Классицизм в живописи - OXFORDST.RU

Классицизм в живописи

Эпоха Классицизма в живописи

Продолжаю рассказывать о живописи. Кратко, я уже познакомился с:

На этот раз очередь дошла до эпохи Классицизма в живописи:

Краткое описание:

Классицизм – появился в эпоху Возрождения, развивался во Франции. Название «Классицизм» можно перевести как «Образцовый», это означало, что живописцы следовали определенным правилам, старались рисовать образцово, можно сказать, идеально (из-за обращения художников к античному миру) .

Годы:

Характерные особенности:

Классицизм, в некоторой степени, противопоставляется Барокко. Особенность Классицизма – в эту эпоху активно обращаются к античности (но и не только). В этих картинах наблюдается гармония, логичность сюжета, композиции, объемов. Чаще всего, это передается с помощью света и тени, точных переднего, среднего и дальнего планов. Обычно, передний план коричневый, средний – зеленый, дальний – голубой. На картинах Классицизма, чаще всего, изображаются люди.

Выделяются иерархия – высокий жанр (исторические, религиозные и мифологические сюжеты) и низкий жанр (портрет, натюрморт и пейзаж).

Имеется некоторая путаница в терминах. В России выделяют два жанра «Классицизм» (живопись 17-19 вв.) и «Неоклассицизм» (живопись 19-20 вв.). Во Франции (родине «Классицизма») нет неоклассицизма, там все года вместе, представлены в одной жанровой эпохе.

В общем, как я понял, Классицизм — этакое Возрождение не от родоначальников этой эпохи, а от других европейцев.

Известные художники:

Никола Пуссен (1594 — 1665) – Франция, родоначальник Классицизма:

  • Похищение сабинянок:

Николо Пуссен. Похищение сабинянок

  • Вдохновение поэта:

Никола Пуссен. Вдохновение поэта

  • Царство Флоры:

Никола Пуссен. Царство Флоры

  • Чудо св. Франциска Ксаверия:

Никола Пуссен. Чудо св. Франциска Ксаверия

  • Парнас:

Никола Пуссен. Парнас

  • Рождение Вакха и смерть Нарцисса:

Никола Пуссен. Рождение Вакха и смерть Нарцисса

  • Спящая Венера и пастухи:

Никола Пуссен. Спящая Венера и пастухи

  • Слепец Орион ищет Солнце:

Никола Пуссен. Слепец Орион ищет Солнце

  • Моление о чаше:

Никола Пуссен. Моление о чаше

  • Марк Фурий Камилл отпускает детей Фалерии с предавшим их учителем:

Никола Пуссен. Марк Фурий Камилл отпускает детей Фалерии с предавшим их учителем

  • Танец под музыку времени:

Никола Пуссен. Танец под музыку времени

Клод Лоррен, настоящая фамилия Желле, известен своими пейзажами (1660 — 1682) – Франция:

  • Отплытие царицы Савской:

Клод Лоррен. Отплытие царицы Савской

  • Римский пейзаж:

Клод Лоррен. Римский пейзаж

  • Отплытие святой Паолы Римской:

Клод Лоррен. Отплытие святой Паолы Римской

  • Морской порт:

Клод Лоррен. Морской порт

  • Пейзаж:

Клод Лоррен. Пейзаж

  • Морская гавань при заходе солнца:

Клод Лоррен. Морская гавань при заходе солнца

  • Пейзаж с Ацисом и Галатеей:

Клод Лоррен. Пейзаж с Ацисом и Галатеей

  • Пейзаж с нимфой Эгерией:

Клод Лоррен. Пейзаж с нимфой Эгерией

  • Пейзаж с Аполлоном и Меркурием:

Клод Лоррен. Пейзаж с Аполлоном и Меркурием

  • Деревенский праздник:

Клод Лоррен. Деревенский праздник

Шарль Лебрен (1619 — 1690) – Франция:

  • Вступление Александра в Вавилон:

Шарль Лебрен. Вступление Александра в Вавилон

  • Жертвоприношение Иевфая:

Шарль Лебрен. Жертвоприношение Иевфая

  • Падение восставших ангелов:

Шарль Лебрен. Падение восставших ангелов

  • Портрет Людовика XIV:

Шарль Лебрен. Портрет Людовика XIV

  • Конный портрет Людовика XIV:

Шарль Лебрен. Конный портрет Людовика XIV

  • Апофеоз Людовика XIV:

Шарль Лебрен. Апофеоз Людовика XIV

Классицизм в искусстве: определение, история, примеры 9 943 Раздел в процессе наполнения и корректировки

Что такое классицизм? Что такое неоклассицизм?

В изобразительном искусстве термин «классицизм» (прилагательное: классицистский) обычно относится к подражанию искусству классической древности (ок. 1000 до н.э. – 450 г. н.э.), особенно к подражанию «греческому искусству» и «римскому искусству», а также более ранним прототипам, таким как «эгейское искусство» (ок. 2500-1100 гг. до н.э.) и «этрусское искусство» (ок. 700-100 гг. до н.э.). Так, например, любая архитектура, живопись или скульптура, выполненная в средние века или позже, которая была вдохновлена ​​искусством Древней Греции или Древнего Рима, является примером классицизма (или может рассматриваться как классицизм).

Весьма странно, что «классицизм» часто используется взаимозаменяемо со словом «неоклассицизм». Так, например, архитектурный стиль здания Капитолия США может быть описан как «классицистский» или «неоклассический»; Точно так же статуя Давида Микеланджело может быть описана как пример «классицизма» или «неоклассицизма».

Тем не менее, термин «неоклассицизм» чаще всего используется для описания конкретного возрождения греческого и римского искусства, которое произошло в Европе и Америке между 1750 и 1860 годами нашей эры. Таким образом, здание Капитолия США (построено в 1793-1829 годах) и статую Микеланджело, которую называют «неоклассиком», вероятно, лучше всего описать как пример «классицизма».

ПРИМЕЧАНИЕ: греческая скульптура и греческая керамика, а также греческая живопись, как общепризнанно считается, превосходят римские. Греческая архитектура также является основой для римской архитектуры, хотя римские инженеры добились значительных успехов в использовании греческих материалов и методов. Тем не менее, значительная доля греческих скульптур и других произведений известна нам только по римским копиям, в то время как римские здания также значительно пережили греческие сооружения. Знать римское искусство значит знать много о греческом искусстве.

Характеристики классического стиля

Хотя оно и варьируется от жанра к жанру, классическое искусство славится своей гармонией, балансом и чувством пропорции. В своей живописи и скульптуре оно использует идеализированные фигуры и относится к своим предметам не анекдотично, эмоционально нейтрально. Цвет всегда подчинен линии и композиции. Как правило, он недооценен – ​​обработка безлична до степени анонимности – и он стремится достичь гармоничного и созерцательного эффекта. Классическая архитектура строго регулируется математическими пропорциями. Греческие дизайнеры, например, использовали точные математические расчеты для определения высоты, ширины и других характеристик архитектурных элементов. Более того, эти пропорции будут слегка изменены – например, некоторые элементы (колонны, капители, базовая платформа) будут сужены – для создания оптимального визуального эффекта, а не для скульптуры. Среди величайших представителей классицизма: (1) Архитектура : Донато Браманте и Андреа Палладио; (2) Живопись : Рафаэль, Жак-Луи Давид, Жан Огюст Доминик Энгр; (3) Скульптура : Микеланджело и Антонио Канова.

История классицизма

Средневековый классицизм (800-1400 г.г. н.э.)

Средневековое искусство стало свидетелем нескольких волн классицизма. Первая волна упоминается как «Ренессанс Каролингов» (ок. 750–900), который начался во времена правления короля Карла Великого (правил 768–814). Культурный классицизм эпохи Каролингов породил архитектуру Палатинской капеллы в Аахене (792-805), которая была вдохновлена ​​восьмиугольным стилем церкви 6-го века Сан-Витале в Равенне, а также многочисленными рукописями с латинской иллюминацией. В том числе: Евангелие Лорша , Утрехтский Псалтырь и Евангелистский Годескалк . Второе возрождение классицизма – эпоха оттонского искусства (ок. 900-1050) – процветало во времена Оттонской империи при Отто Великом, который был коронован как император Священной Римской империи в Риме в 962 году. На него повлияло, в частности, наследие Каролингов и возобновление интереса к северному итальянскому искусству, а также расширение контактов с византийским искусством Восточной Римской империи. Вплоть до 1050 года большинство произведений классицизма создавалось в христианских монастырях. В течение следующих трехсот лет христианская церковь уделяла основное внимание ряду программ по строительству соборов и храмов. Это началось с принятия стиля романской архитектуры (c.1000-1150), в котором повторно использовались римские закругленные арки, массивные стены и своды, но многие архитектурные элементы классической древности были быстро забыты. Эти тенденции ускорились в течение последующей эры готической архитектуры (c.1120-1400).

Классицизм периода Ренессанса (1400-1600)

Не удивительно, что Италия – сердце Римской империи, принявшая многие греческие колонии с их традициями эллинистического искусства – стала свидетелем величайшего из всех классических возрождений в Европе. Процесс, который начался во Флоренции во время ранних «четырехсотых» (15-го века), известных как итальянский Ренессанс – или, возможно, точнее, как флорентийский Ренессанс – первоначально возглавили архитектор Филиппо Брунеллески (1377–1446), теоретик искусства Леон Баттиста Альберти (1404–1472), скульптор Донателло (1386–1466) и художник Масаччо (1401–1428). Брунеллески особенно интересовался математическими пропорциями древнеримских построек, которые он почитал. Альберти, считавший классицизм синонимом красоты, прославился своими трактатами « De Statua », « Della Pittura » (1435) и « De Re Aedificatoria » (1452) и стремился сделать принципы перспективы доступными для широкого круга художников, желающих учиться этой новой технике. Донателло использовал те же принципы для подражания греческим статуям, в то время как Масаччо включил в содержание своих картин классические элементы, в том числе свою собственную технику перспективы. Классицизм продолжал доминировать в искусстве эпохи Возрождения в Риме, известном как Высокий Ренессанс, – воплощение классической пропорции Сикстинской Мадонны (1513-1514) Рафаэля (1483–1520); и Витрувианского Человека (1492), Леонардо да Винчи, в пропорциях (мужского) человеческого тела, когда-то описанных римским архитектором Витрувием (c.78-10 до н.э.). Искусство эпохи Возрождения в Венеции также находилось под сильным влиянием классической античности из-за тесных связей города с Константинополем (Византией), бывшим резиденцией восточно-римских императоров и все еще центром древнегреческой культуры. Мозаика в византийском стиле была особо почитаема. Архитектура венецианского ренессанса также была вдохновлена ​​классическими примерами – см., В частности: архитектор-классицист Андреа Палладио (1508-1580), чьи проекты были основаны на ценностях классической архитектуры, которые обрисовал в общих чертах Витрувий и другие.

Читайте также  Образ крестьянина в русской литературе

Классические основополагающие принципы итальянского Ренессанса распространились на запад, во Францию ​​и Испанию, и на север, в Германию и «Низкие земли». И, с появлением относительно дешевых печатных книг, изучение классической литературы стало более распространенным, а к концу 16-го века это стало нормой в большинстве учебных программ университетов.

Барочный классицизм (1600-1700)

Гармония и сбалансированные пропорции классического искусства эпохи Возрождения в конечном итоге оказались недостаточными для творческих импульсов начала 17-го века и его заменило искусство барокко, гораздо более сложная и драматическая идиома, величайшими мастерами которой были, например, Караваджо (1573-1610) и Андреа Поццо (1642-1709). Но одна или две нити классицизма остались. Аннибале Карраччи и его Болонская школа, например, были особенно влиятельными – см.: Классицизм и натурализм в итальянской живописи 17-го века, Николас Пуссен (1594-1665) и Клод Лоррен (1600–1682). Действительно, именно в конце 17-го века классические традиции стали неотъемлемой чертой западного искусства благодаря открытию ряда официальных «академий» с учебными планами, предназначенными для обучения студентов классическим принципам, пропагандируемым мастерами итальянского ренессанса.

Неоклассицизм (c.1780-1850)

В начале и середине 18 века искусство барокко сменилось декадентским, причудливым рококо. Позже, около 1780 года, этот легкомысленный стиль был заменен следующим великим возрождением классического искусства, известным как неоклассицизм. Отстаиваемый ученым Иоганном Винкельманом (1717-1768), этот новый стиль иллюстрируется неоклассической живописью Жака-Луи Давида (1748-1825); произведениями его последователя Жана Доминика Энгра (1780-1867); неоклассической скульптурой Антонио Кановы (1757-1822); и архитектурой таких дизайнеров, как Жак Суффло (1713–1880), Томас Джефферсон (1743–1826) и других.

Классицизм 19-20 веков

Классицизм отстаивал достижения древней Греции и Рима – классический идеал – как эталон, по которому можно судить о современном обществе. Начинаясь как элитарное научное и монашеское движение, оно постепенно применялось ко всем аспектам жизни, не только к изобразительному искусству и архитектуре. Тем не менее, начиная с 18-го века, открытия современной науки, а также достижения в социальной и политической теории, постепенно начали раскрывать, то, что греки и римляне не могли знать . В результате – за исключением классического стиля академического искусства, утвержденного Французской академией и Братством прерафаэлитов (1848-1855) – классицизм никогда уже не был распространен в искусстве и других областях так широко в течение 19-го и 20-го веков, как это было раньше.

Для последнего импульса классицизма, см. Классическое возрождение в современном искусстве (c.1900-1930). Это возвращение к образам классического стиля включало в себя работы Пикассо (1881-1973). см. Также неоклассические рисунки Пикассо – а также таких разных художников, как Андре Дерен (1880-1954), Анри Матисс (1869-1954), Фернан Леже (1881-1955), Джорджо де Кирико (1888-1978) и Джорджо Моранди (1890-1964) и это лишь некоторые из них.

ПРИМЕЧАНИЕ: Все периоды классицизма разделяют определенное почтение к художественным ценностям античности, хотя они значительно различаются в их интерпретации этих ценностей, в зависимости от эпохи, а также жанра (архитектура, живопись, скульптура). Кроме того, некоторые современные классицисты меньше восхищаются материальными формами антиквариата и гораздо больше восхищаются его сущностью . Например, кубизм рассматривается как классицистская идиома, поскольку он делает упор на структуру и форму, его основу в геометрии и его искомый эффект, который обычно гармоничен и созерцателен.

Знаменитые образцы классического искусства

Живопись

Клятва Горация (1784) Жака-Луи Давида.
Лувр, Париж.

Смерть Марата (1793) Жака-Луи Давида.
Лувр, Париж.

Купальщица Вальпинкон (1808) Жана Доминика Энгра.
Лувр, Париж.

Большая одалиска (1814) Жана Доминика Энгра.
Лувр, Париж.

Большие купальщики (Les Grandes Baigneuses) (1894-1905) Сезанна.
Национальная галерея, Лондон; Музей Искусств, Филадельфия; Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания.

Две обнаженные (1906) Пикассо.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Неопределенность поэта (1913) де Кирико.
Коллекция Тейт, Лондон.

Песня о любви (1914) Де Кирико.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Тайна и тоска улицы (1914) де Кирико.
Частная коллекция.

Пьяный джентльмен (1916) Карло Карра.
Частная коллекция.

Сидящая женщина (1920) Пикассо
Музей Пикассо, Париж.

Большая купальщица (1921) Пикассо.
Музей оранжереи, Париж.

Механик (1920) Фернана Леже.
Национальная галерея Канады.

Три женщины (Le Grand Dejeuner) (1921) Фернана Леже.
Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Обнаженная на красном фоне (1923) Фернана Леже.
Художественный музей, Базель.

Две сестры (1935) Фернана Леже.
Галерея старых мастеров, Берлин.

Классицизм: возврат к идеалам античности

К началу XVIII века строгий классический стиль постепенно вытеснил причудливое барокко. За образец гармонии и соразмерности вновь была принята Античность. В век классицизма господствовали идеалы красоты, близкие античным.

Ярче всего классицизм проявился в архитектуре, однако его влияние заметно также в скульптуре и живописи.

Черты нового стиля

В XVIII столетии Европа начала уставать от пышного барокко. Но только ли жажда новизны стала причиной появления нового стиля?

Бурное развитие науки и предпринимательства сделало людей более практичными. Искусство стали воспринимать уже не как результат стихийного творческого порыва, а как плод разума, логики и зрелого размышления художника.

Укрепление власти монархов, в частности во Франции, потребовало нового художественного языка, которым и стал классицизм, зародившийся при «короле-солнце» Людовике XIV.

В этом стиле все лишние украшения отбрасываются в пользу вечного, неизменного и наиболее существенного. Общественное властвует над личным, разум — над чувствами. Появляется строгая иерархия жанров, их смешение не допускается. Так, к высокому жанру в живописи относились историческая, религиозная и мифологическая картина, а к низкому — портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сценки. Художники, скульпторы, архитекторы берут за образец искусство Древней Греции и Древнего Рима. Античные герои становятся примером для подражания. Строгие архитектурные линии подчеркивают незыблемость власти и полностью соответствуют новым градостроительным задачам: практичности, величию, строгости.

«Если классическое искусство холодно, то это потому, что пламя его вечно.» С. Дали

Начало классицизма в живописи

В 1648 году во Франции по инициативе «первого живописца короля» Шарля Лебрена (1619–1690) была основана Академия живописи и скульптуры, на долгие годы оставшаяся «матерью классицизма». Свое почетное звание (и, кстати, пожизненную пенсию) Лебрен получил за серию полотен, посвященных Александру Македонскому.

Французский художник Никола Пуссен (1594–1665) одним из первых обратился к античному наследию и традициям Леонардо да Винчи и Рафаэля. Он стремился к ясности, гармонии и соразмерности композиции, считая именно их идеалом красоты. Его полотна «Парнас», «Суд Соломона», «Великодушие Сципиона» воспевают силу человеческих характеров, мужественность поступков, прославляют торжество любви и высшей справедливости.

Еще один представитель раннего классицизма — Клод Лоррен (1600– 1682). В отличие от Пуссена, его привлекали не героические сюжеты, а тема гармонии человека и природы. По свидетельству современников, Лоррен «старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката; и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас приводил свои краски в согласие с увиденным, бежал с ними домой и применял их к задуманной им картине, достигая тем высшей правдивости, не известной до него». Удивительно точные по цвету и совершенные по исполнению, полотна Лоррена по сей день являются образцом для пейзажистов.

Читайте также  Гастрит и гастродуоденит

Наследие римских героев и классическая скульптура

Стиль Жака-Луи Давида (1748–1825) основан на детальном знакомстве с античными памятниками искусства, в том числе со скульптурой. Начатые в то время раскопки Помпей, засыпанных пеплом Везувия, подарили художникам много нового материала для вдохновения. Наиболее известны картины Давида «Клятва Горациев», которую он написал по заказу короля Людовика XVI, и «Брут». Обе они прославляют верность долгу и родине, причем на втором полотне эти ценности ставятся даже выше родственных уз: главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей за участие в заговоре против государства.

Жак-Луи Давид был участником французской революции, а после прихода к власти Наполеона стал его горячим сторонником

Вершиной классицизма в жанре скульптуры считаются работы итальянца Антонио Кановы (1757–1822). Они пропорциональны и совершенны: в них словно нет ни одного изъяна. Почему же современники подчас критиковали их? Как ни странно, Канову обвиняли в том, что в своем стремлении к идеалу он доходит порой до холодности, недопустимой в искусстве. Наследие Кановы творчески переосмыслил датский скульптор Бертель Торвальдсен (1770–1844). Его лучшие творения созданы в основном на античные сюжеты. Торвальдсену, как никакому другому скульптору эпохи классицизма, удалось передать суть искусства Древней Греции и Древнего Рима, его стремление к идеалу красоты и гармонии. Портретные бюсты, созданные Торвальдсеном, пользовались спросом по всей Европе.

Архитектура. Закат классицизма

Постройки эпохи классицизма — это симметрия, строгость, монументальность, приятная глазу сдержанность внутреннего и внешнего убранства.

В этот период воплощались в жизнь многие масштабные проекты: в крупных городах Европы и Америки (Берлине, Санкт-Петербурге, Мюнхене, Варшаве, Филадельфии) строились впечатляющие архитектурные ансамбли, напоминающие громады греческого Парфенона и Римского форума.

Известнейшим архитектором той эпохи был венецианец Андреа Палладио . В его творчестве принципы классицизма отразились во всей полноте. Со временем в, казалось бы, строго классических произведениях искусства начали проявляться некие новые веяния. Так, на полотнах французского живописца Жана Огюста Доминика Энгра (1780–1867) при соблюдении всех канонов классицизма присутствует восточный колорит. А в произведениях россиянина Карла Брюллова (1799–1852) стали заметными черты романтизма — обращение к сильным чувствам и переживаниям конкретной личности.

Что ж, в развитии каждого стиля неизбежно наступает кризис, которому как раз и предшествуют эти новые веяния. Строгость и гармония классицизма постепенно стали вырождаться в бездушную схематичность. Живой диалог со зрителем сменился сухим, почти научным подходом.

Эту позднюю стадию классицизма называют академизмом — он тоже подражал античности, но делал это скорее рассудочно, чем под влиянием вдохновения. И к середине XIX века его постепенно сменил новый стиль изобразительного искусства — реализм. К образцам академизма принято относить, например, произведения британского художника нидерландского происхождения Лоуренса Альма Тадемы (1836–1912). Для его картин (Тадема писал преимущественно на историческую тематику) характерны тончайшая проработка деталей и высокая историческая достоверность. Правда, по мнению критиков, полотна подчас отличаются излишней театральностью и «постановочностью». Творческое наследие мастера составляют сотни картин, среди которых «Посвящение Вакху», «Розы Гелиогабала», «Женщины Амфисса» и другие.

Особый жанр искусства эпохи классицизма — надгробный памятник, выполненный подчас в виде античной статуи или саркофага

КЛАССИЦИЗМ

1
Классицизм

Классицизм художественный стиль в европейском искусстве XVII—начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Поэтому в начале XVII века именно в Рим стекаются иностранцы для знакомства с наследием античности и Возрождения.

Классицизм сформировался в целостный стиль в острой полемике с барокко и сложился во французской художественной культуре XVII века. В его основе лежали принципы философии рационализма (Р. Декарт). С точки зрения классицистов, великие произведения — это упорное следование велениям разума, изучение классических произведений древности и знания правил вкуса, а не плод таланта или вдохновения. Обращение к классицизму во Франции отвечало интересам государственной власти и процесса национального и государственного строительства. Следует отметить, что от античности классицисты заимствовали внешние черты. Под именами античных героев ясно виделись люди XVII —XVIII вв., а древние сюжеты служили для постановки самых острых проблем современности.

Ориентация на разумное начало определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей — разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов Классицизма. Важная составляющая теории классицизма — воспитательная роль искусства.

Архитектуру Классицизма отличает логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер. Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов.

В живописи Классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины. Классицисты стремились к скульптурной четкости форм, пластической завершенности рисунка, к ясности и уравновешенности композиции. Выдающимися представителями французского классицизма XVII века были художники Н. Пуссен и К. Лоррен.

Классицизм XVIII века получил свое дальнейшее развитие под влиянием идей Просвещения и в других европейских странах. Крупнейшим представителем «нового классицизма» (второй половины XVIII — первой трети XIX) веков был французский художник Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил как пропаганде идеалов Французской революции так и прославлению личности Наполеона.

2

Жак-Луи Давид «Клятва Горациев», 1784
Лувр, Париж

В 1780 Давид получил заказ на историческое полотно, которое должно было «оживить добродетели и патриотические чувства». Художник завершил его в 1784 г. в Риме. Сюжет был подсказан пьесой Корнеля «Гораций», который был известен из древнеримских легенд VII века до н.э. В ней идет речь о борьбе двух родов (Горациев и Куриациев) за главенство в Риме. Братьям было суждено вступить в смертельный поединок с друзьями детства и родственниками. Давид стремился раскрыть непримиримые и трагические противоречия между гражданским долгом и чувствами людей.

Действие картины происходит во внутреннем дворике древнеримского дома. Автор запечатлел тот самый момент, когда отец благословляет своих детей на смертельный бой, протягивая им мечи. Клятва между тремя сыновьями и отцом — это акт сплочения во имя торжества справедливости.

Картина разделена на две части, где изображение женщин сильно контрастирует с изображением мужчин: мягкие женские фигуры меньше по размеру в сравнении с мужскими, олицетворяющими силу и абсолютную дисциплину. Безвольные и пассивные позы женщин, мягкие и плавные очертания их фигур выражают молчаливую скорбь. Приглушенные золотисто-серые и белые тона одежд еще более подчеркивают локальный красный цвет одежды мужчин. Художник показал не только готовность к самопожертвованию, но и личные переживания отчаявшихся: сестра братьев, невеста одного из Куриациев, склонила голову к сестре противников — жене одного из Горациев, в глубине — мать славных героев, которая нежно обнимает внуков.

Картину отличает логически ясное построение композиции, рациональная организованность пространства. Трехпролетная античная арка разбивает пространство картины, выделяя главные образные группы, создает ощущение монументальности. Сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим, контраст ритмов и жестов (в античной символике скрещение рук и мечей воспринималось как символ величия и оправданности приносимой жертвы) соответствовали строгим художественным принципам неоклассицизма. А современники восприняли картину «Клятва Горациев», как образец героизма и высокой морали, призыв художника к революционной борьбе.

Видеолекция о картине «Клятва Горациев» Ильи Доронченкова, декана факультета истории искусств Европейского университета (Санкт-Петербург)

3

Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David) — французский живописец. Родился 30 августа 1748 года в Париже. С 1766 по 1774 год учился в Королевской академии живописи и скульптуры, изучал античное искусство в Риме. Тщательно изучая творения великих мастеров античности и Ренессанса, художник пишет: «Понимаю, насколько несовершенен мой стиль, и я готов многое пройти, чтобы приблизиться к истине. Мне нужно стремиться к уровню Рафаэля».

Вернувшись во Францию, художник воодушевляется идеями назревающей революции и в 1780–1790-е годы Жак-Луи Давид становится основоположником и признанным лидером так называемого революционного классицизма — направления во французском искусстве конца XVIII века. В его творчестве он сумеем соединить реальную действительность и идеалы классики. Его стихией стали героические образы, строгие и неподкупные, готовые жертвовать собой ради Отечества.

Читайте также  Индивидуально-психологические особенности личности как основание для выбора профессии

Он стремился выразить героические идеалы свободы через образы античной истории («Смерть Сократа», 1787, Метрополитен-музей; «Клятва Горациев» 1784, Лувр, Париж «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей», 1789, Лувр, Париж). Эти произведения воспринимались художественными провозвестниками революционных событий.

Вовлеченный в революционный круговорот, Жак-Луи Давид стремился к созданию художественно — исторической хроники событий («Клятва в зале для игры в мяч», 1791). Он запечатлевает деятелей Великой французской революции, совмещая черты портрета и исторической картины: «Убитый Лепелетье» и, особенно, «Смерть Марата» с их трагическим звучанием, отличаются простотой и лаконизмом композиции, скульптурной монументальностью форм.

Активная деятельность художника, члена Конвента, была многообразна: организация массовых народных революционных празднеств, работа над их декоративной частью, создание моделей революционной одежды и т.д. После термидорианского переворота, падения и казни Робеспьера был арестован и его друг Давид, и только слава последнего как художника спасла его голову от гильотины.

С приходом к власти Наполеона он вновь принимает активное участие в политической жизни и становится пылким поклонником императора, делающего его первым художником Франции и придворным живописцем. Им были увековечены на полотне славные события Консульства и Империи («Наполеон на перевале Сен-Бернар», «Коронация Наполеона», «Раздача орлов» и т.п.).

После низвержения Бонапарта художник был вычеркнут из списков Академии художеств и Почетного легиона и бежал в Брюссель, где продолжил руководить образованием молодых художников и писать картины. Жак-Луи умирает в Брюсселе в 1825 году, оставив после себя около 500 учеников.

Основание целой школы, в которой его ученикам предоставлялась возможность развивать свои способности сообразно их натуре, без всяких стеснений, и после строгого изучения антиков бросить рабское подражание им и идти не по стопам своего учителя, а самостоятельным путем к совершенству, — одна из важных заслуг художника. Из этой школы вышли Гро, Гране, Друе, Жироде, Жерар, Изабе, Навез, Робер, Энгр и многие другие, менее значительные художники.

Классицизм — это… Идеи и черты классицизма, классицизм в литературе, русский классицизм

Что такое классицизм?

Классицизм — это большой стиль в европейском искусстве XVII-XIX веков, который опирается на принципы древнегреческого и древнеримского искусства. Искусство эпохи классицизма подвержено четким канонам, а иногда и иерархии, оно призвано воспитывать нравы и просвещать общество. Классицизм обращается к вечному, к идеальному, отбрасывая все случайное и временное.

Как любой большой стиль, классицизм затронул все сферы искусства, его можно проследить в архитектуре, литературе, скульптуре, живописи, театре и музыке.

Когда появился классицизм?

Слово «классицизм» происходит от латинского classicus — образцовое. Считается, что стиль появился в Западной Европе XVII века — в первую очередь, во Франции и Италии. Вторая волна — или «неоклассицизм» — приходится на вторую половину XVIII — начало XIX веков. В это же время стиль приходит и в Россию — у нас его называют просто «русский классицизм».

Классицизм в Европе и России

Важно не забыть, что в Европе и России под периодами классицизма и неоклассицизма подразумевается разное время. Русский классицизм совпадает по времени с европейским неоклассицизмом, европейский классицизм был на век раньше, а период неоклассицизма россии — на век позже.

Конец XVIII — начало XIX века

Конец XVIII — середина XIX века

Конец XIX- начало XX века

Идеи классицизма

Классицизм развивался под сильным влиянием идей эпохи просвещения, и в частности — философии рационализма Декарта. В традиции классицизма во главе угла стоит разум, а не чувства, он же является единственным возможным источником гармонии и красоты. Произведения искусства обязаны быть стройными и ясными, они должны быть подчинены четким законам логики, а их главная цель — «увеселяя научать».

Иерархия жанров классицизма

В эпоху классицизма считалось, что искусство должно нести в себе в первую очередь воспитательную роль. Благодаря этой логике, в живописи и литературе установилась строгая иерархия, где каждый жанр был на своем месте, а смешивать их считалось дурным тоном:

В художественных академиях выше всего ценилась историческая живопись, картины, которые описывали и трактовали события истории и мифологии, основываясь на определенной морали. Низким жанром считались картины на повседневные темы, портреты, пейзажи и натюрморты.

В литературе высокими жанрами считались трагедии, оды, эпопеи, мифологические и религиозные сюжеты и тд, а басни, комедии и сатира считались низким жанром. Тем не менее, и низкие жанры ярко развивались в эпоху классицизма: к этому жанру относятся, например, басни Лафонтена и комедии Мольера.

В русском классицизме иерархию жанров зафиксировал Михаил Ломоносов в теории «трех штилей»: высоким стилем считались оды, героические поэмы и трагедии, средним — элегии, драмы и сатира, а низким — комедии и басни.

Признаки классицизма

Для классицизма характерны в первую очередь подражание и канонизация античности. К темам античности художники стали обращаться почти сразу же после конца средневековья, но в 17 веке благодаря идеологии просвещения, Древний Рим и Греция действительно стали «золотым стандартом». Античные мотивы можно проследить во всех сферах искусства классицизма.

В театре

В театре каноном стало правило единства времени, места и действия, позаимствованное у древних греков. Пьеса должна была рассказывать об одном конфликте, который происходит в течение одних суток в одном месте. В таком формате писали Корнель, Расин и Мольер. Целью творчества становится поучение, а излюбленной темой — конфликт долга и чувств, героя и рока.

В поэзии

В искусстве классицизма разум стоит превыше всего, именно разуму должна подчиняться форма и содержание любого произведения искусства. Поэзию эти идеи тоже не обошли стороной: стихотворения классицизма должны были быть достаточно понятны, легки и строги, и при этом не жертвовать изяществом, не превратиться в пошлость. Самые известные поэты классицизма, Никола Буало во Франции и Михаил Ломоносов в России, писали трактаты о том, как правильно писать стихи, внедряли четкую структуру, высокий слог и патетику. Например, в «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов представил «силлабо-тоническую реформу» — первую систему «метров» русского стихосложения.

В архитектуре

В архитектуре классицизм пришел на замену стилю барокко. Принципы стиля в архитектуре были сформулированы венецианским мастером Андреа Палладио.

Архитектуру классицизма отличает четкость и логичность форм, строгий, сдержанный декор и античный храмовый ордер, который был перенесен буквально на все, вплоть до частных домов.

Архитектурный классицизм множество раз менялся, принимал разные формы — его частью является как, например, наполеоновский ампир, который черпал вдохновение из имперского Рима, так и весь Санкт-Петербург, который почти целиком можно считать памятником классицизма.

Классицизм и сентиментализм

Сентиментализм возник на рубеже XVIII и XIX веков как антитеза рациональности классицизма. Если классицизм обращается к разуму, ставит долг и героизм превыше всего, то сентиментализм обращается к чувствам и эмоциям, к внутреннему миру. Для сентиментализма характерны отказ от пафоса и прямоты классицизма, и подчеркнутая чувствительность персонажей. Логика и ум больше не являются залогом гармонии, границы жанров стали мягче, а античные элементы используются уже без такой педантичности.

За сентиментализмом пришел романтизм, который по сути был открытым бунтом против идеологии классицизма. Тем не менее, мода на классицизм и его элементы время от времени возвращалась: в России конец XIX века иногда даже называют периодом «неоклассицизма», а архитектура заимствовала элементы классицизма вплоть до середины XX века. Наиболее яркий пример такого заимствования — это «сталинский ампир» в Москве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: