Игра как средство развития личности - OXFORDST.RU

Игра как средство развития личности

Развивающие игры как средство развития личности

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

Статья просмотрена: 5583 раза

Библиографическое описание:

Комарова, Н. В. Развивающие игры как средство развития личности / Н. В. Комарова, Л. А. Рыбакина, С. Ф. Фаткуллина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1653/ (дата обращения: 16.09.2021).

Игровая специфическая детская деятельность неоднородна. В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяют три класса игр:

— игры, возникающие по инициативе ребёнка — самодеятельные игры;

— игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

— игры, идущие от исторически сложившихся традиции этноса – народные игры, которые могут возникнуть по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвигами. В состав первого класса входят: игра-экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры: сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссёрская и театрализованная. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей. Наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребёнка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребёнка и содержательным общением с взрослыми.

Второй класс включает в себя обучающие и досуговые игры. Все игры могут быть самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляются воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

— опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

— освоение учебной деятельностью, включение в неё детей идёт медленно;

— способствуют развитию у детей психических процессов;

— недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей. Она имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:


Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Игровые действия – основа игры. В разных играх игровые действия различны и по отношению к играющим. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры, их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет процессом познавательной деятельности, поведением детей, незаметно организует действия детей.

Подведение итогов – результат, подводится сразу по окончанию игры. Это может быть: подсчёт очков; выявление детей, которые выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребёнка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:

— формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

— формирование психических новообразований;

— формирование обще учебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;

— формирование навыков самоконтроля и самооценки;

— формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Таким образом, дидактическая игра – сложное, многогранное явление. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:


игры с предметами (игрушками, природным материалом)

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Еще можно использовать предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами младшие школьники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах.

Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр в процессе учебной деятельности. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности.

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретённых в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.

Для поддержания познавательной активности младших школьников используются разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а так же различные средства обучения.

Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего — в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Детство рождает собственную культуру бытия ребенка. Значение игровой деятельности в культуре можно понять из потребности воспроизводства отношений человека к действительному миру, которые он в реальной ситуации осуществить не может, из потребности общения и обмена деятельностью и эмоциями. Игра имеет процессуальный и преходящий характер, ее цель — изменение личности. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Подражая чему-то красивому, возвышенному, опасному, чему-то другому, чем то, что окружает, ребенок никогда не теряет представления об «обычной действительности». Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны. По Л.С. Выготскому игра – это «общий корень» художественной деятельности ребенка. Дети всегда стремятся сочинять, сочинительство – это такая же деятельность воображения, как и игра. Игра выступает в качестве способа освоения им мира. В дальнейшем таким способом освоения мира становится учение, хотя игра и не исчезает полностью из жизни подростка. Игра обладает качествами, обращенными непосредственно к основным сущностным чертам человека; она выступает как своеобразное замещение реальной ситуации, как подлинно человеческая деятельность. Игра возникает с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности.

Читайте также  Миранда против Аризоны

Постепенно игра начинает приобретать для младшего школьника более осознанный характер, становясь самым доступным средством познания мира, проявления и утверждения себя в нём.

Подбор обучающих игр на уроке способствует формированию и развитию психических функций учащихся и требует определенного мастерства учителя начальной школы. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребёнка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а её продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность, позволяет развивать внимание и память, создаёт условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно – мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребёнка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Москва: «Эксмо-Пресс» 1998 г. — 216 с.

Эрик Г.Эриксон. Детство и общество. — Изд. 2-е, 1996.

Ладенко И.С. Игровое моделирование методологии и практики. Новосибирск: » Наука», 1997 г. — 386 с.

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

«Игра как средство воспитания, обучения и развития личности»

доклад

Автор: Зырянова Наталья Владимировна, социальный педагог, ОГБУСО «СРЦ для несовершеннолетних Братского района», п.Зяба, Братский район, Иркутская область

Доклад социального педагога

ОГБУСО «СРЦН Братского района»

Зыряновой Н.В.

Игра как средство воспитания,

обучения и развития личности
«Игра – это огромное светлое окно, через который духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». В.А. Сухомлинский
Игра
– один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры наполняют жизнь радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, хорошее настроение Игра решает следующие развивающие, воспитательные и образовательные задачи: 1. Развитие познавательной деятельности ребёнка; 2. Развитие эмоционально — волевой сферы; 3. Обогащение знаний об окружающем мире; 4. Формирование коммуникативных навыков; 5. Формирование культурного поведения; 6. Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики. Целью моей работы является – создание условий для успешной адаптации воспитанников в Социально реабилитационном центре, в макромире и развития личности. Для решения поставленных целей и задач использую следующие игры: а) дидактические; б) сюжетные; в) ролевые; г) театрализованные; д) подвижные; е) коммуникативные. Каждый вид игры выполняет определённые функции:
1. Дидактические игры
– одно из средств активной познавательной деятельности ребенка. Дидактические игры развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, повышают интерес к учебной деятельности и эффективность обучения в школе. Например, у Алёши К. (9 лет) при поступлении в наше учреждение наблюдались низкая школьная мотивация, слабо развиты психические процессы, не развитая мелкая моторика. В результате, при систематическом использовании игр на развитие внимания («Корректурные задания», «Найди отличия», «Найди слова», «Четыре стихии» и др.), памяти («Кто больше запомнит», «Запомни слова», «Предметы», «Ассоциации» и др.), логического мышления («Что лишнее?», логические задачи и др.). Алёша научился сравнивать, сопоставлять, делать выводы, устанавливать простые закономерности, переключать внимание с одного вида деятельности на другой, запоминать, разбивать материал на группы, по каким – либо основаниям,
повысился словарный запас. Пальчиковые игры дали возможность испытать разнообразные мышечные ощущения путем подражательного повторения движений и действий, укрепили мелкие мышцы кистей рук, сделали мелкие движения более уверенными, точными. В результате Алеша стал лучше писать, вырезать ножницами. Появился интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается. В данное время Алеша с желанием посещает школу.
2. В сюжетно-ролевых играх
дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. В ходе игры воспитанник познаёт мир, усваивает общественный опыт и социальные нормы, учится подчиняться правилам, слушать и слышать окружающих. Общение с партнером-сверстником, с партнером-взрослым, является ценным, особенно если социальный педагог берет на себя в игре подчиненную роль. Педагог должен ориентировать воспитанника на взаимодополняемые роли (мама-дочка, учитель- ученик), в таких играх значение взрослого, как партнера высоко. При проигрывании ролевых игр формируется культура поведения в разных жизненных ситуациях, умение и желание трудиться, а также моральные и волевые качества, обогащается речевой запас.
3. Театрализованные игры
– это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого это содержание сказки, рассказа, басни. Эти игры требуют от социального педагога режиссирования, а от ребёнка – заучивание текста, четкого проговаривания реплик, пластичные движения и др. Во время совместного приготовление театральных костюмов, развивается творчество, дружеские отношения, взаимовыручка, поддержка. Выступления перед воспитанниками, дает почувствовать свою успешность, значимость. Саше Р. (14 лет) подростку склонному к побегам, с низкой самооценкой, несдержанному, с частыми перепадами настроения было предложено поучаствовать в инсценировки на новогоднем утреннике в образе Лешего. Согласился без особого желания, но уже во время репетиций можно было наблюдать изменения в поведении подростка, воздействие слов, музыки, декораций создали благополучные условия для личностного роста воспитанника, спало напряжение, появилась уверенность. После премьеры отношение подростка к окружающим изменилось в лучшую сторону, он стал прислушиваться к советам взрослых, самовольные уходы прекратились, сверстники также поменяли свое отношение к нему. Изменилось отношение и к своему «Я», повысилась самооценка.
4. Подвижные игры
служат средством коррекции моторных нарушений, развивают двигательную активность, снимают напряжение, формируют спортивные навыки. Дух товарищества, общий успех во время спортивных игр развивают чувство принадлежности.
5. Коммуникативные игры
дают возможность легче вновь прибывшему ребенку адаптироваться в социозащитном учреждении, устанавливать эмоциональные контакт между собеседниками, развивают потребность обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игры, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. Например, Кристина П. (15 лет) при поступлении в центр избегала контактов, как со сверстниками, так и с взрослыми, вела себя замкнуто, уходила от общения. Игра «Мир без тебя», в которой сверстники Кристины образовали круг, в центр которого поставили Кристину и ей говорили слова — комплименты, начиная фразу «мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты…»,
позволила осознать нужность в новом для нее коллективе, собственную значимость в мире. Во время игры создается спокойная, доверительная атмосфера, которая и после игры сохраняется в детском коллективе.
Игра
– главная сфера общения детей. В ней расширяются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнёрства, дружбы, товарищества. В игре познаётся и приобретается социальный опыт, взаимоотношения людей. Игра является отражённой моделью поведения, проявления и развития, сложных самоорганизующих систем, и практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребёнка, сферой неповторимой человеческой активности. Игра – естественная форма проявления деятельности ребенка, в которой происходит самораскрытие, саморазвитие, изучение окружающего мира. Игра – заслуживает того, чтобы её включали в воспитательный и образовательный процесс в учреждения для детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей.

Курсовая работа: Игра как средство развития личности

Глава 1. Теоретические основы применения игры как средства развития личности 6

1.1 Понятие игры.. 6

1.2 Игра как психологический метод развития личности. 10

1.3 Виды психологических игр. 13

Выводы по главе 1. 17

Глава 2. Правила и методические рекомендации по проведению психологических игр. 19

2.1 Атрибуты и значение психологических игр. 19

2.2 Примеры психологических игр. 21

Выводы по главе 2. 24

Список используемых источников. 28

Введение

Актуальность. Психологическое познание столь же древне, как сам человек. Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.

Читайте также  Кожные болезни (Микроспория )

В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Наряду с интересом к материальному благосостоянию и к бизнесу многие люди стремятся помочь себе и понять, что значит быть человеком. Стремятся разобраться в своем поведении, развить веру в себя, свои силы. Осознать неосознанные стороны личности, сосредоточиться прежде всего на том, что происходит с ними в настоящее время.

Когда психологи обращаются к изучению личности, что, пожалуй, первое, с чем они сталкиваются, это многообразие свойств и их проявлений в ее поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные особенности, соотношение сознательного и несознательного (подсознательного) и многое другое — вот далеко неполный перечень характеристик, с которыми приходится иметь дело, если мы пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Обладая многообразием свойств, личность вместе с тем представляет собой единое целое. Отсюда вытекают две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять все множество свойств личности как систему, выделив в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или свойством), и, во-вторых, раскрыть объективные основания этой системы.

В среде психологов интерес к игре является уже традиционным. Достаточно назвать только некоторых авторов классиков психологии, – занимавшихся проблемами игры: К. Бюллер, А. Валлон, Л.С. Выготский, К. Гросс, А.В. Запорожец, К. Коффка, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, В. Штерн, Д.Б. Эльконин и др.

Традиционно игра изучается с точки зрения двух основных подходов: диагностического, характерного для исследователей психоаналитического направления и прожективной психологии (А. Аммонс, П. Бланшард, Э. Эриксон, П. Хагмен, A. Кадис и др.), и коррекционного, представленного в игровой терапии (Н. Миллер, A. Фрейд, M. Кляйн, Д. Смит и др.).

Социальная значимость возможностей применения психологических игр и анализ состояния научной разработанности этого процесса выявили выбор проблемы данного исследования, которая заключается в изучении особенностей психологических игр, а также, в определении возможностей применения психологической игры в психологии.

Объект исследования: основные положения, закономерности, принципы психологической игры.

Предмет исследования: процесс применения психологических игр в процессе развития личности.

Цель исследования: изучить теоретические основы психологических игр, выявить возможности применения психологических игр в процессе развития личности.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

определить понятие игры;

изучить области применения и виды психологических игр;

разработать рекомендации для применения психологических игр в процессе развития личности.

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • »
  • Игра как средство психологического развития личности

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Игра в психологии — это способ реализации запросов и потребностей ребенка в рамках его возможностей.

    Особенности игры в психологии

    Игра детей и взрослых людей, которая связана с работой воображения, способна выражать стремление к преобразованию окружающей действительности. Данная способность проявляется в игре и представляет собой творческое преобразование. Ее формирование впервые происходит в детском возрасте именно в рамках игровой деятельности.

    Игра напрямую связана с развитием личности. Именно в период особо интенсивного развития (детский возраст) она начинает приобретать особое значение. В ранние годы дошкольной жизни ребенка игра — это тот вид деятельности, в котором развивается личность. Игра представляет собой первые действия, обогащающие личность, создающие ее свойства и внутреннее содержание.

    Игра обладает внутренним характером и для нее присущи результаты совершающегося развития. Этот процесс зависит от содержания, которое приобретает игра, отражающая окружающую ребенка жизнь взрослых людей. Игра детей основана на потребностях и интересах. Она предназначена для развития соответствующих способностей или сторон личности.

    Во взрослой жизни игра начинает занимать уже другое место, приобретая иные формы. Некоторые мотивы, включенные в игру в детстве, продолжают у взрослых людей жить в искусстве. Способность отдаваться искусству и переживать его в рамках непосредственной действенной эмоциональности, как правило, должна оставаться проявлением и доказательством неувядающей молодости.

    Игра как психологический метод развития личности

    Взрослые люди играют в психологические игры. Для этого процесса игрокам необходимо ознакомиться с правилами игры. Психологические игры обладают еще и скрытой целью, поскольку в них играют не для получения удовольствия.

    Игры могут препятствовать честным, откровенным и открытым отношениям, проявляющимся между игроками. Несмотря на это, люди ведут психологические игры для заполнения их времени, привлечении внимания, поддержки прежнего мнения о себе и других.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Игра наделена двумя основными характеристиками:

    • Скрытыми мотивами;
    • Наличием выигрыша.

    Процедуры игры могут быть успешные, ритуал является эффективным, а времяпрепровождение должно быть выгодным. Но все игры в своей сущности считаются чистосердечными, так как не содержат «задней мысли». Они включают элемент соревнования, а не конфликта, поэтому их завершение может стать неожиданным, но никогда не представляет драму. Иногда игры могут быть нечестными, поэтому характеризуются негативным исходом.

    С внешней позиции игра выглядит как набор операций. Если в ходе игры по ее завершению один участник получает определенное вознаграждение, то становится ясно, что в некоторых случаях операции представляют собой маневры, просьбы начинают быть неискренними, поскольку они были только ходами игры.

    Игры людей тяготеют к повторению. Человек может обнаружить, что говорит одни те же слова с одинаковой интонацией. В этой ситуации меняются место и время. Повторение игры, как правило, воспринимается в качестве ощущения, что этот процесс уже происходил раньше. Люди предпочитают играть в игры разной степени напряженности. Он может быть социально приемлемым, смягченным или убийственным (самоубийственным).

    Виды психологических игр

    Психологические игры — это один из методов снятия внутреннего психического напряжения.

    Категорию психологической игры ввел Э. Берн, рассматривая ее в качестве одной из шести основных форм структурирования времени:

    • Деятельности,
    • Ритуалов,
    • Игр,
    • Времяпрепровождения,
    • Отдыха,
    • Искренних отношений.

    В развитии личности большую роль играет общая схема психологического содержания игры. Вначале у индивида возникает определенное желание, реализацию которого запрещает сверхсознание. Подсознание при этом занимается поиском оправдания, откупаясь от сверхсознания. Далее происходит удовлетворение желания.

    С внешней позиции психологическая игра — это заранее предопределенная последовательность взаимодействия. Она концентрируется на достижении психологического выигрыша, который не всегда выражен в физической форме.

    Например, психологический выигрыш может проявляться через болезнь, несчастный случай или смерть играющего. Это связано с тем, что суть выигрыша — это подтверждение жизненной позиции индивида в качестве критерия, отличающего психологическую игру от других форм человеческого поведения (например, манипуляций, которые нацелены на получение физического выигрыша).

    Э. Берн различал игры первой степени (приемлемы в обществе), второй степени (могут порой наносить непоправимый ущерб, но некоторые игроки будут чаще всего скрывать это), третьей степени (игры, представляющие опасность для здоровья и жизни).

    Сегодня в арсенале психологов предусмотрены игровые пространства различных видов. В первую очередь, это «игровые оболочки», как самый распространенный и простой вид игр. В этой ситуации игру берут за основу некоторого обрамления, общего фона психологической работы. Сама работа психолога по своей сущности может быть не игровой (например, тренинг).

    Игровые «оболочки» применяются в начальных классах и при занятиях с младшими подростками. Наиболее активно психологи в области современного образования для развития личности эксплуатируют такую форму игр, построенную в соответствии с принципом новогодней сказки (например, новый год не состоится по той причине, что злые персонажи что-то украли, спрятали, сломали).

    Еще один вид игры для развития личности представлен «игрой-проживанием». Она дает возможность сформировать условия для совместного и одновременно личного освоения придуманного пространства. В его рамках выстраиваются межличностные отношения, создаются и осмысляются ценности личного существования. Такой вид игры не рассматривается как удачный и не удачный, она складывается по-разному в разных ситуациях.

    Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

    Содержимое публикации

    Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

    Читайте также  Лексическое и грамматическое значение слова

    Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование осмысленного ценностного отношения ребенка к движению как способу существования живого; активное освоение им двигательного опыта через игру; формирование сохранения собственного здоровья и здоровья детей.

    В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам и большинство дошкольников не умеют правильно общаться. Современные дети не могут правильно играть, общаться, правильно ответить на обращения с просьбой, не способны сопереживать или симпатизировать, но большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей вызывает серьезную озабоченность преподавателей дошкольных учреждений. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими-залог успешного продвижения ребенка во всех сферах жизни.

    Воспитания коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста –основная задача для подготовки ребенка во взрослую жизнь.

    Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразия игр, следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.

    1. Создание условий для разнообразной двигательной активности;

    2. Формирование умений и развитие физических качеств участников;

    3. Побуждение участников мастер-класса к творчеству в двигательной деятельности;

    Предлагаю вашему вниманию игры, наиболее часто проводимые в наших детских садах с детьми старшего дошкольного возраста.

    1. Подвижная игра «Мыши водят хоровод».

    Цель: развивать двигательную активность

    Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул, садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

    Мыши водят хоровод,

    На печи дремлет кот.

    Тише мыши, не шумите,

    Кота Ваську не будите,

    Вот проснется Васька кот —

    Разобьет наш хоровод!»

    Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

    Участники строятся у стартовой линии. По определенному сигналу начинают скакать на двух ногах 20—30 м, зажав большой мяч между ног. Побеждает участник, раньше всех закончивший прыжки. Если мяч выпадет, его следует подобрать и с этого же места продолжать прыгать.

    Можно проводить командные соревнования, передавая мяч как эстафету.

    3. Пустое место.

    Играющие встают в круг, заложив руки за спину, а водящий за кругом. Он, обходя круг, дотрагивается до руки кого-либо из игроков и бежит в любую сторону за кругом, а вызванный —в обратную сторону. Задача бегущих — обежав круг, первым занять пустое место. Оставшийся без места становится водящим.

    4. Игра «Горелки».

    Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

    Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло,

    Глянь на небо —

    Птички летят,

    Колокольчики звенят!

    Раз! Два! Три! Беги!

    Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

    Игроки становятся в круг. В центре круга стоит ведущий. Он должен взять толстую веревку или канат и крутить ею по низу, стараясь ею коснуться ног других игроков. Игроки же, в свою очередь, подпрыгивают, чтобы веревка-удочка их не задела. У кого не получилось, выбывает из игры.

    Дети сидят на стульчиках, а воспитатель или ребенок становится перед ними и показывает любое движение или рассказывает стих, стараясь рассмешить детей. Все должны быть серьёзными. Ребенок, который засмеялся, платит штраф: закрывает глаза и отгадывает, что ей положили в руку или сам, идет смешить, а тот, кто рассмешил садится на место.

    7. Угадай что это за животное.

    Водящий садиться ко всем детям спиной. Каждый игрок по очереди подходит к нему и издает звук, изображая любое животное, например, корову. Водящий угадывает, что это за животное.

    8. По кочкам через болото.

    Воспитатель распределяет детишек по командам. Впереди каждой из команд ложатся кирпичики на определенном расстоянии.

    Цель игры: пройти по кирпичикам заданный участок, не касаясь ногами пола. Побеждает команда, у которой последний игрок достигнет цели первым.

    9. Укради морковку.

    Воспитатель рисует круг диаметром 8 м. В круг кладет 10 кубиков. В этой игре круг символизирует огород, а кубики морковку. Из игроков выбирается один сторож. Его задача охранять морковки. Остальные игроки становятся зайцами. Они должны постараться украсть эти морковки из круга-огорода. Кого «сторож» поймает, тот выбывает из игры. Победитель – самый ловкий, т. е. тот, кто украл морковку и не был пойман «сторожем».

    10. Угадай, кого поймал.

    Рекомендация:

    До начала этой подвижной игры воспитатель должен показать детям картинки животных и рассказать им немного о них.

    Вдоль стены комнаты устанавливаются стульчики и на них садятся дети. Воспитатель разрешает детям встать и погулять по помещению.

    Например, «сходите в лес и поймайте там птичку, жучка, пчелку, муравья, ежика, кузнечика, стрекозу и т. д.». Дети изображают, как будто кого-то ловят. Они начинают прыгать и бегать за воображаемым животным или насекомым.

    Воспитатель говорит: «пора домой». Дети возвращаются и усаживаются все по своим местам. При этом они держат ладошки закрытыми, чтобы их пойманный зверек не смог убежать.

    Воспитатель вызывает одного из игроков и предлагает ему показать кого он поймал. Ребенок без слов изображает пойманного зверька. Например, бегает и жужжит, а потом падает на спину и болтает в воздухе руками и ногами, т. е. имитирует движения жучка. В это время дети внимательно наблюдают и затем отгадывают кто это. После верной отгадки вызывается другой игрок и все пытаются отгадать его «пленника». И так 5-6 раз.

    У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника.

    Ну вот, сегодня мы с вами рассмотрели подвижные игры в старшей группе для детей 5-7 лет. Надеюсь, они вам понравились. Нужно заметить, во избежание недоразумений, что эти игры даны для детских садов в помощь воспитателям, поэтому они для родителей могут показаться, немного сложными. Но если вы захотите ими воспользоваться, думаю, ничего страшного от этого не случится, а наоборот, будет только одна польза. Детки вместе повеселятся, а заодно и получат необходимые навыки.

    Предложите эти подвижные игры в детском саду. Уверенна, ваши дети будут вам очень благодарны.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: