Кажымукан - герой казахского народа - OXFORDST.RU

Кажымукан — герой казахского народа

Геркулес степей Кажымукан Мунайтпасов

История жизни легендарного борца обросла мифами и легендами.

Многократный победитель чемпионатов мира по классической борьбе, первый казах-триумфатор мирового первенства, уникальный атлет Кажымукан Мунайтпасов оставил след в истории не только казахстанского, но и мирового спорта. Являясь для многих поколений примером беззаветного служения Родине, он также запомнился покупкой самолета для нужд фронта… История жизни легендарного борца обросла мифами и легендами. До сих пор некоторые моменты биографии Мунайтпасова вызывают споры среди историков и поклонников таланта. 145-летие (по другим данным, 133 года) со дня рождения великого атлета – это еще один повод вспомнить славный путь человека, который во всех смыслах боролся до конца жизни

Восхождение легенды
Кажымукан Мунайтпасов родился 7 апреля 1871 года (по некоторым данным, в 1883 году) в ауле Караот¬кел Акмолинской области. Как и во многих других казахских селениях, после долгой зимы с приходом тепла в ауле начинались многочисленные тои и народные гуляния, которые не обходились без выступлений палуанов. Недюжинную силу на таких праздниках проявил Мукан – сын крестьянина Мунайтпаса.
В раннем возрасте отец отдал крепкого мальчишку батрачить у баев. Удивляясь физическим способностям мальчика, хозяин решил испробовать его в качестве палуана. Впоследствии Мукан не пропускал состязаний борцов, где легко выигрывал схватки не только у ровесников, но и ребят значительно старше него. Аксакалы, видевшие это, предрекали ему славное будущее палуана. И не ошиблись.
Годы отрочества были богаты на истории, ставшие легендами. Так, согласно одной из них, Кажымукан в одиночку вытащил застрявшего в тине быка. Обвязав животное весом в несколько сотен килограммов веревкой, парень вытащил быка на берег. Говорят, что могучий юноша мог на спор съесть барана или выпить курдюк масла, хотя по своей природе ел очень мало.
Также существует история о том, что в 1889 году хозяин Кажымукана поручил ему привезти сухого сена в самый разгар суровой зимы. По пути одна из лошадей упала и не вставала, после чего Кажымукан уложил ее в телегу, вторую лошадь привязал позади, а сам потащил всех их в аул.
Истории об удалом юноше быстро облетели всю степь. Мукана начали приглашать на разные тои для выступления перед гостями.

Первые успехи на ковре
В 1901 году стало известно об открытии нового цирка в Омске. Помимо традиционных цирковых номеров ожидался и чемпионат по греко-римской борьбе. В те времена ее называли французской. Весть дошла и до далеких казахских аулов, и Мукан едет в Омск.
Решив испытать свои силы, борец вступает в схватку с самым сильным из профессионалов – Андреем Злобиным. Опытному и прославленному атлету пришлось долго повозиться с неизвестным силачом из казахских степей – только на 18-й минуте Андрей Злобин уложил Мукана на лопатки.
Впечатленный силой своего соперника, русский борец убеждает Мунайтпасова развивать свой талант и помогает ему добраться до Петербурга. Там судьба сводит борца со знаменитым Иваном Лебедевым, более известным как «Дядя Ваня». В школе тяжелоатлетов Лебедева казахский борец проучился два года, отточив свои навыки и недостающую ему технику.
Крупный успех приходит к Кажымукану в 1905 году в Харбине. Он завоевал золотую медаль, выступая в борьбе «джиу-джитсу». Кажымукан прошел чемпионат без единого поражения и по¬лучил титул «Чемпиона Маньчжурии».
У него было несколько псевдонимов: «Муханура», «Красная маска», но чаще всего в дооктябрьскую эпоху его именовали «Муха¬нура».
В 1909 году Кажымукан выступил в группе знаменитого эстонского борца, чемпиона мира Георга Луриха. Говоря о ведущей группе своих борцов, Лурих пишет о Кажымукане: «Сын Востока — японец Муханура. Он борец креп¬кого и редкого сложения, отличается дикостью и свирепос-тью в борьбе».
И действительно, Кажымукан Мунайтпсов на редкость был крепкого, бо-гатырского телосложения: рост — 195 см, вес — 139 кг (в 1946 году его вес достиг 174 кг), размер обуви – 54. Настоящий гигант.
Позже были и другие псевдонимы. Черный Иван — Мукан был в четверке Иванов, наряду с Поддубным, Заикиным и Шемякиным.
Но наибольшую популярность принесло имя, оставшееся с ним до самого конца жизни – Ходжа Мукан (Кажымукан). Псевдоним появился после выступлений в Турции. Для поездки в эту страну руководитель труппы предложил Мукану бороться под другим именем — Кара-Мустафа, которое привлекло турецких зрителей.
На борца с тюркским псевдонимом не мог не обратить внимание сановный правитель Стамбула Шакир-паша. Он предложил Мукану совершить хадж в благословенную Мекку.
Недалеко от священного города и прошел турнир, в котором приняли участие 25 мусульманских атлетов из Азии и Африки. Победив всех, Мукан Мунайтпасов стал чемпионом, а после паломничества на святую землю получил почетное звание хаджи.
Впервые он выступил под новым псевдонимом в цирке братьев Никитиных в Саратове в 1912 году. Тогда первыми соперниками Кажымукана на ринге стали француз Рауль де Руан, Том Кеннеди, Поплавский, Петр Крылов и другие. С тех пор он своего имени не менял.
Казахский борец защищал спортивную честь в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Варшаве, Будапеште, Берлине, Праге, Лондоне, Кабуле, Тегеране, Харбине под именем «Кара Иван» («Черный Иван»). Кажымукан завоевал 48 золотых, серебряных и бронзовых медалей. Он внес значительный вклад в становление и развитие спортивной борьбы в Казахстане, в том числе и национальной борьбы казакша курес.
В 1927 году ЦИК Казахстана присвоил Кажымукану Мунайтпасову, ставшему чемпионом мира по борьбе, почетное звание «Батыр казахского народа».
Наиболее близким другом и уважаемым человеком для Мунайтпасова всегда оставался прославленный борец Иван Поддубный. С ним казахский борец встретился в финале чемпионата мира в Париже. Однако зрелищного поединка не получилось. Кажымукан поднял Поддубного и посадил себе на плечи, признав победу русского атлета.
Свой поступок зрителям Мунайтпасов объяснил тем, что по обычаям казахов, «младший брат не переступает дорогу старшему». Впрочем, касательно этого, как и других случаев из жизни легендарного казаха, не утихают споры среди историков.

Все для фронта
После начала Великой Отечественной войны Кажымукан Мунайтпасов начал гастролировать по городам и селениям не только Казахстана. Разумеется, престарелый атлет не мог оставаться в стороне от вторжения фашистских захватчиков. В 1943 году патриот своей родины все свои сбережения – 100 тысяч рублей, накопленные им в течение трудовой жизни, передает оборонной промышленности на строительство военного самолета. Это говорит о его безграничной любви к своему отечеству. Он просит ЦК КПСС назвать самолет именем казахского батыра Амангельды Иманова, а также, чтобы на нем летал пилот-казах. Желание борца было исполнено, а весть о поддержке всеми любимого чемпиона по французской борьбе обошла все фронты. На одном боку самолета было написано «Амангельды», а на другом – «Хаджи Мукан». Управлял этим самолетом до конца войны Кажыбай Шалабаев, который не раз встречался со своим знаменитым земляком после возвращения с фронта.

Борец до самого конца
Последние годы жизни легендарного борца оказались безрадостными: Мунайтпасов остался без внимания властей и средств к существованию. Некогда непобедимый атлет был вынужден продавать завоеванные потом и кровью медали, чтобы содержать семью. Он умер 12 августа 1948 года в колхозе «Ленинское знамя» в Южно-Казахстанской области. До последнего дня Кажымукан Мунайтпасов сохранил ясность ума и физическую силу.
Потомки атлета и по сей день продолжают прославлять имя легендарного деда. Внук Кажымукана — Шаттык Кажымуканов — является мастером спорта международного класса по каратэ-до, а в 2002 году стал серебряным призером Азиатских игр. Другой внук, Бахытжан Хаджимуханов — известный композитор, обладатель премии «Азия Дауысы» и «Жас Канат».
Поистине, неоценим вклад борца в развитие спорта и физической культуры в Казахстане. В памяти народа Кажымукан Мунайтпасов навсегда останется великим чемпионом, национальным героем и человеком высоких моральных принципов с большой буквы.
Как говорил сам атлет: «Цель борьбы – не в победе или поражении. Она в том, чтобы, стоя в тесном пространстве арены, на глазах тысячной публики бороться за свое счастье. Движение — это внешний рисунок борьбы, а главное содержание в том, чтобы не дать трудностям одолеть себя. Процесс познания борьбы — в самой борьбе».

Читайте также  Допуски и посадки

Сегодня исполнилось 150 лет со дня рождения легендарного балуана Кажымукана Мунайтпасова

НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ — Сегодня, 7 апреля, исполняется 150 лет со дня рождения одного из великих сынов казахского народа, легендарного балуана, многократного призера международных соревнований по французской и вольной борьбе, первого казаха, завоевавшего известность в международных чемпионатах зарубежных стран Кажымукана Мунайтпасова, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Кажымукан Мунайтпасов родился 7 апреля 1871 в поселке Караоткель Акмолинской области. По некоторым источникам отец и дед Кажымукана Мунайтпасова обладали особой физической силой, за что их и прозвали «балуанами».

Не исполнилось и 17 лет, как о нем уже начали говорить как о сильном борце, имевшем на своём счету немало побед. Так слава о нём расходилась по всей казахской степи. Когда ему исполнилось 18 лет, Кажымукан получил приглашение на работу в цирк. Он работал в конюшне и вместе с этим обучался премудростям цирковой борьбы. Через два года он впервые вышел на арену.

В 1901 году в Омске открылся чемпионат по французской борьбе, где выступали профессиональные борцы. Слухи об их победах над местными борцами доходили до Кажымукана. Так балуан решил испытать удачу и принял вызов самого сильного из них — Андрея Злобина. Схватка оказалась тяжелой для обоих борцов. Победу одерживает Злобин, по рекомендациям которого Кажымукан Мунайтпасов был принят в школу И.В. Лебедева в Санкт-Петербурге, где два года обучался искусству классической борьбы.

В 1908 году в Кельне он впервые завоевал звание чемпиона мира. В 1909 году в Риге на чемпионате мира занял первое место. В 1910 году завоевал малую золотую медаль на международном чемпионате в Варшаве. Он боролся с такими известными балуанами, как Иван Поддубный, Иван Шемякин, Алекс Аберг, Иван Заикин, Георг Лурих, Поль Понс.

Кажымукан Мунайтпасов всю свою жизнь посвятил развитию казахской борьбы. По некоторым данным, он выступал в соревнованиях по разным видам борьбы в 54 странах мира и завоевал 48 медалей. К сожалению, ни одна из медалей не сохранилась в наши дни. Причина этому – известный балуан часто раздавал свои награды. С радостью дарил их своим близким людям, даже незнакомцам и тем, кто сильно нуждался в средствах. Отсюда исходит, каким талантливым и добрым, простым человеком был наш балуан.

На территории нашей страны он организовывал различные чемпионаты, таким способом внес значительный вклад в развитие қазақ күресі. А в 1926 году в Кызылорде он впервые в истории казахского народа открыл профессиональный театр, где свой творческий путь начинали многие народные таланты, среди которых: один из победителей всемирного конкурса исполнителей народного творчества в Париже Амре Кашаубаев, народный артист Казахстана Калибек Куанышпаев, знаменитый акын-импровизатор Иса Байзаков. Кажымукан Мунайтпасов таким образом повлиял на становление выдающихся личностей страны. Он прекрасно играл на домбре и пел, может, поэтому так близок был к творчеству.

В первые годы войны уже заметно постаревший Кажымукан решает в последний раз выступить перед публикой и этим завершить свою многолетнюю трудовую деятельность. Кажымукан организовывает цирк-шапито и выступает перед зрителями, дабы собрать средства на помощь советским воинам.

Последнее выступление борец провёл в 1944 году в районах Южно-Казахстанской области. А на собранные деньги в сумме 100 тысяч рублей он просит подарить от его имени Советской армии самолёт, который будет назван в честь еще одного легендарного казаха Амангельды Иманова.

Кажымукан Мунайтпасов скончался в 1948 году в районе Ордабасы Туркестанской области. Его потомки сейчас проживают в Туркестанской и Акмолинской областях.

По приведенным сведениям ученого, профессора Ауелбека Коныратбаева Кажымукан Мунайтпасов был действительно крепкого, богатырского телосложения: вес – 174 кг, рост – 195 см, обхват груди – 146 см, обхват икр – 49 см, обхват шеи – 56 см, размер головы – 65 см, длина среднего пальца – 14 см, толщина среднего пальца – 10 см, размер обуви – 54.

Имя Мунайтпасова носит улица и школа-интернат спортивного профиля в Алма-Ате, его честь названа одна из улиц в Нур-Султане и центральный стадион Нур-Султана, рядом с которым 15 июня 2005 года был открыт футбольный сквер. А еще его имя носит и центральный стадион Шымкента, рядом с которым установлен памятник борцу.

В Туркестанской области в честь балуана установлены 7 памятников. В 2019 году еще один памятник был установлен в Степногорске в Акмолинской области. О нём были сняты документальный фильм «Его звали Хаджи-Мукан» (1978) и художественный фильм «Знай наших!» (1985) с участием Алеухана Бекбулатова, Дмитрия Золотухина, Георгия Мартиросяна, Сослана Андиева, Алексея Ванина, Александра Панкратова-Чёрного, Льва Золотухина.

Кажымукану посвящена книга Калмакана Абдукадырова «Қажымұқан» («Жалын», Алма-Ата, 1981) и документальная повесть Алимкула Буркитбаева «Хаджи-Мукан» («Жалын», Алма-Ата, 1983). В память о Кажымукане был назван посёлок в Целиноградском районе.

Ежегодно проводятся традиционные состязания борцов Казахстана, посвященные его памяти.

А 10 февраля в здании Республиканской школы-интерната-колледжа олимпийского резерва имени К. Мунайтпасова состоялось торжественное мероприятие в честь празднования 150-летия легендарного казахского балуана Кажымукана Мунатпайсова, где был дан старт празднованию юбилея известного борца.

Кажымукан — герой казахского народа

Наиболее известен в мире спортивных единоборств сильнейший мусульманский борец, представитель казахского народа Кажымукан Мунайтпасов. С его именем связано зарождение и развитие физической культуры и спорта в Казахстане в XX веке и, в частности, греко-римской (французской) борьбы. Ему единственному в дореволюционный период удалось прорваться на международную арену и прославить не только себя, но и свой народ на спортивных аренах многих стран мира.

Родился Кажымукан в Акмолинской области. Его отец Мунайтпас Ернаков был человеком весьма скромным и очень бедным, но обладал недюжинной физической силой, часто выходил победителем в борцовских поединках. Кажымукану не было и 17 лет, когда он уже был известен, как сильнейший борец, имеющий на своём счету немало побед над известными в то время в Акмолинской области борцами.

В 1901 году в Омске проходит чемпионат по французской борьбе. Молодой казахский борец, не испытавший ещё горечи поражений, решается выступить против профессионалов. Он принимает вызов самого сильного из них Андрея Злобина. Эта схватка оказывается тяжелым испытанием не только для Кажымукана, но и для самого Злобина, впервые встретившего достойного соперника со стороны любителей. На стороне Злобина опыт и техника, поэтому схватка заканчивается его победой, но лишь через 18 минут. Эта встреча имела огромное значение для Кажымукана и его жизненного пути. Русский борец, испытавший колоссальные физические возможности молодого казахского силача, советует ему выбрать борьбу своей профессией. По совету Злобина и некоторых своих друзей Кажымукан едет в Петербург. Здесь он поступает в школу борцов знаменитого Ивана Владимировича Лебедева. В школе Лебедева Кажымукан проучился около двух лет в 1903-1904 гг. Первый крупный успех приходит к Кажымукану в 1905 году в Харбине. Он завоевал золотую медаль, выступая в борьбе «джиу-джитсу». Кажимукан прошел чемпионат без единого поражения и получил титул «Чемпиона Маньчжурии». У него было несколько псевдонимов: «Муханура», «Черный Иван», «Красная маска», но чаще всего в дооктябрьскую эпоху его именовали «Муханура».

Читайте также  Агрегатное состояние вещества

До революции предприимчивые директора чемпионатов и ловкие репортеры выдавали его то за японца, то за маньчжура, татарского борца, но только не за казаха. Так, например, в 1909 году Кажымукан выступал в группе знаменитого эстонского борца, чемпиона мира Георга Луриха. Говоря о ведущей группе своих борцов, Лурих в отношении Кажымукана пишет: «Сын Востока японец Муханура. Он борец крепкого и редкого сложения, отличается дикостью и свирепостью в борьбе».

Кажымукан действительно был на редкость крепкого, богатырского телосложения: рост 195 см, вес 139 кг (в 1946 году он весил 174 кг), окружность бедер 71 см, бицепсы 47см, окружность шеи 56см, размер обуви 54 (приведены данные профессора З. Коныратбаева).

В 1910 году в Америку выезжает большая команда европейских и русских борцов. За океаном они разделились на несколько групп. В одной был Кажымукан. Самым успешным выступлением Кажымукана в турне по городам Южной Америки была его победа в столице Аргентины Буэнос-айресе, где Кажымукан награжден большой золотой медалью. Из Южной Америки он вернулся, видимо, в 1910 году. Это следует из того, что в декабре 1910 года и в январе 1911 года он уже выступал на международном чемпионате в Москве. В этом чемпионате Кажымукан за сравнительно короткое время побеждает Разумова, Шнейдера, Иоганесова, Винтера и Аполлона. Очень ожесточенной была его встреча с выдающимся борцом Циклопом, закончившаяся через 20 минут вничью. На седьмой день чемпионата Кажымукан встретился с самим хозяином-Лурихом. Но двадцатиминутная схватка не дала результата. Тогда Лурих вызвал его на реванш. Он состоялся на следующий день. Проходит контрольное время, а Лурих не может одолеть своего соперника. Теперь Лурих идет на другую хитрость: просит продлить время. Подкупленные им судьи идут ему навстречу и, в конечном счете, объявляют его победителем.

Еще по теме:

Структурализм и постструктурализм в культуре
Структурализм – направление, которое ставило своей задачей выявление структуры различных сфер культуры. В начале структурализм существовал как конкретно научное направление, прежде всего в лингвистике. Зарождение структ-ма связано с иссле .

Настоящий мастер
Ты — художник. В руках твоих — краски. Мир мой — холст, нем под кистью твоей . Ты на нём написать волен сказку, Добрых гномов и ласковых фей… В настоящее время Андрей полон мыслей и идей. Он не является заложником одного стиля. Разные .

От чего абстрагируется софистика
Логическая несостоятельность всех умозаключений о роли генов в становлении человека как личности состоит в том, что они построены на гипотетических допущениях. Нет никакой нужды прилагать усилия, связанные с огромными расходами, затратами .

Актуально о культуре


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности.

Подвиги Кажымукана

Известный казахстанский режиссер Канагат Мустафин приступил к монтажу исторической полнометражной картины о легендарном цирковом борце Кажымукане Мунайтпасове (1871 — 1948). В числе первых он рассказал «НП» о том, как снимался фильм.

Канагат, позади восемь подготовительных и пять съемочных месяцев. Идею создания этой картины вы вынашивали не один год, напомните, как вы к ней шли, как велась работа над сценарием, много ли раз его переделывали?

Буквально сегодня в постпродакшн компании Cubic, с которой я сотрудничаю уже 10 лет, начался монтаж картины. Верно, мечта снять этот фильм зародилась 11 лет назад. Я был за рулем, когда услышал по радио о мероприятиях в связи со 140-летим Кажымукана Мунайтпасова. Я знал его биографию и очень ему симпатизировал с детства, захотелось узнать о нем больше. Мой отец Курмангазы Мустафин — писатель, у него богатая библиотека, в ней нашлась не одна книга о борце, я быстро прочел их от корки до корки.

Это был потрясающий человек, прямой потомок Кобланды батыра, жизнь которого обросла легендами и мифами. Природа наделила его не только силой и ловкостью непобедимого борца, спортивной волей, красотой, талантом, харизмой и обаянием артиста цирка, широтой души, он был патриотом до конца своих дней. На пике карьеры во время зарубежных гастролей Кажымукану неоднократно предлагали остаться за границей (он побывал в 66 странах), к примеру, в Турции, в Японии. Но он всегда стремился на родину. В Турции его полюбили под псевдонимом Кара Мустафа, в Японии воспринимали самураем. В годы войны он продал свое имущество, собрал все сбережения и передал на строительство самолета, попросив назвать его именем Амангельды Иманова и найти летчика-казаха. Кажымукан пожизненно резал баранов и кормил бедствовавших соседей, знакомых.

Будущий борец родился в ауле в Акмолинской области, его мать, к сожалению, погибла при тяжелых родах, так как ребенок был очень крупным, по некоторым данным, новорожденный весил девять килограммов. Есть сведения, что его мама сама была борцом и на ярмарках побеждала в поединках мужчин. Данных о нем много, они разнятся, одни и те же факты трактуют по-разному, поэтому над сценарием работать было непросто, его семь раз переделывали. Сценарий писал в соавторстве с Жанатом Касабековым, мы встречались с разными «кажымукановедами».

Известно ли потомкам борца о съемках картины?

Да, его внук Бахытжан Кажымуканов выступил историческим консультантом картины, он композитор, сыграл у нас небольшую роль. У Кажымукана было 12 детей от четырех жен, многие из них становились «кажымукановедами».

На каком-то этапе написания сценария мне предложили снимать сериал, но бюджет меня не устроил, поэтому сразу отказался. Я в первом питчинге Государственного центра поддержки национального кино защищал свой проект и выиграл грант, к съемкам приступила компания BozOK Film. Продюсер проекта — Нуржан Жуманов, оператором-постановщиком выступил Еркенбек Птыралиев.

Образы кого-то из его любимых женщин будут воплощены на экране?

Образ спутницы его жизни — это собирательный образ. Еще будет присутствовать его первая жена Надежда Чепковская. Охватить все его браки в полнометражной картине невозможно.

Много ли в сценарии исторических персонажей?

Филипп Голощекин, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов.

Кажымукан прожил 77 лет, какой период его жизни охватывает сюжет?

Мы расскажем о нем со дня появления на свет и до самого ухода из жизни.

Кто играет Кажымукана?

Пока мы это держим в тайне. Исполнителя главной роль искали долго, были готовы снять Даулета Абдыгапарова, но помешали некие обстоятельства. У сыгравшего борца актера есть опыт работы в кино, он выпускник Жургеновки, но главных ролей еще не играл. Кстати, его рост выше двух метров. Парень вжился в этот образ, ему приходилось то поправляться, то скидывать вес на 26 килограммов, в финальных сценах у него был пластический грим, ведь в 27 лет нужно было изображать 77-летнего героя.

Какова география съемок в Казахстане? Строились ли декорации?

Мы снимали в ауле Карой, в Капале, Жаркенте, Алматы. Пандемия, снегопады, бури, метели — ничто не смогло нас остановить. В Жаркенте возводили декорации для съемок эпизода в Харбине, дорисовывать будем на графике; в Карое строили его родной аул, ярмарку, кашары; реставрировали купеческие дома в Капале. Месяцев шесть я ездил по Алматинской области в поиске исторических построек. Также мы строили цирк шапито в ретростиле. Признаюсь, я дебютировал в роли художника-постановщика. Как говорится, хочешь сделать хорошо — сделай сам. Каждый вложил свою душу в наш фильм, я это ценю! В планах — запись музыки с оркестром.

Читайте также  Копилка педагогических ситуаций

Оправдала ли ваши надежды декабрьская поездка съемочной группы в Белоруссию?

В прошлом году как раз в эти дни я был в Белоруссии, договаривался о сотрудничестве, утверждал объекты, которые будем снимать. Минск — красивый город, в нем много памятников истории (замки, католический костел и другие достопримечательности), поэтому в одной только столице Белоруссии мы сняли сцены, разворачивавшиеся в нескольких европейских городах и даже в США.

Зухра Табаева

Превью: с личной страницы Канагата Мустафина в Instagram

Кажымукан — герой казахского народа

Наиболее известен в мире спортивных единоборств сильнейший мусульманский борец, представитель казахского народа Кажымукан Мунайтпасов. С его именем связано зарождение и развитие физической культуры и спорта в Казахстане в XX веке и, в частности, греко-римской (французской) борьбы. Ему единственному в дореволюционный период удалось прорваться на международную арену и прославить не только себя, но и свой народ на спортивных аренах многих стран мира.

Родился Кажымукан в Акмолинской области. Его отец Мунайтпас Ернаков был человеком весьма скромным и очень бедным, но обладал недюжинной физической силой, часто выходил победителем в борцовских поединках. Кажымукану не было и 17 лет, когда он уже был известен, как сильнейший борец, имеющий на своём счету немало побед над известными в то время в Акмолинской области борцами.

В 1901 году в Омске проходит чемпионат по французской борьбе. Молодой казахский борец, не испытавший ещё горечи поражений, решается выступить против профессионалов. Он принимает вызов самого сильного из них Андрея Злобина. Эта схватка оказывается тяжелым испытанием не только для Кажымукана, но и для самого Злобина, впервые встретившего достойного соперника со стороны любителей. На стороне Злобина опыт и техника, поэтому схватка заканчивается его победой, но лишь через 18 минут. Эта встреча имела огромное значение для Кажымукана и его жизненного пути. Русский борец, испытавший колоссальные физические возможности молодого казахского силача, советует ему выбрать борьбу своей профессией. По совету Злобина и некоторых своих друзей Кажымукан едет в Петербург. Здесь он поступает в школу борцов знаменитого Ивана Владимировича Лебедева. В школе Лебедева Кажымукан проучился около двух лет в 1903-1904 гг. Первый крупный успех приходит к Кажымукану в 1905 году в Харбине. Он завоевал золотую медаль, выступая в борьбе «джиу-джитсу». Кажимукан прошел чемпионат без единого поражения и получил титул «Чемпиона Маньчжурии». У него было несколько псевдонимов: «Муханура», «Черный Иван», «Красная маска», но чаще всего в дооктябрьскую эпоху его именовали «Муханура».

До революции предприимчивые директора чемпионатов и ловкие репортеры выдавали его то за японца, то за маньчжура, татарского борца, но только не за казаха. Так, например, в 1909 году Кажымукан выступал в группе знаменитого эстонского борца, чемпиона мира Георга Луриха. Говоря о ведущей группе своих борцов, Лурих в отношении Кажымукана пишет: «Сын Востока японец Муханура. Он борец крепкого и редкого сложения, отличается дикостью и свирепостью в борьбе».

Кажымукан действительно был на редкость крепкого, богатырского телосложения: рост 195 см, вес 139 кг (в 1946 году он весил 174 кг), окружность бедер 71 см, бицепсы 47см, окружность шеи 56см, размер обуви 54 (приведены данные профессора З. Коныратбаева).

В 1910 году в Америку выезжает большая команда европейских и русских борцов. За океаном они разделились на несколько групп. В одной был Кажымукан. Самым успешным выступлением Кажымукана в турне по городам Южной Америки была его победа в столице Аргентины Буэнос-айресе, где Кажымукан награжден большой золотой медалью. Из Южной Америки он вернулся, видимо, в 1910 году. Это следует из того, что в декабре 1910 года и в январе 1911 года он уже выступал на международном чемпионате в Москве. В этом чемпионате Кажымукан за сравнительно короткое время побеждает Разумова, Шнейдера, Иоганесова, Винтера и Аполлона. Очень ожесточенной была его встреча с выдающимся борцом Циклопом, закончившаяся через 20 минут вничью. На седьмой день чемпионата Кажымукан встретился с самим хозяином-Лурихом. Но двадцатиминутная схватка не дала результата. Тогда Лурих вызвал его на реванш. Он состоялся на следующий день. Проходит контрольное время, а Лурих не может одолеть своего соперника. Теперь Лурих идет на другую хитрость: просит продлить время. Подкупленные им судьи идут ему навстречу и, в конечном счете, объявляют его победителем.

Другие статьи:

Декоративная стилизация
Стилизация – намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определённой социальной среды, народности, эпохи. В изобразительном искусстве и преимущественно в декора .

Гуманизм и Реформация. Ф. Меланхтон
Бурное развитие реформационных процессов, расколовшее гуманистическое движение, поражение Крестьянской войны и дальнейшее упрочение в стране власти князей, крушение надежд на политическую консолидацию страны, раздиравшейся межконфессионал .

Морфология культуры
Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчаст .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: