Калибровка средств измерений - OXFORDST.RU

Калибровка средств измерений

Поверка и калибровка

Калибровка средства измерений

Калибровка средства измерений – cовокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений.

Представленное выше определение калибровки дано в Федеральном законе «Об обеспечении единства измерений». Однако калибровочные лаборатории, в обязательном порядке это относится в аккредитованным лабораториям, осуществляют свою измерительную деятельность в строгом соответствии с положениями ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, который содержит указания на применение терминологии документа ISO/IEC GUIDE 99:2007, дающий свое определение калибровке. Кроме этого еще одно определение калибровке дано в РМГ 29-2013. Таким образом в сфере передачи единицы величины и определения метрологических характеристик СИ имеются разногласия в части понятийной идентификации процесса калибровки.

102-ФЗ РМГ 29-2013 ISO/IEC GUIDE 99:2007
Совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений. Совокупность операций, устанавливающих соотношение между значением величины, полученным с помощью данного средства измерений и соответствующим значение величины определенным с помощью эталона с целью определения метрологических характеристик этого средства измерений. Операция в ходе которой при заданных условиях на первом этапе устанавливают соотношение величин с неопределенностями измерений, которые обеспечивают эталоны, и соответствующими показаниями с присущими им неопределенностями, а на втором этапе на основе этой информации устанавливают соотношение, позволяющее получать результаты измерений исходя из показания.

Калибровке могут подвергаться средства измерения, не входящие в сферу распространения государственного контроля и надзора (либо применяемые вне сферы ГМКиН), но при этом необходимо проконтролировать их метрологические характерстики, например при выпуске СИ из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже.

Калибровку средств измерения выполняют калибровочные лаборатории или в соответствии с принятой в России терминологией «метрологические службы юридических лиц» с использованием эталонов, соподчиненных с государственными эталонами единиц величин. Средства калибровки (эталоны) подлежат обязательной поверке и при проведении калибровочных работ должны иметь действующие свидетельства о поверке.

Результаты калибровки позволяют определять:

  • действительные значения измеряемой величины;
  • поправки к показаниям средств измерений;
  • точностные характеристики средств измерений.

Основное принципиальное отличие калибровки от поверки, заключается в том, что калибровка не относится к процедуре подтверждения соответствия. Подтверждением соответствия является только поверка, при калибровке определяются действительные значения метрологических характеристик и в какой то мере её можно отнести к исследовательской работе.

Как правило, ввиду отсутствия специальных методик, калибровка проводится по методикам поверки на калибруемые либо аналогичные им средства измерений. Однако калибровка может отличаться от поверки как в сторону упрощения, так и в сторону усложнения процедуры. При калибровке вполне правомерна постановка задачи определения характеристик погрешности средства измерений только в одной точке диапазона измерений и в условиях, отличающихся от нормальных.

Результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.

В отличие от поверки, калибровка СИ является добровольной процедурой и может выполняться любой метрологической службой. Аккредитация на право калибровки так же является добровольной (не обязательной) процедурой и нужна в большей степени для признания результатов калибровки сторонними учреждениями и для поднятия имиджа предприятия.

Аккредитацию метрологических служб на право проведения калибровочных работ осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).

При рассмотрении споров в суде, арбитражном суде, органах государственного управления оформленные надлежащим образом результаты калибровки могут быть использованы в качестве доказательств.

С технической точки зрения процедуры калибровки и поверки абсолютно тождественны и сводятся к сличению показаний эталонного и исследуемого средств измерений с целью определения погрешности или неопределенности измерений последнего. В этой связи, за рубежом вместо термина «verification» (поверка) чаще используется термин «legal calibration».

Калибровка средств измерений

Калибровка средств измерений – совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик и метрологической пригодности тех средств измерений, которые применяются вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Поскольку калибровка является добровольной, а не обязательной метрологической процедурой, то межкалибровочный интервал не регламентируется. Вместе с тем, в методике калибровки могут содержаться рекомендации по установлению межкалибровочного интервала.

Калибровка средств измерений не заменяет поверку, которой в обязательном порядке подлежат все средства измерений, предназначенные для использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Однако если калибровка проведена метрологической организацией, аккредитованной в установленном порядке на выполнение работ по калибровке, то ее результаты могут быть использованы при поверке.

Аттестат аккредитации

Оформление результатов калибровки:

  • Сертификат калибровки (документ, удостоверяющий факт и результаты калибровки сред­ства измерений)
  • Протокол калибровки с установленными действительными значениями метрологических характеристик средств измерений.

Сертификат калибровки должен содержать:

  • номер сертификата калибровки;
  • наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя, аккредитованного на проведение калибровки средств измерений в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, проводившего калибровку, сведения о его аккредитации (номер в реестре аккредитованных лиц), подпись руководителя и печать указанного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • наименование, тип, модификацию средства измерений и заводской номер средства измерений (в случае если в состав средства измерений входят несколько автономных измерительных блоков, то приводится их перечень и заводские номера);
  • информацию о документах, по которым выполнена калибровка;
  • информацию об эталонах, с помощью которых выполнена калибровка, и их идентификация; данные об аттестации с указанием прослеживаемости к государственным первичным эталонам единиц величин, а при их отсутствии – к национальным эталонам единиц величин иностранных государств;
  • перечень влияющих факторов (условий проведения калибровки) с указанием их значений (температура, влажность, давление и др.);
  • результаты калибровки (в том числе действительные значения метрологических и технических характеристик средства измерений, данные о проведенных операциях калибровки);
  • инициалы, фамилию, подпись лица, выполнившего калибровку, оттиск индивидуального клейма (при наличии);
  • дату проведения калибровки.

Методики калибровки

Калибровка проводится по методикам, предоставленным Заказчиком.

В некоторых случаях для калибровки может быть использована методика поверки аналогичного СИ. Калибровка может осуществляться по методикам поверки, утвержденным в рамках проведения испытаний в целях утверждения типа, а также по методикам, приведенным в международных, региональных, межгосударственных или национальных стандартах.

Нередко методику калибровки приходится разрабатывать специально под конкретные задачи исследования.

При необходимости методики калибровки разрабатываются с учетом требований ГОСТ Р 8.879-2014 «Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Методики калибровки средств измерений. Общие требования к содержанию и изложению».

Важная информация

  • СИ, предоставляемые на калибровку, должны иметь информацию о годе выпуска, изготовителе, заводском номере для однозначной их идентификации. При отсутствии данной информации при сдаче СИ на калибровку необходимо предъявить паспорт СИ. При отсутствии паспорта информация может быть представлена в письме, на бланке организации.
  • СИ представляются на поверку чистыми, расконсервированными, с необходимыми комплектующими устройствами.
  • СИ, эксплуатируемые в (на) агрессивных (специальных) средах, должны представляться на поверку обеззараженными, нейтрализованными, дезактивированными.
  • Если калибровка выполняется по методике поверки, то необходимо указать наименование документа.
  • Прием СИ на проведение калибровки в соответствии с потребностями заказчика осуществляется только при предоставлении методики калибровки.

Октава-ЭлектронДизайн

Приборостроительное объединение
тел.: (495) 225-55-01, (499) 136-82-30
E-mail: info@octava.info

ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 — Калибровка и Метрологическая прослеживаемость результатов измерений

Рекомендации

После вступления в силу стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Росаккредитация неоднократно ориентировала отечественные лаборатории на необходимость внедрения его требований.

Многие обращающиеся к нам лаборатории отмечают, что одной из наиболее серьезных трудностей на этом пути для них стали положения стандарта, затрагивающие тему калибровки оборудования.

калибровка средств измерений — совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений (Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»);

Удивительно, но очень мягкое для зарубежных пользователей требование калибровки стало настоящей проблемой в России. Дело в том, что отечественная система государственного регулирования обеспечения единства измерений (ОЕИ) не рассматривает калибровку в качестве самостоятельной формы государственного регулирования ОЕИ. И хотя в национальной системе аккредитации предусмотрены критерии для калибровочных лабораторий, калибровочная деятельность остается пасынком российской метрологической службы, не все поверяющие организации аккредитуются отдельно на право калибровки по экономическим соображениям.

Читайте также  Категории земель. Земли поселений

При этом все лаборатории, деятельность которых относится к сфере государственного регулирования ОЕИ, обязаны обеспечивать поверку своих средств измерений.

поверка средств измерений — совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям (Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»);

Очевидно, что поверка уже предполагает наличие калибровки.

Однако для многих проверяющих, не очень разбирающихся в метрологии, важна «бумажка». Их интересует не то, откалибровано ли средство измерения, а в какой бумаге это написано. Как быть в этой ситуации?

Как удовлетворить требования стандарта по метрологической прослеживаемости без сертификата о калибровке

Обычно требования калибровки увязывают с пунктами 6.4.5, 6.4.6 и 6.5 стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.

Давайте внимательно проанализируем их положения:

6.4.5 Оборудование, используемое для измерений, должно обеспечивать точность и/или неопределенность измерений, требуемые для обеспечения достоверного результата.

Как видим, в п.6.4.5 нет никаких прямых упоминаний о калибровке. Показатели точности и/или неопределенности измерений должны быть приведены в методиках измерения. Поэтому лаборатории должны очень тщательно отбирать те методики, которые они заносят в свои области аккредитации, и особенно обращать внимание на следующие моменты:

  • методика измерения удовлетворяет обязательным метрологическим требования (по точности), если таковые установлены для данной сферы деятельности;
  • методика измерений содержит положения, согласно которым можно убедиться в соблюдении её требований;
  • методика измерений может быть выполнена лабораторией (то есть удовлетворены требования по применяемому оборудованию и квалификации персонала, которые указаны в методике).

Следует отметить, что многие стандарты, которые традиционно выбирают в качестве методики измерений, содержат трудно выполнимые требования или, наоборот, не содержат достаточной информации. Поэтому мы рекомендуем действовать с особой осторожностью при выборе стандартов в качестве методических документов (особенно для тех применений, которые связаны с гигиенической оценкой). При необходимости можно включать в область аккредитации не весь стандарт, а лишь отдельные его разделы.

6.4.6 Измерительное оборудование должно быть калибровано, если:

— точность и неопределенность измерений влияют на достоверность представляемых результатов; и/или

— калибровка оборудования требуется для установления метрологической прослеживаемости представляемых результатов.

В п.6.4.6 сказано лишь, что оборудование должно быть откалибровано (а не иметь сертификат о калибровке!), причем это необходимо для обеспечения метрологической прослеживаемости.

прослеживаемость — свойство эталона единицы величины, средства измерений или результата измерений, заключающееся в документально подтвержденном установлении их связи с государственным первичным эталоном или национальным первичным эталоном иностранного государства соответствующей единицы величины посредством сличения эталонов единиц величин, поверки, калибровки средств измерений (Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений«).

метрологическая прослеживаемостьсвойство результата измерения, в соответствии с которым результат может быть соотнесен с основой для сравнения через документированную непрерывную цепь калибровок, каждая из которых вносит вклад в неопределенность измерений.

1 В этом определении «основой для сравнения» может быть определение единицы измерения через ее практическую реализацию или методика измерений, или эталон.

2 Метрологическая прослеживаемость требует наличия установленной калибровочной иерархии и/или поверочной схемы.

(РМГ 29-2013)

В разделе 6.5.2 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 описано, каким образом лаборатория может выполнить требования по прослеживаемости результатов своих измерений:

6.5.2 Лаборатория должна обеспечить прослеживаемость результатов измерений к Международной системе единиц (СИ) посредством:

a) калибровки, предоставляемой компетентной лабораторией;

это самый лобовой, неудобный и дорогостоящий путь, так он предполагает дополнительные расходы и ограничивает выбор поверочных центров.

b) сертифицированных значений сертифицированных стандартных образцов компетентного производителя с указанной метрологической прослеживаемостью к СИ

— этот пункт относится к химическому анализу; для физических измерений вместо стандартных образцов используют калибровочные устройства (см.п.c далее).

c) непосредственной реализации единиц СИ, подтвержденной сличениями, прямыми или косвенными, с национальными или международными эталонами.

— именно этот пункт позволяет использовать результаты поверки для подтверждения метрологической прослеживаемости. В соответствии с действующими требованиями в свидетельствах о поверке указываются сведения о примененном эталоне. Кроме того, каждый аккредитованный поверитель также должен иметь подтверждения прослеживаемости своего эталона к национальному эталону или к референтной методике. Мы рекомендуем запрашивать у поверителя эту информацию.

Заметим также, что для тех видов измерения, для которых разработаны портативные калибровочные устройства (например, акустические и вибрационные калибраторы) применение такого устройства (подача калибровочного сигнала) также может рассматриваться в качестве «непосредственной реализации единицы СИ. «. При этом конечно, такой калибратор должен быть в свою очередь поверен или иметь сертификат о калибровке.

Такой подход полностью соответствует положения РМГ 29-2013 по метрологической прослеживаемости.

Заключительные рекомендации

Мы рекомендуем внести в руководства по качеству лабораторий и реализовать в жизнь следующие положения:

1. Для обеспечения точности и (или) неопределенности измерений лаборатория применяет методики измерения, удовлетворяющие обязательным метрологическим требованиям, и использует оборудование, соответствующее требованиям методик измерений.

2. Обеспечение метрологической прослеживаемости измерений лаборатория подтверждает

  • применением аттестованных методик измерений и (или) методик прямых измерений, включенных в эксплуатационную документацию средств измерения утвержденного типа;
  • применением поверенных средств измерения утвержденного типа;

непосредственной реализацией единиц СИ с использованием калибраторов и стандартных образцов утвержденного типа, а также эталонов, удовлетворяющих государственным поверочным схемам и применяемых в ходе поверки СИ.

Калибровка средств измерений СИ в законе «О единстве измерений»

Статья 18. Калибровка средств измерений

1. Средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут в добровольном порядке подвергаться калибровке. Калибровка средств измерений выполняется с использованием эталонов единиц величин, прослеживаемых к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин, а при отсутствии соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин — к национальным эталонам единиц величин иностранных государств.

2. Выполняющие калибровку средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели в добровольном порядке могут быть аккредитованы в области обеспечения единства измерений.

3. Результаты калибровки средств измерений, выполненной аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, могут быть использованы при поверке средств измерений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.

Комментарий к статье 18 — Калибровка средств измерений

1. Как предусмотрено в ч. 1 комментируемой статьи, средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут в добровольном порядке подвергаться калибровке. Понятие калибровки средств измерения определено в п. 10 ст. 2 комментируемого Закона как совокупность операций, выполняемых в целях определения действительных значений метрологических характеристик средств измерений.

Соответственно, калибровка средств измерений представляет собой альтернативу поверки средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. В пункте 1 ст. 23 Закона 1993 г. об обеспечении единства измерений так и предусматривалось: калибровке могут подвергаться средства измерений, не подлежащие поверке. Калибровка средств измерений в отличие от их поверки является добровольной процедурой и может быть осуществлена в любой момент, а не в предусмотренный комментируемым Законом, как это установлено в отношении поверки средств измерений в ч. 1 ст. 13 данного Закона (следует отметить, что согласно указанной норме Закона 1993 г. об обеспечении единства измерений средства измерений могли подвергаться калибровке при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже). Как говорилось выше, в ч. 7 ст. 13 комментируемого Закона также предусмотрена промежуточная процедура между обязательной поверкой средств измерений, предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и ее альтернативой — добровольной калибровкой средств измерений, не предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Данная норма предусматривает возможность проведения поверки средств измерений, не предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в добровольном порядке (см. комментарий к указанной статье).

Согласно ч. 1 комментируемой статьи калибровка средств измерений выполняется с использованием эталонов единиц величин, прослеживаемых к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин, а при отсутствии соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин — к национальным эталонам единиц величин иностранных государств. Данное правило основано на положениях ч. 7 ст. 7 комментируемого Закона, устанавливающих, что в России должны применяться эталоны единиц величин, прослеживаемые к государственным первичным эталонам соответствующих единиц величин, и что в случае отсутствия соответствующих государственных первичных эталонов единиц величин должна быть обеспечена прослеживаемость средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, к национальным эталонам единиц величин иностранных государств (см. комментарий к указанной статье).

Следует обратить внимание на то, что в комментируемой статье не воспроизведено положение п. 1 ст. 23 Закона 1993 г. об обеспечении единства измерений, согласно которому результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах.

2 — 3. В части 2 комментируемой статьи предусмотрено, что выполняющие калибровку средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели в добровольном порядке могут быть аккредитованы в области обеспечения единства измерений. Соответственно, для осуществления калибровки средств измерений в отличие от их поверки наличие аккредитации в области обеспечения единства измерений обязательным условием не является. Видимо, в силу этой причины калибровка средств измерений не указана в ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона в перечне работ и (или) услуг, в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять (оказывать) которые осуществляется аккредитация в области обеспечения единства измерений.

Правовое значение предусмотренной в ч. 2 комментируемой статьи аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения единства измерений определено в ч. 3 данной статьи: результаты калибровки средств измерений, выполненной указанными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, могут быть использованы при поверке средств измерений. Порядок использования таких результатов калибровки средств измерений при поверке средств измерений в соответствии с рассматриваемой нормой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, т.е. Минпромторгом России (см. комментарий к ст. 21 Закона). Соответствующий нормативный правовой акт согласно ч. 1 ст. 27 комментируемого Закона должен быть издан в течение двух лет со дня вступления в силу данного Закона, т.е. до 30 декабря 2010 г. (см. комментарий к указанной статье).

В пункте 2 ст. 23 Закона 1993 г. об обеспечении единства измерений при регламентации калибровки средств измерения также говорилось о возможности соответствующей аккредитации — в указанной норме предусматривалось, что на основе договоров, заключаемых с государственными научными метрологическими центрами или органами Государственной метрологической службы, заинтересованные метрологические службы юридических лиц могут быть аккредитованы на право проведения калибровочных работ. Однако правовое значение такой аккредитации определялось по-иному. В частности, устанавливалось следующее: в этих случаях аккредитованным метрологическим службам юридических лиц предоставляется право выдавать сертификаты о калибровке от имени органов и организаций, которые их аккредитовали; при рассмотрении споров в суде, арбитражном суде, государственных органах управления РФ результаты калибровки, оформленные надлежащим образом, могут быть использованы в качестве доказательств.

Необходимо иметь в виду, что в силу заключительного положения, закрепленного в ч. 3 ст. 27 комментируемого Закона, со дня вступления в силу данного Закона и до дня вступления в силу нормативных правовых актов РФ, им предусмотренных, действуют в части, не противоречащей комментируемому Закону, следующие метрологические правила (согласно ч. 4 указанной статьи документы, выданные в соответствии с этими метрологическими правилами, сохраняют силу до окончания срока их действия):

Правила по метрологии «Требования к выполнению калибровочных работ», утв. Постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 17 . Данный документ устанавливает требования к выполнению калибровочных работ, проверка соблюдения которых осуществляется при аккредитации метрологической службы юридического лица (по его заявке) на право проведения калибровочных работ. Документ распространяется на калибровку не подлежащих поверке средств измерений, выполняемую аккредитованными метрологическими службами юридических лиц;

Правила по метрологии «Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ», утв. Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 1995 г. N 95 . Названные Правила устанавливают основные положения по организации и осуществлению аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ. Правила распространяются на государственные научные метрологические центры и органы Государственной метрологической службы Госстандарта России, а также на метрологические службы юридических лиц, добровольно подавших заявки на аккредитацию на право проведения калибровочных работ;

Положение о Российской системе калибровки, введенное в действие Приказом Госстандарта России от 24 апреля 1995 г. N 54 . Этот документ устанавливает основные положения по организации, структуре, функциям Российской системы калибровки (РСК), права и обязанности добровольно входящих в нее юридических лиц независимо от форм собственности. Документ распространяется на метрологические службы юридических лиц, аккредитованные в РСК, на аккредитующие органы в РСК и на другие органы и организации, входящие в РСК.

Следует отметить, что в рамках РСК действует Рекомендация «Основные требования к методикам калибровки, применяемым в Российской системе калибровки» Р РСК 002-06 , утв. Научно-методическим центром РСК 22 мая 2006 г. Данная Рекомендация РСК устанавливает основные требования к построению, содержанию, порядку утверждения и регистрации, а также по оценке пригодности методик калибровки, применяемых в РСК. Рекомендация предназначена для аккредитующих органов РСК, метрологических служб юридических лиц, аккредитованных на право проведения калибровочных работ в РСК, а также для разработчиков методик калибровки, предназначенных для применения в РСК. Однако указанный документ разработан в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2000 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» , принятого Постановлением Госстандарта России от 7 июля 2000 г. N 183-ст, и не учитывает, что с 1 июля 2007 г. Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2006 г. N 506-ст введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

Калибровка средств измерения. Поверка измерительных приборов. Метрология

В мире не существует такой области деятельности человека, где выполнение измерений не требуется. Каждую минуту совершается миллионы таких действий.

Результаты выполняемых в любых местах измерений должны сопоставляться между собой. Только в этом случае они приобретают смысл. Добиться необходимой сопоставимости, достоверности и точности позволяет действующая в России государственная система обеспечения единства измерений (ГСОЕИ), созданная в строгом соответствии с положениями метрологии.

Что представляет собой метрология

В широком смысле слова метрологией именуется наука, изучающая измерения, методы их выполнения, средства, позволяющие добиться их единства, и способы, реализация которых обеспечивает необходимую точность.

Основным понятием данной науки является именно измерение. Подобным термином принято именовать получение количественных показаний, которыми характеризуются существенные свойства всего происходящего в окружающем нас мире и в каждом материальном объекте. Упомянутые значения получаются экспериментально (т.е. опытными путями). А информацию, полученную таким путём, именуют измерительной.

При выполнении измерений на конечные результаты влияют существующие в природе объективные законы. Получение упомянутой информации сопряжено с обязательным соблюдением неких правил и норм, которые определены действующими законодательными актами и нормативами.

Предмет метрологии

Как у каждой науки, у метрологии есть свой предмет. Это извлечение информации измерительного характера о свойствах любых процессов и объектов с требуемой степенью достоверности и точности.

В зависимости от предмета принято выделять следующие базовые разновидности метрологии:

  • фундаментальная (предмет – разработка основ, являющихся фундаментом метрологии);
  • законодательная (предмет – установка требований технического и юридического характера, являющихся обязательными в процессе использования средств, методов измерений, эталонов и т.д, которые направлены на обеспечение точности выполнения измерений и их единства в интересах всего общества);
  • прикладная (предмет – вопросы, связанные с непосредственным использованием разработок двух разделов, рассмотренных выше).

Вопросы поверки измерительных приборов и калибровка средств измерения рассматриваются именно в данном разделе метрологии.

Поверка средств измерения

Поверкой приборов, используемых для измерения, именуется совокупность нескольких операций, которые осуществляются для подтверждения факта соответствия упомянутых приборов действующим метрологическим требованиям.

Измерительные приборы, используемые в сферах, подпадающих под государственное регулирование, осуществляемое в рамках обеспечения в государственных масштабах единства измерения, подлежат в обязательным порядке периодическим и первичным проверкам. Основание:

  • закон РФ под № 102-ФЗ, датированный 26.06.08 (с изменениями, внесёнными в текст, по состоянию на 13.07.15);
  • правительственное постановление под № 250 (оно было принято 20.04.10 и последний раз подвергалось редакционным правкам 08.12.12);
  • приказ № 1815, изданный Минпромторгом РФ 02.07.15.

Калибровка СИ

Калибровка средств измерения (СИ) представляет собой комплекс операций, которые осуществляются для вычисления и подтверждения фактических значений метрологических параметров и/или пригодности калибруемых измерительных средств к дальнейшему использованию по назначению.

Фактически это тот же перечень мероприятий, которые используются при поверке. Разница заключается в том, что калибровку проходят СИ, которые не требуется подвергать в обязательном порядке государственному надзору и контролю в рамках метрологических поверок. При этом средства калибровки зачастую аналогичны тем, которые используются для поверки.

Сегодня понятие калибровка объединило мероприятия, ранее осуществлявшиеся при ведомственной поверке и метрологической аттестации СИ.

Поверка – операция обязательная, которая выполняется и контролируется уполномоченными на это государственными органами и структурами.

Калибровка – функция добровольного порядка. Осуществить данную работу имеют право либо метрологические службы, действующие в организации, либо иные организации, выполняющие её в рамках заключённого договора.

Российская система калибровки

Фактически поверка и калибровка — это единый комплекс процедур, но выполняются они по отношению к различным измерительным приборам. По результатам данных работ определяется дальнейшая пригодность средств измерений.

Пригодными считаются изделия, метрологические характеристики которых полностью соответствуют техническим требованиям, сформулированным в действующих нормативах либо установленных заказчиком. Вывод о том, что прибор пригоден, делает калибровочная лаборатория, осуществлявшая работу.

Несмотря на то что проведение калибровки средств измерений является процедурой добровольной, это не освобождает соответствующую службу организации от обязанности соблюдения ряда требований.

Основным является «привязка» изделия, проходящего калибровку, к существующему в России эталону. То есть упомянутую процедуру обязательно необходимо рассматривать в контексте составной части государственной системы обеспечения единства измерений.

С учётом того, что действующая в России СОЕИ включает принципы, максимально гармонизированные с международными нормативами и правилами, мы получаем процедуру калибровки, адаптированную в мировую СОЕИ.

Дополнительные причины, которыми обусловлена необходимость привязки к эталону

Средства измерений, подлежащие калибровке, следует привязать к национальному эталону ещё и потому, что собственно измерения являются самостоятельной частью выполняемых технологических процессов, оказывая прямое влияние на конечное качество любой продукции.

В связи с этим полученные результаты необходимо иметь возможность сравнивать. Достигнуть этого можно только передав эталонную размерную единицу, соблюдая при этом правила и нормы метрологии законодательной.

Продавец того или иного товара будет пользоваться большим доверием со стороны потребителя, если имеет возможность подтвердить, что используемые им в процессе работы измерительные приборы имеют официальный сертификат о калибровке СИ, полученный в национальной специализированной метрологической организации.

Специфика калибровки в России

Внедрение в нашем государстве калибровки имеет явно выраженные национальные особенности. Западная система строилась с учётом потребностей, обусловленных ростом конкурентоспособности товаров и минимальным перечнем СИ, которые подлежат проверке.

У нас калибровка средств измерения — это в первую очередь отказ государства от тотального контроля над исправностью измерительных средств.

Отказ от обязательной тотальной поверки стимулировал появление процедуры калибровки.

Отсутствие должной конкуренции на рынке предоставления подобных услуг создаёт парадоксальную ситуацию. Предприятие получило право выбирать порядок калибровки средств измерений и осуществлять упомянутые работы самостоятельно. При отсутствии должной конкуренции оно не заинтересовано получать аккредитацию в специализированных государственных организациях, проводящих калибровку с высочайшим качеством.

Это одна сторона проблемы. А вторая заставляет любую подобную организацию постоянно помнить о том, что оторванность испытательной структуры от национальной системы государственных эталонов мер и весов существенно снижает результат калибровки средств измерений.

Существующие варианты выполнения калибровочных работ

  1. Организация выполняет калибровку своими силами, без предварительной аккредитации своей испытательной лаборатории в профильной системе калибровки.
  2. Компания, уделяющее должное внимание постоянному повышению конкурентоспособности производимых товаров, проходит аккредитацию в РСК и получает документы, подтверждающие её право осуществлять подобные работы в своих интересах, но от имени государственной структуры, при которой они аккредитованы.
  3. Наличие аккредитации в РСК позволяет организации, её прошедшей, осуществлять предоставление такой услуги, как калибровка средств измерения, на коммерческой основе.
  4. Одновременно с аккредитацией компания получает аттестат, наличие которого даёт юридическое право на осуществление калибровочных работ по перечисленным в нём областям измерений.
  5. Органы ГМС и иные метрологические институты проходят регистрацию в РКС сразу по двум направлениям: в качестве органа аккредитации с одной стороны и калибровочной компании — с другой.
  6. Российское предприятие имеет право аккредитоваться в зарубежной профильной структуре открытого типа в качестве лаборатории, имеющей право на осуществление калибровки СИ. При этом методика калибровки средств измерений должна будет соответствовать принятым общемировым стандартам.

Принципы организации Российской системы калибровки

Основными принципами, на которых базируется Государственная РСК, являются:

  • добровольное участие;
  • обязательное использование эталонных размеров единиц измерения;
  • техническая компетентность и профессионализм всех членов РСК;
  • самоокупаемость.

Преимущества членства в РСК

Главным стимулом, побуждающим юридическое лицо к вступлению в РСК, является стремление последнего обеспечить растущее доверие потенциальных потребителей упомянутой услуги к показателям качества.

Именно этим объясняется значительный рост количества систем аккредитации существующих испытательных лабораторий, в которых проходят калибровку измерительные приборы. Дополнительным преимуществом членства в РСК является возможность необходимого информационного обеспечения членов организации, занимающихся калибровкой СИ.

Самоокупаемость системы на сегодня стала реальным принципом, что обусловлено постоянно растущей потребностью рынка в достоверных и точных результатах выполняемых измерений.

Схема действующей в России службы калибровки

Основными субъектами рассматриваемой службы являются:

  • Метрологические службы, созданные в организациях и имеющие аккредитацию, позволяющую осуществлять такую деятельность, как калибровка средств измерений (метрология), при условии, что ими применяются в работе эталоны, подчинённые государственным единицам.
  • Госстандарт РФ (центральный орган рассматриваемой системы), на который возложены обязанности координации работы всех членов РСК.
  • Метрологические институты, созданные при Госстандарте РФ, органы ГМС, прошедшие регистрацию в РСК в качестве органов, имеющих право оформлять аккредитацию третьих лиц, что предоставляет последним юридическое право на осуществление калибровки СИ.
  • ВНИИ метрологии, на который возложены функции информационного, методического, организационного обеспечения функционирования РСК.
  • Совещательным органом службы является Совет, занимающийся вопросами обсуждения и формирования проектов решений по вопросам, касающимся технической политики РСК.

Порядок аккредитации в РСК

Основным нормативным документом, регламентирующими деятельность РСК, аккредитацию новых членов и порядок выполнения калибровочных работ, является РД РСК 02-2014, текст которого Росстандарт утвердил 10.07.14.

Кроме этого, существует ряд правил по метрологии, которые, наряду с действующими нормативами и законодательными актами, также регулируют вопросы, касающиеся законодательной и прикладной метрологии. Например, ПР 50.2.018-95, Р РСК 003-07, ПР РСК 005-03 и т. п.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: