Информационные ресурсы общества - OXFORDST.RU

Информационные ресурсы общества

Discovered

О финансах и не только…

Информационные ресурсы

Ресурсы играют важную роль в жизнедеятельности общества, т.к. для обеспечения экономической деятельности требуются природные, материальные, энергетические, трудовые и финансовые ресурсы. Но в эпоху научно-технического прогресса ведущую роль занимают информационные ресурсы.

Владение информационными ресурсами рассматривается как экономическая категория. Не зря ведь говорят, что «Кто владеет информацией, тот владеет миром». В современном обществе информационные ресурсы определяют экономическую, политическую, военную мощь их владельца.

Роль информационных ресурсов постоянно возрастает; одним из свидетельств этого является то, что они становятся товаром, совокупная стоимостью которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Что такое информационные ресурсы?

Информационные ресурсы — в широком смысле — это совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы — это накопленная информация об окружающей действительности, зафиксированная на материальных носителях, обеспечивающих передачу информации во времени и пространстве между потребителями для решения конкретных задач.

В организации (обществе, компании, предприятии и др.) информационные ресурсы — объем информации, которой располагает организация для решения стоящих перед ней задач управления.

Таким образом, информационные ресурсы – это совокупность сведений, хранимых в различных документах, отчетах, массивах данных, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей и используемых в общественном производстве и управлении (см. База данных).

Виды информационных ресурсов

Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.

К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс «снимаемой информации». Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.

Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Такая информация базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая информация, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.

Виды информационных ресурсов

Информационные ресурсы также классифицируются и по уровням:

  • Государственные (национальные) информационные ресурсы — информационные ресурсы, полученные и оплаченные за счет средств государственного бюджета. Общегосударственные информационные ресурсы, включая регистры, кадастры, реестры, классификаторы, создаются в целях предоставления оперативного доступа к целостной, актуальной, достоверной и непротиворечивой информации об основных объектах, формах, способах и результатах государственного управления и ее совместного использования на межведомственном уровне органами государственной власти. Создание общегосударственных информационных ресурсов позволяет устранить дублирование, упорядочить и регламентировать процедуры сбора, хранения и актуализации соответствующей информации, а также осуществлять контроль доступа к ним и их использования.
  • Информационные ресурсы предприятий – информационные ресурсы, созданные или накопленные на предприятиях и в организациях. Примерами информационных ресурсов предприятия являются: информационное обеспечение хозяйственной деятельности, планирование и оперативное управление деятельностью предприятия, бизнес-планы, внешнеэкономическая деятельность т.п. Подобная информация используется непосредственно предпринимателями при выборе поставщиков, партнеров и размещении заказов; для выхода на рынок с новым товаром; для поиска покупателей; при слиянии и поглощении компаний; для проведения маркетинговых исследований и т.п.
  • Персональные информационные ресурсы – информационные ресурсы, созданные и управляемые каким-либо человеком и содержащие данные, относящиеся к его личной деятельности.

В зависимости от носителей информации, информационные ресурсы разбивают на три основных класса:

  • персонал, который обладает знаниями и квалификацией;
  • документы всех видов и их собрания на любых видах носителей;
  • коллекции объектов неживой и живой природы (промышленные образцы, рецептуры и технологии, стандартные образцы и др.).

В зависимости от области применения информационные ресурсы классифицируются на:

  • социально-экономические;
  • научно-технические;
  • культурные;
  • правовые;
  • развлекательные;
  • образовательные.

По категории доступа информационные ресурсы могут быть:

  • открытыми (общедоступными);
  • закрытыми (с ограниченным доступом, т.е. имеющими конфиденциальный характер или являющиеся государственной тайной).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

  • информацию, свободно распространяемую;
  • информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
  • информацию, которая в соответствии с нормативно-правовыми актами подлежит предоставлению или распространению;
  • информацию, распространение которой ограничивается или запрещается законом.

По характеру содержания информационные ресурсы классифицируются на:

  • тематические;
  • научные;
  • новостные;
  • справочные данные;
  • вторичную информацию;
  • рекламу.

По признаку тематической принадлежности информационные ресурсы могут быть подразделены на множество тематических областей и подобластей знаний, например:

  • научные ресурсы;
  • социальные ресурсы;
  • экологические ресурсы;
  • финансово-экономические ресурсы;
  • нормативно-правовые ресурсы;
  • статистические ресурсы;
  • обучающие ресурсы и т.д.

По признаку коммерциализации информационные ресурсы можно разделить на:

  • некоммерческие ресурсы (открытые государственные и отраслевые публичные библиотеки, фонды, хранилища, музеи, передачи по общедоступным каналам эфирного или кабельного телевидения и радио, бесплатное образование и т.п.);
  • коммерческие ресурсы (конкретный информационный продукт, имеющий определенную стоимость и продаваемый по рыночной цене, или платный доступ в библиотеки, фонды, хранилища, музеи, к системе платного телевидения, в информационные системы, в том числе Интернете и т.д.).

Особенности информационных ресурсов

Ключевые особенности информационных ресурсов:

  1. В отличие от других видов ресурсов (например: материальных, финансовых и др.) информационный ресурс практически неисчерпаем; по мере развития общества и роста потребления знаний, их запасы не только не убывают, но и растут.
  2. По мере использования информационный ресурс не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается (за счет трансформации полученных сообщений с учетом опыта и местных условий).
  3. Информационный ресурс несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение, только соединяясь с другими ресурсами – опытом, трудом, техникой, энергией, финансами и др. информационный ресурс становится движущей силой.
  4. Эффективность применения информационного ресурса связана с эффектом повторного производства знаний. Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени, средств на его прямое, первичное генерирование.
  5. Информационный ресурс является формой непосредственного включения науки в состав производительных сил. В информационном обществе наука является непосредственной производительной силой и осуществляется в форме информационного ресурса.
  6. Информационный ресурс возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Любой умственный труд (научный, управленческий, инженерный и др.) включает две части: рутинную и творческую. Рутинная часть умственного труда сама по себе не информативна, она не увеличивает потенциала нужных знаний, но эта часть труда (часто требующая большую часть времени и затрат) необходима при выработке, передаче и использовании информационного ресурса.
  7. Превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их обработки (кодирования), распределения и передачи. Коммуникационная система общества – важнейший фактор использования информационного ресурса (может быть ситуация, когда при избытке знаний общество будет испытывать дефицит информационных ресурсов).

Рынок информационных ресурсов и услуг

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (цифровом) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов и услуг.

В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки соответствующего мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступают информационные ресурсы. Такими товарами могут быть:

  • информация бытового характера о доступе к материальным товарам и услугам, их стоимости;
  • информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т. д.);
  • информационные технологии, компьютерные программы;
  • базы данных, информационные системы и многое другое.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных ресурсов есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели), а цена формируется под воздействием спроса и предложения (см. Рыночное равновесие).

Информационные ресурсы общества

Классификации национальных информационных ресурсов

  • Библиотечные ресурсы
  • Архивные ресурсы
  • Научно-техническая информация
  • Правовая информация
  • Информация государственных структур
  • Финансовая и экономическая информация
  • Информация о природных ресурсах
  • Образовательные ресурсы

В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

Архивы скрывают (иногда многовековые) материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и так далее. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации – без этого не может жить ни одно государство.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и так далее.

  • Российская Государственная Библиотека
  • Российская государственная библиотека иностранной литературы.
  • Государственная публичная историческая библиотека России
  • Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
  • Государственная публичная научно-техническая библиотека
  • Библиотека Конгресса США.
  • Royal Library of Belgium
  • Cambridge University Library
  • Российская национальная библиотека
  • Государственный архив РФ (ГАРФ)
  • Архивы Российской академии наук
  • Информационная система «Архивы Российской академии наук»
  • Российский государственный архив военно-морского флота (РГАВМФ)
  • Российский государственный архив древних актов (РГАДА)
  • Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)
  • Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД)
  • Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)
  • Российский государственный архив социально-политический истории (РГАСПИ)
  • Российский государственный исторический архив (РГИА)
  • Главное архивное управление города Москвы
  • Архивное и музейное собрания, библиотечный фонд «Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына»
  • Научный архив Русского географического общества

Научно-техническая информация

Научно-техническая информация отображается, главным образом, в печатной продукции: журналах по отраслям знаний, сборниках научных трудов ведущих академий наук, крупнейших университетов, высших учебных заведений. Издается также множество книг, посвященных отдельным научным проблемам — монографий, сборников научных трудов, учебников, учебных пособий.

Поиск нужной информации в океане знаний становится сложным делом, поэтому во всех странах ведутся большие работы не только над получением новых знаний об окружающем мире, но и над тем, как передать полученные знания грядущим поколениям, как хранить, обрабатывать и передавать научно-техническую информацию людям.

Для решения этой задачи в стране созданы Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНТИ) при академии наук Российской Федерации, межотраслевые и отраслевые центры научно-технической информации, а также аналогичные территориальные центры. Все эти организации собирают информацию и издают вторичные источники информации, позволяющие пользователям быстрее находить нужные сведения для своей деятельности (реферативные журналы, обзоры информации, бюллетени научно-технической информации по отраслям науки и техники, экспресс-информация и т.п.).

Читайте также  Архитектура эпохи Возрождения

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Государственные органы в ходе своей деятельности создают и накапливают огромные массивы информации. Они являются исключительно ценным источником для производства инновационных продуктов и услуг, а также главным источником образовательной и культурной информации для широкого круга потребителей. Эта информация содержит в себе обширный слой знаний, представляющих собой источник конкурентных преимуществ в информационной экономике. Благодаря размещению общедоступной информации в сети Интернет в форме открытых данных деятельность государственных органов и органов местного самоуправления станет понятнее и доступнее для граждан.

Размещение открытых государственных данных способствует повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что соответствует требованиям общества, движению к реализации в России концепций «открытого правительства» и «электронной демократии». Предоставление сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправлениях в форме открытых данных позволит использовать их при создании различных информационных систем не только государственного уровня, но и общественных, а также информационных систем и интернет-сервисов, разрабатываемых бизнес-сообществом.

Идеология открытых данных поддерживается крупнейшими государствами мира и международными организациями (Open Government Partnership, International Budget Partnership, W3C, Всемирный банк, ОЭСР, Open Knowledge Foundation и т.д.).

Основной целью размещения открытых данных является создание условий для получения максимального международного, политического, социального и экономического эффекта от их использования гражданами России, бизнес-сообществом и другими представителями российского общества.

Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая . Ее отличительная черта — связь с процессами управления коллективами людей. организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения. обмена и потребления материальных благ и услуг. Значительная часть ее связана с общественным производством и может быть названа производственной информацией.

Экономическая информация — совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. Мы будем понимать информацию, характеризующую производственные отношения в обществе.

Биржевая и финансовая информация — информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, инвестициях, ценах. Источниками такой информации являются биржи и обслуживающие их специальные службы биржевой и финансовой информации. Главным фактором, обеспечивающим коммерческую ценность такой информации, являются ее полнота, точность и оперативность.

К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе, о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.

Конкретизируем понятие экономической информации на примере системы управления промышленным предприятием. В соответствии с общей теорией управления, процесс управления можно представить как взаимодействие двух систем — управляющей и управляемой.

Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы. Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

Свойства информации экономической и управленческой информации:

• Достоверность – информация не искажает истинное положение дел;

• Полнота – информации достаточно для понимания и принятия решения.

• Ценность информации – зависит от того, для каких задач данная информация используется;

• Актуальность – информация должна соответствовать постоянно изменяющимся условиям;

• Ясность и понятность – информация должна быть выражена языком, понятным для пользователей информации.

Для экономической информации характерны:

• многократное повторение циклов её получения и преобразования в установленные временные периоды;

• многообразие источников и потребителей;

• значительный удельный вес арифметических и логических операций при её обработке

Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах сосредоточена в нескольких отраслевых системах и секторах информационной сферы. Наиболее крупной из этих систем является создаваемая в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) Единая информационная система недропользования (ЕИСН) в составе:

— всероссийских геологических фондов — Российский федеральный геологический фонд (Росгеофонд), 5 специализированных и 62 территориальных геологических фондов субъектов Российской Федерации;
— Государственного банка цифровой геологической информации (ГБЦГИ) и информации о недропользовании в России;
— банка данных государственного мониторинга геологической среды (ГМГС) — государственный, региональные и территориальные центры ГМГС;
— музейно-библиотечных и коллекционных фондов, фондов эталонов минерального сырья и кернового материала.

Важнейшим информационным ресурсом в области гидрометеорологии является Российский государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды. Здесь, в частности, на машиночитаемых носителях представлены результаты наблюдений за параметрами окружающей среды с начала инструментальных наблюдений (1725 г.).

Информация по другим тематическим направлениям, связанным с природными ресурсами и явлениями (например, экологическая информация), в значительной степени сосредоточена по организациям раз-личных отраслей, органам управления и научным учреждениям, занимающимся исследованиями разного рода природных объектов, явлений, процессов, сбором и анализом данных о них.
Особенностью данных работ являются высокие требования к полноте и точности сведений о природных объектах и процессах, а также высокая трудоемкость и соответственно высокая стоимость сбора этих сведений.

Информация о природных объектах, ресурсах, явлениях и процессах весьма разнообразна и часто трудно сопоставима. Одним из путей преодоления проблемы сопоставимости разнородной информации данного типа является ее пространственная привязка на основе географических информационных систем (ГИС), которые представляют собой специализированные базы данных, интегрирующие картографическую и другие виды информации.
В России работы по созданию ГИС возглавляет Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография), которая руководит всеми топографогеодезическими и картографическими работами в стране. ГИС разного назначения и территориального охвата создаются в исследовательских институтах Академии наук, отраслевых научно-производственных организациях и учреждениях и российских университетах.

Информационные ресурсы общества

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы». В Федеральном за­коне «Об информации, информатизации и защите информации» это понятие определяется следующим образом.

Информационные ресурсы — это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.

Надо понимать, что документы и массивы документов, о которых говорится в этом законе, не су­ществуют сами по себе. В них в различных формах представлены знания, которыми обладали соз­давшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как зна­ния, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапли­вали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компью­терных программ, а также произведений искусства, литературы и науки.

В настоящее время нет ясных рекомендаций относительно того, как осуществлять прогнозирование потребностей общества в ин­формационных ресурсах. Это снижает эффективность исполь­зования информационных ресурсов и приводит к увеличению продолжительности переходного периода от индустриального общества к информационному. Тем не менее информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в лю­бой стране. В наиболее развитых странах они являются объек­том особого внимания.

Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она долж­на обеспечить государственную поддержку производителей ин­формационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы явля­ются:

  • государственные информационные ресурсы, создаваемые на основе правительственной информации;
  • библиотечные информационные ресурсы;
  • информационные ресурсы в сфере образования, здравоохране­ния и экологии.

Аналогичная программа «Европейская информационная струк­тура» принята Европейским союзом.

Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, анало­гичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

  • превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность;
  • сформировать мировой и внутригосударственный рынок ин­формационных услуг;
  • образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой до­ступ;
  • повысить обоснованность и оперативность принимаемых ре­шений в фирмах, банках, биржах, промышленности, тор­говле за счет своевременного использования необходимой ин­формации.

Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных усло­вий для создания информационных ресурсов.

Информационные услуги и продукты

Информационные ресурсы являются основой для создания ин­формационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и вопло­щает его собственное представление о некотором объекте кон­кретной предметной области. Информационный продукт, яв­ляясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе в виде до­кументов, статей, обзоров, программ, книг и т. д.

Информационный продукт — это совокупность данных, сформиро­ванная производителем для ее распространения в материальной или в нематериальной форме.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный или нематери­альный продукт, с помощью услуг.

Услуга — это результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребностей человека или организации.

Информационная услуга — это получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

До недавнего времени основным местом сосредоточения зна­чительной части информационных ресурсов нашей страны явля­лись библиотеки. Перечислим основные виды информационных услуг, предоставляемые библиотечной сферой:

  • предоставление полных текстов документов, а также справок по их описанию и местонахождению;
  • результаты библиографического поиска и аналитической пе­реработки информации (справки, указатели, дайджесты, об­зоры и т. п.);
  • результаты фактографического поиска и аналитической пере­работки информации (справки, таблицы, фирменное досье);
  • научно-техническая пропаганда и рекламная деятельность (выставки новых поступлений, научно-технические семина­ры, конференции и т. п.);
  • результаты информационного исследования (аналитические справки и обзоры, отчеты, рубрикаторы перспективных на­правлений, конъюктурные справки и т. д.).
Читайте также  Ким-Станкевич, Александра Петровна

Информационные услуги воз­никают только при наличии баз данных в компьютерном или не­компьютерном варианте. Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими служ­бами. В них содержатся всевоз­можные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т. п. Базы дан­ных фактически существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях, хотя они и не назывались базами данных.

С появлением компьютеров существенно увеличились объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширился круг ин­формационных услуг.

В настоящее время, когда идет интенсивная информатизация всех сторон жизнедеятельности общества, большое значение имеет дистанционный доступ к удаленным централизованным базам данных. И здесь огромную роль играет всемирная сеть Интернет и информационно-поисковые системы. Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быст­рыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей; высокой оперативности предоставления услуг; возможно­сти отказа от собственных информационных систем.

Основным источником информации для информационного об­служивания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информа­ционных услуг, связи и отношения между ними, порядок и ус­ловия продажи и покупки информационных услуг.

С середины 60-х до середины 70-х годов XX века в результате широкого внедрения компьютерной техники важнейшим видом информационных услуг стали базы данных, содержащие раз­личные виды информации по всевозможным отраслям знаний. Начиная с середины 70-х годов, с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных, ведущим видом информаци­онных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.

С 80-х годов информационная индустрия приобретает все больший удельный вес и влияние на экономическую и социаль­ную жизнь общества.

Совокупность средств, методов и условий, позволяющих ис­пользовать информационные ресурсы, составляет информацион­ный потенциал общества. Это не только весь индустриально-технологический комплекс производства современных средств и методов обработки и передачи информации, но также сеть науч­но-исследовательских, учебных, административных, коммерче­ских и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на базе современной информационной техноло­гии.

Контрольные вопросы и задания

1. Составьте классификацию информационных продуктов, ис­пользуемых в школе.

2. Составьте классификацию информационных услуг, предо­ставляемых школой.

3. Составьте классификацию информационных продуктов и услуг, предоставляемых крупной компанией, занимающейся произ­водством и распространением видеопродукции.

4. Используя возможности Интернета, создайте базу информа­ционных ресурсов по теме, которая наиболее вам интересна. Какие информационные услуги вы сможете оказывать после создания такой базы?

Информатика. 11 класс

Конспект урока

Информатика, 11 класс. Урок № 17.

Тема — Информационное общество

Урок посвящен знакомству с информационным обществом. В ходе урока школьники познакомятся с понятием «информационного общества» и его основными чертами. Узнают об этапах развития информационного общества в России. Им будет представлен обзор информационных ресурсов, продуктов, услуг. Познакомятся с правилами поведения в социальных сетях и системах обмена сообщениями.

Информационное общество, информационные ресурсы, информационный продукт, информационная услуга, сетевой этикет.

В современном обществе имеется огромное количество компьютеров и вообще разнообразной информационной техники (телефоны, телевизоры, факсы и пр.). Появляется множество профессий, связанных с поиском, хранением, преобразованием информации. Информация становится определяющим ресурсом экономического и общественного развития. Ошибочно информатизация понимается исключительно лишь как процесс внедрения современных компьютерных, информационных технологий в жизнь человека и общества на базе новейшей компьютерной, телекоммуникационной техники и Интернета. В чем же суть и смысл процесса информатизации? Информатизация — это процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе — дальнейшего продолжения прогресса цивилизации.

Информационное общество — новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Основные черты информационного общества:

  1. Увеличение роли информации и знаний в жизни общества.
  2. Возрастание числа людей, занятых в сфере информационных и коммуникационных технологий.
  3. Рост доли информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте.
  4. Широкомасштабное использование ИКТ во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества.
  5. Создание глобального информационного пространства.
  6. Развитие информационной экономики, электронного правительства, электронных социальных сетей и др.

Настоящее время — это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике, так и к социальной сфере. Информация является решающим фактором, определяющим развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации. Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные ресурсы».

Совокупность всей информации, накопленной человечеством в процессе развития науки, культуры, образования и практической деятельности людей, называют информационными ресурсами.

Информационным ресурсом может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент. Информационный ресурс — данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Государственные информационные ресурсы используются для решения задач государственного управления, обеспечения прав и безопасности граждан, поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т. д. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, подчиняется федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Информационные ресурсы общества можно рассматривать как знания, накопленные человечеством и материализованные в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, произведений искусства, литературы и науки.

Информационные ресурсы можно классифицировать следующим образом:

— Правовая информация и информация государственных структур.

— Финансовая и экономическая информация.

— Информация о природных ресурсах и т. д.

Информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания.

Сейчас активно идет процесс снижения ценности материального продукта, но повышается ценность информации. В современном обществе информация становится ценным продуктом.

Информационный продукт — информация всех видов, программные продукты, базы данных, представленные в форме товара, т. е. созданные с целью продажи за деньги или обмена на другие продукты.

Информационный продукт — это уникальный показатель эпохи всеобщей автоматизации и информатизации и имеет ряд определенных отличий от материального продукта. Так, любой информационный продукт обладает качеством, которое присуще информации в целом — он не подвержен амортизации, физическому износу. Вы можете неоднократно использовать информационный продукт, и он не потеряет в качестве и уникальности. Для примера: многократное воспроизведение фильма никак не повлияет на его содержание. Фильм не становится хуже с каждым просмотром. Но следует сказать, что информационный продукт подвержен так называемому моральному устареванию. Информация, которая была актуальной еще вчера, может потерять всю свою значимость и востребованность сегодня. Также показательным свойством информационного продукта является то, что расходы на его изготовление, как правило, в разы превосходят дальнейшие расходы на его тиражирование. Написать уникальную работу один раз всегда сложнее, чем затем размножить ее на тысячи экземпляров. Немаловажное свойство информационного продукта — его адресность. В зависимости от группы потребителей производитель выбирает форму и способ изготовления будущего информационного продукта. Так, публикация научной работы в профессиональном сообществе будет отличаться от способа популяризации той же научной идеи для школьников. Информационный продукт имеет свойство универсальности — может представлять ценность для разных областей применения, использоваться с разными целями в разных проектах.

Информационные продукты распространяются посредством информационных услуг.

Информационная услуга — это действия людей и организаций, направленные на получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

Информационные услуги бывают различного вида, например: поиск и подбор информации. Различные кадровые агентства оказывают услуги по подбору персонала. К информационным услугам можно отнести деятельность различных учебных центров, рекламных агентств, разработку программ и веб-сайтов.

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

В пространстве информационного рынка можно выделить пять секторов:

научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

услуги образования: все виды обучения;

управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;

бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

По мере продвижения к информационному обществу всё большие возможности, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий, появляются в сфере образования: оснащение школ мультимедийным компьютерным оборудованием и цифровыми лабораториями кабинетов физики, химии, биологии; формирование в школах медиацентров; подключение школ к сети Интернет; использование на уроках и в домашних условиях цифровых образовательных ресурсов; использование отдельных приложений для автоматизации административных функций: учет кадров, ведение штатного расписания школы, использование в подготовке расписания занятий, обмен документами с вышестоящими органами управления образованием. Все эти процессы указывают на формирование в образовательных учреждениях информационно-образовательной среды. Всё чаще в обучении используются электронные образовательные ресурсы, которые обеспечивают:

— моделирование и визуализацию информации об изучаемых объектах;

— интерактивное взаимодействие пользователя и средства ИКТ;

— хранение больших объёмов информации с возможностью лёгкого доступа к ним;

— автоматизацию процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

— автоматизацию организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения;

— информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей.

Для того чтобы, общаясь в Интернете с использованием различных его сервисов, не доставлять неприятностей собеседникам и не иметь их самому, полезно следовать некоторым несложным правилам, называемым сетевым этикетом. Правила сетевого этикета просты и похожи на правила поведения в реальной жизни.

Для общения в чате, форуме, телеконференции выбирайте себе псевдоним, или ник, не оскорбляющий других участников чата. Избегайте нейтральных имен, не дающих возможности представить кто вы: женщина или мужчина. Обращаясь к кому-либо, пишите его ник в начале вашей фразы. В официальной переписке принято использовать подпись, содержащую некоторую информацию об авторе письма: полное имя, должность или другие регалии, контактную информацию. Поскольку во многих случаях программы для работы с электронной почтой автоматически добавляют к письму однажды подготовленную подпись, будьте внимательны и не помещайте в подпись информацию, которую вы не хотели бы показывать всем своим корреспондентам.

Читайте также  Мясо-рыбный цех ресторана на 140 мест

В чате, форуме, гостевой книге общается большое количество разных людей, с разными мнениями и интересами. Следует быть тактичным и корректным в своих высказываниях. Не нападайте на человека только из-за того, что его мнение не совпало с вашим. Уходя из чата, не забудьте попрощаться с вашими собеседниками и, возможно, договориться о времени следующей совместной беседы.

Всегда заполняйте поле «Тема» своего письма. Ориентируясь по темам, проще выделить нужные письма в большом списке поступающей корреспонденции, а также отфильтровать спам (от англ. spam) — навязчивую рекламу. Отвечая на чье-либо письмо, в поле темы принято вписывать Re: Исходная тема. Большинство программ для работы с почтой эту фразу вписывают автоматически. Старайтесь не допускать грамматических ошибок. Многие современные текстовые редакторы и программы для работы с электронной почтой имеют встроенные системы проверки правописания. В любом случае полезно перед отправкой еще раз перечитать письмо. Не повторяйте многократно одну и ту же фразу, не забивайте «эфир».

В обычной (не деловой) переписке часто используются смайлики — комбинации текстовых символов. Использование смайликов способно придать письму живой характер и даже заменить жестикуляцию. Но не следует этим злоупотреблять — это будет уже плохим тоном. Общаясь в Интернете, сообщая сведения, выражая эмоции, не надейтесь на полную конфиденциальность переписки.

Коротко правила сетевого этикета можно сформулировать следующим образом.

Правила сетевого этикета

1. Ясно идентифицируйте себя.

2. Знайте и уважайте своего адресата.

3. Указывайте тему сообщения.

4. Пишите грамотно, кратко. Давайте чёткий ответ на поставленный вопрос.

5. В текстовых сообщениях можете выражать эмоции с помощью небольших рисунков, называемых смайликами.

6. Не запрашивайте подтверждения получения сообщения без необходимости.

7. Не допускайте спама — бессодержательных, навязчивых или грубых сообщений в адрес другого лица или группы лиц.

8. Не надейтесь на полную конфиденциальность переписки.

Информационные ресурсы общества

Информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы представляют собой накопленную обществом информацию о природе, обществе и мышлении и обеспечивают передачу этой информации в виде данных во времени и пространстве для решения людьми разнообразных задач (производственных, экономических, управленческих, научных, культурных, бытовых и т. и.).

Ресурсы — это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости.

Информационные ресурсы имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и предназначенной для сохранения и использования. Информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности общества и рассматриваются в настоящее время как стратегический ресурс развития любой страны, который по значимости не уступает другим финансовым, сырьевым, материально-техническим.

Используется узкое и широкое понимание термина «информационные ресурсы». В узком понимании под информационными ресурсами имеют в виду только сетевые, доступные через компьютерные средства связи. В широком — любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения. Для сотрудников служб информации профессионально значимым является широкое понимание.

В настоящее время под информационными ресурсами понимают отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Нужно иметь в виду, что документы и массивы информации не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создавшие их. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Исходя из этого определения, можно говорить, что в состав информационных ресурсов входят, с одной стороны, документы на любых носителях, создаваемые в обществе, а с другой фонды библиотек. архивов, центров научно-технической информации, различные виды баз и банков данных, программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей.

В настоящее время нет общепринятой классификации информационных ресурсов. Тем не менее, выделяют такие основания их деления, как тематика информационных ресурсов, каналы доступа и сферы применения, форма собственности и форма представления информации.

I. По тематике информации, представленной на мировом рынке, можно выделить следующие основные секторы информационных ресурсов. которые характерны для всех развитых стран и не зависят от каналов передачи информации:

1. Сектор деловой информации (биржевой, финансовой, коммерческой, экономической, статистической), охватывающий:

  • биржевую и финансовую информацию;
  • экономическую и статистическую информацию:
  • коммерческую информацию (информацию по компаниям, фирмам, корпорациям и т. п.);
  • деловые новости в области экономики и бизнеса.

2. Сектор информации для специалистов (научно-технической и специальной, а также первоисточники), охватывающий:

  • профессиональную информацию (информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров и т. п.);
  • научно-техническую информацию (данные в области фундаментальных и прикладных, естественных, технических и общественных наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности);

3. Сектор массовой и потребительской информации (новости, услуги на основе современных средств глобальной телекоммуникации), охватывающий:

  • новости и литературу (информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии);
  • потребительскую и развлекательную информацию (местные новости. погода, расписания движения транспорта, игры, предложения по покупкам и продажам, справочники отелей и ресторанов, информацию по обмену валюты и т. д.).

4. Сектор социально-политической информации, охватывающий:

  • информацию для всех ветвей органов сласти (законодательной, исполнительной и судебной);
  • информацию политических партий и общественных организаций;
  • информацию о социальной структуре общества:
  • информацию об общественном мнении, включая результаты социологических опросов.

II. В зависимости от масштаба формирования и использования различают:

  1. 1. Совокупные мировые информационные ресурсы.
  2. 2. Национальные информационные ресурсы.
  3. 3. Региональные информационные ресурсы.
  4. 4. Локальные информационные ресурсы или ресурсы отдельных учреждений.

С внедрением информационных технологий подобное разграничение становится все более условным, т. к. информационные ресурсы любого учреждения образуют, как документы, созданные в нем самом, так и внешняя информация, почерпнутая из совокупных ресурсов общества. Одновременно локальные ресурсы, если они представляют интерес за пределами данного учреждения и если обеспечен доступ к ним, превращаются в компонент региональных, национальных или мировых ИР.

III. С точки зрения собственников информационных ресурсов. их можно разделить на:

  1. 1. Государственные информационные ресурсы, созданные на основе бюджетного финансирования. Государственные ИР РФ являются открытыми и общедоступными, за исключением отнесенной законом к категории ограниченного доступа.
  2. 2. Негосударственные информационные ресурсы могут быть: частными; негосударственных предприятий, общественных объединений (организаций). Негосударственными являются информационные ресурсы, созданные на собственные средства организаций (предприятий) и частных лиц.
  3. 3. Информационные ресурсы смешанной формы собственности призваны обслуживать социально значимые потребности страны, а также потребности органов власти и управления.

IV. По форме материальных носителей, на которых записана информация. ресурсы делят на:

  • Печатные информационные ресурсы. которые отличаются традиционным полиграфическим исполнением или изготавливаются на компьютерных принтерах при помощи электронных издательских систем.
  • Электронные информационные ресурсы могут быть записаны на различных магнитных средствах (лентах, дисках, дискетах, картах памяти, флеш-картах). При этом следует различать аналоговые (непрерывные) и цифровые (дискретные) средства записи информации.
  • Сетевые информационные ресурсы многообразны как по видам, так и по способам их материализации. Их детальное рассмотрение требует углубления в технологию Интернета и интранета.

Информационные ресурсы обладают рядом свойств, влияющих на все процессы их формирования и обеспечения доступности:

  1. 1. Нерасходуемость, неисчерпаемость, обеспечивающая возможность многоразового и многоцелевого их использования. Неотчуждение при обмене или продаже.
  2. 2. Постоянный рост объема потока информации и. как следствие, количества информационных ресурсов.
  3. 3. Изменчивость состава как реакция на изменения информационных потребностей общества и обусловленный этим динамизм продукции и услуг, предлагаемых на информационном рынке.
  4. 4. Сложность вычленения активной и пассивной части ресурсов из-за различных темпов старения информации. Отсутствие прямой зависимости между временем создания информации и ее полезностью (ценностью). поскольку информацию старит не время, а появление нового знания, опровергающего или уточняющего прежнее.
  5. 5. Неразрывное единство элементов, составляющих совокупные формационные ресурсы общества. Невозможность или нецелесообразность использования только какой-либо их части (только какого-либо региона, одной страны и т. д.), вызванная этим свойством.

В настоящее время значительную часть информационных ресурсов общества составляют электронные информационные ресурсы. Основными тенденциями их развития можно назвать следующие:

  1. 1. Тенденция роста электронных изданий. Темп роста электронных изданий значительно выше темпа роста традиционных. Более половины научных журналов сегодня представлены в электронной форме. Онлайн- ритейлер «Amazon» уже несколько лет фиксирует увеличение продаж электронных книг по отношению к традиционным.
  2. 2. Тенденция интерактивности электронных изданий. Естественным продолжением тенденций свободного обмена информацией в Интернете стало появление свободного редактирования, инструментарий которого позволяет любому желающему принять участие в исправлении замеченных ошибок, доработке контента и его авторизации. Отвергаются все регламенты, ограничивающие этот процесс, и попытки установления цензуры, a его участники превращаются в свободных и равноправных членов интернет-сообщества. Самым ярким примером такого подхода стала свободная энциклопедия «Википедия».
  3. 3. Тенденция мультимедийности электронных изданий, т. е. компьютерных средств отображения не только текста, но и звука и изображения.
  4. 4. Тенденция мобильности электронных изданий. Содержание информационных ресурсов все больше перемещается из настольных компьютеров и ноутбуков в сферу мобильной телефонии, обеспечивая возможность получения информации в любой точке мире, в любой ситуации.
  5. 5. Тенденция сращивания первичных электронных изданий со вторичными. что выражается, например, в возможности перехода от библиографического описания в электронном каталоге библиотеки к полному тексту’ документа.

Информационные ресурсы реализуются с помощью информационных продуктов и услуг.

Информационный продукт — документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара.

Основные особенности информационного продукта, отличающие его от других товаров:

  1. 1) Информация нс исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.
  2. 2) Информационный продукт со временем подвергается моральному износу, заключающемся в потере актуальности и появлении более новых копий.
  3. 3) Разным потребителям дается возможность различных способов потребления информационного продукта (монитор, распечатка и т. д.) Эта особенность называется адресность информации.

Информационная услуга — услуга, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.

Информационные услуги (по законодательству РФ) — действия субъектов (то есть собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.

Все информационные ресурсы, создаваемые в обществе можно разделить на универсальные и отраслевые.

31.05.2020, 1373 просмотра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: