Искусство в системе культуры - OXFORDST.RU

Искусство в системе культуры

Электронная библиотека

Искусство – специфическая форма культуры, связанная со способностью к эстетическому освоению и отображению бытия в образно-символическом ключе при опоре на творческое воображение.

Не столько «разум», сколько способность к художественному творчеству отличает человека от других живых существ. Следовательно, искусство – это художественное творчество, исполненное на высочайшем качественном уровне и имеющее неповторимые, уникальные черты и характеристики. Художественная культура – это область культуры, внутри которой осуществляется и реализуется художественное творчество.

Наиболее существенными и отличительными чертами искусства является связь с переживаниями и эмоциями. Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский (1896 — 1934) определял искусство как «общественную технику чувств…, как совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбуждать в людях эмоции». Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека уже в античной философии появляется термин «катарсис» (от греч. katharsis – очищение). Аристотель, например, понимал под катарсисом страх и сострадание, результатом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием. Л. С. Выготский считал, что катарсис может рассматриваться как завершающая фаза сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства: в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, «самосгорание» противоположно направленных «аффектов».

Изучением искусства занимаются философия, эстетика, искусствоведение и литературоведение. Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари (1511 – 1574), итальянского живописца и архитектора. Немецкий философ А. Баумгартен (1714 – 1762) в XVIII веке ввел термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании». С точки зрения Баумгартена, постигаемое в чувственном знании совершенство и есть прекрасное. Но поскольку единственной областью воплощения прекрасного является искусство, он определил эстетику как науку о прекрасном и условиях воплощения последнего в искусстве.

Искусство зародилось еще в период верхнего палеолита (40 тыс. лет тому назад) как элемент магической и ритуальной практики. Первобытное искусство представляло собой неразрывный синкретический (от греч. synkretismos – соединение) комплекс, единое целое. Искусство становилось средством общения между людьми и представляло обобщенную картину мира в художественных образах.

В XIX — XX вв. появилось несколько теорий происхождения искусств. Ф. Шиллер (1759 –1805), великий немецкий поэт, выдвинул теорию, согласно которой в основе всякого художественного творчества лежит унаследованное от животных стремление к игре. Искусство в целом может рассматриваться как некая условная модель реальной жизни, как «игра в жизнь». Наиболее законченно эта точка зрения отражена в книге голландского культуролога Й. Хейзинги (1872 – 1945) «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры». Игра, как и искусство, есть непринужденно-свободная и творческая деятельность. Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах, присутствуют в празднествах, где непосредственная веселая игра фактически сливается с самой жизнью. Й. Хейзинга в своей книге показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке и религии. «Игра-состязание как импульс, более старый, чем сама игра, издревле заполняла жизнь, и подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры. Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое

выражение в освященных состязаниях… Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах «играется». Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она разворачивается в игре и как игра». Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.

В античной философии возникла теория, связанная с генезисом искусства, которая носит название «имитативной». В ней утверждается, что в искусстве проявляется инстинкт подражания. Античный мыслитель Демокрит (около 460 – 370 г. до н.э.) считал, что искусство возникает из непосредственного подражания животным. Именно в античности появляется термин «мимезис» – подражание.

Ч. Дарвин и многие его последователи рассматривали искусство как реализацию «инстинкта украшения», средство полового привлечения.

Следовательно, генезис искусства можно рассматривать как проявление различных имитационно-игровых форм поведения или изобразительных фиксаций и их значимых сущностей. На протяжении почти всей истории человечества, вплоть до конца Средневековья, искусство являлось преимущественно отраслью, «обслуживающей» религиозные, политические, образовательные функции, выделившись в самостоятельную сферу деятельности лишь к началу Нового времени.

Различные подходы к возникновению искусства свидетельствуют о множественности его функций:

1) нравственного осмысления и обобщения социального опыта людей;

2) формирования эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощенных в художественных образах;

3) социализации и инкультурации личности, приобщения ее к системе нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения;

4) расширения нравственного опыта, осваиваемого людьми; увеличения числа примеров, культурных образцов, что приводит к социальной регуляции жизни общества; воздействия на сознание людей;

5) создания эстетически организованной среды обитания людей, обогащенной высокохудожественными образцами культурных ценностей.

Искусство как вид творческой деятельности человека тесно связано с другими ее проявлениями: религией, политикой, философией и наукой.

Если рассматривать искусство как некий идеал, к которому стремится человечество, то наиболее тесные контакты сохранены с религией. Это объясняется, прежде всего, тем, что религия и искусство обращаются к самым тонким сторонам человеческой души. Не случайно во время расцвета художественной культуры в эпоху Возрождения именно через религиозные сюжеты утверждались гуманистические идеалы. Как верующий человек, так и художник склонны к глубоким субъективным, интимным переживаниям и каждый поклоняется своему Богу: первый – Создателю, второй – красоте созданного им мира. Иными словами, для религии характерны вера в сверхъестественные силы, почитание их, целая система средств, призванных пробудить религиозный экстаз. Для искусства характерны восхищение и поклонение реальному миру и стремление отразить его в художественных образах для пробуждения эстетического экстаза.

Проблема взаимодействия искусства и политики намного сложнее, чем взаимодействие с религией, которое представляет собой форму общественного сознания, связанная неким внутренним единством и обогащающие друг друга. Эстетическое и религиозное чувства способствуют объединению огромных масс людей, в то время как политика служит интересам отдельных групп (наций, партий, классов и т.п.), препятствуя созданию единства всего человечества. Искусство служит средством проведения идеологических установок для тех или иных политических партий. Примером может слу

жить метод социалистического реализма, утвержденный в качестве догмы, служащий средством театрализации политической и общественной жизни.

Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Искусство, так же как и философию, можно назвать самосознанием культуры. Это как бы художественный взгляд «изнутри» в рамках какой-либо культурной эпохи. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, передавал не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им в период кризисов. Таково соотношение философии и искусства.

Взаимодействие науки и искусства затрагивает и отражает особенности творческого мышления. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами. Для нее характерны: строгое логическое мышление и наднациональность. Искусство мыслит метафорически, опираясь на чувственные образы художника и национальные особенности его культуры. Любая ценность науки измеряется практическими целями: с одной стороны – это создание компьютера, а с другой – оружие уничтожения. Высшая ценность культуры заключается в познании человека. В современном мире наука, мощными темпами рационализируя человеческий труд, в то же время «роботизирует» человека. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития человека, косвенно контролирует систему человеческих ориентиров, что ведет к формированию «одномерного человека», т.е. узкого и глубокого специалиста. Данное глубокое противоречие не разрешится до тех пор в истории человечества, пока оно не выполнит древний завет: «Познай самого себя!»

Искусство и техника на первый взгляд кажутся совершенно различными сферами творческой деятельности человека. В XX веке наиболее остро актуализируется проблема соотношения искусства и техники. Как технологическая основа «массовой культуры» данный союз способствовал сохранению, неограниченному тиражированию и широкому распространению литературы, изобразительного искусства, музыки и т.п. Плодотворным результатом взаимодействия техники и искусства было изобретение аппаратов, способствующих появлению новых, «технических» видов искусства ( художественная фотография, кино, телевидение и т.п.). Таким образом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению традиционного искусства.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Презентация на тему «Искусство как форма культуры»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентацию выполнила: Старкова А.А Искусство как форма культуры

Неотъемлемой частью культуры человечества во все времена является искусство. Многообразные формы его реализации вызывают интерес различных научных дисциплин, изучающих конкретные специфические черты искусства, его взаимосвязь с другими сферами человеческого бытия. Предмет искусства — всё однообразие действительности, отражаемое художественными средствами. Искусство — специфический вид деятельности, воплощающий эстетическое отношение к миру. В истории человечества эстетическая деятельность и искусство существуют в единстве с другими видами социальных действий, в первую очередь, с производственными. Так же как в культуре в целом в искусстве ярко выражен игровой элемент (игровые модели культуры). Произведение искусства включает в себя особый вид ценностей — эстетические. Искусство носит надисторический и конкретно — исторический характер, сопряжена с моралью, религией, философией и другими формами духовного освоения действительности. Конкретно исторический характер искусства: преобладание тех или иных стилей и направлений, появление новых видов и жанров (20 век — кино, телевидение, информационные технологии). Появление последних — следствие изменения средств передачи и восприятия художественной культуры.

Культурология, изучая культуру как целостную систему, рассматривает художественную культуру как специализированную сферу. При этом эстетика предстаёт как метатеория и методология искусства, анализируя его природу, функции и динамику развития. Конкретные стороны искусства как феномена культуры изучают такие дисциплины как искусствоведение (изучает виды, стили, жанры искусства), социология и психология искусства, этнография, археология и др. дисциплины. Эстетика исследует искусство как особую форму эмоционально- образного отношения к действительности , формулирующую и развивающую способность человека преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.

а)познавательную(искусство- это способ познания мира, наряду с наукой, отражающей действительность и отношение человека к ней); б)аксеологическая (искусство вырабатывает, хранит и передаёт определённые эстетические ценности и идеалы, тесно взаимосвязаны с моралью); в)креативная (искусство само является процессом и результатом творческой деятельности человека, а также побудительной силой проявления творческих начал личности); г)воспитательная в системе эстетического воспитания искусство необходимый компонент формирования эстетических потребностей, взглядов, вкусов и творческих способностей человека); д)гедонистическая(отражает внеутилитарный характер искусства, его способность дарить людям удовольствие и наслаждение); Как социальное явления, искусство выполняет следующие функции:

Читайте также  Мифы и легенды астрономии

Искусство можно отнести невербальным видам социокультурных коммуникаций. Связи между предметно — чувственным миром и образами, смыслами искусства носят опосредованный характер, поэтому в искусстве всегда присутствуют элементы субъективности, условности, игры. В системе культуры искусство предстаёт в единстве с мифам (так, античное искусство неразрывно связано с мифологией), с религией, с моралью, наукой, философией. Искусство при этом выражает чувственно-образную сторону трансляции социокультурного опыта, является составной частью традиции. С другой стороны, традиция передаёт, транслирует определённые стереотипы, образцы, «алгоритмы » творчества в генезисе искусства. Об этом свидетельствует повторяющиеся, сходные темы и сюжеты в искусстве различных народов и исторических эпох (» кочующие» сюжеты в искусстве). Традиция в искусстве предстаёт как консервирующий, объединяющий элемент, его творческий и развивающий аспект реализуется в инновациях.

Морфология искусства- учение о типологии и классификации искусства в истории эстетики и культурологии. Типология исторического развития искусства включает направления, течения, школы, стили, жанры. Направление — исторически сложившаяся общность художественных явлений, на основе единства эстетических принципов и ориентаций. Отличительной чертой направлений и течений в искусстве является художественный метод.

Художественный метод- совокупность основных способов и норм создания, распространения и сохранения эстетических ценностей в искусстве. Направление в искусстве различаются также и системами выразительных средств, своеобразием стилевых манер .Стиль- это единство формы и содержания, объективированный художественный метод. В пределах одного и того же направления могут существовать различные стили (например, в модернизме 20 века присутствуют кубизм, абстракционизм, сюрреализм и др. стили).

Жанр в искусстве — это специфический способ создания художественного образа, отражающий определённые характеристики вида искусства (в литературе, например, жанрами являются роман, повесть, поэма, стихотворение и др.). При различии подходов и точек зрения в решении проблемы типологизации искусства в современной эстетики выделяют виды искусства (в основе классификации лежит выявление специфики художественных средств).

Архитектура- вид искусства, основой которого предстаёт архитектурный образ. В ней всегда присутствует единство функциональной, конструктивной и художественных сторон.

Изобразительное искусство- основано на воплощении художественного образа в живописных и пластических произведениях. Особую роль играет сочетание цвета и света. К художественным средствам живописи относят рисунок, колорит, фактуру, цвет, светотень, перспективу. Существуют многообразные жанры живописи ( станковая, миниатюра, рисунок и т.д.).

Скульптура как вид изобразительного искусства создаёт художественный визуальный образ средствами пластического объёма, силуэта, пропорции. Выделяют станковую, монументальную, декоративную скульптуру.

Литература- словесный вид искусства, в котором формирование художественного образа осуществляется через вербализацию. Слово здесь несёт определённый смысл, выражающий чувства и эмоции, взгляды и представления, передавая эстетические и художественные ценности через речь (письменную и устную). Жанры литературы: проза и поэзия, подразделяются также на эпос и роман, сказку, повесть, рассказ, драму и т.д.

Театр- синтетический вид искусства, художественный образ создаётся посредством использования выразительных средств литературы, изобразительного искусства и игры актёров. Театральное искусство — коллективное творчество, в котором сочетается литературная основа, режиссёрская трактовка, актёрская интерпретация. Театральное искусство включает в себя многообразные жанры (драма, комедия, трагедия и т.д.).

Кино- синтетический вид искусства, включающий изобразительные и художественные средства литературы, живописи, театра, музыки, танца. В процессе развития киноискусства как коллективного творчества формируются разные жанры и стили, возникают приёмы совершенствования визуальных образов. В современной эстетике выделяют также и телевидение- синтетический вид искусства, в котором видеотекст есть основа формирования художественного образа.

Музыка — вид искусства, выражающий художественный образ и его интонационную природу аудио средствами. Музыкальное искусство может быть инструментальным и вокальным, воплощаться в таких жанрах как опера, оперетта, оратория, пьеса, симфония и т.д.

Танец- древнейший из видов искусства, в основе которого лежат движение, жест, ритм. Существует в единстве с музыкой, реализуется в жанрах: балет, характерный танец, народный, бытовой и т.д.

Искусство в системе культуры

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кафедра философии
Губбыева З.О., Есина Т.А.

Основные структурные элементы культуры.

Слово культура обозначает прежде всего глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе.

Понятием культура обозначают так же для обозначения отдельных сфер и компонентов национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, говорят о культуре труда. Быта, поведения, художественной музыкальной, нравственной, правовой политической культуре.

Элитарная культура (от фр. Elite) это культура особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс. Поэтому художественная культура должна быть ориентирована на ее потребностей.

Концепцию элитарной культуры разрабатывали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В работе «Мир как воля и представление» Шопенгауэр разделяет людей на две группы «людей гения» способных эстетическому созерцанию и художественному творчеству и «людей пользы» которые ориентированы исключительно на утилитарную деятельность. Ницше в работах «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое слишком человеческое», «Так говорил Заратустра» дополнил концепцию элитарной культуры идеей сверхчеловека, который помимо других своих особенностей наделен так же уникальной восприимчивостью к эстетическим ценностям.

Массовая культура массовой культурой называется совокупность явлений культуру ХХ века, а так же некоторые особенности производства культурных ценностей в указанную эпоху. Они рассчитаны на массовое тиражирование и потребление культурных ценностей. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание. Массовая культура предопределяет отказ от рационального начала в сознании. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.

Формируемое массой культурой сознание многообразно в своих проявлениях. Оно отличается консервативностью инертностью, ограниченностью. Оно не может и не стремится охватить процессы во всей их сложности, взаимодействии и развитии. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые стереотипы. Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез, в сочетании с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни формирует конформизм. В рамках массовой культуры создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим или моральным факторам.

Существует ряд сфер или элементов культуры, которые играют определяющую роль в процессе развития культуры, к ним относятся: религия, мораль, наука и техника, искусство и др.

Религия – это стремление человека к жизни в единстве со сверхчувственным абсолютом (Богом или богами), который воплощает в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия. Религия основана на вере и выражается, прежде всего, в мировоззрении, мироощущении (в том числе мистическом и аскетическом), культе (обрядах поклонения божеству) и различных формах объединения верующих (церковь, община и т.д.). Религиозная культура – это особая сфера культуры, в которой содержанием и целью деятельности всех субъектов постижение метафизических проблем человеческого существования, общества и мира на основе иррациональных догм. На основе этой практики вырабатывается мировоззрение, главной частью которого являются сакрализированные нормы и ценности, изложенные в священных текстах. Важной частью религиозной культуры является отправление обрядов культа. Функции религии в системе культуры:

  1. Важнейшей функцией религии в культуре является мировоззренческая – религия выступает как способ познания и осмысления мира. В религии осуществляется рационализация мира (данный аспект религиозной культуры подробно рассмотрел Макс Вебер в работе «Этика мировых религий»). В религии осуществляется выработка определенной картины мира.
  2. Второй важнейшей функцией религии является смыслополагающая – религия обеспечивает выявление смысла жизни человека, так же базирующееся на определенной картине мира. Религия позволяет осмыслить такие явления как смерть и страдания и достойно перенести их.
  3. Регулятивная функция религии – религиозная картина мира служит основой для норм и ценностей, идеалов определяющих отношение человека к миру. Они выступают в качестве ориентиров и регуляторов поведения человека. Одновременно религия осуществляет узаконивание, закрепление самого нормативно-ценностного порядка. Она придает им абсолютный (независящий от ситуации) и императивный (повелительный) характер.

Сферу морали образуют отношения между людьми построенные по законам самой человеческой жизни. Мораль представляет собой систему ценностей регуляторов человеческого поведения возникших на основе представлений о добре и зле. Существуют различные системы морали связанные с различными культурами. В основе морали как явления культуры могут лежать различные начала.

  1. Религиозная санкция (то есть в нравственные нормы – веления Бога, которые человек слышит как голос своей совести).
  2. Эгоистическая система морали ( цель жизни личное счастье, счастье заключается в жизни согласно собственной природе и отсутствии страданий).
  3. Любовь к Богу и ближнему (на этом построена христианская мораль, такая мораль становится выражением ценностей коллективизма и универсализма, как например в русской культуре, в западной Европе на основе этих нравственных ценностей сформировалась культура стремящаяся к активному преобразованию мира).
  4. Всеобщий мировой закон, определяющий уникальное место каждой души и каждого явления во Вселенной и обеспечивающий воздаяние за добродетельные и греховные поступки (такой подход к нравственным ценностям предопределили особенности восточной культуры.
  5. Классовые интересы (в марксизме).
  6. Категорический императив – абсолютно самоценное веление совести, имеет различные формулировки. В европейской культуре Нового в форме утверждения «относись к человеку в своем лице и в лице другого всегда как к цели и никогда как к средству стал основой ценностей прав и интересов человека.

Искусство – это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. И призвано удовлетворить универсальную потребность человека – воссоздать окружающую действительность в различных формах человеческой чувственности.

Выделяются различные значения термина искусство тесно связанные между собой. В самом широком смысле понятие искусства отождествляется с мастерством, умением искусными навыками людей. Древние греки обозначали это термином техне, Хайдеггер отмечал в связи с этим глубокую внутреннюю связь техники и искусства. По мере изменения характера техники под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека по законам красоты. Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл отличающиеся оригинальностью и новизной. Искусство представляет собой развивающуюся систему, гибко реализующуюся в различных видах жанрах направлениях стилях. Создание и функционирование произведений искусства осуществляется в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Читайте также  Арктика и Антарктида

Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмет с целью его познания, что находит выражение прежде всего в эксперименте как методе научного познания. Наука в этом смысле появилась впервые в Европе в Новое время. Ее формирование связано с открытиями Галилея, Ньютона, формированием первых научных сообществ (например, Королевского Общества в Великобритании). Развитая наука имеет три взаимосвязанных стороны:

  1. знание (высшей формой которого является научная теория и научная картина мира как система теорий);
  2. деятельность (система теоретических и эмпирических методов);
  3. социальная организация (наука является социальным институтом).

Все науки делятся на гуманитарные и естественные. Различие между естественным и гуманитарным знанием состоит в том, что:

  1. первое основано на разделении субъекта, (человека) и объекта исследования (природы), при этом преимущественно изучается объект. Центром второй сферы знания – гуманитарной является сам субъект познания. То есть то что изучают естественные науки материально, предмет изучения гуманитарных дисциплин носит скорее идеальный характер, хотя умучается разумеется в своих материальных носителях. Важной особенностью гуманитарного знания в отличие от естественно научного, является нестабильность быстрая изменчивость объектов изучения.
  2. в природе в большинстве случаев господствуют определенные и необходимые причинно-следственные взаимосвязи и закономерности, поэтому основная задача естественных наук выявить эти связи и на их основе объяснить природные явления, истинна здесь непреложна и может быть доказана. Явления духа даны для нас непосредственно, мы переживаем их как свои, основной принцип здесь понимание, истинность данных – данных в значительной степени субъективна, она результат не доказывания, а интерпретации.
  3. Метод естествознания «генерализирующий» (то есть его цель отыскать общее в разнообразных явлениях, подвести их под общее правило), закон тем важнее, чем он универсальнее, чем больше случаев под него подпадает. В гуманитарных науках, тоже выводится общие закономерности, иначе они небыли бы науками, но поскольку основным объектом исследования является человек, невозможно пренебречь его индивидуальностью поэтому метод гуманитарного знания можно назвать «индивидуализирующим.
  4. На естественные и гуманитарные науки в разной степени оказывает влияние система человеческих ценностей. Для естественных наук нехарактерны ценностно-окрашенные суждения составляющие существенный элемент гуманитарного знания. Гуманитарное знание может испытывать влияние той или иной идеологии, и в гораздо большей степени связана с ней чем естественно научное знание.

Искусство в системе культуры

Искусство,одна из специализированных форм культуры, существует параллельно с мифом, религией и другими сферами духовной культуры. Выделяют несколько подходов в осмыслении этого явления. Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, «имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты». Во-вторых, искусство — это один из элементов культуры, в котором аккуму­лируются художественно — эстетические ценности. В-третьих, это форма чувст­венного познания мира.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно ска­зать, что это «образ» — образ мира и человека, переработанный в сознании ху­дожника, выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение; мировоззрение культурных эпох. В культуре существует некая сфера «эстетического» (с греч. — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию). Именно здесь раскры­вается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагиче­ского и комического. Эстетическая связь искусства и природы «состоит не в повторении, а в продол­жении того художественного дела, которое начато природой»(В. Соловьев) . Искусство обогащает культуру духовными ценностями через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин «катарсис». Аристотель понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание. Искусство, особенно трагедия, заставляя человека жить жизнью другого, переживать ее как свою собственную, учит видеть в другом человеке себе подобного, очищает душу, отучает от эгоизма. Мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удовольствие. В за­висимости от степени овладения «языками искусства», люди получают удоволь­ствие от фильмов А. Тарковского или триллеров, от «бульварной» детективной литературы или поэзии Гете и романов Достоевского, от музыки Шопена или концерта любимой рок-группы. Но чувст­венное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эсте­тического восприятия.

Искусство — явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других духовно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние.

Взаимоотношения морали и искусства можно проследить со времен становления человеческой культуры. Укоренившись в общественном сознании, моральные нормы всегда искали себе закрепление и в художественных формах. Все мифологии мира пропитаны моральными принципами, оценками, установками, свойственными определенному времени, месту и этносу. Искусство неотделимо от использования моральных установок как общечеловеческого, так и национального характера, как классового, сословного, так и возрастного характера. У Чуковского в «Мойдодыре» декларируется одна очень простая и понятная для детей мысль: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам — стыд и срам, стыд и срам». Но искусство может быть и бунтарским, выступать с критикой общепризнанной, консервативной морали. В связи с этим можно обратиться к творчеству Л. Толстого. Его романы «Анна Каренина», «Воскресение», «Крейцерова соната» есть не что иное, как острая, нелицеприятная критика светской морали с элементами лицемерия и ханжества.

Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд «изнутри» в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противо­стоять им в периоды кризисов. Философия разными способами влияла на искусство. Наиболее отчетливо это сказалось в возникновении своего рода философского романа. Это связано с масштабностью его формы, аналитичностью, глубиной мысли. Подобными качествами отличалось творчество О. Бальзака, Л. Толстого, Т. Драйзера, Ф. Достоевского, Т. Манна, Г. Гессе.

Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагива­ет и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характе­ристике взаимодействия науки и искусства. Наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуж­дается. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рацио­нальными методами, а для искусства познание, отражение действительности — это только одна из его граней наряду с другими — эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление не­строгое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объ­ектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства — человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гайденко писала: «Как живопись XV—XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода — к геометрии. Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы». В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой пер­спективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, всоот­ветствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Гали­лей). Противопоставление этих двух способов познания — научного и художест­венного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, разрешая его через гуманизацию самой науки.

Связь искусства и науки свойственна и для такого специфического жанра, как научная фантастика. Он возник на рубеже XIX—XX вв. Его появлению мы обязаны бурному развитию научного знания. Художественное прогнозирование основано на принципе опережающего отражения. В произведениях этого жанра писатель, опираясь уже на научные достижения, строит мысленный эксперимент, который иногда удачно прорицает картину будущего. Основоположниками этого жанра в литературе стали: Ж. Берн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов. Как правило, в научной фантастике искусство предвосхищало научные открытия. Иногда искусство обращается к темам, тесно связанным с научными исследованиями, и на их фоне дает развитие художественных характеров. В этом плане показательно творчество Д. Гранина, известные его повести и романы, в частности «Иду на грозу», «Зубр». Здесь же уместно вспомнить роман В. Дудинцева «Белые одежды», посвященный критике лысенковщины.

Существует определенная связь художника с обществом. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы опреде­ленных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Их отражением была обращенность искусства к Богу в европейской средневековой и восточных культурах, в революционных эпохах оно звало на баррикады, выполняло идеологи­ческие задачи тоталитарной власти. Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.

Однако нельзя не увидеть значительной независимости искусства от политической сферы. Настоящее искусство редко бывает политически ангажированным. Художники что называется от Бога, как правило, стараются избежать союза с властью. Темы взаимоотношения художника и власти остро переживались Пушкиным. Не случайно фраза: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», — стала афористической. Власть очень часто стремится превратить искусство в свою служанку.

Художники нередко проявляли свою независимость от общества в любом его проявлении. Русский мыслитель С. Булгаков утверждал, что истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно «са­мо себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон». Повинуясь внутреннему зову, а не социальному заказу, поэт испытывает чувство удовлетворения от своего произведения либо же он сам себя осудит и отвергнет результаты своего творчества. Повинуясь такому внутреннему импульсу, Н.Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ» и создает покаянную исповедь «Избранные места из переписки с друзьями». Вместе с тем мы знаем огромное количество гениальных произведений, написанных по «заказу» (почти вся живопись эпохи Возрождения, музыка Баха, Моцарта и т.д.). Для истинного художника «заказ» — широкое поле для творчества, выражение своего «Я».

Читайте также  Международные валютные расчеты

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно; может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство способно поддерживать открытость системы ценностей, поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Искусство в системе культуры (4)

Главная > Реферат >Культура и искусство

Специфика художественного образа и эстетического восприятия…….6

Социокультурные смыслы искусства. 8

6. Как искусство взаимодействует с другими сферами культуры……….11

8. Список использовано литературы……………………………………….15

Я хотела бы начать самого главного, что же все-таки такое искусство.

Искусство говорит и причем говорит голосами художников, искусствоведов и других его служителей. Что же является сущностью искусства? Многие деятели искусства считают этот вопрос неуместным, полагая, что на вопрос о сущности искусства те, кто его практикует, дают ответ самим результатом своей деятельности. Конечно, если представлять искусство как некое трансцендентное тело или пространство со своими границами, постановка вопроса о том, что прячется за этими границами, выглядит как посягательство на святые права вещи в себе. Впрочем, самая взыскательная стыдливость не обязательно требует категорического отказа отвечать на этот вопрос, ее вполне могут устроить уклончивые, метафорические, апофатические высказывания.

Разве не является искусственное антонимом естественного? И разве человек изобретает свои искусства не для того, чтобы отделиться от природы? Все занятия человека/искусства и служат различным насущным потребностям. Этих потребностей не меньше, чем аспектов человеческого феномена, ведь кроме homo sapiens называют еще homo faber, а также homo ludens, amans, moralis, zoon politicon и т. д. Искусство как таковое, не соответствуя целиком ни одному из аспектов, не обслуживая ни одной из отдельных потребностей, является своего рода спортом. Можно сказать, искусство — это упражнение в человечности.

Вот некоторые мнения о том, что такое сущность искусства [1]:

Искусство, которое принято считать высоким или серьезным искусством, создается для коллекционирования — и этим отличается от всех прочих продуктов человеческой деятельности, производящихся для потребления. Коллекция искусства образует пространство социальной памяти, одновременно делая наглядным пространство власти, внутри которого мы все живем. Прежде это было иерархизированное пространство храма или дворца. Сегодня это деиерархизированное, энтропизированное, нейтрализованное пространство современной плюралистической демократии, которая также представляет собой коллекцию различных политических позиций. При этом каждое отдельное произведение искусства реализует в себе самом пространство своего коллекционирования: отсюда нейтральное, «нулевое» пространство современного искусства отличается от иерархически структурированного пространства искусства прошлого.

Начиная с палеолитических Венер и кончая эротической серией Кунса, искусство всегда было занято одним: оно непрерывно расширяло свои функции и творило новые сущности, сообразуясь с задачами, которые ставили ему, с одной стороны, всякое ощущение, а с другой стороны — социум и его институции. Такова историческая практика искусства. В этом смысле делать искусство — значит, блуждать в кругу возбудителей, о которых художнику известно главным образом то, что он осознает их более или менее. В соответствии с этой точкой зрения произведения искусства можно различать по характеру и степени их замутнения теми или иными возбудителями: религией, философией, идеологией, социокультурными теориями, дизайном. Вся история так называемого большого искусства есть история такого замутнения. Искусство — очевидно ненужно (бесполезно). Вместе с тем наделение этой ненужности какими бы то ни было чертами системности разрушает ненужность и переводит ее в сферу обычного функционирования искусства. Ненужно то, что избегает всякого приведения к единству. В соответствии с этим взглядом мы не сможем найти в истории искусства случай отчетливо ненужного стиля или творчества, а только отдельные ненужные акты или даже намеки на подобные акты. Эти намеки непрерывно различимы в толще искусства — от некоторых наскальных изображений до рисунках на стенах наших общественных туалетов.

Искусство — это «необходимая бесполезность», «неотменимая иллюзия», «высший инстинкт».

Из всего многообразия отобрать верное — непросто, необходимо большое напряжение, автоматически переходящее в объект искусства. А тот, кто готов к напряжению (в любом виде деятельности), готов и к восприятию искусства.

Искусство дает нам образ очередной неизвестной комнаты, снимает страх и называет предметы и явления этого незнакомого пространства. Искусство — это наше зрение в ночи, высвечивание и вслушивание, наш инструментарий, как ультразвук у летучей мыши. Мы постоянно двигаемся и ощупываем дорогу, ощущая слабый свет впереди. Может быть, мы слепоглухонемые в этом мире, и искусство компенсирует своими органами нашу драму? или сам мир есть только образ?

сущность искусства — это волевое усилие по формированию стиля жизни и образа мышления своей эпохи.

сущность искусства — в поиске Идеала. Сформулировать Идеал невозможно, поэтому то, чем занимается искусство, — это, скорее, расстановка ориентиров на пути к нему.

сущность искусства — это опознание времени в визуальных образах, это расчленение времени, попытка его остановить, это безнадежная и ироническая схватка со смертью вообще и с личной смертью в частности.

покуда свет светит — тьма не объемлет его, и искусство высвечивает ближайшие закоулки.

сущность искусства сегодня — это уничтожение границ искусства, погружение в реальность. Художник может существовать сегодня где угодно, только не на территории искусства. Он должен искать рычаги прямого воздействия на политику, экономику, науку, должен пытаться заслужить любовь пространства, в котором существует, преодолевая дикое сопротивление земли

сущность искусства: новая степень познания — через свободу от запрета — и любовь. Мера свободы, то есть провокация, границу свободы определяющая. А с другой стороны — отказ от свободы, абсолютная несвобода — любовь.

Вся история искусства — это история романов человечества: то с античностью, то с Богом, а в нашем веке — всепоглощающая страсть к себе и, как открытие, жизнь без любви.

Моя цель выяснить для себя более подходящее определение для искусства в системе культуры.

— выяснить сущность искусства

— узнать формы эстетического освоения человеком мира

— узнать социокультурные смыслы искусства

— узнать основные функции искусства

— изучить роль искусства

— понять, как искусство взаимодействует с другими сферами культуры

Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления. Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: «имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты». Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты – относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда). Во-вторых, искусство – это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира.

Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный (основанный на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания, являющего символический облик культуры (науке, искусстве, религии), присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука-рациональную, искусство-чувственную, религия – интуитивную. В-четвертых, в искусстве – проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).

Искусство многогранно, это душа человека. Искусство – это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека. Искусство – это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбный лик Богоматери, глядящий на нас с русских икон. Искусство – это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм. Искусство – это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство – то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» — образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.

Исследователи, пытаясь понять природу искусства, видели в нем и реализацию инстинкта украшения и подражания природе, и средство общения между людьми и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие, проявление иррационального и бессознательного начала в человеке, видели в нем способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Все эти интерпретации отражают накопленное знание об искусстве и раскрывают различные грани культуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: