Киевская Русь как раннефеодальная монархия - OXFORDST.RU

Киевская Русь как раннефеодальная монархия

Киевская Русь как раннефеодальная монархия. Организация центрального и местного управления.

Киев как политический и военный центр вновь образующегося государства силой, убеждениями и договорами стремился подчинить себе соседние славянские племена. В легенде о призвании варягов сформулирован основной мотив и идеология процесса объединения: сами разрозненные славянские племена не могли установить мир и согласие без вмешательства внешней организующей силы.

Однако были вполне конкретные обстоятельства, требовавшие установления единства, это — защита территории и населения от степных кочевников, постоянно угрожавших с юга и востока. Союзниками славян в этой борьбе оказались существовавшие в IX и X вв. на территории Руси варяжские княжества. Варяжские наемники составляли важный элемент киевской дружины. Смешиваясь с местным славянским населением, пришельцы с Севера, расселялись в городских центрах по берегам Балтийского моря и вдоль торгового пути «из варяг в греки».

Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах —княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации уступают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми основаниями для владения землей становятся пожалование, наследование, купля. В начальный период существенное значение имел захват пустующих и населенных земель.

Формирование правящего класса приводит к появлению сложных отношений сюзеренитета-вассалитета, т.е. феодальной зависимости. Дружина князя дифференцируется на «старшую» и «младшую». Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В XI—XII вв. происходит оформление боярства как особого сословия и закрепление его правового статуса. Вассалитет формируется как система отношений с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специализация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала.

Ты́сяцкий — должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси [1] . Первоначально военный руководитель городского ополчения(«тысячи»), которому подчинялись десять сотских. Первое упоминание в летописях о тысяцких относится к 1089 году, когда в «кыевскыя тысяща» воеводство держал Ян Вышатич [2] . В дальнейшем, в процессе развития городов, наряду с военными функциями в руках тысяцких сосредотачиваются полномочия по отдельным областям городского управления (городской суд, административный контроль в сфере торговли). В городах с преобладаниемвечевых традиций, подчинивших себе княжескую власть, должность тысяцкого в XII веке становится выборной. В городских центрах с сильной княжеской властью пост тысяцкого нередко десятилетиями оставался в руках одного из наиболее влиятельных боярских родов и передавалась по наследству.

С усилением Московского княжества роль тысяцких постепенно падает, и эта должность повсеместно упраздняется. Должность тысяцкого в Новгородесохранялась вплоть до ликвидации его независимости.

Дружина не имела иного особого, кроме своего князя, вождя. Даже в условиях расцвета вечевой демократии XI—XII вв. тысяцкий, возглавлявший войско, не становится предводителем дружины: им, по-прежнему, остается князь. Две важнейшие привилегии дружинника — повышенная защита его жизни и особый порядок наследования недвижимости (при отсутствии сыновей землю наследовали дочери).

Личные служебные обязанности дружинника вскоре начинают связываться с поземельными, владельческими отношениями: за службу князь жалует ему землю, населенную крестьянами, и это право включается в договоры князя с дружинниками.

Отсутствие в боярских вотчинах необходимого для ведения хозяйства числа несвободной челяди заставляло боярство искать новые резервы рабочих рук. Одним из важнейших способов обеспечения боярского вотчинного хозяйства стало «закупничество», использование труда кабально зависимых людей. Со временем усиливающаяся власть вотчинников над кабальными людьми выведет этих последних из круга общего права и княжеской юрисдикции.

Бояре усиливают эксплуатацию крестьян-общинников, попадающих к ним в зависимость, с помощью внеэкономических (захват, насилие) и экономических (кабала, долг) мер. Совершая военные походы, князь с дружиной захватывает пленных и превращает их в рабов (холопов). Однако рабский труд у славян не стал основной формой эксплуатации: экономические, климатические, географические и другие условия не способствовали этому. Холопы выполняли вспомогательные хозяйственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общинники.

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности). Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассалъных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI—XII вв.) вызывает появление новой формы и нового органа власти — «свема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Отношения сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положение служилых людей. Первыми вассалами становились князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине. Основной обязанностью вассалов является не уплата дани, а военная служба.

Существование раннефеодальной монархии отличали и другие признаки: сохранявшаяся и все еще значительная роль вечевых собраний в принятии государственных, политических решений, а также наличие ополчения, основанного на принципе всеобщего вооружения населения.

Княжеская власть еще не превратилась в личную власть, неограниченную и наследственную. Не сформировалась еще и та государственная бюрократическая машина, которая позже подчинила себе все население государства. Окончательно не сформировавшиеся феодальные отношения, отсутствие четкой системы и иерархии феодальной службы, неопределенность поземельных отношений, незавершенность системы феодальной эксплуатации крестьянства и др. — все эти признаки позволяют определить сложившуюся в X—XI вв. на Руси государственность как раннефеодальную монархию.

Киевский престол по традиции должен был занимать старший член княжеского рода. Киевский князь не мог единолично и по своей воле назначать наследника престола. Не существовало также и законного порядка наследования стола от отца к сыну. Поскольку верховная власть принадлежала не отдельному лицу и не семье, а княжескому роду в целом, признак физического старшинства в претензиях на престол играл главную роль.

При освобождении киевского престола, его занимал старший из князей. После этого происходило перемещение всех членов киевского рода: каждый из них покидал свой прежний удел, чтобы занять другой, лучший и более престижный. Такой порядок Ключевский называл «очередным» или династическим. Порядок этот имел как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным можно отнести факт укрепления династии рюриковичей, ее консолидацию в сложной обстановке племенных раздоров, завоевания и присоединения новых территорий. Его слабым местом было отсутствие или слабость личного характера верховной власти, отсутствие монархической идеи.

Постоянные споры о старшинстве способствовали нарушению неясно определенного «очередного порядка» и стремлению к узурпации власти. По мере расширения круга родичей, претендующих на власть, поддержание порядка при ее переходе становилось все более затруднительным.

Численное разрастание правящей на Руси княжеской династии, выделение внутри ее конкурирующих фамилий и родов, постоянное нарушение так и оставшегося идеалом «очередного порядка», способствовали генеалогическому раздроблению государства.

Одновременно шел процесс территориального раздробления: отдельные земли и области становились все более независимыми от Киева; в городовых областях княжеских посадников, поставленных Киевом, сменяли самостоятельно правившие князья. Вместо уплаты постоянной дани киевскому князю младшие князья стали лишь время от времени давать ему добровольные дары и приношения.

Ослабление киевского центра обусловило усиление власти городовых центров. Городская правящая элита была вынуждена опираться на массу городского населения в своей борьбе за независимость от Киева, местных князей и других крупных феодалов. В связи с этим возрождается и значительно усиливается роль древнего института — народного собрания, веча.

В XI—XII вв. города заключали с князьями договоры, которые регламентировали и ограничивали княжескую власть на территориях, центром которых были областные города. В «рядах» оговаривались пределы княжеской власти, его судебные полномочия, размеры получаемого им «корма», договор делал лигитимной саму власть князя.

Факторами, способствовавшими единению русских земель в XI— XII вв., были, по мнению Ключевского, династическая княжеская власть и княжеские съезды, на которых заключались междукняжеские договоры о союзе, дружбе и единении.

Однако оба фактора были относительно эффективными и не могли остановить процесса распадения Киевского государства. Власть великого киевского князя не была точно определена, не носила личного и наследственного характера: единство обеспечивалось единством династии, княжеского рода, который постоянно разрастался, распадался на ветви, часто враждующие друг с другом.

Читайте также  Навколишнє середовище та середовище життєдіяльності людини

Что касается договоров между князьями, то они соблюдались лишь когда были обеспечены реальной силой. Княжеская верхушка зависела как от поддержки дружинников, так и от позиции населения городских центров, возглавлявших земли и области, которыми они правили.

Закрепление «отчины» (вотчины) в родовую собственность позволяло боярам даже при смене своего сюзерена-князя оставлять при себе земельную собственность. Князья в своих договорах часто признавали за своими боярами-вассалами свободу службы и безнаказанный отход со службы.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная, или десятичная, система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община — вервь. В ее компетенцию входили земельные переделы, полицейский надзор, налоговофинансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решение судебных споров, расследование преступлений и исполнение наказаний.

Государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, общиной начинает управлять приказчик-посельский.

Совет при князе состоял из бояр и «княжих мужей». Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику. Складывались два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина, становление системы происходило в условиях феодальной раздробленности.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет вече. Приобретает более формализованные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют старейшины. Определяются полномочия веча: при участии всех свободных жителей города и примыкающих поселений решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья. Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей». В компетенцию веча первоначально входили все вопросы государственного правления. Постепенно этот круг дел сужается и у веча остаются функции только высшего управления. Вече уже не участвовало в текущих делах суда и вопросах рутинного управления, не созывалось периодически, но лишь от случая к случаю. В исключительную компетенцию веча входили: призвание и изгнание князей и вопросы войны и мира.

1.2. Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

Феодальная поземельная собственность складывается с 9 в. в двух основных формах—княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань , “полюдье”) уступают место экономическим , основным на праве собственности .

Формирование правящего класса приводит к появлению сложных отношений “сюзеренитета — вассалитета”, т.е. феодальная зависимость. Дружина князя дифференцируется на “старшую” и “младшую” (и по возрасту , и по социальному положению ). Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В 11-12 в.в. происходят оформление боярства, как особое сословие и закрепление его правового статуса. Формируется вассалитет как система отношений с князем — сюзереном , его характерными признаками становятся специализация вассальной службы , договорной характер отношений и экономическая самостоятельность вассала . В феодальном договоре о службе соединились два начала : более древнее и личное , служебное (дружинник) и более позднее — зависимость по земле , служба , строго обусловленная землевладением . В связи с этим изменяется социально — экономическое поведение боярства .

Бояре усиливают эксплуатацию крестьян-общинников , попадающих к ним в зависимость , с помощью внеэкономических (захват , насилие ) и экономических (кабала , дом ) мер . Совершая военные походы , князь с дружиной захватывает пленных и превращает их в рабов (холопов ) . Однако рабский труд у славян не стал основной формой эксплуатации : экономические , климатические, географические и другие условия не способствовали этому . Рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функция , главной рабочей силой были крестьяне-общинники.

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию.

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия . Усиление местных феодалов (11-12 в.в.) вызывает появление новой формы и нового органа власти —“сейма” , т.е. феодального съезда . На таких съезда решались вопросы войны и мира , разделение земель , вассалитета.

Отношение сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положении служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и “слуги под дворским”. Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией.

В статуте крупного боярина-вотчинника соединились право собственности на землю и власть. Первыми вассалами становились князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине. Основной обязанностью вассалов является не уплата дани , а военная служба .

Стремление киевских князей к централизации своей власти определило ликвидацию племенных князей, скорое устранение князей-наместников и раздачу земель сыновьям князя (что усилило сюзеренитет отцовского авторитета). При этом принцип старшинства приходил в столкновение с принципом “отчины”: при перемещении князяй-братьев с одного “стола” на другой, некоторые из них не желали менять насиженные места, другие же рвались к киевскому “столу” через головы старших братьев. Для урегулирования подобных коллизий уже в 11-12 в.в. начинают заключаться междукняжеские договоры, содержанием которых являлись условия господства-подчинения, союзов и военных коалиций. Закрепление “отчины” (вотчины) в родовую собственность позволяло боярам даже при смене своего сюзерена-князя оставлять при себе земельную собственность. Князь в своих договорах часто признавали за своими боярами-вассалами свободу службы и безнаказанный отход от службы.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятниками. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления , которая зародилась в недрах дружинной организации , а затем превратилась в военно-административную систему . Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения) .

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община — вервь. В ее компетенцию входили земельные пределы (перераспределение земельных наделов ) , полицейский надзор , налогово-финансовые вопросы , связанные с обложением податями и их распределение , решение судебных споров , расследование преступлений и исполнение наказаний . “Вервь” 11-12в.в. сочетала в себе элементы соседской и семейной общины .

Волость — община представляет собой конгломерат мелких поселений. Государство было заинтересовано в сохранении общинной структуры , которую оно использовало в фискальных , полицейских и административных целях . Община была наделена некоторыми судебными функциями , на нее возлагались обязанности по перераспределению земельных наделов и аккумулированию пустующих и брошенных земель . Феодалы , приобретавшие общинные земли , освобождались от государственного “тягла” , податных , судебных и административных обязанностей .

Государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, общиной начинает управлять приказчик-посельский. Однако в Древней Руси община представляла собой достаточно автономное образование с собственными суверенными правами , и главным ее оппонентом оказалась боярщина — институт , основанный на вотчинном землевладении .

Процесс формирования русской государственности связан с нарастающей силой боярства.

Совет при князе состоял из бояр и “княжеских мужей”. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли старосты . Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства . Десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной , при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику) . Складывались два центра власти — княжеский дворец и боярская вотчина , становление принципа происходит в процессе феодальной раздробленности .

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание — вече. Выросшее из традиций племенных сходов, оно приобретает более формальные черты: для него готовится “повестка дня”, подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют “старцы градские” (старейшины). Определяется компетенция вече : при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения , обороны города и организации военных походов , избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом вече был совет, состоявший из “лучших людей” (городского патрициата, старейшин).

Вече в качестве государственного института оценивалось исследователями неоднозначно: как совещание правителей города, совещание князя со знатью города, как военный совет. По-разному определялась и роль совета (думы) при князе : иногда его рассматривали как постоянно действующий государственный орган , как порождение аристократической родовой традиции или как не орган вовсе , а просто “акт думания” , принятия решений .

Читайте также  Географические особенности реки Нил

Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В 10 в. княгиней Ольгой была проведена “налоговая” реформа: были установленны пункты (“погосты”) и сроки для сбора дани, регламентированы ее размеры (уроки). В начале 11в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламинтирующий кобально-долговые и заемные отношения.

Кроме дани, княжеская администрация получала с населения другие прямые сборы — дар, полюдие, корша. Подати уплачивались медом, мехами и деньгами.

После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикции. Духовенство делилось на “черное” (монашество) и “белое” (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церьковь получила право на приобретение земель , населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении “церковных людей”, дела о преступлениях против нравственности,брачно-семейные). .

Киевская Русь как раннефеодальная монархия: органы власти и управления. Правовое положение населения Киевской Руси

Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства.

Древнерусское государство возникло в IX в. на территории восточных славян вокруг следую­щих политических центров: Куявии (на территории Киева), Славии (на тер-и Новгорода), Артании (на тер-и Рязани).

После объединения восточнославянских пле­мен центром Древнерусского государства стал г. Киев, в котором правили Кий, Дир и Аскольд.

Факторы, способствующие образова­нию Древнерусского государства:

1) развитие ремесел, техники обработки земель, торговых отношений;

2) укрепление связей между существовавшими государственными образованиями славян­ских племен;

3) внешняя торговля;

4) сложные политические отношения с Визан­тией;

Государственность русов складывалась под влиянием Хазарского каганата. Хазары не были христианами, но они были веротерпимыми, что способствовало образованию самостоятель­ного государства.

Образ жизни славян оседлый. Быт — со­седская община. Главное занятие — земле­делие.

Признаки образования Киевской Руси как государства:

1) переход от родовой общины к территориаль­ной и соседской;

2) наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти;

3) введение налогов на поддержание государственного механизма.

Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют изгнание норманнов с новгородских земель в середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными силами, а значит, появилась потребность в государственном аппарате, Вол­нения по поводу постоянных внешних вторжении продолжались, поэтому группа жителей напра­вилась к варягам (русичам), из числа которых был избран правитель (князь, воевода) на зем­лях русских Рюрик. После смерти Рюрика стал править Вещий Олег .Он в 882 г. отправился в поход и захватил Киев, а также другие земли на пути «из варяг в греки» — образовалась единая территория Руси. Олег присоединил к Руси еще множесттво территорий посредством захвата либо мир­ного присоединения соседних земель. Он же и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь была названа Киевской, а все князья — велики­ми киевскими.

Окончательно оформилось Русское государ­ство — Киевская Русь.

Теории возникновения государства у восточных славян:

1. Славянская (антинорманская)- отрицает роль варягов в образовании древнерусского государства и признание их на княжение (Ломоносов, Рыбаков)

2. Центристская – древнерусское государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов. (Юрганов, КАцва, большинство современных источников)

3. Норманнская – древнерусское государство создано норманнами (варягами) с добровольного согласия славян (Байер, Шлецер, Миллер, Карамзин, соловьев)

Концепции происхождения государства : классовая и договорная

Киевская Русь как раннефеодальная монархия: органы власти и управления. Правовое положение населения Киевской Руси.

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования сна­чала по старшинству в роде, а в последую­щем — от отца к старшему сыну;2) отсутствие юридической ответственности главы государства;3) несформированные институты власти;4) неустановленные полномочия и статус сове­та при правителе;5) народное собрание (вече) не постоянный представительный орган

Гос. строй КР- раннефеод. монархия. Во главе гос-ва – киевский великий князь.

В функции великого князя входили:1) организация и командование вооруженными силами;2) сбор дани;3) налаживание внешней торговли;4) назначение местного управления, княжеских агентов;5) законодательная и судебная деятельность;6) руководство внешними отношениями.

Он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осущ-сь его наместниками (в городах) и волостели (в сельских местности). Великий князь был в сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Появился новый орган власти –«снема» — феодальный съезд. На нем решались вопросы войны и мира, вассалитета. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя (сыновья) и опиралось на военные гарнизоны. Существовала десятичная система управления. Ресурсы для существования местные органы получили через систему кормлений (сборы с местного населения). Важную гос-ю и полит. роль играло вече. Приобретались более формализованные черты: повестка дня, кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра – «старцы градские». Компетенция: вопросы налогообложения, оборона городов, организация воен. походов, выборы князя (в Новгороде). Орган местного крестьянского самоуправления – тер-альная община – вервь. Компетенция: земельные переделы, полиц. надзор, налогово-финансовые вопросы, судебные споры. Становление княжеской администрации – на фоне первых правовых реформ. Налоговая реформа княгини Ольги(X): установила «уроки» и «погосты». В начале XI в Владимир устанавливал «десятину» — налог в пользу церкви. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Церковь получила право приобретать земли, население деревни, осуществление суда по спец. юрисдикции.

Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), так как судебных, органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных opганов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи.

Форма государственного устройства Древнерусского государства — относитель­но единое унитарное государство. Политический режим Киевской Руси не определен: присутству­ют признаки демократии (народное собрание) и в то же время признаки авторитаризма (власть великого князя).

В IX в. установилось феодальное общество и сложились классы господствующих феодалов землевладельцев и зависимого населения.

Господствующий класс:1) великий князь;2) местные князья и общинная знать (бояре) — крупные феодалы-землевладельцы;3) служилые люди, обеспечивающие работу го­сударственного аппарата;4) дружины князей, подчиняющиеся либо вели­кому князю, либо удельному князю. Зависимый класс населения:

Зависимый класс населения:1) смерды (крестьяне) — свободные крестьяне, имевшие свой дом, хозяйство, участок зем­ли в пользовании, а также право участвовать в военных походах в качестве ополченцев. Смерд мог передавать свое имущество по на­следству. Зависимость смердов выражалась в обязанности платить князьям дань, пода­ти. Личность и имущество смерда защища­лись законом. Смерд нес имущественную ответственность за совершенные им проступ­ки и преступления по обязательствам и дого­ворам. В судебном процессе смерд мог вы­ступать полноправным участником;2) закупы — смерды, которые взяли у хозяина в долг какое-либо имущество под проценты, гарантировав его возвращение своим самозакладом. Закуп отрабатывал свой долг у хо­зяина и не мог его покинуть, пока не рассчи­тается, иначе его обращали в холопство. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказы­вать его и отнимать имущество. За правонарушение закупа хозяин уплачивал штраф потерпевшему, но закупа могли обратить в холопство. В судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях;3) рядовичи — крестьяне, работающие у зем­левладельцев по договору (ряду);4) изгои — люди, которые вышли из общины и на­ходятся вне социальных групп;5) прощенники — лица, попавшие под покрови­тельство церкви, монастырей или светских феодалов и обязанные за это отработать в их хозяйствах;6) холопы (челядины) — лица, попавшие в раб­ство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи, брака с рабом (ра­быней), поступления в ключничество, совер­шения преступления, а также плена. Холоп не защищался законом. За его убийство хозяи­ну выплачивался штраф, как за уничтожение имущества;7) докладные холопы — княжеские или боярские I слуги, которые ведали отдельными отрасля- I ми хозяйства (ключники, тиуны, огнищане, конюшие, старосты, пашенные). Со временем такие холопы могли получить свободу;8) кабальные холопы—холопы, которые не мог­ли отчуждаться как обычное имущество. От­ношения хозяина и кабального холопа строи­лись на личном соглашении, смерть одной из сторон прекращала обязательство.

Читайте также  Международные пограничные реки и озера

Промежуточные и переходные катего­рии — городское население:

1) боярство;2) духовенство;3) купечество;4) «низы» (ремесленники, мелкие торговцы).

Киевская Русь как раннефеодальная монархия

Изучая историю древнерусского государства, абитуриенты рано или поздно сталкиваются с проблемой определения степени развитости государственных институтов и устройства общества в целом. Прилагаем вашему вниманию два важнейших понятия, работа с которыми ведется при разборе заданий второй части ЕГЭ и ОГЭ по истории.

Раннефеодальное государство

Раннефеодальное государство — это государство, которое представляет собой наиболее раннюю форму монархического правления.

Данная форма правления характерна для государств, которые находились на этапе перехода от первобытно-общинного строя к феодальному. Данная форма монархии характерна для IX-XI вв.

Признаки раннефеодального государства.

Современные исследователи в области истории государства и права выделили следующие основные признаки раннефеодального государства:

  • Переход власти осуществлялся в порядке наследования, при этом данный механизм перехода власти не был закреплен законодательно, то есть устанавливался как правовой обычай.
  • Правитель не подпадал под действия законов, то есть не мог нести ответственность за его нарушение.
  • Монарх мог совершать любые действия в рамках подчиненного государства.
  • Для раннефеодального государства является характерным признаком несформированость основных институтов власти. Правитель в одном лице мог представлять собой законодательную и судебную власть, а в отдельных случаях и исполнительную. Полномочия совещательных органов, таких как совет при правителе не были четко установлены и закреплены документально, то есть имели форму правового обычая.

Важным отличием от иных форм государственного управления было то, что государственные органы власти в Древней Руси не имели четких функций и прописанных полномочий, из-за чего происходила частая их смена.

Киевская Русь как раннефеодальное государство

Ярким примером раннефеодального государства является Киевская Русь (Древняя Русь), т.к. государственному устройству этого региона были присущи черты:

  • Незавершенность формирования в данном государстве общественных классов, сословий, структур деления общества.
  • Происходит зарождение феодального землевладения
  • Боярское землевладение получает юридическое оформление. Общинные земли проходят этап захвата князьями и боярами. Князь раздает большие земельные участки своим подданным в дар и за заслуги.
  • Вместе с участками во владение попадают и люди, которые на них проживают и трудятся. Все население, которое попало во владение феодалам, обязывалось платить им натуральный оброк.
  • Во главе государства стоял князь, который опирался на свою дружину и совет старейшин, однако их функции не были формально определены и могли видоизменяться в зависимости от обстоятельств.
  • Основные задачи дружины сложились в форме правового обычая. Князь обладал всей полнотой власти и не нес ответственности перед подданными или государством.

Древняя Русь: сохранение пережитков родоплеменного строя в Киевской Руси

С другой стороны, историки отмечают, что в Древней Руси сохранялись пережитки родоплеменного строя:

  • Общее собрание рода;
  • Совет старейшин (старейшина);
  • Вождь (военачальник, предводитель охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин. Предводителем становился обычно самый старший, сильный, опытный либо самый искусный в ораторском мастерстве. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, приказов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда исполнялись.

Племя – это макроструктура первобытного общества. Над ним почти ничего не возвышалось, если не считать образовавшихся позже надстроечных структур – конфедерации или союза племен. Зато внизу располагалось множество родов, объединенных в племенное целое родственными и хозяйственными узами, общей территорией, оборонительными функциями и общей культурой (культом предков, обычаями и традициями, отправлением религиозных ритуалов), наконец, управленческо-административной структурой (общий племенной совет).

Военная демократия в Киевской Руси

Дополнением понятия «родоплеменной строй» являлась характеристика общественного строя восточных славян как военной демократии. Ее признаками являлись:

  • участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем;
  • особая роль народного собрания как высшего органа власти;
  • всеобщее вооружение населения (народное ополчение).

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и членов общины, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Добро пожаловать к нам в Instagram.

Пройти тесты ЕГЭ по истории вы можете здесь и здесь.

Пройти тесты ЕГЭ по обществознанию вы можете здесь и здесь.

Вот здесь у нас практика к ОГЭ по обществознанию и тесты базового уровня.

А уже здесь базовые тесты по истории для сдающих ОГЭ по предмету и хорошая практика для начала погружения в большой материал.

История государства и права России. Шпаргалка

Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История государства и права России». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

Оглавление

  • 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
  • 2. Периодизация отечественной истории государства и права
  • 3. Возникновение государства у восточных славян
  • 4. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
  • 5. Источники права Древнерусского государства
  • 6. Государственный строй Древнерусского государства
  • 7. Правовое положение населения Киевской Руси
  • 8. Система государственных органов власти Древней Руси
  • 9. Общая характеристика Русской Правды

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Государственный строй Древнерусского государства

Форма правления Древнерусского государства — раннефеодальная монархия.

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования сначала по старшинству в роде, а в последующем — от отца к старшему сыну;

2) отсутствие юридической ответственности главы государства;

3) несформированные институты власти;

4) неустановленные полномочия и статус совета при правителе;

5) народное собрание (вече) не постоянный представительный орган.

Глава Древнерусского государства — великий князь (киевский князь), который являлся сюзереном (старшим) по отношению к князьям (вассалам) удельных княжеств. Вассалы великого князя были сюзеренами по отношению к своим служилым людям. Великий князь был обязан защищать и оказывать помощь вассалам, которые должны были помогать великому князю. Взаимоотношения закреплялись в крестных грамотах, содержащих права и обязанности великого князя и права и обязанности князей-вассалов.

В функции великого князя входили:

1) организация и командование вооруженными силами;

3) налаживание внешней торговли;

4) назначение местного управления, княжеских агентов;

5) законодательная и судебная деятельность;

6) руководство внешними отношениями.

В своей деятельности великий князь опирался на дружину и совет старейшин, осуществляющих совещательную функцию в вопросах управления, внешней политики, принятия законов. Народным собранием было вече, которое собиралось для решения вопросов общегосударственного значения (вопросов мира и войны).

Вооруженные силы Древнерусского государства составляли дружины великого князя, дружины местных князей и народное ополчение, основанное на десятичной системе управления, которая впоследствии была заменена на дворцово-вотчинную, когда политическая власть стала принадлежать боярину-вотчиннику. Наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности) осуществляли управление на местах. Они собирали дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы.

Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), так как судебных органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных органов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи.

Форма государственного устройства Древнерусского государства — относительно единое унитарное государство. Политический режим Киевской Руси неопределен: присутствуют признаки демократии (народное собрание) и в то же время признаки авторитаризма (власть великого князя).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: