Интеграция Испании и Европейского Союза - OXFORDST.RU

Интеграция Испании и Европейского Союза

Европейская интеграция: так ли хорош панъевропеизм?

Европейская интеграция — передача части суверенитета наднациональным (независящим от государств-участников) органам власти в пределах специально сформированных европейских организаций.

Особенности и состав участниц

Для европейской интеграции характерны следующие черты:

  1. Формирование независимых органов власти с учетом разделения на исполнительную, законодательную и судебную ветви, а также поиск баланса между ними с учетом государственных и национальных интересов.
  2. Компромиссность — постоянное согласовывание интересов стран-участниц друг с другом. Что усложняется периодическим приемом в ЕС новых государств.
  3. Новизна с учетом того, что ранее в Европе не было примеров делегирования власти или полномочий на подобном уровне.
  4. Отказ от итоговой цели интеграции.
  5. Элитарность: интеграцию начали политические элиты без участия населения.
  6. Роль США, которые использовали европейский лагерь, чтобы противопоставить его советскому во времена холодной войны.
  7. Антикоммунистическая направленность и желание объединить западноевропейские ценности.

Условно состав стран-участниц ЕС можно разделить на четыре группы:

  1. Инициаторы. Бельгия, Люксембург, Италия, Нидерланды, ФРГ, Франция.
  2. Западноевропейская. Великобритания, Дания, Ирландия — присоединились в 1973 году ввиду политических и экономических выгод.
  3. Смешанная. Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция — ввиду необходимости изменить национальный статус.
  4. Центрально-восточноевропейская. Венгрия, Латвия, Литва, Кипр, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония, Болгария, Румыния, Хорватия — ввиду желания сменить политическую ориентацию с окончанием холодной войны.

Причины и история объединения

При создании ЕС каждая из стран-участниц преследовала собственные интересы. Франция стремилась сдерживать Германию посредством наднациональных структур, где она рассчитывала занять главенствующие позиции. Для Германии интеграция была важна ввиду скорейшего преодоления неравного положения в Западной Европе в сравнении с другими странами, в каком она оказалась после Второй мировой войны. Италия стремилась ограничить усиление позиций Франции и Германии, а на внутригосударственном уровне — избежать укрепления левых настроений. Этого же мнения придерживались страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург).

Консолидация началась с понятия «метод интеграции», которое шло от французской стороны, предлагающей создать независимое сообщество с собственными органами и полномочиями. Изначально общей целью стран было создание единого рынка и пространства для свободного перемещения не только товаров и услуг, но и людей.

Начальная консолидация прошла с организацией ЕОУС — Европейского объединения угля и стали. Его создали по инициативе французского министра иностранных дел Р. Шумана, руководителя французского комиссариата планирования Ж. Монне и их советников, среди которых были граждане США. План Шумана (подписание договора) произошло 18 апреля 1951 года, а его вступление в силу — 23 июня 1952 года. Главной целью соглашения было формирование единого рынка угля и стали сроком на 50 лет.

Следующим шагом стало подписание 25 марта 1957 года договора о ЕЭС — Европейском экономическом сообществе. Его инициировал Бенилюкс. Соглашение вступило в силу 1 января 1958 года для организации сотрудничества в транспортной и таможенной сферах с дальнейшей ориентацией на отказ от таможенных пошлин при торговле друг с другом, а также для установления единого таможенного тарифа при торговле с государствами, не входящими в ЕЭС.

Одновременно с ЕЭС был подписан договор о создании Евратома — Европейского сообщества по атомной энергии. Здесь снова имела место французская инициатива, которой были выгодны финансовые льготы для обеспечения собственной атомной программы и регулирование развития атомной энергетики в Германии. В историографию договоры о создании ЕЭС и Евратоме вошли под названием «Римских договоров».

С 1 июля 1968 года стал полноценно работать Таможенный союз. Первоначально он распространялся только на сельскохозяйственный сектор, затем перейдя на прочие товары и услуги. Для этого был составлен Единый европейский акт. В нем термин «общий рынок» заменялся на «внутренний рынок», а также прописывались новые обязательства стран-участниц.

В политическом смысле ЕЭС управлялся рядом наднациональных формирований:

  1. Европейская комиссия — главный орган исполнительной власти. Ее первым председателем стал статс-секретарь германского МИД В. Хальштейн. С 1 июля 1967 года комиссии ЕОУС, ЕЭС и Евратома объединили в одну, наделив правом законодательной инициативы.
  2. Совет министров — орган, участвующий в законодательной деятельности и решающий дальнейшее течение интеграции.
  3. Европейский парламент — главный законодательный орган. Начиная с 1979 года депутатов Европарламента избирают граждане стран-участниц посредством прямого голосования.
  4. Европейский совет — наднациональный орган, несущий консультативную функцию. Состоит из глав государств и правительств стран-участниц.
  5. Европейский суд — суд высшей судебной инстанции на интеграционном пространстве, состоящий из судей стран-участниц (по одному от каждой).

Полноценно все соглашения о европейской интеграции стали работать с 1 января 1993 года. Распад СССР и объединение Германии создали новую геополитическую ситуацию, которая требовала изменений и от ЕЭС, что выразилось в формировании Евросоюза и перехода ЕЭС в ЕС — Европейский союз.

Среди главных достижений европейской интеграции называют:

  1. Организацию мира после Второй мировой войны и примирение между бывшими противниками.
  2. Укрепление созданной структуры благодаря постоянным поискам компромиссов.
  3. Создание единой европейской модели развития несмотря на изначальную разность экономических интересов.

Противоречивость ЕС состоит в отсутствии единой конечной цели, что не дает ясность сути и легитимности интеграции для рядовых европейских граждан. А это, в свою очередь, усложняет постановку целей и задач, что может провоцировать новые кризисы.

ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Европейская интеграция — процесс передачи части суверенитета наднациональным (независящим от государств-участников) органам власти в рамках специально созданных европейских организаций.

Со схожими интеграционными процессами ее объединяют две черты: 1) создание самостоятельных органов власти, что с учетом привычного в западных демократиях принципа разделения властей заставляет инициаторов Е. и. формировать исполнительные, законодательные и судебные органы, искать новый баланс между ними как на наднациональном, так и на национальном уровнях; 2) компромиссность, постоянное согласование интересов стран-участниц. По мере роста их числа скорость интеграционного процесса замедляется. Кроме указанных выше имеются особенные черты Е. и.: 1) новизна, обусловленная отсутствием подобных примеров добровольного делегирования суверенитета в демократической Европе; 2) отказ от определения конечной цели интеграции; 3) элитарность процесса — принятие важных решений взяла на себя политическая элита без участия населения в какой-либо форме; 4) активная роль США, использовавших Е. и. как фактор укрепления западного лагеря в «холодной войне»; 5) антисоветская направленность, в стремлении консолидировать западные ценности.

Состав участников можно разделить на четыре группы. Инициаторы — Бельгия, Люксембург, Италия, Нидерланды, ФРГ, Франция. Западноевропейская — Великобритания, Дания, Ирландия; присоединившиеся к Е. и. в 1973 с основной целью не упустить выгоды интеграции и оказывать на нее влияние изнутри. Смешанная — Греция (1981), Испания и Португалия (1986), Австрия, Финляндия и Швеция (1995). Их целью было изменение своего национального статуса. Центрально-восточноевропейская группа — Венгрия, Латвия, Литва, Кипр, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония (2004), Болгария и Румыния (2007), Хорватия (2013), стремившиеся использовать благоприятные геополитические условия после окончания «холодной войны» для обеспечения собственной безопасности.

Причины, которыми руководствовались страны-инициаторы Е. и., были различны. Франция собиралась сдерживать ФРГ, что было существенно легче в наднациональных структурах, где французы рассчитывали на доминирование. Для ФРГ интеграция означала преодоление послевоенного неравноправия и укрепление выгодного большинству западногерманских элит блокового статуса страны, но экономические преимущества были весьма сомнительны. Италия стремилась не допустить усиления Франции и ФРГ на международной арене, а внутри страны — укрепления левых сил, аналогичными резонами руководствовались и страны Бенилюкса. В научный оборот было введено понятие «метод интеграции», которое было связано с французскими предложениями сформировать самостоятельные сообщества в различных сферах со своими органами и полномочиями. Основной договорной целью большинства интеграционных организаций было создание общего рынка, то есть пространства свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала.

К основным организациям Е. и. относятся: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), созданное по инициативе французского министра иностранных дел Р. Шумана и руководителя французского комиссариата планирования Ж. Монне вместе с различными советниками, в том числе и американцами. Подписание договора по созданию ЕОУС (так называемый план Шумана) состоялось 18 апреля 1951 (вступление в силу — 23 июня 1952), его основной целью стал общий рынок угля и стали. Срок действия — 50 лет.

Европейское оборонительное сообщество (ЕОС, подробнее см. в ст. Европейское оборонительное сообщество).

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), созданное по инициативе стран Бенилюкса. Договор по его созданию был подписан 25 марта 1957 и вступил в силу 1 января 1958. Его инициаторы стремились обеспечить сотрудничество в сфере транспорта, финансов, энергетики, социальной политики путем создания общего рынка через таможенный союз, то есть через постепенный отказ от таможенных пошлин во взаимной торговле и принятие общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами.

Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом), организованное по инициативе французской стороны, стремящейся к финансовой экономии для собственной атомной программы и к контролю над развитием атомных технологий в ФРГ. Договоры о ЕЭС и Евратоме были подписаны в один день и вступили в силу одновременно, по месту их подписания их принято называть Римскими договорами.

С 1 января 1957 применительно к Е. и. следует говорить о Европейских сообществах: ЕОУС, ЕЭС и Евратоме. Таможенный союз начал в полной мере работать с 1 июля 1968. Вместо общего рынка, распространяющегося на все товары и услуги, первоначально был построен общий рынок сельскохозяйственной продукции. И только после подписания Единого европейского акта (1986), в котором произошли смена названия (общий рынок был переименован во внутренний рынок) и обновление обязательств государств-участников интеграции, пространство свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала с 1 января 1993 стало реальностью. Распад СССР и объединение Германии создали новую геополитическую реальность и потребовали изменения конфигурации Е. и., о чем свидетельствует создание Евросоюза и его транформация (см. Европейский союз).

Читайте также  Матрицы и определители

Главными наднациональными органами власти, созданными в процессе Е. и. являются: Европейская комиссия — своебразный исполнительный наднациональный орган. Первым председателем Еврокомиссии стал статс-секретарь МИДа ФРГ В. Хальштейн. С 1 июля 1967 все три комиссии ЕОУС, ЕЭС и Евратома были объединены в одну. Только Еврокомиссия обладает правом законодательной инициативы.

Совет министров представляет собой регулярные заседания министров стран-участниц, на которых обсуждаются текущие интеграционные вопросы. Совет министров участвует в законодательной деятельности.

Европарламент — основной законодательный орган. С 1979 года депутатов Европарламента избирают граждане стран-участниц прямым голосованием. Полномочия Европарламента постоянно расширяются.

Европейский совет — особый наднациональный орган, выполняющий консультативные функции, состоит из глав государств и правительств (подробнее см. в ст. Европейский совет). Суд ЕС — высшая судебная инстанция, в нее входят по одному судье от каждого государства-участника.

Главными достижениями Е. и. является обеспечение мира и примирение бывших противников во Второй мировой войне; постоянный поиск компромисса (несмотря на многочисленные кризисы, ее участники находили выход из сложных ситуаций); появление единой европейской модели развития, хотя экономические выгоды интеграции с учетом усилий, затраченных на переориентацию традиционных хозяйственных связей и упущенных возможностей являются отнюдь не бесспорными. Основным противоречием Е. и. является неясность конечной цели, что не позволяет обеспечить понятность и легитимность интеграции для европейцев, согласовать общие цели и задачи, а, значит, гарантировать защиту в будущем от повторения кризисов.

Лит.: Борко Ю. А., Буторина О. В. История развития Европейского союза (глава 5) // Европейская интеграция: учебник / под ред. О. В. Буториной. М., 2011. С. 81—116; Липкин М. А. Советский Союз и европейская интеграция: середина 1940-х — середина 1960-х годов. М., 2011; Синдеев А. А. Вальтер Хальштейн // Вопросы истории. 2013. № 8. С. 52—71; Синдеев А. А. История западноевропейской интеграции: начало (1947—1957 годы): Учебное пособие. М., 2011; Чубарьян А. О. Европейская идея в истории: Проблемы войны и мира. М., 1987.

Как начиналась европейская интеграция и чем она может закончиться

18 апреля 1951 года подписан договор об учреждении Европейского объединения угля и стали

Договор 1951 года об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) снял внутри стран все тарифные и количественные ограничения на торговлю этими товарами. Случившиеся после множественные преобразования форматов сотрудничества европейских государств дали толчок к созданию в 1992 году Евросоюза.

Отношения между Россией и ЕС с тех пор пережили немало взлетов и падений, перейдя в текущую фазу, которую эксперты называют «полным развалом отношений». Тем не менее российские политики и законодатели подчеркивают, что наша страна готова к диалогу с ЕС и выступает за конструктивное сотрудничество, подразумевающее уважительное отношение к национальным интересам стран-соседей.

С чего начинался ЕС

После создания «союза угля и стали» события по историческим меркам развивались стремительно. Уже 25 марта 1957 года был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на базе ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии. Спустя 10 лет, в 1967 году, эти три интеграционные организации объединились в Европейское сообщество.

Следующим этапным событием в жизни европейцев стало подписанное 14 июня 1985 года Шенгенское соглашение о свободном передвижении товаров, капиталов и граждан. Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило действие 1 мая 1999 года, будучи замещенным Шенгенским законодательством Евросоюза.

7 февраля 1992 года в голландском Маастрихте подписан договор о создании Европейского союза, который начал действовать 1 ноября 1993 года. Высшей формой экономической интеграции между государствами ЕС стал евро — единая денежная единица, которая была введена в безналичном виде на территории государств — членов ЕС с 1 января 1999 года, а наличные банкноты появились с 1 января 2002 года.

В состав ЕС входят 27 государств Европы: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. С 1 января 2007 года — Болгария и Румыния, с 1 июля 2013-го — Хорватия.

Союз хоронить пока рано

Европейский союз стал уникальнейшим межгосударственным образованием в человеческой истории. Он воплотил давнюю мечту многих политиков и мыслителей о «Соединенных Штатах Европы» не только на бумаге, но и на практике, доказав ее практическую реализуемость и прямую пользу для граждан каждой из стран-участниц.

Вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев заявил «Парламентской газете», что нужно повременить с пессимистическими прогнозами в отношении судеб Евросоюза, «который сегодня подвергается серьезнейшим испытаниям в своей недолгой истории».

С ЕС лучше, чем без него, — пока именно так думает большинство, хотя и предъявляет совершенно обоснованные претензии к европейским политикам, отметил парламентарий.

«Самый мощный фактор влияния ЕС — это сам факт его существования, — считает Косачев. — Причем сила этого притяжения настолько велика, что, по сути, оказалась опаснейшим (если не роковым) испытанием «на разрыв», например, для таких стран, как Украина или Молдавия». Сенатор напомнил, что вместо налаживания внутреннего диалога и сбалансированной на Запад и Восток внешней и экономической политики к власти в этих странах постоянно рвутся силы, «которые, попросту говоря, используют «мягкую силу» ЕС в своих личных интересах: «Хотите жить в Европе и как в Европе? Голосуйте за нас!». Итогом неизбежно становятся нереализованные завышенные ожидания и опасные внутренние конфликты.

Однако то, как ЕС справляется с самыми серьезными вызовами, пока оставляет больше вопросов, чем ответов. Если угрозы от миграционных волн в какой-то мере удалось минимизировать — не без издержек, в частности в виде роста внутреннего сепаратизма и популярности антимигрантских и националистических партий, — то в случае с пандемией нового коронавируса все пока актуально и серьезно.

«Недавно первый заместитель главы Еврокомиссии Франс Тиммерманс выразил мнение, что стратегия Европейского союза по вакцинации содержала ошибки в части заказа препаратов и соглашения по закупкам, что было скорее в интересах богатых стран, таких как Германия, — отметил сенатор. — Пять стран ЕС — Австрия, Чехия, Словения, Болгария и Латвия призвали Брюссель провести саммит лидеров ЕС, чтобы обсудить неравномерное распределение вакцин от коронавируса между государствами сообщества. А канцлер Австрии обвинил страны ЕС в тайном сговоре с фармацевтическими компаниями по поставкам вакцин. Он выразил мнение, что неравномерное распределение вакцин против коронавирусной инфекции может грозить расколом Европы, возникают «страны — члены ЕС «второго сорта».

Между тем Организация экономического сотрудничества и развития уже ухудшила прогнозы роста для основных экономик еврозоны. И чем больше новых ограничений будет вводиться (а это предсказуемо на фоне третьей волны пандемии, уже официально объявленной Брюсселем), тем больше будет усугубляться ситуация, подчеркнул Константин Косачев.

Главный провал

На фоне происходящего Евросоюз ждет непростая весна, «которая может оказаться весьма важной для европейского проекта в целом», уверен вице-спикер Совета Федерации. С учетом существующих разногласий с США, в частности по проекту «Северный поток — 2», нарастающих проблем с Китаем, которые уже привели к введению антикитайских санкций, а также фактического развала отношений с Россией внутренние вызовы явно вступают в резонанс с внешними.

«При этом ключевая страна ЕС — Германия — может оказаться «слабым звеном» всей конструкции, поскольку партия Ангелы Меркель, ХДС, переживает свой собственный политический кризис, который сказывается на ситуации не только в стране, но и в Евросоюзе в целом, — отметил Константин Косачев. — Не стал бы пророчествовать Евросоюзу скорый развал или новые «-экзиты», хотя в евро-СМИ уже стали появляться рассуждения на тему, например, возможного «фрекзита» — выхода Франции из состава ЕС. Но пока такие сценарии скорее из разряда утопических».

Впрочем, сенатор считает, что потенциальная победа Марин Ле Пен на президентских выборах, которую уже не считают совсем уж невероятной, «может сделать даже такие варианты реалистичными».

Вместе с тем Константин Косачев убежден, что самым главным провалом Евросоюза за последние 10 или даже 20 лет стало обрушение отношений со своим крупнейшим соседом на Востоке: с Россией. Политик напомнил крайне жесткую оценку ситуации министром иностранных дел Сергеем Лавровым: «С Евросоюзом как с организацией отношений нет. Вся инфраструктура этих отношений уничтожена односторонними решениями Брюсселя».

Константин Косачев напомнил, что в 2014 году Брюссель в одностороннем порядке заморозил официальные механизмы политического и экономического взаимодействия с Россией, включая саммиты на высшем уровне, а также различные отраслевые диалоги и межправительственные консультации. Были введены жесткие секторальные санкции против субъектов российской экономики.

«Это, разумеется, не означает полного прекращения связей с отдельными странами Евросоюза, прежде всего с ключевыми партнерами — Германией, Нидерландами, Италией и Францией: на эти страны приходится более половины нашей внешней торговли», — обратил внимание парламентарий. Несмотря на то что объем товарооборота упал с 262 миллиардов долларов в 2019 году до 192 миллиардов долларов в 2020 году, ЕС все еще опережает Китай по этому показателю, оставаясь нашим ведущим партнером.

На 27 стран ЕС приходится 37% внешнеторгового оборота России (42,5% в 2019 году, более 50% в 2013 году), на Китай — 20% (18% в 2019 году, около 11% в 2013 году)

Читайте также  Медицинские экспертные системы

Ошибочная позиция

В Брюсселе, как и в отдельных европейских столицах, уверены, что фактор времени на их стороне: Россия отступит под натиском европейского санкционного единства либо будет вынуждена идти на попятную в крымском или украинском вопросах под напором внутренних проблем. «Однако этого не произошло до сих пор, и все меньше вероятность, что произойдет потом», — уточнил вице-спикер.

По словам Константина Косачева, сегодня ЕС оказался заложником собственных решений прошлых лет, когда принимались многочисленные декларации и решения с упоминанием «аннексии Крыма», «российской агрессии», «кибератак», «вмешательств России в европейские выборы», «отравлений химическим оружием» и иных якобы противоправных действий России, так и не доказанных, но уже заложенных в фундамент отношений Брюсселя с Москвой.

«В итоге Евросоюз уже не может признаться в том, что все эти обвинения были, мягко говоря, преувеличением, — ведь это означало бы не просто просчеты европейских политиков, но ущерб экономикам стран ЕС на многие миллиарды евро. Как и личная ответственность за возрастание угроз, в том числе прямых военных — для всех жителей континента, — сказал сенатор. — Эта патовая ситуация может продолжаться бесконечно долго, но уже понятно, что от этого ничуть не выигрывает ни одна из сторон».

Как бы то ни было, Россия абсолютно открыта к диалогу и никогда не закрывает двери для него, не выступив инициатором ни одного из обрывов переговорных и диалоговых треков, напомнил замглавы Совета Федерации. «Сегодня все абсолютно в руках европейских партнеров: мы продвинемся по любому направлению ровно настолько, насколько к этому готов Евросоюз. Не дальше, но и не ближе», — подчеркнул Косачев.

Противоречия усиливаются

Между тем противоречия внутри самого Евросоюза усугубляются, считает председатель Комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. «Основная причина, на мой взгляд, в отсутствии самостоятельной политики, — считает депутат. — Брюссель до сих пор послушно идет в фарватере Вашингтона и продолжает выполнять директивы из США. Постковидная реальность это наглядно демонстрирует».

Яркой иллюстрацией, по его мнению, стал последний саммит ЕС, где французский президент Эммануэль Макрон предрек «мировую войну нового типа» якобы из-за действий России и Китая по противодействию коронавирусу. По его словам, Евросоюзу нужно приобрести суверенитет в производстве антиковидных препаратов, чтобы, дескать, противостоять «России и Китаю, пытающимся через поставки вакцин получить влияние».

«Тот же Макрон 3 февраля: «Несколько недель назад я принял решение отправить научную делегацию в Россию для консультаций. Эти консультации были положительными. Сегодня мы увидели публикации, которые демонстрируют высокую эффективность вакцины «Спутник V». Это не политический вопрос, это научный вопрос», — напомнил Леонид Слуцкий.

Симптоматично, что президент Франции высказал новую позицию по «Спутнику V» после того, как в саммите ЕС поучаствовал президент США Джозеф Байден, обсуждавший с европейскими союзниками, как эффективнее совместно противостоять России и «отстаивать демократию». «То есть вместо того, чтобы действительно озаботиться жизнью и здоровьем людей, европейские лидеры по-прежнему предпочитают поддерживать линию на сдерживание России «любой ценой», даже ценой человеческих жертв», — констатировал депутат.

Отношения Брюсселя и Москвы, по словам Слуцкого, сейчас если не в тупике, то явно переживают момент истины. Все «окна возможностей» для диалога последовательно закрываются одно за другим, считает политик.

«Но Евросоюз — это еще не вся Европа. В европейских странах достаточное количество здравомыслящих политиков, которые выступают за конструктивное сотрудничество с Россией, в том числе в вопросах вакцинации. Мы готовы взаимодействовать, но только на равноправной и взаимоуважительной основе. Россия не будет терпеть в свой адрес хамства и провокаций. Это основной постулат», — подчеркнул глава думского комитета.

Клуб «Валдай»

Довольно широко распространено мнение, что неожиданная пандемия COVID-19, которая нанесла ещё один серьёзный удар по европейской интеграции после серии кризисов в ЕС, станет либо прорывом, либо могилой для Союза. Поскольку ЕС, по сути, является одной из важнейших мировых держав, будущее его интеграции имеет решающее значение для современного мирового порядка. Следовательно, объективная оценка реакции ЕС на пандемию и её влияние является важным предварительным условием понимания предстоящей эволюции ЕС, пишет Цзинь Лин, старший научный сотрудник Китайского института международных исследований.

Реакция ЕС на пандемию: ни больше ни меньше

Те, кто обвиняет ЕС в бессилии в борьбе с пандемиями, неправы. Они ошибочно сравнивают ЕС с национальным государством. Между тем ЕС – это особая организация, действующая в соответствии со своей компетенцией, предоставленной её государствами-членами. Здравоохранение – это область, которая всё ещё завязана на отдельные государства-члены, ЕС здесь играет ограниченную роль и имеет мало инструментов.

В последние три месяца ЕС действовал пропорционально своим компетенциям в различных областях. На начальной стадии пандемии ЕС предпринял согласованные шаги по эвакуации граждан Союза из-за рубежа. Когда Германия и Франция наложили запрет на экспорт медицинского оборудования, ЕС в рамках своей компетенции на едином рынке заставил их снять этот запрет. Столкнувшись с односторонними пограничными действиями государств-членов, Европейский союз установил руководящие принципы для мер по управлению границами с целью защиты здоровья и обеспечения доступности товаров и основных услуг. Кроме того, ЕС также предпринял действия, чтобы обеспечить прямую поддержку системе здравоохранения государств-членов в рамках инициативы RescEU и совместных закупок защитного медицинского оборудования.

В экономических вопросах ЕС действовал быстрее, чем при борьбе с долговым кризисом в еврозоне. После недолгих колебаний ЕЦБ быстро сигнализировал о том, что он будет осуществлять всё необходимое в рамках своего мандата. Новая Программа закупок в чрезвычайных ситуациях (PEPP) составит 750 миллиардов евро, что в значительной степени позволит избежать сценария очередного долгового кризиса. Кроме того, без особых проблем ЕС впервые ослабил бюджетные правила и ограничения финансовой и государственной помощи, предоставив государствам-членам возможности для борьбы с эпидемиями и их последствиями. Несмотря на тяжёлую внутреннюю борьбу, еврогруппа наконец-то продемонстрировала европейскую солидарность, достигнув компромисса в вопросе о трёхуровневой программе поддержки, составляющей примерно полтриллиона евро.

Говоря всё это, мы не пытаемся ни восхвалять ЕС за его успехи, ни отрицать его неспособность и неэффективность в области координации. Речь идёт о том, что результаты были ожидаемыми – и они соответствуют тому, чем является ЕС, ни больше ни меньше.

Организационные недостатки и обострение внутренних разногласий

Последние три месяца пестрят примерами хаотичных односторонних действий, игнорирующих принципы единства и солидарности. Вполне естественно, что ответственность за здравоохранение лежит именно на государствах-членах, что национальное государство становится доминирующими субъектом и инстинктивно действует «эгоистичным» образом. Однако коронавирус вновь безжалостно разоблачил внутренние слабости и разногласия ЕС, которые неоднократно проявлялись и во время прошлого кризиса. В результате Евросоюз опять оказался в незнакомых водах.

Если говорить об институциональной стороне дела, то COVID-19 в очередной раз показал несоответствие между ответственностью ЕС и его компетенциями. Это высокоинтегрированная структура, в которой государства-члены переплетаются друг с другом вне видимых границ. При этом существуют невидимые границы в политическом и социальном плане, что существенно ограничивает эффективность управления. Совершенно очевидно, что ни одно государство-член не может справиться с системным кризисом в одиночку, – независимо от того, является ли он долговым или миграционным, не говоря уже о нынешнем пандемическом кризисе, на который нужен ответ всей Европы. Но ЕС не имеет возможности действовать как единое целое, а его государства-члены не могут эффективно реагировать на межправительственном уровне из-за границ, внутри которых различные интересы, ценности и политические факторы играют гораздо более важную роль, чем сам кризис. В результате, когда возникают системные проблемы, ЕС, похоже, терпит неудачу. В связи с этим возникает кризис доверия и легитимности.

Долговой кризис еврозоны и кризис беженцев обнажили внутренние разногласия между Востоком и Западом, Севером и Югом. Пандемия COVID-19 только усугубляет раскол. Польша и Венгрия много лет ссорились с западноевропейскими странами и институтами ЕС по вопросам верховенства закона, а пандемия ещё больше усилила напряжённость. Европейская комиссия попросила Венгрию не пренебрегать демократией из-за коронавируса, а 17 апреля Европейский парламент принял резолюцию, в которой недавние действия правительств Венгрии и Польши во время вспышки заболевания признаны «полностью несовместимыми с европейскими ценностями».

Причина раскола между Севером и Югом – возможные экономические последствия кризиса. Италия и Испания, которые сильно пострадали от пандемии, хотели выпустить «коронабонды», но столкнулись с сильным противодействием Севера. Это вновь разбередило раны, оставленные долговым кризисом. В ответ на провокационное предложение нидерландского министра финансов Вопке Хукстры расследовать причины финансовой несостоятельности некоторых стран, мешающей им противодействовать последствиям пандемии, официальные лица в Испании и Португалии нанесли ответный удар, заявив, что подход Хукстры является «бессмысленным» и «отвратительным».

Европейский союз: процесс интеграции

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 20.01.2020 2020-01-20

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Саидахмедова, Г. Р. Европейский союз: процесс интеграции / Г. Р. Саидахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 419-421. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66577/ (дата обращения: 16.09.2021).

Европейский союз — объединение части стран Европы, которое является организационной формой экономического и политического сотрудничества ее участников. На данный момент Европейский союз состоит из 28 государств, на территории которого проживают 508 миллионов человек. Также Евросоюз имеет единую валюту евро, образующую еврозону на ее территории.

После окончания Второй мировой войны идея объединения Европы обрела силу. Основаниями для ее объединения послужили:

  1. ярко выраженная странами Европы необходимость в длительном мире;
  2. потребность в развитии экономических связей между европейскими странами для восстановления хозяйства, которое было разрушено войной;
  3. формирование биполярной системы мира, в которой главными силами стали СССР и США.
Читайте также  Значение мучных блюд и изделий в питании

Толчком для создания Европейского союза как правило считают речь государственного деятеля Британии Уинстона Черчилля «Трагедия Европы», которую он произнес 19 сентября 1946 г. в Цюрихском университете. Основным посылом данного выступления являлся призыв прекратить национальные распри и образовать на континенте что-то наподобие Соединенных Штатов Америки.

В Гааге в мае 1948 г. был проведен Конгресс Европы, на котором обсуждались разнообразные интеграционные планы, включая возможность создания федеративного государства. На Конгрессе присутствовали представители 16 европейских государств и наблюдатели из Канады и США. Результатом данного Конгресса является образование Совета Европы.

Процесс Европейской интеграции можно разделить на несколько этапов. Первый этап представляет собой подписание договора Европейского объединения угля и стали в Париже в апреле 1951 г. между ФРГ, Италией, Бельгией, Францией, Люксембургом и Нидерландами. Основными задачами данного объединения являлись: создание единого рынка угля и стали, развитие эффективности производства в металлургической и угольной промышленности и улучшение условий труда в этих областях, безусловно целью данного договора также являлось создание предпоссылок для объединения народов Европы. Таким образом участники данного договора развивали национальное хозяйство и предотвращали возможность подготовки какой-либо страны к новой войне. Однако из-за боязни ограничения национального суверенитета Великобритания отказалась от участия в Европейском объединении угля и стали.

Для большего углубления и развития экономической интеграции выше перечисленные страны создали Европейское экономическое сообщество (позднее стало именоваться Европейским сообществом), а также Европейское сообщество по атомной энергии в 1957 г. Также членами Европейского экономического сообщества в 1959 г. был учрежден Европейский парламент, выполняющий представительные консультативные, а позже и законодательные функции.

На втором этапе европейской интеграции была сформирована Европейская ассоциация свободной торговли среди других стран, не вошедших в Европейское экономическое сообщество, однако Великобритания, входящая в эти страны приняла решение вступить в Европейское экономическое сообщество так как данное объединение являлось более эффективным. В 1967 г. такие организации как Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии объединились в Европейское сообщество. 1 января 1973 г. Великобритания после многих лет переговоров вступила в Европейское сообщество.

В 1970 г. в Европе усиливается борьба с загрязнением, в связи с этим Европейское сообщество принимает законы о защите окружающей среды и образуются влиятельные организации с той же целью например, «Гринпис». В 1972 г. были проведены референдумы о вступлении в Европейское сообщество в таких странах как Ирландия, Дания и Норвегия. Греция 1 января 1981 г. также стала членом Европейского сообщества, а Португалия и Испания в свою очередь вступили в данную организацию с 1 января 1986 г.

На третьем этапе европейской интеграции в 1992 г. Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии, объединенные в Европейское сообщество подписали Маастрихтский договор или Договор о создании Европейского союза. Данное событие называют, как правило, ключевым моментом европейской интеграции, так как произошел переход сообщества от экономической торговой площадки к полноценному политическому союзу государств Европы.

Важнейшим событием данного этапа также является подписание Амстердамского договора в 1997 г., вступил в силу данный договор с 1 мая 1999 г. Амстердамский договор во многом дополняет Маастрихтский договор. Данный договор предусматривает следующие положения:

– обязательство стран-участников союза соблюдать и уважать принципы демократии, прав человека и законности, так как важнейшее значение среди положений Амстердамского договора занимают положения касающиеся значимости свободы, демократии и законности;

– развитие социальной политики ЕС, а также защиту интересов и прав потребителей;

– формирование общей политики безопасности и обороны;

– реализация в течение 5 лет мер, которые обеспечивают свободное передвижение граждан стран-участников в рамках ЕС;

– развитие сотрудничества в области борьбы с терроризмом, преступностью, торговлей людьми, коррупцией и наркобизнесом, а также с расизмом.

Таким образом, Амстердамский договор имеет важное значение для углубления, расширения и развития сотрудничества стран-участников Европейского союза.

На четвертом этапе Европейской интеграции Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членами ЕС 1 мая 2004 г. Кипр вступил в ЕС после референдума с условием, что север острова временно находится вне контроля Республики Кипр.

Очередное расширение Европейского союза произошло 1 января 2007 г. в результате вхождения в него Болгарии и Румынии. Последним 28 членом Европейского союза стала Хорватия.

Особое значение имеет проблема выхода Британии из Европейского союза, 23 июня 2016 г. 51.9 % британцев проголосовали за выход из нее. В результате жёстких разногласий между ведущими партиями в парламенте, дата выхода Британии из ЕС несколько раз откладывалась — парламент отклонял предлагаемые планы выхода и обязывал правительство просить ЕС об отсрочке. Данные противоречия были основаны на различных взглядах на процесс выхода и будущее Великобритании после него. Например, Лейбористская партия настаивала на сохранении таможенного союза с ЕС, однако многие члены Консервативной партии считали неприемлемыми предлагаемые в рамках выхода выплаты по финансовым обязательствам Великобритании перед ЕС, а также создания таможенных барьеров на границе между Северной Ирландией и собственно Ирландией, которая остается в составе Европейского союза. Меньшие партии, такие как Либеральные демократы, Шотландская национальная партия требовали проведения нового референдума о сохранении Великобритании в составе ЕС.

Таким образом, в результате непрекращающихся разногласий в мае 2019 г. премьер-министр Тереза Мэй объявила о своей отставке. Её преемник Борис Джонсон, которого выбрали члены своей партии на этот пост в июле 2019 г., также не смог получить никаких значительных уступок со стороны ЕС, и, более того, в рамках закона, принятого парламентом 9 сентября 2019 г., был обязан просить руководство ЕС о дальнейшей отсрочке даты выхода. Данная проблема все еще остается неразрешенной.

Таким образом, полномочия Европейского союза определяются рядом международных договоров стран-участников, все государства признают, что с помощью реализации этих принципов, каждое из них обеспечивает себе защиту своего суверенитетa.

Каждая страна-участник обязано соблюдать принципы:

– Соблюдения демократии, прав человека и основных его свобод;

– Равенства всех перед законом;

– Уважения суверенитета государств;

– Свободной рыночной экономики;

– Защиты окружающей среды;

– Мира и стабильности на международном уровне.

Необходимо уделять особое внимание Европейскому союзу, так как данное объединение является чрезвычайно важной и сложной организацией и имеет особое значение для обеспечения мира и безопасности, а также защиты прав и свобод человека.

  1. История формирования Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-formirovanie-evropeyskogo-soyuza/viewer;
  2. История Европейского союза [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org;
  3. Борко, Ю. Европейский союз: углубление и расширение интеграции — «МэиМО», № 8–2000;
  4. История европейской интеграции (1945–1994). Под ред. А. С. Намазовой, Б. Эмерсон — М., 1995.

Похожие статьи

Западноевропейская экономическая интеграция: особенности.

Самым первым и полным интеграционным объединением в современной мировой экономике является ЕЭС (Европейское экономическое сообщество, с 1992 года согласно Маастрихтскому договору ЕС (европейское сообщество)). Создание и развитие всех форм.

Интеграция ЕС на примере ОВПБ и ОПБО: движение от.

Ключевые слова: ЕС, Европейский союз, евроинтеграция, наднациональность

Поэтому интеграцию направили в экономическое и политическое русло.

Европейский союз — экономико-политическое объединение 28 европейских государств.

«Мягкая сила» ЕС: инструмент создания единственной.

Сегодня ЕС, объединивший под своим знаменем 27 государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор), превратился в уникальное международное образование, члены которого отказались от определённой части национального суверенитета.

Анализ экономик стран, вступивших в Евросоюз

Европейский союз — экономико-политическое объединение 28 европейских государств.

Рассмотрев экономические изменения в странах, вступивших в Европейский Союз, можно сделать вывод, что динамика роста ВВП этих стран является положительной с заметным.

Тенденции развития свободных экономических зон на территории.

Изначально европейская экономическая интеграция строилась на единстве двух

. ( Европейское экономическое сообщество, с 1992 года согласно Маастрихтскому договору

Маастрихтский договор 1992 г. определил. Олицетворением содержащихся в Инициативе.

Изменение европейской системы безопасности: отношения.

Обновленная европейская политика по безопасности и обороне была направлена на то

Еврооптимисты утверждали, что Европейский Союз смог закрепить курс на большую

Более тесная военная интеграция Европы и отдельных ее стран началась достаточно давно на.

Кризис Евросоюза: истоки и ее возможные последствия

Европейский союз — экономико-политическое объединение 28 европейских государств.

Маастрихтский договор установил принципы расширения сотрудничества между 15 государствами — членами Европейского союза в области иммиграции и безопасности.

Перспективы развития Европейского союза в рамках стратегии.

На современном этапе развития Европейский союз, как самый амбициозный в мире проект региональной интеграции, сталкивается с рядом как внешних, так и внутренних вызовов. Очевидное отставание ЕС в экономическом плане от США и Китая усугубляется проблемами.

Программа «Единое европейское небо» как фактор углубления.

Концепция «Единое европейское небо» представляет собой амбициозную инициативу по реорганизации архитектуры европейской системы управления воздушным движением. Ее основная цель заключается в обеспечении будущих стремительно возрастающих потребностей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: