Интерперсональная теория психиатрии Гарри Салливана - OXFORDST.RU

Интерперсональная теория психиатрии Гарри Салливана

Интерперсональная теория Гарри Салливана. Стадии развития личности

Автор интерперсональной теории Гарри Салливан (Harry Sullivan) родился 21 февраля 1892 года в Норидже, в штате Нью-Йорк.

Салливан, сын ирландского иммигранта, рос в провинциальном городке с антикатолическими настроениями, из-за чего у него сформировалось устойчивое чувство изолированности от общества. Впоследствии, когда Гарри занялся психологией, это привело к созданию концепции социальной изоляции.

В 1917 году Салливан окончил Чикагский колледж медицины и хирургии. Ученый стал известен благодаря исследованиям в области интерперсональных (межличностных) отношений и изолированности и одиночества страдающих психическими заболеваниями, а также работой с шизофрениками; кроме того, он модифицировал теории Зигмунда Фрейда. Изначально Салливан был согласен с основными идеями психоанализа, но постепенно его подход изменился: прежде всего, ученого не устраивала концепция психосексуального развития, предложенная основателем психоаналитической теории.

В период с 1925 по 1929 год Гарри Салливан активно работал с больными шизофренией и добивался отличных результатов без применения лекарств. Он утверждал, что это заболевание в значительной мере возникает под влиянием культурных факторов и его можно вылечить.

Любопытно, что все мужчины, принимавшие участие в его исследовании, были гомосексуалистами, что, судя по всему, следует отнести к тому, что психолог и сам, по словам многих его современников, большую часть жизни скрывал свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. И правда, один из его пациентов со временем стал его любовником и даже переехал к нему жить, хотя Салливан называл его своим приемным сыном.

В 1933 году ученый основал Психиатрический фонд имени Уильяма Алансона Уайта, а 1936-м — Вашингтонскую школу психиатрии. В годы Второй мировой войны он принимал активное участие в создании Всемирной федерации психического здоровья; в 1938 году основал и стал редактором журнала Psychiatry. Гарри Салливан скончался 14 января 1949 года в возрасте пятидесяти шести лет.

Его работа в области интерперсонального психоанализа и разработанные им терапевтические методики и сегодня оказывают огромное влияние на мир психологии.

Интерперсональная теория

Хотя Гарри Салливан вел преимущественно изолированную от общества жизнь, он очень хорошо понимал, насколько важную роль играют в жизни человека межличностные отношения. Психолог считал, что личность проявляется только во взаимоотношениях между людьми.

Он рассматривал ее как систему, в которой энергия существует либо в виде напряжений (потенциальных действий), либо в виде непосредственных действий (трансформаций энергии). Напряжения, в свою очередь, подразделяются на два типа: потребности и тревогу.

Базовые потребности

Базовые потребности одинаковы для всех людей, но как они выражаются, зависит от ситуации. Для их удовлетворения требуется совершить определенные действия. Динамизм обычно связан с конкретными частями тела, например ртом или гениталиями, либо с общим благополучием человека. Потребности бывают физиологические, например в пище или кислороде, и межличностные (интерперсональные), например в близости и ласке.

Тревога

Тревогу, в отличие от потребностей, нельзя снять определенными действиями. По мнению Салливана, она представляет собой главный фактор разрушения интерперсональных отношений. Если тревога и напряжение полностью отсутствуют в жизни человека, его охватывает чувство эйфории.

Динамизмы

Итак, Салливан называл стандартные паттерны поведения динамизмами и считал, что они связаны с напряжениями или конкретными участками тела. Ученый различал четыре вида динамизмов напряжения:

1. Близость. Близкие личные отношения двух равноправных людей уменьшают чувство одиночества и тревоги и способствуют межличностному развитию.

2. Сексуальное влечение может быть реализовано и без близких интерперсональных отношений. Этот динамизм всецело основан на удовлетворении сексуальных потребностей, причем удовлетворять потребность партнера не обязательно.

3. Озлобленность характеризуется чувством, что человек живет среди врагов, из-за чего возникают такие качества, как недоброжелательность, ненависть, жестокость или застенчивость. Этот вид динамизма обычно формируется в детстве. Злые, недоброжелательные дети испытывают трудности в близких отношениях; им трудно принимать и давать заботу и ласку.

4. Я-система — устойчивая модель поведения, обеспечивающая безопасность личности, защищающая человека от тревоги. Данный тип динамизма, как правило, подавляет любые изменения личности. Если наша я-система сталкивается с какой-либо непоследовательностью, возникает необходимость в защитных действиях (психологической защите, служащей для уменьшения интерперсональных напряжений). К таким действиям относятся диссоциации, или блокирование опыта с целью не допустить его в сознание, и селективное игнорирование, блокирование конкретных переживаний.

Персонификации

По теории Гарри Салливана, в процессе взаимодействия с другими людьми у человека формируются мысленные образы самих себя и других людей — персонификации. Персонификации собственного образа бывают трех типов:

1. Я-плохой — это негативные стороны нашего «я», которые являются следствием неодобрения или наказания. Если персонификация я-плохой (например, при воспоминании о поступке, поставившем его в неловкое положение) осознается, человек испытывает тревогу.

2. Я-хороший. Персонификация я-хороший связана с поощрением и одобрением, не вызывает тревоги. Этим представлением о себе охотно делятся с другими людьми; обычно человек предпочитает фокусироваться именно на этой персонификации.

3. Персонификация не-я формируется из-за очень сильной тревоги. Такое переживание часто отрицается и вытесняется в область бессознательного.

Гарри Салливан был согласен с Зигмундом Фрейдом в том, что детский опыт и роль матери чрезвычайно важны для развития личности человека. Однако, в отличие от Фрейда, ученый считал, что личность продолжает развиваться и в пубертатном, и даже во взрослом возрасте.

Стадии развития личности

По мнению Салливана, люди проходят разные стадии развития личности, которые он называл эрами, в четком порядке, определяющемся не временными рамками, а социальной средой.

Перечислим их здесь:

  • Младенчество (от рождения до 1 года). В этот период мать дает ребенку нежность и ласку, а ребенок узнает, что такое тревога.
  • Детство (1 год — 5 лет). Мать остается главным элементом интерперсональных отношений, но теперь она лишь одна из тех, кто заботится о ребенке, хоть и самая главная фигура.
  • Ювенильная эра (6-8 лет). Ребенок начинает испытывать потребность в друзьях и сверстниках, с которыми можно играть. Это начало процесса социализации; на данном этапе ребенок учится взаимодействовать, идти на компромисс и соперничать с другими детьми.
  • Подростковая эра (10-12 лет) — самая важная, поскольку все ошибки, совершённые до этого, можно исправить, но ошибки этого периода в дальнейшем исправить чрезвычайно трудно. Эра характеризуется тем, что у ребенка появляется близкий или лучший друг. Если не научиться близости на этой стадии, в дальнейшей жизни у человека возникнут сложности с сексуальными партнерами.
  • Юношество (13-17 лет). Эра начинается с началом пубертатного периода. Потребность в дружбе на этом этапе сосуществует с потребностью в сексуальном самовыражении, начинает развиваться интерес к противоположному полу. Если к этому моменту человек не подготовлен к близости, он может путать любовь с влечением и его сексуальные отношения будут лишены истинной близости.
  • Позднее юношество (18-23 года). Эра может начаться и в шестнадцать лет, но непременно только после того, как человек становится способным испытывать к другому человеку и близость, и влечение, а длительные отношения становятся для него главной целью. Эра также характеризуется тем, что человек учится справляться с вызовами взрослой жизни.
  • Взрослая жизнь (24 года и старше). В эту эру человек выбирает карьеру, обеспечивает себе финансовую безопасность, создает семью. Его видение мира становится стабильным. Если все предыдущие эры были пройдены успешно, задача налаживания взаимоотношений с окружающими и социализации не вызывает особых проблем; но если более ранние эры проходили со сложностями, у человека будут возникать интерперсональные конфликты, в результате чего его будет постоянно мучить чувство тревоги.

Масштабные исследования личности Гарри Салливана привели к созданию интерперсонального психоанализа — направления в психоанализе, сфокусированного на выявлении психопатии человека посредством анализа его взаимодействий с другими людьми в прошлом.

Со временем теории Салливана несколько утратили свою популярность, но тем не менее они и сегодня оказывают на современную психологию большое влияние.

Читайте также  Жизненный цикл объекта недвижимости

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты

Интерперсональная психотерапия Г. Салливана

Психиатрический и психотерапевтический подход, разработанный Г.Салливаном, основан на представлении о ведущем значении межличностных отношений между людьми в норме и патологии [2, 4, 5].

Гарри Стек Салливан родился в 1892 г. в США, в окрестностях Норича, штат Нью-Йорк. Образование получил в Чикагском медицинском колледже, который закончил в 1917 г. С 1922 г. начал работать психиатром и к 30 годам заслужил репутацию блестящего клинициста. Начиная с 1929 г. разрабатывал основные положения своей теории межличностных отношений, которая в конечном итоге получила название интерперсональной теории. С 1936 г. занял пост директора Вашингтонской школы психиатрии.

Единственным прижизненным опубликованным трудом явилась «Концепция современной психиатрии» (1947). Лекции и рукописи Салливана были опубликованы во многих руководствах и сборниках.

Умер Г. Салливан в 1949 г. в Париже.

Развитие его концепции в известной мере определялось конфронтацией с психоанализом. Суть интерперсональной психотерапии Г. Салливана состоит в признании важности межличностного взаимодействия как основы формирования нормы и патологии. Согласно Г. Салливану, человека характеризуют две ведущие потребности, одна из которых имеет биологическую природу (потребность в нежности, ласке), а вторая (потребность в безопасности) связана с межличностными отношениями. Психологический смысл первой потребности – ослабление силы физиологических потребностей (голод, жажда, половое влечение). Этот уровень функционирования присущ и животным. Вторая ведущая потребность имеет уже чисто человеческую природу и направлена на снижение тревоги и неуверенности. Удовлетворение второй потребности ложными способами приводит к психическим заболеваниям, которых, по мнению Г. Салливана, у животных нет.

Отдельно Г. Салливан акцентирует внимание на важной роли тревоги в патологии (дезорганизации жизни) и вообще в жизни. Нарушения поведения являются реакцией на усиление тревоги. Большое значение имеет и конфликт тенденций: стремление удовлетворить физиологические потребности может привести к утрате чувства безопасности. Одним из путей, которым индивид может избавиться от тревоги, является механизм «избирательного внимания», отсеивающий информацию, несущую тревогу.

Способы ослабления тревоги закрепляются в опыте. Важнейший период в этом смысле – детство. Причина, по которой именно в детстве происходит формирование наибольшего числа искаженных форм поведения, –неполноценный опыт. Неполноценность опыта на этом этапе развития обусловлена так называемой прототаксической – поверхностной, «до целенаправленной» – формой его приобретения. Сам опыт проживается на этом этапе развития в виде моментальных состояний, причем отсутствует понимание связи между прошлым, настоящим и будущим. При таком опыте окружение отождествляется с собственными эмоциями ребенка.

Следующий период развития – паратаксический – характеризуется тем, что индивид осознает определенные связи между явлениями, но эти связи могут носить поверхностный, случайный и внешний характер, например, при совпадении событий во времени. Паратаксический период развития имеет важное значение в возникновении патологии, и искажение понятий и опыта сходно с фрейдовским пониманием «переноса». У клиента происходит генерализация отрицательного опыта в межличностных отношениях, главным образом с раннего детства и до отношений с психотерапевтом.

В процессе психотерапии регрессивный, паратаксический способ корригируется анализом отношений клиента в детстве, и одновременно в межличностных отношениях с психотерапевтом клиент учится получать удовлетворение от общения с людьми, избавляется от тревоги, приобретает чувство безопасности, налаживает адекватные отношения с собой и окружающими людьми. При этом происходит перестройка личности, которая приводит к тому, что клиент начинает явно видеть пути выхода из ситуаций, ранее представлявшихся неразрешимыми.

По своему характеру метод Г. Салливана приближается к современным вариантам краткосрочной психотерапии. В нем четко прослеживается, наряду с аналитической ориентацией, элемент поведенческой психотерапии.

Вопросы для повторения:

1. Каковы основные особенности данного метода психотерапии?

2. С каким материалом работает психотерапевт?

3. Какова позиция терапевта в психотерапевтическом процессе?

4. Каковы основные технические приемы работы?

Литература:

1.Бурлачук, Л. Ф. Психотерапия [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, А. С. Кочарян, М. Е. Жидко. – СПб.: Питер, 2002. – 466 с.

2.Гринсон, Р. Р. Практика и техника психоанализа [Текст] /Р. Р. Гринсон. – Новочеркасск: Сагуна, 1994.

3.Калина, Н. Ф. Основы психотерапии [Текст] / Н. Ф. Калина. – Ваклер, 1997. – 264 с.

4.Кондрашенко, В. Т. Общая психотерапия [Текст] / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской. – Минск, 1998. – 487 с.

5.Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. — М.: Академ. Проект, 1999. – 415 с.

6.Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / под ред. Б. Д. Корвасарского. – СПб.: Питер, 1998. – 743 с.

7.Сандлер, Дж. Пациент и психоаналитик [Текст] / Дж. Сандлер, К. Дэр. – М.: Смысл, 1995. – 191 с.

Межличностная теория Гарри Стека Салливана

Межличностная теория Гарри Стэка Салливана о развитии личности Это один из самых известных в области психоанализа.

В этой статье мы опишем основные концепции и постулаты этой модели, чье внимание к межличностным отношениям значительно повлияло на последующее развитие психотерапии.

  • Статья по теме: «Основные теории личности»

Межличностная теория Х. С. Салливана

Гарри Стэк Салливан (1892-1949) опубликовал работу в 1953 году «Межличностная теория психиатрии»; в этом он разработал свою модель личности , которая является частью парадигмы психоанализа. Более конкретно, мы можем классифицировать Салливана в неоффудизме вместе с такими авторами, как Карл Юнг, Карен Хорни, Эрик Фромм или Эрик Эриксон.

Салливан защищал концепцию психиатрии, согласно которой эта наука должна иметь целью изучение взаимодействия между людьми. Таким образом подчеркнуло фундаментальную актуальность межличностных отношений (как реальное, так и воображаемое) в конфигурации личности, а следовательно, и психопатологии.

Для этого автора личность может быть определена как модель поведения, связанная с ситуациями взаимодействия с другими людьми. Это была бы стабильная и сложная сущность, определяемая как внутренними физиологическими и межличностными потребностями, так и обучением на основе раннего опыта и процесса социализации.

В этом смысле личность будет формироваться постепенно с точки зрения контакта с социальной средой и способностью удовлетворять потребности, а также напряженности, которую они вызывают как с биологической, так и с психологической точки зрения. Неудачи в этом типе обучения и отсутствие психологической адаптации могут привести к патологии.

Теория личности Х. С. Салливана и, в частности, ее ориентация на социальные взаимодействия, привело к появлению школы межличностного психоанализа , Этот поток также отличается от фрейдовского варианта в его заинтересованности в индивидуальности и в важности, которую он придает взаимоотношениям между терапевтом и пациентом.

  • Возможно, вас интересует: «9 видов психоанализа (теории и основные авторы)»

Стабильные факторы, которые составляют личность

Согласно Салливану, конструкция, которую мы знаем как «личность», состоит из трех устойчивых аспектов: динамизм и потребности , Система Самости и персонификации .

Все они развиваются из взаимодействия с другими людьми и того, как мы решаем наши физиологические и социальные импульсы.

1. Потребности и динамизм

Межличностный психоанализ определяет два больших набора человеческих потребностей : самоудовлетворенности и безопасности. Первые связаны с физиологией и включают кормление, экскрецию, активность или сон; Потребности в безопасности имеют более психологический характер, например, избегание беспокойства и поддержание чувства собственного достоинства.

Читайте также  Налоговая система Индии

Динамизмы — это сложные модели поведения и более или менее устойчивые, которые выполняют функцию удовлетворения определенной базовой потребности — или, по словам Салливана, «преобразования физической энергии организма». Существует два типа динамизма: те, которые связаны с определенными частями тела, и те, которые связаны с переживаниями страха и тревоги.

2. Система Самости

Система Самости развивается на протяжении всего детства, когда мы испытываем беспокойство и облегчаем его через других людей. Это психическая структура, которая выполняет функцию управлять беспокойством, то есть иметь дело с потребностями безопасности , С возрастом он также принимает на себя функцию защиты самооценки и социального имиджа.

  • Статья по теме: «Что такое« Я »в психологии?»

3. Персонификации

Салливан использует термин «персонификация» для обозначения способов, которыми дети интерпретируют мир: приписывание людям и коллективным характеристикам других, основанное на опыте взаимодействия, а также личных убеждениях и фантазиях. Персонификации будут иметь большое значение в социальных отношениях на протяжении всей жизни .

Режимы опыта: развитие ума

Следуя подходам Салливана, личность формируется путем передачи межличностного в интрапсихическое. Таким образом, если потребности человека в детстве будут удовлетворительно удовлетворены, он достигнет чувства уверенности в себе и безопасности; если нет, у вас появится тенденция чувствовать себя неуверенно и тревожно.

Как мы воспринимаем нашу физическую и социальную среду Они меняются в зависимости от возраста, степени владения языком и правильного удовлетворения потребностей. В этом смысле Салливан описал три способа переживания: прототаксика, паратаксика и синтаксический. Каждый из них подчинен тем, которые появляются позже.

1. Прототаксический опыт

Младенцы воспринимают жизнь как последовательность не связанных между собой состояний организма. Нет понятия причинности или истинного чувства времени. постепенно станет известно о частях тела, которые взаимодействуют с внешним , в котором возникают ощущения напряжения и облегчения.

2. Paratáxica опыт

В детстве мы дифференцируем себя от окружающей среды и получаем знания о способах удовлетворения наших потребностей; это позволяет появление личных символов, с помощью которых мы устанавливаем отношения между событиями и ощущениями, такими как причинность.

Салливан говорил о «искажении паратаксы», чтобы сделать ссылку до появления опыта такого типа на более поздних этапах жизни. Они состоят в основном из отношения к другим людям таким же образом, как это произошло со значительными людьми в прошлом; это может проявиться в передаче, например.

3. Синтаксический опыт

Когда развитие личности происходит здоровым образом, возникает синтаксическая мысль, которая имеет последовательный и логический характер и постоянно изменяется в соответствии с новым опытом. также символы подтверждены на основе консенсуса с другими людьми, что придает социальный смысл поведению.

Гарри Стэк Салливан. Интерперсональный психоанализ (September 2021).

Интерперсональная теория психиатрии Гарри Салливана

Интерперсональная теория Салливана (Sullivans interpersonal theory)

Интерперсональной теорией называют теорию межличностных отношений, к-рая разрабатывалась, гл. обр., в 1930-х и 1940-х гг. Гарри Стаком Салливаном.

Ключевые понятия

Салливан подчеркивал соц. характер челов. природы. Он определял психиатрию, личность и осн. понятия диагностики и лечения в интерперсональной плоскости. Он тж подчеркивал решающую роль тревоги в формировании личности и нарушениях ее функционирования. Наконец, Салливан рассматривал актуальные интеракции, или действия, в межличностной сфере как процесс, в ходе к-рого нарушения возникают, выявляются и вылечиваются.

Социальный характер человеческой природы

Салливан определял личность как «относительно устойчивый паттерн повторяющихся интерперсональных ситуаций, к-рые характеризуют челов. жизнь». Даже отшельники поддерживают посредством воображения, воспоминаний и фантазии межличностную жизнь. Наименьшими значимыми (поддающимися интерпретации) единицами изучения индивидуума являются динамизмы (dynamisms), определяемые на основе характерных паттернов внутреннего или внешнего соц. поведения.

То что поведение зачастую отражает взаимоотношения с людьми, отсутствующими в данной ситуации, является «краеугольным камнем» подхода Салливана. Он считал, что деформирующее влияние таких взаимоотношений вызывают нарушения поведения у человека. Внутреннюю сторону этой деформации он называл персонификациями (personifications), образами себя и других с присущими им чувствами, побуждениями и идеями. Стереотипы являются широко разделяемыми персонификациями, позитивными или негативными. Персонификации, сложившиеся в одних взаимоотношениях, могут воспроизводиться в других, оказывая соотв. влияние на мышление, эмоции и поведение.

Тревога

Тревога может быть наиболее важным формирующим фактором в межличностной сфере, и ее истоки представляют собой также истоки личности и Я. Они берут начало в беспомощном положении младенца, к-рый не сможет выжить, если о нем не позаботятся. Со временем такие взаимодействия приводят к двум последствиям: удовлетворенности, связанной с уменьшением потребности, и безопасности, связанной с сохранением нужных человеку взаимоотношений.

Угроза жизни вызывает страх. Угроза безопасности вызывает тревогу, к-рая может оказать разрушительное воздействие на личность человека, если он недостаточно хорошо умеет справляться с ней или заглушать ее.

Возрастающий динамизм Я (слово, к-рое Салливан использовал для того комплекса процессов, к-рые постепенно приобретают все большую и большую роль в контроле, оценке и регулировании активности в межличностной сфере) прежде всего стремится сохранить безопасность. Поведение, вызывающее одобрение со стороны значимых других, усиливается; поведение, вызывающее неодобрение, тормозится или даже исключается.

Действия

Дети, у к-рых доминирует стремление сохранить безопасность, вырастают с сильно искаженными представлениями о собственных действиях в межличностной сфере. Если значимые другие постоянно выказывают свое неодобрение детям, это приводит не просто к конформности последних, а к эмоциональным расстройствам.

Салливан разработал множество стратегий для выявления искажений в межличностных отношениях и тех трудноуловимых проявлений тревоги, к-рые им сопутствуют, а тж стратегий взаимодействия с пациентами, к-рые помогли бы им воспринять правду, скрывающуюся за их ухищрениями, и расширить собственное Я. Центральным для Салливана являлось убеждение в том, что единственной объективной информ., к-рой располагает терапевт, является поведение пациента в межличностных ситуациях. Салливан воспринимал терапевта как соучастника в действиях пациента, и считал, что исходная информ. для диагностики и само лечение возникают именно в этом процессе включенного наблюдения.

См. также Теории личности, Психотерапия

2.4 «Интерперсональная теория психиатрии» г.С. Салливана

Еще один представитель неофрейдизма — Гарри Салливан (1892-1949) — психиатр-практик, преподаватель и редактор журнала «Психиатрия», автор концепции межличностной психиатрии.

Г.С. Салливан обратил основное внимание на межличностные отношения, связывая неврозы с нарушениями в процессах коммуникации, а не с фиксациями либидо в раннем детстве. Он развил идеи о решающей роли межличностных отношений для понимания причин возникновения особенностей личности (при этом, однако, последние трактуются как пассивные социальные проекции тех или иных воздействий на личность) и психологических расстройств.

Число типов личности у человека соответствует количеству его межличностных ситуаций. Будучи уверен, что в любом обществе духовный мир человека заполнен иллюзорными престижными ценностями, Салливен приходит к отрицанию индивидуальности личности, которая рассматривается им как совокупность социальных масок. Социальные отношения сводятся в основном к межличностным связям.

Свою теорию Салливен назвал «интерперсональной теорией психиатрии». В ее основе лежат три принципа, заимствованные из биологии:

· принцип коммунального (общественного) существования;

Читайте также  Нравственная культура общения

· принцип функциональной активности;

При этом Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных в США психологических направления – психоанализ и бихевиоризм.

Личность человека, по Салливену, является не врожденным качеством, но формируется в процессе общения младенца с окружающими, т.е. «личность – это модель повторяющихся межличностных, интерперсональных отношений». В своем развитии ребенок проходит несколько этапов – от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется определенная модель. В детстве эта модель формируется на основе совместных со сверстниками игр, в предъюношестве – на основе общения с представителями другого пола и т.д. Хотя ребенок не рождается с определенными социальными чувствами, они формируются у него в первые дни жизни, их развитие связано со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.

Салливен считал, что потребность и создает напряженность, и формирует способы ее преодоления динамизмы, которые являются не только моделями энергетических трансформаций, но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жизни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности.

Главными, ведущими для всех людей потребностями Салливен считал потребность в нежности и потребность в избежании тревоги. Однако возможности их удовлетворения разные, так как для реализации потребности в ласке существуют определенные динамизмы, помогающие ребенку получать ее от близких. Источники же тревоги настолько многообразны и непредсказуемы, что нельзя полностью исключить возможность неприятных, вызывающих беспокойство событий из жизни чело века. Таким образом, эта потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование «Я-системы», лежащей в ее основе.

Говоря о «Я-системе», Салливен выделяет три ее структуры – хорошее Я, плохое Я и не-Я. Стремление к персонификации себя как хорошего Я и избегание мнений о себе как о плохом Я, являются наиболее важными для личности, так как мнение о себе как о плохом является источником постоянной тревоги.

Для защиты своей положительной персонификации человек формирует специальный механизм, который Салливен назвал избирательным вниманием. Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Так как основные причины тревоги кроются в общении с другими людьми, то избирательное внимание регулирует не только собственную персонификацию, но и образы других людей.

Исходя из идеи о приоритетном влиянии общения на развитие личности, Салливен, естественно, уделял большое внимание изучению характера общения, формированию образов окружающих. Ему принадлежит основополагающее для социальной психологии изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга, исследование формирования контролирующих моделей, которые оптимизируют процесс общения.

Хотя Салливен разделял мнение психоаналитиков о бессознательном характере основных потребностей (в частности, потребностей в нежности и избегании тревоги), однако он оспаривал мнение об их врожденном характере, как и о врожденности агрессивного инстинкта. Он считал, что и агрессия, и беспокойство с неизбежностью развиваются у ребенка уже в первые дни его жизни. Он заражается беспокойством от матери, которая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания.

Теория Салливена явилась одной из первых попыток соединить различные подходы к пониманию закономерностей развития личности. Успешность этого опыта привела к стремлению современных психологов заимствовать наиболее значимые взгляды и открытия из разных психологических школ, расширяя рамки традиционных направлений. Работы Салливена оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную психологию, положив начало многочисленным исследованиям особенностей восприятия при общении людей.

Идеи неофрейдизма, несмотря на свои психологические концепции, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру. Воззрения неофрейдистов получили особенно широкую известность в середине 60-х годов во времена выступлений «новых левых», которые с энтузиазмом восприняли идеи Райха о «сексуальной революции», Маркузе об «одномерном» человеке и необходимости «великого отказа» как от капитализма, так и социализма, искаженного тоталитарной системой власти.

Развивая психоанализ, Эрик Эриксон (1902-1994) на разнообразном материале разработал эпигенетическую теорию развития личности и эмоциональных кризисов у взрослых. Он описал восемь стадий психического развития Я, которые проходит человек от рождения до смерти, утверждая таким образом, что развитие личности не заканчивается в подростковом возрасте, но происходит на протяжении всего жизненного цикла.

Во французской науке большое распространение получил структурный психоанализ Жака Лакана (1901-1981), где соединяется психоанализ с лингвистикой. Сердцевину его структуралистского подхода выражают формулы «бессознательное — это язык», «бессознательное структурировано как язык». В этой работе Лакан опирается на приемы исследования, разработанные Ф. Соссюром, Р. Якобсоном и др.

Таким образом, сегодня неофрейдизм представляет множество различных концепций и подходов, очень отдаленно связанных между собой. Некоторые современные варианты психоанализа уже настолько далеко ушли от его изначального, фрейдовского варианта, что сохраняют свое название лишь для того, чтобы отличить себя от бихевиористской и экспериментальной линии в психологии.

1. Лейбин В. Психоанализ и современная западная философия. – М., 1990.

2. Психология личности: словарь-справочник / под ред. Горностай П., Титаренко Т. – К., 2001.

3. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

4. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.

5. Шерток Л. Непознанное в психике человека. – М., 1982.

6. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб., 1998.

7. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. – М., 1995.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: