Искусство древней Греции, Крит - OXFORDST.RU

Искусство древней Греции, Крит

Искусство древнего Крита (Кносский дворец. Фрески. Вазы)

Крито-микенская культура. Общая х-ка

Ранний период античной культуры связан с формированием и расцветом крито-микенской культуры. Культуру этого периода принято еще называть эгейской. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800—1100 гг. до н. э.). Центром раннего этапа античности являлся остров Крит (средиземное море), а несколько позже — та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этого периода (примерно XV век до н. э.) называют крито-микенской (хотя иногда ранний, критский, период именуют еще эпохой минойской культуры).

Истоки греческой культуры лежат во II тыс. до н. э., когда центром античного мира были остров Крит и та часть материка, на которой располагался город Микены. Эта, считавшаяся легендарной культура была открыта благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана. Пользуясь лишь поэмами Гомера как путеводителем и сверяя местность поданным в них описаниям, он открыл ряд древних поселений. Крупнейшей находкой Щлимана были города Микены и Троя. Несколько лет спустя англичанин Артур Эванс во время раскопок на острове Крит обнаруживает остатки огромного дворца в Кноссе.

Критское царство было сильной державой с могущественным по тем временам флотом, а само положение острова — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — отводило Криту значительную роль в отношениях с другими культурами древности.

Характерная для этой эпохи «дворцовая» культура отличается централизацией хозяйственной, военно-политической и религиозной жизни. Ключевой является фигура царя-жреца, венчающего собой пирамиду власти, как в древневосточных культурах. Преобладает хтоническая религиозность (культы земли и плодородия). Само представление о божестве у критян было более расплывчатым и менее самодовлеющим, чем у египтян и вавилонян. Страх перед богами, олицетворяющими могучие силы природы, был им менее свойственен. Это был, скорее, культ земной радости, освобождающий человека от страха перед неизвестным — перед роком и таинственными силами природы, обожествление красоты, в которой виделся высший смысл жизни. Критская культура передала впоследствии древнегреческой радостное и любовное восприятие мира, особое отношение к человеческой красоте, жизнерадостное искусство.

Эта эпоха завершается упадком культуры Крита в результате серии землетрясений на острове.

Искусство древнего Крита (Кносский дворец. Фрески. Вазы)

Критский период. Около 2300 года до н. э. на Крите начинается подъем экономики и культуры, который привел к расцвету общества в 2000—1600 годах до н. э. Происхождение народа, создавшего высокую культуру, названную минойской по имени царя Миноса, неизвестно.

1) Кносский дворец. Центрами минойской цивилизации были дворцы, которые почему-то напоминали хитроумно запутанные лабиринты. Легендарный дворец в Кноссе, прозванный греками «Лабиринтом» (это слово происходит от термина лабрис—«двойная секира»,—излюбленного изображения в критском искусстве), стал прообразом многочисленных сказаний, мифов и рассказов. Кносский дворец строился более полувека, то и дело достраивался, перестраивался, и в конце концов превратился в маленький самостоятельный город. Огромный комплекс дворца занимал территорию около 16 тыс. кв. м. Это был сложный комплекс зданий, насчитывавший около 300 помещений самого различного назначения. Центром был главный двор, он связывал многочисленные помещения дворца и служил для них световым колодцем. Кносский дворец имел четыре этажа. В нижнем находились царские мастерские и громадные склады продовольствия. Рядом помещались склады оружия, боевых колесниц, царская сокровищница. Особо были выделены помещения для дворцовой прислуги и рабочих царских мастерских, а также ритуальные помещения и архивы глиняных табличек. Парадные залы дворца были расположены по преимуществу в верхних этажах, вязанных с нижними целой системой лестниц. Самым крупным являлся так называемый зал Двойного топора, большой тронный зал, предназначенный для церемоний государственного и культового значения. Рядом с ним размещались покои царицы, имевшей собственные апартаменты, зал для приемов и сокровищница. Необходимой принадлежностью дворца, как и вообще всех крупных критских домов, являлись ванная и комната для купанья. Для спуска дождевых и сточных вод существовала система канализации. Вода для ванны, купален и бассейнов подавалась по керамическим трубам из источника, находившегося вне дворца.

Ремесла: На Крите были высоко развиты ремесла: изделия из камня, бронзы, слоновой кости, глины, фаянса и дерева украшают лучшие музеи мира. Из бронзы критские мастера делали оружие (клинки мечей, кинжалы, обшивки щитов, наконечники копий и стрел), предметы домашнего обихода и ремесленные инструменты (топоры, тесла, пилы, щипцы, молотки). Предметы роскоши в обиходе царя и знати, а также культовые принадлежности изготовлялись из золота и серебра.

Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески, бусы и амулеты из аметиста, золотые повязки, обкладки каменных Сосудов, печати, кольца. К изящным ремеслам надо отнести резьбу по камню и изготовление поделок из слоновой кости. Критские резчики украшали печати высокохудожественными рисунками. Глубокое восхищение у специалистов вызывают хрисоэлефантинные скульптуры критян, т. е. скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота.

Критяне не строили, подобно египтянам, грандиозных храмов и пирамид. Главными созданиями их зодчества были дворцы и жилые дома, что свидетельствует о более светском характере всей критской культуры. В критской культуре вообще не заметно такого влияния жреческой касты, как это было в Египте. Критяне не создавали колоссальных статуй многочисленных богов и обожествленных правителей. Их изобразительное искусство служило преимущественно украшению жилищ и различных, нередко роскошных предметов домашнего обихода.

2) Фрески. Особым направлением в критском искусстве стала живопись. Уже с первых шагов рождающейся минойской цивилизации обозначается интерес критских мастеров к изображению в цвете различных явлений окружающего мира. Мастерство критских художников в полном блеске раскрылось в многочисленных фресках, украшавших стены Кносского дворца. Здесь главный вход, Коридор Процессий, был украшен росписью, на которой богине подносят дары и новое одеяние. Критскую богиню олицетворяла гора или дерево — как универсальный, вселенский символ. Обилие прекрасных, сделанных в реалистической манере дворцовых фресок свидетельствует о прогрессе самобытного местного искусства.

Художественный диапазон фресковых изображений чрезвычайно разнообразен: дикая кошка на охоте, укротитель быка, акробаты, прыгающие на спине быка, торжественная процессия, несущая священные сосуды, кружащиеся в танце люди, наконец, неподражаемые по изяществу изображения морских существ. Шедевром критской живописи стали изображения придворных дам .В этих фресках неизвестный мастер проявил себя не только прекрасным знатоком цветовой гаммы, но и глубоким психологизмом: сколько достоинства, гордой уверенности в своей значимости и обаянии. . Участники священного шествия в Коридоре Процессий идут, гордо запрокинув головы и отклонив торс назад. Мужские фигуры покрашены в оттенки коричневого, женские — в белый

В миносских памятниках угадывается еще одна форма магического культа — поклонение быку. Из всех домашних животных, с которыми человек сталкивался в повседневности, редко какое больше поражало воображение человека, чем бык. Он свиреп и неукротим, его горбатая могучая спина высится как холм, увенчанный рогами.

Фреска с таврокатапсией показывает, насколько динамичным и живым было минойское искусство. Ему чужды застывшие позы, остановившиеся взгляды и самоуглубленность — т. е. все то, что было так дорого египтянам и обитателям древнего Двуречья. Для критского искусства важен момент, верно схваченное движение, трепет настоящего. Вот юноша делает сальто над спиной быка, вот бык уже пронзил рогом одну из своих противниц. Несмотря на то, что бык огромен, у него нет никаких шансов. Он летит в пространстве, почти не касаясь земли. Но борцы ловчее, проворнее его, они успеют одолеть его, прежде чем он нанесет им смертельные раны. На фреске, изображающей «Таврокатапсию» — ритуальный бой с быком — с быком сражаются не только мужчины, но и женщины. Более того, богиня-женщина и была главным противником бога-быка, своего сына-супруга. Она ежегодно приносила его в жертву на подобном празднике — чтобы он, отживший годичный цикл, мог родиться вновь. Таким образом, благодаря божественным ритуалам, жизнь людей и богов, проходя через один и тот же цикл, всегда возвращалась на круги своя.

Отличительной чертой критского искусства является «двойная перспектива». На фреске бык изображен в некоей средней зоне: бык не касается земли ногами, а задний план как будто падает на него сверху. На фреске нет линии горизонта — как будто стерлась граница между землей и небом. Тот же художественный прием использован на фреске «Собиратель шафрана».

Особым очарованием дышит образ «Парижанки» — изящной девушки, изображенной в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Фреска представляла ритуальный пир, участники которого сидели друг против друга с чашами в руках. От изображения сохранился лишь небольшой фрагмент головы девушки и ритуального узла на одежде на ее спине. Хрупкость, изящество, тонкий изыск сочетаются с асимметрией, «стихийностью» кисти. Почерк художника беглый, живой, моментальный. Некрасивое личико с длинным, неправильным по форме носиком и полными красными губами лучится жизнью. Копна черных кудрявых волос придает «Парижанке» элегантность, а тонкая, почти акварельная живопись наделяет ее воздушностью и грацией.

3) Вазопись. (Гончарное ремесло начало развиваться после введения в конце III тысячелетия гончарного круга). Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками до громадных глиняных яйцевидных пифосов, достигавших двух метров в высоту. В пифосах хранили зерно, воду, вино. У минойских ваз нет широких тяжелых поддонов, они тяготеют к объемным, сферическим формам. Для большей устойчивости их иногда закапывали в землю, полностью или частично. Вазы раскрашивали в яркие цвета, применяя красную, белую, синюю и черную краску. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы и осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особой любовью у критских художников пользовались цветы — лилии, тюльпаны, крокусы. Цветы изображались как в вазонах, так и растущими на клумбах. Замечательны композиции, представляющие цветы, склонившие свои головки под порывами сильного ветра. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Фесты, откуда и произошло их название — вазы «камарес».

Даже в росписи глиняных сосудов заметен переход от простых геометрических орнаментов к ярким изображениям сначала растений, а затем и животных. Уже в начале среднеминойского периода возник вид многокрасочной росписи сосудов, названный камарес, по имени поселения, вблизи которого в пещере были найдены первые сосуды с таким орнаментом. Эта своеобразная роспись получила большое распространение на Крите и за его пределами. Стенки сосудов стиля Камарес, датируемого 19 — 17 вв. до н.э., стали украшаться растительным орнаментом, выполненным белой, красной и оранжевой краской по черному фону. В 16 — 15 вв. до н.э. утвердился так называемый кносский стиль вазописи, предполагающий мастерское изображение морских существ (особенно осьминогов), расписанных коричневым лаком по светлому фону и отличавшихся неподражаемой живописью и высоким реализмом.

Читайте также  Кадастровая оценка земли

Эгейское искусство

Содержимое публикации

Эгейское искусство.

Эгейское искусство (крито-микенское искусство)

Эгейская культура сложилась и развивалась в 3-2 тысячелетиях до н. э. и была создана племенами, которые обитали на о. Крит, Пелопоннесе, Западном побережье Малой Азии.

В 1871 году немецкий археолог Генрих Шлиман, раскопал на Гиссарлыкском холме еще «догомеровские» города, они относятся к предыстории эгейской культуры. Вскоре, им же были раскопаны Микены.

А в начале 20 века английский археолог А.Эванс, открыл миру архитектуру и живопись Кносского дворца на Крите. Он первый поставил вопрос о связи критского искусства с искусством Древнего Востока, также ему принадлежит и периодизация эгейской культуры. Периоды на, которые Эванс предложил разделить эгейскую культуру, называют минойскими (ранний, средний и поздний) по имени легендарного царя острова Крит Миноса.

Города Крита начали строить в начале 2 тысячелетия до н. э. А главным городом о. Крита стал Кносс.

Расскажу сейчас вам описание Кносского дворца, так как он самый известный и самое значимое архитектурное сооружение. Создан древними зодчими с учетом особенностей ландшафта. Расположен на невысоком холме, а прямоугольный двор 60х28 м, является центром архитектурного комплекса. Вокруг двора свободно размещены помещения. Дворец имеет во всех частях разноэтажность. Царские апартаменты сменялись более скромными жилыми комнатами, святилища – гимнастическими залами, бассейнами, открытыми площадками. Построен дворец из кирпича – сырца и камня, колонны деревянные на каменной базе. Парадные стены расписаны фресками. Изображены там цветы, папирусы, листья пальмы, лилии, птицы, кошки, обезьяны. Но часто встречается крупные изображения фигуры быка, видимо игры с ним имели особое место. В тронном зале на красном фоне стен изображены сказочные существа (грифоны – это львы с орлиными головами) среди папирусов. На других стенах изображено много человеческих фигур с предметами быта. Они, как правило, исполняли какой-то религиозный обряд или были, как участники представлений и пиров. Лица изображались в профиль, а глаза в фас.

Монументальной скульптуры, огромных статуй богов или культовых сооружений – храмов, на Крите найдено не было. Но встречаются в большом количестве высокохудожественного качества изделия: маленькие фигурки, резьба по камню, худ. изделия из бронзы, золота и серебра, расписная керамика и она на Крите встречается в больших количествах.

В середине 2 тыс. до н. э. критским городам был нанесен удар ахейцами, это ускорило разрушение критских городов. Правителем тогда был Минос, Крит еще являлся могучим государством.

С 15-14 вв. до н. э. центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиринф. Жители этих мест, строили свои города-крепости на высоких холмах и укрепляли их стенами. Отсюда появилось название «акрополь» — верхний город, где возводились царские дворцы.

Стены Микен были 900 м и толщиной от 6 м до 10 м,

Тирифна – 17,5 м и сложены из каменных глыб весом 5-6 т (наз. Циклопической, т. к. она была под стать гигантам-циклопам, а не простым смертным).

Ворота в крепость Микены назывались Львиными, потому, что над воротами расположена плита с изображением льва – стражей ворот. И это единственный памятник монументальной скульптуры в эгейском искусстве. А через ворота расположен, Микенский дворец.

Микенская крепость – дворец – прообраз греческого жилища. Его центром является мегарон– тронный зал, где проходили все пиры и торжества. В центре стоял очаг, зал прямоугольной формы.

Из эгейского дома сложилась архитектура храма.

Ахейцы отличались от критян воинственностью, это видно по фрескам. Сюжеты на тему охоты битв, композиция статичная, более симметричны, условен и стилизован орнамент.

Ахейцы строили гробницы двух видов: Шахтовые, т. е. прямоугольные могилы в скале, и купольные, так называемые толосы. Шлиманом была найдена гробница у подножия Микенского акрополя и названа им сокровищницей Атрея – по имени царя Артея, отца Агамемнона.

Археологи нашли не мало золотых масок, которые делались с лиц умерших.

Ахейские племена пошли войной на Троянское царство, что послужило сюжетом для поэм Гомера. Ахейцы завоевали в середине 12 века дорийские племена. Гибель Микен и Тирифна и других городов означала гибель цивилизации. Однако крито-микенское наследие сыграло огромную роль в развитии искусства Греции.

•Организационный момент — (5 мин)

•Краткий опрос пройденного материала на прошлом уроке — (15 мин)

•Объяснение нового материала — (32 мин)

•Подведение итогов урока, оценивание — (5 мин)

•Объяснение домашнее задание — (3 мин)

Предмет: история искусств

Преподаватель: Рыбак Е.А.

Тема: Искусство эгейского мира

Цель: Познакомить учащихся с искусством Эгейского мира

Задачи: Познакомить учащихся с искусством Эгейского мира.

Образовательная:

— Сформировать представление об искусстве Эгейского мира

— Сформировать представления о кикладской скульптуре

— Сформировать представления о критской керамике.

Развивающая:

— Рассказать о том, что открытие эгейской культуры археологами Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом было одним из важнейших завоеваний археологии начала XX века.

— Рассказать о Кносском двореце — лабиринте на острове Крит (сложность плана постройки).

— Рассмотреть мотивы быка и игр с быком как один из самых характерных в критском искусстве.

— «Циклопическая» кладка стен. «Львиные» ворота в Микенах. Сводчатая усыпальница. Мегарон или тронный зал.

— Рассказать о золотых кладах: «Маска Агамемнона» и «Клад Приама».

Воспитательная:

— уважительно относиться к искусству.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесные (беседа), наглядный (демонстрация фото), и предоставление видео.

Оснащение урока: фотографии репродукций, компьютер, телевизор,

— организационный момент (отметка присутствующих, повторение пройденного материала, постановка целей и задач).

— Сегодня с вами мы начнем изучать Древнюю Грецию и начнем с изучения искусства Эгейского мира. Сегодня мы будем говорить о том, кто сделал важные открытия, какие произведения искусства были самыми выдающимися в эгейском искусстве и о многом другом. Начну я с того, что сейчас на экране вашему вниманию будут представлены фотографии археологов, один из которых раскопал Микены, а другой открыл миру архитектуру и живопись Кносского дворца на Крите. Далее постановка целей и задач с позиций компетентного подхода, с позиций обучающихся. Цели озвучены. Объяснение нового материала.

edel

  • Add to friends
  • RSS

Записная книжка

Не отказывайся в сердце своём

Что может рассказать о душе и ценностях народа лучше, чем искусство? Ведь искусство – способ выражения эстетических, религиозных и духовных исканий народа. Давайте посмотрим, что расскажет нам о минойцах их искусство.

Прежде всего отмечу, что в найденных археологами фресках, керамике, минискульптуре, украшениях, печатях минойского периода действительно, как об этом и писал Ефремов, отсутствует изображение оружия (за исключением священного лабриса), батальных сцен и вообще сцен насилия, порабощения, унижения одних за счёт возвеличивания других. Нет прославления воинов-победителей.

«Непостижимо прекрасное искусство критян совсем не изображало военных подвигов. Образы царей-победителей, избиваемых жертв, связанных и униженных пленников отсутствовали во дворцах и храмах.
Природа – животные, цветы, морские волны, деревья и среди них красивые люди, преимущественно женщины, жертвоприношения и игры с быками, странные звери, невиданные ни в Элладе, ни на финикийских побережьях… Высота их вкуса и чутья прекрасного удивляла эллинов, считавших себя превыше всех народов Ойкумены.

Фреска из виллы Агиа-Триады. XVII-XV вв. до н.э.

Царский скипетр из сланца в виде пантеры. Ок. 1650 г. до н. э.

Сохранившаяся часть скульптурной композиции. Участник тавромахии в момент прыжка на спине у быка

Ритуальная амфора из многоцветного мрамора из Бассейна Омовений Закроса.
1550-1500 гг. до н.э.

Образцы критской керамики 1700-1500 гг. до н.э. Морской стиль и стиль Камарес.

Лёгкая радостная живопись, полная света и чистых красок. Изваяния, посвящённые женщинам, зверям, домашним животным, удивительные раковины, сделанные из фаянса, и… никаких могучих героев, размахивающих мечами, вздымающих тяжкие щиты.
Разве была ещё где-нибудь в мире такая страна, отдавшая всё своё искусство гармонической связи человека и природы и прежде всего женщине?» (И.Ефремов)

Искусство минойцев не похоже ни на восточное, ни на эллинское. В нём есть некоторое сходство с египетскими фресками – фигуры так же изображены в профиль, тогда как глаз на лице – в фас.

При тесных торговых и культурных связях двух народов, египетская изобразительная традиция оказала влияние на минойскую, но минойцы (и это касается не только изобразительного искуства)превзошли своих учителей. По настроению, по содержанию искусство минойского Крита уникально.

Ещё одной его особенностью отмечу склонность к миниатюрным формам, проработке деталей и отсутствие монументальности.

«Изумительные по своей форме и раскраске фаянсовые и керамические изделия свидетельствуют о том, что критяне хотели пронизать красотою весь свой быт. Их не интересовала монументальная скульптура их восточных соседей, они увлекались изготовлением крошечных фигурок, гемм, печатей, ювелирных украшений». (А. Мень)

О критской керамике хочется сказать особо. Некоторые из изделий имеют стенки настолько тонкие, что представляют подкатегорию «яичной скорлупы».

Пищу для фантазии минойцев давала сама природа. Они «с трепетной увлечённостью и с трепетной нежностью отдавались созерцанию природы во всех её многообразных проявлениях — от цветных прожилок камня до ласточек, порхающих над усеянным лилиями склоном холма. Многому научившись в этом плане у более опытных египетских мастеров, они очень быстро оставили их далеко позади… В минойском искусстве сцены из жизни природы всегда проникнуты глубоким лирическим волнением» (Ю.В. Андреев)

Их фрески – не зарисовки с натуры, не копирование мира природы, а – творческое переосмысление этого мира, в котором заложен философский символизм.
«Животные и растения, изображённые на минойских фресках и вазах, нередко не находят прямых прототипов в реальной фауне и флоре Крита и вообще Эгейского моря. Цветы и листья, принадлежащие разным видам растений, произвольно соединяются на одном стебле, образуя причудливые, никогда не существовавшие в природе гибриды. У птиц с такой же свободой и лёгкостью меняется оперение».

Читайте также  Методика обучения техники метания гранаты и мяча

Одна из прекрасно сохранившихся фресок – «Дельфины» — украшала мегарон царицы. Дельфины у минойцев были символом радости, а также символом освобождения души от земного тела.

Б.Р. Виппер отмечает, что «любой стиль, кроме критского, использовал мотив дельфинов таким образом, что их тела составляли бы овал, замкнутое по периферии круговое движение; у критского же художника гибкие тела дельфинов отскакивают друг от друга, как электрические искры при разряжении тока». Пространство фрески понимается как кадр без начала и конца, что как нельзя кстати отражает безграничность мира, природы, её вечное движение. Ю.В. Андреев отмечал, что «фундаментальная идея, лежащая в основе как минойской религии, так и органически связанного с нею минойского искусства, вероятно, лучше всего может быть выражена с помощью известного афоризма: «Мир есть движение». Именно движение мыслилось или скорее ощущалось минойцами как прямой синоним жизни, неподвижность же — как синоним смерти. Страх перед неподвижностью, стремление во что бы то не стало преодолеть косную инертность своей собственной физической субстанции и тем самым слиться с движением наполняющей космос живой материи, уловив его скрытый постоянно меняющийся ритм — таков своеобразный «контрапункт», задающий единый гармонический тон всем наиболее прославленным творениям минойского художественного гения».

Характерным для критского искусства является множество женских изображений, которые присутствуют наряду с мужскими всюду. Женщина – неизменный участник всех фресок, рассказывающих о каких-либо ритуалах или праздниках.
Критские мастра изображали женщин и мужчин с разным цветом кожи. Женщин — с кожей молочно-белой, мужчин — с красновато-коричневой, загорелой.

Критские мастера создали удивительные женские образы.

Помните, корабль спартанца Эоситея, направлявшегося со своими воинами в Египет для того, чтобы поступить наёмниками на службу к Александру Македонскому, по пути в Египет причаливает к южному берегу Крита, и Таис с Эгесихорой, бродя по руинам дворца близ Маталы, находят фреску с изображением критской женщины:
«Эгесихора остановилась около изображения женщины в светло-голубой одежде, с развевающимися крупными завитками чёрных волос, и поманила к себе спутников.
Большой глаз, смотревший открыто и лукаво, гордые – тонкой чертой – брови, прямой нос, немного длинный и не с такой высокой переносицей, как у эллинов, особая форма рта, соединявшая чувственность с детским очерком короткой верхней губы, чуть выступающая нижняя часть лица…
Эгесихора обняла ладонями необычайно тонкую талию подруги, стянув складки хитона, и спартанцы с восторгом захлопали в ладоши: если не сестра, то родственница изображённой на стене дворца женщины стояла перед ними в образе Таис».

Какое изображение могли увидеть Таис с Эгесихорой? Например, подобное этому:

«Это фрагмент большой композиции, сюжет которой восстановить невозможно. Дамы представлены в изысканных позах, обозначенных легким, струящимся силуэтом, плавность линии которого постоянно повторяется в жестах рук, в длинных изящных пальцах, во вьющихся локонах волос и декоре причёсок. Парадные и тщательные причёски (возможно, ритуальный костюм) указывают на важность действа, в которое они включены». (Зинченко С.)

Здесь мы сталкиваемся с ещё одной особенностью критского искусства: оно «не знает традиционного (в понимании древневосточного искусства) канона, повторяющихся поз и жестов — здесь господствует свобода и естественная непринуждённость в передаче движения» (Зинченко С.), даже когда изображаются ритуальные действия.

Как видим, женщины минойского Крита носили открытые на груди одежды, а их волосы были сложно причёсаны и украшены цепями и диадемами. Заметно наличие макияжа. За всем этим подразумевается и соответствующий уклад жизни, а также высокоразвитое искусство ремесленников, производивших нитки, булавки, тесьму, ленты и прочее. Интересно, что многие изображения минойских женщин напоминают картинки современных модных журналов. Вот часть фрески, которая среди исследователей называется «Парижанка».

«Парижанка». Фрагмент фрески из Кносса. 1450 г. до н.э.

«Париж XX века нашей эры и Крит XX века до н. э. как бы совпадают в туалетах представительниц своего большого света», — замечает поэт В.Брюсов, знаток древней истории.

«А.Эванс, изучая открытые им произведения критского искусства, пришел к выводу, что женщины занимали в минойском обществе особое, можно сказать, привилегированное положение. На эту мысль его натолкнули прежде всего поражающие своей живой экспрессией изображения так называемых придворных дам на миниатюрных фресках из Кносского дворца, для которых трудно подыскать сколько-нибудь близкие аналогии как в искусстве стран древнего Востока, так и среди художественных шедевров классической Греции. Многое в этих фресках кажется необычным, не укладывается в привычные представления о социальной значимости двух противоположных полов. Необычны уже сами по себе большие скопления представительниц прекрасного пола, изображенных не в замкнутом пространстве дворцового гарема, как на некоторых египетских стенных росписях, а под открытым небом среди возбужденной толпы оживленно переговаривающихся и жестикулирующих участников какого-то празднества. Необычны и удивительны свобода и раскованность поведения этих дам, прекрасно переданные запечатлевшими эти сцены живописцами». (Ю.В. Андреев)

А вот ещё одна любопытная находка, позволяющая судить об уровне развития ремёсел и искусств на минойской Крите.

Рисунок-реконструкция царской игры затрикия

«Вынуть эту доску так, чтобы не повредить укращения, было нелёгкой задачей. Но всё закончилось вполне благополучно: пролежавшая, быть может, более четырёх тысячелетий в земле необычная доска попала в руки археологов.
Она очень красива.
. Маргаритки из слоновой кости. Четыре небольших круга и четыре побольше на одной стороне, а на противоположной — десять средней величины. 11 поперечных планок, разделяющих игровое поле. И разноцветье материалов: горный хрусталь, слоновая кость, возможно, покрытая в своё время золотом, четыре больших диска — нечто вроде розеток из золота, серебра, лазури.

Учёные определили: доска эта от столика для игр. Камни для игры, вероятно, хранились в ящиках стола.

Чтобы сделать такую, нужны были не только линейки с делениями, но и цтркули, доски для рисования, грифель. И эскизы, чтобы проверить композицию, сочетание красок. Слоновую кость нужно было вырезать и отполировать, хрусталь отшлифовать, пластинки (из золота и серебра) и проволочки выковать.

Здесь работало немало рук, и руки эти были искусны и умны.
Немало может рассказать о людях труда того времени, о приёмах обработки такая волею судеб дошедшая до нас безделушка. Вероятно, в мастерской резчика, помимо ножичков, пилок, буравов и буравчиков, имелся уже и токарный станок. Возможно, что с помощью соответствующего приспособления шлифовали и камень.
Златокузнецам необхдимы были тигли, щипцы, множество различных молотков и молоточков, наковальни разных размеров, напильники, паяльная лампа и мехи, кроме того, бура и сера. Столярам — топоры и пилы, молотки и долота, резцы и зубила, ножи, некогда они были из камня, а теперь выделывались из бронзы.

/. / Жителям острова было ведомо тонкое искусство грануляции: зернью, мельчайшими ппупырышками из золота покрывали они безделушки. Это было за тысячу лет до этрусков, древних предшественников римлян, в которых долгое время видели изобретателей грануляции. Делали критские мастера всё как полагается: не припаивали золотую зернь, а наваривали её, зная приёмы, позволявшие сохранить чёткую форму зерна». (А.Варшавский)

Золотой перстень-печать с изображением ритуального танца. 1500 г. до н.э.

Золотое украшение в виде двух пчёл, держащих каплю мёда. XVI-XIV вв. до н.э.

Напоследок, просто как штрих, хочу отметить, сколь часто в минойском искусстве встречается мотив спиралей.

Помните, в разговоре Лисипа и Таис Ефремов размышляет:

— Есть страны, замкнувшиеся в себе для сохранения своих царей, богов, обычаев и жизни на тысячелетия. Я называю их круговыми. Таков Египет, ещё есть Персия, Сирия. На западе Рим, а очень далеко на Востоке – Срединная страна желтокожих раскосых людей.
— А мы, Эллада?
— Начиная с Крита, вся Эллада, Иония, а с ними и Финикия – открытые страны. Нет для нас круга, запирающего жизнь. Вместо него – спираль. /…/

Искусство древней Греции, Крит

Ранняя Минойская керамика, появилась на острове Крит в Додворцовый период (3650-1900 г. до н. э.) развития Минойской цивилизации.В многочисленных дворцах Крита археологи обнаружили гигантские пифосы, врытые в землю, в которых хранились большие запасы зерна, оливкового масла, виноградного вина. Первые гончарные изделия служили, в основном, в качестве больших ёмкостей для хранения и транспортировки сельскохозяйственных продуктов….

Раннюю минойскую керамику украшали рельефной лепкой, представляющей собой замкнутый по кругу змееобразный зигзаг. Большие пифосы имели три-четыре петлеобразные ручки у горловины и у днища, а затем и по всему пифосу, сквозь которые можно было продеть верёвки и поднять или опустить пифос из земляной ямы или переместить его на борт корабля для транспортировки по торговым маршрутам.

Первые гончарные изделия минойской культуры Крита, расписывали традиционным травным орнаментом и минойскими двусторонними топорами — лабрисами, напоминающими бычьи рога, предмет поклонения жителей Крита.

2600—2400 г. до н. э. керамическое плетение

Гончары Крита достигли высокого мастерства в изготовлении керамических сосудов, им было доступно такой вид украшения керамики, как плетение.

1900 — 1700гг до н.э. Крит. Кносский дворец

Небольшие по форме и объёму керамические изделия, повторяли традиционные очертания и манеру росписи ваз и кувшинов характерную для Трипольской археологической культуры, впервые открытой археологами в поселениях энеолитической культуры близ румынского села Кукутень.

Трипольская культура (Кукутень)

В Раннедворцовый период (1900-1700 г. до н. э.) развития Минойской цивилизации Крита были добавлены новые гончарные формы и виды декоративного оформления ваз.

Гончарные изделия, относящиеся к этому времени, достигли своего неповторимого совершенства и стали отличительным артефактом Минойской культуры Крита этой эпохи.

1500-1450 г. до н.э. ойнахойя. Василики.

Особый декоративный стиль минойской керамики Крита стали копировать гончары материковой части Эллады, Микен и островов Эгейского моря, а также мастера гончарного дела Анатолии, Сирии, Египта, на юге Италии и в Испании.

1900-1700 г.до н.э. Крит. Kamares-стиль.

Микенская керамика повторяет полностью все особенности минойской керамики Крита, что позволяет сделать вывод о доминировании культурных ценностей Минойской культуры в Крито-Микенской цивилизации Эгейского моря.

Читайте также  Внутренняя структура художественного образа

1500 г. до н.э. амфора осминогами. Крит, минойская культура.

Глиняная посуда Крито-Микенской цивилизации (1550-1050 до н.э.), в значительной степени зависела от гончарных традиций Минойской культуры Крита, продолжала совершенствоваться и обогащаться новыми мотивами росписи гончарных изделий.

1400-1300 до н.э. Микены, кратер с осьминогом

Микенские гончарные изделия был поразительно однородными по всей микенской Греции и островах Эгейского моря, они отображали стилизованные изображения морской и растительной жизни – водоросли, осьминоги, дельфины, ракушки и прочее.

1300 г.. до н.э. Расцвет минойской керамики. Стиль камарес.

Период истории Древней Греции, с 1100 по 700 годы до н.э называют «Тёмные века», о котором мало известно в истории. «Тёмные века» или Гомеровская эпоха в истории начались после заката Крито-Микенской цивилизации, произошедшей от вторжения дорийцев, стоящих на более низком уровне культурного развития.

1200 г. до н.э. Микены. Кратер воинов.

«Тёмные века» продолжались 300 лет и характерны снижением во всех областях культуры, искусства и ремесел.

Гончарное ремесло вернулось к простой геометрической росписи на керамических изделиях, вплоть до 8 века до нашей эры, конечно, во многом проигрывающей по красоте и оригинальности исполнения, перед стилизованной керамикой и украшениями так любимыми на Крите и в древних Микенах.


Роспись микенских ваз, пифосов и амфор в это время тяготеет к минимализму и линейным геометрическим конструкциям изображений, в рисунках наблюдаются примитивные формы изображения людей и животных.

Этот архаический стиль повлиял на развитие ранней архаичной керамики Эллады и классической Греции до 9 века до нашей эры.


Тёмные века закончилась, они были лишь перерывом в развитии греческой культуры и ослабление, связанным со столкновением со слаборазвитой культурой пришельцев.

К ранней Минойской керамике, появившейся на острове Крит в До-дворцовый период (3650-1900 г. до н. э.) можно отнести характерные схематические изображения людей и солярных знаков свастики, а также лодок и морских обитателей — рыб, крабов, раковин и осьминогов.

Перед нами кратер кораблекрушения, созданный в 8 веке до нашей эры, найденный в некрополе Сан-Монтано, на острове Искья, древняя Pithecusa, первая греческая колония на Западе Апеннинского полуострова. Кратер кораблекрушения — это самая древняя ваза до-греческой культуры среди керамики найденной в Италии. Кратер расписан не только геометрическими мотивами, но и стилизованными чёрными фигурами моряков, изображёнными в сцене кораблекрушения. Перед нами захватывающая сцена кораблекрушения : корабль перевернулся вверх дном, пытаясь спастись, моряки тонут в море, превращаясь в добычу огромных рыб. Перевёрнутую лодку сопровождает изображение девяти солярных знаков — свастики, видимо, на вёслах гребли девять моряков, погибших в морской пучине.

Кратер рассказал нам многое о древних моряках и опасностях, поджидающих их в бушующем море.

«Я переступил порог Посейдона, стал глиняной куклой в руках божества «трясущего землю». Я больше не чувствую ни тяжести тела, ни усталости от ходьбы по жаркой солнечной дороге, ни острых камней под потертыми сандалиями. Погасла песня гребцов, больше не слышно нам пения птиц, смолкло всё под куполом неба. Я поглощён пучиной морской, и уже не могу дышать ни солёным ветром, ни свежим ароматом цветом, ни воздухом соснового леса. Я никогда снова не открою глаз, не увижу солнца, не почувствую вкус хлеба… Я уже призрак, танцующий в смертельной морской бездне, поглотившей все отблески солнечного света. Сжимая круг, окружают меня ледяным прикосновением холодные прожорливые рыбы и монстры бездны. Напрасны немые мольбы и пустые надежды того, кто не ведая страха преступил запретный порог Посейдона. Друзья и родные, пока вы живёте на свете, помните наши имена!»

Искусство Крита. Кносский дворец

Древние культуры Востока еще продолжали свое неторопливое существование. Между тем на одной из южных оконечностей Европы, омываемой морем, складывается новый жизненный порядок, новый строй культуры. Природа этого края отличалась особенной мягкостью.

Берега его были изрезаны множеством бухт. Море отдаляло страну от соседей‑врагов и сближало ее с далекими странами узами торговли.

Было бы неверным считать природные условия причиной расцвета греческой культуры. Недаром позднее, при турках, природа Греции не могла породить Гомера. Но в пору, когда закладывались основы греческой культуры, ее природные условия и даже характер ее пейзажа оказали свое воздействие.

В греческом пейзаже особенно поражает его совершенная красота; кажется, будто он изваян рукою человека. Особенное удовлетворение доставляет глазу широкая обозримость его, ясность его очертаний. Горы чередуются здесь с открытыми долинами, море с реками, скалы с лесами – картины природы изменчивы, разнообразны, но каждая отдельная часть сохраняет характер законченной формы. Несравнимой красотой отличается знаменитый Сунийский мыс, которым впоследствии не мог не восхититься Байрон. Только греческая классическая архитектура могла достойно увенчать этот пейзаж. Правда, должно было пройти немало лет, прежде чем природа Греции была выражена в художественном творчестве ее обитателей.

В то самое время как в Передней Азии и в Египте складывались начатки культуры, население Эллады и близлежащих островов вступает на путь культурного развития. Между шестым и третьим тысячелетиями до н. э. здесь выделывают полированные каменные орудия; потом появляется медь, наконец начинается производство многоцветных глиняных сосудов. Подобно Передней Азии, страна жила под постоянной угрозой нашествия пришельцев. Они спускались с севера, с материка, и в некоторых случаях переправлялись и на острова. В начале второго тысячелетия до н. э. культура на острове Крите достигает наибольшего расцвета, но уже в середине этого тысячелетия в ней замечается творческое оскудение, утрата жизненной силы. Видимо, это облегчило новым пришельцам с материка уничтожение ее остатков.

Археологи до сих пор еще не расшифровали старинные критские письмена. Строй мыслей и чувств создателей критской культуры остается до сих пор загадочным. Зато вещественные остатки критской старины и богаты, и красноречивы. Брошенные критские города сохранились до наших дней под слоем напластований лучше, чем многие позднейшие памятники; по ним мы узнаем о кипучей деятельности этих людей. Они жили большим поселком, не то целым родом, не то в подчинении у государя.

Их дворцы и дома не имели ни высоких стен, ни башен, ни укрепленного входа. Они разводили скот, занимались ремеслом, торговали с заморскими странами и в морских блужданиях своих добирались до Египта. Критский фаянс и золотые изделия пользовались хорошей славой, критские купцы – дурной славой пиратов. Дома они поклонялись священному быку, совершали различные торжественные обряды и особенно почитали море, добиваясь, чтобы оно было благосклонно к их путешествиям. Они суеверно носили амулеты, но любили веселые игры, пляски и всевозможные состязания и устраивали что‑то вроде боя быков. Мужчины проявляли при этом ловкость и отвагу. Женщины пользовались в жизни независимостью и почетом, одевались в богатые наряды, украшенные перьями. Видимо, жизнь древнего Крита должна была удивлять гостей из Египта или с Востока своей свободой и непринужденностью.

Искусство играло на Крите большую роль. Жители острова наравне с египтянами были художественно одаренным народом. Но они не стремились вознести искусство над жизнью, не отдавались мечте о лучшем мире. Искусство было всегда перед глазами людей, радовало их своим богатством и красотой, было тесно связано с повседневной жизнью.

При всем разнообразии своих проявлений критское искусство неизменно несет на себе отпечаток одного направления, стиля. Египетские художники видели истинное выражение жизни в постоянных, прочных формах. Наоборот, критских художников привлекало в жизни все непостоянное, мимолетное, изменчивое. Этим объясняется, что ясно очерченным формам они предпочитали световые явления, прямым, правильным линиям – линии изогнутые, кривые, волнистые, впечатлению устойчивости – хрупкость и изящество.

Планы критских дворцов Кносса и Феста поражают своей сложностью и даже запутанностью. Со своими бесконечными переходами, покоями самых причудливых очертаний они должны были производить впечатление настоящего лабиринта. Сложность плана была продиктована требованиями жизни, кипучая жизнь обитателей дворца породила все эти запутанные коридоры и переходы, полная непостоянства и энергии жизнь оправдывала их причудливые формы.

В центре дворца находился огромный, прямоугольный по форме, двор, обращенный на восток; видимо, он имел обрядовое назначение. Вокруг двора были расположены отделенные от него глухою стеной дворцовые помещения. Они были непохожи одно на другое: одни из них были тенистые, другие – открытые, одни снабжены верандами и галереями, другие – поддувалами или бассейнами, были квадратные и прямоугольные, светлые, темные и полутемные, с колоннами по середине и с колоннами с краю.

Строители словно задались целью построить дворец так, чтобы ни один зал не повторял и даже не напоминал другого. Единственно, что их объединяло, как Ариаднина нить, это движение, прокладывавшее себе путь сквозь эти залы, как в сказке, то вверх, то вниз, потом опять вверх, через открытые веранды и ярко озаренные солнцем балконы к темным залам, хранившим в летний зной живительную прохладу. Невозможно описать все многообразие видов, которые раскрывались в кносском дворце на каждом шагу, далекие перспективы, чередование планов, оттенки и игру светотени.

В построении дворцовых интерьеров существенное значение играли колонны. Основное покрытие держалось не на них, они всего лишь служили вспомогательными подпорами и помогали расчленению внутреннего пространства. Критские колонны были далеко не такими массивными, как египетские (ср. Центральная колоннада Карнакского храма), стояли они не так тесно, сужались не кверху, а книзу. Выполненные из дерева, они часто покрывались зигзагообразным узором, как бы наперекор их значению как опоры. Все это должно было усилить подвижность архитектурной композиции. Можно себе представить, каким скучным и чинным должен был казаться критским купцам порядок в египетских дворцах, когда они туда попадали.

М.В. Алпатов. Всеобщая история искусств. Искусство древнего мира и средних веков. том 1. 1948

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: