Индивидуально-психологические особенности личности как основание для выбора профессии - OXFORDST.RU

Индивидуально-психологические особенности личности как основание для выбора профессии

Доклад Индивидуально-психологические особенности старшеклассника как основание для выбора профессии

Индивидуально-психологические особенности старшеклассника как основание для выбора профессии.

Подготовила педагог-психолог Воровщикова А.Б.

Многие авторы (Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, Е. А. Климов, И. С. Кон и др.) считают началом формирования личностного и профессионального самоопределения старший подростковый и младший юношеский возраст.

Возрастной э тап- ранняя юность — считается третьим миром, который существует между детством и взрослостью.

Л. И. Божович обращает внимание на то, что личностное самоопределение подростков осуществляется одновременно как конкретное определение будущей профессии и планирования жизни, и как неспецифический поиск смысла своего существования.

На разных этапах подросткового возраста формирование личностного и профессионального самоопределения протекает с разной степенью интенсивности.

Э. Эриксон рассматривал проблему выбора карьеры как одну из сфер выражения кризиса идентичности. Чтобы принять решение о выборе профессии, школьник должен определиться, что он из себя представляет. Поскольку в современном обществе разные виды профессиональной занятости соответствуют разному образу жизни, выбор карьеры, по сути, превращается в выбор образа жизни в целом. Чтобы сделать правильный выбор, молодые люди должны иметь правильное представление о себе, а также разумную оценку того, в какой сфере они могут лучше всего адаптироваться к трудовой жизни. Э. Эриксон считал, что колебания в выборе профессии среди юношей являются проявлением более фундаментальной неопределенности в сфере их личностной идентичности.

По мнению Н. М. Амосова, Л. А. Никитина и Д. Д. Воронцова, важным психологическим фактором, определяющим успешность профессионального образования, является своего рода «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению определенной профессии. Выбор профессии, сделанный человеком в результате анализа внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни.

Э. Ф. Зеер утверждает, что выбор профессии — важнейшая задача подросткового возраста. Это период реалистичных вариантов. Профессиональные планы подростка очень расплывчаты, аморфны, носят характер мечты. Они часто представляют себя в различных эмоционально привлекательных профессиональных ролях, но не могут сделать окончательный психологически обоснованный выбор профессии. Профессиональные намерения расплывчаты и неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления не могут быть реализованы в настоящем. Неудовлетворенность реальным будущим стимулирует развитие рефлексии-осознания своего собственного «Я» (Кто я? Каковы мои способности? Каков мой идеал в жизни? Кем я хочу быть?).

По мнению Е.В. Волобуевой, особенность профессионального самоопределения современного подростка состоит в том, что человек должен стремиться не только осознанно выбрать, но и освоить не одну профессию, а несколько родственных профессий.

Нужно отметить, что ситуация выбора профессии характеризуется двойственностью, где с одной стороны – мир профессий, обладающий безграничным диапазоном характеристик, с другой – субъект выбора профессии, личность со всеми ее особенностями.

Таким образом, в основе выбора профессионального самоопределения на разных возрастных этапах лежат качества самоопределяющейся личности.

Не каждый может сделать этот выбор самостоятельно. Поэтому для решения проблемы профессионального самоопределения старшекласснику необходима психологическая помощь, способствующая формированию адекватных представлений о своей личности, о своем будущем в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями и интересами.

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста.

Среди основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие:

интересы (познавательные, профессиональные, интерес к профессии, наклонности);

способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности);

Существенным критерием правильного выбора профессии является соответствие типа личности требованиям, которые эта профессия предъявляет к работнику.

В психологии тип личности — это абстрактная модель, включающая в себя набор индивидуальных характеристик, которые проявляются с определенным постоянством, являясь реакцией на воздействие окружающей социальной среды.

Классификация по типу личности в психологии очень разнородна и многочисленна. Однако грань между типами личности может быть очень размытой при любой классификации. Определенные черты характера, мировоззрения и поведения соответствуют определенному психологическому типу человека. В каждом человеке можно найти практически все существующие характеристики, относящиеся к тому или иному типу личности, однако можно говорить о существовании более или менее установленных в психологии критериев для определения типов личности.

При идентификации типов личности учитываются ее устойчивые индивидуальные или социально сформированные характеристики, такие как особенности конституции тела, свойства нервной системы, акцентуации и т. д. Однако, наряду с психофизиологическими и психиатрическими критериями оценки, могут быть наиболее общие основания, позволяющие типизировать личность в ее целостности и специфике психической деятельности.

У Юнга есть основания полагать, что одни люди лучше используют логическую информацию (рассуждения, умозаключения, доказательства), тогда как другие лучше используют эмоциональную информацию (отношения людей, их чувства). У одних более развита интуиция (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), у других — более развитые ощущения (восприятие внешних и внутренних сенсорных раздражителей). По преобладающей функции, накладывающей свой отпечаток на характер человека, К. Юнг определил типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Он рассматривал каждый из этих типов в экстравертной и интровертной версиях.

Ученица Изабель Бриггс Майерс К. Юнга подробно исследовала проявления каждого из 16 типов, описала характерные личностные черты. Она отметили влияние типа личности на способ существования человека в мире: профессиональную ориентацию, творческие способности, отношение к различным видам деятельности, к людям, животным, книгам, учебе, труду, искусству, здоровью и многое другое.

«Индикатор типов личности Майерс – Бриггс» (The Myers – Briggs Type Indicator) или MBTI применяют в психологическом консультировании и в кадровом менеджменте во многих странах, в том числе и в России.

Знание своего психологического типа позволяет успешно выбирать дело по душе, избежать излишних трудностей.

В профориентации Н.С. Пряжников выделяет следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбор и профподбор) и профконсультация.

​​​​​​​ Профориентационная работа с учащимися 9 класса, на мой взгляд, должна строиться в несколько этапов.

Ознакомительный этап. На этом этапе продолжается расширение представлений воспитанников о мире профессий, предлагается информация об основных профессиональных областях:

Разбор классификаций профессий по Е.А. Климову

«человек – художественный образ»;

«человек – знаковая система».

Воспитанники знакомятся с общими характеристиками каждой области и профессиями из каждой области, метафорически «примеривают» профессии на себя, благодаря чему обогащается их личный опыт.

Диагностический этап. Воспитанникам предлагается диагностика по профориентации – заполнение основного диагностического пакета и обратная связь по результатам диагностики.

Подросток и воспитатель получают информацию, которая может стать полезным подспорьем при выборе профессии.

Интегрирующий этап. Этот завершающий этап работы.

На этом этапе проводится второй диагностический срез. Сводится воедино вся информация, собранная в течение процесса. Осуществляется прицельное исследование нескольких, а затем одной профессии, которые наиболее интересны и подходят подростку (такое сужение необходимо для того, чтобы подросток смог осознанно подойти к выбору профессии, лучше понять самого себя, соотнести свой потенциал с требованиями профессии; важно донести до него, что профессия ответственно выбирается не в отрыве от человека, а в соответствии с его индивидуальными особенностями, которые выявляются в процессе консультирования через все этапы работы).

Метафорически это может звучать так: «Я беру ответственность за свой выбор и делаю конкретные шаги: я выбираю профессию, а не профессия выбирает меня».

В результате воспитанники должны подойти к практическому выходу – принятию решения по выбору конкретной профессии – и делает первые конкретные шаги по планированию пути к выбранной профессии. Определяющим фактором при выборе профессии уже могут стать внутренние мотивы человека, а не внешние (престижность, популярность или востребованность профессии).

Такое понимание дает возможность выйти на тему личностного, профессионального предназначения, миссии человека в целом.

Консультирование с помочью арт-техник также дает мощный толчок для самопознания, раскрытия личностного потенциала, развития творческого потенциала и креативности, расширения опыта партнерского взаимодействия в решении жизненно важных вопросов для дальнейшей самореализации.

Профессиональное самоопределение. Психологические особенности выбора профессии

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Конечно, эти жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Личность же постоянно изменяется, развивается, значит, на разных стадиях ее развития одни и те же задачи профессионального самоопределения решаются по-разному.

Читайте также  Законы Менделя 3

Перед личностью постоянно возникают проблемы, требующие от нее определения своего отношения к профессиям, иногда анализа и рефлексии собственных профессиональных достижений, принятия решения о выборе профессии или ее смене, уточнения и коррекции карьеры, решения других профессионально обусловленных вопросов. Весь этот комплекс проблем в профессиоведении объясняют понятием профессиональное самоопределение.

Основные моменты проф-го самоопределения личности:

—-Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

—-Ядром проф-го самоопределения явл-ся осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований проф-ой деят-ти и социально-экономических условий.

—-Профессиональное самоопределение осущ-ся в течение всей проф-ой жизни: лич-ть постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

—-Актуализация проф-го самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, проф-го учебного заведения, повышение квалификации, увольнение с работы и т.д.

—-Профессиональное самоопределение явл-ся важной хар-ристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

В подростковом возрастезакладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.

Ранняя юность. Важнейшая задача этого возраста – выбор профессии. Это период реалистической оптации. Профессиональные намерения подростков диффузны и неопределенны. Выбор учебно-профессионального учреждения в данном возрасте часто бывает психологически не обоснован.

Юность. Подавляющее большинство юношей и девушек уже учащиеся, их участие в производительном труде рассматривается не только и не только с точки зрения его экономической эффективности, сколько с точки зрения его воспитательной ценности. Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.

Молодость. Освоение профессиональной деятельности приводит к развитию следующих психологических,новообразовани: профессиональной социализации, профессионального опыта, профессионально важных качеств, профессиональной идентичности.

Основными психологическими новообразованиями в возрасте28-33 летстановятся социально-профессиональная активность, самостоятельность, социальная ответственность, профессионально обусловленные черты характера.

Период относительно спокойной жизнедеятельности 34-42 года. Женщины и мужчины примеряются с социально-профессиональными условиями и семейными отношениями. Многие становятся профессионалами, самоопределяются в профессиональном сообществе, достигают вершин профессионализма и пика творческих успехов.

Особенностями социальной ситуации развития в 45-60 летобусловлены следующими моментами:

· постепенное физическое старение, ослабление психофизиологических и психических функций (внимания, памяти, мышления), снижение сексуальных потенций;

· изменение жизненного пространства за счет появления новых родственников и постепенного ухода из жизни близких, коллег, друзей;

· сужение перспектив профессионального продвижения, карьеры.

Профессия – основной род занятий, деятельность, посредством которой данное лицо участвуют в жизни общества.

Профессионализм – высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной обл.деятельности.

Психологические особенности выбора профессии – стремление достичь результата определенного уровня проф.деят.,осознавая свои возможности. Профессий много, но только выбранная по душе приносит удовлетворение человеку и максимальную пользу обществу.

На выбор профессии влияют следующие обстоятельства:

1. позиция старших членов семьи.

2. позиция сверстников (подруг, товарищей), «значимых других» из круга вне семейного общения.

3. позиция учителей, классного руководителя, шк.психолога.

4. личные проф.планы учащегося.

5. способности, умения, уровень развития учащегося как субъекта деят.. это звено и есть основа для формирования будущей проф.пригодности.

6. уровень притязаний учащегося на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей: завыш./заниж.притязания – это важные условия реалистичности выбора профессии, удовлетворенности и успеха на будущем проф.пути.

7. информированность. Важна правдивость, полнота, ясность той информации, которая явл.основанием для принятия решений.

Психологические основы выбора профессии.

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

« Психологические основы выбора профессии »

учащаяся 9 Б класса

Бобкова Ирина Александровна

Горшечное, 2019 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

« Психологические основы выбора профессии »

Эта тема очень актуальна в наше время, ведь выбор профессии — это важный и ответственный шаг в жизни практически каждого человека, поскольку профессия, если она правильно выбрана, приносит человеку ряд положительных аспектов. По статистике половина выпускников профессиональных учебных заведений работают не по специальности. Это значит, что они выбрали профессию без учета своих возможностей, требований профессии и рынка труда, под воздействием случайных факторов: из соображений «престижа», «за компанию», под влиянием телесериалов.

Люди давно заметили, что профессия накладывает отпечаток на личность человека. Однако справедливо и другое: не только профессиональная деятельность формирует личностные особенности, но каждый человек по своим личностным качествам подходит к определенному типу профессий.

В современном обществе актуально и остро встает проблема психологической помощи людям в выборе профессии. Выбор профессии — это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. В настоящее время насчитывается около 40 тысяч профессий и это осложняет ситуацию. Чтобы скорректировать профессиональный выбор, можно использовать разные способы психодиагностики – различные тесты, анкеты, опросники, которые помогают определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности.

Цель проекта: определить свои психологические особенности для выбора будущей профессии.

Задачи проекта :

Определиться, что относится к психологическим основам выбора профессии;

Выяснить, что такое профориентация;

Провести необходимые диагностические методики для выяснения своих психологических особенностей, которые будут способствовать выбору профессии;

Провести анализ полученных результатов и сделать выводы;

Предмет: мои индивидуальные психологические способности.

Объект: психологические основы выбора профессии.

Гипотеза: возможно, если я определю свои психологические особенности , то выясню какую профессию мне выбрать в будущем.

Диагностические — процесс распознавания и оценки свойств, особенностей и состояний человека, заключающийся в целенаправленном исследовании.

Анализ — метод, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

Обобщение — подведение итогов, общий вывод.

I .Теоретическая часть

Важнейшим критерием осознания профессионального становления личности является её способность находить личностный смысл в профессиональном труде, творить свою профессиональную жизнь, самостоятельно проектировать, принимать решения о выборе профессии. Эти жизненно важные проблемы возникают перед человеком в течение всей его жизни. В подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. Зачастую профессиональная ориентация способствует выбору того или иного вида профессии.

I .1 Профессиональная ориентация

(профориентация, профессиональное самоопределение)- это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов. Цель профориентации — подвести человека к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

Условия выбора профессии

«Хочу» — это интересы и склонности к определённой деятельности, мечты о профессии. Следует различать интересы и склонности.

«Могу» указывает на свойства личности, которые обеспечивают профессиональную пригодность человека. Прежде всего это личные качества, обеспечивающие успешность профессионального обучения, его результативность, т. е. профессионально важные качества ПВК. Среди ПВК необходимо различать ПНК (профессионально необходимые качества) и ПЖК (профессионально желательные качества).

«Надо» — это реальный спрос на рабочую силу. Рабочая сила (здоровье, квалификация и способности) на рынке труда являются товаром, цена которого зависит от соотношения спроса и предложения.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер.

I .2 Интересы и склонности

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других — к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес — это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.

Читайте также  Гжель - уголок России

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы могут переходить в склонности — стремление заниматься определенной деятельностью.

Интересы различаются по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые). Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов

Интересы могут переходить в склонности — стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

I .3 Способности

Способности — индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности — прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их. С начала 20-го века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей — это выявление динамики успехов в процессе деятельности.

Способности бывают общие и специальные. Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией

I .4 Темперамент

Темперамент — совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам личности, ибо его особенности, как правило, обусловлены биологически и являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.

Темпераменты и их характеристики.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он чересчур впечатлителен, легко эмоционально раним.

I .5 Характер

Наряду с врожденными особенностями темперамента на выбор профессии большую роль его устойчивые приобретенные качества характера.

Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки, самомнение);

2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм);

3) к делу (инициативность, работоспособность, лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость);

4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер человека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой. К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Черты характера окрашивают жизнь человека определенными оттенками, формируют его стиль жизни, социальное окружение, что, хоть и косвенным способом, но влияет на выбор его профессии.

Влияние личностных характеристик на выбор профессии в юношеском возрасте

Выбор профессии — задача сложная и достаточно парадоксальная. В юношеском возрасте перед каждым становится актуален выбор своей будущей профессии. Мир профессий включает в себя тысячи интересных специальностей. Разные их виды требуют различных качеств от человека. В каком-то случае должна быть острота мышления, в другом — способность находить контакт с людьми, а в следующем — физическая сила и т.д. Большая часть старшеклассников имеет только приблизительные представления о существующих профессиях и оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой деятельности требования со своей индивидуальностью. Поэтому следует правильно определиться и выбрать свой профессиональный путь по жизни, опираясь на свои личностные характеристики.

Юность — период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности в психологии делятся на старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность. (от 18 до 23 лет). Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в этот возрастной период осуществляется окончательный переход к зрелости личности, завершается формирование устойчивых черт личности, развитие таких психологических качеств как: самосознания; самостоятельности; открытием собственного внутреннего мира; стремлением к самоопределению.[5,c. 184]

По Э.Эриксону, отдельными задачами развития, которые необходимо решить индивиду для достижения идентичности, являются следующие:

  • обретение чувства времени и непрерывности жизни;
  • развитие уверенности;
  • принятие соответствующей своему полу роли;
  • экспериментирование с различными социальными ролями;
  • выбор профессии;
  • формирование личной системы ценностей и приоритетов;
  • поиск своей идеологии, то, что Эриксон называл «поиском своей веры». [6,c.76]

Личностная сфера старшеклассника характеризуется активным развитием таких психологических качеств как: самосознания; самостоятельности; открытием собственного внутреннего мира; стремлением к самоопределению.

Выбор профессии – основополагающий фактор успешности личности, ее самореализации, возможности принести наибольшую пользу обществу.

Выбор профессии подростком рассматривается как многоэтапный процесс выработки и принятия решения. Процесс профессионального самоопределения проходит несколько стадий, которые являются прямым отражением процесса формирований самосознания личности. На первой стадии (4-11 лет) определяющим фактором профессиональной ориентации ребенка являются его фантазии На период 15-16 лет приходится третья стадия профессионального самоопределения, а именно необходимости решить проблему своего будущего.[2,с.68]

Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи

2) позиция сверстников:

3) позиция школьного педагогического коллектива

4) личные профессиональные и жизненные планы:

5) способности и их проявления

6) притязание на общественное признание;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

8) склонности [3,с.21]

Личностное самоопределение, а также и профессиональное самоопределение является важнейшим аспектом в формировании личности в юношеском возрасте. Выбор будущей профессии является не мало важным этапом у старшеклассника.

Одной из наиболее известных психологических теорий профессионального выбора объединяющей личностные черты с предпочтением рода занятий, является концепция Дж.Холланда. Он попытался объяснить, почему разные типы людей предпочитают разные типы профессиональных занятий. Холланд полагает, что все люди делятся на 6 типов: реалистичных, интеллектуальных, социальных, конвенциальных, предприимчивых и артистических.

Каждый тип личности характеризуется:

  • определенными чертами характера и складом ума;
  • способностями к определенным видам деятельности;
  • предпочтениями определенного рода занятий;
  • содержанием увлечений;
  • профессиональными возможностями.

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие:

  • интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности);
  • способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности);
  • темперамент;
  • характер.[7]

Способности — индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. Способности бывают общие и специальные. Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией.

Всё многообразие профессий было предложено Климовым разделить на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены:

  • П — природа (растения, животные),
  • Т — техника (машины, материалы);
  • Ч — человек, группы людей;
  • З — знаковая система (книги, языки, коды, модели);
  • Х — художественные образы (искусство).
Читайте также  Документация процедурного кабинета

Так же такой фактор как темперамент оказывает огромное влияние на формирование профессионального самоопределения

Темперамент – это постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

  1. Холерик – сильный тип темперамента, проявляющийся в общей подвижности и способности отдаваться делу с исключительной страстью, с бурными эмоциями, резких сменах настроения.
  2. Сангвиник- сильный тип темперамента, характеризующийся подвижностью, высокой психологической активностью, разнообразием мимики, отзывчивостью и общительностью.
  3. Флегматик-сильный тип темперамента, связанный с медлительностью, инертностью, устойчивостью в стремлениях и настроении, слабым внешним выражением эмоций, низким уровнем психической активности.
  4. Меланхолик- слабый тип темперамента, которому свойственны замедленность движения, сдержанность моторики и речи, низкий уровень психической активности, легкая ранимость.[2,с 84]

Разные типы людей предпочитают разные виды профессии. Человек индивидуален: у каждого свой характер, темперамент, свои интересы и способности. Из этого следует, что каждому необходимо учитывать свои личностные характеристики при выборе профессии

Изучая личностные характеристики юношеского возраста, был использован тест на определение будущей профессии Дж. Холланда. По итогам тестирования были сделаны выводы к каким типам личности относятся респонденты из каждого вида специальности.

Изучая профессиональную направленность в юношеском возрасте был использован тест на определение будущей профессии Дж. Холланда. По итогам тестирования были сделаны выводы в какой сфере деятельности респондент сможет работать с большим успехом и энтузиазмом.

В процессе изучения полученного материала была построена сводная таблица, дающая сравнительный анализ профессиональной направленности с соответствием преобладающего типа темперамента среди респондентов и качества их обучения в Вятском колледже культуры.

Выбор профессии должен формироваться у ребенка годами, и складываться из интересов и увлечений. Если вовремя акцентировать внимание на увлечениях, развивать свои таланты и навыки, то в юношеском возрасте не возникнет проблем с определением будущей профессии.

Перед выбором будущей профессии нужно обращать внимание:

  • Любимые занятия
  • Творческие навыки
  • Сфера углубленного интереса
  • Желание посвящать занятию большую часть свободного времени

По итогам исследования были разработаны методические рекомендации, которыми могут воспользоваться преподаватели,родители и сами школьники.

Список использованных источников:

Личностные характеристики как фактор выбора профессии

В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер.

Эти факторы часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно назвать объективными) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья, информированность о мире профессий. Выделяют также социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный уровень родителей. Особое место занимают такие факторы, как способности. Часто проблему способностей связывают с одарённостью, но такого уровня развития способностей требует от индивида лишь незначительное число профессий.[4]

К.М. Гуревич выделил 3 типа профессий в связи с определением требований, предъявляемых к работнику:

— профессии, где каждый здоровый человек может достичь общественно приемлемой эффективности деятельности;

— профессии, в которых далеко не каждый человек может добиться нужной эффективности;

— профессии, которые по своей сущности требуют достижения высших степеней мастерства, они предъявляют специфические требования к индивидуальным особенностям человека (профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности).[2]

В нашей работе мы будем рассматривать личностные характеристики как факторы выбора профессии.

К личностным характеристикам относятся:

1) способности (общие и специальные); 2) физическое развитие; 3) волевые качества; 4) интересы; 5) склонности; 6) самооценка, самосознание; 7) характер; 8) темперамент; 9) приспособляемость и т.д.

Способности– индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками. Но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их. С начала 20-го века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Способности бывают общие и специальные. Исследование различных видов специальных способностей проводится главным образом в связи с профессиональной ориентацией. Всё многообразие профессий было предложено (Е.А. Климов) разделить на 5 основных типов в зависимости от объекта, на который они направлены: П – природа (растения, животные), Т – техника (машины, материалы); Ч – человек, группы людей; З – знаковая система(книги, языки, коды, модели); Х – художественные образы (искусство). При решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего склонности молодого человека к перечисленным типам профессии.[5]

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и её динамическим особенностям определённые требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности, сангвиники — для организаторской деятельности, меланхолики – для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматики – для планомерной и плодотворной деятельности. Роль темперамента в выборе профессии заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами.

Существуют 4 пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1) профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности;

2) 2-ой путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы;

3) заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов;

4)основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование её индивидуального стиля.[2]

Наряду с врожденными особенностями темперамента на выбор профессии большую роль его устойчивые приобретенные качества характера. Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм); 3) к делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень неустойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой. К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: