Информационное обеспечение исследовательской работы - OXFORDST.RU

Информационное обеспечение исследовательской работы

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Основой всякого научного исследования является информация – совокупность сведений (сообщений), которая определяет меру наших знаний о тех или иных явлениях, фактах, событиях и их взаимосвязях.

Качество информации в научном исследовании определяется по следующим критериям: целевое назначение, ценность, надежность, достоверность, достаточность (полнота), быстродействие, периодичность, детерминистический характер, дискретность, непрерывность, способ и форма представления.

Прежде всего исследователями необходимо установить целевое назначение, поскольку одна и та же информация может использоваться для различных целей: создания новых концепций, установления и решения проблем, поиска и т.д.

Ценность информации определяется экономическим эффектом, который дает ее использование.

Практической задачей, стоящей перед исследователем, является определение того, какая информация ему необходима. Вместе с тем нужно исключить избыточную информацию, т.е. ту, что не имеет прямого отношения к объекту исследования. Таким образом обеспечивается полнота информационной базы исследования.

Все элементы исследовательской деятельности тесно связаны со сбором, переработкой и хранением информации. В связи с этим научное исследование представляет собой информационный процесс, включающий:

¨ исходную первичную и вторичную информацию;

¨ переработку этой информации в соответствии с логикой и методологией исследования;

¨ получение новой информации в логических формах.

В современных условиях с ростом требований к обоснованности научных исследований возрастает роль информации.

Необходимо отметить определяющую роль информации в изучении истории исследуемой проблемы. Знание истории вопроса и ранее использованной методики исследования позволяет избежать дублирования ранее выполненных работ и повторения прошлых ошибок, а также рассмотреть предмет в динамике, проследить общие тенденции и дальнейшие пути его развития и на этой основе строить научный прогноз.

Велика роль информационной базы в создании гипотезы, являющейся отправной точкой в логической последовательности научных исследований, в разработке рабочего плана будущей работы, формировании ее глав, параграфов и пунктов. При его составлении необходимо учитывать ограниченность объема работы, что соответственно предъявляет особые требования к отбору материала.

Определяющую роль играет информационная база в формировании основного содержания будущей работы. В зависимости от состава и качества собранной информации может меняться не только план работы, но и направление самого исследования. В связи с этим необходимо помнить, что не всякая информация может быть полезна для данного исследования. Именно поэтому отбор наиболее значимой для данного исследования информации, умение определить ее место в нем является необходимым условием правильного выбора содержания информации.

Организация и осуществление исследований в значительной мере зависят от состава, содержания и характера привлекаемых в процессе их источников. Состав и содержание используемых источников определяется целевой направленностью исследования.

Поиск и отбор информационных материалов – взаимосвязанный процесс. Необходимо овладеть умением отыскать в море информации только нужные сведения, факты, идеи. Первичной информации в море новой литературы содержится не более 25%, остальная – вторичная. Задача заключается в том, чтобы отыскать в информационном потоке оригинальные издания и отсеять все остальное, найти такую информацию, которая является наиболее ценной и актуальной в данный момент.

Для эффективного использования информации необходимо:

¨ научиться быстро, с наименьшей затратой сил следить за потоком новой информации;

¨ рационально выбирать из информационного потока книги, статьи и другие материалы по конкретной теме;

¨ оперативно и полно извлекать из отобранных материалов нужную информацию.

Папковская П.Я. Методология научных исследований: Курс лекций. –
Мн.: ООО «Информпресс», 2002. – С. 115–120.

НАУЧНЫЙ ТЕКСТ И ЕГО КАТЕГОРИИ

Научный стиль и научная речь реализуют особую форму общественного сознания, особый тип мышления – объективный, научный, опирающийся на систему конкретных знаний о человеке, об обществе и о материальном мире. Можно сказать, что перед изучающим научный стиль языка и языки конкретных наук предстает иной мир, иная языковая картина мира, чем та, которая реализуется в живой разговорной речи. Научная картина мира и представляющий ее особый язык науки определяются, с одной стороны, конкретными объектами изучения, а с другой стороны, типами научного мышления, совокупностями научных методов и специализированных приемов для соответствующих наук. Иначе говоря, природа каждой научной сферы, отрасли или конкретной науки – математики, биологии, астрономии, истории, юриспруденции и др. – предопределяет свою собственную картину мира, диктует свой особый отбор языковых средств, свои определенные типы текстов.

В то же время выделяется и ряд общехарактеризующих черт научного стиля речи в целом. Независимо от объекта описания, от типа мышления или от метода исследования научная речь характеризуется такими внелингвистическими признаками, как точность, абстрактность, логичность и объективность. Именно эти качества и признаки составляют общую особенность языковой картины мира в ее научном представлении или, точнее, во множестве отраслевых научных представлений. Однако точность, абстрактность, логичность и объективность как свойства не противоречат и другим функциональным типам речи – деловой речи, публицистике и даже, в ряде проявлений, разговорной речи. Другое дело, что перечисленные признаки имманентно и последовательно присущи именно научному повествованию, каждый из признаков и все они вместе являются необходимыми и обязательными для формирования научной картины мира, которая по определению должна быть точной, абстрактной, логичной и объективной.

Научный текст – это особый тип текста с целым рядом принципиальных лексико-семантических ограничений, с характерной грамматикой, с особыми композиционными, жанровыми, видовыми и прочими признаками. В научном тексте иначе, в ином соотношении, в иных пропорциях, чем в тексте деловом, публицистическом или художественном, используются функциональные типы речи (описание, повествование, рассуждение, доказательство и др.). Здесь иной набор общеязыковых и собственно текстовых средств, здесь активно используются такие специальные формы и приемы мышления, как аналогия и гипотеза; стратегии построения структуры в таком тексте, как правило, обусловлены логикой научного доказательства (выдвижение версии, «рабочей гипотезы», дедуктивные или индуктивные действия, обоснование гипотезы, доведение ее до уровня достоверного теоретического знания и т.д.). Типология текста, его жанровые и стилистические разновидности подчинены типовым коммуникативно-содержательным доминантам текста: субъекту научной речи, объекту описания и адресату научной коммуникации. Фактор субъекта во многом предопределяет модальную организацию научного текста. Фактор объекта научной речи представляет содержание научной информации, ее экстралингвистическое наполнение, а значит, и построение текста, отбор языковых средств (ср., например, данные в Приложении тексты по математике и химии с текстами по юриспруденции и истории). Наконец, фактор адресата отражается в выборе формальной разновидности, типа научного текста: его вида, жанра, подстиля. Любой научный текст – учебник, статья, научная монография – так или иначе отражает «типическую концепцию адресата», как ее называл М. М. Бахтин, и поэтому может содержать открытые и скрытые элементы диалогичности.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Важное место в практике научной работы занимает работа с источниками и пособиями — самым разнообразным литературным материалом. Выделяют материализованные, педагогические и предметные источники получения информации.

К классу теоретических источников относятся периодические и непериодические издания.

Среди непериодических различают:

Работы монографического характера. Монография – научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы. Для этого типа изданий обязательны единая тематика, определенность и развернутость концепции, богатство фактического материала, расположение которого отражает логику развития авторской идеи. Монографии могут быть результатом творчества одного или нескольких ученых, рассматривающих проблему с одной научной позиции.

Диссертация – научная работа, которая дает право на получение ученой степени.Самостоятельную научную ценность имеет автореферат диссертации – ее краткое изложение, оформленное в виде брошюры.

Сборник научных статей (научных трудов). Этот тип издания представляет собой коллективную работу исследователей по определенной теме или проблеме.

Читайте также  Молодежная субкультура Рэперы

Существуют разные виды сборников, основными являются следующие:

тематические сборники, открывающиеся обычно статьей, где дается теоретическое осмысление темы. Во всех остальных статьях конкретизируются те или иные аспекты темы;

хрестоматии научных работ по определенным дисциплинам, темам, в которых представлены наиболее важные положения, идеи из авторитетных работ ученых;

• труды различных съездов, конференций, совещаний; это научный сборник, издаваемый по итогам конференций, съездов, совещаний. Обычно он содержит наиболее значительные и интересные доклады и сообщения, а также принятые участниками решения и рекомендации. В сборники могут быть включены тезисы отдельных докладов, стенограммы круглых столов и обсуждений, состоявшихся на секциях или рабочих группах. Такие материалы дают возможность ознакомиться с работой конференции тем, кто не был ее участником;

избранные труды наиболее авторитетных ученых;

нормативно-правовые (законодательные акты, положения);

историко-теоретические в области объекта педагогического исследования;

теоретические в области предмета исследования;

методические в области предмета исследования.

Сборник представляет собой книгу, в которой собраны статьи и другие материалы научного характера, принадлежащие разным авторам. Обычно сборник посвящен одной научной проблеме, но в отличии от монографии, она может рассматриваться с различных, иногда прямо противоположных точек зрения, с позиций разных научных школ.

К периодическим изданиям относятся:

Серийные издания. В серию могут входить самые разнообразные сочинения, объединенные каким-либо общим признаком (тематика, предмет, идейная близость и т. п.).

Некоторые научные и учебные заведения издают серийные сборники трудов по определенному профилю науки или одной научной теме. Они публикуются по мере накопления материала и поэтому называются продолжающимися. Продолжающиеся издания, публикуемые регулярно несколько раз в год, называются журналами.

Журнал – периодическое издание, содержащее статьи и другие материалы научного характера; является центральным органом одного или нескольких государственных, научных или общественных организаций, имеет постоянную редакционную коллегию и редактора. Научные журналы, как правило, носят тематический характер и отражают научные достижения в какой-то одной отрасли знаний.

Справочно-информационная литература:

Энциклопедия – научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний. Различают два вида энциклопедий – универсальные, включающие сведения по всем отраслям знаний и практической деятельности, к ним можно отнести Большую Российскую энциклопедию в 30 томах; и отраслевые, отражающие сведения из одной области знания, к ним можно отнести Педагогическую энциклопедию.

Энциклопедические словари – справочное издание, представляющее собой краткий, обычно однотомный вариант энциклопедии, материалы в котором расположены в алфавитном порядке. Энциклопедические словари бывают универсальные, примером служит Большой энциклопедический словарь, и отраслевые.

Справочник – издание, содержащее краткие сведения научного и прикладного характера, расположенные в таком порядке, чтобы их было удобно отыскать. В любом справочнике есть вступительная статья, в которой объясняется как им нужно пользоваться. Каждый справочник снабжен вспомогательными указателями, облегчающими поиск информации.

Терминологический словарь (глоссарий) – справочное издание, в котором разъясняются значения специальных слов – терминов, используемых в какой то области знаний.

Толковый словарь – справочное издание, содержащее перечень расположенных в алфавитном порядке слов с указанием их толкования (значения), особенностей потребления и звучания, грамматических характеристик. Обращение к таким словарям помогает, когда вы сомневаетесь в употреблении или написании тех или иных слов.

Где можно найти литературу?

· Библиографические указатели.

В каждой библиотеке есть библиографический отдел, в котором можно найти библиографические указатели –специальные издания, содержащие сведения о вышедшей литературе. По содержанию они могут быть универсальными, отражающими всю литературу, отраслевыми, в которых представлена литература определенной отрасти знания, тематическими. Новая литература находится в текущих библиографических указателях, которые выходят систематически. Такие указатели могут содержать сведения о всей литературе или об отдельных ее видах. Наиболее удобны для поиска аннотированные указатели, в которых библиографическое описание сопровождается аннотацией – краткойобобщенной характеристикой произведения.

· Библиотечные каталоги. Современный книжный фонд библиотеки отражен в различных каталогах. Они представляют собой определенным образом расположенные библиографические карточки. На каждой карточке даны необходимые сведения о каком-либо одном произведении. Различают несколько видов каталогов:

· Алфавитный каталог – библиографические карточки расположены в алфавитном порядке по фамилии автора и заглавий произведений;

· Систематический каталог- библиографические описания расположены в нем по отраслям знания с дальнейшим их логическим подразделением на научные дисциплины, отделы, подотделы и тд.

· Предметный каталог – отражает деление всего фонда литературы на определенные предметно-тематические рубрики, которые располагаются по алфавиту их наименований.

КОНТЕНТ–АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для начала проведем контент-анализ темы (терминологический анализ), то есть выделим в ее формулировке термины-понятия.

В первую очередь просмотрите всевозможные словари. Наверняка там найдете несколько определений ключевых для темы понятий. В этих определениях выделите новые термины и опять поищите их в словарях. Количество ключевых слов будет расти. Они сослужат службу опорных при поиске литературы.

«Педагогические основы деятельности школьного консилиума», в этой теме выделяются следующие термины-понятия: «консилиум», «школьный консилиум», «деятельность школьного консилиума», «педагогические основы деятельности консилиума», «педагогические основы деятельности школьного консилиума». Пять терминов – понятий выполняют роль ключевых слов в поиске литературы.

Тема:»Игровые методы и приемы как средство решения конфликтных ситуаций в дошкольном возрасте»

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Информационное обеспечение исследовательской работы по краеведению

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Информационное обеспечение исследовательской работы по краеведению

Новоселова Н.Ю., учитель истории

МБОУ Камская СОШ

Современную школу трудно сегодня представить без постоянного поиска, эксперимента, инновационных технологий, особенно в свете введения ФГОС. Исследовательская деятельность учащихся становится обязательным атрибутом как урочной, так и внеурочной деятельности, являясь процессом совместной работы учащегося и педагога, а нередко и родителей.

С 2005 г. в нашей школе действует объединение «Наследие» Районного Центра детского творчества. «Наследие» — это добровольное объединение детей 11 – 16 лет, имеющих желание заниматься творческой исследовательской работой по изучению истории родного края.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и с очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещественными и письменными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей страны, как различные исторические, политические, социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном районе, селе.

Часто бывает так, что в процессе поисковой деятельности воспитанники сталкиваются с интересными фактами, которые имеют отношение к родному селу, району, к отдельным людям. В результате у них появляется личный интерес и желание изучить какой-либо вопрос или проблему, касающиеся региональной (локальной) истории более подробно. Так рождается тема для индивидуального исследования и написания исследовательской работы.

Проведение простейшего краеведческого исследования требует не только усилия юного исследователя, но и серьезного педагогического руководства. Педагог, организующий краеведческая деятельность школьников, должен помочь избежать ошибок, подстерегающих юных краеведов в ходе исследования и написания работы по результатам исследования. При выполнении той или иной краеведческой работы школьник должен не только знать:

Читайте также  Аттестационная работа медсестры приемного отделения

что изучать, то есть ясно представлять себе объект и предмет исследования;

как изучать, то есть какие методы исследования использовать;

как оформлять результат исследования;

на чем основываться, то есть иметь первоначальное представление об источниках краеведческой информации, на которых можно базироваться;

где искать, то есть знать основные виды библиотек, архивов, музеев, специфику их фондов;

как искать, то есть знать основные правила поиска источников краеведческой информации и выявления в них нужных фактов, данных сведений и т.п.

Таким образом, одним из условий качественного проведения обучающимися краеведческой исследовательской работы является уровень развития их информационной культуры.

Это обусловило актуальность разработки специальной дополнительной общеобразовательной программы «Юный исследователь». Особое внимание на занятиях уделяется формированию у школьников системы теоретических и практических знаний, умений и навыков в сфере поиска источников краеведческой информации и работы с ними. В связи с этим в программу дополнительно были включены такие модули как:

«Направления краеведческой исследовательской работы школьников»;

«Источники краеведческой информации»;

«Информационные базы краеведческой исследовательской работы»;

«Поиск краеведческой информации в сети-Интернет»;

«Интервьюирование и анкетирование»

В рамках модуля «Направления краеведческой исследовательской работы школьников» обучающиеся знакомятся с теоретическими сведениями об основных направлениях, формах и принципах организации краеведческой исследовательской работы, методах ее проведения и правилах оформления результатов. Теоретические знания проверяются и отрабатываются на практических занятиях.

При изучении модуля «Источники краеведческой информации» обучающиеся подробно знакомятся с основными видами исторических источников и их особенностями.

Цель модуля «Информационные базы краеведческой исследовательской работы» — получение обучающимися сведений об учреждениях, предоставляющих во временное пользование краеведческую литературу и другие источники информации. Это в первую очередь библиотеки (школьная, сельская, районна), музеи (школьный, Музей истории и культуры г. Воткинска) и архивы (районный, ЦГА УР). Программа предусматривает проведение практических занятий (проводятся так называемые библиотечный, архивный и музейный уроки). В ходе «библиотечного урока» обучающиеся получают навыки работы с библиографическим каталогом, с библиографическими карточками, аннотациями к книгам. Они учатся проводить элементарный библиографический поиск опубликованных материалов на избранную тему, продуктивно знакомиться с соответствующей исследовательской литературой; изучать опубликованные материалы (периодику, документы, справочники, монографии и др.). В ходе «архивного и музейного уроков» дети получают информацию по использованию путеводителей по фондам архива (музея), описей дел, базы данных. Осваивают правила работы с документами в архиве и музее. Для закрепления материала по данному модулю обучающиеся получают задание определить круг учреждений, которые являются потенциальными информационными базами к выбранной теме их краеведческого исследования.

В рамках модуля «Поиск информации в сети-Интернет» обучающиеся получают навыки поиска, правильной обработки информации и оформления ссылок на данную информацию. На практических занятиях учащиеся работают с сайтами «Подвиг народа», «Мемориал», «Память народа», «Родная Вятка».

Модуль «Интервьюирование и анкетирование» позволяет обучающимся освоить навыки ведения беседы, составления и заполнения опросного листка, ведения полевого дневника, обработки полученных результатов.

Результатом работы в данном направлении можно считать повышение качества исследовательских работ учащихся, а также высокие результаты участия обучающихся на НПК районного, республиканского и всероссийского уровней.

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика

международный ежемесячный научный журнал

Герасимов, Б. Н. Информационное обеспечение научной деятельности организации / Б. Н. Герасимов. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – 3. – С. 32-39.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТ И

Б.Н. Герасимов, д-р экон. наук, профессор

Самарский университет государственного управления

«Международный институт рынка»

(Россия, г. Самара)

Аннотация. Научная деятельность является важным фактором развития научно-технического прогресса в стране. Процесс обеспечения научной деятельностью орган и зации включает несколько составных частей – в идов обесп е чения . Все в иды обеспечения взаимосвязаны между собой и обеспечивают качество и эффективность деятельности научной организации. Одним из ва ж нейших подсистем поддержки научной деятельности является информационное обеспечени е . Представлена технология подсистемы информ а ционн ого обесп е чени я деятельност ью научной организации .

Ключевые слова: научная деятельность, в ид ы обеспечения, технология , процесс, по д система , эффективность.

На сегодняшний день процесс иннов а ционной деятельности является основным способом получения конкурентных пр е имуществ , обеспечения экономического роста и повышения конкурентоспособн о сти любой организации. Разработка и вн е дрение новых научных разработок являе т ся одним из наиболее трудоемких, затра т ных и рискованных сторон деятельност и организации [1]. Одной из основных пр и чин неудач применения процесса научных разработок в организации является неэ ф фективная управление этим процессом.

В настоящее время в условиях разв и тия информационного и технического прогресса осуществление научной де я тельности приобретает особое значение. В некоторых р а ботах рассматриваются структуры систем или процессов упра в ления научной деятельностью [ 2, 4]. Однако на самом деле инструментам управления научной деятельностью уделяется н е достаточное внимание, так как отсутствует спрос на модели и м е тоды научных исследований. Хотя именно такие инструменты призваны обеспечить ускорение научных разраб о ток и до с тижение заданных результатов.

М еханизм управления новых разраб о ток научной организации рассматривается как механизм взаимосвязи и взаимодейс т вия функций управления, процесса упра в ления и обеспечивающих подсистем, н а правленный на наиболее эффективное ее осуществление и ра з витие [3] .

В работе с истема обеспечения разраб о ток научной организации включает в свой состав следующие подсистемы: организ а ционного обеспечения , информационного обеспечения . кадрового обеспечения , ф и нансового обеспечения , материально-технического обеспечения , правового обеспечения и нормативно-методического обеспечения .

На результаты новых разработок нау ч ной организации оказывают влияние управление процессом ее реализации и о р ганизационная структура, в рамках кот о рой этот процесс осуществляется [15] . П о этому правильно сформированная орган и зационная структура п о зволяет обеспечить научной организации рациональное и ги б кое использование р е сурсов.

Подсистема финансового обеспечения состоит из взаимосвязанных элементов с иерархическим подчинением и специф и ческими функциональными особенност я ми [17] . Н овы е разработк и научных орг а низаций включает ряд этапов, и ею заняты различные подразделения (отделы), п о этому важно обеспечить финансирование всех ее этапов в определенной последов а тельности (НИОКР, разработка и создание опытного образца, серийное производство и пр о дажа нов ых разработок ).

В основе подсистемы кадрового обе с печения новых разработок научной орг а низации лежит процесс определения п о требности в специалистах , который об у славливается, пре ж де всего, стратегией формирования, поддержания и ра з вития новых разработок .

подсистема материально-технического обеспечения имеет ряд функций, следуя кот о рым она поддерживает эффективность осуществления новых разработок : план и рование потребности в материальных р е сурсах; заготов ка и лог и стика ; хранение заготовленного сырья и материалов; ос у ществление учета и контроля выдачи с ы рья и материалов для осуществления н о вых разработок [7] .

Подсистема правового обеспечения н о вых разработок научной организации представляет собой процесс использов а ния юр ид ических знаний, методов и средств на всех этапах управления новых разработок с целью обеспечения ее эффе к тивности и результ а тивности.

Нормативно-методическое обеспечение новых разработок научной организации представляет собой совокупность док у ментов, устанавливающих нормы, ста н дарты, пр а вила, различные требования и характеристики, а также различные спр а вочные материалы, кот о рые используются при решении раз личных управленческих задач.

Читайте также  Механическая асфиксия 2

Информационное обеспечение управл е ния новых разработок научн ой организ а ции является одной из важнейших обесп е чивающих подсистем. На практике работа с информ а цией в на учных организаци я х в большинстве случаев осуществляется без создания по д системы информационного обеспечения. Часть функций по работе с информацией выполняется (в числе пр о чих) другими подразделениями [12] . В этом случае невозможно обеспечить н е преры в ность процесса информационного обеспечения, некоторым его этапам удел я ется незначительное внимание, происх о дит дублирование отдельных в ид ов работ с информацией, не обеспечивается вза и модействие всех подразделений (отделов) организ а ции по работе с информацией.

Необходимо отметить, что наличие к а чественной и своевременной информации является одним из наиболее важных усл о вий успешного осуществления новых ра з работок научных организаци й [13] . Пре ж де всего, необходимо обеспечить руков о дителей и специ а листов информацией о конъюнктуре потребительского и сырьев о го рынков, состоянии инфраструктуры, наличии и доступности ресурсов, а также информацией о наличии инн о вационных разработок и/или проведении исследов а ний, способных решить наиболее ос т рые проблемы химических предприятий (р е сурсосбережение, энергоэффективность, экологическая безопасность и безопа с ность жизнедеятельности, эффективность и безопасность производственных проце с сов).

Развитие новых разработок научных в современных организаци я х в значительной мере зависит от качества информационн о го обеспечения, которое необходимо для принятия управленческих решений. Рук о водству научной организации важен си с тематический анализ и максимально то ч ное прогнозирование динамики ряда соц и ально-экономических п о казателей.

Д ля новых разработок научной орган и зации характерна потребность в новых идеях , для воплощения которых необх о димо информационное обеспечение: нач и ная от сведений о новых научно-технических разработках до технической и технологической документации произво д ственных процессов. Осуществление н о вых разработок связано с трансфо р мацией научных идей в новый продукт или в н о вый способ применения уже известных проду к тов.

Исследуемым организаци я м для выя в ления новых научных открытий и разраб о ток, проведения экспертизы собранных сведений и превращения ее в необход и мую для осущ е ствления и развития новых разработок и нформацию, трансформации выявленной научных иде и в новую пр о дукцию, оценки экономической эффекти в ности проекта и организации серийного производства необходимо создать техн о логию информационного обеспечения н о вых разработок , позволяющую обеспеч и вать всех участников инновационного процесса сво е временной, достоверной и качественной информацией [14, 16] .

Под система информационного обесп е чения новых разработок научной орган и зации включает несколько этапов: выясн е ние потребностей в информации, которые зависят от специфических факторов и масштабов новых разработок научной о р ганизации ; установление источников, и н струментов сбора и обработки информ а ции; определение передачи информации и ее интерпретация в рамках системы отче т ности; хранение информации; исследов а ние информации.

На этапе подготовки (рис. 1 ) важно о п ределить потребителей и состав информ а ции, необходимой для успешного осущ е ствления новых разработок [6] .

ГЛАВА 13. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ § 13.1. Информационное обеспечение научных исследований кратко

Привет, Вы узнаете про информационное обеспечение научных исследований , Разберем основные ее виды и особенности использования. Еще будет много подробных примеров и описаний. Для того чтобы лучше понимать что такое информационное обеспечение научных исследований , настоятельно рекомендую прочитать все из категории ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ и организация научно-исследовательской деятельности

 ВВЕДЕНИЕ В ГЛАВУ
Цель данной главы – очертить круг вопросов, связанных с темой
информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности; познакомить читателей с организацией Национальной системы
научно-технической информации Украины; описать основные средства
современного информационного поиска – библиографические указатели и поисковые системы сети Интернет .
Ключевые понятия данной главы: информационное обеспечение научных исследований , научно-технические документы, библиографическая информация , поисковые системы сети Интернет, Национальная система научно-технической информации Украины, Украинский институт научно-технической и экономической информации (УкрИНТЭИ).
 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
§ 13.1 . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Информационное обеспечение научных исследований
Суть научного исследования состоит в создании нового знания.
При этом ученый создает новое знание не «из ничего». Производство
знания является результатом переработки значительных массивов исходной информации. И качество этой исходной информации существенно влияет на качество научного результата. Поэтому ученый тратит свои
силы не только на получение нового научного результата, но и на поиск
«старого результата», который должен стать исходной информацией
для проводимого исследования. «Старый научный результат » уже был
кем-то получен и вошел в состав общемировых информационных ресурсов, а теперь его нужно из этих ресурсов извлечь. Проблема состоит в
том, что человечество испокон веков производило большое количество
информации. И с течением времени человеку стало все сложнее найти в
массе разнообразных данных нужные ему сведения. В связи с этим появился опасный «разрыв» между созданием информации и ее потреблением: создатель информации и ее потребитель далеко не всегда могут найти друг друга. В идеале для решения такой проблемы нужно было
бы упорядочить всю произведенную человечеством письменную информацию и создать что-то вроде «документарной вселенной», в которой все знания, накопленные человечеством, представляли бы единую
242
242
информационную систему, пронизанную миллиардами перекрестных
ссылок. Подобные идеи появлялись у ученых с давних пор. Воплощением этих идей стали библиотечные каталоги, библиографические указатели, и конечно, сеть Интернет. Все эти средства составляют важную
часть информационного обеспечения научно-исследовательской деятельности ученых.
 Информационное обеспечение научно-исследовательской
деятельности – это: 1) информация, необходимая для проведения
научного исследования; 2) создание условий для обеспечения научноисследовательских работ необходимой информацией.
К системе информационного обеспечения научных исследований
можно отнести:
— научно-техническую информацию;
— каналы распространения научно-технической информации –
научно-технические издания (рис. 13.2), Интернет, семинары и конференции, а также компьютерные информационные системы;
— средства поиска научно-технической информации – библиографические указатели (см. § 13.2) и поисковые системы в сети Интернет
(см. § 13.3);
— органы, отвечающие за распространение научно-технической
информации – библиотеки, центры научно-технической и экономической
информации;
— соответствующее законодательное обеспечение (основу законодательства Украины в сфере научно-технической информации составляют Закон Украины «Об информации» и Закон Украины «О научно-технической информации»).

На этом все! Теперь вы знаете все про информационное обеспечение научных исследований , Помните, что это теперь будет проще использовать на практике. Надеюсь, что теперь ты понял что такое информационное обеспечение научных исследований и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ и организация научно-исследовательской деятельности

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: