Игровая деятельность дошкольников - OXFORDST.RU

Игровая деятельность дошкольников

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми — их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. В игре начинают чувствовать себя членом коллектива. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни. Особенно важно общение со сверстниками для детей, растущих единственными в семье. Общаясь с ними, ребенок получает возможность приобретать опыт, соответствующий его стремлениям и интересам. Игра и любая другая деятельность приобретает для него особое содержание, при условии, что у него есть партнер. Поводом к общению становится стремление ребенка научить других тому, что умеет сам, поделиться своими впечатлениями.

Игровая деятельность в дошкольном учреждении.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми.

2. Творческие игры.

Игра – это отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Игра – явление многократное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности ребенка.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, в игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Руководство играми один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания, педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Поэтому своеобразие детской деятельности требует своеобразных приемов управления. Важнейшее условия успешного руководства играми – умение завоевать, доверие детей, установить с ними контакт.

Должен ли воспитатель вмешиваться в игру? -да если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление, но вмешательство взрослого будет только тогда успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.
Основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.
Задачи воспитателя при организации игры:

  • помочь организовать игры;
  • сделать их увлекательными;
  • сделать их насыщенными действиями;
  • помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

Ошибки педагогов при организации игры — навязывание готовых игр — игры по определенному плану – шаблон игр — стеснение инициативы ребенка
«Мы должны влиять на ребят, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего.» А.С.Макаренко

Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры. Опыт педагогов показывает, что единственный правильный путь управления игрой – создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувства детей. Опираясь на интересы детей на их представления, педагог может руководить выбором игры. С учетом всего этого постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее.

Игровая деятельность дошкольников

Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО

Автор: Федотова Наталья Ивановна

Организация: МДОУ № 21

Населенный пункт: Московская область, Можайский район, с. Сокольниково

«Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

Значение, цели и задачи игры.

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

  • младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;
  • раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
  • дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

Цели и задачи игры Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

  • пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие;
  • самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
  • формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;
  • социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;
  • развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.

Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка. Игрушки в такой игре уже начинают выражать особенности реального поведения людей. Ребенок показывает, как они капризничают, спорят, боятся, просят сладости, игра все полнее передает отношения

  • свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;
  • творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;
  • эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;
  • следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

По инициативе педагогов и воспитателей чаще всего организуются дидактические игры, цель которых – умственное развитие. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  • настольно-печатные;
  • словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенное ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам; признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Наиболее характерна для дошкольников сюжетно-ролевая игра. Главная задача воспитателя здесь — научить детей, подсказать им сюжет игры. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры. Ребята в споре, в предложениях приходят к выводу, что есть возможность поиграть в строителей

Строительные игры развивают творчество детей, расширяют знания о цвете, форме, развивают пространственное воображение, умение создавать различные модели. Все эти игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимоотношений, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми.

Читайте также  Красота спасет мир

Для решения задач физического воспитания педагоги дошкольных учреждений должны использовать подвижные игры. Эти игры учат детей быть доброжелательными, не смеяться над проигравшим, формирует умения, смекалку. Дети осваивают ритмические движениями в такт мелодии, соревнуются в скорости и т.д.

Музыкальные игры проводятся как во время занятий, так и в другие режимные моменты жизни детей в детском саду. Любые игры требуют музыкального сопровождения. Но к специальным музыкальным играм относятся хороводы, игры – импровизации, ритмические игры.

Таким образом, игра способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе.

Игра — основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.

В заключении хочется дать всем педагогическим работникам ряд рекомендаций, которым желательно следовать в своей практике:

— Следуйте главному девизу в жизни ребенка: играть с утра и до вечера везде, где позволяет обстановка, невзирая на обстоятельства окружающей жизни, которая запружена компьютерной завесой реальной действительности.

— А поначалу воспитатели, подобны маякам, зовут детей в свои игры, а впоследствии воспитатели сами становятся участниками этих игр.

— Побуждайте детей в ежедневной игровой и учебной деятельности самим придумывать сюжеты и правила к своим играм.

А родителям хочется посоветовать следующее:

— Любите своих детей такими, какие они есть.

— Побуждайте в них желание играть самим с собой, со своими сверстниками, игрушками, животными.

— Всегда находите отклик в детях на предложения поиграть именно с вами.

Благодаря игре больше проникайте во внутренний мир ребенка, и вы узнаете много нового и интересного о ваших детях, что поможет вам сохранить отношения с ними в настоящем и будущем.

Жигадлова И. В. Организация игровой деятельности с дошкольниками в соответствии ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 133–135. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76397.htm .

От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с

Слепцова, И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 — № 3 – с. 74-80.

Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3);

Федерального государственного образовательного стандарт ДО;

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384

Игровая деятельность дошкольников. Классификация игр

Вы будете перенаправлены на Автор24

Игра как ведущий вид деятельности дошкольника

Игра – это тип деятельности, в процессе которой ребенок воспроизводит ряд основных смыслов деятельности людей и усваивает такие формы отношений, которые будут реализовываться и осуществляться им впоследствии.

В игре обязательно присутствует внутренний план действий. Это происходит по следующему плану: играя, ребенок делает акцент на человеческие взаимоотношения. Чтобы их отразить, он должен внутренне проиграть не только целостную систему своих действий, но и целостную систему последствий всех этих действий, а это можно реализовать, только создавая внутренний план действий.

Эльконин говорил, что игра – историческое образование, возникающее только тогда, когда ребенок не может принимать непосредственное участие в системе общественного труда, так как она еще маленький для такой деятельности. Но он стремится к вхождению во взрослую жизнь, поэтому он делает это через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.

Значение игры в развитии и воспитании ребенка

Жуковская рассматривает игру в качестве воспитательного средства. Она считает, что игра – это одна из форм индивидуального и творческого отражения действительности, ее условное преобразование, средство всестороннего развития.

Жуковской Р.И. было разработано несколько теорий и методик развития детей:

  • теория и методика речевого развития детей через игровую деятельность;
  • развитие воображения;
  • формирование интересов детей, волевых черт характера – целеустремленности, самостоятельности, воспитания волевых черт характера у робких и рассеянных детей;
  • воспитание коллективизма.

Зворыгина Е.В. обратила особое внимание на роль сюжетной игры в воспитательной деятельности, указывая на то, что ценность этой игры состоит в дальнейшем психическом развитии и всестороннем воспитании ребенка и заключается не только в получении, закреплении и расширении знаний об окружающем, а и в том, что в игровом процессе совершенствуется воображаемая ситуация, предполагающая постепенный переход от предметной игры к играм внутреннего и умственного плана, переход на новый уровень осмысления действительности, который может расширить творческие возможности детей.

Готовые работы на аналогичную тему

Классификация игр дошкольников

Игры отличаются содержанием, характерными особенностями, местом, занимаемым в жизни детей, их воспитании и обучении.

Так, выделено несколько групп игр, направленных на развитие интеллекта и познавательной активности ребенка:

  • 1 группа – предметные игры, проявляющиеся манипуляциями с игрушками и предметами. Через такие действия, дети могут познавать форму, цвет, материал и пр.;
  • 2 группа – творческие игры, сюжетно-ролевые, в которых сюжет выступает формой интеллектуальной деятельности.

В Программе воспитания и обучения в детском саду приводится следующая классификация игр дошкольников:

  • сюжетно-ролевые игры;
  • театрализованные;
  • подвижные;
  • дидактические.

Главный компонент сюжетно-ролевой игры – сюжет, без которого не может быть самой сюжетно-ролевой игры. Игровой сюжет является той сферой действительности, воспроизводимой детьми. На основании этого выделяют следующие сюжетно-ролевые игры:

  • с бытовым сюжетом – семья, дочки-матери и пр.;
  • с производственными и общественными темами, в которых отражен труд взрослых – школа, магазин и пр.;
  • с героико-патриотическим сюжетом, отражающие героические подвиги народа – полет в космос и пр.;
  • с сюжетом литературных произведений или передач – Чебурашка и Гена, моряки и пр.

Театрализованные игры предполагают разыгрывание определенного сюжета литературного произведения и отображение посредством выразительных средств – интонационных, мимических, жестовых – конкретных образов.

Среди театрализованных игр отдельно выделяют игру-драматизацию. В играх-драматизациях содержание и роли обуславливаются сюжетом и содержанием определенного литературного произведения или сказки и пр. Все они схожи с сюжетно-ролевыми играми, так как в основе тех и других лежит условное воспроизведение явлений, действий и взаимоотношений между людьми, а также присутствуют элементы творчества. Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что сюжет рассказа или сказки предполагает исполнение детьми определенных ролей, воспроизведение событий в точной последовательности.

Творческие игры – это игры, в которых могут проявляться образы, вмещающие в себя условное превращение окружающих предметов.

К показателям игрового интереса достаточного уровня развития относят:

  • длительную заинтересованность ребенка в игре, развитии сюжета и исполнении роли;
  • желание ребенка примерить на себя ту или иную роль;
  • наличие любимой роли у ребенка;
  • нежелание заканчивать игру;
  • активное участие ребенка в разных типах работ;
  • стремление поделиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

Дидактическая игра – это специально создаваемая или приспособленная для целей обучения игра.

В дидактической игре перед ребенком стоят определенные задачи, для решения которых необходимо сосредоточиться, проявить внимание, умственные усилия, умение осмысливать правила, последовательность действий, преодолевать трудности. Они помогают развивать у дошкольников ощущения и восприятие, формировать представления, усваивать знания. Такие игры позволяют обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решать умственные и практические задачи. В этом заключается их развивающая роль.

Подвижные игры – это сознательная, активная и имеющая эмоциональный окрас деятельность детей, которая характеризуется точным и своевременным выполнением заданий, которые связаны с правилами, обязательными для всех играющих.

Источник подвижных игр с правилами – народные игры, которым характерна яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяют движения, входящие в ее структуру. Программа воспитания в ДОУ предполагает подвижные игры, подобранные для каждой возрастной категории детей, в которых развиваются движения всех видов – бег, лазанье, прыжки и пр.

Правила в подвижных играх играют роль организатора – они определяют ход игры, последовательность действий, взаимоотношения между игроками, поведение каждого ребенка. Правила предполагают обязательное подчинение цели и смыслу игры. Детям необходимо уметь пользоваться ими в разных условиях.

Игровая деятельность дошкольников

Содержание:

  • Роль игры в развитии ребёнка
  • Функции игровой деятельности
  • Виды игровой деятельности
  • Характеристика игровой деятельности дошкольника
  • Игры для дошкольников
  • Дидактические игры
  • Игра и развитие детской речи
  • Влияние игры на развитие психики ребёнка
  • Игровая деятельность в дошкольных учреждениях

Мир любого ребёнка наполнен необходимыми для него вещами: пирамидками, разнообразными игрушками, мультиками и стрелялками. Это неудивительно, ведь для дошкольника важнейшим видом деятельности остаётся игра. Разумеется, родители обязаны знать, чем и как развлекать своего малыша, чтобы одновременно это занятие способствовало его развитию и приносило пользу.

Роль игры в развитии ребёнка

Игра для ребёнка является обязательным видом деятельности.

  • Она раскрепощает его, поэтому малыш играет с удовольствием и без принуждения. С первых недель жизни крошка уже пытается взаимодействовать с погремушками, подвешенными над его кроваткой.
  • В дошкольном возрасте игровая деятельность приучает детей к порядку и соблюдению правил.
  • В процессе игры дети стремятся проявить все свои умения (особенно играя со сверстниками).
  • Появляется увлечённость, многие способности активизируются, игра создаёт окружение вокруг малыша, помогает найти друзей и наладить контакты.
  • Играя, ребёнок учится находить выход и решать проблемы.
  • Правила игры учат его быть честным, а когда они нарушаются – следует всеобщее возмущение играющих.
  • Ребёнок может проявить в игре качества, которые в повседневной жизни незаметны.
  • Кроме того, в игре проявляется соперничество между детьми, что поможет им отстаивать свою позицию и выживать.
  • Благотворно сказываются игры на развитии воображения, мышления и остроумия.
  • Постепенно через игровую деятельность ребёнок подготавливается к вступлению во взрослую жизнь.
Читайте также  Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина Капитанская дочка

Функции игровой деятельности

Любая деятельность имеет то или иное функциональное предназначение, не является исключением и игровая деятельность.

  • Главная функция игры – развлечение. Игра должна пробудить у ребёнка интерес, доставить удовольствие, воодушевить его.
  • Коммуникативная функция игры заключается в том, что в её процессе ребёнок развивает речевой механизм в процессе поиска общего языка с партнёрами.
  • В выборе игровой роли скрыта функция самореализации. Ребёнок, выбравший роль с дополнительными действиями, более активен и имеет задатки лидера.
  • В преодолении в игре разнообразных трудностей (которые возникают везде) заключается её терапевтическая функция.
  • Благодаря диагностической функции малыш может лучше познать свои способности, одновременно воспитатель определит возможное наличие отклонений от нормального поведения ребёнка.
  • Посредством игры можно аккуратно корректировать структуру личности. Кроме того, в игре ребёнок усваивает правила человеческого общежития, ценности, приучается к социально-культурным нормам, встраивается в систему социальных отношений.

Виды игровой деятельности

Первично все игры можно разделить на две большие группы, различающиеся формой активности детей и участию в них взрослых.
В первую группу самостоятельных игр входят такие занятия, в подготовке и проведении которых непосредственного участия взрослые не принимают, а на первый план выдвигается активность самих детей. Они сами ставят цели игры, развивают её и самостоятельно действуют. В подобных играх дети могут проявлять инициативу, что повышает уровень развития их интеллекта. Сюда же можно отнести сюжетные и познавательные игры, направленные на развитие детского мышления.
Во вторую группу входят обучающие игры, требующие участия взрослого человека, который устанавливает правила игры и направляет работу детей вплоть до достижения требуемого результата. Цель этих игр состоит в обучении, воспитании и развитии ребёнка. В эту группу входят игры-драматизации, игры-развлечения, подвижные, дидактические, музыкальные игры. С обучающих игр деятельность ребёнка проще плавно переводить к процессу обучения. В этой группе обучающих игр можно выделить много разновидностей с различными целями и сценариями.

Характеристика игровой деятельности дошкольника

Мир ребёнка копирует взрослый мир. Свои игрушки малыш наделяет реальными и выдуманными свойствами. Через игру ему проще освоиться в окружающем его обществе, постичь его роли, взаимоотношения и культурные традиции.
Обычно у дошкольников в структуре игровой деятельности присутствует несколько фаз:

  • сенсомоторная;
  • режиссёрская;
  • образно-ролевая и сюжетная игра, включающая также музыкально-игровую деятельность;
  • игра по правилам.

Начало познания окружающего мира связано со знакомством с игрушками, приятными на ощупь, издающими звуки, а также различными бытовыми предметами, сыпучими материалами и жидкостями. Родителям лучше всего покупать те игрушки, функции которых схожи с функциями предметов, с которыми ребёнку придётся соприкасаться в жизни. В дошкольном возрасте руководить игровой деятельностью детей следует ненавязчиво. Родителям полезно вовлекать детей в повседневные дела, знакомя их с новыми предметами, а заодно исподволь воспитывая в них полезные привычки и приобщая к обязанностям.
Чуть повзрослев, ребёнок переходит к режиссёрской игре: сам наделяет предметы произвольными свойствами и управляет их действиями. Ещё позже у дошкольников возникает сюжетно-ролевая игровая деятельность. Дети, копируя взрослый мир, организуют «больницы», «семьи», «магазины» и т. д. Если прежде ребёнок мог играть в одиночку, то, повзрослев, он уже тянется к общению и взаимодействию со сверстниками. Это лишний раз демонстрирует важность игры для формирования из ребёнка социальной единицы. Затем командные игры приобретают соревновательный характер и обставляются перечнем правил.

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знат .

Игры для дошкольников

Возраст дошкольников можно разделить условно на младший и старший. В младшем возрасте игры детей нацелены на познание свойств вещей и различных связей. К старшему дошкольному периоду у детей возникают новые потребности, поэтому предпочтение отдаётся ролевым играм с одногодками. Уже на третьем году жизни у детей возникает интерес к коллективным играм. Значительное место в дошкольный период занимают познавательные, подвижные или связанные с манипуляциями игры. Дети любят играть с конструкторами, а также и с разнообразными подручными материалами (домашняя мебель, песок, одежда и т. д.).
Вначале коллективная игра таковой, по сути, не является – каждый ребёнок играет сам по себе своими игрушками, не обращая внимания на играющих неподалёку детей. Однако в какой-то момент вдруг оказывается, что игра-то уже общая, с определёнными правилами и направленная на решение поставленной самими детьми задачи. Постепенно у дошкольников игровая деятельность заметно преображается – у них начинает развиваться творчество, и они хотят им поделиться. У детей в разной степени проявляются организаторские способности, им уже нужна игра с сюжетом. Старших дошкольников начинают привлекать игры, отражающие жизнь взрослых, самыми типичными из таких можно назвать игры в «дочки-матери», «школу», «больницу».

Дидактические игры

Важнейшим значением игровой деятельности является развитие детей в её процессе. Непосредственно этому служат дидактические игры, проводимые воспитателями. Эти игры специально придуманы для обучения и воспитания, в них есть определённые правила и ожидается конкретный результат. Фактически дидактическая игра является синтезом формы обучения и игры. В ней ставятся дидактические задачи, определяются правила и игровые действия и прогнозируется результат. Под дидактической задачей подразумевается воспитательное воздействие и цель обучения. Её хорошо демонстрируют игры, где закрепляется умение составить из букв слово или навыки счёта. Задача в дидактической игре осуществляется через игровые действия. В основе игры лежат осуществляемые самими детьми игровые действия. Чем интереснее эти действия, тем результативней и увлекательней получится игра.
Управляющий поведением детей педагог задаёт правила игры. Когда игра заканчивается, необходимо подвести её итоги. Под этим может подразумеваться определение победителей, справившихся лучше всех с заданием, но при этом нужно поощрить каждого участника игры. Взрослые используют дидактические игры как способ обучения, позволяющий плавно перейти от игровой деятельности к обучающей.

Игра и развитие детской речи

Игра значительно влияет даже на развитие речи ребёнка. Минимальный уровень навыков общения необходим уже для того, чтобы малыш мог уверенно подключиться к игровой ситуации. Благодаря необходимости объясняться с другими детьми стимулируется развитие связной речи. В игре, которая является в этом возрасте ведущей формой деятельности, усиленно развивается знаковая функция речи благодаря замещению одного объекта другим. Объекты-заместители служат обозначениями отсутствующих предметов. Знаком может служить любой реальный объект, замещающий другой объект. Объект-заместитель трансформирует словесное определение, связывая слово с отсутствующим предметом.
Благодаря игре ребёнок начинает воспринимать индивидуальные и иконические знаки. У иконических знаков чувственные свойства виртуально приближены к замещаемому предмету, а чувственная природа индивидуальных знаков мало связана с обозначаемым предметом.
Также игры важны для развития рефлексивного мышления. Например, играющий в больницу ребёнок плачет и страдает, словно пациент, хотя внутренне он получает удовольствие от исполнения роли.

Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малыша .

Влияние игры на развитие психики ребёнка

Усложнение игровой деятельности способствует развитию детской психики. С помощью игры формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. Со временем из игры прорастают прочие виды деятельности, становящиеся важными в последующей жизни человека. Игра отлично развивает память, внимание, поскольку в ней ребёнку необходимо сосредоточиться на деталях, чтобы успешно погрузиться в игровую ситуацию. Благодаря ролевым играм развивается воображение. Примеряя на себя разные роли, ребёнок создаёт новые ситуации, замещает одни объекты другими.
Отмечено влияние игровой деятельности и на становление личности ребёнка, который приобретает навыки общения, учится налаживать контакты с ровесниками, изучает поведение и взаимоотношения взрослых людей. Рисование и конструирование очень близки к игровой деятельности. При этом в них ещё заключается подготовка к труду. Ребёнок старается, делая что-то своими руками, при этом ему небезразличен результат. При этих занятиях его обязательно следует похвалить, ведь похвала станет для него новым стимулом достичь совершенства.
В жизни ребёнка игра так же важна, как и работа для взрослого или учёба для школьника. Это знают воспитатели, но важно это уяснить и родителям. Детские интересы нужно всячески развивать, поощрять их направленность к лучшему результату, победе. По мере роста малыша ему нужно предлагать такие игрушки, которые помогали бы ему умственно прогрессировать. Родителям следует иногда играть вместе с ребёнком, ведь совместную игру он воспринимает, как более важную.

Игровая деятельность в дошкольных учреждениях

Игровая деятельность, применяющаяся в детских садах, должна представлять комплекс игр, направленных на интеллектуальное и физическое развитие малышей. К ним, например, относятся творческие игры, позволяющие ребёнку самому определить цель, содержание и правила, и отражающие деятельность взрослых людей. К творческим играм следует причислить сюжетно-ролевые, игры-драматизации, конструкторские и театрализованные игры. Помимо творческих, в игровой деятельности детей должны присутствовать дидактические, спортивные, подвижные и народные игры.
Для игры важны игрушки, которые должны быть яркими, привлекательными, интересными, но простыми и безопасными. Их можно поделить на три типа:

  • готовые (куклы, машинки, самолёты);
  • полуготовые (кубики, картинки, конструкторы);
  • материалы для создания игрушек.

С помощью последних ребёнку проще всего проявить фантазию и показать свои умения.

Читайте также  Налоговые вычеты при обложении НДС общее и различия

Педразвитие

Автор: Ротова Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №47 «Гусельки»
Населённый пункт: г. Сургут ХМАО–ЮГРА
Наименование материала: Круглый стол для педагогов
Тема: «Современные тенденции игровой деятельности детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование

Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме формирования

игровой деятельности современных дошкольников.

Детство — это не только беззаботная пора в жизни человека, но и период интенсивного

формирования личности. То, что не сложилось в детстве, уже не восполнить взрослому

человеку. Надо помнить: отнимая у ребенка игру — мы крадем мир детских переживаний,

Что такое «игра» и «игрушка» и почему она нужна дошкольнику? (вопрос педагогам)

Игра — самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста.

Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя

развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и

эстетического воспитания дошкольников. Личностные качества ребёнка формируются в

активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе

становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности,

особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой

ведущей деятельностью является игра. Уже на младших возрастных ступенях именно в

игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию

общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности,

тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование

поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции.

Важной частью игры является сознательное отношение детей к выполнению правил

ролевого поведения, которое отображает глубину освоения действительности. Роль

призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции

исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ

практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия

между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и явным

перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного

Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не

соответствуют особенностям субкультуры современного ребенка. Руководство

играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и

осуществляется по аналогии с проведением учебных занятий, часто на устаревшем и

неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-

игровой среде. Следовательно, игровая деятельность не становится источником

самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в

развитии психики дошкольника.

При изучении игры исследователи сталкиваются с многомерностью ее проявлений,

хрупкостью ее феномена. Во многих языках понятие «игра» передается словами,

одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра-деятельность,

которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом

Каково развитие игры на современном этапе? В чем причины? (вопрос педагогам)

Между тем культура игры в современном мире теряет свои позиции.

Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник

развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения

сотрудничества, взаимовыручки, партнерства.

Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения,

большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование. Утрачивается передача

традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям. Телевизор или компьютер

ныне лучший друг ребенка, они формируют совершенно определенного взрослого.

Получается, что современное общество ориентирует своих членов на индивидуальность.

Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Даниил Борисович Эльконин.

Сегодня ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием. Изменение

социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее

время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а

также уровня ее развития. Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные

Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной

стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в

супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, фей Винкс, которых можно

представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между

С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь

взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать

виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных

Ещё одной из причин исчезновения игры, можно назвать современный рынок

В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность —

риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку,

чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, и т. д.,

а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно

созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры

знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т. д.). При организации

таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, более

типичный образ магазина – это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребёнок

чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг. Под влиянием широкого

ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в

игровом репертуаре ребёнка появляются новые игровые темы: «Книжный

супермаркет», «Туристическое агентство» и др.

Особого внимания заслуживает и родительская позиция: формировать отношение к

игре как к способу развития. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных

достижений, но значение межличностного и нравственного формирования личности, что

так необходимо для игровой деятельности, снижается. Организация содержательных игр

на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются

основой построения сюжета. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него

представлений образа взрослости, является препятствием для развития профессиональных

и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых.

Нудно ли учить детей играть? (вопрос педагогам)

Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой. Придумывая игры,

дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. Часто игра

сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, Барби в

детской субкультуре считается престижным.

Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой

сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится

в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во

дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице.

Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной

мере проникнуть «духом игры».

Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт

ребенку должен передать воспитатель детского сада. Но как не печально, в том, что дети

не умеют правильно играть, виной становится и сам воспитатель, т. е. его низкая игровая

грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной

помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие

воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей

и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для

ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые

умения. Ещё одной из проблем игры детей дошкольного возраста является неоднозначное

отношение взрослых к играм современных дошкольников, проявляющееся в запрете

педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от

взрослых, чем это было ранее.

Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать

одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения

особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего

взаимодействия педагога и ребенка.

Игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие

ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с

взрослыми, сверстниками, и стремиться познать социальную реальность, окружающую

его. Иначе в школу пойдут не доигравшие дети, не научившиеся регулировать свое

поведение, оценивать себя и контролировать свои желания.

Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы игры

современных детей дошкольного возраста есть, и они очевидны:

1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую

сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты

2. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой

3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль

лидера, не отступиться от правил игры.

4. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их

сверстников середины прошлого века.

Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного

и ответственного отношения к игре дошкольников — как у педагогов и родителей, Нельзя

ждать от игры некоего чуда: дали детям игрушки и их развитие стало набирать обороты.

Игра, как и любой вид человеческой деятельности, передается людьми умеющими играть.

Не все дети это умеют. Поэтому роль умелого партнера по игре должен взять на себя

Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для

личностного развития подрастающего поколения.

«Современные тенденции игровой деятельности детей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: