Идейно-художественное своеобразие романа Отцы и дети Ивана Тургенева - OXFORDST.RU

Идейно-художественное своеобразие романа Отцы и дети Ивана Тургенева

Сочинение: Идейно-художественное своеобразие романа Отцы и дети Ивана Тургенева

Трактовка как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева встречается разная. Именно поэтому следует критически относиться к этим рассуждениям, и в частности, к трактовке Писарева.

Принято считать, что основная расстановка сил романа отражена в противостоянии Базарова и Павла Петровича Кирсанова, так как именно они ведут полемику на различные темы — о нигилизме, аристократизме, практической пользе и прочем. Однако Павел Петрович оказывается несостоятельным оппонентом для Базарова. Все слова Павла Петровича — лишь «слова», так как не подкреплены никаким действием. Он, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Вся его предшествующая жизнь представляла собой прямой путь сплошных удач, данных ему по праву рождения, но первая же трудность — неразделенная любовь — сделала Павла Петровича ни на что не способным. Убеждений, как справедливо отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается «протащить» принципы, причем понятые на свой манер. Все они сводятся к соблюдению внешних приличий и усилиям, направленным на то, чтобы считаться джентльменом. Форма без содержания — в этом суть Павла Петровича (это ярко прослеживается в описании его кабинета, а затем в том, что в качестве символа России Павел Петрович держит на столе пепельницу в форме «мужицкого лаптя»).

Таким образом, Павел Петрович оказывается совершенно несостоятельным оппонентом Базарову. Настоящий оппонент вождю нигилистов — Николай Петрович Кирсанов, хотя он и не вступает в словесные баталии с Базаровым. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта противостоят всеотрицанию нигилистов. Павла Петровича во всем интересует лишь внешняя сторона вещей. Он толкует о Шиллере, о Гете, хотя вряд ли удосужился их прочесть, его суждения самонадеянны и поверхностны.

Но то же самое можно сказать о Базарове! То же пристрастие к «внешним эффектам» (бакенбарды, балахон, развязные манеры и прочее) и та же «неорганичность» с окружающим его миром. Связь Базарова и Павла Петровича не только внешняя, но и генетическая: Базаров отрицает все то уродливое и недееспособное, что есть в Павле Петровиче, но в этом отрицании впадает в крайность, а крайности, как известно, сближаются, и именно поэтому между Базаровым и Павлом Петровичем так много общего. Таким образом, Базаров — порождение пороков старшего поколения, философия Базарова — это отрицание жизненных установок «отцов», которые те успели изрядно дискредитировать, Базаров — это тот же Павел Петрович, только с точностью до наоборот.

Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, в том числе и философии — сама жизнь неизбежно опровергнет ее, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании. Николай Петрович Кирсанов мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата. Оружие последних в споре — логика, софистика, схоластика. То знание, которым обладает Николай Петрович, нельзя передать словами, человек должен его сам почувствовать, выстрадать. То, что он мог бы сказать о гармоничном существовании, о единении с природой, о поэзии, — для Базарова и для Павла Петровича пустой звук, потому что для понимания всех этих вещей нужно иметь развитую душу, которой ни у «уездного аристократа», ни у «предводителя нигилистов» нет.

Это в состоянии понять сын Николая Петровича Аркадий, который, в конце концов, приходит к выводу о несостоятельности идей Базарова. В немалой степени Базаров сам способствует этому: Аркадий понимает, что Базаров не только не уважает авторитеты, но и окружающих, что он никого не любит. Трезвый житейский ум Кати ему больше по сердцу, чем холодная схоластика Базарова. Весь дальнейший путь Базарова, описанный в романе, — опровержение его нигилистической доктрины. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Но после того как влюбляется в Одинцову, понимает, что это не так. По его совету Аркадий отнимает у отца томик Пушкина и подсовывает немецкую материалистическую книжку. Именно Базаров высмеивает игру Николая Петровича на виолончели, восхищение Аркадия красотами природы. Однобоко развитая личность Базарова не в состоянии понять всего этого.

Однако для него еще не все потеряно, и это проявляется в его любви к Одинцовой. Базаров оказывается человеком, а не бездушной машиной, которая способна лишь ставить опыты и резать лягушек. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от них он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова — это смерть его доктрины. Перед лицом неизбежной гибели Базаров отметает все наносное, второстепенное, чтобы оставить самое главное. И этим главным оказывается то человеческое, что в нем есть, — любовь к Одинцовой.

Тургенев на каждом шагу опровергает Базарова. Базаров заявляет, что природа не храм, а мастерская, — и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном, а именно, что природа — храм, а не мастерская и что только жизнь в гармонии с окружающим миром, а не насилие над ним может принести человеку счастье. Оказывается, что Пушкин и игра на виолончели в абсолютном измерении гораздо важнее всей «полезной» деятельности Базарова.

Кроме того, Тургенев сумел показать в образе Базарова и очень опасные тенденции — крайний эгоцентризм, болезненное самолюбие, непоколебимую уверенность в собственной правоте, претензию на обладание абсолютной истиной и готовность в угоду своей идее проводить насилие (разговор Павла Петровича с Базаровым, когда последний заявляет, что готов идти против своего народа, что их, нигилистов, не так мало, что если их сомнут, то «туда нам и дорога», но только «еще бабушка надвое сказала» и т. д.). Тургенев увидел в своем герое ту «бесовщину», о которой позже будет писать Достоевский («Бесы»), но привел его все-таки к общечеловеческому началу, а идеи нигилизма — к развенчанию.

Не случайно после смерти Базарова не остается его последователей. На бесплодной почве нигилизма взрастают только такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников. В последней сцене — описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, — вечная природа, на спокойствие которой посягал Базаров, даст «нигилисту» последнее успокоение. Все второстепенное, что придумал беспокойный и неблагодарный сын природы — человек, — остается в стороне. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, давшие ему жизнь, с которой он так неразумно обошелся, окружают его. Ужасно, когда молодое поколение менее нравственно, чем предыдущее. Поэтому проблема «отцов и детей, живет и сейчас, приобретая несколько другое направление.

Анализ «Отцы и дети» Тургенев

Действие романа Тургенева «Отцы и дети» происходит перед отменой крепостного права. В нём раскрывается множество проблем, одна из них – это конфликт разных возрастных поколений. Появляется новый тип инакомыслящих людей, отрицающих и государственные порядки, и моральные ценности. Предлагаем краткий анализ произведения по плану, материал которого можно использовать для работы на уроках литературы в 10 классе и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.

Год написания – 1860 – 1861 гг.

История создания – Писатель продолжительное время трудился в журнале «Современник». У него часто возникали разногласия с Добролюбовым, которые и легли в основу романа.

Тема – Главная тема «Отцов и детей» – идейные разногласия поколений, зарождение нового типа людей, любовь, окружающий мир природы.

Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.

Жанр – Роман.

Направление – Достоверное и исторически точное изображение действительности, что и наблюдается в романе «Отцы и дети», относится к направлению критического реализма.

Читайте также  Европейский Север России

История создания

В «Отцах и детях» анализ произведения следует начать с толкования смысла названия «Отцы и дети». Из названия сразу становится ясно, о чём будет повествование, речь пойдёт о семейных отношениях, но не просто об отношениях, а об извечном конфликте между поколениями, о разности их взглядов и понятиях о жизни.

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Отцы и дети»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Отцы и дети»
  • для самых компанейских — Главные герои «Отцы и дети»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Отцы и дети»
  • для самых крутых — Читать «Отцы и дети» полностью

Проблематика романа глобальна, автор раскрывает извечные проблемы отцов и детей.

Смысл «Отцов и детей» – это не только семейные отношения, отцы и дети – это приверженцы новых и старых взглядов, которые со своей точки зрения судят о происходящих событиях, от конфликтов этих мировоззрений зависит ход всей жизни.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твёрдыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающий старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьёзным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни: ленивое созерцание происходящего или борьба за новое, прогрессивное будущее.

Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять её суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись писатель внёс некоторые изменения в текст, а некоторые фрагменты эпизода, где идёт спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Композиция

Композиция романа определилась в построении борьбы идеологических разногласий. Действие повествования выстроено в хронологической последовательности, но всё это построено на контрасте.

Антитеза использована и при сопоставлении героев романа между собой. Контраст наблюдается при сопоставлении городской жизни чиновничества и миром дворянского поместья.

Параллельное описание противоположных взглядов придают роману большую эмоциональность, в нём сталкиваются яркие личности, каждый из которых убеждён в своей правоте.

Композиция романа, где описаны два круга путешествия Базарова и Кирсанова по одному и тому же маршруту, придают законченность произведению. Во втором путешествии происходит разрыв со всем прошлым, открываются новые стороны характеров Базарова и Аркадия.

Весь сюжет романа строится вокруг Базарова, он сопоставляется с каждым из персонажей, характер каждого даётся в сравнении с ним. Всё это говорит о том, что автор противопоставляет ему не отдельных героев, а всю жизнь, против патриархальных взглядов которой и ведёт борьбу Базаров.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Отцов и детей».

«Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом.

Психологическую окраску роману придаёт детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. При этом автор использует такую особенность психологизма, при которой не описываются сами переживания и рассуждения персонажей, а только их результат.

Особый психологизм показан читателю в сопоставлении чувств Базарова и Аркадия Кирсанова, который способен лишь на обычные поступки как в жизни, так и в любви, большее сделать ему не по силам, личность его слишком заурядна, чего не скажешь о Базарове.

Споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Всё это ведёт к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

В романе Ивана Сергеевича Тургенева определён тип нового человека, нигилиста – это новое веяние времени середины девятнадцатого века, которое явилось важнейшим событием той эпохи.

Презентация по литературе. Идейно-художественное своеобразие романа И.С. Тургенева Отцы и дети

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Идейно-художественное своеобразие романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862) Автор: Грищенко Е.В. Учитель русского языка и литературы МКУО ВСОШ № 4 г.Томска

Вопросы по материалу предыдущего урока : И.С. Тургенев — западник или славянофил? Западник. И.С. Тургенев — консерватор, либерал или революционер? Либерал. Направление прозаического творчества Тургенева: романтизм, критический реализм, импрессионизм? .

Творческая история романа: Замысел романа: г. Вентнор, о.Уайт,1860. «. Я брал морские ванны в Вентноре, маленьком городке на острове Уайте,- дело было в августе месяце 1860 года,- когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей». Начало работы: г. Париж, 1860. Завершение работы: с. Спасское, июль 1861. Внесение правок: Читает друзьям: В.П. Боткину, П.В. Анненкову, вносит правки, г.Париж, осень-зима 1861. Первая публикация: в журнале «Русский вестник», март ,1862. Отдельное издание: сентябрь, 1862.

Анализ названия романа «Отцы и дети» Какой конфликт уже заложен в названии? Вечный конфликт отцов и детей. 2.В каком произведении мы уже встречали отражение конфликта отцов и детей? А.Н. Островский. Драма «Гроза». 3. Какие виды конфликта подразумевает конфликт «отцов и детей»? Семейный (бытовой) Социальный (общественный). Какой из них главнее?

Читаем первые строки романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»: – Что, Петр, не видать еще? – спрашивал 20‑го мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками. Слуга, в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет‑с, не видать».. Барин вздохнул и присел на скамеечку. Зовут его Николаем Петровичем , ..он родился на юге России…

Хронотоп романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Читаем первые строки романа. Место действия: Россия, провинция. Время: май,1859 год. Когда был написан роман? 1860-1862. 2. Какое время описал автор? Современное ему, реальное, предреформенное. 3. Соответственно и проблемы были поставлены какие? Современные, реально существующие. 4. Сделайте вывод самостоятельно: Тургенев – это писатель- А. романтик Б. реалист В. импрессионист Направление прозы Тургенева- критический реализм.

Экспозиция: Студент Аркадий Кирсанов приезжает после окончания университета и получении звания кандидата наук в родное имение Марьино, где живёт его отец, помещик средней руки (200 душ), дворянин Николай Петрович Кирсанов, вдовец. С ним в деревне живёт его старший брат Павел Петрович Кирсанов, некогда светский лев, но из-за неразделённой любви бросивший карьеру офицера и блестящее положение в обществе. Несмотря на то ,что живёт в глуши, он продолжает соблюдать традиции светского общества- переодевается к каждому приёму пищи, следит за внешностью: одеждой, причёской, маникюром, читает, гуляет, размышляет. Он не помогает брату в ведении хозяйства, однако осуждает его внебрачную связь с крепостной девушкой Фенечкой, от которой Николай Петрович имеет ребёнка. С Аркадием приезжает его друг, студент-медик Евгений Базаров (главный персонаж). Аркадий восхищен его философией нигилизма и старается во всем ему подражать. Перечислите «отцов» и «детей» в этом фрагменте.

Читайте также  на тему «Абсолютный слух»

Система персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»: «Отцы» Павел Петрович Кирсанов, дядя Аркадия, отставной военный, аристократ Николай Петрович Кирсанов, отец Аркадия, дворянин средней руки (200 душ) Предположите, между кем возникнет основной конфликт? «Дети» Аркадий Кирсанов, выпускник университета Евгений Базаров, друг Аркадия, студент-медик, нигилист

Образ Базарова (определите по цитатам образ и характер персонажа): «Мой дед землю пахал» Разночинец, низкое происхождение, небогатый, но гордый, стремится всего достичь сам и презирает тех, кому всё досталось даром. «Я, будущий лекарь, и лекарский сын..» Врач, материалист «Природа не храм ,а мастерская ,а человек в ней работник!» Утилитарное отношение к природе и всему остальному, важно только то, что полезно, всё остальное не имеет значения. Лишен романтического сознания, не понимает красоты. «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем. «

На основании выводов по предыдущему слайду отношение Базарова к: к женщинам: утилитарное, называет «бабами» к любви: не признаёт, не верит, называет «физиологией». к искусству и творчеству: не признаёт, не понимает, считает бессмысленным. к политике: отрицает. к родителям: тяготится общением, стремится уехать. к любым авторитетам, морально-нравственным ценностям и культуре отрицает важность значения. Как называется подобная жизненная философия? НИГИЛИЗМ

Сравнительная характеристика персонажей: ФИО персонажа Николай Петрович Кирсанов Евгений Базаров (оксюморон) Статус Отставной офицер, аристократ, бросившийсвет, живущий в глуши вбезделии Студент-медик, учится, много работает Происхождение Дворянин из старинного рода Разночинец,дед был крепостным, отец- штаб-лекарь Взгляды Либерал, романтик, эстет Нигилист, материалист, циник Отношение к связи Н.П.Кирсанова с крепостнойФенечкой Осуждающее Снисходительное Отношение к женщинам Уважительное Утилитарное Отношение к оппоненту Ненависть Презрение

Развитие основного конфликта «отцов и детей»: Кульминация Завязка Развязка конфликта конфликта Развитие конфликта Экспозиция Финал (Пролог, предисловие) (Эпилог)

Развитие сюжета в пространстве романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Идейно-художественное своеобразие романа Отцы и дети Ивана Тургенева

3. Сообщение об истории создания романа «Отцы и дети»

1 — й у ч е н и к.
Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в 1860 г. в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «…Дело было в августе месяце 1860 г., когда мне пришла в голову первая мысль “Отцов и детей”…» Это было трудное для писателя время. Только что произошёл его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие писателем революционных идей, по его словам, «мужицкого демократизма Добролюбова и Чернышевского» и их намерений «звать Русь к топору». Роман «Отцы и дети» стал попыткой осмыслить характер и направление деятельности «новых людей», тип которых только начал зарождаться в русском обществе. «…В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 г.) В этом замечательном человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведённое на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах сам не мог хорошенько отдать себе в нём отчёта — и напряжённо прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намёка не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?» — писал И. С. Тургенев в статье по поводу «Отцов и детей».

2 — й у ч е н и к.
Работа над романом была продолжена в Париже в сентябре 1860 г. И. С. Тургенев пишет П. В. Анненкову: «Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей — и я жажду за неё приняться. Что-то выйдет — не знаю, но Боткин, который находится здесь… весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти её в Россию».

В течение зимы написаны первые главы, но работа идёт медленнее, чем предполагалось. В письмах этого времени постоянно звучат просьбы сообщать о новостях общественной жизни России, бурлящей накануне величайшего события в её истории — отмены крепостного права. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности, И. С. Тургенев приезжает в Россию. Начатый до реформы 1861 г. роман писатель заканчивает уже после неё в своём любимом Спасском. В письме тому же П. В. Анненкову он извещает об окончании романа: «Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово».

Осенью, по возвращении в Париж, И. С. Тургенев читает свой роман В. П. Боткину и К. К. Случевскому, чьим мнением он очень дорожил. Соглашаясь и споря с их суждениями, писатель, по его собственному выражению, «перепахивает» текст, вносит в него многочисленные изменения и поправки. «Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 г. «Отцы и дети» явились в «Русском вестнике»,— писал И. С. Тургенев в труде «По поводу “Отцов и детей”».

Итак, через полтора года после возникновения замысла на страницах февральского номера журнала «Русский вестник» роман «Отцы и дети» увидел свет. И. С. Тургенев посвятил его В. Г. Белинскому.

4. «На заметку исследователю-литературоведу»: самостоятельная работа
(в парах, с раздаточным материалом)

Карточка

В одном из диалогов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов называет Базарова «нигилистом». Что же означает слово «нигилизм» и кто такие «нигилисты»?

«Нигилизм» (в переводе с лат.— ничто, ничего) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. Это слово ввёл в употребление немецкий писатель и философ, друг Лессинга и Гёте Фридрих Генрих Якоби (1743–1819).

Понятие «нигилизм» в своих учениях использовали многие философы — такие, как С. Кьеркегор, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Хайдеггер и др. В России этот термин появился в 1829 г. в одной из статей литературного критика Николая Надеждина, а благодаря роману И. С. Тургенева слово «нигилист» стало популярным и нарицательным для человека, отрицающего общепринятые ценности. В русской культуре второй половины XIX в. нигилистами называли представителей русской разночинной интеллигенции, отрицательно относившихся к устоям дворянского общества и крепостному праву. Для нигилизма этой эпохи было также характерно отрицание авторитетов, критическое отношение к общепринятым экономическим, политическим и социальным устоям, вера в общественный прогресс, отстаивание прав свободы личности, культ разума и труда, увлечение естественными науками.

5. Объяснение учителя
(Учащиеся составляют тезисы основных положений.)

— В романе «Отцы и дети» отражён исторический процесс смены поколений.

40-е гг. XIX в. в России были временем либерально настроенных дворян.

Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами», «романтиками».

В 50–60-е гг. на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.

Читайте также  Земное эхо солнечных бурь

Композиция романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.

Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места:

Марьино, Никольское, родительский дом Базарова. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т. п.) меняются его взгляды и убеждения (обращение к записи на доске).

Конфликт в романе двуплановый: внешний и внутренний.

Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистическими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью). В жанровом отношении «Отцы и дети» — роман многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта — социальным, глубокое исследование человеческих характеров — психологическим, а освещение философских проблем — философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр романа «Отцы и дети» определяют как социально-психологический.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Мини-дискуссия «Учимся дискутировать»

• Интересно ли для вас, современных читателей, произведение с названием «Отцы и дети»?

• Согласны ли вы с тем, что рассматриваемый в романе конфликт отцов и детей является вечным?

VI. Домашнее задание

Подобрать цитатный материал к характеристике образа Базарова.

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

Анализ романа «Отцы и дети» Тургенева

В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев сумел передать разницу взглядов разных поколений на исторические, социальные, культурные события в обществе. При этом он подчеркнул те общечеловеческие ценности, которые объединяют людей, независимо от возраста.

Краткий и полный анализ романа выявляют, как художественные средства помогают раскрыть идею произведения.

Годы написания — 1860-1861.
История создания — роман создавался в Англии и в России накануне отмены крепостного права и других реформ 1861 года. Тургенев опирался на текущую ситуацию, буквально держа руку на пульсе исторических событий.
Жанр — роман, социальный роман.
Направление — реализм.
Основная идея — На смену старому и отжившему устройству общества должно прийти новое, которое сделает жизнь людей счастливее.
Тема — Столкновение поколений и формирование нового типа людей.
Проблема — Основой перемен герой считает слом старого мироустройства и построение нового, однако зачастую молодое поколение не находит достойной замены старому.
Композиция — Кольцевая композиция повторяется в романе дважды. Герои едут в поместье Кирсановых – к Одинцовой – к родителям Базарова. Это подчеркивает повторяемость жизненных циклов, схожесть судеб людей разных поколений.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос
  3. п.3. Основные герои, их место в образной системе
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Столкновение нового социально-исторического поколения со старым.

Проблема: Как бы молодежь ни отрицала важность семейных отношений, наблюдается их большая устойчивость.

2. Тема: Противостояние идеологии консерваторов-отцов и радикально настроенных молодых людей.

Проблема: Конфликт усиливается тем, что аристократия и демократия имеют большое различие и в культурных вопросах. Это непроницаемые друг для друга миры.

3. Тема: Место любви в жизни человека.

Проблема: Поколение «отцов» придает любви первостепенное значение, молодые больше склоняются к самореализации и общественно-полезной деятельности.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Россию второй половины 19 века захлестнули противоречия социокультурного и политического характера, и Тургеневу удалось это передать на примере изменений в жизни нескольких семей. Семейный конфликт перерастает в общественный, социальный и даже политический. Нарушается естественная «семейственность», которая должна поддерживать жизнь поколений в гармоничном состоянии, когда старшие становятся опорой для младших, а молодежь с уважением относится к прошлому и строит новое будущее.

Этот период стал настоящим испытанием духовных возможностей для людей разных поколений, которым предстояло найти взаимопонимание в условиях глобальных противоречий.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Евгений Васильевич Базаров — главный герой, студент медицинского факультета, нигилист и прогрессист. Верит в разум, пользу, все естественное и природное, отвергает искусство и старые принципы устройства общества. Отрицает любовь, но сам же влюбляется в Одинцову. Умирает от заражения тифом.
Аркадий Кирсанов — приятель Базарова. Поначалу разделяет его взгляды, а после отходит от них, выбирая то, что ему ближе. Увлечен Анной Одинцовой, но позже глубоко влюбляется в Катю.
Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, вдовец. Мягкий человек, которому не хватает характера, чтоб управлять имением и подчиненными. Осознает разницу между ним и молодежью, переживает об утраченном прошлом. Но выбирает жить, находя новое счастье с Фенечкой и сыном.
Павел Петрович Кирсанов — дядя Аркадия, бывший военный, светский лев. Идейный оппонент Базарова. Несчастный человек, живущий прошлым и устаревшими принципами.
Анна Сергеевна Одинцова — светская красавица, вдова. Поначалу вызывает у Базарове циничные насмешки, а после близкого знакомства – любовное чувство. Не отвечает взаимностью Базарову, так как превыше всего ценит спокойствие, а не страсти. Перед смертью посещает его как друг.
Катя (Катерина Сергеевна) — сестра Одинцовой, живущая в ее имении. Умная, чувствительная девушка с сильным характером. Родственная душа Аркадия, позже становится его женой.
Фенечка — простая девушка, дочь экономки Кирсановых. Любовница Николая Петровича и мать его сына, позже становится второй женой. Симпатия Базарова, тайная любовь Павла Петровича.
Василий Иванович Базаров — отец Евгения, старичок 60 лет, отставной военный хирург. Любит и боготворит сына, мечтает о его блестящем будущем.
Арина Власьевна Базарова — мать Базарова, женщина, воспитанная по старинным правилам и обычаям. Верит и в бога, и в черта, и в сказки. Но больше всего – в своего сына.

п.4. Литературные приёмы

1. Летописный характер романа, привязка к точному историческому периоду.
2. Антитеза / Контраст / Противопоставление (нигилизм Базарова – традиционализм старших Кирсановых, страсть Базарова – спокойствие Одинцовой и др.)
3. Речевое поведение героев — диалог-спор, словесная схватка, полемика о важных вопросах, несогласие.
4. Самохарактеристика героев через речь, речевые детали (из слов Базарова, Кирсанова, Одинцовой и других героев становится понятно, какова их натура).
5. Пейзаж
– как отражение внутреннего душевного состояния героя (Николай Петрович от созерцания природы погружается в приятные воспоминания и т.д.);
– как контраст, усиливающий абсурдность человеческих действий (прекрасные картины раннего утра в день дуэли Павла Петровича и Базарова).
6. Лирические отступления, в которых автор рассуждает о разных явлениях — (размышления об эмансипации, картины бедности и разрухи при подъезде к поместью Кирсановых, описание матери Базарова и помещиц такого типа т.д.)

п.5. Конфликт произведения

Главный конфликт – это противостояние поколений. «Отцов» и «детей» разделяет не просто разница во взглядах, а пропасть между двумя типами мировоззрения. Конфликт усиливается еще и потому, что герои живут в переломный исторический момент для России.

Также интересен внутренний конфликт Базарова. Он отрицает любовь, романтизм и привязанность, но при этом влюбляется в Анну Сергеевну так, что даже перед смертью помнит об этом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: