Императорская печать Китая - OXFORDST.RU

Императорская печать Китая

История китайской печати: от древности к современности

Интересная статья об истории китайских печатей, о том, какую роль они играли в истории Китая и как ценились императорами. Вы также узнаете примеры надписей на печатях и какие виды печатей сохранились и активно используются и в наши дни. А цитаты старых мастеров резки печатей помогут глубже понять суть этого древнего искусства.

Печать как символ авторитета и власти

Первые китайские печати выполняли роль клейма, определяющего и подтверждающего принадлежность вещи хозяину. Оттиски печатей ставили на документах и предметах быта.

С течением временно печати в Китае становятся символом авторитета власти. Истинный владелец печати часто имел право определять судьбу не только какой-либо вещи, но и судьбу человека.

Подделка печатей строго каралась. Так из «Уголовных установлений эпохи Тан» (Тан люй шу и) мы узнаём, что: «Всякий, кто поддельно изготовил какую-либо из Восьми императорских печатей, наказывается обезглавливанием».

Не менее суровому наказанию подвергался и тот, кто подделывал Печать престарелой вдовствующей императрицы или наследника престола – он наказывался удавлением.

За подделку любой другой официальной печати налагалось наказание ссылкой на 2000 ли (фактически приравнивалось к смертной казни) или каторгой сроком на год.

Печать как объект искусства

Для большинства народов печати так и остались главным атрибутом только юридических действий. Древний Китай тоже шёл по этому пути, но была, и сохраняется до настоящего времени, одна особенность, которая отличает его от других стран.

Печать в Китае стала произведением искусства, а изготовление печатей ценилось наравне с искусством живописи, каллиграфии, поэзии и справедливо было отнесено к культурному наследию Поднебесной.

Для изготовления печатей использовали различные материалы. Сначала это были кости животных, дерево, металл. Позже стали использовать определённые породы драгоценных и полудрагоценных камней: агат, нефрит, хрусталь. Императорские печати часто делали из золота.

Боковые грани печати украшались поэтическими строками или различными благопожеланиями. Зачастую навершия печати тоже были произведениями искусства. Как правило, они украшались фигурками животных, например, использовалась фигура льва как символ власти и процветания. Но не этим определялась ценность печати.

Печать в качестве произведения искусства отвечала трём аспектам: законам композиции, стилю каллиграфии и мастерству гравировки. Любое отступление от этих канонов не допускалось и превращало печать в обычный утилитарный предмет.

Мастер-резчик печатей должен владеть всеми этими умениями, чтобы на ограниченном пространстве композицией из нескольких иероглифов достичь высочайшего эстетического эффекта. Вот почему имена знаменитых китайских резчиков вошли в историю наряду с именами императоров, политиков, деятелей науки и культуры.

Тайна Наследной печати

История китайской печати уходит в глубокую древность. В пекинском Запретном дворце (Гугун) хранятся две печати я-цинь-инь и ци-цзы-инь, которые по внешнему виду и по характеру написания иероглифов относят к периоду Инь-Шан (примерно 1050 г. до н. э.). Однако многие исследователи сомневаются в достоверности этих данных.

Более достоверные данные об обнаруженных образцах китайских печатей относятся к периоду Чжань Го (403-221 гг. до н.э.). Согласно древним письменным источникам, известно, что печати использовались ещё раньше — в период Чюнь Цю (771-403 гг. до н.э.).

Хотя в основном на древних печатях гравировались иероглифы, известны печати и с рисунками на лицевой стороне. Наиболее известная печать такого типа – это печать первого императора Китая Цинь Шихуаньди.

Наследная печать была изготовлена из знаменитого нефритового камня Хэ Ши Би в 221 г. до н.э. в честь победы над противником и объединения всех царств под властью единого императора.

По приказу советника императора Ли Сы, который написал текст, мастер-резчик Сунь Шоу выгравировал на печати: «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо». Оттиск печати изображал летящие фигуры, напоминающие даосских фей.

В период династии Хань (206 г. до н.э.-219 г. н.э.) печать получила название «Наследная печать царства Хань». Печать была объектом постоянных интриг во время борьбы за власть в последующие эпохи Вэй, Цзинь, периода Шестнадцати царств, династий Суй и Тан. В эпоху Пяти династий и десяти царств (907-960 гг.) печать была утрачена.

Последующие китайские династии Сун, Юань и Мин не имели Наследной печати. Во время династии Цин (1644-1911 гг.) императоры не раз отдавали приказы изготовить подобные печати с тем, чтобы принизить значение исторической Наследственной печати.

Предпринимались даже попытки выдать одну из новых императорских печатей за утраченную Наследную печать. Одно время она хранилась в Запретном городе вместе с другими императорскими печатями. Однако многие эксперты не рассматривают ее в качестве исторической Наследной печати Цинь Шихуанди.

Надписи на печатях

На печатях делали различные виды надписей. Наиболее часто использовался вид чжуань-шу (篆书). Такой вид начертания иероглифов не всегда был знаком обычным (даже образованным) людям, и они не всегда могли расшифровать надпись на печатях. Это порождало таинственность и добавляло значимости печатям.

Приведу примеры надписей на печатях.

Надпись на печати 半途不废. Смысл надписи –«Не бросай [начатое] на полпути».

Надпись на печати 寿. Смысл надписи — «Долголетие»

Надпись на печати 一笑泯千愁. Смысл надписи – «От одной улыбки исчезнут тысячи печалей».

К гравировке иероглифов на печати предъявлялись особые требования: благозвучие надписи, соответствие времени и 6 стилям написания иероглифов.

Надпись на печати должна быть очень изящной. Иероглифы не должны вступать в противоречия, т.е. должны быть совместимыми. Не допускается смешение стилей написания иероглифов.

Совершенство в изготовлении печати во многом зависело от опыта и знаний резчика. Он должен был достичь абсолютного баланса пустоты и плотности заполнения пространства на поле печати. Для этого резчик должен чувствовать структуру каждого отдельного иероглифа. Только в этом случае печать могла вызвать восхищение.

Искусство резчика печатей приравнивалось к искусству каллиграфии и во многом зависело от техники резьбы и используемого инструмента. Подобно тому, как мастер использует большую или очень тонкую кисть для создания шедевра.

Мастер Чжу Цзянь эпохи Мин считается первым, кто приравнял резец к кисти каллиграфа. Используя острый нож как кисть, мастер-резчик печатей должен выразить всю красоту китайского иероглифа.

Мастер ЧжуЦзянь был поэтом и большим знатоком иероглифов. К искусству резьбы печатей он относился как к изготовлению гравюры на камне. Им опубликовано несколько книг по технике резьбы печатей.

Мастер династии Цин Е Эркуань говорил: «Можно улучшить композицию, инструмент или материал для печати, но нельзя ничем заменить вдохновение мастера-резчика. Дух печати зависит от духа мастера».

Виды печатей

Прежде всего, печати разделяются по способу резьбы на иньские (при оттиске получается белая надпись на красном фоне) и янские (красная надпись на белом фоне).

Для консультации и для заказа печати пишите на емейл info@lavkali.ru или обращайтесь к нам в LavkaLi.ru через форму обратной связи.

Официальные печати. Принадлежность и назначение таких печатей не требует комментариев. В первой части статьи было написано, что у императора в эпоху Тан было 8 таких печатей. Естественно были печати у судов, казначейства, таможенной службы и т.д.

Авторские или именные печати. На них вырезают фамилию, имя или хао (псевдоним, второе имя).

В Китае человеку было принято давать на протяжении жизни несколько имён, которые он менял по достижении определённого возраста, изменения своего статуса и т.д.

Кроме того, люди определённых профессий (врачи, банковские служащие, таможенники) обязательно должны иметь свою именную печать, которую они ставят рядом с официальной печатью учреждения. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Студийные печати. Это печать мастерской, цеха и т.п. Аналогом могут служить современные знаки происхождения товара (винные погреба…, ткани из цехов…)

Печати коллекционеров.Обычно печати коллекционера имеют небольшой размер. Аналогом такой печати может служить экслибрис.

Печати свободного стиля. На них вырезают фразы и пожелания. Их выполняют в свободном стиле и, как правило, на камнях неправильной формы. Обычно оттиски таких печатей художники ставят в различных местах картины.

Легенда об императорской нефритовой печати, таинственно исчезнувшей в Китае

Из многих известных китайских печатей ни одна не является такой знаменитой, как Императорская печать Китая. Этот артефакт был вырезан из нефрита Хэ Ши Би. Человек, нашедший его, лишился обоих ног. Печать была сделана в 221 г. до н. э. для Цинь Ши Хуана, правителя, победившего множество враждующих царств и объединившего Китай под эгидой династии Цинь. Эта священная реликвия передавалась от императора к императору, но где-то между 907 и 960 годами таинственным образом исчезла.

Читайте также  Агрессия как социально-психологический феномен

На протяжении большей части истории Китая печати использовались для обозначения авторства и доказательства подлинности. Печати или штампы с конкретными китайскими иероглифами ставили на документы, контракты, произведения искусства, приказы и т. п. Печати, как правило, вырезали из камня, но иногда из дерева или для очень важных людей из драгоценных материалов, таких как нефрит. Печать считалась важнее подписи.

Легендарный нефритовый камень

Императорская печать Китая была вырезана из куска нефрита, который имеет потрясающую историю. Согласно легенде, он был найден до 283 г. до н. э. в государстве Чу (современные провинции Хубэй, Хунань и части Шанхая) человеком по имени Бянь Хэ. Он сказал, что нашёл камень, содержащий нефрит, на горе Чу.

Осознавая ценность нефрита, Хэ принёс его к Ли, правителю государства Чу. Однако Ли решил, что это обыкновенный камень, и, оскорбившись, приказал, чтобы Хэ отрезали левую ногу. Когда Ли умер, корона перешла к его сыну У. Хэ предложил драгоценный нефрит новому правителю, но тот тоже подумал, что это простой камень, и приказал отрезать правую ногу Хэ. После смерти У на трон взошёл его сын Вэнь.

В это время Бянь Хэ принёс свой нефритовый камень к подножию горы Чу. Там он плакал, пока «через три дня и три ночи его слёзы не были исчерпаны и потекла кровь». Узнав об этом, правитель Вэнь послал людей, чтобы выяснить, в чём дело, сказав: «На протяжении всей истории Поднебесной у многих людей были отрезаны ноги. Почему же вы плачете так горько?» «Я сокрушаюсь не о потере моих ног, — ответил Хэ, — а о том, что драгоценный камень считают обычным, а честного человека — лжецом». Впечатлённый глубокой скорбью Хэ правитель Вэнь приказал королевскому ювелиру огранить и отполировать камень. Внутри него оказался самый большой кусок чистого нефрита, который Вэнь когда-либо видел. В честь страдальца Хэ, нашедшего драгоценный нефрит, Вэнь назвал камень Хэ Ши Би, что означает «Нефритовый диск Хэ».

Судьба камня

Эта история, вероятно, является смесью правды и вымысла. О дальнейшей судьбе Хэ Ши Би известно больше. В 283 году до нашей эры драгоценный нефрит был украден у правителя Чу и продан государству Чжао. Затем правитель Цинь предложил Чжао 15 городов за Хэ Ши Би.

Сначала правитель Чжао согласился, но потом подумал, что Цинь обманывает его. Таким образом, Чжао велел своему ювелиру сказать, что у камня есть изъян. Представитель Цинь ответил, что он не видит никакого недостатка. Тут ювелир быстро схватил камень и пригрозил разбить нефрит, если Цинь попытается взять камень силой. Правитель Цинь не хотел, чтобы Хэ Ши Би был разрушен из-за его эгоизма, и приказал вернуть камень.

Впоследствии династия Цинь отомстила за своё унижение. В 221 г. до н. э. новый правитель Цинь — Цинь Ши Хуан — завоевал шесть воюющих государств, в том числе Чжао. Победитель Цинь приказал вырезать на Хэ Ши Би свой символ, чтобы самый фантастический кусок нефрита всегда служил императорской печатью Цинь. Легенда гласит, что на нефрите выгравировали слова: «Получив мандат неба, император может иметь долгую и благополучную жизнь».

Исчезновение фамильной реликвии

С 221 г. до н. э. Императорская печать Китая переходила от императора к императору во времена династий Цинь, Вэй, Цзинь, в период Шестнадцати царств, династии Суй и династии Тан.

Однако в период пяти династий и десяти царств (907–960 гг.) легендарная нефритовая печать исчезла. Когда династия Мин (136–1644 гг.) пришла к власти, было официально зарегистрировано, что драгоценная реликвия пропала.

Есть несколько теорий относительно того, что случилось с печатью. Некоторые считают, что она распалась, когда последний император Тан покончил жизнь самоубийством через самосожжение. Другие заявляют, что печать сохранялась до завоевания династией Мин династии Юань. Когда армия Mин взяла столицу Юань в 1369 году, солдаты совершили налёт на Императорский дворец и забрали одну из личных печатей императора Юань. Однако у него было 11 печатей, и та, которую захватила армия Мин, не была Императорской печатью Китая.

Сегодня в Запретном городе в Пекине хранится 25 императорских печатей, но это не уменьшает значение утраченной реликвии. Легендарный артефакт не был забыт. Часто поступали сообщения о том, императорская нефритовая печать найдена, но до сих пор все эти заявления были разоблачены экспертами.

Маленькая красная печать — большой китайский тысячелетний лайфхак

Печать в Китае — больше, чем печать. Жители Поднебесной заверяют ею не только документы, как это принято на Западе, но и чеки, письма, произведения искусства. Печать может использоваться даже в качестве личной подписи — и это не прихоть, а дань древней традиции. Мало кто знает, что праобраз печати появился в Китае больше трех тысяч лет назад, а первые оттистки были, как и сейчас, красными.

«Печатный» стиль в интерьере. Источник: dekorata.ru

От панциря до камня

Панцирь черепахи с гадательными надписями. Источник: wikimedia.org

Позже клеймо в виде имени стали наносить на различные предметы быта, в основном деревянные: так владелец вещи обозначал ее принадлежность себе любимому. Оставляли клеймо и на документах тех лет — бамбуковых.

Паста из киновари. Источник: dekorata.ru

Упростили жизнь

К стати, любопытный момент. Помимо печатей в те времена были в ходу отпечатки пальцев. Иногда их использовали одновременно. В таком случае печать представляла организованную группу людей — не мафию, как вы могли подумать, а орган власти или семью. В свою очередь отпечаток пальца выполнял роль личной подписи. Таким образом прародители криминалистов опять-таки избавляли себя от необходимости выводить ручками иероглиф. Невероятно, но этот способ используется даже в наши дни!

Петиция в поддержку последователя Фалуньгун. Источник: epochtimes.ru

Например, на Тайване человеку, у которого нет своей печати, могут предложить оставить вместо красного оттиска отпечаток пальца. Не так давно, в 2009 году, древнюю традицию воскресили последователи течения Фалуньгун. Подписывая петицию, они оставляли рядом со своими именами отпечаток большого пальца красными чернилами. Видимо, чтобы подчеркнуть серьезность намерений. Какими бы ни были их намерения, сейчас эта секта находится в Китае вне закона.

Ход императора

Первый император Китая Цинь Шихуанди. Источник: raznosolie.ru

Но вернемся к печатям. В эпоху Сражающихся царств (V – XX века до нашей эры) появились государственные печати. Предметы настолько важные, что из-за них разгорались нешуточные страсти. Например, когда правителю Циню Шихуанди было 20 лет, евнух Лао Ай подделал государственную печать и стал собирать войска для нападения на дворец. Шихуанди, который впоследствии положил конец вражде между царствами, пришлось отправлять воинов на подавление мятежа.

Печать как искусство

«Божественная черепаха», полотно художника цзиньской эпохи имени Чжан Гуя (ок. 1156-1161). Источник: yingbishufa.com

Да и сами печати стали объектами коллекционирования. Резьба печатей считается одним из четырех уникальных искусств, составляющих культурное наследие Китая, наравне с живописью, каллиграфией и поэзией.

Печать из слоновой кости со львом-навершием. Источник: eliteauction.com

Древние мастера изготавливали их из слоновой кости, хрусталя, золота, полудрагоценных камней. Сбоку наносили различные надписи. Если резчик был личностью возвышенной, то вырезал поэтическую строфу, если приземленной — свое имя и дату изготовления. Навершия украшали различными фигурами, в том числе изображениями животных. Особенно популярной была фигура льва — опять-таки символа власти и процветания. Сейчас изысканные и не очень печати представлены в отдельных экспозициях в китайских музеях.

Не сдает позиций

Резьба печатей. Источник: gbtimes.com

Правительственные ведомства заказывают, как правило, бронзовые печати, учреждения попроще — деревянные. Частные лица выбирают материал исходя из своего статуса и достатка. Дорогие печати, как и раньше, украшают надписями и фигурками. Единственный почти неизменный атрибут для всех видов печатей — это паста из киновари, к которой прикладывают резьбу. Оттиски других цветов встречаются редко.

Читайте также  Интегрированные системы менеджмента

Корпоративный ассортимент

Круглая красная печать со звездой. Источник: csymbol.com

Кстати, китайская традиция пропечатывания документов тоже отличается от нашей. Если на Западе ставят один оттиск в конце договора, то в Поднебесной печать наносят отдельно на каждую страницу или на все сразу. Во втором случае бумаги раскладывают веером и пропечатывают их сверху. Это не исключает подлог, но, как минимум, очень его затрудняет.

Печать на упаковке пуэра. Источник: puerhshop.com

Наша страница в WeChat sinocomclub

10 таинственных нефритовых реликвий

Люди восхищаются нефритом на протяжении более 100 000 лет. Цвет, блеск и долговечность делают этот камень идеальным для изготовления инструментов, талисманов, украшений и королевских атрибутов. Древние европейцы и азиаты считали, что нефрит обладает целебными свойствами и даже дарует в ечную жизнь.

И хотя наиболее распространённым оттенком нефрита является зелёный, он встречается в природе и в других цветах. В 1863 году учёные установили, что нефриты являются силикатными метаморфическими камнями. Они могут быть двух видов: собственно нефрит – идеальный для скульптур – и жадеит – минерал, который является прочнее стали. Майя и китайцы ценили нефрит выше любого другого материала, включая золото.

1. Красный нефрит сорта «империал» бьёт все рекорды

В декабре 2016 года на аукционе была продана китайская императорская печать XVIII века за 21 миллион евро. Датируемый периодом Цяньлун (1736 – 1795 года), этот символ императорской власти вырезан из красного и бежевого нефрита.

В результате ожесточённых торгов его приобрёл неизвестный китайский коллекционер. Конечная цена в 20 раз превысила стартовую стоимость печати, побив предыдущий рекорд в 12,4 миллиона евро (сумма, которая была выплачена за нефритовую печать в 2011 году).

Печать когда-то принадлежала императору Цяньлун. Предметы того периода считаются высшей точкой китайского искусства. Нефрит цвета, «близкого к кроваво-красному», встречается крайне редко.

Изображения девяти драконов на печати символизируют мужскую энергию и силу. Надпись гласит: «Сокровище, созданное императором Цяньлунем». Будучи известным как талантливый поэт и каллиграф, император ставил оттиск этой печати на своих произведениях. Во время его правления империя выросла вдвое, а численность населения возросла до 400 миллионов человек.

2. Шотландские нефритовые топоры

В 2016 году Национальный музей Шотландии открыл выставку, на которой были представлены древние нефритовые топоры, датируемые 4000 годом до нашей эры. Им было уже более 100 лет на тот момент, когда они прибыли в Шотландию. Эксперты определили, что родом они из Итальянских Альп.

Мастерские по их изготовлению были расположены вблизи высоких гор, и нефрит доставляли в них с высоты более 1980 метров. Один из нефритовых карьеров, который был создан в 5200 году до нашей эры, был обнаружен археологами в Монте-Визо (Италия).

Всего было найдено более 1600 нефритовых топоров, распространившихся по всей Европе. Их ритуальное и духовное назначение остаётся неизвестным. Жители Северной Италии в эпоху неолита считали Альпы жилищем богов. Вполне вероятно, что они считали, будто горные породы, добываемые в этих священных местах, обладали способностью исцелять и защищать.

Топоры могли использоваться при проведении ритуалов и жертвоприношений. Цвет нефритовых изделий, возможно, имел особое значение, так как очень часто копии делались с использованием местных зелёных камней.

3. Нефритовые погребальные облачения

В 1968 году в могиле принца Лю Шэн и его невесты, принцессы Дуо Ван, археологи обнаружили нефритовые погребальные облачения. Каждый из нарядов состоит из более 2000 кусков нефрита.

Костюм принца был сшит золотой нитью, для облачения принцессы использовалось серебро. Слухи о существовании таких костюмов ходили, начиная с IV века нашей эры, но до обнаружения этого захоронения они были ничем не подтверждены. Всего с тех пор было обнаружено 15 нефритовых костюмов.

Эксперты полагают, что мастеру требовалось целых десять лет, чтобы изготовить один такой костюм. В 223 году император Вэнь Вэй запретил производство нефритовых костюмов. Он боялся, что они привлекут мародёров. Древние китайцы считали, что нефрит имеет особенные свойства, которые заключались в предотвращении разложения тела и защите от злых духов. Возможно, что принцу и принцессе удалось достичь своей цели приобрести бессмертие. Дело в том, что нефрит имеет пористую структуру, и в нём всё ещё может содержаться генетический материал, переживший два тысячелетия.

4. Бог Солнца майя с акульим зубом

В джунглях северной Гватемалы археологи обнаружили загадочную нефритовую маску майя. Маска представляет собой образ Кинич Ахау, бога Солнца. Он изображён с одним большим акульим зубом, и это проливает свет на некоторые духовные практики майя, а также их представления о привидениях и способах охоты. Зубы акулы археологи находят во всех местах поселений майя. Они использовались для изготовления таких повседневных предметов, как оружие, ювелирные изделия и инструменты для кровопускания.

Прибрежные майя были известными охотниками на акул. Вероятно, что именно от них знания о «морских монстрах» и их зубах распространились далеко вглубь страны. Скорее всего, рассказы содержали преувеличения, которые возрастали по мере того, как передавались от торговца к торговцу, распространяясь всё дальше от побережья.

Акулы в искусстве майя часто изображались так же, как и бог Солнца на маске – с одним большим зубом. Археологи обнаружили в местах, где обитали майя, зубы мегалодонов (вид вымерших акул). Вполне возможно, что эти останки гигантских доисторических хищников подпитывали уважение майя к акулам.

5. Загадочный нефрит с острова Эмирау

Археологи обнаружили на острове Эмирау вблизи Папуа – Новой Гвинеи загадочный нефритовый инструмент. Ему около 3300 лет, и он, скорее всего, был вырезан представителями культуры лапита. По мнению исследователей, эти древние люди, проживавшие в западной части Тихого океана, являются предками современных полинезийцев.

Вообще-то, нефритовые инструменты – далеко не редкость в этом регионе, но недавняя находка сделана из очень редкого сорта нефрита, который, как полагают археологи, был завезён на остров Эмирау с родины представителей культуры лапита.

Инструмент сделан из жадеита – самой прочной разновидности нефрита. Этой твёрдой породы в Новой Гвинее нет. Единственные известные современные месторождения в Японии и Корее поставляют камень с несколько иным составом. Наиболее похожий нефрит есть только в Калифорнии.

Весьма маловероятно, что жадеит совершил трансокеаническое путешествие. В неопубликованной немецкой рукописи 1903 года упоминаются поставки нефрита из Индонезии, которая находится в 1000 километров от Эмирау. Данное открытие заставило некоторых учёных поверить в индонезийское происхождение жадеита. Чтобы узнать это наверняка, необходимо провести больше исследований.

6. Похоронные нефритовые диски

Начиная с 5000 года до нашей эры, на тела покойных представителей китайской знати стали класть нефритовые диски. Их предназначение до сих пор остаётся загадкой. Известные также как «диски би», эти нефритовые резные изделия впервые появились в конце неолита.

Камни обычно помещали на грудь или живот умершего. На многие их них нанесены символы, связанные с небом. Почти все захоронения представителей культур Хуньшань (3800 год до нашей эры – 2700 год до нашей эры) и Ляньчжу (3000 год до нашей эры – 2000 год до нашей эры), имевших при жизни высокий статус, содержат эти диски.

Несмотря на отсутствие металлических инструментов в тот период, камни были кропотливо вырезаны, скреплены и отполированы. Усилия, затраченные на создание дисков, говорят об их глубоком духовном предназначении.

Некоторые учёные считают, что они связаны с конкретными богами. Другие полагают, что они представляют собой изображения колеса или Солнца, которое символизирует цикличность существования. Нефритовые диски появились раньше, чем письменность, поэтому тайну их предназначения вряд ли удастся когда-либо разгадать.

7. Подводные находки

В 2012 году в мексиканском поселении Арройо-Пескуеро археологи обнаружили загадочный предмет из нефрита. Он датируется периодом между 900 годом до нашей эры и 400 годом до нашей эры. Находка вырезана из коричневого и белого жадеита, который является прочнее стали.

Предмет размером 8,7 на 2,5 сантиметров был обнаружен на дне реки глубиной три метра. Трудно понять, что он изображает, хотя большинство экспертов считают его похожим на кукурузный початок.

Находка относится ко временам оккупации Веракруса ольмеками. Их древний город Ла-Вента, где проживало до 10000 человек и находилась 34-метровая пирамида, располагался всего лишь в 16 километрах от Арройо-Пескуеро.

Читайте также  Кодирование звуковой информации

В течение последних 50 лет в Арройо-Пескуеро были обнаружены тысячи артефактов. Ведущие специалисты считают, что здесь, скорее всего, проводились ритуальные церемонии. Возможно, что место, где пресная вода встречалась с морской, имело большое религиозное значение.

8. Императорская печать Китая

Императорская печать Китая является одним из самых загадочных китайских артефактов. Согласно легенде, она была вырезана из нефрита в 221 году до нашей эры для правителя Циня Шихуанди, который объединил шесть Воюющих царств под властью династии Цинь.

Шихуанди заказал создать императорскую печать из самых необыкновенных сортов нефрита. Она передавалась от правителя к правителю как символ императорской власти до тех пор, пока не пропала примерно в 900 году нашей эры.

Артефакт был вырезан из знаменитого нефритового диска Хи Ши Би, который, как считают историки, был украден у государства Чжао. Печать была символом Небесного благословления, поэтому её обладатель автоматически становился законным правителем.

9. Похоронная маска правителя Пакаля

В 1952 году во время раскопок погребального склепа возле Храма Надписей в Паленко археологи обнаружили мозаичную погребальную маску правителя Пакаля Великого. Датируемая концом классического периода майя (около 683 года нашей эры), маска состоит из 300 мозаичных плиток жадеита, альбита, космохлора и жильного кварца.

В канун Рождества 1984 года маска Пакаля была украдена вместе с другими сокровищами из Национального музея антропологии в Мехико. Ограбление совершили двое уволенных сотрудников, которые проникли в музей через воздуховоды.

В 1989 году бывший наркоторговец сообщил о местонахождении воров, укравших маску Пакаля. Они пытались обменять артефакты на кокаин. Маска и другие предметы старины были возвращены в целости и сохранности.

10. Таинственные цуны Лянчжу

Во времена неолитической культуры Лянчжу, представители которой проживали вдоль дельты реки Янцзы на территории современной провинции Чжэцзян, было много мастеров по обработке нефрита. На протяжении многих лет археологами было обнаружено около 50 объектов, приписываемых этой культуре.

Гробницы Лянчжу неизменно содержат изящные цуны, представляющие собой квадратные снаружи, но круглые изнутри нефритовые трубы. Предположения о назначении цунов строятся ещё со времён династии Цин. Судя по всему, они были символами власти.

Нефритовые предметы помещали в захоронения вплоть до династии Хань (206 год до нашей эры – 220 год нашей эры). Некоторые историки предполагают, что они должны были помочь умершим найти дорогу в загробный мир. По мнению других учёных, представители культуры Лянчжу считали, что нефрит предотвращал разложение плоти.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Легенда об императорской нефритовой печати, таинственно исчезнувшей в Китае

Из многих известных китайских печатей ни одна не является такой знаменитой, как Императорская печать Китая. Этот артефакт был вырезан из нефрита Хэ Ши Би. Человек, нашедший его, лишился обоих ног. Печать была сделана в 221 г. до н.э. для Цинь Ши Хуана, правителя, победившего множество враждующих царств и объединившего Китай под эгидой династии Цинь. Эта священная реликвия передавалась от императора к императору, но где-то между 907 и 960 годами таинственным образом исчезла.
На протяжении большей части истории Китая печати использовались для обозначения авторства и доказательства подлинности. Печати или штампы с конкретными китайскими иероглифами ставили на документы, контракты, произведения искусства, приказы и т.п. Печати, как правило, вырезали из камня, но иногда из дерева или для очень важных людей из драгоценных материалов, таких как нефрит. Печать считалась важнее подписи.

Легендарный нефритовый камень

Императорская печать Китая была вырезана из куска нефрита, который имеет потрясающую историю. Согласно легенде, он был найден до 283 г. до н.э. в государстве Чу (современные провинции Хубэй, Хунань и части Шанхая) человеком по имени Бянь Хэ. Он сказал, что нашёл камень, содержащий нефрит, на горе Чу.
Осознавая ценность нефрита, Хэ принёс его к Ли, правителю государства Чу. Однако Ли решил, что это обыкновенный камень, и, оскорбившись, приказал, чтобы Хэ отрезали левую ногу. Когда Ли умер, корона перешла к его сыну У. Хэ предложил драгоценный нефрит новому правителю, но тот тоже подумал, что это простой камень, и приказал отрезать правую ногу Хэ. После смерти У на трон взошёл его сын Вэнь.

Иллюстрация к легенде о Хэ Ши Би (The Vision Times/CC BY 4.0) и кусок необработанного нефрита (Иммануил Giel/CC BY SA 3.0)

В это время Бянь Хэ принёс свой нефритовый камень к подножию горы Чу. Там он плакал, пока «через три дня и три ночи его слёзы не были исчерпаны и потекла кровь». Узнав об этом, правитель Вэнь послал людей, чтобы выяснить, в чём дело, сказав: «На протяжении всей истории Поднебесной у многих людей были отрезаны ноги. Почему же вы плачете так горько?» «Я сокрушаюсь не о потере моих ног, — ответил Хэ, — а о том, что драгоценный камень считают обычным, а честного человека — лжецом». Впечатлённый глубокой скорбью Хэ, правитель Вэнь приказал королевскому ювелиру огранить и отполировать камень. Внутри него оказался самый большой кусок чистого нефрита, который Вэнь когда-либо видел. В честь страдальца Хэ, нашедшего драгоценный нефрит, Вэнь назвал камень Хэ Ши Би, что означает «Нефритовый диск Хэ».

Нефритовый диск (би) с драконами. Фото: Public Domain

Судьба камня

Эта история, вероятно, является смесью правды и вымысла. О дальнейшей судьбе Хэ Ши Би известно больше. В 283 году до нашей эры драгоценный нефрит был украден у правителя Чу и продан государству Чжао. Затем правитель Цинь предложил Чжао 15 городов за Хэ Ши Би.
Сначала правитель Чжао согласился, но потом подумал, что Цинь обманывает его. Таким образом, Чжао велел своему ювелиру сказать, что у камня есть изъян. Представитель Цинь ответил, что он не видит никакого недостатка. Тут ювелир быстро схватил камень и пригрозил разбить нефрит, если Цинь попытается взять камень силой. Правитель Цинь не хотел, чтобы Хэ Ши Би был разрушен из-за его эгоизма, и приказал вернуть камень.

«Возвращение нефритового камня государству Чжао». Иллюстрация.

Впоследствии династия Цинь отомстила за своё унижение. В 221 г. до н.э. новый правитель Цинь — Цинь Ши Хуан — завоевал шесть воюющих государств, в том числе Чжао. Победитель Цинь приказал вырезать на Хэ Ши Би свой символ, чтобы самый фантастический кусок нефрита всегда служил императорской печатью Цинь. Легенда гласит, что на нефрите выгравировали слова: «Получив мандат неба, император может иметь долгую и благополучную жизнь».

Портрет Цинь Ши Хуана, первого императора династии Цинь. Фото: Public Domain

Исчезновение фамильной реликвии

С 221 г. до н.э. Императорская печать Китая переходила от императора к императору во времена династий Цинь, Вэй, Цзинь, в период Шестнадцати царств, династии Суй и династии Тан.
Однако в период пяти династий и десяти царств (907–960 гг.) легендарная нефритовая печать исчезла. Когда династия Мин (136–1644 гг.) пришла к власти, было официально зарегистрировано, что драгоценная реликвия пропала.
Есть несколько теорий относительно того, что случилось с печатью. Некоторые считают, что она распалась, когда последний император Тан покончил жизнь самоубийством через самосожжение. Другие заявляют, что печать сохранялась до завоевания династией Мин династии Юань. Когда армия Mин взяла столицу Юань в 1369 году, солдаты совершили налёт на Императорский дворец и забрали одну из личных печатей императора Юань. Однако у него было 11 печатей, и та, которую захватила армия Мин, не была Императорской печатью Китая.
Сегодня в Запретном городе в Пекине хранится 25 императорских печатей, но это не уменьшает значение утраченной реликвии. Легендарный артефакт не был забыт. Часто поступали сообщения о том, императорская нефритовая печать найдена, но до сих пор все эти заявления были разоблачены экспертами.источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: