Конспект и его виды. Особенности ведения конспектов - OXFORDST.RU

Конспект и его виды. Особенности ведения конспектов

6 способов конспектирования

Выберите удобный метод и повысьте эффективность занятий.

Для чего нужен конспект? Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как составлять конспекты, используя различные методы.

Что такое конспект

Конспектирование это процесс осмысленной переработки текста, аудио- и видеоматериала с целью улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.

Виды конспектов

Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:

  • Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
  • Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
  • Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
  • Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
  • Тематический конспект раскрывает определённую тему, например, отражает хронологию событий.

Методы конспектирования

Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах конспектирования.

Метод Корнелла

В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.

Когда полезен

Для обработки больших объёмов информации, например, на продолжительных и информативных вебинарах.

Предметы

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • биология,
  • химия,
  • география.

Как использовать этот метод конспектирования:

  • Возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5-6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице.
  • Затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой.
  • Во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена.
  • В течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Многие ученики домашней онлайн-школы «Фоксфорда» пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность. В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.

Метод боксов

Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.

Когда полезен:

  • при изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей;
  • для сопоставления нескольких понятий.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык.

Как использовать:

  • Возьмите удобный вам формат листа бумаги. Начертите несколько одинаковых квадратных или прямоугольных «боксов». Лучше распределить их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу.
  • Если знаете тему, заранее впишите в «боксы» заголовки и подзаголовки. Это поможет быстро структурировать информацию внутри блоков.
  • Записывайте в «боксы» важную информацию по каждой ключевой мысли или понятию.

Метод нумерации

Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.

Когда полезен метод

Для записывания длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика.

Как использовать:

  • Возьмите тетрадь и ручки двух цветов.
  • Во время урока пишите тезисно — желательно, чтобы фразы умещались в одну строку.
  • Присваивайте номер каждой строке. Используйте ручку цвета, отличного от того, каким пишете основной текст.
  • Если в новом тезисе есть отсылка к написанному ранее, поставьте в конце предложения соответствующую пометку. Например, «см. № 3».

Метод таблиц

Таблицы — это очень наглядно. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.

Когда полезен:

  • при рассмотрении тем с одинаковыми критериями,
  • при конспектировании большого количества фактов,
  • чтобы свести несколько элементов в одну систему,
  • чтобы разобраться в плюсах и минусах чего-либо.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод написания конспекта:

  • Возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать.
  • Изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы.
  • Когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.

Ученица «Домашней онлайн-школы Фоксфорда» Варвара Онохина любит, когда в тетради всё аккуратно и красиво. Она часто использует конспекты и делает таблицы по материалам урока. Они помогают лучше запоминать. Причём во время онлайн-занятий ей интересно общаться в чате, а конспекты она делает, пересматривая записи. Удобно, когда преподавателя можно «поставить на паузу» и всё подробно записать.

Метод индексов

Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий. Используйте их при оформлении конспектов.

Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.

Когда полезен

Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • геометрия,
  • физика,
  • информатика.

Как конспектировать методом индексов:

  • Составьте список значков, которые вы будете использовать. Например: квадрат — выучить наизусть, круг — прочитать в учебнике, знак вопроса — уточнить у преподавателя и так далее.
  • Запишите принятые условные обозначения на форзаце тетради, даже если хорошо их запомнили.
  • Потренируйтесь пользоваться индексами на записях занятий, чтобы не запутаться в «прямом эфире»

Метод ментальных карт

Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете.

Когда полезен:

  • для разбора больших сложных тем,
  • для анализа литературных произведений,
  • при написании эссе,
  • в подготовке докладов.

Предметы:

  • история,
  • обществознание,
  • литература,
  • русский язык,
  • английский язык,
  • биология,
  • география.

Как использовать этот метод ведения конспектов:

  • В центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие, и так далее.
  • Пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.

Инструкции по составлению карты мыслей у нас посвящена отдельная статья. Обязательно прочтите и используйте этот эффективный метод создания конспектов!

Учащиеся «Домашней школы Фоксфорда» часто сталкиваются с составлением ментальных карт на уроках по эмоциональному интеллекту и иностранным языкам. Заведующая кафедрой английского языка Ольга Зуева считает, что интеллект-карты отлично развивают логику и стратегию и подходят для всех типов восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики). А благодаря современным технологиям в карте мыслей можно визуализировать материал, наполнять его аудио- или видеосодержанием, и плюс все эти элементы можно передвигать.

Надеемся, что наша статья была для вас полезна, и вы поняли основные правила конспектирования. Использование конспектов существенно облегчит ваше обучение и поможет лучше запоминать материал по разным предметам. Теперь вы знаете, как правильно писать конспекты, и сможете успешно применять в учёбе самые эффективные методы конспектирования.

Как правильно вести конспекты

Как сделать ведение конспекта увлекательным, а записи полезными.

Конспект пригодится в любом обучении: в университете, на онлайн-курсах, при прослушивании вебинара или лекции. Он поможет зафиксировать информацию так, чтобы она оставалась в памяти и обучение было более эффективным.

Конспект (от лат. conspectus) — обзор, очерк, краткое изложение любого текста: урока, лекции, книги. В нём ёмко, в виде тезисов или вопросов, записывают ключевую информацию.

Кажется, нет ничего проще — нужно только записывать под диктовку лектора. Но тут есть сложность. Обычное копирование в тетрадь слово в слово огромных фрагментов текста бессмысленно. Чтобы конспект принёс реальную пользу и в нём было легко ориентироваться, важно конспектировать правильно. Этому искусству обычно не учат в школе и университете, но его можно освоить самостоятельно.

Пишет статьи о дизайне и маркетинге. Любит книги и путешествия в горы.

Какая польза от конспектов

Сначала разберёмся, зачем вообще надо вести конспекты.

Быстрее запоминать: когда вы просто читаете, то задействуете краткосрочную память. Записывание переводит информацию из краткосрочной в долгосрочную память, а зрительная память дополняется двигательной.

Быстро освежить в голове нужную информацию, найти ответ на срочный вопрос. Конспект сэкономит время: не придётся пересматривать лекцию или перечитывать книгу, достаточно пролистать тетрадь с важными тезисами.

Лучше концентрироваться на предмете. Когда вы записываете, то мозг не пассивно поглощает информацию, а обрабатывает её. Вы глубже погружаетесь в содержание лекции, анализируете материал. Можете начать искать примеры из жизни, становитесь активными и вовлечёнными. Такие знания уже будет легче применить на практике.

Пополнить базу знаний по конкретной теме и при необходимости углубляться в неё.

Где вести конспекты

От руки в тетради или в электронном виде на компьютере? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Исследования, в том числе проведённые учёными из Пристонского университета, показали, что при конспектировании от руки слушатели лучше усваивают и запоминают материал лекции. И по прошествии времени могут вспомнить гораздо больше, чем те, кто печатал на компьютере. Кроме того, используя ноутбук, гораздо проще отвлечься. Большинство студентов начинают проверять почту, играть в игры, смотреть открытые ссылки.

Но печатать гораздо быстрее, чем писать от руки, и конспекты получатся более подробными. Решая, где вести конспекты, отталкивайтесь от задач и своего удобства. Например, если вам нужно создать базу знаний по теме — больше подойдёт электронный формат. Если главное — запомнить и осмыслить много информации, пишите конспекты от руки.

Принципы ведения конспектов

Есть несколько правил грамотного составления конспектов.

Конспектируйте только самое важное. Это один из ключевых моментов. Не записывайте за преподавателем каждое слово. Так вы быстро устанете физически и эмоционально, ваше внимание будет сосредоточено не на материале, а на том, чтобы успеть записать. Вы мало что запомните, а потом ещё и не сможете разобраться в своих записях.

Чтобы оставаться вовлечённым:

  • Дослушайте предложение, сказанное лектором, до конца, осмыслите информацию и выделите в ней только самое важное. Запишите слова и понятия, которые больше всего отражают тему: имена, даты, связки, примеры.
  • Старайтесь пересказать суть своими словами, без подробностей.
  • Не записывайте то, что и так уже знаете, обращайте внимание в первую очередь на новую информацию. Например, если вы знаете, что первый полёт на Луну был в 1969 году, нет смысла записывать это.
  • Если вы конспектируете книгу — не поддавайтесь искушению переписывать всю её целиком. Сначала прочитайте главу, раздел или подтему полностью: так вы увидите общую картину и выделите только то, что действительно важно.
Читайте также  Золотой фонд психологии эксперименты до 1925 года

Сокращайте. Обычно преподаватель говорит быстрее, чем может записывать студент, поэтому:

  • Подумайте, как сократить ключевые термины и слова, которые часто повторяются. Например, «зн» вместо «значит», «ф-я» — «функция». Пишите аббревиатуры: ЦА — «целевая аудитория», РОП — «руководитель отдела продаж».
  • Используйте символы: стрелку → вместо «следовательно», ↑ — вместо «увеличение», + в значении «положительно».
  • Цифры пишите знаками.

Вы можете придумать собственную систему обозначений. А чтобы расшифровать записи через какое-то время — сделайте на первой странице или в конце тетради ключ и внесите туда все символы и их значения.

Структурируйте информацию, делайте акценты, чтобы в записях было легче ориентироваться и читать их:

  • Ставьте даты, записывайте имена лекторов и нумеруйте страницы.
  • Выделяйте главные части конспекта: название курса, тему, заголовки, подзаголовки, определения, ключевые слова, выводы, делайте списки.
  • Пишите с одной стороны листа, а новую идею — с новой строки, разбивая на абзацы. Оставляйте отступы между строками, потом впишете там свои примечания.

Визуализируйте, используйте графику.

  • Включайте в конспект таблицы, схемы, графики, формулы, рамки и рисунки. Такие подсказки выделяются среди текста и легче запоминаются.
  • Символы — стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, пометки: ! — «важно», N.B. — «обратить внимание!».

Добавьте цвета. Используйте цветные маркеры или ручки, чтобы выделить фрагменты текста: главные термины, основные тезисы, вопросы, примеры. Так вам будет проще воспринимать текст.

Но не увлекитесь цветами, чтобы конспекты не превращались в раскраску. Тогда мозгу будет сложно понять, на что нужно обратить внимание. Достаточно двух-трёх основных цветов.

П еречитывайте конспект. Это важно, хоть и трудно найти на это время. И лучше делайте это несколько раз:

  • Сразу после лекции, пока она не выветрилась из головы, исправьте ошибки, заполните пробелы, закончите недописанные фразы.
  • В течение суток после лекции: так вы закрепите всё, что слышали и изучили. Могут выясниться новые детали, которые вы пропустили или не поняли при первом чтении.
  • Перед следующей лекцией. Потратив 10–15 минут, вы освежите в памяти важные тезисы и определения, это поможет лучше усвоить новый материал.

Подводите итоги для каждой темы или лекции. Напишите после занятия небольшое резюме по всему конспекту. Ответьте на вопросы: «Что вы усвоили? О чём был этот блок информации? Что было самым важным?» Когда вы пытаетесь ответить на них, мозг вынужден включаться в работу. Если какие-то моменты остались для вас непонятными, вернитесь к ним: погуглите ответ, спросите преподавателя или сокурсников, загляните в справочник.

Методы ведения конспектов

Есть много разных методик ведения конспектов, расскажем об относительно новых , но доказавших свою эффективность. Объединяет эти методы творческий подход и то, что они содержат только самое важное, структурируют материал, который легко будет повторять.

Корнелла

Метод разработал профессор Корнелльского университета Уолтер Паук в середине прошлого века. Эта техника подразумевает, что нужно записывать только самое важное, проанализировать большие потоки информации. Идея в разделении страницы на несколько основных блоков.

Возьмите лист А4 или обычный тетрадный и разделите его:

  • Сверху запишите название и дату.
  • Проведите вертикальную линию: левую колонку сделайте узкой, там будут основные тезисы и вопросы. Правую часть сделайте в два раза шире — туда запишете подробные объяснения понятий из левой колонки. Оставляйте небольшое пространство между предложениями, чтобы дописать что-то, если понадобится.
  • Нижний блок (5–6 строчек) отделите горизонтальной линией, там в течение 24 часов после лекции запишите своими словами краткие выводы или самую важную мысль из колонок выше.

Можно скачать и распечатать готовые шаблоны.

Ментальные карты

Второй по популярности метод — майнд-карты (интеллект-карты, mind maps, карты мыслей). Информация конспекта представляется в виде древовидной схемы: от корневого элемента (темы) расходятся ветви (тезисы, идеи).

В центре страницы напишите основное понятие, ключевую идею, обведите в кружочек или рамку. В течение лекции к этому ядру присоединяйте остальные блоки, относящиеся к теме: слова, ассоциации, рисунки, мысли. Уводите эти «ветки» в разные стороны. Такой конспект поможет структурировать сложную информацию и лучше запомнить её.

У создателя этой техники Тони Бьюзена есть книга, где подробно описан метод.

Метод предложений

Эта техника схожа с обычным конспектированием, когда вы пытаетесь записать всё, что говорит лектор. Но с важным отличием: каждое предложение или тезис нужно записывать с новой строки и нумеровать по порядку. Это поможет не запутаться во время чтения конспекта. А чтобы установить связь между разными частями текста, сделайте пометку, отсылая от одного предложения к другому (например, у предложения №5 напишите «См. №2»).

Такой конспект привычен, и к нему легко перейти. Он подходит для длинных лекций, когда преподаватель может перескакивать с одной мысли на другую.

Метод течения

Flow method (метод потока, метод свободных ассоциаций) разработал Скотт Янг, канадский писатель и коуч. Он считает, что слушать лекцию нужно не пассивно, а развивая свои идеи и ассоциации. Только так можно получить максимальную пользу и научиться чему-то.

Суть метода в том, чтобы записывать за лектором только ключевые тезисы по теме. А дальше, размышляя над информацией, фиксировать свои мысли и комментарии. Записывать можно в любой удобной форме: таблицы, схемы, рисунки, интеллект-карты или всё вперемешку. Это помогает усвоить и запомнить материал сразу и понять, как можно применить новые знания в жизни.

Такой способ можно использовать, когда не нужно дословно воспроизводить материал или собирать базу знаний. Подробнее о методе можно почитать в инструкции Скотта Янга.

Метод отступов

Суть метода — в изложении тезисов от общего к частному. Выберите четыре-пять ключевых моментов лекции. В левом верхнем углу запишите основное понятие или тему. Потом, используя отступы, к каждой основной теме добавляйте подтему. К ним — более подробные тезисы или мысли. Получится длинный список с несколькими уровнями вложения. Для маркирования можете использовать стрелки, цифры, буквы, точки. Заметки будут выглядеть примерно вот так:

Плюс метода — хорошая организация записей, их легко просматривать и редактировать, прослеживать взаимосвязь между элементами.

Метод боксов

Суть в том, чтобы помещать каждый тематический блок в отдельные «боксы».

Нарисуйте на странице несколько квадратов или прямоугольников. Расположите их в хаотичном порядке, чтобы всё не выглядело как таблица. В каждый бокс «заключите» основную тему и ключевые идеи, фразы, слова и другую информацию, связанную с ней.

Плюс боксов в том, что так визуально легче воспринимать информацию: ваше внимание направлено только на определённый аспект темы, факты не путаются между собой. Метод подходит для запоминания иностранных слов, дат, событий, изучения биографий людей, сопоставления нескольких понятий. В общем, много чего.

Пробуйте разные методы ведения конспектов для разных задач и предметов, смотрите, что подходит и ближе всего именно вам. Экспериментируйте: скомбинируйте несколько методов, модифицируйте какой-то из них под себя или создайте свой собственный. Главное — чтобы он работал: информация легко усваивалась и оставалась надолго в памяти.

Ahmet Misirligul / Bohbeh / GaudiLab / Astro Ann / Shutterstock / Dana Moskvina для Skillbox

Попробуйте курсы Skillbox за 0 рублей!

Skillbox открывает бесплатный доступ к курсам на 7 дней. Выберите любой из 30 онлайн-курсов по программированию, маркетингу, дизайну, геймдеву и управлению или пройдите интенсивы, которые помогут определиться с digital-профессией:

  • «Знакомимся с профессиями в digital-маркетинге»;
  • «Как стать дизайнером»;
  • «Первые шаги в программировании. Выбор языка»;
  • «Введение в игровую индустрию».

Для желающих покорить музыкальную и киноиндустрию есть курсы по режиссуре, сценарному искусству, основам монтажа, электронной музыке и музыкальному менеджменту.

Конспект — что это такое и как научиться его правильно писать

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В старших классах школы, а потом и на студенческой скамье умение писать конспект становится одним из основных учебных навыков.

Невозможно представить иного способа фиксации того огромного объёма бесценных знаний, который предлагают ученикам и студентам щедрые учителя и преподаватели.

Краткость, ясность, простота, логичность – вот главные отличительные признаки удачного конспекта. Чтобы прийти к такому набору свойств, необходимо разобраться, что это такое, как он пишется, и какие виды конспектов бывают.

Определение — что это такое

Конспект – это краткая запись учебно-научного материала, помогающая выделить главное с целью дальнейшего воспроизведения информации.

Понятие «конспект» пришло к нам из Древнего Рима. Ему столько же лет, сколько первым латинским школам. Будущие медики, историки, философы и юристы учились записывать сведения, полученные от наставников, коротко и ёмко.

Само слово «conspectus» переводится как «обзор», сведение к минимуму. Иногда для того, чтобы получить ценные знания, обучающимся приходилось отправляться в другой город или государство.

Чтобы не обременять себя тяжёлыми книгами, полученную от «продвинутых» собеседников информацию приходилось сокращать. Эту драгоценную выжимку было удобно везти с собой как в маленьком свитке, так и в небольшой тетради, не занимающей много места.

Виды конспектов

Современные конспекты традиционно делятся на 4 вида:

  1. план-конспект;
  2. текстуальный;
  3. тематический;
  4. свободный.

Конспект урока (на примере)

План-конспект урока оптимален на занятии по литературе или при записи содержания прочитанной книги. Он хорошо структурирует материал, помогает увидеть общий замысел, проследить логику. Каждый пункт плана соотносится с конкретной частью целого, помогая распределить содержимое конспекта на тематические блоки.

Недостаток такого вида записи – недолговечность. Если название раздела сводится к сокращению «Встр. перс.», вряд ли через месяц вы догадаетесь, что речь идёт о «Встрече персонажей». Поэтому рекомендуется дополнять пункты плана вопросно-ответными формулами.

Приведём пример плана-конспекта романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

    В какой среде выросли главные герои романа?

Облик Онегина определил светский Петербург. Герой вырос в мире условностей. «Молодой повеса» стремился к лёгкому поверхностному успеху, высоко ставил внешний блеск и ни к чему не относился серьёзно. Татьяну сформировал узкий семейный круг, жизнь в деревне. Молодая Ларина вела уединённую жизнь, любила природу, много читала.

Как относятся персонажи к дружбе и любви?

Онегин не привык к глубоким чувствам. Пылкие романтики кажутся ему наивными. Случайная дружба с Ленским не выдерживает испытания и рушится из-за пустячной ссоры. Искренняя любовь Татьяны не радует, а пугает его.

У Татьяны нет друзей. Даже сестра, с которой они неразлучны, не понимает её. Застенчивая и чистая, она бережёт лучшие силы души для своего избранника. Любовь к Онегину переворачивает её жизнь.

Для чего автор сталкивает столь разные характеры, испытывая героев любовью?

Онегин символизирует европейскую светскую культуру, которой живёт российское высшее общество ХIХ века, и её характерные черты: дух индивидуализма, тяготение к внешней успешности, моду на пресыщенность и скуку, утончённый эгоизм.

Татьяна – это душа России с её исконной верой, верностью народным традициям и нравственной чистотой. Поверхностное и глубинное, светское и духовное не всегда сосуществуют гармонично. Любовная история Татьяны и Евгения подтверждает это.

Читайте также  Лексика ограниченного употребления

Какие еще бывают конспекты

Текстуальный конспект делает акцент на запись прямых высказываний лектора и привлечённых цитат. Особенно подходит этот тип краткого изложения, когда материал подаётся блестящим оратором, слова которого настолько крылаты, что уже представляют ценнейшую выжимку научных тезисов.

Однако увлекаться дословной фиксацией не стоит: залюбовавшись фигурой речи, вы рискуете упустить суть вопроса.

Текстуальный конспект надолго сохраняет информацию, делает её легко читаемой и доступной не только для самого конспектирующего. Но такой вид работы с материалом доступен лишь тем, кто уже выработал внутренний навык отделения зёрен от плевел.

Тематический конспект – самый удобный в использовании и полезный для подготовки к экзаменам. Он учит смотреть на тему со всех сторон и учитывать каждый её нюанс.

Иногда для полноты представления требуется обращение к дополнительным источникам, что формирует умение самостоятельно искать, логически мыслить, а также анализировать недостающие сведения.

Подобные навыки незаменимы при написании более серьёзных учебных текстов: докладов, рефератов (что это?), курсовых работ.

Свободный конспект – удовольствие для студентов последних курсов. Он сочетает элементы всех предыдущих, нередко сопровождается чертежами, схемами, рисунками, графиками, структурными таблицами, значками.

В свободном конспекте широко используются аббревиатуры (т.е. специальные сокращения). Составлять такие записи непросто: за кажущейся небрежностью, на которую намекает слово «свободный», стоит серьёзный труд по обобщению и систематизации материала.

Свободное конспектирование – это самостоятельный выбор студентом наиболее пригодного лично для него способа записи информации.

Как научиться писать удобные конспекты

Для начала необходимо записать тему урока или лекции. Далее обязателен краткий план. Обычно лектор даёт его под запись, а учитель выводит на проектор или записывает на доске. Пункты плана будут чётким ориентиром, который поможет не заблудиться в потоке речи преподавателя.

То, что стоит записывать в первую очередь, – это определения понятий и значения терминов. Постарайтесь проверить правильность получившихся записей по учебникам и терминологическим словарям. Вы могли не успеть зафиксировать информацию или понять её неверно.

Необходимо сопровождать каждое новое определение примерами. Они помогут разобраться, что к чему, если при прочтении дома вы забудете, что имелось в виду на уроке. Если позволяет время, придумывайте собственные примеры прямо в процессе записи лекции. Тогда её содержание заполнится лучше.

Не забывайте фиксировать важные цитаты. Их не должно быть много. Они особенно важны, если преподаватель даёт обзор проблемы с точки зрения разных исследователей. К тому же цитаты обычно образны, они воздействуют на наши эмоции, благодаря чему основной предмет разговора легче воскресить в памяти.

Делайте мини-выводы по каждому разделу, чтобы проследить логику подачи материала. Старайтесь видеть связь между понятиями и явлениями, о которых рассказывает преподаватель.

При оформлении конспекта урока (лекции) по желанию (если успеваете) используйте вспомогательные средства: цветные маркеры и гелевые ручки, стикеры и магнитные закладки, карандашные пометки на полях, выделение абзацев с помощью цветной заливки или изменения шрифта (если вы конспектируете текст на ноутбуке).

Кстати, в приведенном видео приводится исследование, что конспектировать лучше вручную, ибо так в два раза повышается усвояемость материала, по сравнению с печатанием на ноутбуке или планшете. Так то, вот.

Конспект: писать или не писать?

Некоторые школьные учителя и преподаватели на младших курсах ВУЗов собирают тетради, чтобы проверить ведение конспектов. Это не всегда правильно и приводит вот к таким вот странностям, показанным в этом видео:

Конспект занятия ориентирован, прежде всего, на самого пишущего. Качество записи – залог успеха на контрольной или экзамене.

Нужно это прежде всего вам, а не кому-то другому. А уж как это сделано, зависит от фантазии и усидчивости ученика. Однако излишнее тяготение к минимализму и простое фотографирование доски с планом урока на телефон ничего хорошего не сулит.

У меня в группе был студент, который вообще никогда ничего не писал, но при этом все посещал. ВУЗ он закончил и никаких особых проблем по ходу не испытывал, но, правда, это был лишь один пример на моей памяти. Все остальные конспектировали и лекции, и семинары, а если не могли, то переписывали у других, ибо большинству сдать экзамен без конспектов практически нереально.

Составьте конспект так, чтобы он помог легко воспроизвести содержание урока, то есть был разборчиво написан, ясен для понимания, лаконичен, но при этом достаточно подробен.

Помогите себе сами! Единожды уяснив, как правильно конспектировать, вы сэкономите океан свободного времени.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

В современном мире рукописный конспект безнадежно устарел. Это просто трата времени. Преподавателям стоит заранее раздавать материалы, а на уроке обсуждать их с учениками вместо написания конспекта.

Если конспект делается на уроке или на лекции, то это может негативно повлиять на усвоение материала. Ученик или студент полностью сконцентрирован на необходимости записать какие-то данные и не может полноценно вникнуть в то, что рассказывает лектор. А сделанные неразборчивым почерком отрывочные заметки гораздо менее полезны, чем принято считать.

Как писать конспект: основные методы

Что такое конспект

Конспект – это краткий текст, который вы пишете, осмысленно перерабатывая чужой. Информация по теме, которую вы изучаете, прибегая к конспектированию, может не только быть отражена в книге или звучать из уст преподавателя, это также может быть аудио- или видеоматериал. Чтобы правильно понять, что такое конспект, обратите внимание, что конспектирование предполагает не только сокращение информации, предлагаемой в источнике, но и сохранение логической связи между смысловыми частями. Перечитав свой конспект, вы непременно должны понять ключевые идеи изложенного.

Виды конспектов

В зависимости от принципов структурирования информации, ее объема и техники составления различают следующие виды конспектов: план-конспект, план-схема, текстуальный, свободный, тематический и графический. Ниже мы раскроем особенности каждого вида конспекта и расскажем, как выбрать подходящий именно вам.

1. При составлении плана-конспекта необходимо составить перечень вопросов, которые затрагиваются в тексте или лекции, и постепенно, по мере чтения или прослушивания информации, дополнить каждый подпункт раскрывающими суть комментариями. Если вы, например, готовитесь к выступлению на семинаре, смело пишите план-конспект своего доклада, и он поможет вам не упустить ничего важного.

2. План-схема – это конспект, в основе которого не просто перечень вопросов, все вопросы в таком конспекте соединены друг с другом по смыслу, то есть логические и смысловые связи здесь более обнажены.

3. Составление текстуального конспекта – более трудоемкий процесс, потому что такой конспект, хотя и делается на основе плана, предполагает включение в него точных фрагментов из исходного текста. Будьте уверены, что приложенные усилия себя оправдают – итогом проделанной работы станет конспект, насыщенный тезисами и цитатами.

4. Чтобы добиться максимальной целостности изложения материала, пишите свободный конспект. Составьте план, сформулируйте тезисы по каждому вопросу плана, а где необходимо, обогатите конспект цитатами. Такой способ фиксации и структурирования информации подходит для любых дисциплин: гуманитарных, технических, естественнонаучных и др.

5. Когда перед вами стоит задача изучить множество существующих точек зрения на тот или иной вопрос, составьте тематический конспект. Чтобы составить хороший тематический конспект, придется прибегнуть к нескольким источникам.

6. Графический конспект включает в себя таблицы, графики, схемы, рисунки с соответствующими краткими пояснениями.

Базовые правила конспектирования

Чтобы написание конспекта не стало пустой тратой времени, соблюдайте базовые правила конспектирования.

1. Прежде чем начать конспектирование, прочтите текст, который вам предстоит изучить, или внимательно выслушайте план урока или краткий обзор лекции, который преподаватель сделает в начале пары.

2. Не пренебрегайте планом. Наглядно представить перед собой структуру конспекта – важный этап.

3. Даже если в изучении темы от вас не требуется знание точных цитат, добавляйте их в умеренном количестве в конспект. Когда спустя много времени вы вернетесь к своим записям, по цитатам вы легко вспомните, о чем писали.

4. Записывать за преподавателем каждое слово нерационально, да и не все обладают быстрой скоростью письма. Дождитесь завершения мысли и запишите себе в конспект только ключевые слова. Этому же правилу следуйте при работе с печатным источником.

5. Успеть записать за преподавателем и просто сэкономить место в тетради помогут сокращения и условные обозначения. Если боитесь впоследствии запутаться в написанном, отведите в тетради место для расшифровки используемых знаков и сокращенных слов.

6. Если что-то упустили на лекции, переспросите. Не откладывайте в долгий ящик. Максимально заполняйте все пробелы. Но не перебивайте, дождитесь окончания лекции – там, где сразу было непонятно, в конспекте можно оставить пустое место.

Эффективные методы конспектирования

Конспект должен быть не только кратким, но, что не менее важно, эффективным. Чтобы составленные вами конспекты стали незаменимым подспорьем в учебе, полезно знать и владеть эффективными методами конспектирования. Ознакомившись ниже с тем, как могут писаться конспекты, вы можете выбрать понравившийся образец.

Метод таблиц

Написание конспекта на ту или иную тему по методу таблиц подразумевает заполнение колонок таблицы соответствующими данными. Таблицу удобнее чертить в тетради или на листе формата А4, ориентированных горизонтально, чтобы столбцы были достаточной ширины. В зависимости от изучаемой темы таблица может содержать даты и события, термины и определения, отражать сходства и различия, плюсы и минусы и др.

Если вы любите наглядность и аккуратность в тетради, то написание конспекта по методу таблиц – для вас.

Метод Корнелла

Метод Корнелла появился в середине XX века, его создателем стал профессор Корнелльского университета Вальтер Паук. Способ конспектирования информации, предложенный профессором, пользовался у студентов чрезвычайной популярностью, так как позволял эффективно обработать большой объем информации.

Профессор предложил студентам провести на листе бумаги или в тетради две горизонтальные линии: вверху, чтобы записать дату и заголовок, и внизу, под которой будут помещаться несколько предложений, подытоживающих всю суть конспекта. После этого нужно разделить лист вертикальной линей, чтобы получилось две колонки, правая колонка в два раза шире, чем левая.

По замыслу автора такого метода конспектирования, правая колонка заполняется основной информацией, которую дает преподаватель во время лекции или семинара; по окончании занятия важные фактические сведения (даты, имена), правила и формулы переносятся в левую колонку. В течение последующих суток, чтобы хорошо усвоить новую тему, отразите краткое содержание лекции в нижнем поле.

Метод нумерации

При конспектировании информации методом нумерации в тетради в виде тезисов записываются важные мысли. Каждой мысли, которая в идеале должна быть не больше предложения, присваивается порядковый номер.

Чтобы сделать такой конспект более удобным для чтения и наглядным, пишите тезисы одним цветом, а номер – другим. Чтобы показать связи между мыслями, можно делать отсылки: «см. № 6» и т.п.

Достоинствами конспекта, написанного методом нумерации, является лаконичность и четкость изложения темы.

Метод боксов

В данном методе бокс (небольшой квадрат) отражает какой-либо аспект обширной темы. Это помогает сохранить ясность и не запутаться в большом количестве фактов или понятий.

Чтобы написать конспект по методу боксов, начертите на листе бумаги несколько «боксов» по числу выделенных аспектов. Расположите их хаотично, постарайтесь оставить место на случай, если вы обнаружите еще один аспект. Озаглавьте каждый бокс и записывайте туда ключевые мысли, даты и т.п.

Метод ментальных карт

В конспекте, написанном по методу ментальных карт, изучаемая тема представлена в виде разветвляющейся системы, где в центре – главная мысль, а ветки – это все, что эту главную мысль раскрывает.

Читайте также  Автокорреляция рядов динамики

Может показаться, что по наглядности и удобству такой конспект уступает другим. Однако с точки зрения запоминания и усвоения информации он намного эффективнее: ведь расширяя ментальную карту, объединяя различные темы, добавляя собственные идеи и суждения, вы пропускаете все через себя и впоследствии вряд ли забудете. Если вам нужно написать эссе или проанализировать произведения литературы, чертите ментальную карту, и результат не заставит себя ждать.

Метод Билла Гейтса

При составлении конспекта по методу, предложенному Биллом Гейтсом, необходимо тетрадь или лист бумаги, который вы используете для записей, разделить на квадраты по числу типов информации, которую вы будете фиксировать в процессе изучения темы. Например, первый квадрат может содержать даты, второй – значимые имена, третий – важные события, четвертый – памятные места и т.д. Отдельный квадрат можно выделить для записи возникающих у вас вопросов.

В целом метод Билла Гейтса, в отличие от метода Корнелла, с которым его часто сравнивают, более склонен к трансформации, его легко адаптировать под изучаемую тему и цели конспектирования.

Метод течения

Создателем метода течения является канадский журналист Скотт Янг. Конспектирование методом течения предполагает не только восприятие и фиксацию информации. Этот метод подразумевает генерирование на основе прослушанного/прочитанного собственных идей. Конспект отражает не только тезисы автора, но и ваши личные размышления и суждения по теме. Такой метод вряд ли подойдет студентам, которым предстоит сдавать сессию, зато его можно применять на научных конференциях при прослушивании чужих докладов, чтобы задавать вопросы или выявить интересные научные проблемы для собственных исследований.

Метод предложений

Метод предложения – одновременно самый простой метод конспектирования и самый сложный. Простой – потому что не нужно вычленять информацию и переформулировать мысли для их сокращения, а сложный – потому что надо постараться записать за лектором все услышанное. Особенностью такого метода является то, что каждое предложение записывается с новой строки. Для удобства предложения можно нумеровать или связывать между собой ссылками, как в методе нумерации.

Оформление конспекта

В отличие от курсовой или выпускной квалификационной работы, к конспекту официально не предъявляются никакие требования. Но в данном случае оформление – не вопрос внешней красоты, а залог эффективности затраченных на написание конспекта усилий.

Чтобы конспект действительно помог вам подготовиться к зачету или сдать экзамен, рекомендуем воспользоваться несколькими советами по его оформлению:

1) Графически выделяйте важные смысловые места. Заголовки и термины можно подчеркивать ручкой другого цвета, формулы и выводы – обводить в рамку. Пропускайте строки, чтобы отделить один параграф от другого. Обратите внимание, что совсем не обязательно менять ручки во время лекции, по ее окончании перечитайте конспект и спокойно выделите все, что необходимо.

2) Важные мысли отмечайте восклицательными и вопросительными знаками, пометкой NB! (обратить внимание) и т. д. Такие «сигналы» значительно облегчат вам последующую работу с конспектом.

3) Не бойтесь общепринятых аббревиатур и сокращений: СССР, гос-во (государство), кол-во (количество) и т.д. Некоторые слова можно заменять графическими знаками. Пример: => вместо «следовательно».

4) При записи лекции или конспектировании учебника упрощайте предложения, делайте их короче и убирайте все второстепенные слова, без которых не произойдет искажения смысла.

Как писать конспект лекций

Залог успешного конспектирования лекции преподавателя – умение студента концентрироваться и внимательно слушать. Вести записи «на автомате», не вникая – крайне неэффективно, потом надо будет самостоятельно разбираться в теме.

Иногда преподаватель сам обращает внимание на то, что нужно записать, но чаще вникать и вычленять суть приходится самостоятельно.

Правильно написать конспект лекции не составит труда, если она изначально рассчитана на конспектирование. Трудности могут возникнуть, когда преподаватель читает лекцию по учебнику или в виде собственного сплошного текста. В таких случаях помните, что главное – уловить и сохранить суть предмета, о котором идет речь.

Не пренебрегайте планом лекции, попросите преподавателя вам его продиктовать и в дальнейшем заполняйте обозначенные смысловые блоки.

Конспект — виды, как его писать и правила оформления

Основные понятия

В результате конспектирования человек получает хорошую структурированную запись, которую он может использовать для лучшего запоминания информации. Посторонний читатель легко получит краткое представление о теме. Подобная работа важна не только для лекций, но и для работы с научной литературой.

Обычное дословное копирование частей учебника или урока бесполезно по нескольким причинам:

  • В процессе записи человек быстро устанет, у него испортится почерк.
  • Снижается концентрация внимания и происходит машинальное записывание текста без его осмысления.
  • Придется использовать разные сокращения и аббревиатуры, которые будет сложно опознать.
  • Дословная запись бесполезна, так как в ней нет структуры и сложно выделить важную информацию.

Лучше правильно писать конспект, который пригодится во время подготовки к экзамену. В тексте можно выделять особо ценные моменты яркими маркерами и цветными ручками. Иногда полезно представить информацию в виде схем, диаграмм, таблиц.

Всего выделяют несколько видов конспекта. План-конспект представляет собой перечисление основных тем лекции. По ходу занятия преподаватель раскрывает каждый подпункт, и студент может записать основные тезисы. Подобный вид работы хорошо подходит для подготовки к семинарам или к публичным выступлениям.

Делать схематический план лучше всего для проработки книги. Информацию фиксируют в виде таблицы или взаимосвязанных блоков. С помощью такого наглядного материала легче понять взаимосвязь между основными моментами изучаемого материала.

Текстуальный конспект составить сложнее, так как он должен содержать цитаты из первоисточника. Это необходимо при изучении литературного произведения или философских трудов. Тематический конспект составляется на основе изучения нескольких источников.

Каждый студент сам решает, как ему вести записи. У некоторых преподавателей может быть только одно требование: все должно вестись от руки и без использования печатного текста.

Правила составления

Красивый конспект должен быть содержательным и информативным. Поэтому сначала обязательно записывается тема. Каждый новый смысловой блок начинается с абзаца. Термины и другая важная информация выделяются разными способами.

Для того чтобы быстро записывать слова лектора, лучше использовать разные сокращения и условные обозначения: знаки больше или меньше, стрелочки и тому подобное. Все это позволит сэкономить время. Преподавателя нужно дослушать до конца и только потом фиксировать его мысль. Если он советует какую-то литературу, то ее нужно записать на отдельном листе.

Основное правило написания конспекта — это краткое изложение информации. Поэтому не стоит записывать длинные и пространственные рассуждения. В случае если какие-то термины непонятны, нужно их отдельно выделить и позже записать значение.

Некоторые преподаватели в начале лекции дают план, который содержит основные моменты занятия. Его необязательно записывать, но он поможет лучше зафиксировать смысловые блоки текста.

Навыки конспектирования пригодятся не только во время обучения. Если человек хочет лучше запомнить информацию из книги или статьи, ее лучше записать. Единых правил ведения записей не существует, так как каждый выбирает удобный для себя способ. Для разных предметов могут использовать определенные виды конспектов.

Так, для точных наук лучше применять схемы и таблицы. Подобный вариант подойдет для истории и биологии. В гуманитарных предметах нередко нужно цитировать первоисточник, поэтому лучше составлять конспект в виде плана.

Навык ведения записей развивается постепенно. Со временем человеку будет легко выделять главную информацию и записывать ее в тетрадь или блокнот. Это пригодится во время посещения выступлений или ведения переговоров, так как получится быстро фиксировать мысли.

Способы оформления

Хороший конспект должен быть тезисным и содержательным. В нем нужно выделять важную информацию, которая имеет особое значение — формулы, даты, определения, известных личностей и тому подобное. Для облегчения восприятия используют разные виды оформления текста. Это делают с помощью:

  • текстовыделителей;
  • цветных ручек;
  • стикеров.

Важно не использовать чрезмерное выделение, иначе это превратит записи в раскраску. Ключевые моменты конспекта можно обозначать не только с помощью цветов. Разные шрифты, римские цифры и латинские буквы тоже подойдут для оформления смысловых блоков.

Красиво оформить конспекты в тетради можно с помощью обычной шариковой ручки. Для этого важные моменты записей подчеркивают разными линиями.

Необычные варианты

Оформление конспектов может быть нестандартным. Например, ментальная карта подойдет тем людям, которые любят мозговые штурмы. В центре альбомного листа пишется тема лекции. К ней добавляют разные смысловые блоки, которые будут содержать основные слова и идеи. Дополнять карту можно рисунками и значками. Для лучшего восприятия информации текст записывают разными цветами.

Метод Корнелла очень популярен в США. Конспект лучше записывать на листе альбомного формата. Его делят на две колонки (первая чуть уже второй), вверху записывают тему лекции и дату. В правой колонке указывают подробно информацию. После занятия заполняют левую колонку и в ней фиксируют важные тезисы, даты, формулы. В конце страницы пишется вывод. Важно дополнять конспект сразу, иначе большая часть лекции забудется.

Билл Гейтс использовал оригинальный способ ведения записей. Он рисовал в блокноте несколько квадратов, каждый из которых имел свое значение. Например, один был предназначен для записи вопросов, которые возникли по мере прослушивания лекции.

Метод предложений подразумевает почти дословное записывание слов лектора. Каждое предложение нумеруется и начинается с новой строки. В дальнейшем это позволяет делать короткие пометки.

Вариант конспектирования Скотта Янга существенно отличается от традиционного ведения записей. В нем человек должен записывать ключевые моменты лекции и дополнять их своими комментариями. Таким образом, происходит серьезная переработка и осмысливание текста. Готовый конспект проще запомнить и с его помощью легко освежить память.

Разные образцы оформления записей помогут понять, какой вариант подходит человеку для работы.

Некоторые особенности

В школе ученики тоже могут писать конспекты. Для этого им дается определенный параграф из учебника или статья. Такой вид работы позволяет научиться анализировать текст и выделять из него главную информацию. Поэтому для начала нужно внимательно прочитать отрывок несколько раз.

Это позволит понять содержание параграфа. После нужно выделить основные моменты и ключевые идеи текста. Не стоит стремиться записать все слово в слово, так как от обычного копирования толку нет. Всю прочитанную информацию нужно разбить на несколько пунктов.

В конспект заносят определения, даты, цитаты и известных личностей. При необходимости можно писать примеры и факты, которые помогут лучше понять информацию. В конце добавляют вывод. У каждого человека свой способ ведения записей, поэтому текст может выглядеть по-разному.

Иногда конспектирование осуществляется в классе. В таком случае учитель указывает, какие страницы учебника нужно изучить и записать. Подобный вид работ указан в ФГОС и является важной частью образовательного процесса. Важно, чтобы школьники поняли, что составлять конспект не значит дословно переписать текст. Им постепенно нужно развивать навыки составления коротких записей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: