Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики - OXFORDST.RU

Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики

Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики (стр. 1 из 2)

(на примере программы К.Прошутинской «Мужчина и женщина»)

Известно, что любой процесс человеческого общения протекает, как правило, в форме диалога. Жанры телевизионной публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования — диалог, имеют очень большое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы.

Наиболее концентрированно и полно сущностные признаки процесса межличностного общения проявляются в жанре интервью.

Интервью (от англ. interview — буквально встреча, беседа) — жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам. Если обратиться к семантике английского слова интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого — взгляд, мнение. Стало быть, интервью — обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.

Предметом нашего исследования являются способы организации диалога в режиме интервью-портрета, которое по своим жанрово-определяющим признакам входит в группу аналитической публицистики. Интерес представляет тот факт, что композиционное решение подобных жанров целиком зависит не от фабулы события, но от замысла автора, его интенции. [Телевизионная журналистика, 1994].

Наиболее интересным примером портретного интервью, на наш взгляд, является авторская программа К.Прошутинской «Мужчина и женщина». Задача автора — организовать интервью, чтобы раскрыть личность, сидящую напротив, с целью создания главного диалога программы — откровенного разговора о любви. Особенностью данной программы, а также бесспорным ее преимуществом по сравнению с другими программами этого жанра является тот факт, что перед нами публичный диалог, который происходит в присутствии зрителей.

Традиционно при анализе публичного диалога исследователей интересуют способы и средства организации диалоговых партий. [Голанова Е.И., 1997]. Но нам кажется, что с учетом специфики телевизионного интервью (и в частности интервью-портрета) следует расширить рамки анализа средств реализации образа автора и сделать это в двух направлениях. С одной стороны, подвергнуть анализу объективированную «рамку» портретного интервью, с другой — субъективированную, что предполагает характеристику жанрово-образующих и жанрово-определяющих факторов, принадлежащих той или иной языковой личности. [Антонова Л.Г., 1998].

Объективированная «рамка» включает в себя, во-первых, предынтервью, основной задачей которого является предварительный сбор информации о будущем участнике программы. (К.Прошутинская сама упоминает об этом в одной из своих передач: Вы знаете / журналист / который готовил передачу / он в предынтервью назвал Вас оптимистом).

Но поскольку главный диалог программы — откровенный разговор о любви мужчины и женщины (в контексте данной программы — супругов), т.е. людей, хорошо знающих друг друга, то в задачу предынтервью входит и диалог с супругой героя передачи. Последовательность диалоговых реплик-вопросов такова, что в ходе ответов женщина («она») как бы рисует свой «портрет» любимого мужчины («его»). Стратегическая задача автора на данном этапе — открыть для себя и для зрителей ту грань личности героя передачи, которая спрятана глубоко внутри и не видима для окружающих, с одной стороны. С другой — создать атмосферу интимности, которая поможет герою передачи более искренне повести диалог о любви.

Во-вторых, проход по коридорам в направлении студии, в ходе которого герою передачи предлагается ответить на ряд конкретных вопросов, начинающихся словами: «Про вас говорят. » (прием объективации). Причем построены они таким образом, чтобы дать либо утвердительный, либо отрицательный ответы (да или нет — механизм действия «детектора лжи») и сделать это достаточно быстро.

Вот фрагмент подобного диалога с композитором В.Артемовым (март 1997 г.).

К.Прошутинская (К.П.). Итак / про Вас говорят / что Вашу деятельность благословил папа Иоанн Павел II?

В.Артемов (В.А.). Павел благословил «Реквием».

К.П. Что Вас обвиняют / в требованиях непомерно больших гонораров?

К.П. Что по духу / Вы оптимист?

К.П. А по убеждению / ярый антикоммунист?

Задача этого этапа, на наш взгляд, — приоткрыть завесу таинственности над личностью героя передачи, который, кстати сказать, пока неизвестен зрителю. Информация подается автором порционно, но сведущий адресат в состоянии определить, кто перед ним.

К.П. А сейчас / у меня вопрос к вам // Как вы считаете / кто этот человек / который пришел сегодня сюда?

Третьей составляющей «объективированной» рамки является репрезентативный ряд, который включает в себя следующие компоненты: во-первых, заставка программы, в которой с помощью видеоряда обыгрывается название передачи — мужчина и женщина; во-вторых, видеоряд, иллюстрирующий факты из жизни героя программы; в-третьих, способ организации пространства в студии, где, с одной стороны, экран, на котором появится наш герой (после короткой проходки по коридорам), причем сначала будет виден лишь силуэт, но постепенно фигура будет высвечиваться, и мы увидим лицо, руки, позу и т.д. гостя студии; с каждым разом изображение будет более четким, пока этот экран не превратится в символический «портрет» в рамке. С другой стороны, — это расположение ведущей и зрителей в студии. Столик ведущей находится строго напротив экрана (что свидетельствует о предстоящем конструктивном диалоге) и чуть ниже его (что подчеркивает значимость персоналии, приглашенной к разговору). Символично и расположение зрителей в студии. Они образуют полукруг, создавая тем самым как бы группу единомышленников, активно вовлеченных в процесс общения; в-четвертых, атрибуты оформления студии: это прежде всего символический подиум, на котором появится в конце программы наш герой, чтобы сказать несколько слов зрителям в студии и телезрителям, а также вращающаяся стеклянная ширма (символическая стена), на которой герой программы должен написать свое имя, тем самым как бы подтвердив факт своего пребывания здесь, своего существования. «Я был здесь», значит как личность я существую.

Составляющие субъективированной «рамки», на наш взгляд, следующие.

Организация диалоговых партий в студии. Исходя из своей интенции — глубоко скрупулезного исследования личности героя передачи с обязательным откровенным разговором о любви между мужчиной и женщиной в итоге — К.Прошутинская практически уже в начале программы формулирует основные положения предстоящего диалога, тем самым, с одной стороны, настраивает собеседника на нужную «волну», в с другой — намечает возможные пути будущего взаимодействия.

Вот несколько примеров:

К.П. Мы хотим понять / какие Вы / «властители наших дум» // Поэтому давайте сегодня говорить и о высоком и о низком / то есть о человеческом // Если Вы / не возражаете?

(из беседы с В.Артемовым, март 1997 г.).

К.П. Сегодня / если Вы не против / мне бы хотелось поговорить / о музыке в Вашей душе // о музыке в Вашей жизни.

(из беседы с Ю.Башметом, май 1997 г.).

Поскольку основа всех личных качеств закладывается в раннем детстве, для Прошутинской весьма характерен вопрос об этом периоде жизни героев передачи.

К.П. Я хочу сейчас вспомнить вместе с Вами / все / что было впервые // Предположим / первая обида? Первая победа? Первая любовь?

(из беседы с Ю.Башметом, май 1997 г.).

К.П. А в детстве? Были ли эти сомнения в детстве?

(из беседы с отцом Мортирием, апрель 1997 г.).

Весьма частотным является и вопрос о родителях, то есть тех людях, которые были рядом с этой личностью довольной долгий период ее становления.

К.П. Согласитесь / когда о Ваших родителях / я знаю только то / что они были музыкантами // это в общем не очень много пищи для размышлений // Поэтому / если это возможно / все-таки чуть-чуть // Или Вы развивались и росли / вопреки им?

Обязательными являются также и вопросы, связанные с профессиональной деятельностью героев передачи (кстати, как правило, это очень яркие персоналии, известные широкой публике как активные политические и государственные деятели, деятели искусства, науки, представляющие разные стороны «спектра» современной общественной жизни).

К.П. Вот дурной человек / но хороший музыкант // Или хороший человек / но неважный музыкант // Что для Вас предпочтительнее?

(из беседы с Ю.Башметом).

К.П. Скажите / а вдруг вопреки Вашему желанию / я совершенно не разбираюсь в психологии и в психофизике творчества музыканта // вдруг Вам в голову придет какая-то шлягерная мелодия // Может такое произойти?

(из беседы с В.Артемовым).

Для Прошутинской-исследователя весьма характерны и сложные философские вопросы, требующие глубокого осмысления жизненно важных позиций, ответы на которые адресат дает скорее всего самому себе, нежели адресанту или вовлеченным в этот процесс зрителям.

Вот несколько примеров.

К.П. Скажите / уход из мира для Вас / это уход из жизни?

(из беседы с отцом Мортирием, апрель 1997 г.).

К.П. Вы к Богу относитесь лучше / чем к ближнему?

(из беседы с В.Артемовым, март 1997 г.).

К.П. Скажите / Вы часто хотите казаться лучше / чем Вы есть на самом деле?

(из беседы с Ю.Башметом, май 1997г.).

Особое внимание автор программы уделяет проблемным вопросам, которые требуют от собеседников неоднозначных решений, а также реализации личностных принципиальных позиций.

К.П. Что вы можете сделать / в том случае / если люди поступают непорядочно?

(из беседы с Ю.Башметом).

К.П. Вот до определенной поры / Вы жили на сопротивлении и людям / и обстоятельствам / от которых зависела Ваша судьба // Как Вы считаете / это во благо Артемову-композитору?

Жанр интервью в телевизионной публицистике

Телевизионное интервью ушло еще дальше, обогатив жанр существенным качеством – зрелищностью. Именно зрелищностью объясняется особая достоверность и, как следствие, широкое распространение жанра интервью в телепрограммах. Интервью– обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями /157, 184/.

Интервью как жанр занимает особое место на телеэкране. Фактически нет ни одного выпуска новостей («Время» (ОРТ), «День за днем» (ГТРК «Оренбург»), где бы журналисты не задавали вопросов компетентным людям, не обращались к участникам различных событий, не интересовались мнением окружающих о тех или иных важных событиях.

Интервью – непременный элемент многих сложных телевизионных форм (например, программа К. Абаева и А. Пиманова «Человек и закон» (ОРТ). Реже оно используется для создания самостоятельной передачи. Ярким примером такой передачи могут служить программы Владимира Познера «Мы» (ОРТ), в которой ведущий интервьюирует и гостей, и зрителей, и героев, и Светланы Сорокиной «Герой дня» (НТВ).

Правила формулирования вопросов в телевизионных интервью во многом такие же как и в печати. Например:

Читайте также  Измерение длин линий мерными лентами и рулетками

— задавая вопрос, нужно избегать многозначных понятий;

— основные вопросы следует формулировать в лаконичной, четкой фразе, так как длинный вопрос интервьюируемый может не запомнить и в результате ответить на часть вопроса (как правило, последнюю);

— вопрос лучше формулировать, не называя альтернативы, чтобы собеседнику не надо было лишь ограничиться выбором между двумя вариантами ответа и др.

Интервью на телевидении должно носить ярко выраженный личностный характер, что проявляется и в формулировке вопросов. Самивопросынекоторые специалисты делят на контактные, адресные, программные и экранные.Что имеется в виду? Прежде всего собеседникам надо войти в контакт, познакомиться друг с другом.

Адресные (или анкетные) вопросы позволят журналисту выяснить биографические данные собеседника, узнать о нем то, что пригодится в телепередаче. Эта часть беседы ни в коем случае не должна превратиться в допрос. При сухом перечислении анкетных данных может возникнуть холодок между собеседниками, который потом не так просто будет развеять на экране.

Программные вопросы – это уже разговор по теме экранного интервью. Однако следует избегать дублирования вопросов, намеченных для экранной части беседы. Иначе интервьюируемый, что называется, выговорится и в результате во время эфира ни ему, ни зрителям не будет интересно.

В зависимости от задачи, поставленной журналистом, различают интервью – мнение(высказывание по какому-либо поводу) и интервью – факт(сообщение о чем – либо известном данному лицу).

Используют жанр интервью лишь тогда, когда интервьюируемый может сказать больше, чем журналист, или когда интервьюируемый своим выступлением поддерживает некую общественную кампанию, если данный вопрос стоит в центре внимания множества людей и требуется выяснить их взгляды.

Интервьюируемые традиционно делятся на три категории:

1) политические и государственные деятели, специалисты и другие люди, обладающие специфическими знаниями в какой-то конкретной области; их интервьюируют, чтобы узнать о чем-нибудь;

2) знаменитости, которых интервьюируют для того, чтобы подробности их жизни и деятельности стали достоянием широкой публики;

3) обыкновенные люди, с которыми мы встречаемся дома, на улице, на службе; у них берут интервью, чтобы выяснить общественное мнение о том или ином событии.

Ориентация на общественный интерес заставляет журналистов обращаться за интервью прежде всего к известным политическим и государственным деятелям, деятелям науки, искусства, спорта. При этом справедливо предполагается, что мнения и оценки авторитетного человека обладают значительным воздействующим (персуазивным) эффектом /80, 543/.

Примерная типология интервью в зависимости от цели(а вместе с целью меняется и способ ее достижения) представлена следующим образом: протокольное, информационное, портретное, проблемное, интервью – анкета.

Протокольное интервью проводится для получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. Интервьюируемый – соответственно официальное лицо высокого ранга (например, президент или премьер – министр России дают интервью в программе «Вести» (РТР).

Информационное интервью, его цель – получение определенных сведений («интервью-мнение», «интервью-факт»); ответы собеседника не являются официальным заявлением, поэтому тон разговора близок к обычному, окрашен различными эмоциональными проявлениями, что способствует лучшему восприятию информации. Такое интервью входит в состав информационно-публицистических программ (например, «Час пик» Влада Листьева (ОРТ).

Интервью – портрет– особая разновидность телевизионного интервью, используется с целью всестороннего раскрытия личности собеседника. Нередко выступает как составная часть экранного очерка (например, в очерке Юрия Карасевича «Леонтий – митрополит Оренбургский и Бузулукский (портрет духовного лица)» (ГТРК «Оренбург») приводится интервью с митрополитом Леонтием, которое раскрывает нам образ этого человека).

Проблемное интервью (или дискуссия) ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимой проблемы (например, в программе «Мы» Владимира Познера (ОРТ) достаточно часто рассматриваются проблемные для современности темы).

Интервью – анкета проводится для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников, не вступающих в контакт друг с другом. Обычно это серия стандартизованных интервью, в которых всем участникам задается один и тот же вопрос. Интервью – анкета проводится, как правило, за пределами студии. Объект общественного мнения, избранный для интервью – анкеты должен отвечатьтрем критериям:

1) быть дискуссионным;

2) вызывать общественный интерес;

3) находиться на уровне компетентности большинства /157, 183 – 190/.

Примером интервью-анкеты может служить «Народная трибуна» в программе «Наново» (ГТРК «Оренбург»), в которой вне студии задается один и тот же дискуссионный вопрос большому количеству людей – оренбуржцев.

Таким образом, проблемное интервью едва ли не самое сложное из рассмотренных нами. Для того, чтобы с успехом вести диалоги, нужна основательная подготовка – от общекультурного уровня журналиста, его эрудиции до знания основ рассматриваемой проблемы, скрупулезного изучения материалов, связанных непосредственно с темой предстоящего разговора. Портретное и проблемное интервью выходят за рамки информационности и примыкают к группе аналитических жанров (см. подробнее в 5.1).

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Дайте определение понятию «интервью» и расскажите, чем отличается интервью от других жанров?

2. Перечислите этапы проведения интервью и определите, какие навыки не­обходимы журналисту на каждом из предложенных этапов.

3. В чем заключаются стилистические особенности этого жанра?

4. Назовите жанрообразующие признаки интервью.

5. Объясните, почему нужна подготовка к интервью, расскажите об этапах подготовки.

6. Почему интервью считают ненадежным методом получения информа­ции?

7. Расскажите о классификации интервью.

Рекомендуемая литература

1. Бингхель У., Мур Б. Как интервьюировать // Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия / Сост. Б. Н. Лозовский. – М.: Высш. шк., 1993. – С. 283 – 292.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 200 с.

3. Введение в журналистику: Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» / Сост. Е.П. Прохоров. – М.: Высш. шк., 1989. – 263 с.

4. Владимир Познер: «Я никого «мочить» не буду» // Журналист. – 1999. — № 11. – С. 34 – 36.

5. Власть, зеркало или служанка? (Энциклопедия жизни современной российской журналистики) / Авторы бесед – В. Богданов и Я. Засурский: В 2-х т. – М.: Изд-е Союза Журналистов России, 1998. – 278с.; 323 с.

6. Гости 13 страницы: (Сб. интервью из газеты «Неделя» / Сост. Э.М. Церковер). – М.: Известия, 1990. – 251 с.

7. Ерастов Н.П. Психология общения. – Ярославль: Ярослав. госуд. ун-т, 1979. – 96 с.

8. Коломинский Я. Л. Человек среди людей. – Минск: Нар. Асвета, 1987. – 237 с.

9. Копперуд Р., Нельсон Р. П. Как преподносить новости. – М.: ВИОЛАНТА, 1998. – 128 с.

10. Кузнецов Г.В. Журналист на экране. – М.: Искусство, 1985. – 268 с.

11. Кузнецов Г.В. Новости от Александра Гурнова // Журналист. – 1999. — № 9. – С. 37 – 39.

12. Ламбет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. – М.: ВИОЛАНТА, 1998. – 320 с.

13. Майданова Л.М. Стилистические особенности газетных жанров. – Свердловск, 1987. – 65 с.

14. Майданова Л.М. Очерки по практической стилистике. – Свердловск: УрГУ, 1986. – 183 с.

15. Миллер Э. Д. Шарлотский проект. Как помочь гражданам взять демократию в свои руки. – М.: ВИОЛАНТА, 1998. – 64 с.

16. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.

17. Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт, методики, рекомендации / Под ред. Я.Н. Засурского. — М.: Мысль, 1988. — 575 с.

18. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. – М.: Наука, 1979. – 327 с.

19. Таловов В.П. Труд журналиста: Методика и организация журналистского общения (интервью, беседа за «круглым столом»). – Л., 1983.

20. Телевизионная журналистика: Учебник. – М.:Изд-во МГУ, 1998. – 228 с.

21. Теплюк В.М. Социальная ответственность журналиста. – М: Мысль, 1984. – 207 с.

22. Шумилина Т.В. Не могли бы вы рассказать… // Искусство разговаривать и получать информацию. Хрестоматия / Сост. Б.Н. Лозовский. – М.: Высш. шк., 1993. – С. 223-283.

23. Уллмен Д. Журналистские расследования: современные методы и техника. – М.: ВИОЛАНТА, 1998. – 224 с.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Портрет героев интервью в телевизионных выпусках новостей

Вы будете перенаправлены на Автор24

Интервью – это жанр публицистики, который представляет собой беседу журналиста с известной личностью по актуальным, общественно значимым вопросам.

Информационное сообщение (видеосюжет). Интервью

Видеосюжеты на телевидении условно можно разделить на два вида.

  • Первый вид – это сообщение об официальном событии, таком как сессия высшего законодательного органа, пресс-конференция и т.д.
  • Второй вид – это авторский, сценарный сюжет. Автор подбирает вариант, достойный экрана, продумывает характер монтажа и съемки. Во всех случаях текст должен быть максимально лаконичным, но при этом давать ответы на все вопросы, которые могут появиться у зрителя.

Закадровый текст официального информационного сообщения читает диктор или ведущий информационной программы. А закадровый сюжет авторского сюжета как правило до эфира записывается автором-журналистом.

Жанры телевизионной публицистики, где в качестве основного изобразительно-выразительного средства выступает слово, человеческая речь, а форма существования является диалог, имеет для телевидения особое значение, так как выраженный преимущественно речью коммуникативный процесс является одной из основ телевидения и напрямую соответствует природе экрана.

Интервью – это обмен взглядами, фактами, мнениями, сведениями.

Интервью стало ключевым жанром журналистики в 19 веке, когда периодическая печать переживала бурное развитие, а диалог приобрел массовое распространение в качестве способа получения информации от ее носителя, то есть от первоисточника. Развитие радио раскрыло дополнительные возможности этого жанра, включив в него третью сторону – аудиторию, которая оказалась реальным слушателем диалога.

Телевизионной интервью обогатило жанр еще одним важнейшим качеством, а именно зрелищностью. Ввиду аудиовизуального характера телекоммуникации источником информации оказывается не только звучащая речь с богатством ее эмоциональной, интонационной окраски, но и жесты, мимика, поведение собеседников, а в некоторых случаях и окружающее пространство. Именно зрелищность обусловливает особую достоверность и широкое распространение жанра интервью в телевизионных программах.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, для журналиста интервью является способом получения информации путем общения с ее носителем. В то же время интервью – это жанр публицистики в форме диалога, беседы, в котором журналист на телеэкране с помощью вопросов помогает интервьюируемому максимально полно и логически последовательно раскрыть тему в ходе телепередачи.

Читайте также  Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Персональное интервью (интервью-портрет)

Персональное интервью сфокусировано на одном герое, для его подготовки предварительно следует провести встречу, и не одну, с заинтересованными людьми либо наоборот, сторонними наблюдателями. Героем интервью может стать человек, проявивший себя в какой-либо области общественной жизни и привлекающий внимание широкой публики. Иногда встречаются персональные интервью с «простыми людьми», которые либо в чем-то себя проявили, либо наоборот, являются очень типичными. Детали быта, одежда, интерьер, особенности речи героя интервью несут большую нагрузку.

Целью портретного интервью является создание эмоционально-психологического портрета собеседника.

Журналист должен сообщить зрителю как можно больше сведений о герое, осветить вопросы, которые нацелены на раскрытие его характера и показательные в этом плане. Основной предмет такого интервью – неординарная личность, человек, который интересен всем.

По логической схеме интервью можно выделить два основных его типа:

  • Интервью с одним смысловым центром;
  • Интервью с двумя смысловыми центрами.

К интервью первого типа относятся интервью-портреты. Предметом речи в них является человек. В этом случае все направлено на раскрытие личности героя интервью. Журналист и его собеседник чаще всего известны широкой публике, их жизнь довольно известна, поэтому цель интервью – извлечение новой информации, неожиданного факта, а не внутренний мир интервьюируемого.

Отличительная черта интервью-зарисовки – наличие авторский отступлений, комментариев и т.д.

Традиционно интервьюируемые делятся на следующие категории:

  • Государственные и политические деятели, специалисты, люди, обладающие специфическими знаниями в определенной области. Интервью с ними проводят с целью выяснения какой-то информации по актуальному вопросу;
  • Знаменитости. Их интервьюируют для того, чтобы обнародовать подробности их творчества;
  • Простые люди. У них интервью берут для выяснения общественного мнения о каком-либо событии.

Интервью на телеэкране в идеале должно выглядеть как непринужденная беседа двух людей. Исключением являются ситуации официального характера.

Для получения официальных разъяснений по вопросам внешней и внутренней политики государства проводится протокольное интервью. В роли интервьюируемого здесь выступает официальное лицо.

Целью информационного интервью является получение определенных сведений. При этом ответы интервьюируемого не являются официальным заявлением, и тон беседы поэтому близок к обычному. Информационное интервью входит в состав информационно-публицистических программ.

Задача проблемного интервью — выявление различных точек зрения или способов решения социально значимой проблемы.

Для выяснения мнений по определенному вопросу у собеседников, не вступающих в контакт между собой, проводится интервью-анкета.

Проведение интервью в прямом эфире требует от журналиста сосредоточенности, однако она не должна проявляться в речевом поведении ведущего.

Таким образом, интервью как жанр занимает важное место на телеэкране. Практически нет ни одного информационного выпуска, где бы журналист ни задавал вопросов компетентным людям, ни интересовался мнением о каких-либо важных события, ни обращался к участникам событий. Как правило, интервью является элементом сложных телевизионных форм. Для создания самостоятельной передачи этот жанр используется гораздо реже.

Портретное интервью

Наконец мы подошли к самому интересному, самому глубокому и, наверное, самому сложному жанру – портретному интервью.

Слово «портрет» говорит само за себя. Журналист в таком интервью как бы рисует портрет собеседника, причем делает это с помощью разных техник, как художник. То использует широкие мазки, то берется за тоненькую кисть, то что-то растушевывает, а то, наоборот, делает более ярким. Личность собеседника нужно раскрыть со всех сторон – вот задача интервьюера.

И у телевидения, и у радио в этом жанре гораздо больше возможностей, чем у газеты. Аудиовизуальные СМИ могут использовать звуковой и видеоряд, паузы и детали. Например, можно показать крупно глаза собеседника, это будет очень выразительно. Или не перебивать его, когда он держит паузу, думая над ответом. Потому что эта пауза – очень красноречивая деталь, она говорит о том, насколько важен и серьезен заданный вопрос, что это именно то, что собеседника задевает.

Именно поэтому считается, что в портретном интервью на радио и телевидении журналист должен время от времени провоцировать гостя на проявление эмоций: растроганности, злости, восторга и так далее. Это очень живо смотрится/слушается и украшает любой эфир.

Тут можно показать небольшой фрагмент программы «Познер» (портретное интервью), чтобы участники представили себе, что это такое. Можно взять финальную часть любой программы, в которой Познер задает гостям вопросы по «анкете Пруста».

А теперь давайте пофантазируем – представим, что мы можем взять интервью у кого угодно, в том числе даже у вымышленного персонажа. Думаю, наверняка многие хотели бы взять интервью у Гарри Поттера. Не у актера Дэниела Рэдклиффа, который его сыграл, а именно у Гарри Поттера. Давайте подумаем, каким могло бы быть портретное интервью с ним.

Участники придумывают вопросы – самые разнообразные. Но их задача – не только придумать вопросы, но и подумать об их последовательности. Все вопросы, которые предлагают участники, можно записывать на флипчарт, а после этого предложить им придумать драматургию интервью: каким вопросом начать, каким закончить. Строгих правил тут нет, главное – не перескакивать с темы на тему и соблюдать логику. Начало и конец должны быть яркими и запоминающимися.

Ну а в конце давайте поговорим об ошибках интервьюера. Как вы думаете, чего во время интервью ни в коем случае нельзя допускать? Какие вопросы задавать нельзя? Приведите пример плохого вопроса.

Давайте составим список табу (то есть запретов) для интервьюера.

Табу номер 1. Банальные вопросы, вопросы-штампы.Пример: вопрос «Каковы ваши творческие планы?» Этот вопрос стал маркером плохой подготовки и неопытности журналиста. Считается образцом того, как не надо общаться с интервьюируемым. Говорят, что однажды Людмила Гурченко, услышав такой вопрос, не стала церемониться с журналистом и сразу сообщила, по какому адресу ему надо отправиться. Рекомендация: если вам все-таки очень хочется спросить вашего собеседника о творческих планах, сделать это без ущерба для репутации можно двумя путями. Путь первый: заменить абстрактные «планы» конкретикой (Вы сейчас работаете над новым альбомом? Когда выйдет ваша новая книга? — и так далее). Путь второй: задать этот вопрос иронично, давая понять, что вы к нему относитесь несерьезно. Например, так: «Кстати, а что вы делаете с журналистами, которые спрашивают вас о творческих планах? Я как раз сейчас хочу спросить…»

Табу номер 2. Два вопроса внутри одного.Это очень распространенная ошибка журналистов. Пример: «А почему вы раньше не предлагали такой законопроект, если он так актуален, и кстати, что вы думаете о предложениях ваших коллег из партии X?» В этом случае собеседник выберет ту часть вопроса, на которую он хочет отвечать, – это для него очень удобно. Зачем отвечать на некфомфортный вопрос, когда можно сделать вид, что его забыл, и сосредоточиться на более удобном. Кроме того, собеседник действительно может забыть и потерять часть вопроса.

Табу номер 3. Следующие друг за другом закрытые вопросы.Закрытый вопрос предполагает ответы «да» или «нет». После этого собеседник имеет полное право замолчать и не давать никаких пояснений. Вопрос нужно формулировать таким образом, чтобы ответ был развернутым. Неправильно: «Вы предложили этот законопроект, потому что считаете, что проблему нужно решать немедленно?»» Правильно: «Почему вы предложили этот законопроект? В чем его актуальность?»

Табу номер 4. Вопрос-оценка, вопрос-манипуляция.В интервью-дискуссии такие вопросы могут быть уместны, но вот в информационном интервью они категорически запрещены. Вернемся к примеру с пожаром. Если вы спросите пожарного, который вышел к вам в эфир что-то вроде «Как долго мы еще будем страдать от халатности пожарных?», это будет не смелый журналистский ход, а грубая ошибка. В самом вопросе, по сути, содержится ответ: журналист утверждает, что пожарные не выполняют свои обязанности, и от этого страдают люди. Это вопрос-манипуляция. Сформулировать его можно по-другому: «Согласно недавним исследованиям, в 80% случаев люди во время пожаров гибнут из-за того, что не вовремя приезжают пожарные. С чем связана такая статистика, почему так происходит?»

Табу номер 5. Слишком длинный, громоздкий вопрос.Иногда интервьюер задает так долго, что его гость может успеть выпить чашечку кофе. Это, конечно, неправильно. Зрителей и слушателей «благодаря» таким вопросам можно потерять. Поэтому старайтесь формулировать вопросы четко и, по возможности, коротко. Хотя, конечно, бывают исключения, например тогда, когда ведущий хочет привести в качестве примера какую-то цитату или данные статистики.

Табу номер 6. Вопросы «из списка», отсутствие реакции.Когда журналист готовится к интервью, он составляет список вопросов. Но самая большая ошибка – слепо следовать этому списку, не отклоняясь от него! В этом случае вы очень многое потеряете, а разговор будет звучать неестественно, механически. Обязательна нужная живая реакция, отклики на то, что говорит гость, уточняющие вопросы. Это будет говорить о том, что вы СЛУШАЕТЕ СОБЕСЕДНИКА. Представим портретное интервью. Гость – известный артист – рассказывает о своем детстве, журналист спросил его о том, что предопределило выбор профессии. И вдруг как бы между делом говорит: «У меня вообще-то была мечта стать хоккеистом, но однажды я провалился под лед, и с тех пор больше этим не занимался». Самой большой, непростительной ошибкой журналиста будет оставить это без внимания, не зацепиться, пойти дальше «по списку». В этом месте собеседника надо прервать и попросить рассказать историю подробнее. Это станет настоящей находкой!

Не бойтесь при этом отклониться от линии интервью, вы вернетесь к ней после того, как собеседник ответит на ваш вопрос.

Запомните эти табу – и вы сможете построить интервью таким образом, что его захочется смотреть и слушать.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Урок и презентация РР «интервью как жанр публицистики» 7 кл

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

Читайте также  Земля, как планета солнечной системы

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Выбранный для просмотра документ Виды интервью.docx

Виды интервью

1 . Интервью-портрет, интервью-очерк:

Герой такого интервью – человек, который проявил себя в какой – либо сфере общественной жизни, он привлекает интерес широкой публики. Предварительно для подготовки к такому виду интервью желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации — такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать.

Объект: любой интересный человек или его деятельность.

Цель: запечатлеть, изобразить человека и его деятельность.

2. Интервью-дискуссия:

Журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает на равных со своим собеседником в процессе общения.. Результатом же творческого партнерства является выявление разных точек зрения и по возможности разных путей решения проблем.

Первое условие такого интервью — большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе — правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или общественного положения журналисту удастся выйти на интересные ответы.

Объект: известный и авторитетный человек.

Цель: выяснить мнение по важной проблеме.

3. Интервью-анкета:

Популярную форму таких интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице. Характерная особенность таких интервью — постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп, профессий, возрастов.

Для телевизионного репортажа об акции против курения молодежи можно провести, например, опрос студентов и школьников, задавая каждому вопрос: «Курите ли вы? Если да, то понимаете ли, почему врачи советуют не курить?» А вот для сюжета о том, какие в городе возникли настроения после террористического акта, лучше взять интервью у представителей разных возрастных групп.

Объект: множество разных людей.

Цель: выяснить общественное мнение

4. Информационное интервью:

Информационное интервью — наиболее частый вид интервью. В силу жестких временных рамок это интервью отличается весьма динамичными темпами. Например, для освещения события, происшествия, возможно, даже катастрофы телевизионной съемочной бригаде всего за один час удается опросить более десятка человек или записать пояснения ответственных лиц (спасателей, врачей…) В ситуации, когда нужно выяснить масштабы события, у журналиста, конечно же, не всегда найдется время на все стадии коммуникации, в частности для рекомендуемого этикетом начала разговора-«разминки». Однако, несмотря на жесткие временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику в создании условий для ответов должен быть создан.

Объект: участники события, очевидцы происшествия, ответственные лица.

Цель: осветить новость, событие.

5. Интервью-расследование.

Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко ограничениями по времени. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Очень важно уделить внимание постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным являются вопросы. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход .

Объект: фигуранты и свидетели события, о котором не всё понятно.

Цель: расследовать что-либо противозаконное или антиобщественное, а может быть, наоборот – доброе дело, о котором никому не известно.

Выбранный для просмотра документ Интервью и.docx

08.02. 16г. 7 А Б В РР Интервью – жанр публицистики.

Цель урока: формирование представления учащихся об интервью как о жанре публицистики, развитие речи учащихся, их творческих способностей, содействие воспитанию патриотизма и гражданской активности.

Оборудование урока: компьютер, экран, информационные листы с материалами.

1. Оргмомент. Мини-интервью с классом (тематика – большая перемена)

Попытайтесь сформулировать, исходя из знаний, полученных на прошлом занятии, что такое интервью?

1-й слайд (название урока и цели)

Какими сведениями нужно обладать, чтобы безбоязненно и даже с удовольствием приступить к созданию собственного интервью .

Каковы бывают виды интервью?

Какие бывают цели интервью?

Каковы правила ведения интервью?

Вы сформулировали задачи урока,

1-й слайд. название урока и цели

А пригодятся ли эти знания в жизни? Люди какой профессии должны все знать об интервью?Да, именно журналисты. А кто-нибудь из вас хочет свою жизнь связать с журналистикой? Тогда скажите мне, пожалуйста, вам- семиклассникам зачем эти сведения? Ответить на этот вопрос нам поможет более детальное знакомство с термином.

2-й слайд. (термин интервью)

Интервью (от англ. interview буквально встреча или беседа) – жанр публицистики, представляющей собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами по вопросам, имеющим актуальное общественное значение.

Если обратиться к семантике английского слова интервью, то он состоит из префикса view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Следовательно, интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями.

Выражая свою точку зрения, обмениваясь взглядами, сообщая факты, сведения каким видом деятельности занимается человек? Правильно- общением, а уметь общаться- значит быть успешным.

Слайд №3 . Нет большей радости в жизни, чем радость человеческого общения. А. Де Сент-Экзюпери.

Мы определили с вами задачи и приступаем к выполнению 1-й.

3.1. Виды интервью Раздаточные листы.

Познакомьтесь с видами интервью самостоятельно, сформулируйте цель. 4-й слайд.

1. Интервью-портрет, интервью-очерк:

Герой такого интервью – человек, который проявил себя в какой – либо сфере общественной жизни, он привлекает интерес широкой публики. Предварительно для подготовки к такому виду интервью желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации — такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. Цель: запечатлеть, изобразить человека или событие.

2. Интервью-дискуссия:

Рассмотрим еще один вид интервью, когда журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества.. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире и т.п. Первое условие такого интервью — большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста. Второе — правильный выбор собеседника, с помощью которого в силу его способностей, поступков или социального положения журналисту удастся выйти на глубокий уровень обобщений, увидеть в проблеме драму, а в персональной судьбе — общечеловеческое начало. Цель: выяснить мнения по важной проблеме.

3. Интервью-анкета:

. Популярную форму таких целевых интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице. . Характерная особенность таких интервью — постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

Для телевизионного репортажа об акции против курения молодежи можно провести, например, опрос студентов и школьников, задавая каждому вопрос: «Курите ли вы? Если да, то понимаете ли, почему врачи советуют не курить?». А вот для сюжета о том, какие в городе возникли настроения после террористического акта, лучше взять интервью у представителей разных возрастных групп. Цель: выяснить общественное мнение

4. Информационное интервью:

. Информационное интервью — наиболее ходовой вид интервью.. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Например, для освещения события, происшествия, возможно даже катастрофы телевизионной съемочной бригаде всего за один час удается опросить более десятка человек. В ситуации, когда нужно выяснить масштабы события, у журналиста, конечно же, не всегда найдется время на все стадии коммуникации, в частности для рекомендуемого этикетом начала разговора-«разминки». Однако, несмотря на жесткие временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику в создании условий для ответов должен быть создан. Цель: осветить новость, событие

5.Интервью-расследование.

. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. . Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. Однако надо продумать и другие элементы коммуникации — такие, как первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход . Цель: расследовать что-либо противозаконное или антиобщественное, а может быть, наоборот.

Устный опрос

1 . В интервью какого вида журналист не только задает вопросы, но является полноправным собеседником? (интервью- дискуссия )

2. В каком интервью задаются одинаковые фиксированные вопросы? (интервью-анкета)

3. Какой вид является самым популярным, и готовится в сжатые сроки? (информационное — интервью)

4. Какой вид требует серьезной и предварительной работы с материалами? (интервью –расследование)

5. В каком интервью предварительно желательно провести встречи с заинтересованными людьми, близкими или, наоборот оппонентами? (интервью-портрет )

Соотнесение целей и задачей .

Работа с таблицами : соотнесите виды интервью с их целями. (работа в парах)

Запись целей по памяти. На слайде после ответов ребят виды и цели интервью соединяются стрелочками.

Правила ведения интервью .

5-й слайд (видеоролик ) Демонстрируется шутливый сюжет, в котором интервьюирующий допускает ошибки.

Поможет сформулировать правила ведения интервью видеофрагмент, попытайтесь определить все ошибки, допущенные интервьюирующим. Перечислим ошибки и сформулируем основные правила ведения интервью .

6-й слайд . (Правила ведения интервью .) Обсуждение .

7-й слайд. ( Листы контроля по анализу интервью.) Анализ предложенных интервью . (Это могут быть интервью, написанные самими обучающимися)

8-й слайд. (рефлексия) 4.Мы проделали большую работу, какие задачи, поставленные в начале урока, нами решены?

9-й слайд . (эпиграф)

5. Итог урока.

Домашнее задание: 1) отредактировать свои интервью в соответствии с требования или создать новые другого вида, на жизненном материале.

Слайд № 10(спасибо за сотрудничество)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: