Конфуцианско-даосистский тип культуры - OXFORDST.RU

Конфуцианско-даосистский тип культуры

Конфуцианско-даосистский тип культуры.

Введение.

Религия — многогранное, разветвленное, сложное общественное явление, представленное различными типами и формами, самыми распространенными из которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления, школы и организации.

В истории культуры особое значение имело возникновение трех мировых религий: буддизма в VI в. до н. э., христианства в 1 в. н.э. и ислама в VII в. н. э. Эти религии внесли существенные изменения в культуру, вступив в сложное взаимодействие с различными ее элементами и сторонами.

Термин «религия» латинского происхождения и означает «благочестие, святыня». Религия — это особое мироощущение, соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в сверхъестественное, нечто высшее и священное. Религия предстает такой формой отражения действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный элемент — различные состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако стержнем, основой любой религии является вера в Бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы.

Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигают истину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения к миру, без развитой образности, фантазии. Но искусство имеет более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания.

Конфуцианско-даосистский тип культуры.

1.1. Конфуцианско-даосистская картина мира и ее социальный характер.

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль нежели мистика и индивидуалистические поиски спасения. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий.

Как и у других народов, у китайцев было множество богов и духов, которым они приносили жертвы, в том числе и кровавые. Но с течением времени на первый план среди этих богов и духов стал выходить Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник, их предоктотем. В Китае Шанди воспринимался прежде всего как первопредок, заботящийся о благосостоянии своего народа.

Смещение в культе Шанди акцента в сторону функций первопредка сыграло в истории китайской цивилизации огромную роль: оно привело к ослаблению религиозного начала и усилению начала прагматического, проявившегося в абсолютизации культа предков.

В дальнейшем, в эпоху династии Чжоу, культ Неба и Чжоу вытеснил Шанди. Чжоуский ван стал считаться сыном Неба, а китайская империя – Поднебесной.

Китайская культура не ориентируется на деятельное начало, а призывает к действию, сообразуемому с космическим ритмом. Творчество принадлежит Небу. С точки зрения Конфуция, личность получает свое содержание непосредственно от природы. Природа награждает ее талантом, и ее талант – следствие могучего творческого процесса в природе.

Таким образом, в основе гармонии общества и природы лежала идея социо-этико политического порядка, санкционированного великим Небом. И эта идея поддерживалась и развивалась в учениях даосизма и конфуцианства. Не испортил эту идею и буддизм, составивший вместе с даосизмом и конфуцианством философско-религиозную триаду, духовный стержень китайской культуры.

Даосизм призывал к органическому слиянию с природой. Ему китайцы обязаны художественно-эстетической практикой, которая и по сей день, поражает человечество своей близостью к природе.

Даосизм не требует переделки, перестройки природы. Он нацеливает на чуткое, бережное отношение к ней. Природа существует не для того, чтобы ее изучали, а для того, чтобы ее переживали, извлекали удовольствие от общения с ней.

1.2. Художественная практика.

Искусство Китая глубоко пронизано высокими философскими идеями и мудрыми поучениями. Оно гуманистично и величественно. В нем воспевается красота мира и гармония природы. Идея гармоничного единения человека с природой стала не только душой китайского искусства, но и способом осмысления бытия.

Даже письменность китайцев трепетно-красива и чрезвычайно сложна для усвоения людьми других типов культуры. Каждый иероглиф выговаривается с определенной мелодией, поэтому многие слова, произносимые с помощью одних и тех же звуков, в зависимости от тона имеют абсолютно разные значения.

Иероглиф с его графической выразительностью предстает в восточных культурах как идеальная структурная модель художественного произведения. Иероглифические формы угадываются и в архитектуре, и в изделиях прикладного искусства, и даже в самой природе – в сплетении стеблей травы или ветвей деревьев.

Китай – родина уникальной живописи «цветов и птиц», «трав и насекомых». Жанр этот зародился в IX в., но не теряет своей прелести и актуальности и в наше время.

У китайце в японцев человек должен отойти в сторону, чтобы не мешать цветку выявить себя. Человек скорее слуга цветка, чем его господин. К любимому цветку могли относиться как к любимой женщине. Древние поэты вели беседы с цветами, доверяя им свои тайные мысли как близким, все понимающим друзьям.

Большинство пейзажистов Китая и Японии осознавало, да и до сих пор осознает, что искусство пейзажа – это высокая миссия создания микромира, адекватного всему мирозданию. Объекты, принадлежащие земле и небу: дерево, камень, вода – выступают как архетипы культуры.

В китайской эстетике живопись измеряют двумя параметрами: философией и каллиграфией. Это значит, что лицо художника выражают дух и линия. Камни, деревья, водные потоки, цветы, птицы и даже человек Даня в типизированном, а не индивидуализированном виде.

Живопись в Китае никогда не была «искусством для искусства», она всегда содержала в себе задачу нравственного совершенствования личности, требуя не только ассоциативного мышления, но и непосредственного восхищения природой и работой мастера.

Как показывает художественная практика конфуцианско-даосистской культуры, искусство способно, воспевая красоту природу, противостоять культу техники и содействовать культу благоговейного отношения к жизни.

1.3. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.

Характер знания в конфуцианско-даосистской культурной традиции резко отличается от западно-европейского его понимания. Вплоть до ХХ в. европейские мыслители с пренебрежением и высокомерием относились к духовным и интеллектуальным знаниям китайского народа и его мудрецов.

Знания могут быть донаучными, обыденно-житейскими, художественными и научными. Важно отметить, что знания опосредованы культурой, ее традициями и определенной системой ценностей. А это значит, что каждый исторический тип культуры имеет право на свои «причуды», на собственные установки и свой менталитет.

Социальные институты и ценности современного общества имеют рациональное обоснование, но общественная жизнь может оказаться глубоко иррациональной. В дебрях цивилизации, сформировавшей «технического человека», искусного умельца и аналитика, человек растрачивает свои человеческие качества и превращается в жалкого потребителя, которого как бы на веревочке ведет государство, бюрократическая элита и космополитическая интеллигенция к покорности и рабству. Этой цивилизации в определенной степени противостоит конфуцианство, которое, не требуя крикливых деклараций о правах человека, несет людям нормальные, здоровые нравственные принципы: преданность своему народу и семье, снисходительность, почтительность к родителям, уважение к старшим, великодушие, правдивость, сметливость, милость. Как никогда для нас актуальны слова Конфуция: «Уважать добродетель, охранять народ» и «Правящий с помощью добродетели подобен Полярной звезде, которая занимает свое место, а все другие звезды окружают ее». Подлинно культурный народ никогда не позволит насильнику занять место Полярной звезды, в огне его культуры непременно сгорит любая авторитарная власть, в какие бы демократические одежды она ни рядилась.

Тема 3. Конфуцианско-даосистский тип культуры

Тема 3. Конфуцианско-даосистский тип культуры

3.1. Древнекитайская культура как основа конфуцианско-даосистского типа культуры

Китайская культура является одной из самых древних, сохранившейся и по сей день. Народ Китая сумел сберечь свои национальные и культурные традиции. Специфика древнекитайской культуры во многом следовала из принципов организации древнекитайского общества: общинное землевладение, установка на сохранение существующего порядка в обществе, растворение личности в социальной ячейке, ритуализация и бюрократизация общественной жизни. Система обязательных и общепринятых норм поведения в Древнем Китае была особенно жесткой. Этико-ритуальные принципы и соответствующие им нормы поведения были выдвинуты на первый план и явно гипертрофированы. Специфика культуры Древнего Китая частично обуславливалась и тем, что значительно удаленный от других центров древней цивилизации Китай на протяжении всей своей многовековой истории ни разу не подвергался таким кардинальным переменам религиозно-культурного и социально-политического характера, какие испытывали цивилизации Ближнего Востока.

Древнекитайское общество – типичная восточная деспотия. Главой государства был император, в подчинении которого находились религия и наука. Отношения между ним и подданными строились по принципу патриархата. Вообще дух семьи был очень развит. В Древнем Китае не существовало жречества как особого социального института, и религиозные действия производились главами семейств, чиновниками, царями. Светский ритуал взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице тесно связывался с религиозным ритуалом отношений живых к умершим, к духам предков. Был сильно развит культ предков (манизм).

Небо (тянь) – высший объект почитания. Однако в целом мифология была развита слабо, хотя и Древний Китай не избежал периода господства мифологического мировоззрения. Для этих мифов характерны представления о первоначальном состоянии мира как первобытном хаосе и о двух противоположных упорядочивающих этот хаос космических силах – небесной (Ян) и земной (Инь).

Древнекитайская предфилософия связана с древними книгами: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов» и др.

Особое место в древнейших представлениях занимают борьба и в то же время сотрудничество двух сил – ян и инь. Вначале это олицетворение света и тьмы, тепла и холода, мужского и женского начал. Позднее – «янци» – небесная, легкая материя, а «иньцы» – земная и тяжелая. Об этом повествует «Книга перемен», авторство которой связывают с именем одного из мифических правителей древнейшего Китая – Фу-Си. Его считают и создателем древнекитайской письменности.

Постепенно зарождается важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о «дао» (путь) как безличном мировом законе, которому подчиняются и природа, и люди. «Дао» – космический и нравственный закон.

Древнекитайская нравственность связана с такими представлениями, как «ли» – положительность, ритуал; «сяо» – почитание родителей, «ди» – почитание старшего брата. Для психологии древних китайцев характерна покорность нижестоящих вышестоящим.

Читайте также  Изучение аппаратуры автоматизации водоотливной установки ВАВ-1М

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества

Фрумкин Константин. Бессмертие: странная тема русской культуры

Фрумкин Константин. Бессмертие: странная тема русской культуры Не умирать, жить вечно — это не просто утопия. Это «королева утопий». В. А. Кутырев Электронный Кощей Бессмертный Человек смертен, и, положа руку на сердце, вряд ли в обозримом будущем он перестанет быть

ТЕМА 2 Виды, формы, содержание и функции культуры

ТЕМА 2 Виды, формы, содержание и функции культуры Выше мы отметили: культура – это явление человека в истории, вид его бытия в мире, способ его жизнедеятельности, самоосуществления, присущего только человеку. Животный мир ничего не выражает, кроме своей природной данности.

ТЕМА 3 Структура культуры

ТЕМА 3 Структура культуры Говоря о культуре, мы будем иметь в виду, прежде всего, духовную культуру. Именно она, как было отмечено выше, играет решающую роль. Каменный топор когда-то был изготовлен человеком не потому, что нашёлся камень, а потому что возникла

ТЕМА 8 Мифология как явление духовной культуры

ТЕМА 8 Мифология как явление духовной культуры Роль и влияние первобытной культуры выходят далеко за пределы времени, в котором она существовала. И дело даже не в том, что она продолжает сосуществовать с культурами более поздних эпох. Она становится органическим

ТЕМА 14 Библия как источник мировой и отечественной культуры

ТЕМА 14 Библия как источник мировой и отечественной культуры Мы живём в третьем тысячелетии новой эры. Её начало связано с рождением Иисуса Христа. Эра потому и «новая», что более двух тысяч лет назад произошли события, после которых мир уже не мог оставаться прежним,

ТЕМА 17 Рождение европейской культуры Нового времени

ТЕМА 17 Рождение европейской культуры Нового времени Западноевропейская культура Нового времени не является прямым продолжением ни древнегреческой, ни древнеримской культуры. Идея превосходства европейской культуры, заимствованная у Древнего Рима, в течение

ТЕМА 5. ИГРОВОЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ТЕМА 5. ИГРОВОЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения (франц. Renaissance – Ренессанс, в Италии XIV – XVI вв., в других странах – конец XV – начало XVII в.) отличалась поразительным всплеском духовной активности личности, интересом к античной философии (эпикуреизм,

Тема 2. Проблемы возникновения и эволюции культуры

Тема 2. Проблемы возникновения и эволюции культуры 2.1. Генезис культуры Решение проблемы генезиса культуры возможно лишь в рамках осмысления генезиса общественной жизни в целом. В литературе проблема генезиса человеческого общества обычно рассматривается в двух

3.1. Древнекитайская культура как основа конфуцианско-даосистского типа культуры

3.1. Древнекитайская культура как основа конфуцианско-даосистского типа культуры Китайская культура является одной из самых древних, сохранившейся и по сей день. Народ Китая сумел сберечь свои национальные и культурные традиции. Специфика древнекитайской культуры во

3.4. Мировое значение конфуцианско-даосистского типа культуры

3.4. Мировое значение конфуцианско-даосистского типа культуры Человечество обязано этой культуре многими техническими достижениями (компас, сейсмограф, бумага, порох, живопись тушью, с помощью кисти, шелк и многое другое). Конфуцианско-даосистскую культуру относят к

Тема 4. Индо-буддийский тип культуры

Тема 4. Индо-буддийский тип культуры 4.1. Предпосылки формирования древнеиндийской культуры Индия – государство в Южной Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического

Тема 5. Мир исламской культуры

Тема 5. Мир исламской культуры 5.1. Формирование исламской культуры С древнейших времен Аравия и прилегающие к ней районы сирийской пустыни были заселены арабами. Большинство населения полуострова составляли кочевники-скотоводы (бедуины). В середине I тысячелетия племена

Тема 6. Христианский тип культуры

Тема 6. Христианский тип культуры 6.1. Возникновение христианства Христианство возникло в Палестине в I веке до н. э. Найденные в районе Мертвого моря свитки свидетельствуют о близости первоначального христианства иудейской общине эссенов. Им были общи идеи ожидания

Конфуцианско-даосский тип культуры

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур другого этноса. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значимую роль, нежели индивидуалистические поиски спасения. Здравомыслящий китаец мало задумывался над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели, считал долгом ему подражать. Величайшими общепризнанными пророками считали тех, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия как таковая, а прежде всего ритуализированная этика формировала облик традиционной китайской культуры.

Все это сказалось на характере эволюции представлений об образе мира. Так, например, заслуживает внимание то обстоятельство, что религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная роль духовенства. Чаще всего ученые выполняли функции жрецов в честь Неба — высшей всеобщности, абстрактной и холодной, безразличной к человеку.

Эти особенности религии Китая были заложены в глубокой древности, начина со II в. до и. э. К китайцев было множество богов и духов. Постепенно на первый план стал выходить Шанди — верховное божество и легендарный военачальник, их первый предок — тотем, заботящийся о своем народе. Смещение в культе Шанди акцента в сторону функций первопредка привело к ослаблению религиозного начала и усилению начала прагматического, проявлявшегося в абсолютизации культа предков.

В эпоху Чжоу (XI в. до и. э.) культ Неба и Чжоу вытеснили культ Шанди. На небо перешло представление о прямой генетической связи божественных сил с правителем (император — сын Неба, империя — Поднебесная). Культу Неба придан не столько священно-божественный, сколько морально-этический аспект. Великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных.

Со временем Небо превращается во всеобщий порядок движения, всего сущего, порядок, одновременно и космический, и нравственный, следовательно, смысл жизни — в поддержании правильных отношений человека с Космосом, в умении всегда соответствовать движению мира.

Мир в представлении китайцев — мир абсолютного тождества противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, а все различия — относительны. Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, а значит, мир не надо переделывать, нужно самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии.

Таким образом, в основе гармонии общества и природы лежала идея социо-этико-политического порядка, санкционированного Небом. Эта идея в дальнейшем получила развитие в даосизме и конфуцианстве.

Преемственность духовной практики характеризует особый тип мышления и ценности в культуре древнего Китая. Традиционная мысль в отличие от мысли рационалистической начинает с того, что сама ставит перед собой невыполнимые требования, подрывая собственный фундамент. Но она остается благодаря этому всегда жизненной, связанной с глубинами духовного наследия. Традиция предполагает наличие в человеке и в человечестве учителя, передающего символическую реальность, и ученика, воспринимающего ее. Человек традиции — это никогда не индивид, но сверхличная цельность двух лиц: учителя и ученика. И каждая из сторон нуждается в другой, чтобы быть собой. Традиция предназначена для передачи, ею нельзя обладать, как техническим знанием. Специфику восточной мысли хорошо понимал Конфуций, утверждавший, что он излагает, а не сочиняет, т. е. передает правду древних мудрецов.

Конфуцианство — это религиозно-мировоззренческая система, возникшая на территории Китая на рубеже VI-V вв. до и. э. Конфуцианство первоначально представляло государственную идеологию, освящающую идею тотального господства и подчинения, ее важнейшим догматом было освящение императорской власти. К III в. до и. э. конфуцианство превращается в государственную религию, а сам Конфуций канонизируется. Основатель конфуцианства Конфуций (Кун фу-цзы — почтенный учитель Кум) родился в уезде Чанти в 551 г. до и. э. и в 30 лет начал проповедовать свое учение, собрал вокруг себя около 3000 учеников, записывавших по его изречениям самые известные его трактаты «Лунь юй» и «Ши-цзин» (Книга песен). Конфуцианство проникнуто идеей благородства, человеколюбия и преданности. Согласно Конфуцию, многие люди восстают на начальство, сеют смуты, и в этом видится проявление вражды, но не добродетели. Нравственный человек придерживается во всем принципов жэнь и сяо.

  • жэнь — это человеколюбие или чувство уважения к людям;
  • сяо — это отношение почитания родителей, старших, начальства.

В силу этого он достигает высокого положения в государстве. Человек, почитающий отца, редко восстает на начальство, императора, так как стремится к основе, по достижении которой ему открывается правильный путь жизни — путь добродетели. Добродетельность Конфуций ценил больше, чем образованность, считая, что красивые манеры и речи не сравнимы с правдивостью и самоотречением. Для упрочения человеколюбия следует придерживаться принципа ли, согласно которому следует соблюдать ритуалы и традиции; нарушение их влечет за собой умаление человеколюбия, а исполнение ведет к согласию людей. Ритуал ограничивает не свободу, а произвол в отношениях. Человеколюбие приносит простым людям успокоение при любых тяготах и радостях, вселяя в их души гармонию согласно принципу тянь. Тянь — это путь к духовной полноте. Мораль и ритуалы должны были стать основой государственного правления, чтобы сплотить народ. В этом случае государство становится нерушимой иерархией, в которой каждый человек занимает свое место, осознавая, что не истина возвышает человека, но человек — истину. Конфуцианство заимствовало из древних верований пантеон богов, пополнявшийся за счет обожествления исторических личностей, оно не имело особой касты жрецов, и функции верховного жрецы выполнял император.

Живая традиция даоской школы зарождается в IV-V в. до и. э., но к III в. ее наследие было утрачено. Даосизм — это религиозно-философское учение о дао, или о жизненном пути, едином, объективном законе, которому подчинен весь мир. Его основателем является Лао-Цзы (в пер. с кит. — старый учитель), а его ярким представителем — Чжуан-цзы. Непримиримый враг уставов и норм, даосизм сумел добиться больше, чем любое оформленное учение он стал определенным типом мышления, складом ума, стилем жизни каждого образованного китайца. Даосы выступали против системности и логики изложения, а их трактаты изобиловали иносказательными притчами. Они писали о том, что составляет неуловимость пустоты вне композиции и структуры. Но в то же время даосизм есть вполне целостное учение, в которой все подчинено главной категории — тому, что скрыто, чудесно божественно — Дао Для даоса мир беспределен и вечен, а зкмные мерки безнадежно ограничены.

Читайте также  Грипп. Свиной грипп

В книге «Дао дэ цзин» Лао-Цзы сравнивает дао с пустотой, лежащей в основе мира и пребывающей в недеяния (у вей), но в то же время нет ничего, что бы оно ни сделало, и в своем действии оно неисчерпаемо: «Превращения невидимого Дао бесконечны. Дао — глубочайшие врата рождения. Путь дао — это путь бесстрастного познания сути всего существующего. Форму бытия Дао Чжуан-цзы определяет как естественность, которая выступает всеобъемлющим единством всего сущего, по отношению к которому не может быть никакого воздействия извне. Естественность как единое есть не само бытие, но принцип бытия — пустота, или совершенная чистота (небытие). Само дао подчинено неудержимому потоку духовных перемен естественности и обретает себя в акте самоотрицания или возвращения к истокам.

В мире повседневности даосизм наиболее воплотился в атмосфере города. Китайский город — это многолюдье, скученность, поэтому его жители всегда ценили уединение. В городе отсутствовал центральный дворец или крепость. Каждый дом был своеобразной крепостью, а семья — государством. Тайна китайского города — не концентрация воли и мудрости, но рассеивание городского пространства.

В искусстве даосизм утверждал преемственность несотворенного хаоса и технической деятельности людей в неисчерпаемой конкретности бытия. Красота у даосов представляет, согласно закону символической формы, контрастное единство сокрытия и выражения. Полноценным выражением стилистического единства традиционной культуры Китая становятся живопись, музыка, поэзия. Искусство было направлено к внутренней реализации человеческого духа, не имеющего внешней формы и доступного лишь символическому выражению. Можно сказать, что искусство древнего Китая — это творческое развертывание дао как истока должного, прекрасного, полезного, но не сводимого ни к долгу, ни к красоте, ни к пользе. Основной темой древнекитайского искусства становится идея «пустоты» (сюй), или реальности, все в себя вмещающей и себя опустошающей. Пустота в даоской философии означала и отсутствие наличия и предельную целостность и бесконечную перспективу самотрансформации бытия. Символизм самоопустошающейся пустоты, т. е. самораскрывающейся реальности, превосходит не только свои проявления, но и сам принцип проявлений.

Реферат: Конфуцианско-даосистский тип культуры

1. Конфуцианско-даосистская картина мира

2. Характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры

Введение

Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль, нежели мистика и индивидуалистические поиски спасения. Здравомыслящий китаец никогда не задумывался над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Не религия как таковая, но прежде всего ритуализированная этика формировала облик традиционной китайской культуры. Все это сказалось на характере эволюции представлений об образе мира. В наши дни идеи Конфуция и Лао-цзы вновь возвращаются в круг живых учителей китайского культурного ареала. Пережив страшные потрясения, народы Китая, Кореи, Японии, Юго-Восточной Азии нашли в традициях даосистско-конфуцианской культуры живительные силы для восстановления своего здоровья. Не идеи насилия американской культуры, а идеалы гуманизма, уважительного отношения к природе, любовь к своему прошлому, своей героической истории подняли буквально с колен многие народы Азии и обеспечили им успех. Этим объясняется актуальность темы реферата.

Цель реферата — анализ конфуцианско-даосистского типа культуры.

Изучить литературу по теме;

Рассмотреть конфуцианско-даосистскую картину мира;

Раскрыть характер знания в рамках конфуцианско-даосистской культуры.

1. Конфуцианско-даосистская картина мира

Религиозной структуре Китая всегда была свойственна незначительная роль духовенства. Чаще всего ученые выполняли важнейшие функции жрецов в честь Неба — высшей всеобщности, абстрактной и холодной, безразличной к человеку. Именно они были уважаемым и привилегированным сословием в Китае. Однако они были не столько жрецами, сколько чиновниками.

Эти особенности религиозной структуры Китая были заложены в глубокой древности, начиная со II в. до н.э. Как и у других народов, у китайцев было множество богов и духов, которым они приносили жертвы, в том числе и кровавые. Но с течением времени на первый план среди этих богов и духов стал выходить Шанди, верховное божество и легендарный родоначальник, их предок-тотем. Великий бог и божественный первопредок в одном лице встречались и в других религиях, например, в Египте. Однако в Китае Шанди воспринимался прежде всего как первопредок, заботящийся о благосостоянии своего народа. Это проявилось в том, что именно к нему шли просьбы и мольбы народа, связанные и с проблемой урожая, и с военными успехами, и с благополучным разрешением от бремени супруги.

Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Под добродетелью понималось соответствие правителя, олицетворяющего народ, внутренней божественно-космической силе Неба. Только имея добродетель, правитель имел право управлять. Теряя ее, он утрачивал это право. Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир, в который они включали собственно Китай и окружающую его варварскую периферию, явно тяготеющую, по их представлениям, к центру, т.е. к китайскому властителю Поднебесной, сыну Неба.

Человеческое и божественное по-прежнему находились в неразрывном единстве, разве что поменялись местами: боги словно спустились на землю, а человек, осознавший свою мировую ответственность, свою нравственную природу, вознесся над миром духов. Со временем Небо, в представлениях китайцев, все более теряло присущие ему когда-то личностные черты и превращалось во всеобщий порядок движения всего сущего, порядок одновременно и космический, и нравственный. Смысл жизни для древних китайцев заключался в поддержании правильных отношений человека с космосом, в умении всегда соответствовать движению мира.

Итак, в китайской традиции религия обернулась этикой, индивид в ней как бы заслонил богов. Акцент на моральной и совершенно беспристрастной воле Неба потребовал и соответствующей трактовки народа. Народ был объявлен глашатаем воли Неба, и заботе о нем отдавалось даже большее предпочтение, чем заботе о духах. Всеобщее чувство народа воспринималось древними китайцами самым точным проявлением верховной справедливости небес. И в то же время космически санкционированный коллективизм, по мнению китайцев, начисто исключает из культуры индивидуализм и личностное начало, которые составляют в западноевропейской культуре краеугольный камень духовной жизни европейца.

Пожалуй, нигде в истории культура не была столь доверчива к миру природы, как в Китае. Интуитивная доверчивость людей к мудрости природы позволила китайцам создать оригинальную картину мира, где не было места ни враждебности, ни несовершенству, ни дисгармонии. Эта картина мира поражает своей цельностью и гармоничностью. Мир в представлении китайцев — это мир абсолютного тождества противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, все различия относительны. В каждом явлении природы, будь то цветок, животное, или водопад, просвечивается богатство всей природы. Каждое воплощает в себе ее мудрость.

Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Изначально природе присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи).

Китайская культура не ориентирует на деятельное начало, а призывает к действию, сообразуемому с космическим ритмом. Творчество принадлежит Небу. Поэтому китайский мудрец говорил: «Я излагаю, а не говорю». С точки зрения Конфуция, личность получает свое содержание непосредственно от природы. Природа награждает ее талантом, и ее талант — следствие могучего творческого процесса в природе.

Таким образом, в основе гармонии общества и природы лежала идея социо-этико-политического порядка, санкционированного великим Небом. И эта идея поддерживалась и развивалась в учениях даосизма и конфуцианства.

Даосизм призывал к органическому слиянию с природой. Ему китайцы обязаны художественно-эстетической практикой, которая и по сей день, поражает человечество своей близостью к природе.

Творцом даосизма считается Лао-цзы, «Старый мудрец». Рассказывать о его жизни крайне сложно, так как вся имеющаяся о нем информация окутана тайной. Тем не менее, известно, что создатель этического учения Конфуций посетил Лао-цзы, дабы услышать его мнение о своей деятельности. Увы, встреча не принесла желаемого результата, так как «желтолицый» старик заявил, что Конфуций слишком шумит относительно своей персоны и совершенно напрасно тратит силы на социальные проекты и реформы. Ведь все, что он делает, по мнению мудреца-долгожителя (легенда утверждает, что Лао-цзы прожил 200 лет), — суета сует. Необходимо следовать дао (буквально — путь). Дао — это нечто всеобъемлющее, что заполняет собой все пространство, оно стоит надо всем и царит во всем. Оно соединяет человека и мир, убирает ограниченность, одномерность человеческого сознания. Слушающий дао не имеет привычки видеть лишь одну сторону вещи, у него не линейное восприятие, а объемное, фиксирующее изменения. Вещь — временна, процесс ее изменений постоянен, поэтому акцент в дао не на том, что есть, а на том, чего нет, что пребывает в покое, но порождает жизнь.

Как видим, дао — основа всего сущего во Вселенной, источник всех вещей и явлений. Индивидуальное проявление дао — «дэ», т.е. форма проявления дао в индивиде. В ней раскрывается нравственное совершенство личности, достигшей абсолютной гармонии с окружающим миром.

Эти мысли Лао-цзы изложил в книге «О пути к добродетели» — совершенно особом памятнике древнекитайской литературы, который на протяжении веков считается непревзойденным по своим художественным достоинствам, правда, нашедшем свое продолжение в книге «Чжуан-цзы» другого классика даосистской мысли — Чжуан-Чжоу. В обеих книгах соединены поэтическая афористичность с традицией примера, притчи, поясняющей, часто в весьма необычных формах, идеи суетности и иллюзорности человеческого бытия и важности слияния человека с природой.

Читайте также  Неподвижные неразъёмные соединения

Мир, как и человек, есть процесс безостановочных изменений, и потому непознаваем, непостижим обычным наблюдением. Зато в своей невидимой основе он покоен и доступен проницанию. Главное условие — не нарушить путь, не придти в противоречие с мировым ритмом, встроиться в мир, вслушаться в него. Чтобы это произошло, необходимо разработать способ жизни в согласии с миром.

Таким образом, как мы видим, даосизм не требует переделки, перестройки природы. Он нацеливает на чуткое, бережное отношение к ней. Природа существует не для того, чтобы ее изучали, а для того, чтобы ее переживали, извлекали удовольствие от общения с ней.

Второе начало китайской культуры — конфуцианство. Его создатель — Кун Фу-цзы, т.е. учитель Кун. Он родился около 551 г. до н.э. Семья принадлежала к старинному, но разорившемуся аристократическому роду.

С детства Конфуций полюбил старинные обряды, и все его игры сводились к подражанию священному церемониалу. Это говорит о том, что Конфуций по своему душевному складу тяготел к ритуалу и старине. Стремление изучить традиционные культы пробудило в мальчике желание учиться. Овладев иероглифическим алфавитом, он погрузился в изучение древней литературы. В поисках работы Конфуций исколесил множество мест. Наблюдения над бытом народа привели его к выводу, что его родной край страдает тяжелым недугом. Феодальная рознь, мятежи, нищета царили повсюду. В юности он познал тяжелую жизнь простолюдина, а в зрелом возрасте столкнулся с нерадивостью должностных лиц, алчностью купцов, жестокостью и праздностью князей.

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • »
  • Конфуцианско-даосистский тип культуры

    Название работы: Конфуцианско-даосистский тип культуры

    Предметная область: Культурология и искусствоведение

    Описание: Культурные достижения Древнего Китая. Конфуцианско-даосистская картина мира. Система ценностей. Искусство в системе ценностей китайской культуры.

    Дата добавления: 2017-02-21

    Размер файла: 50 KB

    Работу скачали: 6 чел.

    Конфуцианско-даосистский тип культуры.

    1. Культурные достижения Древнего Китая.
    2. Конфуцианско-даосистская картина мира.
    1. Искусство в системе ценностей китайской культуры.

    Культурология. Учебное пособие для студентов вузов.

    Ростов-на-Дону 1997, с. 171-174.

    Культурология Учебное пособие для студентов вузов . под редакцией А.И. Марковой, М., 1995, с. 20-32.

    Полищук В.И. Культурология. Учебное пособие, М., 1999, с. 220-242.

    Древнекитайская философия, в 2 томах М., 1972.

    Юань Кэ. Мифы Древнего Китая М., 1987.

    Дж. Роули, Принципы Китайской живописи. М.,1989.

    Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1960 .

    1. Слово «Китай» в русском языке взято из языка народов Средней Азии.

    (по имени китаев, народа монгольского происхождения). Ближневосточное и западноевропейское название страны происходит от слова «цин»( по названию древнекитайского царства Цзинь).

    История Китая, начинается с эпохи неолита, насчитывается не менее семи тысяч лет. Китайская культура является одной из самых древних в мире.

    В 5-2 вв. до нашей эры, в эпоху «Воюющих государств» происходит формирование древнекитайской культуры как

    культурного единого типа. Сложившийся культурный тип жизнеспособен и в настоящее время. Культура Древнего Китая стала основой его средневековой и даже современной культуры.

    «Отгороженность» Древнего Китая от внешнего мира послужила причиной устойчивости его культурных традиций.

    Традиционализм, бережное отношение к многовековым традициям свойственны Китайской культуре.

    Культурная преемственность в Китае привела к созданию особого типа древней цивилизации с централизованной властью и бюрократической системой управления. Культ Неба и сакрализация власти императора- Сына Неба ,

    выступают символоми китайского традиционализма.

    В конце 3 в до н. э. при императоре Цинь Шихуанди

    ( первом императоре Цинь) Китай превратился в мощное централизованное государство. По приказу императора было положено начало строительству Великой Китайской стены («стены длиною в 10 тысяч ли»(ли-576 м), как ее называли).

    Стена была построена в оборонительных целях, но значение ее было еще и в том, чтобы изолировать страну. В различных странах, во все времена, диспотии стремились создать общество и культуру закрытого типа.

    Несмотря на стремление к «закрытости «, «изолированности», величайшие достижения Китайской культуры: шелк, бумага, порох, компас,- стали достижениями мировой культуры, которая вбирала их в течение многих веков.

    1. Картина мира у китайцев цельная и гармоничная. В основе миропонимания два начала — » ян» и «инь», обозначающие противоположные явления: тьму и свет, воду и огонь, пассивное и активное, мужское и женское начала. Понятие ян и инь разрабатывались многими философскими школами. Оба эти начала тяготеют к единству, которое выступает как великое первоначало, соединяющие в себе возможности всех перемен. Инь и ян порождены великим переделом, инь , достигая предела, превращается в ян, и наоборот.

    Гармония в отношениях ян и инь определяет состояние мира, общества, культуры, лежит в основе целесообразности человеческих поступков.

    Мировоззрение формировалось в китайском обществе по средствам книг, входивших в «Пятикнижие» ( «У- цзин»). Самой сложной и древней из них является «Книга перемен» («И-цзин»).

    [См. :Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1960].

    «И-цзин» представляет собой сборник гадательно-магических текстов.

    В книге 64 графических знака (гексограммы).

    Практика гаданий была широко распространена в Китае.

    Люди годали по книге, определяя линию своего поведения, стремясь разрешить сомнения. Умение ждать, не подгоняя события, быть терпеливыми, — характерная черта психологии китайского народа.

    В древнекитайское «Пятикнижие», помимо «И-цзин», входили «Книга истории» («Шу-цзин»), «Книга песен» (« Ши-цзин»), «Книга обрядов» («Ли-цзи»), и летопись «Чунь-цю».

    Знание хотя бы одной из книг высоко чтилось в китайском обществе.

    Каждую из пяти кафедр, учрежденного императором У-ди (140-87 до н. э.) университета, возглавлял специалист по одной из книг «У- цзин». Книги оказали огромное влияние на формирование мировоззрения и культуры китайского народа.

    Картина мира гармонична. Гармония внутренне присуща миру и переделывать его не нужно, нужно лишь уподобиться природе. Принцип невмешательства, действие, соизмеримое, сообразное с законом природы выражено в Китае термином «ву-вэй».

    В основе гармонии общества и природы – идея социо- этико- политического порядка. Эта идея поддерживается всеми китайскими религиями: даосизмом, конфуцианством , позднее буддизмом.

    Основателем даосизма считается Лао-цзы (7-6 вв. до н. э.)

    Легенда утверждает, что Лао-цзы прожил 200 лет. С его именем связывают «Книгу о дао и дэ». Дао- путь, соединяющий человека и мир, устраняющий одномерность человеческого сознания . Дао – основа всего сущего. Дэ- индивидуальное проявление дао. У человека, слушающего дао объемное, а не линейное восприятие вещи, фиксирующее изменения.

    Основатель конфуцианства — Кун Фу- цзы (ок. 551-479 гг. до н. э.).

    Конфуций был советником правителя царства Лу. Он известен как философ и педагог. Основы конфуцианства изложены учениками Конфуция в книге «Суждения и беседы»

    («Лунь-юй»). На основе противопоставления своего века веку минувшему, Конфуций показывает в своем учении идеал совершенного человека, обладающего гуманностью и чувством долга. «Пусть отец будет отцом, сын- сыном, государь -государем, чиновник- чиновником»- так определяет Кун-цзы основной принцип социального порядка Поднебесной.

    Во время правления Цинь Шихуанди ученики Конфуция преследовались. В эпоху Хань (3 в. до н.- 3 в. н. э.) конфуцианство возрождается и становится государственной религией вплоть до эпохи Моа – Цзэдуна.

    Постепенно сложились нормы, стереотипы поведения человека в зависимости от занимаемого им места в социальной иерархии.

    Основы социального порядка — строгое повиновение старшим. Отец, чиновник, государь- авторитет для младшего, подчиненного, поданного.

    Конфуций считал государство большой семьей, а семью малым государством. Семья – сердцевина общества. Интересы семьи выше любви как личного и эмоционального.

    Культурные традиции, восходящие к конфуцианству остаются неотъемлемой частью Китайской культуры.

    1. В основе Китайского искусства идея единства человека и природы. Даже в письменности – иероглифике — предстает идеальная структурная модель художественного произведения.

    В китайской иероглифике – каллиграфии — сочетаются элементы динамичности и отсутствие застывшей симметрии.

    Китайский художник стремился постичь «Ци»- полноту присутствия Дао в картине.

    Фундаментальные понятия китайской живописи: естественность (цзы-жань), непроизвольность (и), всеобщие принципы (ли), «костяк образа» (гу- фа), сила структуры (ши), изобразительная реальность (ши), время года (цзин), движение жизни (шэн-дун), движение кисти (би), и туши (мо).

    Американский искусствовед Дж. Роули, крупнейший в мире знаток китайского искусства, называет произведения китайской живописи тушью, лучшими памятниками философии Дао. «Эти китайские картины предполагают состояние взаимозамещений и переходов зримого и незримого».

    Китай — родина уникальной живописи на шелке, а также живописи «цветов и птиц», «трав и насекомых».

    «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно» — древнейший трактат, в котором мир реализуется через дерево и цветок.

    «Благородные цветы»- пион, лотос; обычные – вьюнок, петушиный гребень. Мир птиц представлен сороками, орлами, гусями.

    Во все времена для достижения высочайшего творческого состояния китайские живописцы настаивали на необходимости медитации и сосредоточения духа. Цзин Хао, рассуждая, о присутствии ци в творчестве живописца писал:

    Сердце внемлет, кисть свершает

    Без усилий мысли появляются образы.

    В китайской эстетике живопись измеряется двумя параметрами: философией (дух художника) и каллиграфией (линия).

    В Китае ученый и художник сливались в одном лице.

    « Теория динамической симметрии или геометрический дизайн вызывали бы отвращение у китайского художника с его даосской любовью к свободе и спонтанности. И все же не вызывает сомнения важность работы интеллекта как одного из первейших условий его творчества».

    [Роули Д. Принципы Китайской живописи М., 1989, с. 51]

    В китайской классической живописи, как в целом, в китайской культуре сочетается видение природы как живого организма с традиционализмом и реализмом, что делает ее величайшим достижением мировой культуры.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: