Концепция информационного общества - OXFORDST.RU

Концепция информационного общества

Концепция развития информационного общества

Понятия информатика и информационное общество неразрывно связаны между собой. Впервые о концепции информационного общества заговорил Ф. Махлуп – американский экономист, который утверждал, что львиная доля валового продукта США, а именно 29%, приходится на производство знаний. В 1962 году он сформулировал понятие «индустрия знаний». Его научная деятельность и итоги работ активно разошлись по всему миру. Уже в 1969 году в СССР П. Друкер высказался о концепции «общество знаний». А через год активно стали употреблять понятие «информационное общество».

В 1983 году во время собрания членов Американской ассоциации информационных наук было объявлено о приходе «информационной эры». Чуть позже, в 90-е годы особое внимание стали уделять Интернету и его значению в общественной жизни человека. Заговорили о его включение в состав информационного общества. М. Кастельс проводил исследования и выдвигал теорию о различии тех, кто имеет доступ во всемирную сеть от тех, кто имеет доступа к информации посредством Интернета. Кроме того определил термин «сетевое общество» и его тенденции к глобализации. Всё меняется с наступлением информационной эры и теперь важнейшим показателем человеческого капитала становится информация, в свою очередь, объёмы собственности отходят на второй план.

Информационное общество стали изучать как явление. С. Дэвис и К. Майер попытались обрисовать основные параметры информационного общества. Они выделили следующие пункты:

  • Стремительность протекающих изменений.
  • Потенциал, который связан с Интернетом.
  • Неосознанные познавательные ценности.

Различные нелинейные эффекты являются результатом согласованных действий перечисленных факторов.

В свою очередь, Р. Маккенна сделал акцент на иные параметры, которые не меньше, чем перечисленные выше, характеризуют информационное общество:

  • Время.
  • Значение изменчивого оценивания.

Первый фактор объясняется тем, что на получение знаний требуется определённое время, но поскольку познание происходит в условиях реальности, то на долгие размышления попросту нет времени. Всё быстротечно. А второй фактор вытекает из первого, потому что при ограниченности времени значение изменчивого оценивания возрастает и имеет выраженные континуальные границы. Существенную значимость имеет первая грань, которая чаще всего связана с дискриминацией. А время, в свою очередь. Является основным фактором конкуренции.

Товары реализуются по необоснованно завышенной цене, в случае, когда человек не хочет тратить время на поиски более выгодных условий продажи.

Термин «функциональная совместимость» приобщили к информационным системам Дж. Мур, Р. Франк, П. Кук. Они сделали вывод, что рост эффекта интероперабельности имеет огромное значение , т.к. способность продукта или системы, чьи интерфейсы полностью открыты, могут взаимодействовать и функционировать с другими продуктами системы, без ограничений. Подобное взаимодействие даёт возможность некоторому объём знаний превалировать и выполнять функции образца.

Концепция формирования информационного общества

Оперирование инновациями в современном информационном обществе играет особую роль. Главным образом это касается адаптации к инновациям. Исходя из этого, выделяют адаптивную, или иными словами, диффузионную, теорию информации.

Э. Роджерс в своих трудах утверждает, что процесс приспособления к инновациям включает в себя пять основных этапов:

  • Информирование.
  • Оценивание.
  • Принятие решения о внедрении
  • Внедрение
  • Вывод о дальнейшем использовании.

Сегодня многие исследователи говорят о том, что производства должны и трансформируются с учётом высокого уровня информационной составляющей. На фоне этого растёт значение личных позиций, это резко меняет общую картину мира. Способность быстро меняться определяет соотношение информационной и технической составляющей производственного процесса.

Основные концепции информационного общества

Трактовка информационного общества имеет разные интерпретации. В разрезе этого не редко рассуждают о постиндустриальной, синергетической и постмодернистской парадигмах.

Постиндустриальная концепция

Сформулировал постиндустриальную концепцию информационного общества Д. Белл. Он заявлял, что интеллектуальные технологии доминируют над производством вещей. И только знания являются основой успеха социальных практик.

Синергетическая концепция

Синергетическая концепция изучает нелинейные процессы, которые, в свою очередь, приводят к формированию бифуркаций и аттракторных состояний, неустойчивых и устойчивых соответственно.

Г. Хакен является основателем этой концепции. Он использовал идею бифуркаций и аттракторных состояний для объяснения природы информации. Кроме того, сделал вывод, что понимание информации зависит от того, в каком состоянии находится система, воспринимающая этот сигнал.

Сигнал приходит в точку бифуркации, то он способствует переходу к установленному аттрактору. В случае, если сигнал попадает в аттракторное поле, то он незамедлительно приобретает форму в соответствии с его содержанием.

Синергетика – наука о специфических нелинейных процессах, которые способствуют появлению бифуркаций и аттракторов. Специалисты, занимающиеся этой наукой, не редко адресуют свои исследования в сторону социальных проблем. Здесь по праву лидирующие позиции должен занимать феномен информации, хотя не все синергетики придерживаются подобного мнения. Д. С. Чернавский в своих трудах опирается на генерацию информации и её последующую трансляцию. Он предполагает, что информация зависит от определённой цели и реализуется в соответствии с выбором человека. В первую очередь, он заинтересован вопросом динамической теорией информации. В то время как его коллеги, рассуждают в основном о динамических системах.

Постмодернистская концепция

Впервые высказался от постмодернистской концепции информационного общества Ж.-Ф. Лиотар. А несколько позже она приобрела современные очертания, согласно которым основной упор делается на игре слов, противоречащие законам логики. Кроме этого опирается на плюрализм, воображение, соблазн и размытое понимание научной методологии, виртуальной реальности.

Научная оценка концепций информационного общества

С высоты научных позиций, оценка постиндустриальной, синергетической и постмодернистской концепций необходима. Она важна в первую очередь потому, что в такой ситуации можно выявить болезненные очаги. В постиндустриальной концепции происходит смешение всех наук, нет чёткого плана следования определённым догмам. В одном котле экономика, политология, социология и т.п. Вопросы информатики встречаются довольно не часто.

В синергетике происходят скачки через существующие правила. Сторонники этой науки зачастую стремятся получить актуальные выводы, не учитывая законы, например, экономики или политологии. Хотя модели синергетики опираются на конкретные науки.

В свою очередь, постмодернистская концепция носит субстанциально-философский характер. Этим обуславливается её необходимость синтезироваться с науками, иначе все выводы носят фантазийный характер. Чтобы этого не случилось, нужно учитывать научные данные, только так только так большинство познаний постмодернистских концепций могут иметь право на существование. В том числе и идеи плюрализма.

В современном мире основой развития является информация. Информационное общество развивается, опираясь на все науки в одинаковой степени, ошибочно полагать, что важнейшей из важнейших является именно информатика. Говоря об информационном обществе надо понимать роль всех разновидностей знания. Поэтому рассуждениям о постиндустриальном, постмодернистском, информационном, синергетическом обществах недостает научной обоснованности.

Концепция информационного общества

Рубрика: Информационные технологии

Дата публикации: 03.03.2014 2014-03-03

Статья просмотрена: 2833 раза

Библиографическое описание:

Арефьев, Б. А. Концепция информационного общества / Б. А. Арефьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9520/ (дата обращения: 16.09.2021).

Что же такое информационное общество? Каков его образ? Например, по мнению А. И. Ракитова [1,с. 91] общество считается информационным, если: — любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач; — в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология; — имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса; — происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; — происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.

Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества: — технократический, когда информационные технологии считаются средством повышения производительности труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления; — гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и для социальной сферы.

Причины значительного распространения технократического подхода, отождествления понятий «информатизация» и «компьютеризация» носят как объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники вообще и, в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет «агрессивный» характер. Субъективно же существует весьма значительное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические дивиденды.

Информатизация имеет четкую связь с экологобезопасным, устойчивым развитием общества. Основа информационной экономики — знания или интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами — фундаментом предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко подчиняются законам сохранения. Если вы берете что-то у природы — вы обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа — порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам («знания — порождают знания»).

Читайте также  Материалы с памятью формы

Государственная политика в области информатизации России, получившая новый импульс на рубеже 1993–1994 гг., включает следующие основные направления:

— создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве России;

— формирование и защиту информационных ресурсов государства как национального достояния; обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и ряд других направлений.

В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России определяются приоритеты пользователей государственными информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия, органы государственного управления. Активно дорабатывается Концепция информационной безопасности, являющаяся составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляющая собой официально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Социальная информатика — определение, предметное поле исследования, методологическая роль. Под информатикой понимается система знаний о производстве, переработке, хранении и распространении всех видов информации в обществе, природе и технических устройствах (в естественных и искусственных системах). Предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы информатизации общества, а также их воздействие на социальные процессы, в том числе — на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных структур общества под влиянием информатизации [2, с. 137]. Социальная информатика — это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме. Это новое научное направление возникло на стыке таких дисциплин как информатика, социология, психология, философия. Впервые понятие «социальная информатика» было предложено А. В. Соколовым и А. И. Манкевичем в 1971 году [3, с. 34]. Один из основоположников социальной информатики академик А. Д. Урсул рассматривает социальную информатику как научную базу формирования зарождающегося информационного общества. [4, с. 74].

Социальная информатика как любое научное знание имеет многоуровневую структуру: 1 уровень — теоретико-методологический (основные категории, понятия и закономерности прохождения информационных процессов в обществе); 2 уровень — средний (социальный «срез» экономических, правовых, психологических и других аспектов информатизации); 3 уровень эмпирический (социальные аспекты создания, внедрения и адаптации информационных технологий в соответствующих предметных областях).

Социальная информатика играет методологическую роль для так называемых отраслевых информатик: экономической, правовой, психологической, социологической информатики и других. В любую отраслевую информатику, помимо своего предметного поля, входит второй и третий уровень социальной информатики как научного знания, так, например, правовая информатика неизбежно занимается социальными срезами правовых аспектов информатизации и социальными аспектами создания и внедрения правовых информационных технологий. В настоящее время в вузах России идет активное становление социальной информатики и как целого научного комплекса [5, с. 41]. Задачами учебного курса «Основы социальной информатики» являются: — создание основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России; формирование представления о насущной необходимости овладения компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию; — методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области: социологии, психологии, экономике, социальной работе, журналистике, правовой сфере.

Часто понятие «информация» используют, не задумываясь о глубине его содержания, отождествляя понятия знание, данные, информация. Очевидно, что «обиходное» употребление термина «информация» совершенно неуместно, когда речь идет о теории или теориях информации. Нередко в этих теоретических построениях термин «информация» наполнен разным смыслом, а следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или «информологией» — наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации. Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 50-х годов нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли была сделана попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам связи [6, с. 11].

Создатель статистической теории информации К. Шеннон обобщил результат Хартли и его предшественников. Его труды явились ответом на бурное развитие в середине века средств связи: радио, телефона, телеграфа, телевидения. Теория информации Шеннона позволяла ставить и решать задачи об оптимальном кодировании передаваемых сигналов с целью повышения пропускной способности каналов связи, подсказывала пути борьбы с помехами на линиях и т. д. [7, с. 351].

Таким образом информация это всеобщее свойство материи, проявляющееся в кибернетических коммуникативных процессах. Данные — это сведения, служащие для какого-либо вывода и возможного решения. Они могут храниться, передаваться, но не выступать в качестве информации. Знания — это результат познавательной деятельности, система приобретенных с ее помощью понятий о действительности.

Может быть предложена следующая соответствующая логической связи указанных понятий образная цепочка — зерно, мука, хлеб. Информация всегда носит «транспортный» оттенок передачи знания по сетям связи, знание же всегда связано с личностью его создателя.

1. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М.: Политиздат, 1991. — 287 с.

2. Колин К. К. Социальная информатика — научная база постиндустриального общества — М.: Наука, 1994. — 241с.

3. Соколова И. В. Проблемы становления информатики как учебной дисциплины // Социальная информатика. 2002. № 2. — С. 33–39.

4. Урсул А. Информатизация партии: необходимость концепции и принципы ее разработки //Кадры партии. 1990. № 2. — С.71–80.

5. Дубровский Е. Н. Информационно-обменные процессы как факторы эволюции общества. — М.: МГСУ, 2006. — 138с.

6. Хартли Р. Передача информации. Теория информации и ее приложения. — М.: Политиздат, 1975. — 408с

7. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. — М.: Политиздат, 1963. — 863с.

Понятие информационного общества

1.1. О типологии обществ

Типологии (классификации) обществ, встречающиеся в социологической литературе, — самые разнообразные, зависящие в значительной мере от идеологических предпочтений авторов. Так, в марксистской литературе на основе производственных отношений (форм собственности) для отнесения общества к конкретному типу (классу) вводится понятие общественно-экономической формации. Такими формациями согласно марксизму являются первичная (архаичная, варварская), вторичная (экономическая, частнособственническая, товарная — рабовладение, феодализм, капитализм), коммунистическая формации, дополненные в СССР социалистической формацией. В социологии немарксистского толка следует отметить типологии, основанные на доминирующем способе производства (труда), политической форме правления, социальной структуре. Так, к производственным обществам можно отнести аграрное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное общества; к политическим обществам — абсолютизм (монархии — деспотическую, просвещённую, конституционную; самодержавие), демократию, авторитаризм (диктатуру, автократию, тоталитаризм); к структурным обществам — иерархическое, сотовое, анархическое, комбинированное общества. В таком контексте информационное общество можно классифицировать как производственное общество, основанное на доминирующем производстве и использовании информации.

1.2. Исходные концепции информационного общества

Принято считать, что впервые понятие » информационное общество » возникло в Японии (60-е гг. ХХ в.). После Второй мировой войны, принесшей Японии неимоверные бедствия, разруху и страдания (особенно после американских атомных бомбардировок), перед руководством страны остро встал вопрос о её дальнейшем развитии в условиях, когда развитые страны, прежде всего США, навязывали обессилившей Японии свои социально-экономические ценности, во многом не совместимые с японскими национальными ценностями и ставившие Японию в зависимое положение, относя её к т. н. «бедным странам». Японская политическая элита сочла полезным последовать известному принципу «чтобы догнать, надо изменить направление», реализовав его в виде «стратегии лазерного луча». Суть стратегии состояла в концентрации национальных усилий (научно-технических, производственных, рыночных, человеческих) на узких приоритетных направлениях развития с учётом актуального вектора глобального развития, национальных возможностей и интересов. Одним из наиболее приоритетных направлений оказались информационные технологии и информационная экономика. Для их процветания как нельзя лучше подошли традиционное трудолюбие и культура японского народа в производстве «малых форм», его высокая духовность и восприимчивость к новому, известные японские методы управления качеством [10]. Поэтому появление именно в Японии первой концепции ИО следует воспринимать как логичное продолжение «стратегии лазерного луча» в социальной сфере.

К 70-м гг. ХХ в. понятие информационного общества было воспринято в США, где оно конвергировало с бытовавшим там понятием «постиндустриального общества», и, в конце концов, совместными усилиями японцев и американцев Т. Умесао, Й. Масуды, Ф. Махлупа, Д. Белла, П. Друкера, М. Постера, О. Тоффлера, З. Бжезинского и др. приобрело устойчивый социально-футурологический статус с вариациями типа «общество знаний», «программируемое общество», «технотронное общество», «сетевое общество» и др. Общий вывод : в XXI в. информационное общество станет реальностью.

Читайте также  Глобальное потепление и его влияние на экологическую ситуацию

В настоящее время понятие » информационное общество » используется в достаточно вольных интерпретациях, подчас далеко ушедших от исходных концепций.

В японской концепции главными признаками ИО определялись:

  • компьютеризация общества и производства;
  • увеличение «информационной ёмкости» общественного продукта за счёт инноваций, дизайна и маркетинга;
  • экономия времени (в пользу культурного досуга) за счёт автоматизации рутинной деятельности.

В американской исходной концепции, объединившей идеи постиндустриализма, глобализации и ИО, характерными признаками грядущего века являлись:

  • переход от производства вещей к производству услуг;
  • рост социальной значимости интеллигенции как производителя знаний — основной производительной силы (источника стоимости) и основного общественного продукта;
  • возникновение наукоёмких отраслей производства, интеллектуально-алгоритмических технологий, в частности в сфере управления (взамен интуитивных суждений);
  • смещение вектора производственных отношений в сторону отношения «информация — знание» вместо отношения «труд — капитал», характерного для индустриального общества.

В социальном аспекте японская концепция уделяла наибольшее внимание человеческому фактору и предсказывала, что ИО будет обществом согласия — бесклассовым, бесконфликтным, с небольшим правительством и госаппаратом. Согласно американской концепции, нацеленной, в основном, на технико-экономические аспекты, главной заботой общества будет образование и бережное отношение к талантам; центральной фигурой такого общества должен стать учёный, а социальный уклад должен базироваться на высокой производительности творческого труда интеллектуальных работников, а также на телекоммуникациях и нейрокомпьютинге 1 Нейрокомпьютинг — искусственный интеллект на базе электронных нейронов, объединённых в нейросемантические сети, которые способны к обучению и самоорганизации. , исключающих социальную ложь .

В Европе исходные концепции ИО получили развитие в социально-культурном аспекте. В частности, французские и немецкие футурологи полагали, что в ИО благодаря развитию коммуникационных технологий будет ликвидировано централизованное бюрократическое государство, каждый человек сможет участвовать в управлении на основе добровольности и информированности, а профессионализм, базирующийся на научном знании, станет главным фактором формирования социальных отношений.

Изложенные вкратце концепции полагали, что внутренний потенциал человечества достаточен для эволюционного вхождения в ИО без революционных потрясений. Ведь все прошедшие эпохи в жизни человечества были в той или иной мере информационно-коммуникационными. Поэтому, каким бы ни было грядущее ИО, его ментальные и технологические ростки давно рядом с нами, и переход к нему ожидается, соответственно, эволюционным, а не революционным. Что касается СССР, то само понятие » информационное общество » при советской власти с её революционным генезисом оказалось идеологически неприемлемым (а потому практически никому неизвестным), ибо целью страны было определено согласно марксизму-ленинизму построение коммунистического общества (чуть ли не к 1980 г. по заявлениям Политбюро ЦК КПСС).

ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

Информация же является продуктом деятельности современного человека.

Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

Безопасность информационного общества, информации.

Защита интеллектуальной собственности.

Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

все большее влияние на общество средств массовой информации;

информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;

существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Экономика и структура труда в информационном обществе

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и про

мышленного) производства на оказание услуг, включая информационные.

· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);

· профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам);

· потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательной информации);

Реальный анализ изменений в структуре занятости населения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационному обществу

в конце ХХ века, приводит к следующим результатам:

· продолжает уменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленным трудом;

· увеличивается доля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельности в этой сфере;

· быстро растет число управленческих и технических рабочих мест;

· уменьшается доля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростом на верхнем и нижнем уровнях квалификации;

· доля занятий, которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкого уровня.

Различия по этим показателям в разных развитых странах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационных технологий несомненно.

Информационный кризис — явление, которое стало за­метным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь ве­
лик, что недоступен обработке в приемлемое время.

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозмож­ но без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году — уже каждые 5 лет; конца этому про­ цессу ускорения пока не видно.

Приведем несколько примеров проявлений информацион­ ного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут у

спевать в них ориентироваться, что порождает дуб­ лирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается проще заново сконструировать некото­ рое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политическо­ го анализа, но без информации они бесполезны.

В результате наступает информационный кризис, прояв­ ляющийся в следующим:

• информационный поток превосходит ограниченные воз­можности человека по восприятию и переработке инфор­ мации;

• возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая за­ трудняет восприятие полезной для потребителя информа­ ции;

• возникают экономические, политические и другие барье­ ры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедре­ ние современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический ха­ рактер (информация стоит денег), и юридический (информа­ ция имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комп­ лексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Информатика. 11 класс

Конспект урока

Информатика, 11 класс. Урок № 17.

Тема — Информационное общество

Урок посвящен знакомству с информационным обществом. В ходе урока школьники познакомятся с понятием «информационного общества» и его основными чертами. Узнают об этапах развития информационного общества в России. Им будет представлен обзор информационных ресурсов, продуктов, услуг. Познакомятся с правилами поведения в социальных сетях и системах обмена сообщениями.

Информационное общество, информационные ресурсы, информационный продукт, информационная услуга, сетевой этикет.

В современном обществе имеется огромное количество компьютеров и вообще разнообразной информационной техники (телефоны, телевизоры, факсы и пр.). Появляется множество профессий, связанных с поиском, хранением, преобразованием информации. Информация становится определяющим ресурсом экономического и общественного развития. Ошибочно информатизация понимается исключительно лишь как процесс внедрения современных компьютерных, информационных технологий в жизнь человека и общества на базе новейшей компьютерной, телекоммуникационной техники и Интернета. В чем же суть и смысл процесса информатизации? Информатизация — это процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе — дальнейшего продолжения прогресса цивилизации.

Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Основные черты информационного общества:

  1. Увеличение роли информации и знаний в жизни общества.
  2. Возрастание числа людей, занятых в сфере информационных и коммуникационных технологий.
  3. Рост доли информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте.
  4. Широкомасштабное использование ИКТ во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества.
  5. Создание глобального информационного пространства.
  6. Развитие информационной экономики, электронного правительства, электронных социальных сетей и др.
Читайте также  Классификация радиоволн и параметры антенных устройств

Настоящее время — это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Информация является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации. Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы».

Совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, культуры, образования и практической деятельности людей, называют информационными ресурсами.

Информационным ресурсом может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент. Информационный ресурс — данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Государственные информационные ресурсы используются для решения задач государственного управления, обеспечения прав и безопасности граждан, поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т. д. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, подчиняется федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Информационные ресурсы общества можно рассматривать как знания, накопленные человечеством и материализованные в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, произведений искусства, литературы и науки.

Информационные ресурсы можно классифицировать следующим образом:

— Правовая информация и информация государственных структур.

— Финансовая и экономическая информация.

— Информация о природных ресурсах и т. д.

Информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Сейчас активно идет процесс снижения ценности материального продукта, но повышается ценность информации. В современном обществе информация становится ценным продуктом.

Информационный продукт — информация всех видов, программные продукты, базы данных, представленные в форме товара, т. е. созданные с целью продажи за деньги или обмена на другие продукты.

Информационный продукт — это уникальный показатель эпохи всеобщей автоматизации и информатизации и имеет ряд определенных отличий от материального продукта. Так, любой информационный продукт обладает качеством, которое присуще информации в целом — он не подвержен амортизации, физическому износу. Вы можете неоднократно использовать информационный продукт, и он не потеряет в качестве и уникальности. Для примера: многократное воспроизведение фильма никак не повлияет на его содержание. Фильм не становится хуже с каждым просмотром. Но следует сказать, что информационный продукт подвержен так называемому моральному устареванию. Информация, которая была актуальной еще вчера, может потерять всю свою значимость и востребованность сегодня. Также показательным свойством информационного продукта является то, что расходы на его изготовление, как правило, в разы превосходят дальнейшие расходы на его тиражирование. Написать уникальную работу один раз всегда сложнее, чем затем размножить ее на тысячи экземпляров. Немаловажное свойство информационного продукта — его адресность. В зависимости от группы потребителей производитель выбирает форму и способ изготовления будущего информационного продукта. Так, публикация научной работы в профессиональном сообществе будет отличаться от способа популяризации той же научной идеи для школьников. Информационный продукт имеет свойство универсальности — может представлять ценность для разных областей применения, использоваться с разными целями в разных проектах.

Информационные продукты распространяются посредством информационных услуг.

Информационная услуга — это действия людей и организаций, направленные на получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Информационные услуги бывают различного вида, например: поиск и подбор информации. Различные кадровые агентства оказывают услуги по подбору персонала. К информационным услугам можно отнести деятельность различных учебных центров, рекламных агентств, разработку программ и веб-сайтов.

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

В пространстве информационного рынка можно выделить пять секторов:

научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

услуги образования: все виды обучения;

управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;

бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

По мере продвижения к информационному обществу всё большие возможности, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий, появляются в сфере образования: оснащение школ мультимедийным компьютерным оборудованием и цифровыми лабораториями кабинетов физики, химии, биологии; формирование в школах медиацентров; подключение школ к сети Интернет; использование на уроках и в домашних условиях цифровых образовательных ресурсов; использование отдельных приложений для автоматизации административных функций: учет кадров, ведение штатного расписания школы, использование в подготовке расписания занятий, обмен документами с вышестоящими органами управления образованием. Все эти процессы указывают на формирование в образовательных учреждениях информационно-образовательной среды. Всё чаще в обучении используются электронные образовательные ресурсы, которые обеспечивают:

— моделирование и визуализацию информации об изучаемых объектах;

— интерактивное взаимодействие пользователя и средства ИКТ;

— хранение больших объёмов информации с возможностью лёгкого доступа к ним;

— автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

— автоматизацию организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения;

— информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей.

Для того чтобы, общаясь в Интернете с использованием различных его сервисов, не доставлять неприятностей собеседникам и не иметь их самому, полезно следовать некоторым несложным правилам, называемым сетевым этикетом. Правила сетевого этикета просты и похожи на правила поведения в реальной жизни.

Для общения в чате, форуме, телеконференции выбирайте себе псевдоним, или ник, не оскорбляющий других участников чата. Избегайте нейтральных имен, не дающих возможности представить кто вы: женщина или мужчина. Обращаясь к кому-либо, пишите его ник в начале вашей фразы. В официальной переписке принято использовать подпись, содержащую некоторую информацию об авторе письма: полное имя, должность или другие регалии, контактную информацию. Поскольку во многих случаях программы для работы с электронной почтой автоматически добавляют к письму однажды подготовленную подпись, будьте внимательны и не помещайте в подпись информацию, которую вы не хотели бы показывать всем своим корреспондентам.

В чате, форуме, гостевой книге общается большое количество разных людей, с разными мнениями и интересами. Следует быть тактичным и корректным в своих высказываниях. Не нападайте на человека только из-за того, что его мнение не совпало с вашим. Уходя из чата, не забудьте попрощаться с вашими собеседниками и, возможно, договориться о времени следующей совместной беседы.

Всегда заполняйте поле «Тема» своего письма. Ориентируясь по темам, проще выделить нужные письма в большом списке поступающей корреспонденции, а также отфильтровать спам (от англ. spam) — навязчивую рекламу. Отвечая на чье-либо письмо, в поле темы принято вписывать Re: Исходная тема. Большинство программ для работы с почтой эту фразу вписывают автоматически. Старайтесь не допускать грамматических ошибок. Многие современные текстовые редакторы и программы для работы с электронной почтой имеют встроенные системы проверки правописания. В любом случае полезно перед отправкой еще раз перечитать письмо. Не повторяйте многократно одну и ту же фразу, не забивайте «эфир».

В обычной (не деловой) переписке часто используются смайлики — комбинации текстовых символов. Использование смайликов способно придать письму живой характер и даже заменить жестикуляцию. Но не следует этим злоупотреблять — это будет уже плохим тоном. Общаясь в Интернете, сообщая сведения, выражая эмоции, не надейтесь на полную конфиденциальность переписки.

Коротко правила сетевого этикета можно сформулировать следующим образом.

Правила сетевого этикета

1. Ясно идентифицируйте себя.

2. Знайте и уважайте своего адресата.

3. Указывайте тему сообщения.

4. Пишите грамотно, кратко. Давайте чёткий ответ на поставленный вопрос.

5. В текстовых сообщениях можете выражать эмоции с помощью небольших рисунков, называемых смайликами.

6. Не запрашивайте подтверждения получения сообщения без необходимости.

7. Не допускайте спама — бессодержательных, навязчивых или грубых сообщений в адрес другого лица или группы лиц.

8. Не надейтесь на полную конфиденциальность переписки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: