. Столица Республики Беларусь – город Минск.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: