Каьерный потенциал личности - OXFORDST.RU

Каьерный потенциал личности

Карьерный потенциал личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 00:44, доклад

Краткое описание

Карьера (от фр. Cariera) – успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.
Сущностной составляющей понятия карьеры является продвижение, то есть движение вперед. В этом отношении карьера – процесс, определяемый как прохождение, последовательность состояний системы.

Содержание

1. Понятие карьеры. 3
2. Карьерный потенциал личности. 5
3. Направления и условия развития личности в профессиональной деятельности. 8
4. Библиографический список. 10

Вложенные файлы: 1 файл

карьерный потенциал личности.doc

Российский государственный аграрный университет (МСХА) им. К.А. Тимирязева

(ФГОУ ВПО РГАУ (МСХА) им. К.А. Тимирязева)

Кафедра психологии и педагогики

  • Реферат
    • на тему:
      • «Карьерный потенциал личности»

      Студентка 306 группы

      дневного отделения, гум-пед. ф-та

      Москва 2010

      1. Понятие карьеры. . .3

      2. Карьерный потенциал личности. . 5

      3. Направления и условия развития личности в профессиональной деятельности. . . 8

      4. Библиографический список. . 10

      Понятие карьеры.

      Карьера (от фр. Cariera) – успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.

      Сущностной составляющей понятия карьеры является продвижение, то есть движение вперед. В этом отношении карьера – процесс, определяемый как прохождение, последовательность состояний системы.

      Такое понимание карьеры ориентирует на соответствующий методологический подход к ее исследованию. В его основе лежит тенденция современной науки изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния. Общество и его компоненты рассматриваются, как процессы, а не как статичное состояние, как непрерывный бесконечный поток событий. Человек включен в этот поток и вынужден непрерывно двигаться в нем, приспосабливаться к нему, преодолевать отклоняющиеся его течения, собственное изменение в этом процессе и изменение его составляющих. Чем стремительнее общее движение, тем опаснее замедление.

      Отсюда понимание карьеры, как активного продвижения человека в освоении и совершенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его устойчивость в потоке социальной жизни. С этих позиций определяется подход к моделированию карьерного процесса и основы стратегического управления карьерой. Карьера – это процесс движения по пути овладения некими ценностями, благами, признанными в обществе или организации. Таковыми являются:
      . должностные ступени, уровни иерархии;
      . ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания людей по уровню мастерства;
      . статусные ранги, отражающие величину вклада работника в развитие организации (выслуга лет, рациональные предложения и т.д.), его положение в коллективе;
      . ступени власти как степени влиятельности в организации (участие при принятии важных решений, близость к руководству);
      . уровни материального вознаграждения, дохода (уровень зарплаты и разнообразие социальных льгот).

      Таким образом, карьера – это процесс профессионального роста человека, роста его влияния, авторитета, статуса в среде, выраженный в его продвижении по ступеням иерархии, квалификационной лестницы, вознаграждения, престижа.

      Сложность карьеры определяется обусловленностью ее множеством факторов, прежде всего связанных с особенностями личности работника, делающего карьеру, и среды, в которой развивается карьера (далее – карьерная среда), а так же особенностями и уровнем развития общества, в котором действуют человек и организация.

      Карьерный потенциал личности.

      Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни, так как достижения человека в той или иной сфере деятельности зависят от соответствия между его личностью и характером его работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры с возможностями организации.

      Многоаспектность карьеры выражается в ее наполненности различными составляющими. Карьера комбинирует в себе такие направления деятельности как совершенствование уровня профессионального, личностного, общего культурного развития, мероприятия по самопрезентации, саморекламе, формированию, укреплению и поддержанию необходимых связей, способствующих тому, чтобы реальный внутренний рост был замечен, по праву оценен в среде служащего, и отражен в форме внешнего роста (повышения по службе, оплаты труда). Полноценное развитие карьеры невозможно без содействия карьерной среды, направленных на обеспечение необходимых условий для роста и реализации растущего потенциала личности.

      Проблемы карьерного продвижения в новых культурно-исторических и социально-экономических условиях стимулируют поиски новых, адекватных нынешней ситуации, подходов и программ по руководству, оказанию помощи и поддержки выпускникам образовательных учреждений в мире современных профессий. Знание закономерностей, механизмов, условий и факторов, содействующих эффективному развитию личности молодых специалистов и их личностно-профессиональным достижениям, позволит более направлено оказывать помощь в проектировании и реализации собственной карьеры.

      Карьерное продвижение выступает как максимальное раскрытие иреализация профессионального потенциала личности в процессе прохождения различных уровней организационной структуры.

      Развитие карьеры характеризуется неопределенностью, переменчивостью, нестабильностью. Как показывают исследования С.Т. Джанерьян, Н.Л. Кирт, В.А. Полякова, карьера корректирующе влияет на личность и формирующе – на ее жизненный путь. Личностные изменения приводят к возникновению и развитию качеств, обеспечивающих выполнение человеком роли субъекта профессиональной карьеры.

      Одним из основных психологических факторов становления карьеры является профессиональная ответственность, изучение которой находилось в центре внимания отечественных и зарубежных ученых (В.А. Бодров, Т. Де Джордж Ричард, Э. Дюркгейм, А. Г. Луценко, К. Муздыбаев, Ж. Пиаже, П. Фоконне, Ф. Хайдеггер и др.). В современном мире чрезвычайно возросла необходимость в принятии ответственных решений в ситуациях неопределенности, вызванных дефицитом или избытком входной информации. Это характерно для большинства видов сложной профессиональной деятельности – руководителей, предпринимателей, юристов, военначальников, врачей, педагогов и др.

      Проблема выявления значимости профессиональной ответственности в карьерном продвижении личности достаточно емка и неоднозначна. Ее понятийный базис находится на пересечении исследовательских полей философии, психологии, акмеологии, социологии, педагогики и др. Необходимость исследования влияния профессиональной ответственности личности на карьерное продвижение осталось вне поля зрения исследователей выступает ее значимой детерминантой. Это доказывает имеющийся опыт теоретического анализа проблемы, представленный в работах ряда авторов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др).

      Представление о карьере характеризуется продвижением личности по служебной лестнице в рамках того рода деятельности, который избран ее в начале трудового пути. Многие исследователи рассматривают карьеру как движение и положение (статус) субъекта трудовой деятельности в системе социальных, экономических, деловых, имущественных и других отношений, обусловленных личностными позициями, психическими ресурсами и социально-экономической ситуацией в конкретный период жизненного пути.

      Карьерный потенциал личности определяется:

      • психофизическими характеристиками индивида (склонности и способности, здоровье, работоспособность);
      • личностными характеристиками (потребности, интересы, мотивы, личностные качества);
      • компетентностями (квалификации, объем и качества знаний, умений и навыков);
      • жизненными и карьерными ориентациями (социальные и профессиональные ценности, уровень притязаний (В.К. Шаповалов)).

      Указанные составляющие карьерного потенциала личности взаимосвязаны. Они могут служить своеобразными осями-векторами, определяющими структуру карьеры, как конфигурация всех стадий и поворотов карьеры.

      Направления и условия развития личности в профессиональной деятельности.

      В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности:

      1. Становление личности. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.

        1. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации — тем, что субъект стал таким, «как все» в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности её фиксации.
        2. 3.Детерминируется противоречиями между сложившимися на предидущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями — с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.

      Было бы неверно понимать отношение к карьерному росту односторонне, только как проявление активности, избирательности выгоды со стороны человека. Здесь имеет место взаимодействие, поскольку профессия также воздействует на субъекта. Это воздействие характеризуется тем, какие чувства, образы, мысли, возникают в сознании под влиянием профессии и карьерного роста и, что особенно существенно, теми объективными требованиями, которые профессия предъявляет к человеку .

      В систему субъективных свойств личности включаются жизненные планы человека, его мотивы и цели деятельности.

      Особый интерес представляет мотивационная сторона личности. Склонность к карьерному росту пробуждается в связи с такими индивидуальными особенностями, благодаря которым человек может полнее и глубже отразить специфическое содержание деятельности. В связи с этим в самой личности могут происходить некоторые психологические изменения, изменяется ее жизненная направленность. Человек увлечен деятельностью не ради нее самой, а ради того морального удовлетворения, которое приносит сам факт продвижения по «карьерной лестнице». И чем сильнее эта потребность, тем менее удельный вес различных побочных мотивов.

      Библиографический список.

        1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. Психология личности и образ жизни.
        2. Дементий Л.И. Типология ответственности личности.
        3. Столяренко Л.Д. Основы психологии.
Читайте также  Налогообложение в Объединенных Арабских Эмиратах

Что нужно знать о карьерном потенциале

Многих людей интересует, что такое карьерный потенциал. Под данным термином следует понимать совокупность всех свойств и особенностей, которые характерны для определенной личности.

При этом все параметры, о которых идет речь, относятся исключительно к рабочей среде. Когда человек утраивается на работу и проходит предварительное собеседование, потенциальный работодатель принимает во внимание все эти характеристики.

Чтобы компания успешно и долго функционировала, личность, занимающая вакантное место, должна четко вписываться в атмосферу, а также быть компетентной во всех рабочих вопросах.

Какие качества определяют карьерный потенциал?

Что касается непосредственно качеств, которые в итоге составляют то, что называется карьерным потенциалом, то к ним можно отнести, прежде всего, возраст. Сюда же следует отнести стаж работы, весь накопленный профессиональный опыт и компетенцию, имеющееся образование. Причем под последним фактором следует понимать не только знания, полученные в ВУЗе, но и все пройденные тренинги, курсы повышения квалификации медицинских работников, например, а еще мастер-классы и дополнительные категории обучения.Отдельного внимания в данном направлении следует уделить зарубежным стажировкам. Ведь именно они открывают перед работником новые горизонты, позволяющие иначе, с совершенно другого ракурса, взглянуть на привычные вещи. Креатив и нестандартное видение ситуации особенно ценится в потенциальных сотрудниках современными работодателями.

Все перечисленные критерии в совокупности составляют то, что можно назвать карьерным потенциалом. Рассмотрим ситуацию на примере. Работник, который буквально вчера закончил обучение в ВУЗе, естественно, практически не имеет навыков работы. Данный фактор нельзя назвать преимуществом.

Однако такие специалисты генерируют массу креативных, свежих идей. Кроме того, недавно полученные знания еще не успели забыться. Эти работники, ко всему прочему, умеют отлично обрабатывать информацию и воспринимают все новые данные. Это позволяет молодым специалистам успешно строить начало карьерного пути вверх. Именно поэтому многие работодатели не боятся давать шанс новичкам.

Если рассуждать о ведущих специалистах, за плечами которых имеется определенный профессиональный опыт и несколько лет активной работы, то их карьерный потенциал в первую очередь выражен стажем и еще активным возрастом, который позволяет им динамично работать.

Такие сотрудники ценятся за то, что отлично знают тонкости своей специальности и нюансы службы в той или иной сфере. Они, в свою очередь, могут поделиться своими бытовыми хитростями с новичками. Однако работодателя может насторожить в таких людях то, что они не стремятся добиваться новых карьерных вершин. Можно смело заметить, что в данном направлении они уже самореализовали себя, отчего не хотят развиваться дальше. Они полностью уверены в том, что уже добились всего, чего могли в своей жизни.

Отдельного внимания в категории карьерного потенциала заслуживают стажировки в зарубежных странах и повышение квалификации в Москве. Именно это четко указывает на то, что человеку небезразлично построение его карьерного роста.

Профессиональное развитие, которым человек постоянно занимается и отводит ему должное внимание — это то, что крайне важно для потенциального соискателя должности.

Когда работодатель видит, что сотрудник постоянно читает соответствующую литературу, стремится получать новые знания, он его стимулирует, доверяет ему, что в свою очередь отражается на работе. Демонстрируя серьезное и ответственное отношение к своей работе, выдвигая строгие требования к себе, человек недвусмысленно показывает стремление двигаться вверх по карьерной лестнице.

С развитием информационных технологий сегодня становится все более доступным и распространенным дистанционное обучение, в том числе сложным профессиям, например, обучение врачей дистанционно.

Сотрудники, которые не остаются на месте в своем развитии и стараются повысить степень своего карьерного потенциала, никогда не остаются незамеченными работодателями.

Знание иностранных языков — очень важный критерий. Он, в свою очередь, является неотъемлемой частью карьерного потенциала. Особенно этот показатель важен для иностранных компаний или фирм, активно и плотно сотрудничающих с зарубежными партнерами.

Иным показателем карьерного потенциала может стать наличие водительских прав. Особенно этот факт будут принимать во внимание те работодатели, которые предлагают вакансии, связанные с постоянным передвижением по городу, району, области или даже по стране.

Личные характеристики — неотъемлемая часть карьерного потенциала

Однако не стоит забывать и о том, что в понятие карьерного потенциала обязательно включаются и личностные характеристики сотрудника. Решительность, смелость, активность, амбициозность, инициативность – это то, что крайне важно. Кроме того, обычно больших успехов добиваются люди, умеющие все делать ответственно и своевременно. Пунктуальность является одной из особенно важных и необходимых характеристик. Нельзя не оговориться и об обязательности.

Нужно научиться правильно распоряжаться своим временем, что позволит выгодно преподнести себя, не подвести свое руководство и всю команду в целом. Когда человек обладает совокупностью всех перечисленных характеристик, можно смело утверждать, что его будет ждать на работе заслуженный успех.

Более того, данные свойства всегда обращают на себя внимание работодателей. Ведь именно сочетание таких качеств позволяет человеку плодотворно трудиться на благо общей концепции компании.

Отдельно стоит оговориться и о прочих качествах личности, которые позволят ей эффективно работать. Это внимательность, педантичность, внимание к деталям, усидчивость, терпеливость, умение находить компромиссы. Кроме того, человек должен уметь работать не только как самостоятельная единица, но и в общей творческой группе.

Ко всему прочему, работодатели ценят то, когда человек умеет быстро осваиваться, отличается гибкостью и оперативностью мыслительных процессов. Если, попадая в новую среду, работник может быстро учиться и усваивать новую информацию, его обязательно заметят. Эти критерии в свою очередь влияют на степень и уровень карьерного потенциала.

11 рабочих навыков, которые ускорят твой карьерный рост

Необходимый опыт и технические навыки — бесспорно, одно из самых главных требований любого работодателя. Но помимо этого крайне важно, чтобы сотрудник обладал определённым набором личностных и профессиональных качеств. Они помогают ему в работе, урегулировании конфликтных ситуаций, решении проблем и организации своего времени.

Мы собрали несколько универсальных рабочих навыков, которые помогут тебе добиться значительных успехов в карьере. Помни: каким бы крутым профессионалом своего дела ты ни был, для того, чтобы выполнять свою работу быстро и качественно, одних знаний недостаточно.

1. Навыки тайм-менеджмента

То, что ты остаёшься в офисе после закрытия и берёшь работу на дом вовсе не делает тебя героем в глазах работодателя. Это говорит лишь о том, что ты не умеешь организовывать своё время. Человек, который имеет навыки тайм-менеджмента, успевает выполнить всё (или хотя бы большую часть задач) в отведённые для работы часы. На него всегда можно положиться: ведь он не станет затягивать со сдачей важного проекта, а заранее рассчитает, сколько времени ему нужно, и сделает всё, чтобы успеть закончить вовремя.

2. Инициативность

Неравнодушие к рабочим процессам и желание участвовать в жизни компании — вот, что скрывается за инициативностью. Работодатели ценят сотрудников, которые сами предлагают им смелые и амбициозные идеи, берут на себя выполнение новых задач, хотят внести свой вклад в общее дело. Если ты проявишь себя как инициативный человек, это повысит уровень доверия к тебе и твоему профессионализму, а следовательно, ускорит твой карьерный рост.

3. Самомотивация

Работодатели не видят смысла держаться за сотрудников, которым постоянно нужна внешняя мотивация. Поэтому, если ты научишься мотивировать себя самостоятельно, ты получишь весомое преимущество. Тебе не нужно будет заставлять себя делать что-то и ставить условия перед тем, как взять на себя очередную задачу. Ты будешь тем самым сотрудником, который рвётся вперёд, несмотря на все сложности, которые встречаются у него на пути, мотивируя при этом всех окружающих.

4. Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это твоё умение понимать эмоции, желания и намерения окружающих людей, а также способность управлять своими и чужими чувствами в целях решения определённых задач. Это не только важный жизненный навык, но и умение, которое пригодится в любой профессии. Если ты хочешь занять руководящую должность, наличие эмоционального интеллекта поможет тебе завоевать доверие и уважение со стороны босса и быстро продвинуться по карьерной лестнице.

5. Навыки разрешения конфликтов

Ты должен уметь давать оценку ситуации, не основываясь на собственных предубеждениях, искать лучшее решение, не давая страху возможности контролировать твои действия, урегулировать рабочие конфликты, отодвигая на задний план свои чувства. В любом коллективе важно снизить уровень стресса и сохранить дружелюбную и спокойную атмосферу. Работа — не то место, где можно позволить себе ожесточённые споры, ругань и неуважение в сторону своих коллег. Так что учись находить компромиссы, вести переговоры и решать проблемы без оскорблений.

Читайте также  Магматизм и магматические горные породы

6. Умение работать в команде

Работодателю важно видеть в тебе командного игрока. Ты должен уметь как реализовывать свой лидерский потенциал и брать на себя ответственность за своих коллег, так и отступать в сторону и давать кому-то другому проявить себя. Кроме того важно, чтобы ты мог находить общий язык с командой, прислушиваться к идеям и мнениям окружающих тебя людей, отстаивать свою точку зрения, когда это действительно нужно.

7. Коммуникативные навыки

В любой работе высоко ценятся сотрудники, которые умеют активно слушать, передавать чёткие сообщения и выстраивать эффективное взаимодействие с коллегами или клиентами. Одно дело, когда ты знаешь, как общаться с людьми по электронной почте, телефону, социальным сетям и вживую. Совсем другое — когда ты знаешь, какие слова подобрать в конкретной ситуации, как повлиять на принятие человеком решения, убедить его в своей правоте и т.д.

8. Обучаемость

Работодатели не станут держаться за сотрудника, которого учат какому-нибудь новому навыку или технологии, а он в свою очередь продолжает возвращаться к традиционным способам работы, к которым привык. Для того, чтобы быстро продвигаться по карьерной лестнице, ты должен быть легко обучаем. Перестань бояться изменений, они часто упрощают твою работу и улучшают её результаты. Будь открыт ко всему новому: проходи обучение, посещай мастер-классы, постоянно прокачивай свои знания и навыки.

9. Делегирование

Некоторые люди считают, что их ценность повышает их умение брать выполнение всех рабочих задач на себя. Но это неизбежно ведёт к потере производительности и ухудшению результатов. Поэтому гораздо больше доверия и уважения со стороны работодателя ты можешь получить, научившись делегировать свои дела кому-то другому. Главное — подходить к этому грамотно, и искать людей, которые справились бы с твоей задачей если не лучше, то хотя бы не хуже тебя самого. А освободившееся время ты можешь посвятить тем рабочим вопросам, решение которых зависит только от тебя.

10. Нацеленность на результат

Работа ради денег или работа ради работы — это заведомо провальная позиция, если ты действительно хочешь добиться успеха в своём деле. Работодатель прекрасно видит, кто выполняет свои обязанности просто потому, что это необходимо по долгу службы, а кто горит своей работой, и делает всё, чтобы получить высокие результаты. Если ты будешь ориентирован на результат, это повысит твою ценность как сотрудника, и сделает тебя незаменимым.

11. Нетворкинг

Профессионал своего дела должен уметь выстраивать и поддерживать бизнес-отношения с действующими или потенциальными клиентами, партнёрами или коллегами. Это положительно отразится на результатах твоей работы: лояльность может стать решающим фактором при заключении сделок или договоров в будущем, поможет выбить более выгодные условия, с большей вероятностью расположит человека к долгосрочному сотрудничеству. Так что всегда старайся обрасти полезными связями, и чаще посещай мероприятия, на которых ты можешь показать себя и ту пользу, которую ты или твоя компания несёте людям.

Потенциал личности: что это такое, 5 главных составляющих

Приветствую Вас, друзья!

Мир устроен так, что все люди добиваются разных высот. Кто-то становится успешным бизнесменом или известным артистом, а кто-то испытывает трудности с обычным карьерным ростом. И это далеко не всегда напрямую связано со способностями человека. Просто не все знают, как раскрыть свой потенциал и суметь реализовать таланты, подаренные природой. Сегодня мы поговорим о том, что обычно подразумевают под личностным потенциалом, а также о том как его раскрыть и реализовать.

Что такое потенциал?

Потенциал – это имеющийся у человека набор способностей и возможностей для развития, используя которые, он может добиться успеха в определенной сфере. А может и не добиться. Именно в этом заключается смысл данного понятия. Если человек будет целеустремленно двигаться вперёд, не сворачивая с пути и не совершая глупых ошибок, он сможет реализовать свой потенциал. Если же он начнёт тратить ресурсы не по назначению, его потенциал не будет реализован.

Термин «потенциал» образован от латинского слова potentia, которое можно перевести как «мощность», «сила» или «возможность». Когда говорят о человеческом потенциале, обычно подразумевают набор способностей, позволяющих ему выполнять полезную работу, заниматься творческой деятельностью, эффективно обучаться и развиваться в нужном направлении.

Данное понятие включает интеллектуальные и когнитивные способности человека, его навыки коммуникации, способность мыслить творчески и находить нестандартные решения. Также оно обычно связано с конкретной сферой деятельности. Так для спортсмена потенциал – это хорошее здоровье и обмен веществ, подходящая для конкретного вида спорта комплекция и удачные пропорции скелета. Без этих предпосылок даже самый старательный атлет не станет чемпионом.

С точки зрения психологии, личностный потенциал – это набор скрытых возможностей человека, которые он может использовать для достижения успеха в любой из сфер своей жизни, включая карьеру, увлечения и личное счастье. В расчёт принимаются способности и возможности, имеющиеся сейчас, но с расчётом на то, какого результата они помогут добиться в будущем. Каждое продуктивное применение способностей – это небольшой шаг в направлении раскрытия потенциала.

Составляющие потенциала личности

Принято выделять 5 составляющих личностного потенциала:

  1. Гносеологическая (познавательная). Когнитивные способности у всех развиты по-разному. И потенциал личности довольно сильно зависит от уровня интеллекта и качества восприятия, а также от способности запоминать новую информацию, сохранять приобретенный опыт и применять его в дальнейшем.
  2. Аксиологическая (ценностная). Данная составляющая определяется нравственностью, моралью и прочими системами ценностей, которые человек приобретает в процессе взросления и социализации.
  3. Творческая. Сюда входят навыки и способности, позволяющие находить нестандартные решения, создавать, изобретать, критически осмысливать ситуацию, генерировать и реализовывать идеи.
  4. Художественная. Это часть творческих способностей, связанная с чувством вкуса, умением создавать художественные и иные произведения искусства или просто делать красивые вещи, нравящиеся другим людям.
  5. Коммуникативная. Эта составляющая подразумевает высокий уровень социального интеллекта, который позволяет человеку устанавливать контакты и добиваться взаимопонимания с другими людьми.

Как реализовать свой потенциал?

Первое, что нужно для самореализации – понимание своих ключевых целей. Только зная, куда идёшь, можно двигаться достаточно эффективно. И даже если вы ещё не определились с целью всей жизни, промежуточные цели, которые вдохновляют и мотивируют вас, тоже подойдут. Также, можете прочитать отдельную статью о том, как найти цель в жизни.

Но будьте готовы к тому, что быстро и просто настоящие цели не достигаются – для реализации своего потенциала надо упорно работать в течение многих лет. А чтобы повысить шансы на успех, воспользуйтесь несколькими несложными советами от успешных людей.

1. Определитесь со сферой, которая вам наиболее интересна

Если вы всерьез раздумываете над тем, как раскрыть свой потенциал, стоит начать с того, чтобы убедиться, что выбранная сфера деятельности является для вас самой интересной и перспективной. Возможно, пришло время разобраться в новой области, изучить технологию, к которой у вас всегда был интерес. Конечно, следует здраво оценивать шансы на успех в новой сфере. Вряд ли человек, который до 30 лет изучал философию, сможет с нуля стать известным физиком-ядерщиком в таком возрасте.

2. Сделайте первый шаг

Многие из нас годами откладывают подобные начинания, боясь, что что-то не получится, либо просто не хватит времени, знаний или иных ресурсов. Если чувствуете, что эта цель важна для вас, сделайте первый шаг к ней прямо сегодня, а лучше – прямо сейчас.

3. Заведите дневник

Дневник – очень удобный инструмент, помогающий разобраться в себе, понять свои способности и желания. В качестве дневника удобно использовать классический бумажный вариант. А на смартфон можно поставить приложение из категории тайм-трекеров, которое поможет вам лучше понять, на что вы тратите время и сколько времени в день реально получается выделять на развитие и обучение.

Контроль времени и хорошее понимание того, куда оно уходить – один из важнейших шагов на пути реализации своего потенциала. Как известно, большинство людей плохо понимает, чем занимается в течение дня. А начав поминутно отслеживать свою деятельность при помощи тайм-трекера, они очень удивляются, обнаружив, как много времени уходит на рутину и прочие малополезные занятия.

4. Станьте сильным

Учитесь не сдаваться, столкнувшись с неудачей или натолкнувшись на серьезное препятствие. У человека, привыкшего к спокойной и размеренной жизни, порог сдачи обычно достаточно низкий. Но как раскрыть свой потенциал, если сдаваться на пути к цели? В следующий раз, когда вам покажется, что вы уперлись в препятствие, не сворачивайте, а постарайтесь преодолеть его. Если же препятствие действительно непреодолимое, сначала твердо убедитесь в этом, и только после этого ищите обход.

Читайте также  Гончарное искусство Дагестана

5. Придерживайтесь принципа «Нет ничего невозможного!»

Да, это слишком смелое утверждение. Однако самые успешные люди мира всегда твёрдо следовали данному принципу, ставя перед собой невозможные цели и достигая их.

6. Будьте уверены в себе и оптимистичны

Избегайте пессимизма и излишних переживаний, смотрите оптимистично на всё. Даже ошибки и неудачи можно воспринимать как ценный опыт, который принесёт пользу в будущем. Постарайтесь повысить самооценку, это даст не только уверенность в своих силах, но и понимание того, что вы достойны всего, чего пожелаете. Чем сильнее вы расширяете рамки своих притязаний, тем большего сможете добиться.

7. Улучшайте коммуникативные навыки

Умение убедительно говорить и слушать собеседника – очень полезные навыки. Постоянно работайте над ними: хорошо думайте, прежде чем говорить, и обдумывайте уже сказанные фразы, улыбайтесь собеседникам, слушайте их с интересом, задавайте вопросы, позволяющие им раскрыть мысль, демонстрируйте, что относитесь к ним и их словам с уважением.

Заключение

Чем сильнее вы раскрываете свой потенциал, тем больше возможностей у вас появляется. И пока вы не сдаетесь, так будет всегда, ведь перед настойчивыми людьми открываются буквально безграничные возможности. К сожалению, мир устроен так, что большинству людей не удаётся полностью реализовать свой потенциал. Причины бывают разными. Кому-то не хватает знаний, кому-то – самоуверенности, а кому-то – усидчивости. Но практически каждый человек способен справиться со всеми препятствиями, если будет ежедневно работать над собой и уверенно продвигаться к своей цели.

Как оценить и развить свой потенциал

Из чего состоит личностный потенциал и зачем участвовать в челленджах

Каждый из нас обладает личностным потенциалом — способностью развиваться и преодолевать жизненные трудности. При этом часто человек не знает, каких высот способен достичь при благоприятных условиях. Дело в том, что потенциал раскрывается в особых обстоятельствах. Рассмотрим элементы личностного потенциала и способы его усилить.

Из чего состоит личностный потенциал

Философы, социологи и психологи по-разному определяют личностный потенциал. Отечественные исследователи М. А. Нугаев и В. В. Соколов независимо друг от друга выделяют такие его компоненты:

  • творческий,
  • профессиональный,
  • духовный,
  • интеллектуальный.

Чем сильнее развита творческая составляющая, тем выше способность человека находить новые решения сложных задач. Человек с творческим потенциалом активно ищет решение проблемы, генерирует идеи и пробует разные подходы.

Этот аспект включает умения и навыки, которые человек способен применять в трудовой деятельности. Чем сложнее деятельность и выше результат труда, тем сильнее развит профессионализм.

Духовность, или нравственность — это моральные нормы и этические принципы, которыми руководствуется человек. Осознавать свои принципы важно, чтобы оставаться верным себе в ситуациях морального выбора, не поддаваться сиюминутным желаниям и влиянию других людей.

Интеллектуальный компонент связан с мыслительными способностями и объёмом знаний индивида. Чем мощнее интеллектуальный потенциал, тем более масштабные и ответственные задачи может выполнять человек, тем он ценнее для общества.

Почему потенциал не работает

Сами по себе высокие моральные принципы или глубокие знания не обеспечивают достижений в учёбе или общественной деятельности. Если человек одарён, но ленив, толку не будет. Авторство формулы успеха «1% таланта + 99% труда» приписывают то Гёте, то Эдисону. Автор книги «Гении и аутсайдеры» Малкольм Гладуэлл в своём исследовании подтверждает эту идею. Главная способность успешного человека — по максимуму использовать свои способности для достижения целей.

Без суперспособности заставить себя работать все остальные элементы — бесполезный склад знаний и свойств. Чтобы превратить личностные качества и умения в ресурсы, нужна цель и мотивация к её достижению. Потенциал не работает, когда человек не стремится использовать его для движения к успеху.

Как развить и использовать личностный потенциал

Исследовать свои возможности

Для начала стоит взять блокнот и перечислить всё, что вы знаете о своём потенциале. Распишите по пунктам, какими творческими и интеллектуальными способностями обладаете, что умеете делать хорошо, каковы ваши принципы.

Творческим людям несложно отметить, например, что они легко находят общий язык с окружающими, придумывают сценарии праздников, сочиняют стихи или задания для конкурсов. Если ваш последний стишок и рисунок остались в дошкольном детстве, стоит пробовать снова.

Вспомните, чем любили заниматься до школы или в младших классах и беритесь за дело: акварельный скетчинг, робототехника, танцы, вокал. Всё, что когда-то приносило радость и удовольствие, поможет пробудить творческую энергию и найти занятие по душе. Важно не сдаваться, а искать подходящий вид деятельности.

Чтобы объективно оценить свои интеллектуальные способности, школьных тестов по предметам недостаточно. Учителя могут оказаться в плену стереотипов и ставить отметки на основании своих ожиданий. К тому же интеллект бывает разным: вербальный, эмоциональный, музыкальный, пространственный, а в школе оценивают только умение правильно выполнять задания. Лучше всего участвовать в разных интеллектуальных конкурсах, погружениях, выездных школах. В литературном клубе или инженерном кружке вне школы больше шансов получить беспристрастную оценку своих возможностей и успехов.

Для духовного роста полезно отметить, какими своими качествами и поступками вы гордитесь, а о чём сожалеете. Подумайте, какие персонажи литературы и кино, а также реальные исторические личности и люди из вашего окружения вас восхищают. Решите, чем и на кого вы хотели бы быть похожи, и в непростых ситуациях выбора представляйте, как поступил бы ваш «герой».

Научиться управлять способностями

Чтобы «включить» свои ресурсы, нужно поставить цель и двигаться к ней. Сделать это без подготовки непросто. Помимо банальной лени человеку мешают страх допустить ошибку или не справиться с задачей. Поэтому первая цель должна быть небольшой и заведомо достижимой, например, «прочитать 10 страниц книги «Кради как художник» Остина Клеона в воскресенье», «решить первые 5 заданий прошлогодней олимпиады за выходные», «навести порядок на столе в пятницу».

После первого успеха нужно ставить новые цели, но не слишком амбициозные. Укреплять волю, как и мускулы, лучше постепенно, чтобы не надорваться и не бросить всё. Если же задуманное не удалось, не стоит отчаиваться — ставьте более скромные цели. Если начинать с малого и двигаться шаг за шагом, успех неизбежен.

Наращивать элементы потенциала

Творческие способности проявляются в конкретных умениях, например, писать программный код или создавать модели одежды. Чем больше осмысленной практики, тем шире творческие возможности и выше качество работы, то есть профессионализма. То же касается интеллекта: по мере решения более сложных задач увеличиваются интеллектуальные способности.

Сформулировать свои нравственные принципы помогают размышления, анализ ситуаций и общественная деятельность. Поэтому полезно, например, углубиться в уроки литературы: читать книги и анализировать поступки персонажей.

Другой способ расти духовно — участие в дебатах, деловых играх и ролевых играх живого действия. Ролевые игры похожи на театрализованные постановки, но у них нет сценария, и каждый участник сам принимает решения исходя из своей роли и личных предпочтений. Игры помогают в безопасной ситуации ответить на вопросы о справедливости, чести и цене жизни, чтобы лучше узнать себя.

Ещё один вариант столкнуться с этическими противоречиями и выработать собственные взгляды на значимые вещи — волонтёрство. Помощь нуждающимся заставляет задуматься о законах современного общества, испытать широкую гамму чувств и проявить качества, о которых человек не подозревал. Не следует сразу брать на себя большую ответственность, для начала лучше быть на подхвате, понаблюдать и выбрать, что вам ближе: например, зоозащита, работа с детьми или экологические проекты.

Выход из зоны комфорта — это возможность испытать и одновременно прокачать свой потенциал. Выступить перед аудиторией в первый раз страшно, но это может стать первым шагом к карьере спикера. Участие в онлайн-олимпиаде может превратиться в страсть к решению сложных задач. Чтобы развивать потенциал, нужно регулярно участвовать в творческих и интеллектуальных челленджах: добровольческих акциях, мини-курсах по развитию новых умений, образовательных марафонах и спортивных мероприятиях.

Что запомнить

  1. Личностный потенциал помогает развиваться и преодолевать трудности. При этом потенциал растёт вместе со сложностью задач, которые решает человек.
  2. Основные элементы потенциала — творческие способности, интеллект, профессионализм и нравственность — можно развивать в соответствующей деятельности.
  3. Творческий потенциал усиливается в креативных практиках (мультипликация, живопись, инженерное творчество), интеллект развивается через решение задач повышенной сложности, профессиональное мастерство растёт с опытом работы, а нравственные ориентиры укрепляются в процессе осмысления и обсуждения реальных жизненных ситуаций.
  4. Ключевая способность, которая обеспечивает максимальную мобилизацию ресурсов личности — мотивация достижения цели.
  5. Чтобы мотивация работала, цель должна быть и привлекательной, и достижимой.

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: