Иудаизм в России - OXFORDST.RU

Иудаизм в России

Иудаизм в России

Интересная получается статистика. Россия, некогда имевшая самую большую еврейскую диаспору в мире, в настоящее время скатилась по этому показателю на самые задворки, имея среди своих граждан всего около 1% от мирового их числа. Как же получилось так, что люди, составлявшие значительную часть населения страны, начали массово покидать ее? К сожалению, у этого процесса была историческая предрасположенность с определенными причинами. Правда, рассматривать придется не современную Россию, а Российскую империю и Советский Союз.

Первые евреи на территории России

Самыми первыми представителями этой нации в нынешнем понимании были евреи-иудеяне, плененные царем Нововавилонского царства Навуходоносором II. Уведенные в Вавилон, они сумели сохранить свою идентичность и не ассимилироваться среди других народов Междуречья. После завоевания Вавилона царем Персии Киром II Великим получили желанную свободу, однако в Иудею вернулись далеко не все. Некоторая часть осталась на обжитых местах и ради заработка начала наниматься в персидскую армию. Именно как военные персидской армии первые евреи попали на Кавказ и территорию Средней Азии. Эти земли впоследствии вошли в состав Российской империи, а потом унаследованы Советским Союзом. Несколько позже военных начали сменять гражданские люди.

Новая волна переселения евреев началась спустя два столетия. Этому процессу предшествовала свадьба правителя греческой колонии Гераклеи Понтийской Дионисия на персиянке Амастрис, дочери брата последнего ахеменидского правителя Дария III. После этого персидские евреи-иудеяне получили законную возможность селиться в Крыму и на Таманском полуострове. О том, что переселившиеся в Крым евреи никуда не исчезли, говорит факт находки надгробной плиты I века на Таманском полуострове, установленной на могиле воина-еврея. Немного позже крымскую диаспору пополнили беженцы из разгромленной римлянами Иудеи после подавления в ней восстания Бар-Кохбы.

Средние века

Конечно же, все эти переселения происходили еще до появления Руси как государства и были крайне незначительными по численности. Некоторые изменения наступили с началом Средних веков. Прежде всего следует отметить , в Крыму и на Тамани евреи настолько хорошо обжились, что их наличие даже зафиксировал византийский хронист Феофан. С другой стороны, через Дербентский проход в район нижней Волги, где находилась столица Хазарского каганата город Итиль, начали мигрировать евреи из Персии. Их влияние на правителей каганата оказалось настолько сильным, что лидер Хазарии Булан вместе в ближайшим окружением приняли иудаизм. Произошло это где-то во второй половине VIII – начале IX веков. При этом хазарские правители поддерживали переселение к ним новых еврейских мигрантов из Арабского халифата и Византии.

После угасания Хазарского каганата лидерство в регионе перешло к русскому государству со столицей в Киеве. Туда же, по всей вероятности, начали перемещаться и еврейские торговцы. Подлинных свидетельств о постоянно проживающих в русском государстве евреях на данный момент нет, однако наличие многочисленных топонимов типа Жидово, Жидичев, Козари, Козара говорит о том, что, как минимум, еврейское купечество в заметных масштабах там присутствовало.

После разделения Киевской Руси на несколько отдельных русских княжеств евреи начали образовывать уже в них свои общины. Так известно, что в XI веке в Черниговском княжестве, XI-XII столетиях во Владимир-Волынском княжестве существовали весьма просвещенные еврейские общины. Предполагается, что евреи были даже во владения князя Андрея Боголюбского, правившего в Северо-Восточной Руси, правда, жили ли они там на постоянной основе, сейчас неизвестно. Все завершилось в середине XIII столетия, после того как на Русь обрушилось нашествие хана Батыя. В ходе него еврейство пострадало настолько сильно, что о нем на долгое время просто забыли.

В Восточную Европу представители этой нации вернулись лишь в XIV веке, после того как их начали изгонять из стран Западной Европы. Несчастным изгнанникам предоставил свои земли польский король Казимир III. Мало того, этот правитель предоставил евреям массу льгот. Это дало возможность обездоленным людям укрепиться на польской земле и расселиться на литовской, а также на подконтрольных Польше украинских и белорусских территориях. Спустя непродолжительное время община евреев настолько выросла, что стала составлять от 1/8 до 1/5 части населения и контролировать до 3/4 от всего польского экспорта. В итоге, к концу XVIII столетия польские правители начали даже ограничивать аппетиты евреев.

Московское царство и Российская империя

После того как в результате нашествия Батыя еврейская община на Руси практически перестала существовать, новые евреи долгое время не могли попасть в страну. Русские князья и цари опасались не столько их самих, сколько их идеологии. По этой причине евреи могли приезжать на Русь только временно. Исключение делалось лишь тем, кто принял христианство, однако таких было немного.

Все поменялось в XVII-XVIII столетиях, когда Россия начала расширяться на запад. Постепенно поглощая некогда свои земли, государство наряду с коренным населением получала и евреев. Еще больше представителей этой нации попали в Россию после раздела Польского королевства. Так что правительству страны ничего не оставалось делать, как изменять законы в пользу евреев. Однако из-за многовекового периода недоверия к иудейской идеологии, многие ограничения для них все же оставили. Это коснулось зоны расселения евреев по территории империи, возможности получения ими достаточного уровня образования и выбора профессиональной деятельности. Конечно же, были определенные исключения. К примеру, привилегированное положение евреев в развитии Одессы или возможности свободной деятельности для горских евреев. А вот для ашкеназов западных регионов империи положение в значительной мере было незавидным.

Тем не менее, в XIX столетии оказалось, что Россия стала обладателем огромного числа евреев, составлявших 67% от их общего количества в мире. И очень прискорбным оказался факт того, что российские правители не понимали, как с пользой воспользоваться этим достоянием. Как итог, пренебрежительное отношение властей к евреям передалось ниже, и уже простые обыватели стали относиться к своим еврейским соседям с крайним подозрением и даже брезгливостью.

Учитывая, что во второй половине XIX столетии в стране шло усиленное становление капиталистического общества, из деревень в города хлынули огромные массы обездоленных крестьян. В городской среде эти люди быстро люмпенизировались и их легко можно было направить против любого врага. Возникшие черносотенные антисемитские движения быстро сформировали из люмпенов ударную силу, которая яростно проявила себя в ходе многолетней череды еврейских погромов. К сожалению, во многих случаях такие беспорядки провоцировали сами власти, представители которой прямо указывали еврейскому населению путь спасения – эмиграцию за рубеж. И они своего добились: из страны в поисках лучшей жизни потянулись массы евреев.

Советский период

Путь притеснения еврейского населения во многом способствовал революционным настроениям в их среде. В итоге, когда в 1917 году российскому самодержавию пришел конец, среди массы революционеров оказалось значительное число евреев. Правда, этим они открыли ящик Пандоры. Дальнейшие события показали, что и революционеры, и контрреволюционеры с особым упоением громили еврейские городки. Советская власть опомнилась быстрее: зачинщиков погромов и их исполнителей начала расстреливать, пресекая на корню такого рода прецеденты. В дальнейшем до самого конца существования Советского Союза ни одного погрома не было зафиксировано.

На какое-то время в отношении евреев установилась политика полной поддержки. Для них открылись двери вузов, знаковых производств и научных центров. Такой путь оправдал себя, ведь советское государство взяло курс на развитие своего научного и технологического уровня. Однако этот период не смог продлиться долго. Колоссальный по разрушительности удар нанесла общине советских евреев война 1941-1945 годов. Тогда в ходе боевых действий, а также от рук немецких оккупантов и их местных пособников погибло до 2 миллионов представителей этой нации. Спастись от гибели смогли только люди, успевшие эвакуироваться или жившие в глубинных регионах страны.

Но и окончание войны принесло только временное облегчение. Очень скоро против евреев начались гонения уже со стороны самих советских властей. Конечно, уровень этих притеснений никак нельзя сравнивать ни с действиями нацистов или царских властей. Знаковые ученые, производственники, специалисты других профессий могли и дальше заниматься своей работой. Но все-таки многие решили под любым предлогом покинуть страну. И, начиная с 1970-х годов, из СССР они начали выезжать, отправляясь преимущественно в Израиль, США и страны Западной Европы.

Поток эмигрантов резко усилился в период конца 1980-х и 1990-х годов, когда евреи уезжали просто от безысходности. К 2000-м годам в республиках, некогда составлявших Советский Союз, остались совсем немногочисленные общины евреев. Лишь Российская Федерация может «похвастаться» примерно 150-тысячной еврейской общиной. Для остальных бывших советских республик эти цифры еще печальнее.

Иудаизм в России

Иудаизм в России. Иудаизм — одна из религий России. В Федеральном законе о свободе совести и о религиозных объединениях иудаизм перечислен среди религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России [1] .

На территории будущей РФ иудаизм существовал ещё с античности — евреи известны в Боспорском царстве, в составе которого был Таманский полуостров и прилегающие к нему территории. В Средние века иудаизм исповедовало одно из соседних с Киевской Русью мощных государств — Хазарский каганат. В Киеве иудейская община известна с X века, составленное ей т. н. Киевское письмо является самым древним письменным памятником Руси.

В большинстве языков мира слова «иудей» и «еврей» обозначаются одним и тем же словом, и соответственно не разграничиваются. Это соответствует позиции иудаизма, который считает каждого, принявшего иудаизм — частью еврейского народа. Поэтому говоря о численности иудеев, о распространённости иудаизма и т. п. трудно провести границу между еврейским религиозным и еврейским этническим признаками.

Содержание

Подгруппы евреев

Российский иудаизм образуют несколько этно-религиозных подгрупп евреев.

  1. Ашкеназские евреи, которые / предки которых говорили/говорят на языке идиш. Составляют более 95 % иудеев России.
  2. Горские евреи — говорят на диалектах татского языка.
  3. Грузинские евреи — до недавнего времени родным языком их был этнолект грузинского.
  4. Бухарские евреи — до недавнего времени говорили на диалекте таджикского (или фарси).
  5. Караимы и крымчаки — основным языком общения является русский; не стоит путать караимов как народ и караимов как религиозную группу. (Иудеи считают караимов иудейской сектой, сами караимы и русская православная церковь считают караимов отдельной религией, поэтому на них не распространялись ограничения в правах, которые существовали в царской России).
Читайте также  Аналитическая геометрия 2

Горские, грузинские и бухарские евреи имеют по одной религиозной общине в России, причём все 3 расположены в Москве. Ашкеназские иудеи имеют более 180 общин в одной только ФЕОР — Федерации Еврейских Общин России, и около 100 в КЕРООР — Конгрессе еврейских религиозных организаций и объединений в России. Караимы и крымчаки религиозных организаций на территории России не имеют.

История

До 1772 года история иудеев в России небогата: они не составляли и 1/600 части населения страны. Но в 1772—1815 годах к Российской империи была присоединена большая часть Речи Посполитой, в которой евреи составляли значительную долю населения (ок. 200 тыс. чел.) и имели особый юридический статус.

В 1815—1918 годах Россия занимала первое место в мире по количеству иудеев: почти 50 % иудеев мира проживали именно в России, которая тогда включала Царство Польское и Великое Княжество Финляндское. Уже при императрице Екатерине II в России возник еврейский вопрос. Ответом на него стали черта оседлости и процентные нормы в университеты для иудеев. Если иудей переходил в христианство, все антисемитские нормы политики Российской империи переставали на него распространяться. В начале 20 в. помимо православия евреям было разрешено также принимать вероисповедания западного христианства, в частности — лютеранство.

На протяжении многовековой истории иудаизма в России постоянно происходили и происходят переходы верующих как из иудаизма в христианство, так и из христианства в иудаизм (см. Субботники). Законы Российской империи первый вид переходов очень поощрялся, а второй был запрещён под страхом смерти. Несмотря на первый вид переходов, иудеи всегда составляли большинство верующих еврейского происхождения и составляют это большинство в наши дни.

Общеизвестно, что евреи сыграли заметную роль в российском освободительном движении в период 1870—1917 годах. Но в нееврейских кругах малоизвестно, что в основном евреи-революционеры не были иудеями по вере, а часто были даже противниками иудаизма. Среди них Лев Троцкий, Яков Свердлов, Землячка, Григорий Зиновьев, Лев Каменев и прочие. В иудаизме же напротив, существует правило, предписывающее иудею, живущему в нееврейском государстве, соблюдать все его законы. Борьба с политическим строем Российской империи — дело незаконное, соответственно оно подпадает под это правило.

Большевики в составе своей партии создали Еврейскую секцию для организации борьбы евреев-атеистов с раввинами и с иудаизмом в еврейской среде. После 1918 года в СССР закрывались синагоги, расстреливались, арестовывались и эмигрировали из страны раввины. Также притеснялся священный для иудаизма язык — иврит: было запрещено его свободное преподавание до 1988 года, он всячески противопоставлялся идишу. Также в литературе в СССР иврит именовали «древнееврейским», игнорируя тот факт, что с конца XIX века иврит — ещё и современный язык. Также СССР занимал первое место в мире по количеству иудеев в период 1939—1941 годов. (В 1939-40 годах к СССР были присоединены Западная Белоруссия и Западная Украина, Сортавала, Питкярантский и Лахденпохский карело-финские районы, Бессарабия, Северная Буковина, Эстония, а также страны «Черты оседлости» — Латвия и Литва; а в июне 1941 года начался Холокост на временно оккупированных Германией и её союзниками советских землях.

Подобно почти всем остальным религиозным конфессиям России, иудаизм подвергался жесточайшим преследованиям в период 1918—1988 годов.

Иудаизм фактически был единственной религией, имеющей мононациональный характер, для большевиков он носил откровенно контрреволюционный оттенок, ибо провозглашал приоритет «национального» над «классовым». [2]

Но переживает период Возрождения с 1992 года: восстанавливаются старые синагоги, строятся новые.

Известно, что за распространение иудаизма (которое велось лишь среди этнически еврейского населения) в СССР был приговорён к смертной казни 6й Главный Любавичский Ребе, Йосеф Ицхок Шнеерсон. Но приговор Советская власть заменила на высылку из СССР и лишение советского гражданства под влиянием мирового еврейства и Запада.

Раввины СССР, вместе с другими религиозными лидерами страны, 22 июня 1941 года обратились к своим верующим с призывом идти на фронт против угрожающих безопасности отечества германских войск.

Организации иудеев в России

Сегодня в России легально существует несколько всероссийских сетей религиозных организаций иудаизма: ФЕОР, КЕРООР, ОРОСИР и пр. Таким образом, у России 2 Главных Раввина: Берл Лазар (от ФЕОР), Адольф Шаевич от КЕРООР. Крупнейшей сетью организаций является ФЕОР, спонсорами которой являются широко известные в России люди, среди которых Роман Абрамович. В правление организации входит также депутат Госдумы Иосиф Кобзон. Целью ФЕОР является консолидация всех россиян, которые связывают себя с иудаизмом, как в религиозном, так и в историко-культурном смыслах.

Что касается ФЕОР, то её организованные общины существуют в более чем 100 городах России. Помимо Москвы, в одном городе находится лишь одна община. В Москве же 13 религиозных общин ФЕОР: 1 община грузинских евреев, 1 община сефардских евреев, 1 община горских евреев, 1 община бухарских евреев и 9 общин ашкеназских евреев.

Духовенство

Председатель еврейской религиозной общины и раввин — не одно и то же. Раввинов ФЕОР в России не менее 46 человек (по данным журнала «Лехаим», выпускаемого ФЕОР).

ФЕОР и КЕРООР в основном следуют правилам иудаизма, которые предписывают что и раввином, и председателем общины может стать только галахический еврей, то есть еврей либо целиком, либо по матери; а еврей по отцу не имеет права занимать такой статус, за исключением случаев, когда он прошёл гиюр.

Примечания

  1. Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях. Преамбула
  2. Борьба советской власти с «опиумом» для еврейского народа

Ссылки

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать статью.

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Республика Южная Осетия¹

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Иубилей
  • Иудаика

Смотреть что такое «Иудаизм в России» в других словарях:

Иудаизм в России — Первые достоверные сведения об иудейских общинах в греч. городах колониях на сев. берегах Черного моря датируются 1 в. н. э. Есть основания полагать, что членами этих общин, наряду с этническими евреями, были и перешедшие в иудаизм местные… … Религии народов современной России

Иудаизм — Атрибуты иудаизма: шофар, яд (указка для чтения Торы), Танах, молитвенник, подсвечники, футляр для этрога, кружка для омовения рук … Википедия

Иудаизм и христианство — Статья излагает историю взаимодействия двух религий, а также воззрения их авторитетных деятелей друг на друга Содержание 1 Сравнение христианства и иудаизма … Википедия

Иудаизм в Белоруссии — одна из религий, традиционно представленных в Белоруссии. Синагога в Слониме. Современный вид Содержание … Википедия

ИУДАИЗМ — ИУДАИЗМ, древнейшая монотеистическая религия, возникла в 1 м тыс. до н. э. в Палестине. Распространена гл. образом среди евреев. Приверженцы И. верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий … Русская история

ИУДАИЗМ — древнейшая монотеистическая религия, лежащая в основе еврейской культуры. И. возникает во 2м тыс. до н. э. в среде скотоводческого и земледельческого населения Восточного Средиземноморья. По представлениям иудаистов, первым евреем был патриарх… … Юридическая энциклопедия

Иудаизм и гомосексуальность — Миньян. Иудаистская ЛГБТ община во время праздника Ханукка. Тема гомосексуальности в иудаизме восходит к библейской книге Левит, кот … Википедия

Иудаизм реформистский — Прогрессивный иудаизм движение за обновление иудаизма. Возникло в Германии во втором десятилетии 19 в.; оттуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы и вызвало брожение в еврейских общинах Восточной Европы. Во второй… … Википедия

Иудаизм в Казахстане — Содержание 1 Евреи в Казахстане 2 … Википедия

Иудаизм в Нидерландах — Часть серии статей об Истории еврейского народа Хроно … Википедия

Иудаизм

ГЛАВНОЕ

  • Главным городом российского иудаизма считается Москва. Здесь сосредоточены самые крупные еврейские общины и известные синагоги.
  • Самой старой в столице считается Московская Хоральная синагога по адресу Большой Спасоглинищевский переулок, 10.
  • Мемориальная синагога в Парке Победы содержит музей. Нижний зал посвящен истории Холокоста и памяти евреев, погибших во время Второй мировой войны.
  • В синагоге на Большой Броннойесть не только молельни, но залы для общественных мероприятий, библиотека, Музей Памяти, и прекрасный ресторан «Иерусалим».
  • Синагога «Бейс Менахем» в Марьиной Роще была главной московской синагогой в советскую эпоху. В большом молельном зале вмещается 2 000 человек.

Иудаизм — не только религия, но и образ жизни. Главным городом российского иудаизма может по праву считаться Москва, где сосредоточены самые крупные еврейские общины и известные синагоги. В столице живут и работают главные раввины России: Берл Лазар (ФЕОР — Федерация еврейских общин России) и Адольф Шаевич (КЕРООР — Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России).

Читайте также  Налоги и их виды

Началом истории иудаизма в России стал XVII век, когда первые еврейские купцы появились в немецкой (иноземной) слободе Москвы. Правда, первая синагога в городе была построена только в 1870 году. Совсем недалеко от места, где она стояла, теперь находится Московская Хоральная синагога.

Среди еврейских общин Москвы проповедуется, в основном, традиционный ортодоксальный иудаизм, продолжаемый выходцами из Восточной Европы – ашкенази. В Москве они группируются под сенью ФЕОР и КЕРООР. Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России (ОРОСИР) относится к реформатскому направлению. Другие течения иудаизма среди московских евреев малочисленны и малозаметны на общем фоне. Стоит отметить, что противоречия между разными толками и этническими группами евреев случаются нечасто и никогда не приводят к жёсткой конфронтации. Кроме ашкеназских евреев в столице проживают и составляют отдельные общины представители горских евреев (татов), грузинские и таджикские евреи, а также караимы и крымчаки, основной язык которых – русский.

Еврейская община – особое место для иудеев в религиозном и житейском смысле. Это, обычно, целый квартал или улица, где проживают все её члены с семьями, расположенная вблизи синагоги. Она имеет место для собраний, собственные магазины, точки питания, досуга и отдыха. Ярким примером такой общины является МЕОЦ – Московский еврейский общинный центр в Марьиной роще по адресу переулок Второй Вышеславцев, дом 5А. Эта большая община находится в знаменитом «еврейском треугольнике города» – квартале между станциями метро «Марьина Роща», «Менделеевская» и «Достоевская».

Центр иудейской общины – синагога, в которой проводятся коллективные моления. Она по традиции повторяет конструкцию разрушенного Первого храма и всегда ориентирована на Восток, в сторону Иерусалима. Этот молельный дом служит для выполнения религиозных обрядов и жертвоприношений, изучения и комментирования Торы. При синагоге обычно находится публичная библиотека, школы для детей и взрослых. В настоящее время в Москве действует около десятка синагог, которые могут посещать не только члены общины, но и гости иудейского и любого другого вероисповедования, соблюдающие условия поведения в ней.

Московская Хоральная синагога

Самой старой в столице считается Московская Хоральная синагога по адресу Большой Спасоглинищевский переулок, 10, находящаяся в ведении Московской еврейской религиозной общины (МЕРО). Она была построена в строгом классическом стиле в 1891 году по заказу главы еврейской общины Л. Полякова архитектором С. Эйбушитцем. После долгих перестроек и конфискаций XX века в 2001 году здание было передано городскими властями в ведение общины ашкенази. В 2006-м году, после значительной реставрации, состоялось её торжественное открытие. При Хоральной синагоге в память об уничтожении Первого Храма сложена собственная Стена Плача, а во дворе установлена скульптура «Птица счастья» работы И. Буранова.

Своё название эта синагога получила благодаря тому, что службы в ней проводятся под пение великолепного хора. В ней четыре зала для молений с чудесной потолочной и настенной росписью, а все предметы утвари отличаются изяществом и красотой. Разные залы здания предназначены для посещения евреями-ортодоксами, горскими и грузинскими иудеями. При молельном центре действует высшее духовное училище – иешива. Еще до передачи главного здания еврейской общине, в 1998 году, во дворе Хоральной синагоги была построена синагога «Бейт-Тлахум» для горских евреев-сефардов из Азербайджана.

Мемориальная синагога на Поклонной горе

Особое место среди московских синагог занимает Мемориальная синагога в Парке Победы на Поклонной горе. Она построена архитекторами М. Зархи и В. Будаевым в 1998 году на средства Российского еврейского конгресса и считается образцом современной культовой архитектуры. Зал синагоги украшен символическими скульптурами известного израильского мастера Ф. Мейслера. Нижний зал синагоги посвящен истории Холокоста и памяти шести миллионов евреев, погибших во время Второй мировой войны. Это музей, состоящий из двух помещений, в которых рассказывается об истории евреев в России и что пережил этот многострадальный и мужественный народ во время страшной войны. Мемориальная синагога находится по адресу Кутузовский пр., 53.

Синагога на Большой Бронной

Синагога на Большой Бронной – одна из самых старинных в Москве. Она была создана на базе имения столичного финансиста Л. Полякова в 1883 году и перестроена архитектором И. М. Чичаговым в восточном стиле. В конце XX века синагога была отреставрирована в соответствии с современными требованиями. Ее здание выделяется своими размерами и универсальностью: здесь есть и молельни, и залы для религиозных и общественных мероприятий, и библиотека, и Музей Памяти евреев, и даже прекрасный ресторан «Иерусалим» с кошерной пищей. Эта синагога перенесла несколько терактов: в 1993 году – поджог, в 1999 и 2003 годах – попытки взрыва, в 2006 –м — нападение на прихожан. Теперь входы в синагогу тщательно охраняются. Являясь религиозным центром любавических хасидов, синагога способствует работе иешивы «Махон Ран» – учебно-производственного заведения для раввинов и шойхетов. Адрес синагоги: ул. Большая Бронная, 6/3.

Синагога в Марьиной Роще

Синагога «Бейс Менахем» в Марьиной Роще была основана в 1926 году и была главной московской синагогой в советскую эпоху, что и обусловило популярность этого района столицы среди евреев. Старый деревянный дом, который занимала синагога, в 1993-м сгорел, и его заменили роскошным по тем временам новым 7-этажным зданием, построенным главным архитектором Тель-Авива И. Годовичем. Оно вмещает массу организаций: художественную галерею и центр изучения еврейской традиции «Бейт Талмуд», интернет-кафе и сеть воскресных детских клубов «Римон», библиотеку и тренажёрные залы, концертный зал и многое другое. В этом здании, принадлежащем Московскому еврейскому общинному центру (МЕОЦ), всегда оживлённо и многолюдно.

Синагога занимает общую площадь в 7 200 кв. м., а в большом молельном зале хватит места для 2 000. посетителей. Общее число прихожан этой синагоги достигает 100 тыс. человек! Здесь активно работают главный раввинат и иешива. В здании есть ресторан « Штетл» с мясным и молочным залом, где вкусно и недорого могут поесть не только иудеи, но и все гости этого приветливого и очень демократичного центра. Адрес «Бейс Менахем»: 2-й Вышеславцев пер., 5а.

Другие синагоги Москвы

Синагога на Чистых прудах представляет собой небольшой флигель во дворе Грибоедовского ЗАГСа, и её непросто найти из-за отсутствия вывески. Она носит шутливое название «синагоги для начинающих» и была организована группой единомышленников, делающих первые шаги в переосмыслении родной веры. Скромное уютное помещение синагоги рассчитано на малое количество прихожан и её посещают жители близлежащих района и улиц. Адрес: Малый Харитоньевский пер., 10/2.

Синагога общины «Даркей Шолом» в Отрадном – часть оригинального Духовного комплекса Трёх религий. Она построена по соседству с православным храмом и мусульманской мечетью на Сигнальном проезде, 19Б. Этот комплекс на окраине Москвы носит неформальное название «Нового Иерусалима» и олицетворяет миссию сосуществования трёх основных религий России. Постройка буддистского храма на территории ансамбля ожидает своей очереди. Трёхэтажная синагога, построенная в 1997 году, помимо религиозных программ реализует просветительские и социальные: здесь работают молодёжный и семейный клуб, библиотека и видеотека.

Синагога «Шатёр Ицхака» по адресу Чапаевский переулок, дом 3 расположена в жилом комплексе «Триумф-Палас». Помещение для синагоги в самом высоком и комфортабельном небоскрёбе Европы приобрели в 2008 году наследники Исака Елашвили, эмигрировавшие из Грузии иудеи-сефарды, для увековечения его памяти. На открытии синагоги присутствовали главные раввины России и грузинских евреев РФ и Израиля. Кроме исполнения религиозных обрядов, община при синагоге занимается просветительской, образовательной и благотворительной деятельностью, а также выпуском собственной газеты.

В 2008 году в Москве появилась Синагога еврейской общины «Среди своих» хабадского толка. Основной программой своей деятельности члены общины провозгласили религиозное обучение для разных возрастных групп слушателей в образовательном центре под руководством израильского консультанта Йосефа Херсонского. Слушателей центра навещают с лекциями и мастер-классами предприниматели и крупные менеджеры. Досуг заполняется праздничными мероприятиями и клубными развлечениями. Помещение синагоги находится в красивом старинном особняке 1890 года постройки, находящегося в исторической части столицы по ул. Льва Толстого, 14.

Синагога «Дом Давида» по адресу: ул. Маршала Тухачевского, 16/2 находится в районе Щукино и является молельным помещением немногочисленной хабадской общины. Она занимает апартаменты площадью около 120 кв.м. в обычном многоэтажном доме. Члены этого сообщества приветливо принимают в гости всех единоверцев любого толка, а время, проведённое в синагоге, посвящают самообразованию и самоусовершенствованию.

Иудаизм в России

ИУДАИЗМ В РОССИИ появился раньше, чем появилось название «Россия». Первые сведения об иудейских общинах в греческих городах-колониях на северных берегах Черного моря датируются I в. н.э. В VIII в. иудаизм становится государственной религией Хазарского каганата, располагавшегося между Волгой и Днепром. Население страны было преимущественно тюркским, со значительным славянским электоратом. Ко времени крещения Руси в Киеве и других городах уже существовали слявяноязычные иудейские общины смешанного этнического происхождения. В частности, летопись сообщает об участии «хазарских иудеев» в «испытании вер» князем Владимиром. На землях бывшей Киевской Руси, вошедших в состав Польско-Литовского государства, иудейские общины в конце XV – начале XVI в. были ассимилированы переселившимися из Германии евреями-ашкеназами и усвоили принесенный ими еврейско-немецкий язык (идиш). В XVI в. Польско-Литовское государство становится средоточием иудейской религиозной учености, и там формируются органы общинного самоуправления – кагалы, во главе которых стояли раввины и даяны (религиозные судьи). В конце XV в. в Новгороде возникает движение жидовствующих, сторонников которого обвинили в отходе от православного вероисповедания, в том числе культа икон и т.д., а также в приверженности иудейской традиции. В результате жестокого подавления «ереси» иудеям был запрещен въезд в Московское царство. В XVIII в. среди иудейских общин Западной Украины возникает новое мощное движение – хасидизм, против которого выступили представители традиционной талмудической учености. После разделов Польши в конце XVIII в. восточные владения королевства с многочисленным еврейским населением были включены в состав Российской империи. До этого правительство (после подавления новгородской ереси), сохраняя традиции Московского царства, старалось не допускать распространения иудаизма на территории государства. На перешедших в христианство эти ограничения не распространялись. После перехода евреев под власть России при Екатерине II иудеи стали гражданами государства, хотя и с большими ограничениями в правах. С 1795 г. законодательно оформилась «черта оседлости евреев», точнее, «лиц иудейского вероисповедания» (Белоруссия, Литва, Украина, Новороссия), за пределы которой иудеи не имели права свободно выезжать и селиться. В 1802 г. в начале царствования Александра I с негласного разрешения властей создается Санкт-Петербургская иудейская религиозная община. Дозволялось, правда, по особым разрешениям, посещать внутренние губернии иудеям-промышленникам, купцам, художникам и ремесленникам. Запрещались преследования хасидов. В 1817 г. было запрещено обвинять иудеев в совершении ритуальных убийств на основании лишь предрассудков. Правда, большинство либеральных начинаний осталось на бумаге. Мистически настроенный Александр I даже учредил общество «израильских христиан». По уставу члены общества (евреи, перешедшие в одну из христианских религий, а также их потомки) получали большие экономические и правовые льготы и привилегии. Однако в 1833 г. общество было закрыто ввиду отсутствия достойных претендентов. В царствование Николая I положение иудеев ухудшилось, на них была распространена рекрутская повинность, причем в повышенной норме. Призывали в «кантонисты» подростков с 12 лет, которых зачастую насильно заставляли креститься. Однако отслужившие 25-летнуюю службу «николаевские» солдаты иудейского вероисповедания получали право повсеместного проживания, в результате иудейские общины появляются за пределами «черты оседлости». В 1844 г. кагалы «как оплот религиозного фанатизма» упраздняются, а в Вильно и Житомире учреждаются два раввинских училища для воспитания иудейских духовных наставников. В конце царствования Николая I правительство было сильно обеспокоено распространением среди крестьян исконно русских губерний «еретических» сект жидовствующих (или субботников), отвергавших христианскую традицию. Хотя было доказано отсутствие миссионерской деятельности со стороны евреев, все же это привело к усилению ограничений для иудеев. Нередко также возникали обвинения в ритуальных убийствах, хотя все расследования показывали их беспочвенность.

Читайте также  Аборигены Австралии и папуасы Новой Гвинеи

Иудаизм в России

Содержание

Основная статья: Иудаизм

Российские еврейские центры превратились в крупнейшие лоббистские структуры с многомиллионными долларовыми оборотами. Посредничество и лоббизм осуществляется тремя крупнейшими группами, базирующимися вокруг синагог в Москве:

  • Марьиной Роще,
  • на Бронной и
  • Московской хоральной синагоги на Китай-городе.

Литовский хасидут: Московская хоральная синагога на Китай-городе

Это приверженцы Литовского хасидута. В народе называются «литваки». Течение выдержанного толка, без радикальных перекосов.

К числу основных спонсоров синагоги на начало 2019 года относят:

  • Борис Минц,
  • Захарьяев,
  • Ниссанов — Илиев,
  • Вячеслав Аминов,
  • Ян Абрамов,
  • братья Александр Малис и Олег Малис,
  • Альфа-Групп (Михаил Фридман — Герман Хан; Пётр Авен официально вообще не участвует в еврейской жизни),
  • Александр Мамут,
  • Шпигель,
  • Чигиринский,
  • Игорь Юсуфов.

Ряд спонсоров одновременно поддерживают и альтернативное движение Хаббад.

Синагога на Китай-Городе включает в себя несколько общин, которые имеют свой отдельный молельный зал и своих спонсоров.

  • Большой молельный зал. Это ашкенази. Европейские евреи.
  • Грузинские евреи.
  • Зал Горских евреев. Спонсоры: Ниссанов — Илиев, Захарьяев, Илья Завалунов, Исмаилов,
  • Отдельное здание во дворе горских евреев Бейт Талум.

Хозяин синагоги на Китай-городе и Главный раввин России Адольф Шаевич (1937 год рождения). У Шаевича личный конфликт с Президентом Владимиром Путиным. Фактически Шаевич не допускается на кремлевские мероприятия, поэтому ресурс ограничен в силу совершенных ошибок. В 2010-е годы его влияние в еврейском сообществе значительно снизилось.

Считается, что Шаевич по традиции является гарантом договоренностей и тем самым сохраняет себя в еврейской структуре.

Фактическим лидером литваков на начало 2019 года является Пинхас Гольдшмидт, главный раввин Москвы, глава раввинского суда в России, председатель Совета раввинов Европы, глава раввинского суда в странах СНГ и Балтии. Один из фактических руководителей Российского еврейского конгресса.

Хаббад Любавич

Синагога в Марьиной Роще

Движение «Хаббад Любавич». Получил развитие в Белоруссии в местечке Любавичи. В народе — «хаббадники».

Иудаизм выдержанного толка, но есть радикальные перекосы. Некоторые радикальные «хаббадники» считают, что последний Ребе Шнеерсон — был миссией. За что «хаббадники» иногда и подвергаются критике остальных умеренных консервативных течений.

Синагога в Марьиной Роще Бейс Менахем, а также Московский еврейский общинный центр.

Синагога в Марьиной Роще – элитная московская синагога. До эмиграции в синагоге жил Любавичский ребе Шнеерсон.

Лидерами хаббадников на начало 2019 года являются Берл Лазар (главный раввин по версии хаббадников) и Александр Моисеевич Борода.

Точкой входа для решения вопросов с Лазаром называют Мотю Вайнберга. Это управляющий делами по синагоге на Марьиной роще. Так же к Лазару можно обращаться и на прямую. Он деловой человек, но очень скромный.

Лазар и Борода создали в 1999 году Федерацию еврейских общин России (ФЕОР).

Среди крупнейших спонсоров ФЕОР на 2019 год называют следующих персон:

  • Роман Абрамович,
  • Виктор Вексельберг,
  • многих представителей еврейского бомонда.

Фактически всей деятельностью хаббадников руководит Александр Борода. На 2019 год у Бороды сосредоточенные все основные финансы «Хаббад Любавич» Россия. Он крайне влиятельная фигура в российском еврействе. Считается, что у него самая сильная команда в еврейском мире.

Александр Моисеевич Борода сделал отдельную резиденцию — это Синагога в Жуковке. К 2019 году семь лет ее посещает Виктор Вексельберг.

Борода общается со всеми первыми лицами и готов включиться в решение любых вопросов. На начало 2019 года основная сфера интересов Москва — Московская область.

Одним из главных заслуг Бороды стало открытие Еврейского музея, проходившего под кураторством Сергея Иванова, который якобы «пытался через Бороду и хасидов выйти на иудейские круги Америки и получить там поддержку». Помощь и содействие со стороны Николая Патрушева. Под проект в Музей были передана библиотека Шнеерсона.

В это время Лазар крайне влиятельная фигура в московском еврействе, но все основные финансовые потоки перехватывает Борода. А с открытием синагоги в Жуковке Борода забрал под себя всех олигархов — тяжеловесов. Через Лазара Борода входит в глобальную еврейскую диаспору.

Синагога на Большой Бронной — частное предприятие

С 1991 года глава синагоги на Большой Бронной Ицхак Абрамович Коган 1946 года рождения, руководитель объединения хасидов СНГ «Хабад-Любавич». Он заметная фигура в еврейском мире России и в Израиле. Сотрудничает с правыми партиями Израиля.

Основной бизнес заключается в производстве кошерного питания, в т.ч. компания «Эльон» в Раменском. Также он осуществляет один из крупнейших кошерных убоев скота в СНГ.

У него имеется собственная Синагога и приход в Израиле.

Коган официально прикомандирован к «Хаббад Любавич», но Коган относится к Коенам. Это отдельное колено среди 12 колен Израиля — привелигированная каста священнослужителей. Коеном можно стать только по рождению.

Авторитет Когана признают в США, среди Хаббад он хорошо дружил с последним любавическим ребе Шнеерсоном.

Поддержкой синагоги занимался Михаил (Мойше) Соркин, который на январь 2019 года находится в бегах и живет в Киеве. Среди спонсоров синагоги в это время называют Льва Леваева и Эдуарда Бермана.

Коган поддержал российскую позицию по библиотеке Шнеерсона. После чего у него выстроились отношения с Лазаром-Бородой.

Проблема Когана — возраст. Находится на этапе передачи дел сыну.

Конфликт «Хаббадников» и «Литваков»

Главная проблема — контроль за финансовыми потоками и монополия на решение вопросов.

В мире более влиятельные Литваки, нежели Хаббадники, но с избранием президентом США Дональда Трампа началось изменение.

В России мы наблюдаем иное — здесь отчего-то сильное влияние Хаббадников, которые имеют меньшинство.

С начала 2000-х годов, после конфликта Гусинский-Путин произошел перекос в сторону хаббадников.

Этот тренд поддерживался Владиславом Сурковым и Вячеславом Володиным. Последний находился в конфликте с литваками.

Горские евреи

Горские евреи исторически жили на Кавказе. Грузинские евреи не имеют ничего общего по происхождению с горскими. Грузинские евреи — это отдельная группа.

Дербент — исторически один из крупнейших центров базирования евреев на Кавказе (с VI-VII веков). Пятигорск на 2019 год — столица горских евреем.

Горских евреев можно условно разделить на:

  • Дагестанских (Махачкала-Дербент-Хасавюрт),
  • Грозненских,
  • Нальчинских,
  • Пятигорских и
  • Азербайджанских (Баку — Красная слобода).

В России на 2019 год особенно заметны две группы — Дагестанские и Азербайджанские.

Дагестанские евреи

Дагестанские евреи в свою очередь делятся на махачкалинских и дербентских.

В число махачкалинских предпринимателей на 2019 год входят: Нусуев Шевалье, Гавриил Юшуваев (Махачкала), Артур Завалунов, Бабаев Игорь.

Махачкалинские ментально ближе к Пятигорску и Северному Кавказу.

«Дербентские» ментально ближе к азербайджанским евреям. В их числе на 2019 год Артур Юнусов, Семендуев Вячеслав.

Синагога Бейт-Талхум. Владелец на 2019 год — руководитель Всемирного конгресса горских евреев Акиф Гилалов.

Азербайджанские евреи

Бакинские евреи в советское время считались «белой костью» горских евреев. Баку — передовой город на Кавказе. К числу предпринимателей и администраторов из этой группы в 2019 году относили: Илью Елизарова (помощник Дмитрия Медведева), Тельмана Исмаилова, Яна Абрамова, Игоря Ашурбейли, Гасана Мирзоева.

Основной расцвет бакинских евреев пришелся на время Юрия Лужкова. После ухода Лужкова эстафета перешла к евреем из Красной слободы и Кубы.

Куба и Красная слобода — это зажиточные еврейские поселения. Сильный контраст на фоне бакинцев. Представители на 2019 год: Год Нисанов, Зарах Илиев, Захарьяев, Гилалов, Яков Якубов.

Чтобы не терроризировали по финансовым вливаниям Хаббадники и Литваки эта группа открыла свою синагогу «Бейт-Сфаради» на рынке «Садовод». Синагога склоняется больше в Хаббад, но скорее сохраняет нейтралитет.

Пятигорские евреи

На 2019 год в число крупнейших предпринимателей, относимых к пятигорским евреям, входят владельцы крупнейших в СКФО рынков — «Людмила», «Аргашоковский», «Лира», «Меховики-Шубники».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: