Классификация логистических систем - OXFORDST.RU

Классификация логистических систем

Понятие и классификация логистических систем.,

Базовым понятием логистики является понятие «система».

Однако до настоящего времени не выработано строгого, формального, общепринятого его определения. Анализ различных толкований этого определения позволяет выделить ч е т ы р е с в -о й с т в а , которыми должен обладать объект, чтобы его можно было назвать системой:

· целостность и членимость, то есть система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом;

· связь, то есть между элементами системы имеются существенные связи;

· организация, то есть связи в системах определенным образом упорядочены;

· интегративные свойства, то есть наличие качеств, присущих всей системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Одним из основных объектов изучения в логистике являются логистические системы, то есть системы, выполняющие те или иные логистические функции, состоящие из разных подсистем и имеющие развитые связи с внешней средой. Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы.

Логистическая система – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции (ЛФ), например, промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. ЛС, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель ЛС – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.

Микрологистические системы – это подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Они связаны с определенным предприятием и предназначены для управления потоками в процессе производства, снабжения и сбыта. В зависимости от целей ЛС и от степени охвата базисных ЛО различают следующие виды микрологистических систем:

· внутрипроизводственные ЛС оптимизируют управление МП в пределах технологического цикла производства продукции (снижение запасов МР и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, управление запасами МР, оптимизация работы технологического транспорта);

· внешние ЛСрешают задачи, связанные с управлением потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Это снабженческие и распределительные задачи, такие как рационализация движения МР и ГП в товаропроводящих цепях, сокращение времени доставки МР и ГП и времени выполнения заказов потребителей, транспортировка, складирование, грузопереработка, согласование целей поставщиков, посредников и потребителей;

· интегрированные ЛС включают в качестве элементов внутрипроизводственные и внешние логистические системы.

Макрологистическая система –крупная система управления МП, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных районах, регионах страны или в разных странах. Цели макрологистических систем могут отличаться от целей микрологистическихсистем, т. е. быть экологическими, социальными или политическими, а не связанными с извлечением прибыли. Макрологистические системы различают:

· по признаку административно-территориального деления страны (районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные и межрегиональные; республиканские и межреспубликанские;

· по объектно-функциональному признаку (для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные, межотраслевые, военные и т.д.).

Логистический канал распределения. Понятие, классификация.

Интегрированный взгляд на функцию распределения получил развитие в 60-х – начале 70-х годов ХХ века. До этого вопросы выбора каналов распределения, упаковки товаров, транспортировки и доставки решались как самостоятельные функции управления.

Распределение можно рассматривать с позиций микро- и макро-логистики. Основные составляющие первой: снабжение, производство, сбыт. При этом решаются задачи:

планирование процесса реализации;

· получение и обработка заказа;

· упаковка, комплектация и другие операции, предшествующие отгрузке;

· доставка, контроль за транспортировкой;

На уровне макрологистики задачами распределения являются:

· выбор схемы распределения материального потока;

· размещение распределительных центров на логистическом полигоне, т.е. построение сети складских объектов.

1. Материальный поток исходит :

из источника сырья

из распределительного центра

поступает:

в распределительный центр ;

к конечному потребителю .

Потребление материального потока может быть производственным (использование общественного продукта в виде ППТН в качестве средств и предметов труда) и непроизводственным (использование общественного продукта на личное потребление и потребление на предприятиях непроизводственной сферы).

Поставщик и потребитель, в общем случае, представляют собой две микрологистические системы, связанные каналом распределения или логистическим каналом. Логистический канал – частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от производителя до потребителя.

После того, как будет сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока, логистический канал преобразуется в логистическую цепь .

13.2. Классификация логистических систем

13.2. Классификация логистических систем

Логистические системы по масштабу деятельности подразделяются на макрологистические, мезологистические и микрологистические.

Макрологистическая система это крупная система управления материальными потоками, объединяющая предприятия промышленности, коммерческо-посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств для достижения единой цели. Объединяемые предприятия различаются по специализации, масштабам деятельности, форме собственности, географическому размещению и могут относиться к разным государствам. При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолевать трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями разных государств.

Макрологистические системы классифицируются по четырем признакам.

Признак 1. По административно-территориальному разделению различают: районные; межрайонные; городские; областные и краевые; межрегиональные; республиканские; федеральные.

Признак 2. По объектно-функциональным свойствам различают: отраслевые; торговые; военные; транспортные.

Признак 3. По степени глобализации систем: государственные; межгосударственные; трансконтинентальные.

Признак 4. В зависимости от вида логистических цепей: системы с прямыми связями, в которых материальный поток перемещается от производителя до потребителя без участия посредников; система эшелонированная, или многоуровневая, материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит через посредников (дилеры, дистрибьюторы и др.); система гибкая, доведение материального потока до потребителя может осуществляться как без посредников, так и с участием посредников.

Мезологистические системы формируются при объединении предприятий. В создании и функционировании этих объединений имеет значение единое информационное обеспечение процессов движения материальных и финансовых потоков между предприятиями в холдингах, финансово-промышленных группах и т. д.

Микрологистические системы являются подсистемами или структурными составляющими макрологистических систем. К ним относятся производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы, то есть технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

Различают три вида микрологистических систем.

Вид 1. Внутренние системы – совершенствуют управление материальными потоками в пределах предприятия.

Вид 2. Внешние системы – решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от предприятия к пунктам назначения.

Вид 3. Интегрированные системы – включают в себя цикл управления от поставщиков сырья до производственного предприятия, материальные потоки внутри предприятия, а также от предприятия до пунктов назначения.

При исследовании и проектировании логистической системы предприятия осуществляется структурная декомпозиция на подсистемы, звенья и элементы.

Подсистемы объединяются в функциональный и обеспечивающий комплексы. Функциональный комплекс управляет основными функциями логистики (закупка, транспортировка, управление запасами и др.) в снабжении, производстве и сбыте. Обеспечивающий комплекс включает в себя поддерживающие функции логистики (возврат товаров, склады) на всех этапах товародвижения.

Звеном логистической системы является структурно обособленное подразделение предприятия, участвующее в перемещении материального потока (к примеру, склад сырья).

Элементами логистической системы являются отдельные участки подразделений предприятия, где выполняются логистические операции. Например, на участке комплектования оптового склада осуществляется сборка партий для покупателей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Классификация систем

Классификация систем В системах с низким уровнем сложности и линейными взаимодействиями редукционизм дает хорошие результаты. К этой категории можно отнести многие созданные людьми механические системы. Умелый ремесленник способен разобрать ваши часы на части,

Тема 2 Потоки в логистических системах

Тема 2 Потоки в логистических системах 2.1. Понятие материального потока Человек может смотреть бесконечно на горящий огонь, текущую воду и работающего человека. Все перечисленное относится к потокам. Поток – это количество вещества, информации, денежных средств,

Тема 8 Транспортное обеспечение в логистических системах

Тема 8 Транспортное обеспечение в логистических системах 8.1. Сущность транспортной логистики Транспортная логистика – это оптимизация управления транспортировкой грузов, то есть выполнения операций перемещения и хранения сырья, полуфабрикатов, объектов

19.1. Анализ и проектирование логистических систем

19.1. Анализ и проектирование логистических систем Анализ логистических систем – это процедуры исследования, выработки, обоснования и принятия решений в процессе проектирования логистической системы предприятия. Включает в себя совокупность методов формирования и

Читайте также  Наследственность и ее влияние на здоровье

19.3. Контроллинг в логистических системах

19.3. Контроллинг в логистических системах Усложнение процессов планирования, появление новых подходов к планированию и контролю является основной причиной появления контроллинга.Контроллинг – это концепция поддержки управления предприятием на основе системы

4.1 Понятие и классификация экономических систем

4.1 Понятие и классификация экономических систем Понятие «система» относится к числу важнейших научных категорий. Существует множество различных определений системы. Наиболее распространенным является следующее: Система – это упорядоченное множество компонентов,

3.1. Понятие и классификация экономических систем

3.1. Понятие и классификация экономических систем Понятие «система» относится к числу важнейших научных категорий. Существует множество различных определений системы. Наиболее распространенным является следующее.Система – это упорядоченное множество компонентов,

1.2. Классификация платежных систем

1.2. Классификация платежных систем Существует несколько видов ПС. В связи с разными масштабами деятельности конкретных платежных структур и с характером их операций по обслуживанию различных сегментов платежного оборота как в аналитической литературе, так и в

Приложение 2. Классификация розничных платежных систем по степени их системной значимости

Приложение 2. Классификация розничных платежных систем по степени их системной значимости Источник : Таблица составлена по материалам ECB

4. 4. Классификация информационных систем

4. 4. Классификация информационных систем На уровне отдельного предприятия информационные системы можно классифицировать следующим образом: плановые, текущие и оперативные.Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для

3.3. Проблемы при создании логистических информационных систем

3.3. Проблемы при создании логистических информационных систем В течение последних лет бурно развиваются основанные на информатике так называемые новые логистические технологии. Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение. Развитие

3. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ И ИХ СВОЙСТВА, ОКРУЖАЮЩАЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА

3. КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ И ИХ СВОЙСТВА, ОКРУЖАЮЩАЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА Системы могут быть физическими и абстрактными. Физические системы состоят из изделий, оборудования, людей и т. п., абстрактные отличаются тем, что в них свойства объектов существуют только в уме

4.2. Виды и классификация моделей систем качества

4.2. Виды и классификация моделей систем качества В практической деятельности по организации работ в области качества, особенно на начальных стадиях разработки системы качества или при подготовке ее к сертификации, возникают трудности c выбором формы представления

Классификация логистических систем

Система (от греч. «целое, составленное из частей») — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство.

Логистическая система — это приспосабливающаяся система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой.

Отличительными свойствами логистических систем являются наличие потокового процесса и определенная системная целостность. Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Логистические системы подразделяются по масштабу сферы деятельности на макрологистические и микрологистические.

Макрологистическая система — это крупная система, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств. Их связи строятся на базе товарно-денежных отношений. При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолевать трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями.

Важным критерием классификации макрологистических систем является используемая в этой системе логистическая цепь. В зависимости от вида логистических цепей логистические системы подразделяются на логистические системы с прямыми связями, логистические системы эшелонированные и логистические системы гибкие.

Логистические системы с прямыми связями — это логистические системы, в которых материальный поток доводится до потребителя без участия посредников.

Логистическая система эшелонированная, или многоуровневая, — логистическая система, в которой материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит через посредников (дилеров, дистрибьюторов и других).

Логистическая система гибкая — система, в которой доведение материального потока до потребителя может осуществляться как по прямым связям, так и с участием посредников. />Микрологистические системы являются подсистемами,

структурными составляющими макрологистических систем. К ним относятся различные производственные и торговые предприятия, отдельные подразделения предприятия. Теоретическое обоснование логистических процессов является слабо проработанной частью общего логистического менеджмента предприятий. В существующих учебных пособиях по логистике основное внимание уделено изучению уровня взаимоотношений между предприятиями или формированию глобальных логистических систем.

Любая система обладает определенной совокупностью свойств, которые позволяют говорить об объекте как о системе. Выделяют следующие основные свойства логистических систем: Целостность и членимость. Система — это целостная совокупность элементов, которые взаимодействуют друг с другом. Элементы существуют лишь в системе, так как вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы.

Это свойство можно рассматривать как на макроуровне, так и на микроуровне. На макроуровне рассматриваются предприятия и связывающий их транспорт. На микроуровне логистическая система представляет собой взаимодействие подразделений внутри одного предприятия. Наличие связей. Между элементами системы имеются существенные связи. Они должны быть более сильными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, иначе система не сможет существовать. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые и обратные.

В макрологистических системах основу связи между элементами составляют договоры. В микрологистических системах элементы связаны внутрипр оизв одств енными отношениями. Организация. Наличие системообразующих факторов у элементов системы лишь предполагает возможность ее создания. Для появления системы необходимо создать упорядоченные связи, то есть определенную структуру, организацию системы.

предполагает наличие у системы интегративных качеств, то есть качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Интегративные качества системы позволяют закупать материалы, производить из них товары и выдавать их во внешнюю среду. По размерам логистическая система может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Она способна адаптироваться к возмущениям внешней среды, реагировать на неё в том же темпе, в котором происходят события.

Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

Одним из важных механизмов взаимодействия элементов систем является явление синергии (совместный, корпоративный, эффект взаимодействия элементов в системе). Явление синергии изучает междисциплинарная наука синергетика.

Синергетика — это наука о процессах нелинейной самоорганизации в природе и обществе. Основы синергетики были заложены еще в исследованиях Аристотеля: «Целое больше простой суммы его частей».

Закон синергии: сумма свойств целого превышает «арифметическую» сумму свойств, имеющихся у каждого из вошедших в состав целого элементов. То есть свойства целого не сводятся к сумме свойств его частей.

Эффект синергии обусловлен появлением нового качества. Синергетика обратна стереотипному или линейному мышлению.

Логистическая информационная система
Классификации и методы

Логистическая информационная система (ЛИС) — одна из наиболее важных частей корпоративной информационной системы (КИС). Она позволяет решать, оптимизировать, автоматизировать задачи, связанные с планированием и управлением в первую очередь складскими, а также транспортными ресурсами.

Каталог решений и проектов внедрения логистических систем на TAdviser доступен по этому адресу.

Содержание

Логистика – это, прежде всего, управление финансовыми, материальными и ресурсными потоками. Человек, занимающий должность логиста, в первую очередь обязан быть хорошим управленцем и стратегом. Кроме того, уметь отыскивать альтернативные варианты работы, продумывать наиболее эффективные действия, предвидеть внештатные ситуации и возможные незапланированные расходы.

Сфера доставки грузов совсем не шаблонна, как может показаться на первый взгляд. Ведь каждый отдельный случай перевозки и транспортировки товара или услуги должен иметь собственное решение и индивидуальный план действий.

Основная задача большинства транспортных компаний – доставить груз строго в оговоренное время (распространенная концепция «точно в срок»). Если разложить эту задачу по полочкам, получаем несколько не столь глобальных задач:

  • правильный выбор транспортного средства
  • планирование транспортного процесса и согласование его с производственными и складскими условиями
  • определение оптимальных маршрутов доставки

Классификация

Логистическая структура любой компании разбита на отдельные области, которые, взаимосвязаны между собой. Возможно некоторые из звеньев компаниям и ненужны. Однако чем больше фирма, тем больше звеньев ее логистической структуре. Назовем некоторые, наиболее важные из них:

  • Логистика в области поставок
  • Производственная логистика
  • Сбытовая логистика
  • Транспортная логистика
  • Управление логистической цепочкой
Читайте также  Нефть и продукты её переработки

Методы

Каждая из областей отличается присущей ей спецификой и требует собственного подхода в управлении.

  • S&OP (Sales & Operation Planning) — Система планирования продаж и операционной деятельности
  • FP&S (Factory planning & Scheduling) — Система планирования технологических процессов и создания календарных графиков
  • SRM (Supplier Relationship Management) — Система управления взаимоотношениями с Поставщиками
  • CRM (Customer Relationship Management) — Система управления взаимоотношениями с Заказчиками
  • TMS (Transportation Management System) — Система управления транспортом
  • WMS (Warehouse Management System) — Система управления складом

При выборе логистического программного обеспечения речь идет не просто о функциональных возможностях или о предположительно наиболее походящем поставщике ПО. Перспективные информационные системы обладают большой гибкостью, широкими возможностями интеграции и позволяют повысить рентабельность за счет эффективного управления ресурсами.

Логистика является важным элементом структуры затрат. Исчерпав за прошедшие годы потенциал оптимизации своей внутренней логистики (интралогистики), многие предприятия приходят к решению искать дополнительные возможности путем внедрения новых информационных технологий (ИТ) в процессы логистики. Но возникает вопрос: какими критериями следует руководствоваться при выборе логистических ИТ-систем, чтобы они соответствовали современным требованиям комплексной логистики и быстро меняющимся бизнес-процессам? Высокая стоимость маркетинговых исследований, сложность сравнения продуктов и огромный рынок поставщиков не позволяют многим заинтересованным предприятиям ответить на этот вопрос. Рассмотрим существенные критерие принятия решения.

1. Тенденции интралогистики

Тот, кто хочет, чтобы его инвестиции соответствовали требованиям завтрашнего дня, должен иметь представление о существующих тенденциях развития ситуации и его движущих силах. В исследовании «Будущее интралогистики 2020+» Научно-исследовательского общества по интралогистике, подъемно-транспортному оборудованию и логистическим системам (IFL) были выявлены три глобальных тенденции, которые могут оказать существенное влияние на будущее интралогистики:

  • глобализация,
  • повышение эффективности использования ресурсов,
  • развитие и внедрение инноваций.

Эти три тенденции служат отправной точкой выбора подходящей и, в первую очередь, перспективной ИТ-системы: она должна стимулировать инновационную деятельность предприятия и содействовать развитию бизнес-процессов или, по меньшей мере, оказывать им поддержку. Она должна обеспечивать оптимальное, экономичное использование имеющихся ресурсов. Для глобальных предприятий важна также системная интеграция – через границы и континенты. Иными словами, способность к интеграции, гибкость и эффективность являются на данный момент определяющими при выборе современного логистического ПО.

2. Стандартное ПО со свойствами индивидуальной системы

Учитывая бюджет расходов и сроки реализации, индивидуальные системы давно перестали соответствовать требованиям времени. ПО для интралогистики, как и сами логистические процессы, остается индивидуальным решением, однако оно строится на основе стандартных продуктов, имеющих модульную структуру. В рамках своих возможностей модули этой стандартной системы комбинируются в соответствии с требованиями пользователя и за счет параметризации и масштабирования настраиваются на конкретные процессы.

Так например, программное обеспечение класса Premium, к которому относятся и ИТ-системы компании PSI Logistics (ПСИ), позволяет кроме того осуществлять интеграцию, отображение и управление специальными процессами, выходящими за рамки распространенных стандартных процессов. Компания разработала для этой цели специальную автоматизированную процедуру испытаний и специальное управление проектами с использованием, так называемого, гибкого моделирования. Результатом стало сокращение сроков выполнения и расходов на опытно-конструкторские работы, высокая гибкость и качество систем. Кроме того, появилась возможность расширять функциональность разработанного ПО даже после завершения проектирования.

3. Архитектура

Гибкость ПО должна быть заложена уже в базовой архитектуре. Аспектно-ориенти-рованная (сервисно-ориентированная) архитектура (SOA) представляет собой современную основу для этой цели. В ней учтен тот факт, что концепции и системы современной комплексной логистики охватывают все больше новых, более сложных процессов, а программное обеспечение, в свою очередь, постоянно расширяет спектр своих функциональных возможностей. Компания PSI Logistics усовершенствовала этот современный подход на основе SOA, создав сервис-ориентированные архитектуры на базе Java (SOJA). Благодаря SOJA разнородные ИТ-инфраструктуры приобретают способность к интеграции и динамику. Архитектуры SOJA обеспечивают согласованную работу разнородных ИТ-систем и использование единых решений в области мониторинга в виде различных, специфических для отрасли и/или функции программных продуктов, связанных друг с другом аналогично сети с шинной архитектурой. Это позволяет различным системам работать рядом и совместно друг с другом и упрощает решение проблемы интерфейсов.

4. Интерфейсы

Отличительной чертой проектов интралогистики является то, что многочисленные компоненты (от стеллажей, подъёмно-транспортного оборудования и стеллажных штабелёров до систем управления и управляющих компьютеров), производители и субподрядчики должны действовать согласованно. Кроме того, часто требуется разработка интерфейсов для оперативных и экономичных ИТ-систем.

Если процессы выходят за рамки отдельного предприятия, к этому добавляются еще требования обмена информацией в более сложных сетях с неоднородными системными ландшафтами. В будущем в результате межведомственной категоризации появится возможность стандартным образом подключать оборудование к определенным интерфейсам, расширять или (при смене технологии) модернизировать его в отдельных частях, подобно модульным системам. SOJA является перспективной базовой архитектурой для реализации этой цели.

5. Совокупные затраты на ИТ

Согласно проведенным исследованиями, при инвестициях в систему управления складом 6-значных сумм в евро, только 15% совокупных затрат (TCO – Total Cost of Ownership) приходится на начальные инвестиции. Учитывая затраты на оборудование и сети, вспомогательные и эксплуатационные расходы и стоимость услуг начальные инвестиции приравниваются почти к 40% общих проектных затрат на ИТ-решения. Около 60% затрат уходят на дальнейшее обеспечение жизненного цикла.

Следовательно, начальные инвестиции должны быть направлены не просто на поиск наиболее выгодного поставщика ПО. В первую очередь необходимо учитывать такие аспекты, как модели эксплуатации, договорное обеспечение гарантии готовности и дополнительные возможности, благодаря которым программное обеспечение может не только поддерживать современные бизнес-процессы, но и легко интегрироваться в будущее предпринимательское и/или технологическое развитие.

6. Тенденции и технологии

Современные логистические ИТ-системы предлагают не только многофункциональные возможности. Отличительными признаками перспективных ИТ-систем являются их гибкость и способность к интеграции. Гибкость – с точки зрения полезности этих систем в изменяющихся, динамичных бизнес-процессах. Под интеграцией подразумевается интеграция в современные ИТ-инфраструктуры, интеграция процессов, выходящих за рамки одного предприятия, и современных технологий (например, RFID). Все это становится возможным, благодаря развивающемуся, способному к обновлению и настраиваемому на индивидуальные потребности стандартному программному обеспечению.

7. Пользовательский интерфейс

Пользовательский интерфейс является важным элементом повышения производительности и восприятия системы пользователями. Лозунг «чем ярче, тем лучше», остался в прошлом. Наиболее важными становятся другие аспекты. Демографические изменения означают появление большего количества пользователей, говорящих на иностранном языке. Нехватка специалистов требует большой гибкости в моделях и структурах рабочего времени. Быстрая смена мест работы делает необходимым разработку интуитивных, легко осваиваемых интерфейсов для работы с системой. Для повышения производительности каждый пользователь должен иметь возможность организовать свое рабочее место в соответствии со своими задачами.

Всё это обосновывает высокие требования к концепции интерфейса оператора в современном логистическом ПО. Логистику характеризует информация и мобильность. В связи с этим все больше функций ИТ-систем в логистике будут использоваться мобильно. Они выйдут далеко за рамки классической системы управления штабеллерами и безбумажного комиссионирования. Примерами могут служить IPhone и IPad компании Apple.

8. Сети между предприятиями

Одновременно предприятия будут подвергаться все более сильному давлению со стороны глобальной конкуренции, повышения цен и растущих требований к качеству и сервису в новом экономическом пространстве. Транспортные цепи нужно будет подстраивать под меняющиеся условия. Это означает серьезные последствия для логистического ПО. Например, с точки зрения перспективных функциональных возможностей стратегическими инструментами глобальной конкуренции станут централизованные системы, моделирование издержек по перевозкам и возможность планировать, варьировать путем моделирования и оптимально организовывать цепочки создания стоимости и сети по всему миру.

Логистические системы: понятия, основные черты, классификация

Большинству реально функционирующих на практике логистических систем присущи основ­ные черты сложных (больших) систем, позволяющие применять к их анализу и проектированию системный подход, а именно:

сложность. Сложность логистической системы характеризуется такими основными призна­ками, как наличие большого числа элементов (звеньев); сложный характер взаимодействия между отдельными элементами; сложность функций, выполняемых системой; наличие сложно организо­ванного управления; воздействие на систему большого числа стохастических факторов внешней среды;

Читайте также  Історія компанії БелАЗ

иерархичность, т.е. подчиненность элементов более низкого уровня (порядка, ранга) элементам более высокого уровня в плане линейного или функционального логистического управления;

эмерджентность (целостность), т.е. свойство системы выполнять заданную целевую функ­цию, реализуемое только логистической системой в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами;

структурированность – это наличие определенной организационной структуры логисти­ческой системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления, реализующих заданную цель.

Особенностями реальных звеньев, из которых может состоять логистическая система, явля­ются:

♦ различные формы собственности и организационно-правовые формы;

♦ различия в характере и целях функционирования;

♦ различия в производственной мощности, уровне концентрации производства, используемом технологическом оборудовании, потребляемых ресурсах;

♦ рассредоточенность технических средств и трудовых ресурсов на большой территории;

♦ экстерриториальность и высокая мобильность средств транспорта;

♦ зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев и др.

Кроме того, нужно учитывать, что большинство звеньев логистической системы являются синтезом субъектов и объектов логистического управления со своими организационно-функцио­нальными структурами и локальными критериями оптимизации функционирования, которые в общем случае могут не совпадать с глобальной целью логистической системы. Это значительно усложняет формирование управления в логистической системе и приводит к необходимости создания органа высшего логистического менеджмента для координации и интеграции действий звеньев логистической системы.

На рис. 21 представлена классификация логистических систем. Согласно предлагаемой клас­сификации логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и мак-рологистические системы. Микрологистическая система – это определенная организация бизнеса, предназначенная для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или) снабжения и сбыта. Соответственно различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.

Рис. 21. Классификация логистических систем

Внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Если задана программа выпуска готовой продукции (производственное расписание), то основными задачами внутрипро­изводственной логистической системы являются: эффективное использование материальных ресурсов, уменьшение запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, контроль и управление уровнем запасов материальных ресурсов, незавершенного произ­водства и готовой продукции в складской системе фирмы-производителя, оптимизация работы технологического (промышленного) транспорта. Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных логистических систем обычно являются минимальная себестоимость продукции и минимальная длительность производственного периода при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции.

Внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения (конечного личного или производственного потребления) вне производственного технологического цикла. Таким образом, звеньями внешних логистических систем являются элементы снабженческих и распределительных сетей, выполняющие те или иные логистические операции по обеспечению движения потоков от поставщиков материальных ресурсов к производственным подразделениям фирмы-производителя и от ее складов готовой продукции к конечным потребителям.

Выделение базисных и ключевых логистических функций привело к появлению внешних логистических систем физического распределения (дистрибьюции), снабжения (закупок) и др. Соответственно в западной и отечественной экономической литературе были предприняты попытки исследования подобных систем и их задач в рамках закупочной, распределительной, сбытовой логистики. Однако в полной мере концепция бизнес-логистики в современном пони­мании была реализована при появлении интегрированных логистических систем, синтез которых базировался на интегральной парадигме логистики. С позиций данной парадигмы границы интег­рированной микрологистической системы определяются производственно-распределительным (логистическим) циклом, включающим процессы закупки материальных ресурсов и организации снабжения, внутрипроизводственные логистические функции, логистические операции в распре­делительной системе, при организации продаж готовой продукции потребителям и послепро­дажном сервисе.

Иногда внутрипроизводственные и внешние логистические системы рассматривают как подсистемы интегрированной логистической системы. На рис. 22 в укрупненном виде представ­лена схема микрологистической системы. Базисные логистические функции (снабжение, произ­водство, сбыт) реализуются в зависимости от поставленных перед логистической системой целей и критериев оптимизации путем создания специальной организационно-функциональной струк­туры, которая включает в себя высший логистический менеджмент, осуществляющий коорди­нацию и интегрированное управление материальными (финансовыми, информационными) пото­ками, и множество звеньев логистической системы. Звенья логистической системы могут быть как внутрифирменными подразделениями (транспортными, производственными, складскими, грузо­перерабатывающими и т.п.), так и привлеченными предприятиями, организациями и учрежде­ниями (логистическими посредниками), выполняющими те или иные логистические операции и функции. На рис. 22 показаны логистические функции, выполняемые звеньями логистической системы в процессах снабжения, производства и сбыта. Кроме прямых материальных потоков ресурсов и готовой продукции, на схеме показаны возвратные материальные потоки (ВМП), обра­зуемые в товаропроводящих сетях сбыта (дистрибьюции) и снабжения возвращаемой готовой продукцией, тарой, возвратными (вторичными) материальными ресурсами и отходами.

Рис. 22. Укрупненная схема микрологистической системы:
ЗЛС – звенья логистической системы; МР – материальные ресурсы; НП – незавершенное произ­водство; ГП – готовая продукция; ВМП – возвратные материальные потоки

Общая структура микрологистической системы, представленная на схеме (рис. 22), может функционировать как интегрированная, внешняя или внутрипроизводственная логистическая система в зависимости от степени охвата базисных логистических функций и цели синтеза. Для достижения этой цели управляющие воздействия в микрологистической системе реализуются обычно на внутрифирменном уровне специальным отделом логистики или интегральным менед­жером, принимающим решения и координирующим работу всех элементов системы.

Макрологистическая система – это система, назначением которой не является извлечение прибыли или достижение каких-либо других корпоративных целей организации бизнеса и которая создается на уровне территориального или административно-территориального образования для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач подобного рода. Мак-рологистические системы могут быть классифицированы (см рис. 21) по нескольким признакам.

По объектно-функциональному признаку могут быть выделены макрологистические системы для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведом­ственные (межотраслевые), торговые, военные, институциональные и т.п. В западной практике часто используется понятие глобальных макрологистических систем, к которым относят государ­ственные (транснациональные) системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударст­венные (международные) системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные системы, создаваемые в пределах нескольких континентов.

Цели создания макрологистических систем могут в значительной степени отличаться от целей и критериев построения микрологистических систем. Для фирмы в качестве критериев оптими­зации ее функционирования в рыночной среде бизнеса и соответственно формирования логисти­ческой организации и управления могут применяться, например, такие критерии, как минимум общих логистических издержек, максимальный объем продаж готовой продукции (или прибыли), завоевание максимальной доли рынка, удержание позиций на рынке сбыта, максимальная вели­чина курсовой стоимости акций и т.п.

Обязательным условием при этом является наиболее полное удовлетворение запросов потре­бителей относительно качества продукции, сроков выполнения заказов, уровня логистического сервиса.

В большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек используется и при построении макрологистических систем. Однако зачастую критерии формирования макроло­гистических систем определяются экологическими, социальными, военными, политическими и другими целями.

С позиций общей теории управления, в частности по аналогии с автоматизированными систе­мами управления (АСУ), логистическую систему как на микро-, так и на макроуровне можно представить в виде синергии субъекта и объекта логистического управления, поддерживаемой комплексом обеспечивающих подсистем (рис. 23). При таком подходе в большинстве реально функционирующих логистических систем реализуется кибернетический принцип «следящей» системы управления.

Рис. 23. Представление логистической системы в качестве «следящей» системы управления:
, , С° – векторы параметров входных потоков; а – рассогласование; U – вектор управляющих воздействий на объект; V’, R’, С’ – векторы параметров выходных потоков

Согласно этому принципу субъект (управляющая система) непрерывно отслеживает выход­ные параметры материальных (информационных, финансовых) потоков, сравнивая их с заданной настройкой, определяемой целевой функцией и ограничениями, накладываемыми на управление в логистической системе.

Для поддержки процессов логистического управления в логистической системе обычно формируется комплекс подсистем, состоящий из информационного, организационного, экономи­ческого, технического, правового, эргономического, экологического и других видов обеспечения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: