Коммуникативная компетентность врача и психологические характеристики, её формирующие - OXFORDST.RU

Коммуникативная компетентность врача и психологические характеристики, её формирующие

Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность врача: аффилиация, эмоциональная стабильность.

В ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛЕЖИТ ТАКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ, КАК СТРЕМЛЕНИЕ НАХОДИТЬСЯ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ, ПРИНАДЛЕЖАТЬ К КАКОЙ-ЛИБО СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ, УСТАНАВЛИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ, БЫТЬ ВКЛЮЧЕННЫМ В СИСТЕМУ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ, В СЛУЧАЕ ОБОСТРЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИСУТСТВИЕ РЯДОМ ЭМОЦИОНАЛЬНО БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ СТАБИЛИЗИРУЕТ КАРТИНУ МИРА И САМООЦЕНКУ, УКРЕПЛЯЕТ ПОЗИЦИИ, ПОЗВОЛЯЕТ БОЛЕЕ ТОЧНО И АДЕКВАТНО РЕАГИРОВАТЬ НА ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ. ИЗВЕСТНО, ЧТО В СОСТОЯНИИ ТРЕВОГИ ПОВЫШАЕТСЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ДРУГИХ ЛЮДЯХ, САМО ИХ ПРИСУТСТВИЕ РЯДОМ СНИЖАЕТ УРОВЕНЬ ТРЕВОГИ, УМЕНЬШАЕТ ИНТЕНСИВНОСТЬ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ. ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА НАЛИЧИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ СТОЛЬ ВАЖНО, ЧТО УЖЕ ТОЛЬКО ИХ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ СЧИТАЕТСЯ ВОЗМОЖНОЙ ПРИЧИНОЙ РАЗВИТИЯ СТРЕССА. ЭТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЧЕРТА, ПОТРЕБНОСТЬ В ДРУГИХ ЛЮДЯХ, СТРЕМЛЕНИЕ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С НИМИ, В ЛИТЕРАТУРЕ ОБОЗНАЧАЕТСЯ ТЕРМИНОМ «АФФИЛИАЦИЯ» — ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ В ОБЩЕСТВЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, СТРЕМЛЕНИЕ К «ПРИСОЕДИНЕНИЮ».

ДРУГАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ КОММУНИКАТИВНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВРАЧА, — ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ, УРАВНОВЕШЕННОСТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ, ЧРЕЗМЕРНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИВНОСТИ, С СОХРАНЕНИЕМ КОНТРОЛЯ НАД ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ РЕАКЦИЯМИ И ПОВЕДЕНИЕМ В ЦЕЛОМ. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ПОМОГАЕТ ВРАЧУ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С БОЛЬНЫМИ ИЗБЕГАТЬ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СРЫВОВ», КОНФЛИКТОВ.

Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность врача: эмпатия, сенситивность, рефлексия.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ КАЧЕСТВОМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ АДЕКВАТНУЮ КОММУНИКАЦИЮ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «ВРАЧ-БОЛЬНОЙ», ЯВЛЯЕТСЯ ТАКЖЕ ЭМПАТИЯ, СПОСОБНОСТЬ К СОЧУВСТВИЮ, СОПЕРЕЖИВАНИЮ, СОСТРАДАНИЮ, СВОЕОБРАЗНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ «ВКЛЮЧЕННОСТЬ» В МИР ПЕРЕЖИВАНИЙ БОЛЬНОГО. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ЭМПАТИИ КАК ПОСТИЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, ПРОНИКНОВЕНИЯ, ВЧУВСТВОВАНИЯ ВО ВНУТРЕННИЙ МИР ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ПРЕДПОЛАГАЕТ НАЛИЧИЕ ТРЕХ ВИДОВ ЭМПАТИИ: ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭМПАТИИ, ОСНОВАННОЙ НА МЕХАНИЗМАХ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ И ИДЕНТИФИКАЦИИ; КОГНИТИВНОЙ (ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ) ЭМПАТИИ, БАЗИРУЮЩЕЙСЯ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ (СРАВНЕНИЯ И АНАЛОГИИ), И ПРЕДИКАТИВНОЙ ЭМПАТИИ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЙСЯ В СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОСТИЧЕСКОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ О ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКЕ, ОСНОВАННОМ НА ИНТУИЦИИ. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОУЧАСТИЕ ПОМОГАЕТ УСТАНОВИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ С БОЛЬНЫМ, ПОЛУЧИТЬ БОЛЕЕ ПОЛНУЮ И ТОЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ О НЕМ, О ЕГО СОСТОЯНИИ, ВНУШИТЬ УВЕРЕННОСТЬ В КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА, В АДЕКВАТНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ИМ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ВСЕЛИТЬ ВЕРУ В ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ. ЭМПАТИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ВРАЧА МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ В СЛУЧАЯХ НЕСООТВЕТСТВИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ БОЛЬНЫМ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРИЗНАКОВ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ СИМПТОМОВ ОБЪЕКТИВНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: ПРИ АГГРАВАЦИИ, ДИССИМУЛЯЦИИ И АНОЗОГНОЗИИ, А ТАКЖЕ В СЛУЧАЕ СИМУЛЯТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКОЙ, УЧАСТВУЮЩЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА, ЯВЛЯЕТСЯ И СЕНСИТИВИОСТЬ К ОТВЕРЖЕНИЮ. СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИНИМАТЬ НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ, В ЧАСТНОСТИ, ПАЦИЕНТОВ, КОТОРОЕ МОЖЕТ ВОЗНИКАТЬ НА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЭТАПАХ ЛЕЧЕНИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЕТ ВРАЧУ СВОЕОБРАЗНУЮ «ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ», ПОЗВОЛЯЮЩУЮ ЕМУ КОРРЕКТИРОВАТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ С БОЛЬНЫМ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ СЕНСИТИВНОСТЬ К ОТВЕРЖЕНИЮ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ СЛИШКОМ ВЫСОКОЙ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ОНА СПОСОБСТВУЕТ СНИЖЕНИЮ САМООЦЕНКИ ВРАЧА, БЛОКИРУЕТ ЕГО АФФИЛИАТИВНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ И В ЦЕЛОМ СНИЖАЕТ АДАПТИВНЫЕ И КОМПЕНСАТОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. ВЫСОКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К НЕГАТИВНОМУ ОТНОШЕНИЮ СО СТОРОНЫ БОЛЬНОГО ЗАСТАВЛЯЕТ ВРАЧА СОМНЕВАТЬСЯ В СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ. ПОДОБНЫЕ СОМНЕНИЯ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, МОГУТ РЕАЛЬНО ОТРАЗИТЬСЯ НА КАЧЕСТВЕ РАБОТЫ. НЕУВЕРЕННОСТЬ В СОБСТВЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МОЖЕТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ И ПРИВОДИТЬ К ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ РАССТРОЙСТВАМ.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Глава 2.2. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВРАЧА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЕЕ ФОРМИРУЮЩИЕ

Глава 2.2. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВРАЧА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЕЕ ФОРМИРУЮЩИЕ

Что такое коммуникативная компетентность врача?

В наиболее общем виде коммуникативную компетентность врача можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности межличностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, необходимый индивиду для успешного функционирования в профессиональной сфере и обществе.

Обратите внимание:

· Коммуникативная компетентность зависит не только от присущих индивиду свойств, но и от изменений, происходящих в обществе (системе здравоохранения, в частности), и связанной с этими изменениями социальной мобильностью самого специалиста-медика;

· Коммуникативная компетентность — это развивающийся и осознаваемый опыт общения между людьми (межличностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия;

· Формируясь и реализуясь коллективно, межличностный опыт вместе с тем является индивидуальным достоянием;

· Первым и основным признаком коммуникативной компетентности врача является его убеждение в том, что коммуникативная компетентность – не просто индивидуальное качество, а определенное состояние сознания людей, стремящихся понять друг друга;

· Коммуникативная культура врача предполагает наличие у него определенных профессиональных взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к пациенту, независимо от его личностных качеств, и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых для медицинского взаимодействия (построения терапевтического альянса с пациентом).

Что позволяет коммуникативная компетентность?

Коммуникативная компетентность врача, лежащая в основе установления терапевтического альянса с пациентом, позволяет:

  • лучше распознавать и правильнее реагировать на вербальные и невербальные знаки пациентов и извлекать из них больше полезной клинической информации;
  • проводить более эффективную диагностику, поскольку последняя зависит не только от установления телесных симптомов болезни, но также от способности врача выявлять те соматические симптомы, причины которых, имея психологическую или социальную природу, требуют, в свою очередь, иных планов лечения;
  • добиваться одобрения пациентом плана лечения, так как исследования показали, что тренировка коммуникационных навыков оказывает положительное влияние на согласие пациента принимать назначенное ему лекарственное средство. Нежелание пациента следовать назначенному лечению является наиболее серьезной проблемой в медицине (Консультации по проблеме коммуникаций «врач – пациент», 15–18 июня 1993 г. Женева, Всемирная организация здравоохранения);
  • передавать пациентам адекватную медицинскую информацию и аргументировано убеждать их вести более здоровый образ жизни;
  • воздействовать на различные формы отражения болезни (эмоциональная, интеллектуальная, мотивационная) и активизировать компенсаторные механизмы, повышать психосоматический потенциал личности пациента, помогать ему восстанавливать связь с миром, преодолевать так называемую усвоенную или обученную беспомощность, разрушать стереотипы, сформированные болезнью, и создавать образцы здорового реагирования;
  • действовать врачам более эффективно в деликатных ситуациях, например при необходимости сообщить пациенту, что он неизлечимо болен, или сказать родственникам больного, что тот должен умереть, и т.д.

Какова роль наблюдения?

Улавливание невербальной информации, предоставляемой пациентом, иногда может помочь вам понять, что он сказал не все, что хотел.

Некоторые знаки, такие как озадаченное или пустое выражение лица, или частое посматривание на часы очевидны. Такие действия, как поигрывание платочком или покусывание ногтей, могут быть признаком тревоги, но могут быть просто старой привычкой.

Есть только один способ быть уверенным – это проверять, задавая вопросы, такие как «Вас еще что-то беспокоит?» или «Я чувствую, есть что-то, что беспокоит вас. Не хотите ли рассказать об этом?». Насколько это возможно, избегайте вопросов, которые требуют только ответов «да» ли «нет».

Что такое тревога?

Тревога — это эмоция, направленная в будущее, связанная с прогнозированием, предвосхищением, ожиданием возможных неудач и формированием соответствующих отношений и установок. Как правило, тревога возникает в ситуациях неопределенности и ожидания, обусловленных дефицитом информации и труднопрогнозируемым исходом.

Что такое депрессия?

Если тревога направлена в будущее, то депрессия связана с переживанием прошлого, когда в воображении вновь и вновь возникают образы пережитых конфликтов, психотравмирующих событий. Прошлое, представляясь сплошной цепью неудач и неприятностей, проецируется в будущее. Утрачивается перспектива, жизнь окрашивается переживанием собственной ущербности, неполноценности. Депрессивные установки могут представлять собой весьма устойчивые особенности всей личности врача.

Глава 2.2. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВРАЧА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЕЕ ФОРМИРУЮЩИЕ

Глава 2.2. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВРАЧА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ЕЕ ФОРМИРУЮЩИЕ

__________________________________________________________________

1. Что такое коммуникативная компетентность врача?

В наиболее общем виде коммуникативную компетентность врача можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности межличностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, необходимый индивиду для успешного функционирования в профессиональной сфере и обществе.

Обратите внимание:

· Коммуникативная компетентность зависит не только от присущих индивиду свойств, но и от изменений, происходящих в обществе (системе здравоохранения, в частности), и связанной с этими изменениями социальной мобильностью самого специалиста-медика;

· Коммуникативная компетентность — это развивающийся и осознаваемый опыт общения между людьми (межличностный опыт), который формируется и актуализируется в условиях непосредственного человеческого взаимодействия;

Читайте также  Водные ресурсы и их охрана

· Формируясь и реализуясь коллективно, межличностный опыт вместе с тем являетсяиндивидуальным достоянием;

· Первым и основным признаком коммуникативной компетентности врача является его убеждение в том, что коммуникативная компетентность – не просто индивидуальное качество, а определенное состояние сознания людей, стремящихся понять друг друга;

· Коммуникативная культура врача предполагает наличие у него определенных профессиональных взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к пациенту, независимо от его личностных качеств, и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых для медицинского взаимодействия (построения терапевтического альянса с пациентом).

2. Что позволяет коммуникативная компетентность?

Коммуникативная компетентность врача, лежащая в основе установления терапевтического альянса с пациентом, позволяет:

· лучше распознавать и правильнее реагировать на вербальные и невербальные знаки пациентов и извлекать из них больше полезной клинической информации;

· проводить более эффективную диагностику, поскольку последняя зависит не только от установления телесных симптомов болезни, но также от способности врача выявлять те соматические симптомы, причины которых, имея психологическую или социальную природу, требуют, в свою очередь, иных планов лечения;

· добиваться одобрения пациентом плана лечения, так как исследования показали, что тренировка коммуникационных навыков оказывает положительное влияние на согласие пациента принимать назначенное ему лекарственное средство. Нежелание пациента следовать назначенному лечению является наиболее серьезной проблемой в медицине (Консультации по проблеме коммуникаций «врач – пациент», 15–18 июня 1993 г. Женева, Всемирная организация здравоохранения);

· передавать пациентам адекватную медицинскую информацию и аргументировано убеждать их вести более здоровый образ жизни;

· воздействовать на различные формы отражения болезни (эмоциональная, интеллектуальная, мотивационная) и активизировать компенсаторные механизмы, повышать психосоматический потенциал личности пациента, помогать ему восстанавливать связь с миром, преодолевать так называемую усвоенную или обученную беспомощность, разрушать стереотипы, сформированные болезнью, и создавать образцы здорового реагирования;

· действовать врачам более эффективно в деликатных ситуациях, например при необходимости сообщить пациенту, что он неизлечимо болен, или сказать родственникам больного, что тот должен умереть, и т.д.

3. Как проявляется коммуникативная компетентность врача?

Коммуникативная компетентность врача проявляется:

· в положительной направленности интеракций и отсутствии реакций игнорирования;

· в высоком уровне эмпатии и самооценки;

· в отношении к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодействия.

4.Что способствует эффективной коммуникации?

Ключевые навыки эффективной коммуникации в области здравоохранения включают в себя следующие правила:

· Эффективно и четко говорить с пациентами, персоналом, коллегами при передаче и получении предназначенных сообщений;

· Позволить пациентам эффективно общаться;

· Эффективно слушать при недостатке времени, а именно в начале и в конце разговора;

· Выявлять потенциальные трудности общения и работать до достижения результатов;

· Понимать, как использовать и получать несловесные сигналы на языке тела;

· Использовать устные, письменные и электронные методы коммуникации;

· Знать, когда полученная информация должна быть передана другому лицу/профессионалу для действий;

· Признавать необходимость дальнейшего развития в приобретении навыков общения.

5. Какие принципы и психологические характеристики особенно важны?

Эффективная коммуникация является краеугольным камнем в обеспечении хорошей помощи пациентам. Принципы надлежащего общения должны включаться во все сферы деятельности клинициста.

При этом важны следующие моменты в общении:

· Обмен информацией с пациентами;

· Достижение совместных решений;

На каждом из этих этапов общения для эффективной коммуникации необходимы следующие психологические установки:

· Поддерживать надлежащий контакт глазами;

· Слушать с намерением понять;

· Надлежащим образом использовать язык тела;

Эффективное общение «врач — пациент» включает большее, чем просто индивидуальные навыки в отдельности. Благодаря постоянной практике и самооценке врачи учатся, как связать вместе конкретные требования каждого интервью.

6. Какова роль зрительного контакта?

При консультации следует остановиться, если вы что-то делаете и повернуться к тому, кто начал говорить. Говорящему нужно избегать смотреть на другого человека постоянно, но стараться поддерживать зрительный контакт достаточно долго (обычно 3-5 секунд за один раз) для признания того, что вы воспринимаете и слушаете пациента.

Некоторые люди поддерживают длительный зрительный контакт, когда говорят. Если это вас заставляет чувствовать неудобно, попробуйте посмотреть на область чуть выше глаз, между глазом и бровью, и продолжать делать соответствующие ответные выражения лица.

Случаи, когда зрительный контакт может оказаться затруднительным:

· Если пациент слепой, врач должен стараться поддерживать тот же уровень зрительного контакта и лицевой экспрессии, как если бы пациент был зрячий (слепые люди очень чувствительны к этому), но при этом добавлять ободряющие замечания типа «это интересно», «продолжайте», «я слушаю»;

· Если у пациента искаженное (уродливое) лицо, так что он из-за этого смущается, врач должен стараться использовать уровень зрительного контакта, сходный с таковым у пациента, ободряя его другими жестами и задавая вежливые, учтивые вопросы, связанные с причиной консультации (которые не связаны с его лицом). Вопросы, касающиеся его уродства, могут быть заданы только при установлении соответствующего уровня доверия, иначе они могут быть неправильно поняты как агрессивные;

Если пациент происходит из культуры, в которой зрительный контакт считается неуважительным (например, в некоторых регионах Южной Азии прямой зрительный контакт является агрессивным), вы должны уважать его пожелания и также уменьшить уровень зрительного контакта.

7. Что такое активное слушание?

Помимо поддержания хорошего зрительного контакта, медицинские работники должны стремиться слушать и слышать пациента настолько активно, насколько это возможно.

Пациенту необходимо видеть, что врач его действительно слушаете, а не использует для формулирования своих собственных идей.

Активное слушание является удивительно трудным и требует практики, если вы хотите овладеть им. Steven Covey, автор «The Seven Habits of Highly Effective People», заметил, что «большинство людей не слушает с намерением понять, они слушают с намерением ответить».

Наша естественная наклонность – слушать только часть того, что говорится, отфильтровать то, что, как мы полагаем, является лишним, ненужным, оценить наш ответ и затем выбрать подходящий момент сказать нашу часть. Для того, чтобы разорвать этот порочный круг, вы должны:

· Слушать то, что пациент говорит – слова, которые используются, и как они связаны с языком тела пациента и его интонацией;

· Концентрироваться на фактах и обдумывать последствия знания/незнания этой информации;

· Суммируйте сказанное в вашей голове;

· Делайте соответствующие выразительные и ободряющие замечания, такие как «это должно быть трудно для вас», «продолжайте, пожалуйста», «это звучит интересно», «я вижу» и «я понимаю».

8. Какова роль наблюдения?

Улавливание невербальной информации, предоставляемой пациентом, иногда может помочь вам понять, что он сказал не все, что хотел.

Некоторые знаки, такие как озадаченное или пустое выражение лица, или частое посматривание на часы очевидны. Такие действия, как поигрывание платочком или покусывание ногтей, могут быть признаком тревоги, но могут быть просто старой привычкой.

Есть только один способ быть уверенным – это проверять, задавая вопросы, такие как «Вас еще что-то беспокоит?» или «Я чувствую, есть что-то, что беспокоит вас. Не хотите ли рассказать об этом?». Насколько это возможно, избегайте вопросов, которые требуют только ответов «да» ли «нет».

9. Какие правила невербального общения желательно соблюдать?

Как показали Гарвардские исследования, 55 % сообщений в личном общении осуществляется путем невербального общения.

Хотя мы можем быть способны сказать, что кто-то смущен, раздражен или разочарован путем наблюдения за языком тела, мы можем не понять что, например, наше собственное небрежное щелкание шариковой ручкой сигнализирует о скуке или раздражении.

Поэтому будьте в курсе языка собственного тела и:

· Старайтесь принять дружескую, открытую позу, когда стоите или сидите;

· Старайтесь и не вторгаться в личное пространство, и не сохранять слишком большую дистанцию (примерно один метр справа), хотя может быть и по-другому, если проводится осмотр;

· Расслабьте свои плечи, шейные и лицевые мышцы;

Читайте также  Нетрадиционные виды спорта в адаптивной физкультуре

· Постарайтесь не скрещивать руки поперек туловища, так как в такой позе вы можете показаться обороняющимся;

· Подайтесь чуть вперед, чтобы показать, что вы слушаете;

· Кивайте головой и поощряйте улыбкой пациента для продолжения разговора;

· Не держите свою спину и плечи слишком прямо, так как вы можете показаться агрессивным;

· Не сутультесь, так как вы можете показаться заскучавшим или не заинтересованным;

· Избегайте играть ручками, документами, очками, так как вы можете показаться скучающим, раздраженными или расстроенными

_________________________________________________

Коммуникативная компетентность врача и психологические характеристики, её формирующие

В конце ХХ – начале ХХI в. под влиянием глобализации и информационных технологий в медицине и здравоохранении произошли значительные трансформации, вызвавшие коренные изменения основ медицинской практики и системы организации оказания медицинской помощи. Однако, как следует из результатов опросов населения о степени удовлетворенности качеством оказываемой медицинской помощи, среди актуальных проблем отечественной системы здравоохранения по-прежнему называются длительность ожидания приема (до 52%), отсутствие ожидаемых результатов после лечения (26%), грубость и невнимательное отношение со стороны врачей (22%) [1, с. 26]. Исследования показывают, что обращающиеся за медицинской помощью люди неодобрительно относятся к формализации отношений с врачом и стремятся к тому, чтобы последний исполнял в большей степени социальную роль друга, поскольку дружба «открывает двери» в многообразие медицинской помощи и увеличивает доступность к медицинским услугам различной направленности [2, с. 274]. Таким образом, на фоне остро стоящих экономической, технологической и кадровой проблем именно проблема человеческих взаимоотношений и общения в медицине остается такой же актуальной и требующей решения, как и вопрос об уровне качества медицинских услуг в целом. Именно коммуникативное взаимодействие врача и пациента выступает фундаментом успешности профилактики, диагностики и лечения, формирования здоровьесберегающего пространства и развития здоровья общества как такового [там же, с. 272].

В мировой научной литературе подходы и концепции к пониманию коммуникативной компетентности представлены достаточно обильно и многопланово (Г.М. Андреева, 2000; А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, 2015; М.К. Кабардов, 2013; В.Н. Куницына, 2002; А.А. Леонтьев, 1997; Б.Ф. Ломов, 1996; Л.А. Петровская, 1996; И.А. Спивак, 2001; M. Argyle, 1981; E. Bormann, 1989, 2001; F. Casmir, 1994; J. Habermas, 1987, 2000; E. Rothenbuhler, 2006; J.D. Slack, 2006 др.). Обобщение разнообразных точек зрения позволяет определить коммуникацию как связанный с отношениями процесс создания и интерпретации сообщений, которые вызывают определенную реакцию [3, с. 37], а коммуникативную компетентность — как готовность и умения личности использовать ресурсы для организации и осуществления эффективных коммуникативных действий [4, с. 280].

Коммуникативную компетентность врача можно охарактеризовать как определенный уровень сформированности личного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, прежде всего пациентами (Л.Л. Алексеева, 2002; Н.С. Зверева, 2016; Ю.С. Филатова с соавт., 2013; Ю.С. Филатова, М.М. Кашапов, 2015; P. Kinnersley and A. Edwards, 2008; L.L. Low et al., 2011; K.V. Rhodes et al., 2004; J.D. Robinson and J. Heritage, 2006; J. Silverman, 2007, 2009; R. Tamblyn et al., 2007; и др.). Коммуникативная компетентность, т.е. профессионализм в общении с больными, по значимости для клинической практики ставится во всем мире на один уровень с такими компетенциями, как базовые научные знания, клиническое мышление и практические навыки [5, с. 9]. Именно полноценное владение данной компетентностью, эффективное применение входящих в неё навыков и умений может иметь для врача колоссальные положительные следствия: повышает точность, результативность, умение поддержать обратившегося за медицинской помощью, улучшает воздействие на здоровье пациентов, способствует росту удовлетворенности и врача, и пациента от лечебного процесса, формирует терапевтические взаимоотношения между его участниками. Более того, именно коммуникация «наводит мосты между доказательной медициной и работой с конкретными пациентами» [там же, с. 30].

Несмотря на то что высокий уровень коммуникативной компетентности необходим для успешного самоопределения и самореализации в медицинской деятельности, большинство выпускников медицинских вузов не владеют достаточными навыками коммуникативной компетентности, затрудняются решать проблемы с пациентами или коллегами, не всегда могут убедить пациента в справедливости той или иной точки зрения относительно диагностики или лечения того или иного заболевания [6, с. 7]. Во многом, как полагают исследователи, это обусловлено недостаточным вниманием к качеству формирования коммуникативных навыков на вузовском этапе образования, отсутствием в профессиональных и образовательных стандартах, учебных планах вузах специальных дисциплин, формирующих эти навыки [там же, с. 7]. Ситуация осложняется еще и тем, что формирование коммуникативных навыков врача в процессе самой профессиональной деятельности протекает гетерохронно, преломляясь сквозь призму стажа и стратегий поведения в конфликте [7]. И если на начальном трудовом этапе (до 10 лет) указанные навыки совершенствуются под влиянием агрессивного поведения в конфликте, то по мере погружения в профессию они могут не только ухудшаться под влиянием агрессии (от 11 до 15 лет), но и полностью утрачивать взаимосвязь с конфликтным поведением (от 16 до 24 лет), приобретая зависимость от эмпатии медицинского работника и его способностей сопереживать и сочувствовать пациентам (от 25 лет и более).

Цель исследования

Указанные положения послужили основой для проведения собственного исследования, направленного на изучение представлений выпускников ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее ОрГМУ) о сущности, структуре коммуникативной компетентности врача, факторах и условиях её формирования в условиях обучения в вузе.

Материалы и методы исследования

Выборку исследования составили 211 человек, ординаторы 1-го (124 человека) и 2-го (87 человек) года обучения. В связи с тем, что проведенный опрос носил пилотный характер и преследовал в большей степени задачи определения проблемного поля заявленной темы, её составляющих и планирования дальнейших направлений работы, у респондентов не уточнялись возраст, пол и специальность ординатуры. На наш взгляд, подобного рода анонимность могла способствовать более откровенным ответам, позволяющим в полном объеме прояснить сложившуюся в вузе ситуацию.

Для проведения опроса нами была составлена анкета «Мнение выпускников ОрГМУ о коммуникативной компетентности и коммуникативных навыках врача». Анкета включала в себя два блока вопросов: первый – «Коммуникативная компетентность и коммуникативные навыки» (6 вопросов); второй – «Станция сбора жалоб и анамнеза в процедуре аккредитации» (6 вопросов). В данной статье представлены результаты, полученные от юношей и девушек по первому блоку вопросов.

Для обработки ответов использовались количественные подсчеты, в том числе статистический критерий угловое преобразование φ-Фишера, а также качественная интерпретация полученных данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показала обработка полученных данных, большая часть опрошенных (85,3%) признают важность коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности врача. При этом на 2-м курсе обучения в ординатуре положительных ответов несколько больше (86,2%), чем на 1-м курсе (84,7%). Респондентов, считающих, что данная компетентность не является одной из приоритетных в работе медика, оказалось не более 10% (8,1% на 1-м курсе и 9,2% на 2-м курсе соответственно). Следовательно, можно говорить о понимании юношами и девушками важности владения умениями и навыками коммуникативной компетентности, её месте и роли в деятельности медицинского работника.

Ответы испытуемых на вопрос: «Что, по вашему мнению, включает в себя коммуникация врача и пациента?» распределились следующим образом (табл. 1).

Структура коммуникации врача и пациента в представлениях ординаторов

Составляющие коммуникативной компетентности

Формирование коммуникативной компетентности медработника

Лекция №5 Психология общения

Профессиональное общение медицинского работника

Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.

Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами — важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.

«Бизнес — это умение разговаривать с людьми», — говорят предприимчивые американцы.

Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляются в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия.

Читайте также  Договор международной экспедиции

Другой специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

Итак, деловое общение — это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т. д.

В этом определении подчеркивается цель делового общения — организация плодотворного сотрудничества, а также отмечается, что оно неразрывно связано с самыми различными сферами деятельности людей. Ведь постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с организацией производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением должностных и служебных обязанностей, заключением различного рода сделок, договоров, принятием решений, оформлением документов и т.д. Участники делового общения — это, как правило, официальные должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.

Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей. Оно играет важную роль в различных видах профессиональной деятельности, в том числе и медицинской практике.

Коммуникативная компетентность медицинского работника- профессионально значимое качество. Профессия медработника предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом — от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей медицинских учреждений. От умения общаться, устанавливать и развивать взаимоотношения с людьми во многом зависит профессиональная успешность медработника. Хороший психологический контакт с больным помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о больном. Умение общаться, или коммуникативная компетентность, обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных задач. Если пациент доверяет своему врачу, не сомневаясь в правильности диагностики и адекватности терапии, то он будет выполнять назначения, пройдет все необходимые диагностические и терапевтические процедуры. При отсутствии психологического контакта пациент, возможно, не станет придерживаться врачебных рекомендаций и назначений, проконсультируется у других врачей или просто у своих знакомых, займется самолечением, обратится к представителям альтернативной медицины.

Психологическая сторона отношений «медработник-больной» важна и в условиях платной медицины, когда пациент выступает в роли «заказчика» и оплачивает услуги. В этом случае он ориентируется не только на «профессионализм», но и на чисто человеческие, личностные качества врача: насколько он внушает доверие и уважение, внимателен и отзывчив, располагает к себе, вызывает желание общаться. Возможно даже, что в отдельных случаях психологические качества для больного более важны, чем профессиональные знания, умения, навыки.

Самыми существенными были признаны следующие качества: уважительность, внимание к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость, душевность, то есть преобладали коммуникативно значимые черты.

В связи с этим профессионально значимым качеством медицинского работника является коммуникативная толерантность (как один из аспектов коммуникативной компетентности) — терпимость, снисходительность и др.. Больной может вызывать разные чувства, нравиться или не нравиться, может быть приятен или неприятен, но в любом случае психологическая подготовка медработника должна помочь справиться с ситуацией, предотвратить конфликт. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности врача означает умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.

Психологическая характеристика, обеспечивающая коммуникативную компетентность медработника, — это эмоциональная стабильность, уравновешенность при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает медработнику во взаимоотношениях с больными избегать «психологических срывов», конфликтов. Интенсивные эмоциональные реакции не только разрушают доверие больного, пугают и настораживают его, но и утомляют. Напротив, душевное равновесие медработника, его спокойная доброжелательность, эмоциональная стабильность вызывают у пациента чувство надежности, способствуют установлению доверительных отношений

Психологическим качеством, обеспечивающим адекватную коммуникацию в системе взаимоотношений «медработник-больной», является также эмпатия, способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию, своеобразная психологическая «включенность» в мир переживаний больного. Эмоциональное соучастие помогает установить психологический контакт с больным, получить более полную и точную информацию о нем, о его состоянии, внушить уверенность в компетентности медработника, в адекватности осуществляемого им лечебно-диагностического процесса, вселить веру в выздоровление.

Формирование коммуникативной компетентности медработника.

Умение общаться с больными — коммуникативная компетентность медработника — искусство, которое начинает формироваться еще в процессе обучения в медицинском вузе, впоследствии в процессе самостоятельного профессионального общения с больными, людьми с различными психологическими качествами, разного возраста, уровня образования, социальной и профессиональной принадлежности. По мере накопления опыта профессионального общения молодой медработник уже осознанно начинает использовать разнообразные психологические навыки, облегчающие общение с больным. Чем больше стаж работы, тем больше внимания он уделяет психологическим аспектам диагностического и терапевтического процесса, повышению уровня коммуникативной компетентности, во многом обеспечивающей эффективность профессионального взаимодействия.

Адаптация молодого медработника к профессиональной деятельности занимает около двух лет. Как правило, это время необходимо для того, чтобы почувствовать себя уверенно в новой социальной роли, выработать индивидуальный профессиональный «имидж», приобрести определенный репертуар навыков, алгоритмов действия в стандартных профессиональных ситуациях.

В первые годы самостоятельной профессиональной деятельности молодой специалист, в стремлении как можно лучше помочь больному переживает повышенную ответственность за свои действия вследствие недостаточной уверенности в своем профессионализме, испытывает чрезмерные эмоциональные нагрузки. Избыточная эмоциональная «включенность» в переживания больного, повышенный уровень тревоги как реакция на ситуацию неопределенности, неуверенность, опасения и настороженность в отношении возможных последствий, приводят к хроническим эмоциональным перегрузкам. Возникает «синдром эмоционального сгорания» как специфическая профессиональная деформация лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с пациентами при оказании медицинской помощи.

«Синдром эмоционального сгорания» субъективно проявляется в чувстве психического истощения, вследствие чего снижается эффективность профессионального взаимодействия: медработник уже не может полностью отдаваться работе, как это было прежде, снижается самооценка, деятельность субъективно воспринимается как недостаточно успешная. Возможно появление негативного отношения к пациентам, воспринимаемым как источник хронической психической травматизации.

По мере накопления опыта медработник обучается «дозировать» степень эмоциональной вовлеченности в процессе профессионального общения. Эмоциональная «включенность» важна в начале общения с больным, при установлении психологического контакта. В дальнейшем взаимодействии эмоциональные компоненты общения могут быть значительно уменьшены. Интенсивность эмоциональных контактов с пациентом повышается лишь на отдельных, наиболее значимых этапах диагностики и терапии: при необходимости убедить больного пройти болезненную диагностическую процедуру, в случае принятия решения о проведении операции, особенно, если существует вероятность неблагоприятного исхода. Роль эмоционального взаимодействия возрастает в ситуациях возникновения угрозы жизни больного, при общении с депрессивными пациентами, имеющими суицидальные тенденции, а также при контактах с больными, перенесшими тяжелую психическую травму (смерть близкого человека, потеря трудоспособности, развод).

Еще один компонент профессиональной адаптации связан с формированием «профессионального имиджа» как важного инструмента медицинской деятельности. Один из наиболее значимых его элементов — уверенное поведение медработника, адекватное ситуации. При любых, самых неожиданных, опасных ситуациях, как бы ни был медработник шокирован, напуган, подавлен допущенной ошибкой, он не должен показывать своей растерянности больному. Уверенный стиль поведения помогает сформировать у больного «терапевтическую иллюзию» абсолютной компетентности, способность контролировать ситуацию и определять прогноз, что позволяет пациенту сохранять веру в благополучный исход событий. Уверенное поведение помогает обеспечить доверие больного, вселить в него надежду, активизировать защитные и компенсаторные механизмы. Другими составляющими «профессионального имиджа» являются характеристики невербального поведения: открытые позы, располагающие к общению; коммуникативные и экспрессивные жесты, рассчитанные на произведение определенного впечатления; мимические реакции, выражающие доброжелательность, спокойную уверенность; межличностная дистанция, отражающая степень эмоциональной близости в каждый момент общения в зависимости от поставленных тактических задач. Важен и внешний вид медработника, особенности его речи: доверительная, властная или спокойная, уверенная интонация, плавная, хорошо построенная речь. Это повышает степень доверия к полученной информации и уверенность в его профессиональной компетентности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: