Кино как социальный институт - OXFORDST.RU

Кино как социальный институт

База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

Кино как социальный институт — Социология

“Государственный Университет – Высшая Школа Экономики”

ЭССЕ ПО СОЦИОЛОГИИ

“ Кино как социальный институт”

Работу выполнил:

Студент 1 – го курса

Группы № 126

Алексанов Алексей

Работу проверил:

Какой из факторов окружающей среды в социологическом смысле сегодня оказывает наибольшее влияние на человеческое общество на обыденном, обыденно бессознательном уровне?

На том самом уровне, который, в общем, и определяет направление поведения человека, определяет его реакции на самые простые жизненные ситуации, его принципы, его идеалы? Откуда сегодня мальчишки берут своих героев, а девушки – принцев? Что является отдушиной для престарелых бабушек, утомленных жизнью домохозяек, романтиков, технократов, любителей острых ощущений, т.е. всех, всех, всех.

Много раньше, на заре человеческой истории, это были мифы и сказания, позже – религия, позже – книги. Именно из этих источников герои прошлого черпали свои силы, именно посредством них формировали свои принципы диктаторы. Сегодня место этих источников информации занял другой – кино и телевидение.

С экрана телевизора проповедники ведут свои проповеди, на этом голубом экране герои совершают свои подвиги, а женщины – любят…

Именно телевидение и кино сегодня оказывают, пожалуй, превалирующее влияние на общество. Кино и телевидение – это, прежде всего, источник информации.

Какую же информацию черпает индивид с голубого экрана? Для ответа на это вопрос стоит поделить общество на несколько групп:

Для каждой из этих групп выделим ту информацию, которая может формировать, впоследствии, поведение индивида в обществе.

а) формирование представление о мире и царящих в нем законов;

б) формирование образа хорошего и плохого;

в) формирование норм поведения.

а) получение информации о мире вообще (программы новостей);

б)на подсознательном уровне – тоже самое, что и у детей – формирование представления о должном;

в) формирование взглядов и отношения на различные политические, социальные и любые иные процессы, протекающие в обществе.

Престарелые:

1. “отдушина” от становящегося все более непонятным и “чужим” мира;

3. информация об изменениях “должного” (а чем сегодня живут молодые?)

Иными словами, всю определяющую информацию о мире современный человек черпает из телевидения и кино. Телевидение – источник значимой информации о событиях, процессах в обществе, кино – источник значимой информации о нормах морали, отношениях между людьми.

Таким образом, телевидение и кино становятся удобным политическим инструментом, который в опытных руках превращается в разрушительное орудие, которым можно как привносить добро в мир, так и сеять зло. Учитывая то, что в политике, бизнесе и управлении государством принято брать в расчет не то, что служит во благо ограниченному числу индивидов (как раз тем, кто делает бизнес, проводит свою политику и управляет государством), на сегодняшний день в лице телевидения и кино мы, скорее всего, имеем разрушительное орудие управления.

Разберем факторы, поддающееся управлению посредством кино и телевидения. Причем телевидения мы будем принимать более как совокупность телепередач за определенный период времени, имеющих длящийся характер. Кино – как отдельный кинофильм, несущий в себе большую смысловую и чувственно-эмоциональную нагрузку, имеющий законченный характер.

С помощью телевидения можно влиять на:

а) общую информированность населения о процессах, протекающих как в одной данной стране, так и за рубежом;

б) толкование этих процессов;

в) информированность о мире вообще.

С помощью кино можно влиять на:

а) развитие и формирование представлений о “должном” (нравственности, морали, долге и т.д.);

б) развитие общей линии поведения в определенных ситуациях;

в) формирование личностных особенностей индивида.

Закономерно возникает вопрос: почему столь много внимания в этой работе уделяется именно таким факторам, как телевидение и кино? К этому просто вынуждает сложившаяся ситуация. Кино и телевидение стали основными орудиями правящих групп для формирования общественного мнения, направления социальных процессов в нужное русло. Кино и телевидение — пока лишь слабо управляемый социологический фактор. И если вовремя не поставить под строжайший контроль использование этого фактора – последствия могут быть необратимыми. Их мы будем ощущать в обществе ежедневно. Это и детские психозы и повышающийся уровень насилия, и понижающийся общий моральный уровень. Причем здесь вредит как излишняя не информированность, так и ее чрезмерность!

“Государственный Университет – Высшая Школа Экономики” ЭССЕ ПО СОЦИОЛОГИИ“ Кино как социальный институт” Работу выполнил:

КИНЕМАТОГРАФ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И КАНАЛ ТРАНСЛЯЦИИ ОБРАЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

Важенина О.А.

Преподаватель, Южно-Уральский государственный университет, факультет Журналистики, кафедра Массовой коммуникации

КИНЕМАТОГРАФ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И КАНАЛ ТРАНСЛЯЦИИ ОБРАЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

Аннотация

Статья посвящена анализу кинематографа как социального института и канала трансляции национальной идеи. Задачи исследования предполагают: рассмотрение феномена социального института, рассмотрение кинематографа как социального института и определение возможностей института кинематографа для трансляции национальной идеи.

В структуре кинематографа как социального института выделены элементы, позволяющие изучать кинематограф как важнейший канал трансляции национальной идеи.

Ключевые слова: кинематограф, национальная идея, социальный институт

Key words: cinematography, national idea, social institute

Общество представляет собой систему, функционирование которой обусловлено множеством факторов. Среди них особое место занимают факторы, регулирующие деятельность данной системы – социальные институты. Согласно подходу Г. Спенсера, существуют такие виды социальных институтов, как институты родства (брак, семья), экономические (распределительные), регулирующие (религия, политические организации) институты [5, 139 с.].

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает кинематограф, так как является «мощнейшим регулятором общественных отношений», а, следовательно, социальным институтом [8].

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что кино как самый молодой вид искусства, имеет неразрывные связи с многовековой художественной культурой, наследует и транслирует опыт и традиции литературы, истории, религии. Развитие и обогащение выразительных возможностей кино, позволяет данному виду искусства остро и живо воздействовать на сознании зрителя, формируя определенные образы, идеалы, представления. Соответственно, кинематограф обладает богатейшим набором средств и инструментов, необходимых для трансляции национальной идеи [1., 15].

Цель: анализ кинематографа как социального института и канала трансляции национальной идеи.

  1. Рассмотреть феномен социального института.
  2. Проанализировать кинематограф как социальный институт.
  3. Определить возможности института кинематографа для трансляции национальной идеи.

Согласно рабочему определению, полученному в ходе работы над нашим диссертационным исследованием, под национальной идеей как явлением мы понимаем – комплексный продукт национальной культуры, включающий такие ее фундирующие феномены, как национальная история, природное богатство, а также социально-духовные ценности: политическая стабильность, социальная справедливость, патриотизм, просвещенность, толерантность. Функционально национальная идея способствует формированию таких национальных интересов, как единство нации, ее конкурентоспособность, развитие инструментов гражданского общества.

При этом, национальная идея как понятие – это некий смысловой конструкт, цель развития нации, который может быть выражен в образном виде и должен иметь позитивную эмоциональную окраску.

На наш взгляд, в контексте данного определения, социальный институт, выступает одним из наиболее эффективных каналов трансляции национальной идеи.

Так, согласно трактовке, данной в Новейшем философском словаре, социальный институт – относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающую устойчивость связей и отношений в рамках общества [6].

Таким образом, и социальный институт, и национальная идея призваны стабилизировать и регулировать общественные процессы. При этом, национальная идея представляет собой идеал, цель развития общества, а социальный институт предоставляет средства, обеспечивающие достижение заданной цели.

Опираясь на структуру и функции социального института, предложенные в работах Н. Смелзера, Г. Осипова, М. Комарова, мы проведем анализ кинематографа как социального института [2].

К числу общих признаков социального института можно отнести:

  • выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер;
  • определенную (более или менее формализованную) организацию:
  • наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института;
  • наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней [2].

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:

  • регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;
  • создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества;
  • обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни;
  • социализация индивидов [2].

Я. Щепаньский выделяет следующие структурные элементы социального института:

  • цель и сферу деятельности института;
  • функции, предусмотренные для достижения цели;
  • нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;
  • средства и учреждения достижения цели и реализации функций (материальные, символические и идеальные), включая соответствующие санкции [2].

Итак, рассмотрим институт кинематографа в соответствии с выделенными признаками, функциями и структурными элементами.

Кинематограф – сфера киноискусства, вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение [7].

Читайте также  Комплекс упражнений по физической культуре

Итак, мы можем выделить определенный круг субъектов, вступающих в отношения в процессе своей деятельности, а, следовательно, отметить и наличие первого признака социального института.

Кроме того, кинематограф представляет собой организацию, что соответствует второму признаку социального института. Кинематограф как вид искусства несомненно должен регулироваться. В России кинематограф находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации, где существует Департамент государственной поддержки кинемотографии.

Кроме того, существует множество профессиональных организаций кинематографистов, наиболее значимой из которых является «Союз кинематографистов России». Здесь же прослеживается и третий признак социального института – наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках кинематографа как социального института.

Следующим признаком социального института, является наличие его социально значимых функций, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

М.И. Жабский в работе «Вестернизация кинематографа: опыт и уроки истории» выделяет следующие функции кино:

  • эвристическая;
  • коммуникативная;
  • познавательная;
  • эстетическая;
  • воспитательная;
  • развлекательная [3, с. 27]

На наш взгляд, данный перечень стоит дополнить такими функциями как социальный контроль и управление общественным мнением. Очевидность данных функций кино вытекает из того, что изменившаяся политическая и экономическая ситуация в России открыла новые возможности кинематографа, которые активно эксплуатируются в маркетинговых и политических кампаниях.

Таким образом, в процессе сопоставления функций социального института в целом и института кинематографа, мы видим, что функции последнего соответствуют функциям социального института, но предполагают наличие специфики и являются узконаправленными.

Далее мы выявим элементы социального института в кинематографе.

Итак, основная цель кинематографа – это воздействие на зрителя.

Сегодня уже совершенно очевидно, что сюжетные фильмы являются «визуальным искусством, живущим органической жизнью», так как именно кино формирует больше, чем кто-либо еще, мнения, вкусы, язык, одежду и даже внешний вид публики. Соответственно, сферой кинематографа является сфера культуры и искусства [8].

Кинематограф сам по себе является системой и обладает сложной структурой, в результате чего он способен реализовать все функции средств массовой коммуникации – информирование, воспитание, организация поведения, развлечение, коммуникация, но специфическим образом.

Конечно, для реализации подобных функций и вообще, для работы в сфере кинематографа необходимы определенные нормы, регулирующие поведение и действие представителей данного социального института. Так, например, в Уставе Союза кинематографистов России прописаны цели и виды деятельности его членов, их права и обязанности, указаны участники, а также органы управления, попечительский совет и исполнительная дирекция союза. Следовательно, мы видим, что в структуре института кинематографа представлены нормативно-обусловленные роли и статусы.

Средствами и учреждениями, необходимыми для достижения цели института кинематографа являются учебные учреждения, готовящие специалистов в области кино, а также все возможные организации, способствующие развитию кинематографа.

Итак, мы рассмотрели кинематограф, выявили в нем признаки, функции и элементы социального института, что позволяет нам говорить о нем как о социальном институте. Особенность института кинематографа заключается в силе его воздействия на аудиторию и в специфике выполняемых им функций.

Наиболее значимыми функциями, с точки зрения, проблематики нашей работы являются такие функции кино как управление общественными отношениями, социальный контроль, воспитательная, эвристическая, познавательная и коммуникативная функция. Мы считаем, что именно эти функции, являются наиболее значимыми для трансляции образа национальной идеи. А так как, с одной стороны, именно в институте кинематографа эти функции могут быть наиболее ярко выражены, а, с другой, эти же функции в некотором роде отражают и назначение национальной идеи, мы можем говорить об институте кинематографа, как наиболее эффективном трансляторе национальной идеи.

Особенного внимания заслуживает эвристическая функция. Когда мы говорим о трансляции национальной идеи, именно она определяет специфику воздействия кино. Наши размышления по данному вопросу созвучны с мнением исследователя кино Н.А Хренова. В работе «Функциональное кино в контексте кризиса цивилизационной идентичности» Н.А. Хренов говорит о том, что «именно кино может предоставлять отсутствующую в других сферах культуры специфическую информацию. Нужно лишь научиться ее считывать. История кино, а точнее, история рецепции кино развертывается как считывание этой уникальной информации». Мнение Н.А. Хренова раскрывает суть эвристической функции кино, которая заключается в том, чтобы дать зрителю определенные ориентиры, с помощью которых он приходит к пониманию задумки художника, а также к ассимиляции определенной идеи, в том числе, национальной идеи [4, с. 597].

Рассуждая об этих улавливаемых ориентирах, Н.А. Хренов называет их психологическими комплексами, автор приходит к выводу о том, что речь идет о тесно связанных с ментальной стихией пластах реальности. При этом такие пласты находятся в постоянном движении и преобразовании, то изолируясь от других культур, то ассимилируя их ценности [4, с. 606].

Подлинное понимание специфики кино может происходить лишь на уровне коллективного подсознания (что, на наш взгляд, является принципиальным моментом в трансляции образа именно русской национальной идеи по средствам кино), когда мысль не отвлечена от эмоций, от латентных привычек и приемов сознания, когда люди ими пользуются, не вдумываясь в их сущность и логическую обоснованность. Однако логика эволюции кино в целом часто оказывается трудно постижимой, также как отдельные явления кино и конкретные фильмы, подлинный смысл которых очевиден лишь в их соотнесении с коллективной ментальностью. Единственным средством их фиксации оказываются фильмы, по которым можно реконструировать реальность ментальности [4, с. 610].

Итак, кинематограф как социальный институт представляет собой формальный институт духовной сферы, обладающий всеми признаками и элементами социального института. Основной его целью является воздействие на зрителя, за счет художественных и эстетических средств. При этом, данное воздействие осуществляется в процессе выполнения институтом своих специфических функций, а также с целью удовлетворения определенных потребностей аудитории.

Проанализировав кинематограф как социальный институт, мы установили наличие в нем всех, выделенных нами признаков социального института, рассмотрели его функции и, таким образом, доказали, что институт кинематографа, а, в частности, кино выступают одним из наиболее эффективных каналов трансляции образа национальной идеи в современном обществе.

Социальные функции кинематографа

Рубрика: Социология

Дата публикации: 24.04.2018 2018-04-24

Статья просмотрена: 4293 раза

Библиографическое описание:

Михайлова, Я. Д. Социальные функции кинематографа / Я. Д. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49664/ (дата обращения: 16.09.2021).

Сама сущность кино и все описанные выше процессы в становлении и развитии кинематографа определили его функциональную нагрузку. Доктор социологических наук при НИИ киноискусства М. И. Жабский определял кинематограф как «зеркало и молот преобразования общественной действительности» [1, c. 9] что указывает на две главные задачи кино — отражать и вместе с тем творить, создавать реальность. С одной стороны, кино является способом постижения общественной реальности художником и инструментом познания той же реальности зрителем, с другой стороны кино, транслируя эту реальность, завладевает сознанием зрителя, передает ему определенные эмоциональные смыслы и формирует публику, воздействуя на психику и действуя как механизм «внушения и заражения».

В общей сложности, можно выделить семь основных функций кинематографа.

1. Информационная функция

Кинематограф является одним из средств массовой информации, то есть участвует в процессе информационного обеспечения общества и является носителем социальной информации (памяти, знаний, культуры), сохраняя, накапливая и передавая ее. Однако анализировать и изучать кинематограф лишь как средство массовой информации представляется ошибочным в силу сложности его структуры (здесь необходимо помнить, что кинематограф является также социальным институтом и видом искусства).

2. Коммуникативная функция

Будучи неразрывно связанной с информативной функцией, эта функция отражает социальный аспект кинематографа и ту диалогичность (в понимании М.Бахтина) его природы, о которой мы уже говорили выше. Кинематограф — это диалог мировоззрений, мнений, взглядов, культур. Именно благодаря коммуникативной функции происходит обмен культурной информацией в историко-философском и историко-литературном контексте. Акт общения может осуществляться на разных уровнях: между властью и обществом, между странами, народами, социальными группами, индивидами. Кроме того, кинематограф — это общение киноленты со зрителем, ее обращенность к аудитории и ответная реакция аудитории. Недаром М. И. Жабский называл именно публику (а не профессиональную кинокритику) в числе четырех социальных структур (наряду с актерами, режиссерами и продюсерами), результатом деятельности которых и является киноискусство [2, c. 37].

3. Нормативная (идеологическая) функция

Кинематограф является проводником определенной идеологии (в широком смысле этого слова, как понимал ее С.Эйзенштейн), то есть системы мировосприятия, целого сложного комплекса опыта, знаний, обычаев, традиций, нравов, норм, идеалов, морали, соответствующих конкретному обществу. Кинематограф во многом ответственен за ценностные ориентации, которые обеспечивают сохранение общества, его структуры и форм жизни.

Читайте также  Виды товарных знаков

Ослабление нормативной функции приводит к падению в социуме престижа духовной культуры, обесцениванию норм морали и нравственности, смене идеалов. Именно эту тенденцию отмечают исследователи в современной жизни части российской молодежи постсоветской России. Например, М. И. Жабский говорит о необходимости социологии кинематографа поднимать вопросы о политическом влиянии кинозрелища и моральной тревоге по поводу его деструктивного воздействия на подрастающее поколение [3]. Как отмечает М. В. Скрипарь в своем исследовании манипулятивного воздействия кинематографа на общество, «процесс формирования ценностных ориентаций молодежи носит стихийный характер», в то время как кинематограф как средство социального управления «позволяет контролировать и повышать эффективность данного процесса» [4, c. 11].

4. Посредническая (политическая) функция

Эту функцию исследователи выделяют отдельно, хотя она во многом объединяет две предыдущие (коммуникативную и идеологическую). Здесь кинематограф выступает в качестве посредника, устанавливающего связь между разными структурами общества: обществом и государством, социумом и властью. В этом смысле кинематограф выступает в качестве инструмента управления обществом, реально выполняя политическую, управленческую функцию в силу своего мощного, масштабного и многостороннего влияния на чувства и сознание людей. С этой точки зрения, кинематограф, подобно журналистике, можно было бы назвать «четвертой властью», определенной кинопропагандой. Такая функция кинематографа, до определенной степени, необходима и неизбежна в обществе. Кино может использоваться для усиления патриотизма, как социальный разоблачитель и как мощное средство в борьбе с насилием, нацизмом, нетерпимостью, расовыми предрассудками, социальными проблемами (наркомания, алкогольная зависимость) и так далее. Вместе с тем, тоталитарные государства могут использовать кино как средство манипуляции общественным сознанием, подменяя моральную цензуру политической, а личностные ценности — коллективно-идеологизированными.

Именно эта роль кинематографа как рычага социального управления специально изучалась С. А. Иосифяном и В. А. Петровским, которые видели в нем средство исполнения «социального заказа по воспитанию социально и политически зрелого молодого поколения» [5, c. 83].

Интересной с точки зрения осуществления кинематографом коммуникативной, нормативной и посреднической функций представляется исследование М. В. Скрипарь, которая выделяет три функции кинематографа в процессе социализации и формирования ценностных ориентаций молодежи. Кинематограф может выступать как:

  1. социальный стабилизатор, который обеспечивает устойчивость общества и социальных групп внутри его, сохраняет заданное направление социального развития и поддерживает определенные ценностные ориентации в обществе. Яркими примерами здесь могут служить картины советского периода: героические драмы, историко-биографические фильмы («Чапаев», «Мы из Кронштадта»), кинокомедии («Трактористы», «Свинарка и пастух»), детские и юношеские фильмы («Приключения Электроника», «Тимур и его команда», «Неуловимые мстители»), которые «несли четкую социально-политическую ориентацию, внедряя в сознание и поведение подросткового поколения ясные ориентиры» [6. c. 47].
  2. социальный катализатор, который дает определенный толчок обществу и ускоряет определенные процессы социализации. Последствия такого толчка могут нести в себе как положительную, так и отрицательную динамику. Примерами положительного воздействия на общество могут служить опять-таки фильмы советского периода, призывающие к восстановлению народного хозяйства после войны («Кавалер золотой звезды», «Калиновая роща»), мотивирующие выбор будущей профессии («Дорога к звездам» о космонавтах, «Им покоряется небо» о летчиках, «Отчий дом» о тружениках сельского хозяйства» и многие другие). Так, под влиянием фильма «Девчата» огромное число молодых людей отправились работать на Дальний Восток. Однако перестроечный период стал периодом обновления компонентов нормативно-ценностной структуры, периодом адаптации советсвих граждан к новым условиям. Появившиеся в этот период киноленты («Интердевочка», «Игла») «впервые за всю историю советской кинопромышленности оказали деструктивное воздействие на сознание, что привело к довольно печальным результатам» [7, c.46]. Наиболее ярким современным примером является фильм «Бойцовский клуб», ставший социальным катализатором агрессии и насилия и приведший к возникновению бойцовских клубов во всех странах мира.
  3. социальный ингибитор, способствующий предотвращению или замедлению нежелательных социальный процессов, таких как агрессия, алкоголизм, наркомания (примерами таких фильмов могут служить кинокартины «На игле», «Реквием по мечте», Потерянный уикенд», «Покидая Лас-Вегас»).

5. Релаксационная (развлекательная) функция

Эта функция связана с потребностью личности в физической и психологической разрядке. Отдых, расслабление, игра являются обязательными элементами любой культурной деятельности. Киноиндустрия предлагает аудитории широкий спектр фильмов различных жанров (комедия, фэнтези, фантастика, мелодрама, триллер, детектив и многие другие). Разные кинокартины по-разному способны воздействовать на психику зрителя. Эмоциональная разрядка, которую в итоге получает зритель от взаимодействия с произведением искусства, в частности от просмотра картины, принято определять через понятие катарсиса, то есть эстетического очищения, высшего духовно-эмоционального результата эстетического опыта, основанного на сопереживании, активном включении зрителя в экранный мир.

Кино является мощным социально-психологическим средством в освобождении зрителя от фрустраций, напряжения, экзистенциональной тоски, фобий, чувства вины, незащищенности. Оно помогает достичь очищения души и вернуться в повседневность «отдохнувшим», обретшим новое понимание себя и других. Разные жанры по-разному способствуют устранению комплексов и аффектов из психики человека: комедия устраняет чувство напряженности между обществом и индивидом через шутку, осмеяние кумиров, стереотипов, высмеивание проблем; детектив — через утверждение власти закона, провозглашение права личности на защиту от посягательств извне. Появившиеся в1980-е годы фильмы ужасов и их популярность подтвердили потребность современного человека испытывать чувство страха. Переживая смертельные опасности с героями кинокартины, зритель, тем самым снижает уровень своего подсознательного страха, одновременно получая удовольствие от одновременного осознания своей безопасности и спасения.

Однако, по мнению специалистов, перенасыщенность художественной информацией и образностью в современном кинематографе и совершенствование технических средств для создания спецэффектов делают непредсказуемыми психологические реакции человека. Реальные возможности психики человека имеют свои пределы, и проблемы с освоением потока современной экранной культуры могут угрожать сохранению личности человека и здоровью общества в целом.

6. Интеграционная функция

Описывая влияние глобализации на кинематограф, мы уже говорили о том, что скачок в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий стал мощным фактором в объединении человечества, интеграции традиций и культур, распространении потоков информации по всему миру. В этих новых условиях кинематограф создал интернациональную зрительскую аудиторию, сделав кино других стран доступным зрителю в любой точке планеты. Таким образом, являясь одновременно искусством и средством массовой информации, кинематограф обретает особое значение как фактор социальной интеграции и проводник культурной информации.

Обратной стороной глобализации стала унификация стандартов и утрата культурной идентичности отдельных народов. Мировой кинематограф стал проводником чуждых культур с несанкционированными во многих национальных обществах ценностями, моделями мировосприятия и нормами социального поведения.

В заключение этой части хотелось бы сделать вывод о том, что кинематограф является очень мощным социальным институтом, выполняющим ряд важных функций в обществе. Но при нарушении гармонии и чрезмерном ослаблении или усилении отдельных функций, кинематограф может стать проводником деструктивных для конкретного общества тенденций, приводя к искажению его ценностей.

  1. Социология и кинематограф / Под общ. ред. Жабского М. И. — М., 2012 — С.9.
  2. Социлогия и кинематограф / Под общ. ред. Жабского М. И. — М., 2012. — С.37
  3. Социлогия и кинематограф / Под общ. ред. Жабского М. И. — М., 2012.
  4. Скрипарь М. В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ориентаций молодежи. — Чита, 2009. — С.11.
  5. Иосифян С. А., Петровский В. А. Кинематограф: детский и подростковый зритель // Социологические исследования, 1995. № 3. — С.83
  6. Скрипарь М. В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ориентаций молодежи. — Чита, 2009. — С.47.
  7. Там же. — С.46

Кино как социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:27, сочинение

Описание

Какой из факторов окружающей среды в социологическом смысле сегодня оказывает наибольшее влияние на человеческое общество на обыденном, обыденно бессознательном уровне?

Работа состоит из 1 файл

курс..doc

“Государственный Университет – Высшая Школа Экономики”

ЭССЕ ПО СОЦИОЛОГИИ

“ Кино как социальный институт”

Работу выполнил:

Студент 1 – го курса

Группы № 126

Алексанов Алексей

Работу проверил:

“ Кино как социальный институт”

Какой из факторов окружающей среды в социологическом смысле сегодня оказывает наибольшее влияние на человеческое общество на обыденном, обыденно бессознательном уровне?

На том самом уровне, который, в общем, и определяет направление поведения человека, определяет его реакции на самые простые жизненные ситуации, его принципы, его идеалы? Откуда сегодня мальчишки берут своих героев, а девушки – принцев? Что является отдушиной для престарелых бабушек, утомленных жизнью домохозяек, романтиков, технократов, любителей острых ощущений, т.е. всех, всех, всех.

Читайте также  Демографические проблемы человечества

Много раньше, на заре человеческой истории, это были мифы и сказания, позже – религия, позже – книги. Именно из этих источников герои прошлого черпали свои силы, именно посредством них формировали свои принципы диктаторы. Сегодня место этих источников информации занял другой – кино и телевидение.

С экрана телевизора проповедники ведут свои проповеди, на этом голубом экране герои совершают свои подвиги, а женщины – любят…

Именно телевидение и кино сегодня оказывают, пожалуй, превалирующее влияние на общество. Кино и телевидение – это, прежде всего, источник информации.

Какую же информацию черпает индивид с голубого экрана? Для ответа на это вопрос стоит поделить общество на несколько групп:

  1. Дети
  2. Взрослые
  3. Престарелые

Для каждой из этих групп выделим ту информацию, которая может формировать, впоследствии, поведение индивида в обществе.

а) формирование представление о мире и царящих в нем законов;

б) формирование образа хорошего и плохого;

в) формирование норм поведения.

а) получение информации о мире вообще (программы новостей);

б)на подсознательном уровне – тоже самое, что и у детей – формирование представления о должном;

в) формирование взглядов и отношения на различные политические, социальные и любые иные процессы, протекающие в обществе.

Престарелые:

  1. “отдушина” от становящегося все более непонятным и “чужим” мира;
  2. новости;
  3. информация об изменениях “должного” (а чем сегодня живут молодые?)

Иными словами, всю определяющую информацию о мире современный человек черпает из телевидения и кино. Телевидение – источник значимой информации о событиях, процессах в обществе, кино – источник значимой информации о нормах морали, отношениях между людьми.

Таким образом, телевидение и кино становятся удобным политическим инструментом, который в опытных руках превращается в разрушительное орудие, которым можно как привносить добро в мир, так и сеять зло. Учитывая то, что в политике, бизнесе и управлении государством принято брать в расчет не то, что служит во благо ограниченному числу индивидов (как раз тем, кто делает бизнес, проводит свою политику и управляет государством), на сегодняшний день в лице телевидения и кино мы, скорее всего, имеем разрушительное орудие управления.

Разберем факторы, поддающееся управлению посредством кино и телевидения. Причем телевидения мы будем принимать более как совокупность телепередач за определенный период времени, имеющих длящийся характер. Кино – как отдельный кинофильм, несущий в себе большую смысловую и чувственно-эмоциональную нагрузку, имеющий законченный характер.

С помощью телевидения можно влиять на:

а) общую информированность населения о процессах, протекающих как в одной данной стране, так и за рубежом;

б) толкование этих процессов;

в) информированность о мире вообще.

С помощью кино можно влиять на:

а) развитие и формирование представлений о “должном” (нравственности, морали, долге и т.д.);

б) развитие общей линии поведения в определенных ситуациях;

в) формирование личностных особенностей индивида.

Закономерно возникает вопрос: почему столь много внимания в этой работе уделяется именно таким факторам, как телевидение и кино? К этому просто вынуждает сложившаяся ситуация. Кино и телевидение стали основными орудиями правящих групп для формирования общественного мнения, направления социальных процессов в нужное русло. Кино и телевидение — пока лишь слабо управляемый социологический фактор. И если вовремя не поставить под строжайший контроль использование этого фактора – последствия могут быть необратимыми. Их мы будем ощущать в обществе ежедневно. Это и детские психозы и повышающийся уровень насилия, и понижающийся общий моральный уровень. Причем здесь вредит как излишняя не информированность, так и ее чрезмерность!

141457 (Кино как социальный институт)

Описание файла

Документ из архива «Кино как социальный институт», который расположен в категории «сочинения». Всё это находится в предмете «социология» из раздела «Студенческие работы», которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «остальное», в предмете «социология» в общих файлах.

Онлайн просмотр документа «141457»

Текст из документа «141457»

Государственный Университет – Высшая Школа Экономики”

ЭССЕ ПО СОЦИОЛОГИИ

Кино как социальный институт”

Работу выполнил:

Студент 1 – го курса

Группы № 126

Алексанов Алексей

Работу проверил:

Какой из факторов окружающей среды в социологическом смысле сегодня оказывает наибольшее влияние на человеческое общество на обыденном, обыденно бессознательном уровне?

На том самом уровне, который, в общем, и определяет направление поведения человека, определяет его реакции на самые простые жизненные ситуации, его принципы, его идеалы? Откуда сегодня мальчишки берут своих героев, а девушки – принцев? Что является отдушиной для престарелых бабушек, утомленных жизнью домохозяек, романтиков, технократов, любителей острых ощущений, т.е. всех, всех, всех.

Много раньше, на заре человеческой истории, это были мифы и сказания, позже – религия, позже – книги. Именно из этих источников герои прошлого черпали свои силы, именно посредством них формировали свои принципы диктаторы. Сегодня место этих источников информации занял другой – кино и телевидение.

С экрана телевизора проповедники ведут свои проповеди, на этом голубом экране герои совершают свои подвиги, а женщины – любят…

Именно телевидение и кино сегодня оказывают, пожалуй, превалирующее влияние на общество. Кино и телевидение – это, прежде всего, источник информации.

Какую же информацию черпает индивид с голубого экрана? Для ответа на это вопрос стоит поделить общество на несколько групп:

Для каждой из этих групп выделим ту информацию, которая может формировать, впоследствии, поведение индивида в обществе.

а) формирование представление о мире и царящих в нем законов;

б) формирование образа хорошего и плохого;

в) формирование норм поведения.

а) получение информации о мире вообще (программы новостей);

б)на подсознательном уровне – тоже самое, что и у детей – формирование представления о должном;

в) формирование взглядов и отношения на различные политические, социальные и любые иные процессы, протекающие в обществе.

Престарелые:

“отдушина” от становящегося все более непонятным и “чужим” мира;

информация об изменениях “должного” (а чем сегодня живут молодые?)

Иными словами, всю определяющую информацию о мире современный человек черпает из телевидения и кино. Телевидение – источник значимой информации о событиях, процессах в обществе, кино – источник значимой информации о нормах морали, отношениях между людьми.

Таким образом, телевидение и кино становятся удобным политическим инструментом, который в опытных руках превращается в разрушительное орудие, которым можно как привносить добро в мир, так и сеять зло. Учитывая то, что в политике, бизнесе и управлении государством принято брать в расчет не то, что служит во благо ограниченному числу индивидов (как раз тем, кто делает бизнес, проводит свою политику и управляет государством), на сегодняшний день в лице телевидения и кино мы, скорее всего, имеем разрушительное орудие управления.

Разберем факторы, поддающееся управлению посредством кино и телевидения. Причем телевидения мы будем принимать более как совокупность телепередач за определенный период времени, имеющих длящийся характер. Кино – как отдельный кинофильм, несущий в себе большую смысловую и чувственно-эмоциональную нагрузку, имеющий законченный характер.

С помощью телевидения можно влиять на:

а) общую информированность населения о процессах, протекающих как в одной данной стране, так и за рубежом;

б) толкование этих процессов;

в) информированность о мире вообще.

С помощью кино можно влиять на:

а) развитие и формирование представлений о “должном” (нравственности, морали, долге и т.д.);

б) развитие общей линии поведения в определенных ситуациях;

в) формирование личностных особенностей индивида.

Закономерно возникает вопрос: почему столь много внимания в этой работе уделяется именно таким факторам, как телевидение и кино? К этому просто вынуждает сложившаяся ситуация. Кино и телевидение стали основными орудиями правящих групп для формирования общественного мнения, направления социальных процессов в нужное русло. Кино и телевидение — пока лишь слабо управляемый социологический фактор. И если вовремя не поставить под строжайший контроль использование этого фактора – последствия могут быть необратимыми. Их мы будем ощущать в обществе ежедневно. Это и детские психозы и повышающийся уровень насилия, и понижающийся общий моральный уровень. Причем здесь вредит как излишняя не информированность, так и ее чрезмерность!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: