Идеалы в современном обществе - OXFORDST.RU

Идеалы в современном обществе

Идеалы и ценности современного человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Идеалы и ценности – это компоненты психической структуры личности человека, лежащие в основе его мировоззрения, а также влияющие на направленность личности, ее самоопределение в окружающей действительности.

Понятие идеала, его виды

Идеал – это представление образа должного, наилучшего образца будущего, который складывается у человека, общества или в рамках какого-либо учения.

Идеал представляет собой образ конечной цели, способа бытия, к которому стремится как отдельная личность, так общество вообще, или отдельные социальные группы внутри него. При этом данному образу приписываются, превосходные, совершенные характеристики, он обязательно превосходит наличную реальность, которая в свою очередь оценивается носителем идеалов, как несовершенная, находящаяся в процессе развития, пути к идеалу, а в худшем случае и вовсе как павшая, испорченная, отдаляющаяся от него.

При этом идеал во многом не рационально, но интуитивно-чувственное представление. Как для любого эмоционально-значимого образа для него характерна нерасчленённость – образ идеала целостный, как яркая картинка, попытка его подробного рационалистического анализа ведет к распаду идеала. Идеал обладает побудительным воздействием на личность или общество. Он притягателен и личность стремится к его достижению, так же идеал задает направление движения, роста личности, и служит показателем уровня ее духовного развития – чем более развита личность, тем более возвышенным, сложным, многогранным будет образ идеала.

На протяжении истории человеческой мысли из недр философских, религиозных, эстетических учений неоднократно возникали идеалы, которые предлагались или навязывались обществу. Это и идеальные общества утопистов-социалистов, и религиозные идеалы спасения и посмертного существования, и гуманистический идеал совершенного человека, созданный в искусстве и философии Возрождения, идеалы демократии и идеалы сильного централизованного общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Эти идеалы усваиваются человеком с момента его рождения в процессе социализации, однако их усвоение не является простым копированием или принятием готовых социальных образов. Внешние воздействия преломляются через внутренние условия – взгляды, ценности, опыт, интересы личности, и ведут к формированию собственных уникальных идеалов. Можно выделить три онтогенетические стадии развития идеалов личности:

  • персонифицированную,
  • собирательную,
  • программную.

Персонифицированные идеалы начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. Ребенок наблюдает за взрослыми – родителями, родственниками, старшими братьями и сестрами, воспитателями и знакомыми, и неосознанно выбирает среди них человека, на которого он хотел бы быть похожим в будущем. Персонифицированный идеал жестко привязан к образу определенной личности, причем этот образ сильно идеализирован и как правило значительно расходится с реальной личностью, ее поведением, характером, социальным положением и т.д., однако данные противоречия ребенком как правило не воспринимаются. Идеальный персонифицированный образ принимается целиком, без его расчленения на значимые и незначимые компоненты, так вместе с ценностями, поступками личности-идеала, ребенок стремится подражать ее внешности, привычкам, особенностям невербальных проявлений (акцент, стереотипные жесты, позы и т.д.).

По мере созревания и роста личности взгляд на идеал становится более сложным, дифференцированным, критическим и отдельная личность – реальная или воображаемая (герой книг, кино, видеоигр и т.д.) уже не может выполнять роль личностного идеала. На стадии собирательного идеала подросток создает свой собственный идеальный образ, ориентируясь на привлекательные и значимые для него качества, которые он встречал у реальных или воображаемых личностей и героев. Собираемый идеал уже более дифференцированный и сложный, он уже в большей степени отражает ценности и установки самой личности, содержит меньше случайных характеристик.

В период юношества – молодости, на фоне активного самоопределения личности, собирательный идеал также теряет свою актуальность. Личность стремится создать такой идеал, который не был бы чей-то копией, но исходил бы от нее самой, ее стремлений, интересов, потребностей, ценностей, мировоззрения и т.д. Такой идеал является программным. Он содержит не только желаемый, совершенный образ личности, спроецированный в будущее, но также и некоторое представление о пути к нему. Программный идеал создается не столько из качеств других личностей, сколько из абстрактных понятий и представлений – о добре и зле, справедливости, красоте и т.д.

Понятие и виды ценностей

Ценности представляют собой широкий класс психических объектов – убеждений, стереотипов, правил, идеалов, понятий, которые имеют для личности высокий уровень значимости, оказывают влияние на процессы планирования и осуществления деятельности, а также выбор целей и направленности ее действий.

Каждая личность имеет множество ценностей, которые организованы в ценностную иерархию. Ценности не равны между собой. В практической деятельности личности могут неоднократно происходить ситуации, когда различные ценности вступают в противоречие между собой, и личности приходится делать выбор в пользу одной из них.

Можно выделить следующие виды ценностей:

  • материальные – ценности имущественно-физиологического спектра;
  • духовные – ценности, связанные с отвлеченными, нематериальными категориями развития личности и ее духовной жизни;
  • моральные – ценности этического взаимодействия;
  • эстетические – ценности представления о прекрасном и безобразном;
  • социальные – ценностями связанные с межличностным взаимодействием и отношением к обществу.

Идеалы и ценности современности

Человек, личность взрослеет и разевается в определенной культурно-исторической среде, и потому несмотря на индивидуальность и своеобразие ее личного опыта, идеалы и ценности личности представляют собой своеобразный срез и отражение тех идей, настроений и ценностей которые свойственны породившему его обществу, даже если это контр-ценности, направленные против доминирующих в обществе настроений.

Сложность современного общества состоит в том, что оно находится на переходном этапе от индустриальности и классического капитализма, к постиндустриальному обществу и информационному капитализму. При этом ценности уже ушедшего двадцатого века, также постепенно отходят на второй план, все реже воспроизводятся современной молодежью. Вместе с тем ценности нового, информационного общества также не до конца сформированы, поскольку современные элиты, как политические, так экономические, духовные, творческие, все еще принадлежат в большей степени старому обществу, и пытаются реализовывать его ценности в новых изменившихся условиях.

В российском обществе данная ситуация усугубляется отрицанием и отвержением тех ценностей и идеалов, которые были сформированы в советский период, что не позволяет объективно оценить современное состояние общества, а также критически воспринять те ценности, которые транслируются из-за рубежа.

В качестве наиболее распространенных ценностей современного общества можно отметить ценности потребления, социальной успешности, свободы самовыражения, популярности, толерантного отношения и космополитизма.

Ценностные ориентиры современного общества

Рубрика: Философия

Статья просмотрена: 22310 раз

Библиографическое описание:

Челомбицкая, М. П. Ценностные ориентиры современного общества / М. П. Челомбицкая, Н. Г. Лавинский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 1. — С. 198-201. — URL: https://moluch.ru/archive/35/4016/ (дата обращения: 16.09.2021).

Современная цивилизация выделяет свои приоритеты и систему стандартов, которые порождают новую культуру мышления, позволяющую формализовать отношение к реальности.

Технократы считают, что понятие ценности только вносит субъективный хаос в человеческую деятельность. Бытие становится иррациональным, неупорядоченным и неуправляемым. Выявление четких законов общественного развития и человеческого поведения, истинное их познание может, по их мнению, больше принести пользы, чем туманные рассуждения о неких ценностях, истинность которых, в силу их субъективности, установить практически невозможно. Социально-историческое время является тем критерием, который устанавливает жизненность тех или иных ценностей, производит их «естественный» отбор. Такие ценности закрепляются в общественном и индивидуальном сознании как «правда жизни» или, иными словами, как социальная истина.

Утеря ценностных ориентиров, случившаяся в результате кризиса христианства Нового времени, считает Г.С. Киселев, в итоге привела к образованию массового общества. Для него характерно, в первую очередь, господство масскультуры, т.е. вытеснение подлинной культуры на периферию жизни и предпочтение технических достижений цивилизации. «Безрелигиозные системы ценностей для человека не абсолютны, а относительны и потому в лучшем случае недейственны. Сегодня происходит вытеснение высокой культуры массовой или псевдокультурой, которая фактически вообще не признает необходимость ценностной системы, в результате чего нравственный релятивизм легко переходит в нигилизм» [1]. Именно псевдокультура играет основную роль, как в социализации человека, так и в дальнейшем формировании личности. Семья, школа в наше время не вполне реализуют функцию воспитания настоящей культуры, они не в силах конкурировать с масскультурой по целому ряду причин. Современная массовая культура является основным источником ценностей современной молодежи. Отсутствие нацеленности социальных институтов на нравственное воспитание дает свои результаты – духовную пустоту человека. Нравственная дезориентация формирует человека, открытого злу. Такого человека можно повернуть в любом направлении, в том числе и на преступления против жизни. Человек масскультуры – стихийный материалист–сенсуалист. Поскольку он живёт преимущественно материальными заботами, то и вопрос о смысле жизни, если он возникает, решается им в прозаическом ключе: вырастить сына, посадить дерево, построить дом, больше иметь денег, чтобы полнее удовлетворять чувственные запросы плоти.

Массовая культура имеет еще одно определение – «потребительская». Одной из основных ценностей является культ потребления, подаваемый как единственно возможный стиль жизни. Культ вещизма, получение удовольствия, желание «обладания» превратились для массы людей в смысл жизни. По мере научно-технического и информационного прогресса происходит обездушивание человека, и, следовательно, образуется философско-антропологический кризис. Человек созидающий превращается в человека потребляющего, а бытие, как творческое существование, становится сферой потребления. Жизнь человека приобретает четко ориентированный вещественный статус. Люди не только изобретают новые способы удовлетворения своих реально физических нужд, они также изобретают новые «нужды» — вещи несущественно важные для физического выживания, но сильно желаемые. Они убеждены, что не могут без них прожить. Автомобили и телевизоры стали для многих важны также как пища, одежда и кров — вещи, удовлетворяющие их реальные потребности. Люди заразились материальной жизнью. Сегодня процветают вещизм, утилитаризм, отрицание морали, жестокость, бездуховность.

Читайте также  Зоогигиена с основами ветеринарии

Сегодня существует риск культурной унификации, «американизации» и «вестернизации», т. е. утверждения в качестве всеобщих культурных универсалий системы ценностей американской и западноевропейской культуры, активно внедряющихся посредством широкого распространения СМИ. Телевидение колонизирует разум людей и насаждает ложные ценности, такие, как гедонизм и вседозволенность. Вся структура рекламы основывается на обманчивой доступности предлагаемых товаров и услуг, что неосознанно приводит людей к представлению о жизни как о фантастическом мире, где все можно получить без особых усилий. Миллионы людей-роботов покупают определенные товары, повинуясь подсознательной информации, введенной рекламой в их мозг. Многие полностью теряют мораль, становятся преступниками, подражая героям кино и телевидения, повторяя преступления, смакуемые прессой. Часто в фильмах и телепередачах наглядно показывают, как лучше украсть, обмануть, ограбить. Люди утрачивают понимание того, каким должен быть человек. Внимание уделяется только имиджу, внешности и наличию материальных благ. Происходит подмена ценностей, когда о людях судят по тому, что у них есть, а не по тому, кем они являются. Люди все больше приобретают качество «иметь», утрачивая при этом свойство «быть» людьми с большой буквы. Опасность оглядки на Запад заключается не только в том, что россиянам навязываются новые жизненные и моральные образцы, а также в том, что искусственно разрушается историческая социокультурная система России, складывавшаяся веками. Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками наш язык засорен иноземными словами и блатным жаргоном.

Под угрозой разрушения находится то, что столетиями создавали интеллект, дух и талант нации — разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Мы живем в обществе ценностей, где принцип «культурного» нигилизма и отрицания культуры выдается чуть ли не за идеал.

Современное общество также ознаменовано активным процессом стилеобразования, характеризующимся, с одной стороны, появление новых для россиян культурных стилей, проникающих как с Запада, так и с Востока, а с другой стороны, стремлением современного человека идентифицировать себя с те или иным стилем жизни. Сегодня можно наблюдать такой феномен, как имитация стилей жизни иерархически других социальных групп. Особенности стилеобразований внутри русской культуры идентифицируются россиянами, заставляют пересматривать свои установки, нормы, традиции, что в целом приводит к появлению новых ценностей, способов и стилей жизни, языка искусства, моды, языка «говорения». Речевые проявления в повседневности сегодня — символ, знак, своеобразный имидж человека в массовом обществе. Сильные интонации, определенная вульгарность, простонародные выражения и инвективы составляют суть и смыслы бытового устного разговора, который, безусловно, отличается от письменного языка и от требований персонально сложившейся терминологии повседневно практической деятельности.

Так, Э. Тоффлер утверждает, что средства коммуникаций индустриального общества создали большое количество образцов – имиджей. Индивиду остается одна главная функция – выбирать из имеющихся образцов. Небывалый темп инноваций, породивший трактовку информационного общества как инновационного, настолько велик, что не оставляет человеку шансов осилить поставляемую информацию. Он теряет ориентацию и не может сделать выбор, в связи с чем останавливается на разовых предметах потребления, начиная с образцов одежды и заканчивая предметами искусства [2].

Сегодня рождается новый зритель, читатель, который, подвергаясь влиянию массовой культуры, требует другого искусства, которое должно вызывать у него не эстетические, а социальные эмоции. «Феномен моды в условиях массовой культуры становится «своеобразным орудием насилия, заставляя вместе с рекламой следовать ей независимо от желаний и финансовых возможностей» [3]. Нельзя не согласиться с У. Беком, что в классовых обществах бытие определяет сознание, в то время как в обществе риска сознание определяет бытие. [4].

На ценностные ориентации современного человека также влияют инновации. Радикальные инновации, преобразующие современную действительность, связаны с последней информационно-технологической революцией. К их числу следует отнести мобильную телефонную связь, электронную почту, глобальную информационно-коммуникативную сеть Интернет, различные реформы в политике, образовании, производство новых товаров, услуг и т.д. И человек приспосабливается к ним. Это весьма нетривиальная трансформация социальной реальности. Она влечет за собой изменения в различных сферах
человеческой жизни. Многие исследователи, в том числе Т.А. Бондаренко, уверены, что, например, «в условиях все нарастающей виртуализации общества формируется личность с принципиально новыми социальными чертами и поведенческими проявлениями» [5]. Культура и искусство приобретают черты дегуманизации и демонизации. Нарушается
исторический процесс культурной преемственности. Конфликт поколений трансформируется в их разобщенность и утрату национальных традиций. Молодежь ежедневно сталкивается с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. По большей части эта негативная информация зомбирует личность, вырабатывает конкретные отрицательные установки, не развивает у нее позитивного мышления, что впоследствии влияет на ее действия и поступки.

Все это приводит к апокалипсическому настроению, ощущению завершенности истории, затерянности в мире, который воспринимается как чужой и враждебный. Современный человек, запутавшись в ценностях или не найдя их, оказывается в экзистенциональном вакууме. Это состояние особенно характерно для современной молодежи. Традиционные и укоренившиеся ценности разрушаются, а новые не каждый индивид способен распознать: положительное или отрицательное они несут в общество. Экзистенциональный вакуум связан со смыслообразующими ценностями: смыслом жизни, самореализацией и нравственным становлением жизни. Новое поколение сталкивается с обновлением культурных смыслов, с нормотворчеством. Потеря ценностей ведет к поиску нового, а чаще – к бегству от действительности. Молодежи, как впрочем, и всему обществу присуща растерянность, непонимание происходящего. Часто молодому поколению приписывают такие черты, как жесткий прагматизм, социальную незрелость, инфантилизм, агрессию. Доминантой их жизненных ценностей и поведенческих приоритетов является материальное благополучие. Жизненный успех связывается с предприимчивостью, умением заработать деньги, а не с талантом, знанием и трудолюбием. Переход общества к рыночным отношениям требует новых моделей поведения. Такие жизненные принципы, как «лучше быть честным, но бедным», «чистая совесть – важнее благополучия» заменились на «ты – мне, я – тебе», «время – деньги», «успех – любой ценой» и др.

Что касается семейных ценностей, то на первое место ставится независимость, карьера, положение в обществе. Семья же отодвигается в далекую перспективу, после создания успешной карьеры. По мере взросления меняются и коммуникативные ценности. Отношение к близким приобретает все более корыстный, коммерческий характер. Эгоистичный индивидуалистический настрой (сам за себя) ставится выше гуманных отношений, взаимопонимания, и взаимопомощи. Ориентация молодежи направлена на индивидуальное искусство жизни, в котором не предполагается заботы о родине, родителях, детях.

Западная культура по своей сути дегуманистична. Она формирует базовые ценности неолиберализма: бездуховность, эгоизм, успех и наживу любой ценой, жестокость и агрессивность в отношениях между людьми и социальными общностями. Эта культура также разрушает национальное общественное сознание. Очевидно, что эту культуру вытеснить из общекультурного поля сегодня невозможно. Наиболее целесообразно – использовать ее достижения в конструктивном направлении, развивать национальную развлекательную индустрию с ее гуманной духовной направленностью, минимизировать ущерб национальных духовных ценностей со стороны американской экспансии.

В современных условиях становится ясным, что человечество способно выжить, лишь воссоздав и поставив в центр своего существования систему абсолютных ценностей.

Киселев Г.С. Смыслы и ценности нового века.//Вопросы философии № 4. – 2006. – C . 3-12.

Тоффлер Э. Метаморфозы власти: пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. – 669 с.

Мотрошилова Н.В. Идеи единой Европы: традиции и современность. //Вопросы философии № 11, 12. – 2004. – С. 3-18.

Идеалы и мораль общества

В статьях я часто говорю о явлениях, которые мы без тени сомнения наивно проглатываем «с закрытыми глазами» – принимаем их как должное, за чистую монету, без критического анализа, словно божественные аксиомы, не требующие никаких доказательств. С таким восприятием жизнь кажется неоправданно простой и понятной, все разложено по полочкам: здесь у нас «плохие», там «хорошие», здесь «правые», там «левые», здесь «нормальные», там «патологичные». Источником таких вот несомненных, идеальных «истин» для нас выступают любые авторитетные органы – будь то новостные передачи, мнение отдельного человека, религиозные постулаты, или общественная мораль. Авторитетные источники настолько облегчают жизнь, что фактически лишают необходимости самостоятельно думать и принимать решения.

Читайте также  Изучение аппаратуры автоматизации водоотливной установки ВАВ-1М

Нет, сегодняшняя статья не о политике. Я понимаю, что тема в «тренде» – нынче модно обличать политиков и сомневаться в чистосердечности СМИ, но в этих материях я не разбираюсь, и не вижу в этом особого смысла, когда реальная «проблема» сидит глубже – в самом стиле общественного мышления. Как и прежде, считаю, что все внешние проблемы – лишь прикрытие внутренних, индивидуальных.

Изначально, вообще, планировал продолжить тему прошлой статьи об отношениях. Но как это часто бывает, унесло меня совсем в другое русло. Так происходит, когда для понятного выражения главных идей требуется несколько предварительных теоретических абзацев. Иначе эти главные идеи звучат голословно и безосновательно.

Стражи поведения

Если немного округлить, все мы мыслим готовыми, шаблонными формами, где «плохое» и «хорошее» прописаны по умолчанию. К примеру, верность в отношениях мы рассматриваем как несомненное благо, а измену как «грешное» зло. Хранишь верность – молодец. Изменяешь – предатель и грешник. Этот традиционный взгляд принимается как несомненный идеал. Всем априори ясно, что изменник – «плохой», ему положено испытывать угрызения совести, а блюститель верности – «хороший», ему собой можно гордиться. Но психолог – не психолог, если принимается на общий лад судить и оценивать. Для психолога хорошего и плохого нет. Есть лишь целесообразное (выгодное, продуктивное) и нецелесообразное. Психолог – не бунтарь, идущий наперекор нравственности, а исследователь, подвергающий идеалы трезвому анализу.

Я не говорю, что общественные идеалы и мораль – это что-то «плохое». Чтобы выносить такие суждения, нужно самому быть морализатором, и слепо верить в «хорошее» и «плохое», не разобравшись в сути явления. Я даже не могу сказать, что мораль бесполезна и невыгодна. Она просто искусственна – как суррогат или подделка чего-то реального. И, в зависимости от обстоятельств, может приносить свою выгоду и свои убытки.

В обществе, где граждане сами не понимают, для чего им воздерживаться от воровства, вандализма и хулиганства, общественная и духовная мораль становится стражем поведения. За легкую провинность получай чувство вины и угрызения совести. За тяжелую – то же самое, плюс заключение под стражу, чтоб неповадно было. За небольшое отличие – гордость , за серьезное – грамоту и общественное признание.

Такая мораль вполне оправдана. Как родителям трудно доходчиво объяснить ребенку, почему их надо слушаться, также и обществу донести целесообразность нравственного поведения до граждан не представляется возможным, поэтому, чтобы «синтетические» законы государства казались натуральными, их сдабривают духовной и общественной моралью. Поэтому у всех по умолчанию в голове прошито, что добропорядочным быть «хорошо», а нарушать мир и порядок – «плохо». Такое положение вещей в философии называют категорическим императивом – принудительным, безусловным требованием без всяких возражений.

Ну, согласитесь, ведь буквально каждый «знает», что лживость, жадность, трусость, агрессивность и зависть – это плохо! А честность, щедрость, смелость, любовь и доброта – хорошо! Хотел к «хорошему» добавить скромность, но в наше время этот идеал уже не так прочен. В наше время «правильно» и модно быть в меру наглым и «раскованным».

Слепая морализация

Мы воспринимаем идеалы общества как законы вселенной, а между тем, все они – искусственны, и закреплены в нашем сознании при помощи условных рефлексов. Нас попросту обучили испытывать муки при совершении неугодных поступков и гордиться угодными. Обучили родители, поэтому и рефлексы у всех разные в зависимости от родительских прихотей.

Вот и получается, что стыдимся мы порой совершенно противоположных вещей. Посмотрите и подумайте, чего вы боитесь? За что привыкли себя мучить угрызениями совести? На какие манипуляции ведетесь? Что доказываете окружающим? Есть ли в вас демонстративная доброта, щедрость, благородство, смелость, воздержанность?

На каком-то этапе личного развития от искусственных идеалов, видимо, никак не отвертеться. Но по итогу все они приводят к такому алогичному стилю мышления, который в психологии называют «мистическим», пропитанным иррациональными требованиями к себе и к жизни. Под мороком идеалов мы не принимаем жизнь, как есть, а начинаем требовать от себя и окружающих невозможного, несвойственного реальной природе вещей. На этой почве и формируются практически все неврозы. В психологии такая слепая морализация рассматривается как механизм психологической защиты – способ, которым личные притязания прикрываются «несомненными» ценностями.

«Не можешь быть добрым? Все равно должен! Никак не можешь? Тогда стыдись, ничтожество! Не можешь преодолеть эгоизм и возлюбить ближнего? Значит, виноват!» Следуя такой нелогичной логике, человек вынужден врать себе и окружающим, принуждая себя к неестественной «доброте», когда внутри все кипит от злости.

А если человеку таки удалось себя переломить и накачать идеалы силой, подавляющей естественные желания, его жизнь неизбежно становится клеткой тех самых категорических императивов – безусловных принудительных требований к себе и окружающим. А кто этим требованиям не следует, тот вызывает раздражение, кажется неправильным и дурным.

Этим переживанием руководит засевшее в глубине души идеалиста чувство несправедливости. Внутренний голос как бы вопрошает: «Как же так? Ведь я мучаюсь! Соблюдаю правила! Значит и другие должны мучиться! Иначе, выходит, что я зря страдаю. Я должен как-то свои страдания оправдать. Иначе, выходит, что я лопух и страдал все это время напрасно. Иначе выходит, что кругом нормальные люди, а я со своими идеалами – желчный зануда!».

Чем крепче и выше идеалы, тем реалистичней мираж, в котором наша жизнь представляется преисподней несправедливости, где единицы достойных людей находятся под вечным гнетом богомерзких мерзавцев. Следуя идеалам, мы даем себе «пряник» веры в собственный героизм и превосходство над порочным социумом. Нарушая идеалы, мы себя же отделываем психическим хлыстом ненависти к себе, проявленной в стыде и чувстве вины.

Иррациональные идеалы

На каком-то этапе принудительная, искусственная мораль становится очевидно невыгодной. Задача психолога в этом случае – показать клиенту, где и как он себя своими же идеалами обвел вокруг пальца, помочь увидеть происходящее и взвесить целесообразность собственных требований к себе и окружающим.

Именно там, где идеалы начинают прижимать и требовать непомерных жертв, приходит пора их изобличения. Нет ничего плохого и хорошего, нет правильных и ложных путей. Человек рядом с нами не может стать добрым, умным и святым не потому, что он плохой, а потому, что таков его текущий жизненный опыт. Никто не может иначе. Каждый руководствуется собственным внутренним кнутом и пряником.

Но идеалы, как выше уже говорилось, иррациональны. Они обходят истину стороной, и слепо требуют свое, несмотря на полную безосновательность и бесполезность притязаний. И там, где планка идеалов, очевидно, завышена, надо бы уметь признавать правду. Ну не может простой смертный стать святым! Механизм, рассчитанный на 200 вольт не может выдать 400, а если выдаст, то сгорит и сломается.

Разумеется, я, к примеру, не утверждаю, будто ложь хороша и лучше идеала правды. Действительно именно от вранья у всех нас возникает куча проблем. Но, порой, взгляды на ложь обходятся слишком дорого. Если идеалы – сродни вере в первородный грех, который даже понимать не надо, потому что это как бы само собой разумеется, что он ужасен, то можно смело говорить о наличии невроза.

Идеалист может считать, будто он чище и лучше других, на его стороне истина и справедливость, и он вправе судить, как должны жить другие. А дает ли приверженность идеалам право судить других? Уж не самим ли Богом мнит себя такой судья?

В первой книге и ранних статьях на progressman.ru я и сам говорил о важности устремления к светлому, пока не заметил, во что обращаются подобные цели. Они могут быть чем-то вроде путеводных маяков. И прекрасно, когда новичок может подойти к профессионалу, и получить дельный совет. Но если новичок принимается идеализировать, он не учится, не раскрывает собственный потенциал, а лишь копирует внешние черты профессионала – его манеры, повадки, стиль общения, надеясь таким образом к своему идеалу приблизиться.

На идеалы можно взглянуть с другой стороны и сказать, что безусловная вера в их истинность ни при чем. Каждый идеал, каждая моральная ценность может быть подкреплена адекватной философией – каким-то оправдательным пояснением. В таком случае речь идет уже не о плохом и хорошем, а как раз о выгодном и невыгодном. И говорить здесь уже особо не о чем – это действительно здравый подход. Но в статье речь о том, как по большей части происходит на практике. А происходит так, что мы своими идеалами себя крепко дурачим: не исследуем их, не пытаемся постичь, а наивно проглатываем, будто нечто надежное и окончательно ясное.

Читайте также  Идейно-художественное своеобразие романа Отцы и дети Ивана Тургенева

Другие статьи по этой теме:

Идеальное общество

Возможно ли создание идеального общества? Над этим вопросом задумывались многие люди в течение всей человеческой истории. Ответ на него до сих пор неоднозначен.

Определим смысл понятия «идеал». Идеал (от греч. – образ, идея) – это высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая норма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми.

Идеальное общество – это общество, в котором реализованы все лучшие идеи людей. Это общество с совершенным устройством, в котором нет преступности. В нём реализованы идеалы свободы, равенства и братства. В идеальном обществе управление осуществляют мудрецы (как предлагал Платон). В таком обществе люди свободно самореализуются, разносторонне развиваются, занимаются творчеством.

Идеальное общество характеризуется следующими признаками. Это справедливое общество. Общество, в котором есть свобода, равенство и братство. Общество, в котором реализуются тезисы «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям», «свободное развитие каждого, как условие свободного развития всех». Общество, в котором существуют гармоничные отношения в семье, гармоничные отношения между человеком, обществом и окружающим миром.

В идеальном обществе будет всеобщее человеколюбие, люди будут заботиться о своих ближних и окружающем мире. Человек в таком обществе будет чувствовать себя нужным и любимым, будет желать давать обществу свой труд и любовь. Естественным образом будет получаться так, что человек будет давать обществу по способностям, а общество будет давать ему по потребностям.

В силу высокой сознательности люди будут ограничивать свою лень и потребности, а возможно, что в таком обществе само собой будет получаться так, что лень и потребности не будут иметь тенденцию к увеличению, а будут находиться на некотором естественном уровне. Работа и труд будут давать людям удовольствие и удовлетворение. У людей будет возможность и желание самосовершенствоваться, заниматься творчеством.

Возможно ли построение совершенного, идеального общества? Людьми предпринимались попытки его создать. Но ни одна такая попытка не была успешна, все они заканчивались плачевно, потому что реализовывались через насилие, которое противоречит сути такого общества. Практика показала, что его создать невозможно. В литературе и кинофильмах на такую тему невозможность этого показывается разными способами.

Полное равенство людей невозможно, поскольку все люди от рождения различны, имеют разную внешность, физиологию, задатки. Но возможно равенство людей перед законом, равенство возможностей.

Абсолютной свободы не может быть, потому что всё в мире взаимосвязано и взаимозависимо. Под свободой нужно понимать относительную свободу. Свобода возникает в силу свободы воли. Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. В противном случае в обществе начнётся хаос и наступит гибель цивилизации. Свобода – это осознанная необходимость.

Преступность, как нарушение законов, будет всегда. В частности, потому что законы не совершенны. Но, возможно, что в высокоразвитом обществе не будут совершаться преступления связанные с нарушением основных библейских заповедей. В силу сложности мироустройства и природы человека такие нарушения будут происходить, но только в отдельных исключительных случаях, не систематически.

В любой деятельности возможен творческий подход. Например, когда человек вкладывает частичку души в то, что делает. Даже дворник может творчески выполнять свои обязанности. Каждый человек – микрокосм, в самой его природе заложен потенциал к труду, развитию, изменению реальности, творчеству. Но в силу различных от рождения задатков человек творит по-разному.

Развиваться разносторонне никто не обязан. Но, возможно, что у человека в более совершенном обществе в силу заложенного потенциала к развитию будет естественным образом возникать желание разносторонне развиваться. У человека есть спектр задатков, какие-то из них большие, какие-то маленькие, какие-то средние. И в силу этого человек будет интенсивнее развиваться по тем задаткам, которые больше, и менее интенсивно – по тем, которые меньше. Сам процесс развития может доставлять удовольствие человеку.

Многое в человеке определяется генетикой. Возможно, что ей определяется, в том числе, и асоциальное поведение, склонность к насилию, к разрушению. Тогда, возможно, что для создания идеального общества, придётся проводить в каком-то виде генетическую селекцию.

Идеал не может быть достигнут. Но можно и нужно к нему стремиться. Для построения идеального общества нужен труд всех людей. Если люди будут пытаться разносторонне развиваться, раскрывать свой потенциал, помогать делать это друг другу, то в результате они изменят окружающий мир к лучшему. Будут создаваться более благоприятные условия для жизни, для творчества. Все эти изменения будут накапливаться, расти, и в результате приведут к более совершенному обществу. Так что одно из главных средств построения идеального общества – стимулирование саморазвития людей.

Эссе на тему: «Идеалы и ценности современного человека»

ID (номер) заказа
1373543

«Идеалы и ценности современного человека»
На протяжении всей жизни любой человек следует определенным идеалам, имеет свои ценности. Занимая главенствующее место в человеческом бытие, идеалы и ценности полностью характеризуют образ жизни. Учитывая то, что есть ценности личные и характерные для общества в целом, можно сделать вывод – изменяется общество – изменяются и ценности, что в свою очередь приводит к смене идеалов. Так давайте рассмотрим, так ли это на самом деле и определим ценности и идеалы, характерные для человека в некоторые периоды истории.
Ещё древнегреческие философы отмечали то, что абсолютно совершенный человек придерживается моральных норм, не позволяет себе совершать дурные поступки и стремится к прекрасному. В средние века на первое место вышли идеалы кротости, аскетизма, послушания в тесном взаимодействии с идеалами рыцарской доблести и благородства. В последующие периоды идеалы также развиваются и меняются. Так в эпоху Просвещения главенствующую роль занимает человек разумный, способный изменять мир с помощью разума. В Новое Время на место идеалов становятся трудовая дисциплина, профессионализм и труд в целом.
Таким образом, мы выяснили, что с развитием истории изменяются и ценности человека. Какие же они сегодня? Что является идеалом для современного человека?
На мой взгляд, эти вопросы весьма актуальны, так как современное общество отличается утратой своих моральных ориентиров, оно больно безнравственностью, малодушием, черствостью и бездуховностью.
В современном обществе колорит оттенков ценностей и идеалов варьируется различными уровнями: от святыни до низменности и цинизма. Ценности подразделяются на духовные и материальные. То что, ценно и свято для одного, совершенного не имеет значения для другого. Говоря о духовных ценностях, можно сказать с абсолютной уверенностью, что в современном мире произошла их полная утрата. Понятия «справедливость», «честность», «долг», не выдерживают конкуренции перед понятиями «престиж», «комфорт» и «деньги». Таким образом, для современного человека на первый план выходят ценности материальные, духовные отходят на второй. Современное общество больно: оно пронизано корыстью, жаждой наживы и накопительства, отсутствием твердых моральных принципов и устоев, что в свою очередь, привело к отрицательному развитию ценностей человека и созданию антиидеалов. Ведущую роль играют эгоистические и прагматические мотивы: большинство современных, особенно молодых людей, забыли и редко могут понять, что такое жить для других, как можно пожертвовать собой ради другого человека. Катастрофически уменьшилось количество людей, которые высоко оценивают такие ценности как уважение к старшему поколению, чувство долга, любовь к Родине, искренность, честность и милосердие. Как уже было сказано, на первое место выходят материальные ценности.
Такое развитие ситуации сформировалось под влиянием политической и экономической обстановки. Стоит отметить, что современный человек, а конкретнее – м.

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • 9
    • 10
    • .
    • 149

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: