Искусство Киевской Руси - OXFORDST.RU

Искусство Киевской Руси

Культура Киевской Руси

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример — масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Начиная с 11 века, на Руси происходит формирование древнерусской литературы. Каждый, наверное, слышал, что древнейшим литературным произведением на Руси является «Повестью временных лет», которая была написана монахом Нестором. Примерно в это же время создается Остромирово Евангелие, которое было написано монахом Григорием примерно в 1056 году. Однако наибольшее внимание историки выделяют летописям, которые писались в основном в монастырях. Передовым монастырем в этом плане был Киево-Печерский. В дальнейшем летописи велись практически во всех крупных монастырях Руси. Закрывая вопрос летописей и «Повести временных лет», нужно отметить, что древнейший вариант этого произведения находится в Лаврентьевской летописи, которая ведется с 1377 года.

Отдельное внимание в литературе Киевской Руси уделялось жизнеописанию святых. Широко известного, например, «Сказание о Борисе и Глебе». Также известным памятником культуры эпохи является «Поучение Владимира Мономаха детям», в котором князь рассуждает о том, как надо жить.

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность — центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Искусство Киевской Руси

Архитектура . Вся история домонгольской Руси отмечена стремительным развитием зодчества. Строили деревянные и каменные храмы, избы, грандиозные оборонительные стены на насыпных валах, деревянные мостовые, мосты через реки, богатые хоромы и терема знати, гридницы (большие помещения для пиров и собраний княжеских воинов). Предполагают, что они были ярко раскрашены, с затейливыми кровлями, сложными резными украшениями.

Особый же интерес представляет храмовое строительство. Православный храм мыслился кораблем, с помощью которого человек попадал в мир горний, олицетворял связь мира земного с миром небесным.

Если в деревянном зодчестве русичам было опыта не занимать, то каменное строительство поначалу велось либо византийскими мастерами, либо при их непосредственном участии. Зодчие из Византии привезли с собой четырехстолпную, крестовокупольную конструкцию православного храма. Это прямоугольное в плане здание, интерьер делится столбами или колоннами на продольные части – нефы; на четырех центральных опорах на высоком барабане покоится купол; центральное пространство образует крест. С восточной стороны располагались алтарные помещения – абсиды, полукружьями выступавшие на внешней стороне.

Читайте также  Маржинальная себестоимость: особенности расчета

Многие элементы в этой конструкции были хорошо знакомы русским мастерам. Четырехугольной была конфигурация ряда языческих капищ. В народном деревянном зодчестве в основе жилого дома был квадратный деревянный сруб – четверик или клеть.

Многоглавие, наращение массы, пирамидальность – черты, совершенно чуждые византийскому искусству, отражающие накопленный опыт языческих дохристианских «древоделей», стремившихся украсить свои творения. Часто фасад русских храмов делился на части лопатками на прясла, которые могли заканчиваться закомарами – полукруглым завершением. Большинство храмов были огромного размера, величественны. В науке этот стиль получил название «монументального историзма».

XI–XII века – время бурного храмового строительства на Руси. Киев становится главным художественным центром, влияние киевской художественной школы прослеживается во всех городах. Особого расцвета Киев достигает при Ярославе Мудром, превращается в один из крупнейших городов Европы, соперничает с Константинополем. По до­шедшим свидетельствам, здесь было построено около четырехсот церквей, восемь рынков, Золотые ворота – парадный въезд в сто­лицу Древней Руси. Совершенно заслуженно мудрого князя называли, подобно византийским правителям, царем, о чем свиде­тельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похо­ронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении царя нашего».

Изобразительное искусство . Особое внимание уделялось оформлению интерьеров церквей. Божий дом должен быть не только особенно красив, но и создавать впечатление ирреального, божественного мира, который ожидает каждого благочестивого христианина. Высокие иконостасы появились не сразу, поэтому вошедший мог свободно видеть все обширное пространство храма. Интерьеры украшались золотыми и серебряными сосудами, богатыми византийскими тканями. Со сводов свисали большие хоросы-люстры. Особую роль в создании ощущения мира горнего играла живопись.

В Софийском соборе Киева центральный купол и арки, а также полы покрывала мозаика. Из разноцветных, тщательно подобранных кубиков смальты были выложены канонические сюжеты из православной литературы. Стены собора расписаны фресками. Мозаики и фрески в средневековье выполняли роль книги для неграмотных. Язык их прост и лаконичен. Художник показывает только суть сюжета, избегая деталей. Все фигуры фронтальны, неподвижны, их размер зависит от важности смысловой нагрузки, контур четкий, отсутствуют какие-либо детали. Росписи органично сочетались с архитектурными элементами.

«В домонгольскую пору политическим и культурным центром русской земли был Киев – «мать городов русских», как называли его в древности современники, сравнивая по красоте и значимости с Константинополем… При князе Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стала сильным государством, не известным ранее восточным славянам… Так укреплялось международное положение Киевской Руси.

Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение. Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древодели». Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной новгородской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадцатиглавый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце X в. Вполне возможно, что у восточных славян были свои деревянные рубленые храмы и что эти храмы были многоглавыми. Многоглавие, таким образом, было исконно национальной чертой русского зодчества, воспринятой затем искусством Киевской Руси. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма — типичная для греко-восточных православных стран» .

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Древнерусское искусство

Изобразительное искусство и живопись Древней Руси формировалось в период сложения и укрепления феодальных социально — экономических отношений и своими истоками связано с художественной культурой восточно — славянских племен X — XII веков. Еще задолго до образования Киевского государства славяне создали самобытную художественную культуру.

Христианское вероучение рассматривает храмы как место приобщения человека к божеству. Поэтому архитектура стала ведущим видом искусства. Икона , формируясь в иконостасы, выступала в качестве непосредственного слагаемого архитектурного сооружения, ибо служебное назначение иконостаса — служить стенкой — преградой, отделяющей алтарь от остальной части помещения.

Плоскость стены как один из основных элементов образа в архитектуре , оказывающих свое влияние и на художественное представление иконописца и резчика по камню.

Будучи живописным произведением, икона резко отличается от такой формы творческого выражения, как картина . В догматическом церковном представлении икона понимается как соединительное звено между верующими и богом.

Искусство Киевской Руси достигло своего наивысшего расцвета в конце X — первой половине XI века. В XI столетии был создан первый из выдающихся памятников русского изобразительного искусства — это мозаики и фрески Софийского собора.

Софийский собор был заложен в 1037 году, и строился в качестве храма — главы Киевской Руси. В главном куполе на золоченом фоне был представлен Христос — Вседержитель, строго взирающий на землю. Ниже помещались на таком же золоченом фоне небесные стражи — архангелы. Под ними и в простенках между окнами барабана купола — апостолы, ученики Христа. Ниже, на ярусах, поддерживающих купол — четыре евангелиста, которые были биографами Христа.

В куполе храма расположено изображение Христа — Вседержителя и архангелов

Для выполнения мозаик и росписей были приглашены византийские мастера. Все сюжеты Софийского собора были религиозными. Фрески воссоздают сцены охоты, игры скоморохов, потеху князей. Киевская художественная школа — единственная и определяющая развитие древнерусского искусства.

Мозаики Софии Киевской

Но в XII веке в связи в раздроблением Руси на отдельные княжества привело к появлению местных школ изобразительного искусства. Наиболее крупными из них были Новгородская и Владимиро — Суздальская.

Икона Божией Матери Владимирской ( фрагмент).

Новгородское искусство.

Искусство Новгорода в XII — XIV веках получило значительный расцвет. Общеизвестна роль Новгорода в качестве международного торгового центра Средневековья. Определенная демократичность общественной жизни Новгорода наложила отпечаток и на его культуру.

Икона » Спас Нерукотворный». XII век, Новгород. В настоящий момент икона находится в Третьяковской галерее

Росписи Георгиевского собора с Старой Ладоге, построенного в 60 — е годы XII века, храмы Благовещенья в Аркажах ( построен в 1189 году), Спаса — Нередицы ( 1199 год), затем более поздней эпохи — Успенья на Волотовом поле ( 1363 год), Спаса на Ильине ( 1378 год) и многие другие церкви, а также иконопись — все это выражало особенности новгородской школы.

Простонародность облика святых, контрастный смелый колорит Новгородской школы разительно отличается от Киевской школы, которая использует преимущественно тональной колорит.

Новгородская фресковая живопись достигла своего расцвета во второй половине XIV века. В это время прибыл из Византии и связал свою творческую судьбу с Новгородская школой Феофан Грек ( 1350 — 1410 годы жизни).

Проникновение острых проблем социальной действительности в религиозную живопись Новгорода определило ее значение для последующего развития русской художественной культуры.

Владимиро — Суздальская школа.

Соперником Новгородской художественной школы могло выступать лишь искусство Владимиро — Суздальской земли. Его высшие достижения относятся ко второй половине XII — XIII веков.

Владимирская икона Божьей Матери, привезенная в 1130 году из Византии.

В число лучших памятников входят церковь Покрова на Нерли ( 1165 год), Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юрьеве — Польском, построен в 1230 — 1234 годах. Огромное значение имела декоративная скульптура.

Церковь Покрова на Нерли

Владимиро — Суздальские мастера щедро покрывали скульптурным декором наружные стены хамов. Одним из наиболее популярных персонажей выступал библейский царь Давид, создатель единого древнего еврейского государства. Рельефные изображения характеризовались плоскостным характером. Резчики по камню изображали Давида играющим на арфе и чарующим своим искусством все сущее, включая зверей и птиц.

Читайте также  Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

Белокаменная резьба на стенах Дмитриевского собора во Владимире

В рельефах владимирских церквей помещены также персонажи старинных античных преданий. Можно видеть кентавра — полулошадь — получеловека и грифона — животное с телом льва и крыльями орла. Наличие подобных мотивов показывало, как далеко распространилось на Руси античное влияние, и на какой богатейшей почве вырастала древняя русская художественная культура.

Рельефы Дмитриевского собора во Владимире

После монгольских завоеваний началось объединение северо — восточных земель вокруг Москвы. Такая дальновидность правителей, и прежде всего, Ивана Калиты, способствовала преаращению Москвы в крупнейший политический центр. Именно Москва в дальнейшем стала важнейшим культурным центром Руси.

Древнерусское искусство : 5 комментариев

Древнерусское искусство стало источником зарождения всех современных видов народно — прикладного искусства, промыслов, а также художественного искусства и архитектуры. Немалую роль в становлении современного искусства сыграла суздальская и новгородские школы. Многие памятники той эпохи мы можем видеть до сих пор.

Искусство Древней Руси представляет собой целый пласт своеобразного культурного наследия, которое формировалось на основе народных художественных промыслов. За времена правления киевских князей многие виды искусств достигли значительного развития и выделились в отдельные сферы. Но все же главенствующую роль играла архитектура. Принципы ее строительства во многом были подчинены церковным канонам.

В период существования Древнерусского государства было чрезвычайно развито ювелирное искусство. Работы мастеров того времени отличаются изяществом и роскошью исполнения.

Искусство Древней Руси можно разделить на несколько самостоятельных течений, главным из которых все же была архитектура. Но и она подчинялась строгим церковным канонам. Именно поэтому все постройки того периода характеризуются изяществом и красотой.

Икона — обычно деревянная поверхность для нанесения художественного представления — изображения, например, мамы Иисуса Христа вместе с Ним (так по традиции следует)

Искусство Киевской Руси

Особенности мироотношения древнерусской культуры периода Киевской Руси

Для культуры Киевской Руси в целом характерно принятие принципов православного мироотношения с включением в него элементов языческой картины мира.

Православное представление о едином Боге, представленном в трех лицах органично соединилось с языческим трехликим солнечным божеством, объединявшим в себе функции создателя мира, подателя благ и творящей энергии.

Образ Богоматери слился с образом языческой богини Макоши — посредницы между миром земным и миром небесным.

Функции избранного посредника среди людей (патриарха и императора) в древней Руси выполнял князь, который еще с языческих времен считался связующим звеном между миром людей и миром богов.

Православие сыграло роль объединительного основания древнерусского государства, сцементировавшее его на уровне мировоззрения.

Вместе с принятием новой веры Русь приняла и каноны византийского искусства с его характерными особенностями: символичностью, условностью, религиозностью, регламентированностью.

Общие особенности древнерусской храмовой архитектуры Киевской Руси

Археологические исследования, проведенные в XX столетии практически на всей территории Древней Руси, включая такие ее значимые центры, как Киев, Чернигов, Новгород, Смоленск, позволили утверждать, что вплоть до конца X века всё культовое строительство на Руси осуществлялось из дерева. Белокаменной или кирпичной храмовой архитектуры древнерусское зодчество до этого времени не знало.

В результате принятия Русью христианства по византийскому образчику, события, включенного под 986-988-ом годами в «Повесть временных лет», вместе со сводом религиозных идей и ритуалом литургии древнерусская культура вобрала в свои пределы тип крестово-купольного храма, получивший овеществление в культовых произведениях художественного стиля Византийский классицизм.

Каменные храмы X-XI веков, в той или иной степени сохранившиеся в Киеве и других крупнейших русских городах, убедительно демонстрируют, что все они построены на основе стиля Византийский классицизм.

На русской земле изначальные крестово-купольные церкви возводились исключительно по проектам византийских мастеров. Известно, что на первых порах всеобщего и безоговорочного принятия нашим отечеством православия Византия целыми бригадами отправляла на Русь своих столичных и провинциальных архитекторов для организации и возглавления ими на новых христианских землях культовой строительной деятельности.

Так, с греческими зодчими связано создание Десятинной церкви в Киеве в конце X века, черниговского Спасского, а также киевского, новгородского и полоцкого Софийских соборов в первой половине XI века, Успенского собора Печерского монастыря и Кловского собора в 1070-е годы, начало храмового строительства в Чернигове и Переяславле в 1080-х годах.

Однако миссионерская функция, которой должны были соответствовать первые древнерусские храмы, с неизбежностью придала им внешний и внутренний облик, значительно отличный от церковных стандартов Византийского классицизма.

Архитекторы Византии, строя на Руси каменные церкви, вынуждены были учитывать традицию древнерусского деревянного культового зодчества, в которой был воспитан художественный вкус подавляющего большинства, людей, обращаемых из язычества в православное христианство. Необходимость сближения новых храмовых форм с традиционным культовым зодчеством славянских племен заставила византийских мастеров принять во многом иную, чем они привыкли на родине, схему планового и объемного решения возводимых на Руси крестово-купольных церквей. В частности, это привело к неведомой Византии общей пирамидальной композиции изначальных древнерусских соборов, образованной посредством ступенчатого размещения архитектурных объемов, ярус за ярусом понижающихся от центра к периферии и сверху вниз.

На Руси с первых лет массовой христианизации строятся крестово-купольные храмы весьма внушительных размеров, тогда как в Византии в это время возводятся в основном небольшие церкви. При этом для главных каменных соборов, создаваемых в стольном Киеве и других важнейших городах русских, выбирались наиболее возвышенные места, дополнительно подчеркивающие господствующее положение этих церковных зданий по отношению к окружавшей их в основном одноэтажной застройке.

Византийские зодчие, строя церкви на своей родине, главное внимание уделяли композиционному решению их интерьеров, тогда как, оказавшись на русской земле, они занимались тщательной разработкой храмовых экстерьеров.

Первые древнерусские соборы уже эманационным характером своих наружных объемов должны были способствовать обращению язычников в христианскую веру.

Для византийского зодчества того времени были характерны четырехстолпные храмы. На русской же земле создавались православные церкви, снабженные дополнительными столбами для выделения с их помощью в западной части церкви зон нартекса и экзонартекса. Образованные здесь помещения, которые напрочь отсутствовали в византийской культовой архитектуре X-XI веков, были предназначены для большого числа неофитов и оглашенных, то есть тех людей, которые, во-первых, еще лишь готовясь к крещению, изучали христианское учение (оглашенные), и, во-вторых, для тех, кто только что принял обряд крещения и недавно стал новообращенным членом православного сообщества (неофиты). Неофиты, не допускаясь в основное помещение церкви, размещались в пространстве нартекса, а для оглашенных предназначались экзонартексы и площадки перед храмовыми фасадами.

Практически все первые каменные храмы, возведенные на Руси, были обустроены примыкавшими в основному церковному объему, но относительно самостоятельными храмиками-крещальнями, что опять-таки не было присуще культовым памятникам Византии той поры. В отличие от византийских церквей, изначальные древнерусские крестово-купольные храмы имели специальные лестничные башни, крытые сверху пологими шатрами или увенчанные куполами. Эти, как правило, круглые в плане башни предназначались для всхода на хоры, которые занимали на втором ярусе западную часть церковного помещения.

Не знакомо византийское зодчество было и с очень большими хорами, в основном предназначавшимися для значительного количества верующих женщин, уже прошедших через обряд крещения и должных совершать богослужение в особом приуготовленном для них храмовом пространстве.

Изначальные христианские соборы, строившиеся в Киеве и крупных городах Руси, были снабжены несколькими рядами одно и двухъярусных галерей, примыкающих с севера и юга к их основному трехнефному объему. Эти галереи превратили данные здания в пяти, и даже, как, например, в Софии Киевской, в девятинефные сооружения, тогда как Византия не знала девятинефных храмов и в редких случаях прибегала к постройке пятинефных культовых зданий. Подобной системой подсобных комнат, по большей мере назначенных для проведения весьма пышных патриарших служб, в Византии обустроен лишь собор Софии Константинопольской.

Не знало византийское зодчество и первоначально активно применявшегося на Руси храмового тринадцатиглавия, не говоря уже о двадцати пятиглавии.

Читайте также  Кормление сельскохозяйственных животных

Возведение на Руси каменных храмов потребовало от византийских зодчих обязательного использования и местных строительных кадров, и местных строительных материалов, что не могло не придать дополнительное своеобразие блику отечественных крестовокупольных церквей.

Специфика древнерусской храмовой архитектуры периода Ярослава Мудрого: София Киевская и София Новгородская

В храмовой архитектуре Киевской Руси принято выделять три сооружения — Десятинная церковь, София Киевская и София Новгородская.

Церковь Успения Богородицы в Киеве стала изначальным каменным православным храмом, построенным на русской земле князем Владимиром Святославичем. Строительство здания продолжалось с 989-ого по 996-ой год. На содержание церкви была выделена «десятина» княжеских доходов, отчего данную церковь стали называть храмом Богородицы Десятинной.

Архитектурные объемы церкви, ступенчато понижаясь, расходились от центральной главы здания вплоть до его боковых галерей, апсид и экзонартексов и тем самым содействовали энергетическому истоку с неба на землю заповедей божественного благослово-воления, обращенные к тем жителям Киева, кто решил жить по уставу христиански православной веры.

Собор Святой Софии Киевской. Последние исследования дали основание предположить, что Софийский собор был заложен зодчими из Византии в центре столицы древнерусского государства не позднее 1017-ого года. Завершено строительство храма произошло, по-видимому, в начале 1040-х годов.

Собор, получивший еще в XVII веке наружное переоформление в стиле украинского Барокко, дошел до наших дней практически целиком.

Сопоставление планов Десятинной церкви и Софийского собора показывает, что митрополичий кафедральный храм Киева строился с явной ориентацией на структуру более ранней церкви Успения Богородицы.

Ядро собора Святой Софии Киевской представляет собою трехнефный и шестистолпный храм.

Собор Софии Киевской — подлинный шедевр древнерусского искусства. В последующие периоды развития зодчества на Руси его архитектурные формы явились некоей эталонной матрицей и для храмов сугубо эманационного содержания, и для церковных сооружений преимущественно имманационного характера, и для высочайшего качества православно культовых зданий-шедевров, своими архитектурными объемами интегрирующих божественно диктатные и человечески энтузиазные стремления.

Софийский собор в Новгороде представляет собой храм, основывающийся на матрице киевского прообраза, но внешне больше напоминающий романскую крепость, сложенную из грубо отесанных новгородских камней с толстыми стенами, узкими окнами и мощными барабанами.

София Новгородская была призвана выполнять миссионерскую функцию в особом непокорном и самобытном месте, поэтому формы ее, с одной стороны, фиксируют особость Новгорода, а с другой — в большей мере представляют божественный диктат, божественные законы, отлитые в камне.

Киевская Русь

Искусство Киевской Руси сложилось и достигло расцвета в IX-XII вв. в период формирования и интенсивного развития раннефеодального древнерусского государства с центром в Киеве. Сложные идейно- художественные задачи, возникавшие в ходе установления феодальных отношений и новой христианской идеологии, в искусстве Киевской Руси решались на основе синтеза восточнославянских культурных традиций и мощных влияний, шедших из-за рубежа, прежде всего из Византии и стран Балканского полуострова. В относительно краткий срок древнерусские мастера освоили приёмы каменного зодчества, искусство мозаики, фрески, иконописи, книжной миниатюры и начали поиски собственных средств художественной выразительности.

В IX-X вв. возникли новые типы городских поселений с деревянно-земляной крепостью (кремлём, детинцем) и густо заселённым посадом. Княжеские дворцы в кремлях с середины X в. имели двухэтажные каменные части (в Чернигове, Киеве). Со второй половины X в. по письменным источникам и условным изображениям в рукописях известны деревянные христианские храмы с крутой кровлей и небольшой главкой. Позднее количество глав увеличилось и достигло 13 (деревянный Софийский собор в Новгороде, 989, не сохрагился). Большее количество глав имел, возможно, первый киевский каменный храм — Десятинная церковь (989-996, разрушена в 1240), возведённая из чередующихся рядов камня и кирпича-плинфы на растворе из смеси толчёного кирпича и извести (цемянке). Выработанный в Византии тип крестово-купольного храма интерпретировался в величественных трехнефных (Спасо- Преображенский собор в Чернигове, начат до 1036) и пятинефных (Софийские соборы в Киеве, начат в 1037, и Полоцке, 1044-66) храмах с обширными хорами для князей, с куполами на высоких световых барабанах, с рядами плоских ниш и узорной кладкой на фасадах. Паперти-галереи с 3 сторон, ступенчатое расположение закомар, многоглавие определили своеобразие их пирамидально-ступенчатой композиции. Сложности построения архитектурных масс в интерьерах соответствуют многообразие точек обзора, контрастные переходы от невысоких боковых нефов к ярко освещённой подкупольной части. Первые храмы Киевской Руси украшали преимущественно византийские мастера. Монументальные мозаичные и фресковые композиции Софийского собора в Киеве (выполнены во второй половине XI в.) искусно согласованы с архитектурными членениями, напряжённая духовная жизнь персонажей (святые, члены великокняжеской семьи) передаётся устремлённым на зрителя взглядом широко раскрытых больших глаз. Полны динамики светские сцены плясок, ристалищ, охоты (росписи башен Софийского собора в Киеве). В XI в. развилась иконопись, однако иконы, относящиеся к эпохе Киевской Руси, в т. ч. и произведения художника Алимпия, получившего в этот период большую известность, не сохранились. Во второй половине XI в. появился новый тип сравнительно небольшого монастырского храма, трехнефного, одноглавого, часто без галерей, с уменьшенными хорами (Успенский собор Киево-Печерского монастыря, 1073-78, разрушен в 1941). В XII в. обновляются выразительные средства живописи. В мозаиках и фресках Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (около 1108, собор не сохранился, фрагменты мозаик в Софийском музее-заповеднике, Киев, и в ГТГ) динамичность композиции, непринуждённость движения сочетаются с подчёркнутой индивидуализацией облика отдельных святых. По мере вытеснения мозаики более дешёвой и доступной фреской возросла роль местных мастеров. В росписях цветовая моделировка сменяется линейной проработкой, краски светлеют, в типах лиц, костюмах получают преобладание славянские черты (фрески Кирилловского монастыря в Киеве, последняя треть XII в.). Оформление богато украшенных рукописей XI-XII вв. («Остромирово евангелие», 1056-57) подражало технике перегородчатой эмали на многочисленных виртуозных по исполнению ювелирных изделиях ремесленников Киевской Руси.

Уже в XI — начале XII вв. проявилось значительное своеобразие художественной культуры некоторых центров Киевской Руси, особенно Новгорода. Монументальной простотой, пластической мощью объёма выделяется Софийский собор в Новгороде, монолитной цельностью композиции отличаются новгородские соборы начала XII в. (пятикупольный Николо-Дворищенский, трехкупольные соборы Антониева монастыря и Юрьева монастыря, мастер Пётр). Новгородская иконопись XI — первой полвины XII вв. близка к византинизирующему направлению искусства Киевской Руси (иконы «Устюжское благовещение», «Ангел Златые власы»). Во второй половине XII в. в зодчестве приднепровских княжеств произошли серьёзные изменения традиционных для Киевской Руси архитектурных форм: в Овруче (церковь Василия, зодчий Пётр Милонег), Смоленске (церковь Михаила Архангела), Чернигове (Пятницкая церковь) и других городах сооружались одноглавые храмы с сильно повышенными подпружными арками, ярусной композицией верха, лопатками на фасадах.

Наследие Киевской Руси, ставшее значит, вкладом в мировую культуру, получило дальнейшее развитие в художественных достижениях местных школ, возникших в период феодальной раздробленности (владимиро-суздальская школа, новгородская школа и др.), и во многом определило дальнейшую эволюцию древнерусского искусства.

Софийский собор в Киеве. Заложен в 1037. Интерьер с фигурой Оранты в главной апсиде.

Пятницкая церковь в Чернигове. Кон. 12 — нач. 13 вв.

Фигуры апостолов «Евхаристии». Фрагменты мозаики Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Около 1108. Перенесен в Софийский собор в Киеве.

Зодчий Пётр (?). Собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре в Новгороде. Заложен в 1117.

Литература: ИРИ, т. 1-2, М., 1953-54; ВИА, т. 3, Л.-М., 1966; Каргер M. К., Древний Киев, т. 1-2, М.-Л., 1958-61; В. Н. Лазарев, Мозаики Софии Киевской, (М., 1960); его же, Михайловские мозаики, (М., 1966); Ю. С. Асеев, Архiтектура Кипвськоп Pyci, Кипв, 1969; Древнерусское искусство, (в. 6) — Художественная культура до-монгольской Руси, М., 1972.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: