Історія компанії БелАЗ - OXFORDST.RU

Історія компанії БелАЗ

Белорусский автомобильный завод

▲ $165 млн. (2011 год, Минфин РБ)

ПО «БелАЗ» — ОАО «Белорусский автомобильный завод» — один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель карьерной техники. На предприятии выпускаются карьерные самосвалы грузоподъёмностью от 30 до 360 тонн, техника для обеспечения производственного цикла в карьерах, машины для подземных работ, бульдозеры, погрузчики, аэродромные тягачи.

«БелАЗ» является экспортоориентированным предприятием: более 70 % продукции реализуется в России. Заводу принадлежит около 30 % [источник не указан 544 дня] мирового рынка карьерных самосвалов. Он входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники.

Содержание

История возникновения

Строительство вблизи города Жодино под Минском завода торфяного машиностроения началось в 1947 году. В 1958 году в Жодино передали с Минского автозавода производство 25-тонных самосвалов МАЗ-525. Впоследствии, предприятие было переименовано в Белорусский автомобильный завод. Первая самостоятельно разработанная им модель — 27-тонный БелАЗ-540 — появилась в 1961 году. К 1986 году завод мог выпускать до 6000 единиц такой техники в год, что составляло половину их мирового производства [1] . В состав ОАО «Белаз» включены такие предприятия как ОАО «Кузлитмаш», СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», РУП «Стародорожский механический завод», «Могилевский автомобильный завод» За более чем полувековую историю предприятия здесь выпущено свыше 130 тысяч единиц карьерной техники — это намного больше его основного конкурента — компании Caterpillar. БелАЗы — самые крупные автомобили на пространстве бывшего Советского Союза [2] — работают почти в 50 странах мира. Продукция завода неоднократно награждалась призами за качество на различных международных выставках. В частности:

  • 1995 «БелАЗ» присуждена Международная бриллиантовая звезда качества Мексиканским национальным институтом маркетинга.
  • 1997 г. ПО «БелАЗ» удостоено 18-го Международного приза «За технологию и качество» Клуба лидеров торговли.
  • 1998 г. ПО «БелАЗ» награждено 10-м Золотым призом Америки «За качество».
  • 2000 г. ПО «БелАЗ» удостоено награды «Хрустальная Ника» по Международной программе «Партнёрство ради Прогресса», генеральному директору ПО «БелАЗ» П. Л. Мариеву присвоено звание Директора года с вручением Диплома и Золотой медали.

Современное положение

На БелАЗе успешно реализуется один из крупнейших на территории СНГ инвестиционных проектов. Завершено два из трёх запланированных этапов технического переоснащения производства. Для этого были заключены договоры и соглашения на поставку оборудования с чешской фирмой «ALTA» и Чешским Экспортным Банком. Из эксплуатации было выведено 435 единиц устаревшего оборудования, введено свыше 300 единиц нового оборудования на сумму более $90 млн. В результате показатель износа технологического оборудования снизился с 89 до 59 %. На предприятии продолжают обновление и создание высокотехнологичных производственных мощностей. В 2006 году завершилась реконструкция литейного производства на Могилевском автомобильном заводе, входящем в состав БелАЗа. Система качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании карьерных самосвалов соответствует требованиям Международных стандартов серии ИСО 9000.

В марте 2004 на Кедровском угольном разрезе ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» был открыт первый в России сервисный центр БелАЗа. Центр осуществляет все виды ремонта большегрузных автомобилей по оригинальной технологии «БелАЗа», обслуживая не только в Кузбассе, но и в других регионах. Кроме того сервисный центр напрямую реализует запчасти, узлы и агрегаты, позволяя отказаться от услуг посредников. [3]

В 2005 на заводе планируется собрать 1400—1470 самосвалов. Среди них — крупнейший карьерный самосвал «БелАЗ 75600» грузоподъёмностью 320 тонн с классической колёсной формулой 4х2. Такая машина создана на Белорусском автомобильном заводе впервые, а всего в мире насчитывается менее сотни машин подобного класса. В этот проект завод инвестировал 9 млн долларов. Масса машины — 240 тонн, высота — 7,22 метров, длина — 14,9 метров, ширина — 9,25 метров, двигатель мощностью 3,5 тысячи лошадиных сил. Самосвал будет использоваться в России, в Кемеровской области. В дальнейшем Кемеровские заказчики планируют приобрести ещё две 320-тонные машины. [4]

В 2005 году БелАЗ увеличил объём производства товарной продукции по сравнению с 2004 годом на 30,8 %. Выпуск потребительских товаров возрос на 9,5 %. Удельный вес новых видов продукции составил 28,8 %. В Россию в 2005 году отправлено 64,6 % всей реализованной продукции. [5]

ПО «БелАЗ» выиграло тендер на поставку в Китай самосвалов грузоподъёмностью 220 тонн, кроме этого в течение 2006 года предприятие планирует принять участие ещё в четырёх китайских тендерах на поставку самосвалов высокой грузоподъёмности, один из которых объявлен на машины грузоподъёмностью 320 тонн. В октябре 2010 года в пригороде Пекина планируется открыть сборочное производство самосвалов. [6]

Также планируется создать совместное предприятие по сборке техники БелАЗ в Венесуэле. [7]

История марки Белаз

История Белорусского автомобильного завода (БелАЗ) начинается в сентябре 1958 года, в поселке Жодино на окраине города Минска на базе завода мелиоративных и дорожных машин, построенного еще в 1947 г. Его специализацией стали тяжелые карьерные самосвалы с цельнометаллическим кузовом и задней разгрузкой. Пионером производства карьерных самосвалов в СССР был Минский автозавод (МАЗ), где в 1950 г. под руководством главного конструктора Б.Л. Шапошника был создан первый отечественный 25-ти тонный самосвал МАЗ-525, а в 1957 г. – 3-х осный вариант МАЗ-530 (6×4) грузоподъемностью 40 т. МАЗ-525 стал первой машиной, которая была собрана на Белорусском автозаводе 6 ноября 1958 г.

Туда же передали производство и МАЗ-530. Эти самосвалы имели 12-ти цилиндровый V-образный дизель Д-12А мощностью 300 и 450 л.с., планетарные колесные редукторы и шины с посадочным диаметром 32 дюйма. В сентябре 1961 г. на БелАЗе был собран первый 27-ми тонный самосвал БелАЗ-540 полной массой 48 т.. Выпускавшийся с сентября 1965 г., он оснащался дизелем Д-12А V12 (38,8 л., 375 л.с.), автоматической гидромеханической 3-х ступенчатой коробкой передач, колесными планетарными редукторами, гидроусилителем рулевого механизма, 25-ти дюймовыми шинами.

Впервые в стране на нем применили гидропневматическую подвеску и объединенную гидросистему. С 1967 г. выпускали модернизированный вариант БелАЗ-540А с новым дизелем V12 модели ЯМЗ-240 (22,3 л., 360 л.с.). Самосвал имел колесную базу 3550 мм., развивал максимальную скорость 55 км/ч. Этот автомобиль первым в СССР был удостоен почетного в те времена знака качества и соответствовал мировому уровню. С 1972 г. выпускали так называемые северный и тропический (экспортный) варианты – соответственно “540С” и “540Т”.

Седельный тягач “540В” работал в составе 45-ти тонного самосвального автопоезда. Одновременно с ними завод предлагал самосвал-углевоз “7510”, у которого геометрическая емкость кузова была увеличена с 15 до 19 м 3 . В 1967 г. основой второго, более тяжелого семейства, стал 2-х осный 40-тонный самосвал БелАЗ-548А полной массой 69 т. с колесной базой 4200 мм. и кузовом вместимостью 21 м 3 . На нем использовали дизель ЯМЗ-240Н с турбонаддувом мощностью 500 л.с.. Автомобиль комплектовался гигантскими по тому времени колесами с шинами размером 21,00-33.

В остальном его конструкция повторяла предыдущее семейство “540”. В 1972 г. этот самосвал стали собирать в северном исполнении “548С”, как углевоз “7525” с 27-ми кубовым кузовом и седельный тягач “548В” для работы с самосвальными полуприцепами грузоподъемностью 65 т.. Был изготовлен также дизель-электрический автопоезд с 4-х тяговыми мотор-колесами мощностью 800 кВт. С 1968 г. с использованием агрегатов этих самосвалов выпускался 1-но осный тягач БелАЗ-531 для буксирования скрепера или землевозной тележки, полная масса которых достигала 60 т..

Развитием этого направления в дальнейшем стали низкие и короткобазные аэродромные тягачи для буксировки крупных авиалайнеров с взлетной массой до 210 т.. Завод предлагал три модели “6411”, “7421” (1978 г.), “74211” (1988 г.) с дизелями мощностью 375-525 л.с., гидромеханическими трансмиссиями и подвесками, передней и задней подъемными кабинами. В 60-е гг. началось осуществление программы создания самосвалов грузоподъемностью 110 т. и более на основе принципиально иных конструктивных решений, к которым в первую очередь относилась электрическая трансмиссия.

Двигатель автомобиля приводил генератор постоянного тока, который снабжал электроэнергией встроенные в ступицы задних колес тяговые электродвигатели, получившие название “мотор-колесо”. Первым в декабре 1968 г., в канун 50-ти летия Белорусской ССР, был построен опытный 75-ти тонный самосвал БелАЗ-549 с колесной базой 4450 мм., дизелем V8 (58,2 л., 950-1000 л.с.), электрогенератором в 500 кВт., мотор-колесами мощностью по 230 кВт. каждое, независимой гидропневматической подвеской колес, раздельным гидроприводом передних и задних тормозов, шинами размером 27,00-49. Емкость кузова составляла 38-40 м 3 , полная масса самосвала – 142 т., максимальная скорость – 60 км/ч.

Выпускавшаяся с 1976 г. серия “549” включала модели “549Е” с двигателем V12 (43,7 л., 1050 л.с.) с турбонаддувом и электрогенератором в 630 кВт., “549Б” и “549В” с дизелями V6 (900 л.с.) или V8 (1100 л.с), а также северный вариант “549С”. В рамках опытных работ в 1969 г. был построен седельный тягач БелАЗ-549В с газотурбинным силовым агрегатом мощностью 1200 л.с., буксировавший 120-ти тонный полуприцеп. Его развитием в 1976 г. стал седельный тягач БелАЗ-7420 для одноосного полуприцепа БелАЗ-9590 грузоподъемностью 120 т..

Его оборудовали дизелем V8 с турбонаддувом (58 л., 1300 л.с.) и электрогенератором в 800 кВт., причем полуприцеп также имел мотор-колеса. При полной массе 222 т. автопоезд развивал скорость 50 км/ч, расходуя 600 г. топлива на 100 км. В 80-е гг. на смену серии “540” пришел 30-ти тонный вариант БелАЗ-7522 с более экономичным двигателем мощностью 360 л.с., новой трансмиссией с увеличенным КПД гидротрансформатора, модернизированной тормозной системой и обновленной облицовкой радиатора. Вариант углевоза получил индекс “7526”.

Читайте также  Византийская империя 2

С 1981 г. выпускали также 30-ти тонные “75401” и “7540” для вывоза скальной породы из глубоких карьеров, оборудованные 445-сильным дизелем ЯМЗ-240ПЛ2 с турбонаддувом. Модернизированный вариант “548” грузоподъемностью 42 т. получил обозначение БелАЗ-7523, а его углевозный вариант – “7527”. Наследником серии “549” стал 80-ти тонный “7509” с задними дисковыми тормозами. В 1981 г. эта серия получила развитие в конструкции 110-ти тонного самосвала “7519” с колесной базой 5300 мм. и полной массой 195 т..

Его оборудовали дизелем V8 мощностью 1300 л.с., генератором в 630 кВт. и четырьмя тяговыми мотор-колесами по 360 кВт. каждое. Вариант “75191” получил двигатель V6 (1100 л.с). Передние и задние барабанные тормоза имели независимый гидравлический привод. Этот гигант шириной 5 м. и высотой свыше 6 м. имел кузов вместимостью 44 м 3 , шины размером 33,00-51, развивал максимальную скорость 60 км/ч и расходовал 420 л. топлива на 100 км. Через год появился “7521” грузоподъемностью 180 т. (полная масса 330 т.) – один из самых больших и мощных автомобилей своего времени.

На нем использовали дизель V12 с турбонаддувом (87,2 л., 2300 л.с.) и максимальным крутящим моментом 11860 Нм.. Автомобиль был снабжен электротрансмиссией, в состав которой входили генератор постоянного тока в 1250 кВт. и мотор-колеса по 560 кВт.. Дисковые тормоза имели пневматический усилитель. Кабину сделали 2-х местной, цельнометаллический кузов емкостью 70 м 3 был снабжен обогревом. Устанавливали шины размером 40,00-57. При колесной базе 6650 мм. габаритные размеры составляли 13500х6050×7700 мм..

Самосвал развивал скорость 50 км/ч, а средний расход топлива составлял 600 л. на 100 км. К концу 80-х гг. БелАЗ стал крупнейшим в мире производителем карьерных самосвалов, выпуская ежегодно 5-5,5 тыс. таких машин. Это единственный в мире завод, где большинство подобных автомобилей собирают на конвейере. На рубеже 80-90-х гг. БелАЗ замедлил темпы своего развития, продолжая выпускать незначительно модернизированные варианты прежних базовых серий.

Основой программы были модели “7540”, “7548”, “7549”, “7512” и “75214” грузоподъемностью соответственно 30, 42, 80, 120 и 180 т. и их углевозные исполнения с двигателями мощностью от 420 до 2300 л.с. Первая машина нового поколения появилась в 1995 г. Это был 55-ти тонный БелАЗ-7555, для которого предлагали на выбор дизели ЯМЗ, МТУ (MTU) или “Камминс” (Cummins) мощностью 525-730 л.с., гидромеханическую коробку передач собственного изготовления или американскую “Эллисон” (Allison), гидропневматическую подвеску колес с 35-дюймовыми шинами.

В последующие годы завод продолжал расширять новое семейство большегрузных машин, сохранивших традиционную электрическую трансмиссию. В это трудное время появилась обновленная гамма унифицированных самосвалов грузоподъемностью 120-140 т.. Ее основой стали самосвалы “75121” и “75131” с дизелями V8 и V16 мощностью 1200-1600 л.с. и генераторами переменного тока с преобразователями и тяговыми электродвигателями постоянного тока. Эту гамму продолжила 200-тонная модель “75303” с дизелем мощностью 2300 л.с.

Высшим достижением БелАЗа и одним из крупнейших в мире дизель-электрических самосвалов стал 280-ти тонный БелАЗ-75501 полной массой 480 т., построенный в 1992 г. совместно с японской компанией “Комацу” (Komatsu). На нем впервые в практике завода были использованы шарнирно-сочлененная рама, передние двускатные колеса и дисковые тормоза на всех колесах, видеокамеры вместо зеркал заднего вида. Дизель V12 с турбонаддувом Коломенского завода (165,6 л., 3150 л.с.) вынесен за пределы колесной базы, размещен спереди поперечно и приводит генератор переменного тока, подающий электроэнергию на все четыре мотор-колеса. Максимальная скорость гигантской машины – 40 км/ч.

В 1995 г. экономические реформы заставили БелАЗ круто изменить свое магистральное направление и начать сборку польских развозных 1,2-тонных грузовиков “Люблин” (Lublin). Для расширения своей программы БелАЗ продолжает разрабатывать и выпускать новую технику: контейнеровозы “7542”, шасси для автокранов “5840”, внутризаводские транспортеры “7920” для перевозки ковшей с расплавленным металлом, низкорамные 140-тонные транспортеры “7921” и “7924” для металлургических предприятий, поливочные автомобили “7648”. В конце 90-х ежегодно БелАЗ выпускал 850-1100 самосвалов и шасси.

©. Фотографии взяты из общедоступных источников.

История бренда БЕЛАЗ 22:00, 31 мая 2019 Версия для печати

В прошлом 2018 году известнейший мировой бренд тяжелого автомобилестроения БЕЛАЗ отметил свое 70-тилетие. Это тем более удивительно, что после развала СССР даже в России еле выжило всего два подобных бренда – «ГАЗ» и «ЛАДА».

В январе 2019 года БЕЛАЗ объявлен лучшим брендом республики Беларуси и, надо сказать, не за «красивые» глаза или только в связи с юбилеем. Прошлый год стал «прорывным» для холдинга БЕЛАЗ, который выдал на «гора» тяжелых самосвалов почти в полтора раза больше, чем в 2017 г. и превысил психологическую отметку в миллиард долларов США, причем не только по производству, но и по поставкам продукции (32 страны мира приняли изделия марки БЕЛАЗ). Всего за всю историю БЕЛАЗом выпущено более 130 тыс. экземпляров только карьерных гипергрузовиков.

История бренда в СССР

А начиналось все в послевоенном 1948 г., когда началось строительство в 55 км северо-западнее разоренной войной столицы Белорусской ССР Минска корпусов завода «Торфмаш» в пос. Жодино (с 1963 г. город областного подчинения) по производству торфодобывающей техники. Сколько произведено было такой техники, сказать теперь затруднительно, но с 1951 г. заводу дано новое направление – выпускать машины для дорожных и мелиоративных работ. Соответственно было изменено и название на «Дормаш». И только в 1958 г. БелАЗ получил свое постоянное имя и цель производства. Видимо сокращение ЖАЗ не пришлось к месту и завод стали именовать как Белорусский автозавод (БелАЗ), который станет выпускать самосвалы большой грузоподъемности, для чего на него перевели с Минского автозавода (МАЗ), открывшегося в 1944 г., производство 25-тонника МАЗ-525.

Первый 40-тонный грузовик МАЗ-530 был выпущен в 1960 г. Принципиально новый грузовой автомобиль БелАЗ-540, самостоятельно разработанный в 1961 г. в КБ завода, имел не очень высокую грузоподъемность, но на нем были решены ряд проблем и внедрены такие новшества как пневмогидроподвеска, гидромеханическая передача, расположение движка сбоку около кабины и другие. Завод запатентовал одноместную кабину и самосвальный кузов ковшового типа.

Самосвал БелАЗ-540

Как «погодки» в 1967-1968 гг. были запущены в производство 40-тонник БелАЗ-548А и вдвое превышающий его по перевозке насыпных грузов БелАЗ-549. Добывающим отраслям требовались суперсамосвалы и, пока изыскивали возможности создания покрышек и шин для таких машин, стали выпускать самосвальные автопоезда и углевозы с донной разгрузкой. Через 10 лет БелАЗ стал выпускать 120-тонник БелАЗ-7519, а в 1983 г. — 170-тонный БелАЗ-75211.

За 3 года было выпущено более 6 тыс. экземпляров БелАЗ-75211, что на тот момент составляло половину имеющихся в мире Ultra Truck.

Необходимо отметить, что из-за своих громадных размеров белазовские самосвалы доставлялись до места назначения (обычно это были карьерные разработки открытого типа) в разобранном состоянии и собирались уже на месте в течение нескольких дней (до одной недели). К примеру, 110 тонный БелАЗ-7520, выпускаемый с 1975 г., занимал 3 ж/д платформы! С 1978 г. БелАЗ стал выпускать и аэродромные тягачи.

За пару месяцев до развала СССР в одном экземпляре был выпущен по тем временам «монстр» — БелАЗ-75501 грузоподъемность которого составляла 280 тонн.

Самосвал БелАЗ-75501

История бренда в независимой Беларуси в конце XX века

Распад СССР серьезно потрепал экономики и производительные мощности всех новообразованных стран СНГ. Не стала исключением Республика Беларусь и БелАЗ. Но известнейшая марка не только выстояла в резко изменившихся экономических условиях (чтобы выжить в начале «лихих» 90-х БелАЗ освоил выпуск бульдозеров, тягачей и другой строительно-дорожной техники), но и показала возможности совершенствования выпускаемой продукции в соответствии с новыми условиями конкуренции конца XX века.

Только в 1993 г. производилась модификация БЕЛАЗа-7215, на 180 тонн, а в 1994 г. уже увидел свет опытный образец нового 55-тонного семейства БЕЛАЗ-7555, который в разных модификациях выпускался до 1997 г. В 1996 г. стали производить БЕЛАЗ-75131 на 130-136 тонн (тоннаж зависел от комплектации) и БЕЛАЗ-1318 (углевоз) на 120 тонн. Все последнее десятилетие XX века производился поставленный на конвейер еще при Советском Союзе самосвал БелАЗ-7512 и его модификации, грузоподъемностью 120 тонн.

Самосвал БелАЗ-7555

В конце девяностых годов прошлого века на ПО БЕЛАЗ была начата стратегическая реконструкция производства, по итогам которой в 2001 г. его генеральному директору П.Л. Мариеву присвоено звание «Герой Беларуси».

История бренда в XXI веке

В настоящее время холдинг БЕЛАЗ (создан в 2012 г.) состоит из управляющей компании и 7 белорусских заводов, ведущую роль в котором, естественно, играет ПО БЕЛАЗ. БЕЛАЗ – один из 7-ми крупнейших производителей карьерной техники в мире и «держит» он примерно 1/3 мировых поставок гипергрузовиков, 2/3 из которых поставляются в Россию, так как в самой Беларуси таким машинам делать практически нечего.

Читайте также  Место и роль философии в культуре 2

Среди ультрагрузовиков, которые спокойно перевозят 130 тонн, БЕЛАЗ неоспоримый мировой лидер, так как 4/5 работающих во всех уголках нашей планеты таких самосвалов, произведено на его производственных площадях.

При наличии достаточно стабильного спроса на карьерные супергрузовики (90 тонн) доля БЕЛАЗА за предыдущие пять лет выросла в четыре раза, при этом второе место по числу отгружаемых покупателям машин занимают самосвалы на 220 и 240 тонн, а на третьем – 45-тонники.

БЕЛАЗ практически ежегодно почти на треть обновляет производимую продукции, в основном за счет ее модернизации, но время от времени выпускает и совершенно уникальные изделия.

В 2005 г. с конвейера сходит первый БЕЛАЗ-75600 на 320 тонн, который до настоящего времени работает на ОАО «Кузбассразрезуголь».

В 2013 г. БЕЛАЗ создал свой самый большой «тяжеловоз» БЕЛАЗ-7571 на 450 тонн и стоимостью 7,5 млн. долларов США, который сразу же был занесен в анналы самого предприятия, а также книги соответствующих рекордов СНГ и Европы. Трудится он в Кузбассе (разрез «Черниговский») куда поставляется треть продукции БЕЛАЗа. Еще два экземпляра находятся в Жодино (один проходит обкатку, а другой находится в сборочном цехе).

Самосвал БелАЗ‑75710

В 2018 г. автогигант презентовал гипергрузовик БЕЛАЗ-75320 на 290 тонн.

В 2017-2018 гг. были выпущены юбилейные трехтысячные экземпляры соответственно БЕЛАЗ-7513 на 130 тонн и 55-тонника БЕЛАЗ-7555. В 2018 г. в секторе карьерных самосвалов с грузоподъемностью 90 тонн и выше произведено рекордное число таких машин – 802 единицы.

Новости бренда

БЕЛАЗ ежегодно проводит день открытых дверей, и в этот день на экскурсию в Жодино может приехать любой желающий, осмотреть все разрешенное к осмотру на территории завода и сделать неограниченное число фотографий на память. А кроме того в рамках проекта «БЕЛАЗ – бренд Беларуси» существует и профессиональный туризм. Так вот в апреле 2019 г. почетным туристом с входным билетом № 80 000 стал главный редактор одной из телерадиокомпании Узбекистана Сапармат Сапаев.

На 70-тилетие БЕЛАЗа российский электротехнический концерн «Русэлпром» презентовал юбиляру 30-тисантиметровый муляж карьерного гиперсамосвала из цветного, коричневато-красного оттенка, хрусталя. Это восхитительное произведение искусства исполнено в городе Гусь-Хрустальный на соответствующем заводе.

БЕЛАЗ анонсировал новые модели беспилотных самосвала БЕЛАЗ-7513R на 130 тонн и погрузчика БЕЛАЗ-78250 на 22 тонны, опытные образцы которых были изготовлены несколько лет назад. В проекте применены все современные технологии, утверждена новая концепция самосвала и погрузчика, так что своим дизайном они сильно отличаются от привычного всем облика БЕЛАЗа. Современнейшие навигационные системы отвечают за каждый сантиметр их движения при любой погоде. Кстати, водитель сокращению не подлежит, он просто превращается в оператора, который находится вне автомобиля, в том числе и за сотни километров, у специально оборудованного пульта. По состоянию на апрель 2019 г. в Сибири уже трудятся 8 таких машин. Такими изделиями заинтересовались также в Латинской Америке и Марокко.

Оптимальный роботизированный горнодобывающий комплекс: карьерный самосвал БЕЛАЗ-7513R и фронтальный погрузчик БЕЛАЗ-78250

14 мая 2019 года на профессиональной выставке в г. Кельце (Польша) БЕЛАЗ презентовал карьерный самосвал БЕЛАЗ-7547 на 45 тонн с движком, выполненным в полном соответствии с экологическими требованиям Stage 5 – это премьерный суперсамосвал с мотором подобного класса. БЕЛАЗ в соответствии с мировыми тенденциями производит также гипергрузовики на смешанном топливе (дизель и газ, дизель и электричество).

Карьерный самосвал БЕЛАЗ-7547

В Жодино можно увидеть (пока только в качестве макета) БЕЛАЗ-7550, который сможет поднимать более полутысячи тонн насыпного груза. Пока это только концептуальный подход, грезы, так сказать, ибо шин для таких нагрузок в настоящее время не производят.

60 лет назад был собран первый БелАЗ-540. Кто создал легендарный самосвал?

В 1961 году началась история карьерной техники марки БЕЛАЗ: 14 сентября в Жодино был собран первый опытный образец самосвала БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 тонн.

К 60-летнему юбилею первенца Белорусский автозавод запустил в своем официальном телеграм-канале медиапроект «Самосвал БЕЛАЗ-540: первому и легендарному – 60!». Публиковавшиеся там в течение двух месяцев материалы позволили вспомнить основные факты из истории создания этого автомобиля и оценить всю важность его появления.

БелАЗ-540 был разработан собственной конструкторской службой Белорусского автозавода, которая появилась в 1960 году. Перед ней ставилась задача совершенствования серийного самосвала МАЗ-525, производство которого было передано в Жодино за два года до этого. Однако главный конструктор Заля Львович Сироткин предложил своему отделу сделать абсолютно новую – от капота до колес – машину. Идею восприняли с энтузиазмом. Над проектом работали по 10-11 часов, работали и дома. При этом сверхурочные никто не оплачивал – новый самосвал создавался в инициативном порядке.

В новой машине конструкторы постарались воплотить все самые прогрессивные на тот момент решения: самосвал получил гидромеханическую трансмиссию, пневмогидравлическую подвеску, объемный руль. Целый ряд принципиальных новшеств был закреплен несколькими десятками авторских свидетельств.

Автором оригинального и запоминающегося дизайна первого карьерного самосвала БелАЗ стал художник-конструктор Валентин Сергеевич Кобылинский, который в начале 1960-х работал в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ) в Москве.

Впервые в Жодино Кобылинский был командирован в ноябре 1960-го. Буквально за 20 дней он определил для себя будущий облик машины и выполнил эскиз и чертежи общего вида. В начале 1961 года Кобылинский вернулся на завод и выполнил пластилиновую модель в масштабе 1:10 – по ней конструкторы-кузовщики разработали кабину, облицовку и все оперение будущего БелАЗ-540.

Воплощение в металле абсолютно нового самосвала проходило с немалыми сложностями: сказывались слабость экспериментальной базы, недостаточность станочного оборудования. Кроме того, пришлось проектировать и изготавливать испытательные стенды для различных систем автомобиля. Как вспоминают ветераны БЕЛАЗа, не сразу все получалось. Не раз конструкторам вместе с рабочими приходилось снимать узлы со стендов, разбирать их, ликвидировать неисправности, дорабатывать и опять проводить испытания. Работали в напряженном темпе.

Тем не менее уже в августе стартовала сборка первого опытного образца. А завершить ее удалось в ночную смену 14 сентября 1961 года – машину самоотверженно готовили в качестве подарка Белорусского автозавода XXII съезду КПСС. Тем же утром самосвал-первенец БелАЗ-540 был опробован в экспериментальном цехе и выехал из его ворот. Это было поистине знаменательное событие для всех белазовцев.

«Первый выезд самосвала БелАЗ из заводских ворот вообще забыть невозможно! – вспоминает техник-технолог Леонтий Хоха. – Это было такое великое событие! Все рабочие, технологи и конструкторы оставили свои рабочие места и толпой выстроились перед воротами в ожидании. И когда завели первый БелАЗ, все дружно аплодировали и кричали ура».

В октябре 1961 года первый опытный образец БелАЗ-540 был отправлен в Москву к открытию ХХII съезда КПСС. Кстати, до Москвы самосвал добирался своим ходом – вести новую машину в столицу Советского Союза доверили водителю-испытателю Сергею Лютаревичу. Поездка прошла хорошо, без поломок и остановок.

Затем в течение двух месяцев БелАЗ-540 экспонировался у павильона машиностроения на ВДНХ СССР и произвел там настоящий фурор. По итогам выставки новый самосвал удостоили диплома I степени.

До весны 1962 года опытный БелАЗ-540 проходил заводские испытания, затем начались государственные. По их результатам в конструкцию были внесены некоторые изменения, самосвал рекомендовали к серийному производству. Оно началось 10 сентября 1965 года на новом конвейере, а 13 сентября со старого главного конвейера сошел последний 25-тонный самосвал МАЗ-525. Таким образом, завод полностью перешел на серийный выпуск 27-тонных автосамосвалов собственной марки БелАЗ-540.

БелАЗ-540 (в 1967 году начался выпуск более совершенной модификации БелАЗ-540А) с самого начала удачно вписался в технологию добычи твердых полезных ископаемых. Самосвал безукоризненно подходил для работы в карьерах в условиях бездорожья и сурового климата. Это был удачный проект, который предопределил успешность всех последующих поколений самосвалов марки БЕЛАЗ.

17 декабря 1976 года со сборочного конвейера Белорусского автозавода сошел юбилейный 25-тысячный БелАЗ-540А. Производство модели продолжалось до 1985 года.

БЕЛАЗ: гиганты, которые нас объединяют

Иногда случается так, что название бренда становится нарицательным. Акваланг, ксерокс, термос — неужто эти слова раньше писались в кавычках? Популярность машин БЕЛАЗ, пожалуй, обеспечит производителю место в словарях русского языка.

Да, белорусский завод выпускает различную спецтехнику, однако в воображении большинства русских людей при упоминании марки БЕЛАЗ возникает знакомая картина: огромный самосвал. И вот уже можно услышать, как в народе БЕЛАЗами зовут любые крупнотоннажные самосвалы.

Российские добывающие предприятия без БЕЛАЗов сегодня уже, пожалуй, и не обходятся. А как видит российский рынок сам производитель? Специалисты завода ответили на вопросы нашего корреспондента.

— Россия славится своими запасами полезных ископаемых и ставит рекорды по объёмам добычи. В этой связи верно ли говорить, что наша страна — основной потребитель крупнотоннажной техники БЕЛАЗ?

— Без сомнения, Россия — главный потребитель карьерной техники БЕЛАЗ, в том числе большой и особо большой грузоподъёмности.

Читайте также  Влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка

Около 70% всей выпускаемой техники с маркой БЕЛАЗ эксплуатируются в автохозяйствах горнодобывающих предприятий Российской Федерации.

— В каких ещё странах работает техника БЕЛАЗ?

— За всю историю существования завода техника БЕЛАЗ была поставлена в 82 страны. В 2018 году география продаж продукции ОАО «БЕЛАЗ» насчитывала 32 страны, 23 из которых — страны дальнего зарубежья (в 2017 году это были 28 и 19 стран соответственно).

Рекордный показатель экспорта 2018 года мы достигли прежде всего благодаря росту поставок в Россию (в 1,2 раза) и другие страны СНГ (в 1,6 раза). Одним из важнейших регионов роста продаж стал Узбекистан, куда в 2018 году было поставлено в два раза больше техники по сравнению с 2017 годом.

Узбекистан оказался на втором месте по объёму продаж после России: туда отправились 162 единицы техники. Среди стран дальнего зарубежья лидерами по закупке карьерной техники БЕЛАЗ являются Индонезия, Болгария, Сербия, Эстония, Польша.

В 2018 году мы открыли для себя два совершенно новых рынка. В марте три колёсных бульдозера МоАЗ-40489 поставлены в Народную Республику Бангладеш. В июне партия из шести 55-тонных самосвалов БЕЛАЗ-7555B отправилась на Филиппины — это очень перспективный рынок. Кроме того, после 5-летнего перерыва возобновились поставки техники в Китай, после 7-летнего — в Чили, после 10-летнего — в Пакистан.

— Каковы позиции БЕЛАЗа на мировом рынке?

— Сегодня техника БЕЛАЗ перевозит все виды твёрдых полезных ископаемых, работает на всех континентах. На протяжении последних 10 лет завод БЕЛАЗ планомерно развивался, увеличив долю мирового рынка с 10 % до 28 %, то есть почти в три раза.

В классе грузоподъёмности 130 тонн сегодня БЕЛАЗ удерживает почти 90 % мирового рынка, по самосвалам грузоподъёмностью 220–240 тонн более 45 %. Доля рынка класса грузоподъёмности 160–180 тонн, который был презентован в 2015 году, достигла 17 %.

Инновационный, не имеющий аналогов 90-тонник с электромеханической трансмиссией завоевал за пять лет 10 % рынка с момента выхода с конвейера завода.

Вообще, надо отметить, что БЕЛАЗ — единственный производитель в мире, который самостоятельно разрабатывал, осваивал производство карьерных самосвалов на протяжении всей своей 70-летней истории и сохранил независимость и торговую марку. Все остальные действующие ведущие игроки рынка, транснациональные корпорации, вышли на масштабное производство карьерных самосвалов в результате поглощения других компаний.

— А если говорить о наиболее активных потребителях среди регионов России. В этом «рейтинге» всё так же логично?

— Да, здесь логика та же самая: работаем в регионах, где развивается добыча. Основными потребителями продукции завода в России являются предприятия Кузбасса, Республики Хакасии, Республики Саха (Якутия), Сахалинской области, Белгородской области, Мурманской области, Красноярского края, эксплуатирующие основной парк карьерных самосвалов марки. Наша техника работает практически во всех отраслях промышленности России, где ведётся добыча твёрдых полезных ископаемых: угольной, горнорудной, горно-химической, отрасли нерудных материалов и драгоценных металлов и камней.

— В детстве отец подарил мне игрушечный БЕЛАЗ, представив его как «самый большой грузовик в мире». Сегодня белорусский завод держит эти позиции?

— Да, самый большой самосвал в мире — это карьерный самосвал БЕЛАЗ-75710. Его грузоподъёмность составляет 450 тонн, в эксплуатацию его ввели в августе 2014 года, машина продолжает ударно трудиться на разрезе «Черниговец» компании «СДС-Уголь».

Вот данные на 1 мая 2019 года: пробег 187 058 км при наработке
25 908 моточасов, при этом объём перевозок составил более 15 млн тонн породы, что соответствует более чем 250 000 железнодорожным вагонам.

— А какая модель на российском рынке самая популярная?

— Рост единичной мощности и глубины карьеров можно назвать актуальной тенденцией современной добывающей отрасли. Она рождает спрос на высокопроизводительную карьерную технику БЕЛАЗ. Общим трендом можно считать повышение грузоподъёмности самосвалов. Самыми востребованными на наших предприятиях остаются 130- и 220-тонные машины. На их долю приходится основной объём поставок новой техники — более 50 %.

— Расскажите о современных тенденциях производства карьерной техники. Как в этом русле развивается БЕЛАЗ?

— Создание участков, работу на которых выполняет роботизированная техника, гарантирует повышение производительности и безопасности открытых горных работ за счёт удаления человека из опасной зоны, устранения простоев, связанных с человеческими факторами, управления техникой в оптимальных режимах, а также автоматической оптимизации грузопотоков в карьере и других производственных процессов. Сегодня БЕЛАЗ может устанавливать оборудование для роботизированного управления на любой карьерный самосвал грузоподъёмностью от 90 до 450 тонн (речь идёт о моделях с электромеханической трансмиссией). В будущем работа машин будет возможна в полностью автономном режиме при помощи роботизированной мобильной системы, над разработкой которой уже трудятся специалисты.

— Вот мы и подошли к актуальной на сегодня теме автоматизации. Наша редакция с нетерпением ждёт запуска беспилотного БЕЛАЗа в Хакасии. Как развивается этот проект?

— В настоящее время два роботизированных самосвала БЕЛАЗ-7513R проходят испытания в Хакасии в карьере «Абаканский» (АО «СУЭК»). 130-тонные самосвалы-роботы были поставлены туда в начале 2019 года. Торжественный ввод в эксплуатацию машин мы запланировали на август.

— Если говорить о глобальных тенденциях, то ещё одним развивающимся направлением стоит назвать движение в сторону экологичности. Актуален ли для вас этот тренд?

— Самосвалы, которые мы перевели на газодизельный режим, успешно работают на Ковдорском ГОКе, на предприятии «Автоколонна 2015» и Магнитогорском металлургическом комбинате. Ещё одно направление, в котором ведутся работы, — это создание карьерных самосвалов с газотурбинными и газопоршневыми двигателями.

Другим эффективным решением для горнодобывающей промышленности является дизель-троллейвоз. БелАЗ планирует создать дизель-троллейвоз на базе самосвалов с электромеханической трансмиссией, а также провести работы по оснащению испытательного полигона предприятия троллейной сетью.

В планах у ОАО «БЕЛАЗ» реализация ещё одного грандиозного, востребованного рынком проекта — изготовление карьерной техники БелАЗ на аккумуляторных батареях. В настоящее время в научно-техническом центре предприятия специалисты уже начали работы по переводу карьерного самосвала грузоподъёмностью 136 тонн на этот вид альтернативной энергии.

— На всех добывающих предприятиях, где нам удалось побывать, работают самосвалы БелАЗ. О цифрах, отражающих долю рынка, мы уже поговорили. Но в чём, на ваш взгляд, причины такой популярности БЕЛАЗов в российской добыче? Всё-таки это конкурентный рынок.

— При выборе спецтехники потребитель учитывает два ключевых фактора: стоимость владения и послепродажная поддержка.

Качественный фирменный сервис — это важнейший приоритет сервисной стратегии БЕЛАЗ и неотъемлемая часть продуктового портфеля дилеров Торгового дома «БЕЛАЗ». Сервисные службы проводят ТО, осуществляют плановые и аварийные ремонты, обеспечивают заказчиков запчастями, обучают водителей и специалистов по эксплуатации. Специалисты приезжают к клиенту в течение 24 часов с момента заявки. С ноября 2017 года мы открыли пять новых ЦТП в регионах России, пять опорных пунктов, девять региональных складов запчастей и материалов.

— Вы уже упоминали, что БЕЛАЗ стал одним из немногих производителей, кто сумел вписаться в новое время. Как вы пережили смену эпох?

— Конец 1980-х годов был для Белорусского автомобильного завода не из лёгких, стояла задача перехода от «застойных» времён к «перестроечным». Рыночные условия были таковы, что нужно было расширить гамму выпускаемой продукции, чтобы остаться «на плаву» и не утонуть в бурной реке «переходного периода».

Для расширения номенклатуры выпускаемой техники требовались большие объёмы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, специальное оборудование, совершенные технологические процессы, комплектующие изделия многих предприятий бывшего Советского Союза. В создании продукции БЕЛАЗа принимали участие научно-исследовательские организации из Беларуси, Украины и России. В то время завод активно участвовал в экономической интеграции с производителями из других стран:

«Камминс», «Детройт Дизель», «Аллисон» (США), MTU, General Electric, Siemens, Bosch Rexroth, Weichai. В результате в 1992 году появились самосвалы БЕЛАЗ с зарубежными двигателями и трансмиссией, а также фронтальный погрузчик БелАЗ-7820 грузоподъёмностью 10 тонн и лесопогрузчик БЕЛАЗ-78201 грузоподъёмностью 16 тонн. В этом же году началось серийное производство самосвалов БЕЛАЗ-75301 грузоподъёмностью 220 тонн.

— Что представляет собой современный завод БЕЛАЗ?

— Высокотехнологичное предприятие. Мы способны выпускать новую технику, мы открыты к сотрудничеству по традиционным и перспективным направлениям.

Пять лет на заводе идёт реализация проекта модернизации «Создание мощностей и увеличение объёмов производства и реализации карьерных самосвалов грузоподъёмностью 90–450 тонн». За это время мы приобрели более 400 единиц новейшего оборудования. При перевооружении производства в приоритете — лучшие наработки зарубежных поставщиков оборудования, а также инновационные технологии, которые предлагают отечественные разработчики. Это даёт возможность ОАО «БЕЛАЗ» шагать в ногу со временем и давать качественные ответы на любые вызовы рынка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: