Комплексный контроль в спортивной тренировке - OXFORDST.RU

Комплексный контроль в спортивной тренировке

Лекция 21 контроль в спортивной подготовке

1.Характеристика комплексного контроля в спорте.

3.Требования к показателям контроля.

1. Характеристика комплексного контроля в спорте

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на показание высокого результата спортсменом, немыслим без: планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, квалифицированных тренерских кадров и квалифицированного отбора в виды спорта и т.д. Все выше перечисленное и отлаженное в систему дает результат на Олимпийских играх и международных соревнованиях, нашу страну, как спортивную державу признают во всем мире.

Итак, одной из важнейших сторон спортивной тренировки является контроль.

Наиболее информативным и полным является комплексный контроль. На основе комплексного контроля можно правильно оценить эффективность спортивной тренировки, выявить сильные и слабые стороны подготовленности спортсменов, внести соответствующие коррективы в программу их тренировки, оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера.

Комплексный контроль — это измерение и оценка различных показателей в циклах тренировки с целью определения уровня подготовленности спортсмена (используются педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы и тесты).

Комплексность контроля реализуется только тогда, когда регистрируются три группы показателей:

показатели тренировочных и соревновательных воздействий;

показатели функционального состояния и подготовленности спортсмена, зарегистрированные в стандартных условиях;

показатели состояния внешней среды.

Комплексный контроль в большинстве случаев реализуется в ходе тестирования или процедуры измерения результатов в тестах. Выделяют три группы тестов.

Первая группа тестов — тесты, проводимые в покое. К ним относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.).

Тест (от лат. test задача, проба) — метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью. В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.

Информация, получаемая с помощью тестов первой группы, является основой для оценки физического состояния спортсмена.

Вторая группа тестов — это стандартные тесты, когда всем спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.). Специфическая особенность этих тестов заключается в выполнении непредельной нагрузки, и поэтому мотивация на достижение максимально возможного результата здесь не нужна.

Третья группа тестов — это тесты, при выполнении которых нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических, биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.). Особенность таких тестов — необходимость высокого психологического настроя, мотивации на достижение предельных результатов.

Исходя из задач управления подготовкой спортсмена, различают оперативный, текущий и этапный контроль.

Оперативный контроль направлен преимущественно на оптимизацию программ тренировочных занятий, выбор таких упражнений и таких комплексов, которые в наибольшей степени будут способствовать решению поставленных задач. Здесь могут использоваться самые разнообразные тесты, позволяющие выявить оптимальный для каждого спортсмена режим работы и отдыха, интенсивность работы, величину отягощений и т.п. Указанные виды контроля служат основой для разработки соответствующих планов подготовки: перспективного — на очередной тренировочный макроцикл или этап; текущего — на мезоцикл, макроцикл, занятие; оперативного — на отдельное упражнение или их комплекс.

Текущий контроль — здесь проводится оценка работы различной преимущественной направленности, определение формирования процессов утомления спортсменов под влиянием нагрузок отдельных занятий, учет протекания восстановительных процессов в организме, особенностей взаимодействия с разными по величине и направленности нагрузками в течение дня или микроцикла. Это позволяет оптимизировать процесс спортивной тренировки в течение дня, микро- и мезоцикла, создать наилучшие условия для развития заданных адаптационных перестроек.

Этапный контроль — основными задачами являются определение изменения состояния спортсмена под воздействием относительно длительного периода тренировки и разработка стратегии на последующий макроцикл или период тренировки. Следовательно, в процессе поэтапного контроля всесторонне оценивают уровень развития различных сторон подготовленности, выявляют недостатки подготовленности и дальнейшие резервы совершенствования. В результате — разрабатывают индивидуальные планы построения тренировочного процесса на отдельный тренировочный период или весь макроцикл.

Частота обследований при этапном контроле может быть различной и зависит от особенностей годичного планирования, специфики вида спорта, материально-технических условий. Наиболее эффективной является такая форма поэтапного контроля, когда обследования проводятся трижды в макроцикле — на первом и втором этапах подготовительного и в соревновательном периоде. Если в течение года планируется 2-3 макроцикла, поэтапные обследования проводят в соревновательном периоде — один раз в макроцикле и на основе этих данных строят тренировочный процесс в последующем макроцикле.

Особое внимание нужно обращать на идентичность условий при проведении поэтапных обследований и на устранение возможного влияния на их результаты предшествовавших тренировочных нагрузок. Специалисты стремятся подобрать такие тесты, на результатах которых не отражается динамика повседневных возможностей спортсменов в ходе применяемых нагрузок. В противном случае можно зафиксировать не действительные изменения, происшедшие в состоянии спортсмена в результате тренировки, а лишь некоторые текущие изменения в его состоянии, которые могут существенно колебаться в течение нескольких дней. Однако в спортивной практике объективная оценка подготовленности спортсмена возможна, как правило, лишь в процессе использования специфических для данного вида спорта нагрузок, требующих предельной мобилизации соответствующих функциональных возможностей. Уровень их проявления колеблется под воздействием направленности и величины отдельных тренировочных нагрузок, предшествовавших обследованию, психологического состояния спортсменов и т.п. Поэтому объективное проявление функциональных возможностей спортсмена в большинстве тестов возможно лишь после специальной подготовки к обследованию. Подготовка заключается в устранении утомления от предшествующей тренировочной работы, настройке спортсменов на серьезное отношение к выполнению программ тестов и т.п. К поэтапному контролю спортсменов нужно, во-первых, подводить в оптимальном состоянии и, во-вторых, по возможности обеспечить стандартность условий обследования.

Таблица 8 — основное содержание комплексного контроля и его разновидности

Разновидности комплексного контроля

Контроль за соревновательными и тренировочными воздействиями

Контроль за состоянием и подготовленностью спортсменов

Теоретический материал 2-ого курса по 6-му разделу «Управление, планирование и контроль в спорте»

«Гомельское государственное училище олимпийского резерва»

«Основы теории и методики спортивной тренировки»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

по 6-му разделу

«УПРАВЛЕНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ

КОНТРОЛЬ В СПОРТЕ»

Преподаватель

ТЕМА: КОНТРОЛЬ в спортивной тренировке

План лекции:

1. Цель, задачи контроля

2. Виды контроля

3. Понятие комплексного контроля, методы

4. Методика самоконтроля

Литература: Платонов, в ОС

Контроль направлен на сбор, оценивание и анализ необходимой информации (показателей) о ходе тренировочного процесса, соревнований и состояния спортсмена. Он охватывает все стороны процесса подготовки и позволяет целенаправленно управлять им.

ЦЕЛЬЮ КОНТРОЛЯ является содержание тренировочного процесса, соревновательной деятельности, состояние различных сторон различных сторон подготовленности (технической, тактической, физической и др.), их работоспособность, возможности функциональной деятельности спортсменов.

1. Оценка состояний спортсменов;

2. Оценка уровня подготовленности спортсменов;

3. Оценка тренировочных и соревновательных нагрузок;

4. Оценка выполнения планов подготовки;

5. Оценка соревновательной деятельности спортсменов (спортивных результатов);

6. Оценка состояния внешней среды.

Все показатели контроля будут различны в зависимости от вида спорта.

Читайте также  Выборы Президента США

В теории и практике спорта принято выделять следующие ВИДЫ КОНТРОЛЯ:

ЭТАПНЫЙ КОНТРОЛЬ – позволяет оценить этапное состояние спортсмена, являющееся в результате долговременного тренировочного эффекта – результат длительной подготовки в течение ряда лет, года, макроцикла, периода или этапа. Проводиться несколько раз в год. Регистрация показателей в начале и в конце какого-либо этапа или периода годичного цикла подготовки. Оценивается:

— уровень развития физических качеств (ОФП, СФП)

— степень функциональной готовности к соревнованиям

— качество соревновательной деятельности по спортивным результатам

Проводится тренером на контрольном тренировочном занятии, а также в спортивном диспансере, при выполнении функциональных тестов-проб, фиксируются физиологические и биохимические показатели.

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ – позволяет оценить текущее состояние спортсмена, которое является следствием нагрузок тренировочных и соревновательных микроциклов. Информация, полученная в ходе текущего контроля, служит основой для планирования ближайших тренировочных занятий, при проведении интенсивных (ударных) и объемных тренировок, особенно важно на этапах непосредственной подготовки к главным соревнованиям. Проводится для контроля процессов утомления и восстановления между нагрузками. Включает заполнение спортсменов дневника тренировок, соотношение динамики применяемых нагрузок в микроциклах.

ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ – позволяет оценить реакции организма спортсменов на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий и соревнований (готовность спортсмена к выполнению очередной попытки, очередного упражнения, схватки, боя т. д.). Фиксирует качество выполнения физических нагрузок и качество отдыха, воздействие нагрузок на отдельные системы организма (ССС, дых. систему, нервно-мышечную), оценивается качество исполнения технических приемов и комбинаций в целом. Контроль показателей рекомендуется проводить биохимическими и физиологическими тестами, позволяют оценить более точно функциональное состояние спортсмена, контролируется врачом и другими специалистами.

Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях определяется КОМПЛЕКСНЫМ КОНТРОЛЕМ – это измерение и оценка всесторонних показателей при параллельном использовании этапного, текущего и оперативного видов контроля. Процесс обследования спортсменов проводится комплексом методов, оцениваются: уровень подготовленности, содержание тренировочного процесса, соревновательной деятельности спортсменов.

С целью получения достоверной и надежной информации в практике спорта используются разнообразные МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ:

анализ рабочей документации тренировочного процесса;

— педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований (определение и регистрация показателей);

— тесты (контрольные испытания) различных сторон подготовленности спортсменов;

— психологическое анкетирование и др.

Информация, полученная в результате решения вышеуказанных задач, реализуется в процессе управления тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов.

Комплексный контроль большей частью реализуется в ходе тестирования, измерения показателей в тестах. ТЕСТ (от лат. – задача, проба) – это метод исследования, задание стандартной формы (словесного характера или виде какого-либо физического упражнения) применяемое с целью определения двигательных способностей и других сторон человека (спортсмена). Тесты, применяемые в каждом из видов контроля должны соответствовать следующим требованиям.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДБОРУ ТЕСТОВ:

* Соответствие специфике вида спорта.

В видах спорта связанных с проявлением выносливости (плавание, гребля, велосипедный, лыжный, конькобежный спорт, бег на средние и длинные дистанции и др.) тесты должны характеризовать состояние ССС, ДыхС, обменных процессов. В скоростно-силовых видах спорта направленность на определение умения проявлять кратковременные напряжения (спринтерский бег, л/а прыжки и метания, т/а, отдельные дисциплины велосипедного спорта, плавания и др.) – показатели состояния нервно-мышечного аппарата, ЦНС, скоростно-силовых компонентов двигательных функций. В видах спорта, таких как гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду, спортивных играх, стрельбе и др., подбираются тесты для определения точности восприятия временных, пространственных, силовых параметров специфических движений, оценка быстроты принятия решения, подвижности в суставах, координационных способностей.

* Соответствие возрастным и квалификационным особенностям занимающихся.

При оценке юных спортсменов, имеющих невысокую квалификацию, оценивают широту и разнообразие ДН, аэробные способности. При оценке взрослых спортсменов высокого класса на первом плане оценка технического мастерства в усложненных условиях, устойчивость техники к сбивающим факторам, её вариативность, экономичность, подвижность аэробной системы.

* Соответствие направленности тренировочного процесса.

Наиболее объективными показателями являются те, которые характеризуют специфику тренировочных нагрузок, применяемых на данном этапе. В подготовительном периоде оценивается тренировочный процесс, приспособление организма к нагрузкам (ССС, ДыхС и других систем). В соревновательном периоде, показатели характеризующие характер соревновательной деятельности.

* Информативность.

Нахождение связей, на основе факторов определяющих уровень проявления оцениваемых показателей. Нахождение взаимосвязи различных показателей с уровнем спортивных результатов, структурой подготовленности и соревновательной деятельности.

Стабильность результатов полученной информации.

Методика самоконтроля спортсменов

Самоконтроль необходим спортсмену для анализа выполняемой им тренировочной работы и вы­явления причин возникновения субъективных ощущений. Основной формой самоконтроля явля­ется дневник тренировок, в котором фиксируется предлагаемая в тренировочных занятиях трени­ровочная нагрузка, реальное выполнение ее спортсменом, собственные субъективные ощущения о качестве ее выполнения и перечень замечаний от тренера в процессе занятия. Записывается уро­вень утомления и восстановления после занятий, соблюдение режима дня, качество питания, по­сещение лечебных учреждений, прием фармакологических средств, посещений массажиста и фи­зиотерапевтических процедур. Кроме этого необходимо обучить спортсмена методам само страховки на занятии и пальпаторной фиксации частоты сердечных сокращений (ЧСС), как в процессе заня­тия, так и во время восстановления после него. Спортсмен должен умело оценить интенсивность и объем выполняемой нагрузки, провести анализ своего дневника тренировок.

Формы контроля тренировочного процесса

Важным достижением в спортивной тренировке послед­них лет является переход от эмпирического построения к уп­равлению этим сложным и многообразным процессом. Глав­ным средством управления тренировкой является контроль вида деятельности, включающей в себя сбор информации, её анализ и принятие управленческого решения. Организация тренировочного процесса нерарзрывно связана с постоянным анализом трех основных составляющих спор­тивного совершенствования спортсменов:

– содержания и структуры учебно-тренировочного про­цесса.

Важнейшими условиями оптимального управления процессом спортивной подготовки является комплексность, всесторонность и объективность используемой оценки. Ор­ганизация контроля, базирующаяся на этих условиях, долж­на включать в одноразовые обследования данные, отражающие различные стороны подготовленности с помощью разно­родных (педагогических, функциональных, психологических, технических и т. п.) и разноуровневых показателей. Это время пробегания 30-и или 60 метровой дистанции, время простой реакции, индекс напряжения сердечно-со­судистой системы, частота сердечных сокращений, величина артериального давления, результаты тестирования систем организма и т.п.

Названные критерии должны обязательно увязываться с временным отрезком исследова­ний (разновидности контроля – этапный, текущий, опера­тивный) и рабочим режимом (покой, тренировка, соревнова­ние и т.д.).

Таким образом, под комплексным контролем следует понимать совместную реализацию этапного, текущего и оперативного видов контроля в процессе обследований спортсменов на основе всесторонней оценки их технической, функциональной, подготовленности, содержания учебно-тренировочного процесса и соревнова­тельной деятельности.

Этапный контроль. Оценка эффективности тренировочного процесса неразрывно связана с оценкой динамики под­готовленности спортсменов, которую необходимо осуществ­лять с учетом всех сторон – физической, технической, функ­циональной, психологической. Данное положение является основой индивидуального управления процессом подготовки и осуществляется с помощью средств и методов этапного контроля. Совершенствование средств и методов этапного контроля позволяет определить основные направления про­цесса подготовки и оценить его результативность за отно­сительно длительный промежуток времени

(мезоцикл, пе­риод подготовки).

Перспективными являются два основных подхода. Первый основан на сопоставлении данных обсле­дуемого спортсмена с показателями спортсменов более вы­сокой квалификации, включая, если имеется возможность, сильнейших спортсменов мира. Второй подход имеет в виду использование метода индивидуальных характеристик, ориен­тируясь на групповые модельные характеристики. Это объяс­няется тем, что, во-первых, средние значения контрольных показателей отличаются достаточно большой дисперсией, во-вторых, к достижению средних результатов в тех или иных контрольных упражнениях можно прийти множеством различных путей. Поэтому ориентация только на «средние» значения показателей модельных характеристик может не дать положительного эффекта применительно к подготовке отдельных сильнейших спортсменов. Практический опыт подготовки высококвалифицированных спортсменов свиде­тельствует, что индивидуализация тренировочного про­цесса предполагает использование своеобразных оригиналь­ных методик, направленных на учет индивидуальных осо­бенностей занимающихся.

Читайте также  Аварии с выбросом Радиоактивных Веществ 2

Текущий контроль. Предметом текущего педагогического контроля является оценка повседневных изменений раз­личных систем организма спортсменов, связанных с особен­ностями их реакции на различные по объему, интенсивности и направленности тренировочные нагрузки, включаемые в рамки малых циклов тренировки. Применение этой разно­видности контроля предусматривает рационализацию пла­нирования тренировочных нагрузок в днях микроцикла с учетом функционального состояния организма, позволяет оптимизировать предсоревновательную ттподготовку, дифферен­цировать тренировочные нагрузки по величине (большие, средние, малые) на основе реальных функциональных сдви­гов.

Оперативный контроль. Управление двигательной дея­тельностью спортсмена и её регламентация непосредствен­но в процессе выполнения конкретных тренировочных на­грузок осуществляется на основе оперативного контроля. Важным элементом его следует считать оценку состояния спортсмена с точки зрения соответствия конкретным зада­чам предстоящей тренировочной и соревновательной дея­тельности. На основании определения предрабочего состоя­ния становится возможным, во-первых, прогнозировать ре­зультативность выьлполнения тренировочного задания и, во-вторых, корректировать либо само задание, либо требования к спортсмену. При этом следует иметь в виду, что квали­фицированные спортсмены достаточно точно определяют соот­ветствие их состояния, тренированности и степень восстановленности организма стоящим перед ними задачам.

В целом оперативный контроль, учитывающий воздействие отдельных упражнений и их комплексов в тренировочном за­нятии, предполагается внедрять в практику путем разра­ботки групповых и индивидуальных моделей реакции спорт­сменов на различные по объему, интенсивности и направ­ленности тренировочные нагрузки. Для решения этих вопро­сов необходимо накопление материалов, характеризующих реакции организма спортсменов на общепринятые трениро­вочные нагрузки и позволяющих установить функциональ­ные сдвиги занимающихся в момент выполнения этих на­грузок. Следует иметь в виду и то обстоятельство, что, несмотря на кажущуюся простоту реализации оперативного контроля, это направление остается наименее разработан­ным (В.М. Карлышев, 1989г.).

Наиболее изменчивым и подвижным является функциональное состояние спортсмена. Оно зависит от ситуации, личностных особенностей, реакции окружающих, в конечном счете, от состояния адаптационного процесса. Это многоаспектное явление и качественная его диагностика существенно влияет на принятие решений при управлении тренировочным процессом. Часто тренеры, имеющие большой профессиональный опыт достаточно объективно анализируют информацию о состоянии спортсмена, так как знают его особенности поведения в различных состояниях. Но эта способность тренера вырабатывается многими годами работы. Начинающим тренерскую деятельность можно достичь таких результатов интерпретации значительно быстрее.

Следует учитывать, что степень сложности и значимости ситуации для спортсмена (тренировка, соревнование) пропорциональна яркости красок его состояния, полноте его проявления и тем менее он способен к саморегуляции. Соревновательная деятельность усугубляет ситуацию и усиливает роль психологического компонента состояния, который существенно влияет на деятельность и поведение спортсмена. Эффективность тренировки, спортивного выступления зависит от многих составляющих и, прежде всего, от состояния спортсмена. Для оценки его готовности важно использовать систему контроля, с помощью которой возможно целенаправленное и эффективное управление психическим состоянием и деятельностью спортсмена. Для этого необходимо оценить несколько компонентов этого состояния:

– осознаваемый (как спортсмен осознает себя и свою способность управлять собой);

– вегетативный (эмоциональный уровень);

– функциональный (на каком уровне работают ведущие системы организма);

– двигательный (на каком уровне находятся ощущения и качества движений);

– регуляционный (волевой, регуляционный и целевой компонент).

Осознаваемый компонент состояния – оценивается субъективными оценками спортсмена своего самочувствия, настроения, активности, желания тренироваться или выступать, удовлетворенности тренировочным

процессом, ясности цели и т.п. исходя из 10 баллов или 100%. Показатели

менее 70% перед соревнованиями должны насторожить тренера, так как

отражают недостаточный настрой спортсмена или говорят о его апатии.

Вегетативный компонент состояния – можно оценить с помощью биопотенциометрии, оценки электрокожного сопротивления, кожногальванического рефлекса и критической частоты мелькания. В зависимости от эмоционального состояния спортсмена тренер предусматривает особенности разминки, его настраивания на работу, специфику включения его в игру и т.п.

Функциональный компонент может оцениваться множеством методов доступных тренеру (пульсометрия и измерение артериального давления, функциональные пробы). Оценка тонуса мышц с использованием миотонометра, позволяющего оценить степень расслабления и напряжения мышц, даёт информацию о степени готовности мышц к работе.

Двигательный компонент состояния наиболее информативен в плане готовности организма к деятельности. Для этого можно использовать методы динамометрии, кинематометрию, оценку простой и сложной реакции на движущийся объект, теппинг-тест. Результаты двигательных тестов отражают особенности возможностей спортсмена, саморегуляции движений и действий, а также установки и степень контроля своих действий. Для спортсменов-игровиков наиболее важны показатели точности, разброса и направление ошибки при реакции на движущийся объект, величина максимального усилия и отношение оптимального усилия к максимальному (Ю.Я. Киселев, 2002).

Регуляционный компонент состояния можно отследить по различным дифференцировкам в двигательных тестах в изменяющихся условиях или меняющихся установках. Комплексная оценка всех компонентов позволяет

тренеру определиться в особенностях подготовки спортсмена, принять оптимальное решение о коррекции либо состояния, либо стоящих перед ним задач, выбрать наилучший режим деятельности, необходимые средства и методы восстановления.

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ В СПОРТЕ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Комплексный контроль является неотъемлемой частью в тренировочном процессе, так как с помощью него мы можем выявить сильные и слабые стороны занимающихся, их спортивный результат, оценить эффективность выбранной программы тренировок на каждом этапе и многое другое.

Существуют традиционные методы комплексного контроля, такие как тест PWC 170, проба Летунова, спирометрия, Гарвардский степ-тест, ортостатическая проба и др [1 ] . Но на сегодняшний день наиболее эффективными являются современные методы, так как с помощью них можно узнать наибольшее количество данных и получать мгновенную обратную связь. Не нужно самостоятельно рассчитывать и записывать данные во время теста, так как тренажеры в конце тестирования выводят на экран результаты всего теста с выводами и рекомендациями и ко всему этому каждый тренажер подбирает усилия для каждого тестируемого по его данным (вес, рост, стаж занятий, вид спорта и др.)

К современным методам тестирования можно отнести: велоэргометры для оценки скоростно-силовой подготовленности (для рук и ног), велоэргометры со ступенчато-нарастающей нагрузкой для оценки адаптации кардио-респираторной системы, гемодинамический мониторинг, Fit — light , Huber – многоосевая моторизированная платформа с биологической обратной связью, система Erigo , а так же психодиагностические тесты на современной аппаратуре.

Исходя из особенностей вида спорта – лыжные гонки, возраста спортсменов и оснащенности лаборатории было решено провести тестирование на следующих тренажерах: вингейт-тест на велоэргометре (Италия), гемодинамический мониторинг и тест на велоэргометре со ступенчато-нарастающей нагрузкой.

Исследование проводилось на базе лаборатории «Технологии восстановления и отбора в спорте» УрФУ в апреле 2019 года. Группа состояла из 17 юношей в возрасте от 13-17 лет. Уровень спортивной квалификации от 1 разряда до мастера спорта.

В результате комплексного контроля было получено большое количество данных (МПК, ЧСС, аэробный и анаэробные пороги, максимальная мощность, ударный объём и многие другие), позволившие оценить как подготовленность, так и функциональное состояние с целью дальнейшего планирования тренировочного процесса.

Так, анализ гемодинамики позволил выявить следующие данные: средние показатели ЧСС в покое (лёжа) в норме – 65 уд./мин. ЧСС стоя 87 уд./мин. – ниже средней по сравнению с нетренированными юношами этого возраста, лишь у 16,6% испытуемых показатели пульса стоя имеют ряд отклонений от нормы . Реакция на изменение положения тела на вертикальное почти у всех спортсменов (82,3%) свидетельствует о хорошей адаптации к вертикальному положению. Конечный диастолический индекс у данных тестируемых находится на хорошем уровне, который соответствует для квалифицированных лыжников, но у 38,8% этот показатель чуть ниже нормы, что свидетельствует начинающим лыжникам. Наполненность сосудистого русла (волемия) выше 25% у 3 человек. Показатели инотропии, т.е. силы сердечных сокращений мышцы, бывают большой при густой крови или при интенсивной физической работе в течение 7-10 дней перед обследованием, спортсменов, имеющих высокую инотропию – 6 (показатели> 35%).

Читайте также  Образы достоевского в иллюстрациях ильи глазунова

Второе тестирование было направлено на определение скоростно-силовых качеств спортсменов. Тестирование выявило, что силовые показатели хорошие, но не у всех спортсменов быстрое включение в работы (это связано с их соревновательной дистанцией), силовая выносливость – нормальная. Также наблюдается высокая степень утомления после выполнения скоростно-силовой нагрузки.

Результаты теста для оценки адаптации к сердечно-сосудистой показали превосходные показатели МПК. У 88,8% лыжников этот показатель является превосходным и лишь у двоих спортсменов (11,2%) показатель МПК составил 44,2-48,2 – хороший уровень. Для достижения высоких спортивных результатов важно иметь не только хорошую силовую подготовленность, но и хорошо развитую сердечно-сосудистую систему.

Проведенное исследование показало, что комплексный контроль за подготовленностью спортсменов и их функциональным состоянием с использованием современной диагностической аппаратуры позволяет своевременно выявить имеющиеся проблемы в построении тренировочного процесса, устранить недостатки в подготовленности спортсменов, скорректировать планы и программы тренировок.

Однозначно имеется преимущество методов тестирования с использованием современной диагностической аппаратуры для спортсменов.

Семёнова Г. И. Основы научно-методической деятельности в спорте: учебное пособие. Екатеринбург: УрФУ, 2014. 180 с.

Контроль и оценка функционального состояния спортсмена

Содержание

  • 1 Контроль и оценка функционального состояния спортсмена
  • 2 Классические методики оценки состояния спортсмена
    • 2.1 Субъективная оценка переносимости нагрузок
    • 2.2 Ортостатическая проба
    • 2.3 Методика текущего контроля состояния спортсменов П.А. Анохина и Л.Д. Гиссена
    • 2.4 Уровень содержания мочевины в крови
  • 3 Систематический комплексный контроль состояния и готовности спортсмена с помощью технологии OMEGAWAVE
    • 3.1 Практическая реализация концепта готовности в технологии Omegawave
      • 3.1.1 Готовность центральной нервной системы
      • 3.1.2 Готовность сердечной системы и автономной нервной системы
      • 3.1.3 Готовность систем энергообеспечения
      • 3.1.4 Готовность нервно-мышечной системы
      • 3.1.5 Готовность сенсомоторной системы
      • 3.1.6 Готовность целостного организма
    • 3.2 Результаты
  • 4 Заключение
  • 5 Читайте также
  • 6 Источники

Контроль и оценка функционального состояния спортсмена [ править | править код ]

Эффективное управление подготовкой спортсмена возможно только при наличии постоянного взаимодействия тренера и подопечного. Функциональное состояние атлета, которое представляет собой объект управления со стороны тренера, является ключевым компонентом в системе подготовки. Текущее состояние спортсмена — это весьма чувствительный и точный физиологический индикатор, который объективно отражает индивидуальные кратковременные и длительные реакции организма на выполненную нагрузку.

Тренировочные воздействия могут быть эффективны только в том случае, если организм спортсмена готов к их восприятию. В ином случае, мы либо неэффективно используем усилия и время, либо, что ещё хуже, наносим ущерб здоровью спортсменов. Очевидно, что прежде чем провести тренировку, необходимо знать, насколько организм спортсмена восстановлен после предыдущей нагрузки. Это известно большинству специалистов.

Учитывая тот факт, что готовность хоккеиста является следствием воздействия на него различных факторов (как тренировочных, так и внетренировочных), серьёзные отклонения в готовности должны оцениваться тренером как предупреждение о неспособности (неготовности) организма подопечного выполнить запланированную тренировочную нагрузку. Готовность в данном случае играет роль корригирующего сигнала от организма, который приходит по каналу обратной связи и информирует тренера о необходимости оперативного внесения корректировок в тренировочную программу. Результатом является то, что управление тренировочным процессом системно упорядочивается и связывает воедино как тренировочную нагрузки, так и адаптационные реакции организма хоккеиста.

«Очень интересно мнение знаменитого американского тренера Дж. Каунсилмена, подготовившего многих выдающихся пловцов, в том числе олимпийских чемпионов (1972): «Одна из простейших ловушек, в которую мы можем попасть, состоит в том, что часто мы берём программу прошлого года, когда «всё было отлично» и день за днём повторяем её в этом году. Это почти наверняка ведёт в тупик, так как мы очень легко можем наткнуться на проблему внезапно возникшего сверхстресса и «загнать» ребят. Я действительно не знаю заранее, что мы будем делать в понедельник. Работу понедельника я спланирую лишь после того, как увижу, как мои ребята будут выглядеть к вечеру в Воскресенье. Работа во вторник зависит от того, в каком состоянии они будут после понедельника. Нельзя заранее спланировать уровень стресса. Нужно широкое варьирование, так как индивидуальная способность к перенесению стресса варьируется у каждого человека в данный день недели» [1] .

Отсутствие информации о готовности игрока или пренебрежение ей, делает процесс подготовки неуправляемым. Кроме того, игнорирование контроля индивидуального состояния спортсмена значительно повышает вероятность проведения тренировок на фоне неготовности, что может стать причиной нежелательных результатов и серьёзных негативных последствий.

Основными рисками тренировок на фоне неготовности спортсмена являются [2] [3] :

  • Развитие хронического стресса;
  • Переутомление и перетренированность;
  • Снижение работоспособности и результатов;
  • Заболевания и травмы.

Соответственно, задача тренера заключается в том, чтобы определить состояние спортсмена и подобрать наиболее оптимальную тренировочную нагрузку именно для данного конкретного момента. Однако, как это сделать, является самой большой проблемой спорта. Недаром большинство спортсменов даже на Олимпийский Играх, к которым основная масса целенаправленно готовится целых четыре года, не может показать свой лучший результат сезона [4] ! В таких видах спорта как хоккей, где мы имеем дело с целой командой из двух десятков спортсменов, и без того сверхсложная задача становится ещё более трудной. Однако ситуация не совсем безнадёжная. Во всём мире специалисты ведут поиск эффективных средств управления организмом спортсменов. Уже имеются методы, частично решающие поставленную задачу.

Классические методики оценки состояния спортсмена [ править | править код ]

Субъективная оценка переносимости нагрузок [ править | править код ]

Самый простой и доступный абсолютно каждому вариант — субъективная оценка тренировочных нагрузок хоккеистами.

Для этого каждый спортсмен описывает своё восприятие тренировочной нагрузки по 5-балльной шкале (5 — крайнее утомление, 1 — очень легко), после чего производится анализ полученных результатов (таблица 1).

В практике спорта успешно применялся (в частности, футбольным специалистом Г.М. Гаджиевым) еще более упрощённый трёхуровневый вариант опросника [1] :

А — очень большая нагрузка;

Б — средняя нагрузка;

В — легкая нагрузка.

Таблица 1. Динамика показателей утомления у игроков в тренировочном микроцикле

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: