Исчисление, назначение и выплата пенсий из заработка - OXFORDST.RU

Исчисление, назначение и выплата пенсий из заработка

Накопительные пенсии: расчет, выплата и индексация

В России выплачивается несколько видов пенсий — страховая, накопительная, пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению. И это еще не весь список пенсионных выплат. Накопительная пенсия, которая формируется в рамках обязательного пенсионного страхования, вызывает много вопросов. Давайте попробуем разобраться в теме.

Что такое накопительная пенсия и чем она отличается от страховой?

Пенсия граждан России формируется на страховые взносы работодателей за своих сотрудников и работает на основе обязательного пенсионного страхования (ОПС). В системе ОПС есть два вида пенсий: страховая и накопительная.

Страховая пенсия по старости — это основная пенсия, которую получает каждый гражданин России при наступлении оснований для ее выплат: достижении пенсионного возраста (с 2029 года — 60 лет для женщин и 65 — для мужчин), определенного рабочего стажа (с 2029 года — 15 лет) и набранных баллов (с 2029 года — 30 баллов, или коэффициентов).

Накопительная пенсия формируется в основном у граждан 1967 года рождения и моложе. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) страховые взносы в размере 6% от размера фонда оплаты труда на ее формирование. Сейчас, по закону, все взносы, которые делают работодатели в ПФР с 2014 года, идут на формирование только страховой пенсии. На накопительную пенсию они не перечисляются. То есть основная часть накопительной пенсии была заложена с 2002 по 2013 годы. Теперь она прирастает за счет инвестиционного дохода и взносов по программе софинансирования, а также туда можно направить материнский капитал.

Как и когда назначается выплата пенсионных накоплений?

Пенсионный возраст для накопительной пенсии сохранен на прежнем уровне — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Соответственно, получить пенсионные накопления вы можете раньше, чем страховую пенсию. Но при этом вы должны, по закону, «заработать» себе достаточный стаж и число баллов по страховой пенсии (напомним — в 2029 году, когда закончится переходной период по повышению пенсионного возраста, эти показатели составят 15 лет и 30 баллов).

Есть три варианта получения пенсионных накоплений, в зависимости от объема накопленных средств и способа их формирования:

  1. Накопительная (пожизненная) пенсия. Ее размер рассчитывается в зависимости от объема накопленных средств. Все они делятся на показатель «периода дожития», который в 2020 году составляет 258 месяцев, с 2021 года он будет равняться 264 месяца, с 2022 года — 270 месяцев. Этот показатель устанавливается Минтрудом на основе данных Росстата о продолжительности жизни граждан России. Например, если вы накопили 200 тыс. руб., то размер вашей накопительной пенсии, если вы выходите в 2020 году, составит 200 000 / 258 = 775,2 руб. в месяц. Причем платить их будут не 258 месяцев, а до конца жизни.
  2. Срочная пенсионная выплата. Ее продолжительность гражданин определяет самостоятельно, но она составляет не менее 10 лет. Однако такие выплаты доступны не всем, а только участникам программы государственного софинансирования пенсионных накоплений (вступить в эту программу можно было до 2015 года) или тем, кто направил в пенсию свой материнский капитал.
  3. Единовременная выплата средств пенсионных накоплений. Если у гражданина рассчитанная накопительная пенсия (см пункт 1) составляет менее 5% от общего пенсионного обеспечения (суммы страховой и накопительной пенсий), то он получает все средства, предназначенные для выплаты накопительной части, единовременно. Например, если гражданину назначили пенсию в 14,5 тыс. руб. (это средняя пенсия по России), то рассчитанная нами в первом пункте сумма в 775,19 руб. составляет больше 5% (775,19/ (14500 + 775,19). Значит, он будет получать пожизненную накопительную пенсию. А при накоплениях в 150 тыс. руб. этот показатель (581,4 руб./(14500+581,4) меньше 5%, то есть гражданину выдадут сумму единовременно.

По данным Минтруда и ПФР, сейчас более 98% граждан, выходящих на пенсию, получают средства ее накопительной части единовременно: они просто не успели накопить достаточно средств. Массовый выход на пенсию людей, родившихся в 1967 году и позже (то есть тех, кто успел полноценно поучаствовать в обязательно пенсионном страховании), начнется после 2023 года.

Что такое индексация накопительной пенсии?

В соответствии с федеральным законом «О накопительных пенсиях», принятом еще в 2013 году, каждый год с 1 августа размер накопительной пенсии (неважно — в ПФР она копится или в НПФ) корректируется. Размер корректировки вычисляется по сложной формуле и зависит в том числе от полученного дохода.

Объясняет Евгений Биезбардис, глава аналитической службы НПФ «САФМАР»

«Накопительная система разработана таким образом, что ее участник накапливает свой пенсионный капитал несколько десятков лет, а в дальнейшем получает из него выплаты. С назначением выплат остатки пенсионного капитала продолжают инвестироваться и приносить доход. При этом для накопительных пенсий предусмотрен инвестиционный портфель выплатного резерва, а для срочных выплат — портфель резерва срочных выплат. До 1 мая каждого года фонд оценивает свои обязательства перед пенсионерами с учетом тех, кто умер, и тех, кто пережил ожидаемый период выплаты накопительной пенсии. Затем, исходя из полученного в минувшем году инвестдохода по портфелю срочных выплат или портфелю выплатного резерва, рассчитываются коэффициенты корректировки уже назначенных накопительных пенсий и срочных выплат. После этого 1 августа происходит индексация назначенных пенсий».

Индексация накопительных пенсий производится и ПФР, и НПФ ежегодно 1 августа. В году индексация пенсий коснется тех, кому она была назначена в 2019 году и раньше. А пенсии, назначенные в 2020 году, будут проиндексированы с 1 августа 2021 года. И так далее.

Таким образом, то, что ПФР сообщил об увеличении накопительных пенсий — это ежегодный и ожидаемый процесс индексации, который относится к накопительным пенсиям и в ПФР, и в НПФ.

Почему СМИ писали о том, что накопительная пенсия уменьшится?

Как мы уже рассказали, «период дожития» (период Т для расчета размера накопительной пенсии) каждый год увеличивается на шесть месяцев. Таким образом, если гражданин выходит на пенсию в 2020 году, то его накопленная сумма будет поделена на 258 месяцев, а если в 2021 — то на 264 месяца. Чисто математический расчет позволяет предположить, что если в знаменателе число больше, то результат деления будет меньше. Однако не стоит забывать, что в течение года и числитель (то есть размер пенсионных накоплений) может вырасти за счет инвестиционного дохода. Поэтому предсказать, уменьшатся ли накопительные пенсии при будущих их расчетах — пока что сложно.

И не стоит забывать, что это касается только тех пенсий, которые будут назначены в 2020 году и позднее. К уже выплачиваемым накопительным пенсиям это не имеет никакого отношения.

Пенсия за выслугу лет в 2021 году

Что такое пенсия

Условия назначения пенсии за выслугу лет

Этот вид пенсии, согласно федеральному законодательству, доступен следующим категориям:

  • федеральные государственные гражданские служащие;
  • военнослужащие;
  • граждане из числа космонавтов;
  • граждане из числа работников летно-испытательного состава.

— Этот вид пенсий каждой из указанной категорий может быть назначен при соблюдении определенных условий. О каждом из них следует говорить отдельно, — делится Ирина Рыжук.

Также соответствующие надбавки могут получить медики и педагоги.

Так, пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим назначается при соблюдении трех условий:

1. Наличие стажа государственной гражданской службы. Его продолжительность для назначения пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению к ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»:

  • в 2020 году — стаж для назначения пенсии за выслугу лет 17 лет;
  • в 2021 — 17 лет 6 месяцев;
  • 2022 — 18 лет;
  • 2023 — 18 лет 6 месяцев;
  • 2024 — 19 лет;
  • 2025 — 19 лет 6 месяцев;
  • 2026 и последующие годы — 20 лет.

2. Замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев;

3. Увольнение с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 3, 7 — 9 ч. 1 ст. 33, п. п. 1, 8.2 и 8.3 ч. 1 ст. 37, п. п. 2 — 4 ч. 1 и п. п. 2 — 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

— Пенсия за выслугу лет федеральным гражданским служащим, как правило, устанавливается к страховой пенсии по старости и инвалидности и выплачивается одновременно с ней, — объясняет Рыжук. — Также граждане этой категории, расторгнувшие служебный контракт по своей инициативе, имеют право на подобную пенсию до приобретения права на страховую пенсию по старости или инвалидности при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия за выслугу лет военнослужащим полагается:

    людям, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов, либо по контракту в качестве солдат, матросов сержантов и старшин ВС РФ, Объединенных ВС Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы РФ, во внутренних и в железнодорожных войсках, в Росгвардии РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах ФСБ и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах СК РФ, органах государственной охраны, других воинских формированиях РФ;

офицерам, прапорщикам и мичманам, проходившим военную службу в ВС, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и в железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР;

лицам, проходившим службу в органах внутренних дел РФ, бывшего СССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Росгвардии.

Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет:

  • увольнение с военной или иной указанной службы;
  • наличие ко дню увольнения выслуги 20 и более лет.

— Если требуемая полная выслуга на пенсию у военнослужащих отсутствует, то право на ее получение возникает только при увольнении со службы по достижении 45-летнего возраста и наличии общего трудового стажа в 25 лет и более, из которых не менее 12 с половиной лет составляет военная и иная, засчитываемая в специальный стаж, служба, — говорит юрист.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей

Порядок назначения и выплаты пенсий

Прокуратура республики (Чеченская Республика). 13 марта 2020

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера.

Выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании исполнительных документов, решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям, излишне выплаченных пенсионеру, решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган, либо в суд.

Порядок подтверждения и исчисления заработка

ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ЗАРАБОТКА

Размер заработка за периоды работы до 1 января 2003 г. подтверждается справкой, выдаваемой работодателем, а за периоды работы после 1 января 2003 г. — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом или органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в зависимости от того, где находятся на хранении бухгалтерские документы. Форма справки о заработке утверждается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В случае отсутствия возможности получения гражданами надлежащих документов, подтверждающих размер начисленной и выплаченной им заработной платы (дохода), установление сведений о размере заработка, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, может осуществляться в судебном порядке.

Для этого пенсионер вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере.

Суд при решении данного вопроса принимает во внимание любые средства доказывания. В частности, размер заработка может быть подтвержден документами, косвенно свидетельствующими о фактическом заработке заявителя, например, выпиской из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, вкладышем к трудовой книжке, учетными карточками членов партии, членов профсоюза и партийным билетом, профсоюзным билетом, расчетными книжками (листками), другими доказательствами, в том числе показаниями свидетелей.

Представленные доказательства о заработке, а также об обстоятельствах несохранности работодателем документов, необходимых для оформления (начисления) пенсии, подлежат оценке судом. При наличии оснований суд выносит решение об установлении факта получения заявителем заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защиты для решения вопроса о назначении (перерасчете) пенсии.

Иной порядок определения заработка для назначения пенсии при несохранности документов по вине работодателя действующим пенсионным законодательством не предусмотрен.

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ЗАРАБОТКА

Согласно статье 57 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) в 2017 году трудовые пенсии исчисляются из откорректированного фактического заработка (части седьмая и восьмая статьи 57 Закона) за последние 23 года подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Ежегодно указанный 23-летний период увеличивается на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы. При этом в периодах работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — бюджет фонда), учитывается фактический заработок. В периодах, указанных в части второй статьи 51 Закона, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы. Периоды, указанные в части второй статьи 51 настоящего Закона, учитываются при исчислении пенсии при условии, что они не совпадают с периодами работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

Работникам, занятым на сезонных работах заработок для исчисления пенсии определяется за соответствующее количество полных сезонов. При этом заработок за каждый полный сезон учитывается как заработок за год.

По желанию обратившегося за пенсией заработок за месяцы с неполным числом рабочих дней в связи с поступлением на работу или увольнением с работы, а также в связи с обращением за назначением пенсии учитывается как заработок за полные месяцы.

В случаях, когда стаж работы обратившегося за пенсией менее одного календарного месяца, заработок для исчисления пенсии определяется путем деления заработка за календарные дни стажа работы на число этих дней и умножения полученной суммы на 30.

В случаях, когда в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций у работодателей не сохранились документы о фактическом заработке, по желанию обратившегося за пенсией не включается в период, из которого избирается заработок для исчисления пенсии, время работы, за которое не сохранились документы о заработке. Если документы о фактическом заработке сохранились менее чем за период работы, из заработка за который исчисляется пенсия, заработок за каждый месяц недостающего периода принимается в размере среднего заработка работника соответствующей профессии и квалификации, определяемого в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

В связи с ростом средней заработной платы работников в республике при назначении трудовых пенсий производится корректировка фактического заработка. Указанная корректировка производится путем умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой при перерасчете трудовых пенсий в соответствии со статьей 70 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера.

Индивидуальный коэффициент заработка пенсионера определяется путем соотнесения его ежемесячного фактического заработка в установленном периоде и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в установленном периоде.

В заработок для исчисления пенсии включаются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающего гражданина по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, выплаты застрахованному лицу, подлежащему обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доходы физического лица, самостоятельно уплачивающего обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, на которые согласно законодательству о государственном социальном страховании начислялись и из которых уплачивались обязательные страховые взносы в указанный Фонд.

Премии и иные выплаты включаются в заработок за тот месяц, в котором они получены.

В заработок для исчисления пенсии включаются за соответствующие периоды пособие по временной нетрудоспособности либо сохранявшийся за работником средний заработок.

Натуральные выплаты учитываются исходя из средней цены реализации соответствующей продукции за отчетный период.

Пример расчёта пенсии для граждан, родившихся до 1967 года

За последние годы реформирование пенсионной системы проводилось в нашей стране не единожды. Для граждан, родившихся до 1967 года, сформировалась особая система расчета пенсий, учитывающая все изменения законодательства. Алгоритм расчета нельзя назвать простым, тем не менее, пользуясь им, можно рассчитать пенсию самостоятельно. Мы покажем на примерах с пояснениями, как это сделать.

Алгоритм расчета

Расчет пенсий основывается на законодательных нормах двух ФЗ: №400 от 28/12/13 и №173 от 17/12/01. Последний не применяется в настоящее время, за исключением положений, которыми регулируется исчисление трудовых пенсий. Они входят в общий расчет, определяющий размер страховых пенсий для граждан, родившихся до 1967 года. При определении возраста включается полностью 1966 год.

Пенсия состоит из двух частей:

  • фиксированной выплаты (можно встретить еще определение «базовая часть»);
  • страховой части.

В пенсионном законодательстве есть еще понятие накопительной пенсии, однако для категории граждан, о которой идет речь, она здесь не рассчитывается в силу особенностей, определяющих эту выплату законодательных норм.

Фиксированная пенсионная выплата имеет целью дать некую социальную гарантию пенсионеру.

Выплата может увеличиваться, если пенсионер относится к определенным в законодательстве категориям: инвалидам, имеющим иждивенцев, работающим в северных условиях.

Страховая часть рассчитывается в несколько этапов. При расчетах применяется понятие пенсионного балла. Это условные единицы, в которые переводится заработная плата и стаж гражданина.

Страховая пенсия в разные периоды исчисляется по-разному, в соответствии с изменениями законодательства:

  • до 2002 года;
  • с 2002 по 2014 годы включительно;
  • с 2015 года.

Для родившихся до 1967 года прежде всего актуален период исчисления страховой пенсии до 2002 года. Он представляет наибольшую сложность, поэтому порядок расчета мы рассмотрим подробно.

Заработная плата и стаж учитываются в виде двух показателей: коэффициента стажа и зарплатного коэффициента.

Коэффициент стажа считается так:

  • при стаже не выше 24 лет, включая этот год, мужчина может рассчитывать на коэффициент 0,55. Имеется в виду любой стаж до указанного предельного. От 25 лет – коэффициент каждый год увеличивается на 0,01;
  • при стаже не выше до 19 лет женщина будет иметь коэффициент 0,55. От 20 лет – коэффициент каждый год увеличивается на 0,01.

Наивысшее значение показателя 0,75, иначе говоря, если при расчете получилось большее значение, берется 0,75.

Зарплатный коэффициент считается по средней зарплате гражданина за определенный период, в соотношении к средней в масштабах страны за тот же период. Предельное значение здесь 1,2.

Далее они перемножаются между собой и умножаются на фиксированное число 1671. Это средняя зарплата за месяц в период с 1.07 по 30.09 2001 года. Она зафиксирована в указанном размере 1671 рубль и используется в расчетах.

Следующий шаг – необходимо вычесть 450 рублей (базовую пенсию на начало 2002 года). Затем к рассчитанной сумме применяется так называемая валоризация, на 10% при наличии любого стажа до 2001 года. Дополнительно — по 1% в год за стаж до 1990 года (включительно).

Подсказка! Валоризация — единовременное повышение денежной оценки пенсионных прав лиц, имеющих трудовой стаж ранее 2002 года.

Рассчитанная сумма еще умножается на фиксированное значение 5,6148. Это коэффициент роста расчетного пенсионного капитала, с учетом всех индексаций, начиная с 2002 года.

Если гражданин продолжал работать после 2002 года и за него отчислялись взносы в ПФР, нужно учесть в страховой пенсии и их. Тогда применяют указанный выше расчет с учетом 228 – ожидаемого периода выплаты пенсии в месяцах, т.е. исчисляют пенсионный капитал до 2002 года в целом, а не по месяцам. К полученной сумме добавляют сумму взносов за сотрудника и уже общий результат делят на 228.

Полученную месячную сумму выплат переводят в баллы по стоимости одного в 2014 году. Получается число баллов на 1 января 2015 года. Позже расчет пенсионных баллов делается по годам. Он исчисляется отношением уплаченных страховых взносов за работника к величине страховых взносов с максимальной облагаемой взносами заработной платы. Максимальную величину взносооблагаемой зарплаты устанавливает государство. Полученное отношение умножают на 10. Далее число баллов умножают на стоимость балла на момент выхода на пенсию.

Примеры расчета

Рассмотрим приведенный алгоритм на условных примерах.

Пример 1

Женщина выходит на пенсию в 2015 году. Общий трудовой стаж на 1.01.2002 составляет 22 года. Из них до 1990 года включительно 12 лет. Ее страховой стаж выше 20 лет, значит, применим коэффициент 0,55. Прибавим 0,01 * 2 = 0,02 за каждый дополнительный год. Общий показатель
0,55 + 0,02 = 0,57.

Ее средняя зарплата исчислена 250 руб., средняя по стране — 210 руб. Зарплатный коэффициент равен 250 / 210 = 1,19. Он не выше предельно установленного.

Умножаем коэффициенты друг на друга и на фиксированную сумму 1671 рубль. 0,57 * 1,19 * 1671 = 1136,28 руб. Вычитаем 450 рублей. 1136,28 – 450 = 686,28 руб.

До 2001 года включительно у работницы есть стаж, значит, применима валоризация в размере 10%. Добавим по 1% за каждый год имеющегося до 1990 года включительно, стажа. По условию это 12 лет. Общая сумма процентов 10 + 12 = 22%. Увеличим на них рассчитанную сумму: 686,28 * 22% = 150,98. 686,28 + 150,98 = 837,26 руб. Результат скорректируем на 5,6148. 837,26 * 5,6148 = 4701,05 руб.

Фиксированная часть страховой пенсии в период выхода на пенсию — 4383,59 рубля. Если больше стажа у работницы нет, то вместе с фиксированной частью ее рассчитанная пенсия составит 4701,05 руб. + 4383,59 = 9084,64 руб.

Пример 2

Воспользуемся приведенными выше условными данными, несколько изменив их. Предположим, работник, родившийся до 1967 года, вышел на пенсию в 2018 году. Пенсионный капитал до 2002 года, рассчитанный по приведенной выше методике, но с учетом ожидаемого числа месяцев выплаты пенсии — 228, составил 1071840,87 руб.:

  • (0,57 * 1,19 * 1671 – 450) * 228 = 156471,84 руб.
  • 156471,84 * 5,6148 = 878558,09 руб.
  • 878558,09 * 0,22 = 193282,78 руб.
  • 878558,09 + 193282,78 = 1071840,87 руб.

После 2002 работодателями за работницу перечислялись взносы в размере 777056,13 руб. Общая сумма составит 1071840,87 + 777056,13 руб. = 1848897 руб. пенсионного капитала.

Далее: 1848897 / 228 = 8109,20 руб., и полученную сумму нужно перевести в баллы. Стоимость балла на конец 2014 года равна 64, 10 руб. 8109,20 / 64,10 = 126,51. На 1 января 2015 года накоплено 126,51 баллов.

Пусть за период до выхода на пенсию накоплено еще 7 баллов. Всего 126,51 + 7 = 133,51 баллов. Страховая пенсия составит 133,51 * 81,49 = 10879,73 руб. 81,49 – стоимость 1 балла на момент выхода на пенсию.

Добавим фиксированную выплату на 1 января 2018 года 4982,90 руб. Общая сумма пенсии составит 10879,73 + 4982,90 = 15862,63 руб.

Далее необходимо упомянуть и о поощрительных коэффициентах при начислении премии. Из приведенных данных видно, что работница, имеющая право выйти на пенсию в 2015 году, продолжала работать сверх этого срока. Для удобства будем считать, что право на пенсию она получила в декабре 2015 года, а фактически ушла на заслуженный отдых в декабре 2018 года. Дополнительно она отработала 36 месяцев. Согласно ФЗ-400, возникает право на повышающий коэффициент в размере 1,24 на страховую часть и 1,19 — на фиксированную выплату.

Рассчитываются коэффициенты согласно ст. 8,15,16 ФЗ-400. 10879,73 * 1,24 + 4982,90 * 1,19 = 13490,87 + 5929,65 = 19420,52 руб. – размер пенсии работника, родившегося до 1967 года с учетом повышающих коэффициентов.

Определить точную дату выхода на пенсию в соответствии с законодательством поможет специальный сервис — калькулятор пенсионного возраста. Для расчета достаточно ввести дату рождения и пол будущего пенсионера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: