Идеал общественного деятеля в поэзии Некрасова - OXFORDST.RU

Идеал общественного деятеля в поэзии Некрасова

Идеал общественного деятеля.

Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанный беспредельной любовью к родине, способный отдать во имя нее жизнь. Пример высокой честности, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Память Добролюбова» (1864). Слушаем стихотворение.

Слово учителя

Личное чувство гражданина-борца наполняет стихотворение «Памяти Добролюбова». Если в первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит лишь в подтексте, выражается лишь в том, что обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит в прошедшем времени: «Суров ты был. » Но чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение невозвратимой утраты.

Последние две строчки, напоминающие восклицание Горацио над трупом Гамлета, стали крылатыми, так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека.

В конце стихотворения Некрасов от мысли о погибшем друге, учителе, переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. На самой высокой ноте, словно горло перехватила боль и говорить больше нет сил, обрывается стихотворение.

В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского. В творчестве Некрасова тема «Белинский» была не только глубоко личной, но и общественно важной. В 1853 году, когда имя Белинского находилось под запретом цензуры, поэт публикует стихотворение «Памяти приятеля» (к пятилетию со дня смерти друга). Белинскому посвящены и поэмы «В. Г. Белинский» (1855), «Несчастные» (1856).

Все свое творчество Некрасов посвятил народу. И тяжело больной, он не переставал думать о нем. Так, стихотворение «Сеятелям» является призывом продолжить борьбу за освобождение народа. Сеятели — это общественные деятели, народные заступники, которые должны нести в народ семена правды.

Некрасов-сатирик.

В русскую поэзию Некрасов вошел не только как поэт-гражданин, патриот, народный певец, но и как сатирик. Ирония — сильное оружие некрасовской поэзии. В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника

— Каков тон стихотворения?

— Каково отношение поэта к своему герою?

Учащиеся слушают чтение стихотворения «Нравственный человек».

— Каков герой этого стихотворения?

(Герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу).

— Что хотел сказать нам о нравственности автор?

(Некрасов хотел показать, каким гибким стало понятие нравственность», как легко его приложить к любому человеку, даже такому, как герой стихотворения.)

Любовная лирика Некрасова

Говоря о поэзии Некрасова, нельзя не отметить и его любовную лирику. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна.

Звучит стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди. »

— Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова?

(Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.)

Слово учителя

Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают, И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины — подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

Домашнее задание

1. Сделать письменный анализ любого стихотворения.

2. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

3. Знать содержание поэм «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка».

Урок 59. Горькая доля народа пореформенной России

Цели урока: создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства; пробудить интерес к поэме.

Ход урока

I. Запись темы, эпиграфа, плана урока

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг.

Н. А. Некрасов

1. Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г.

2. Несчастливая жизнь многомиллионного русского крестьянства после «освобождения».

3. Жанр, композиция поэмы.

II. Историческая справка. Слово учителя

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп— временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же помещику с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

Литература того времени имела бурный характер. Сами за себя говорят произведения, написанные в то время — это и «Что делать?» Чернышевского, и «Отцы и дети» Тургенева, а также произведения Лескова, Писемского и других русских писателей.

Как же воспринял Н. А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н. Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! — говорил Некрасов. — Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его».

III. Сообщение о жанре, композиции поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо» нельзя назвать поэмой в обычном смысле, но это также и не роман в стихах, это — скорее всего народная эпопея, впитавшая в себя наследие древнерусского былинного эпоса. Герои «Кому на Руси жить хорошо» наделены исконно русскими чертами характеров, они переживают народное горе и народное счастье.

Начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — с знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень — приковывает внимание читателя, прежде всего, к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникшего спора о счастье как материальном благополучии.

Читайте также  Женские образы в романе Стендаля Красное и Черное

Поспорив, семь крестьян отправляются в дорогу по России в поисках счастливого человека. Отправимся и мы с ними.

Образ широкой дороженьки и открывает первую главу поэмы.

Идеал общественного деятеля

Судьба Н.А. Некрасова и его художественный мир. Основные темы лирики Н.А. Некрасова.

Н.А. Некрасов — один из трех гигантов русской поэзии XIX века. Про­должив традиции своих великих предшественников — Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. По­эт-новатор, он прокладывал свои пути в литературе. Его поэтические произве­дения вызвали бурные споры: его стихи называли приближенными к прозе, диссертациями на заданные темы, но тем не менее Некрасов сразу же нашел своего читателя.

Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических яв­лениях: о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал мужиков, о труде бурлаков и т.д. Новые герои вносят в стихи и новую речь — подчас «грубую», «не­благозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства». Интонации живой речи влияют и на характер стиха, его ритмику, поэтому Некрасов широко использует трехсложные рифмы, пере­дающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса. Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и ге­роев сливаются.

1.Тема о назначении поэзии и роли поэта в жизни общества. Стихотворения: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».

«Поэт и гражданин» (1856) — сообщение

ВывоД: В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения.

Б) «Муза» (1852)

Что такое муза?

(Муза — 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдох­новение, творчество.Изображение Музы можно понимать по-разному. С одной стороны, Му­за — крестьянка, потому что крестьянская тема — среди особо волнующих по­эта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка — сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умаливать свое достоинство, на время «притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной»

Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в кро­ви, кнутом иссеченной Музы, «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жа­ждущей, униженно просящей. согбенной трудом, убитой кручиной», «нелас­ковой и нелюбимой».

Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его по­эзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт воссоздал в своем творчестве.

Тема родины и народа.

Первая тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью по­эзии Некрасова. Поэтому рассмотрим, как Некрасов впервые в русскую по­эзию ввел образ народа: женщина-крестьянка, бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги — все они в центре внимания поэта.

Сам поэт свое обращение к народу объясняет так: «Каждый писатель пе­редает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детст­ва видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды». (Из воспоминаний Панаевой). Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда» — сообщение. « Железная дорога» — сообщение « Забытая деревня» «Школьник» «Несжатая полоса» «В полном о разгаре. »

Вывод.Показывая тяжелую жизнь народа, его страдания, поэт убеждает нас в одном: вечно так продолжать не может, настанет время, не скоро, но на­станет, когда народ «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Но прежде народ надо просветить, помочь ему осознать свою могучую силу, что предстояло сделать народным заступникам.

Идеал общественного деятеля.

Так в стихотворениях Некрасова появляется идеал общественного деяте­ля, который проникнут беспредельной любовью к родине, способен отдать во имя нее жизнь.

Так, пример высокой честности, душевного благородства, самоотвержен­ного служения родине мы видим в стихотворении «Память Добролюбова» (1864). (Стихотворение читается наизусть).

Вывод.Итак, личное, глубоко интимное чувство гражданина-борца на­полняет стихотворение «Памяти Добролюбова». Если в первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит лишь в подтексте, выражается лишь в том, что обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит в прошедшем времени: «Суров ты
был. »

4.Любовная лирика.

Говоря о поэзии Некрасова, нельзя не отметить и его любовную лирику. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна.

«Мы с тобой бестолковые люди. »

Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жес­током мире.Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают. И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины — под­руги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испы­тывающего творческие и сердечные муки.

Идеал общественного деятеля в поэзии Некрасова

Гражданственность и народность лирики Н.А.Некрасова

1. Гражданственность творчества поэтов – предшественников Некрасова.

2. Гражданственность в поэзии Некрасова.

1. Некрасов о роди поэта в борьбе за освободительное движение, о назначении поэзии.

А) «поэт и гражданин» — манифест гражданской поэзии, говорящий о непримиримости поэта к «чистому искусству»;

Б) «Элегия» — итог поэтической лирики Некрасова.

2. Жизнь народа, борьба за его (освободительное движение) освобождение, за его счастье, основной вопрос, волновавший современников Некрасова и нашедший отражение в его творчестве, что говорит о гражданственности его поэзии.

3. Идеал гражданина для Некрасова – революционер-демократ, образ которого воплотился в его поэзии

3. Воспитательное значение поэзии Некрасова.

Произведения, необходимые для ответа о гражданственности Некрасова: «Поэт и гражданин», «Вчерашний день, в часу шестом», «Элегия», «Забытая деревня», «В деревне», «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога», «Плач детей», «Тройка», «Арина – мать солдатская», «Размышление «у парадного подъезда», «Рыцарь на час», «Памяти Добролюбова», «Мороз – красный нос».

Народность поэзии: Если писатель пишет объективно, то он непременно встает на чью-то сторону. Русские писатели вставали на сторону народа, отражали в своих произведениях жизнь народа, но народность – это не мужицкие тулупы, это не балалайка, не щи, не квас, это точка зрения, мировоззрение. Белинский в «очерках гоголевского периода» писал о трех признаках народности:

  1. Писать для народа.
  2. Писать в интересах народа.
  3. Писать языком, близким народу.

Гражданственность – это высокое служение народу, глубокий патриотизм, верность идеалам.

В истории мировой литературы лишь немногие художники слова были так тесно связаны со своим народом, с такой силой и страстью выразили его думы и чувства, как Некрасов. Наследник Пушкина и Лермонтова, он открыл новую страницу в истории отечественной поэзии, сблизил ее с жизнью трудового народа. Подготовленная всем предшествующим развитием русской литературы, поэзия Некрасова была громадным шагом вперед, ибо она отразила великие сдвиги России, пробудившейся к освободительной борьбе, воплотив в себе революционную тенденцию объективной действительности. Некрасов формировался как гражданин и как поэт в обстановке назревающего протеста против царского режима, в атмосфере сочувствия передовых общественных кругов борьбе угнетенных масс. Освободительные идеи, жившие в сознании лучших русских людей со времени Радищева и получившие особенно широкое распространение после восстания декабристов, продолжали волновать и то поколение, к которому принадлежал Некрасов. Еще в первой половине пятидесятых годов Некрасов выступал с произведениями, отмеченными глубиной социальной мысли и большой силой ее художественного выражения. Размышления о назначении поэта, он выразил в образе своей мятежной музы:

Читайте также  Все прогрессы реакционны, если рушится человек

«В порыве ярости, с неправдою людской

Безумная клялась начать упорный бой…

Кричала: мщение! и буйным языком

На головы врагов звала господень гром!» («Муза, 1851)

Манифестом революционной литературы того времени, явился сборник стихов Некрасова, которые открывался стихотворением «Поэт и гражданин» (1856). В этом стихотворении прямо было выражено требование: поэзия должна служить народу в его борьбе за освобождение. В устах «гражданина» автор вложил смелый призыв:

«Иди в огонь за счесть отчизны,

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь».

В этих стихах ясно и открыто «честь отчизны» связывалась с пролитой кровью, с восстанием, а поэзия рассматривалась как действенная, общественная сила. Мысли о революции, о вооруженном восстании крестьянства была проникнута поэзия Некрасова. Обращаясь к поэту, он говорил:

«Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи…»

Демократические позиции Некрасова обусловили его интерес к жизни народа. В 1858 году написано «Размышление у парадного подъезда», — одно из самых выдающихся стихотворений русской революционной поэзии. В этом произведении, зовущем к ненависти, к борьбе, Некрасов дал потрясающую картину страданий миллионов людей, бесправия народа:

«Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи…»

В поэме «Несчастные» Некрасов восклицает: «О, Русь, когда ж проснешься ты…» Ответ на этот вопрос дан во многих его стихах. Он глубоко верил в торжество освобождения. Поэт понимал, что только борьба поможет народу сбросить вековые цепи: в «Песне Еремушке», написанной вслед за «Размышлениями у парадного подъезда», он призывает молодое поколение воспитать в себе

К угнетателям вражду

И доверенность великую

К бескорыстному труду».

Поэт говорит о тех идеалах, которым должен посвятить себя человек из народа:

«Братством, Равенством, Свободою

В 60-е годы, в период общественного движения, Некрасов создал нговые выдающиеся по своему идейному значению стихотворения и поэмы, подняв в них острые общественные вопросы. Он писал жестокой эксплуатации рабочих («Плач детей», 1860, «Железная дорога», 1864), о каторжном труде волжского бурлака («На Волге», 1860); он призывал его восстать и пробудиться:

«Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?»

В мире, который окружал поэта, он наблюдал лишь людское горе. В «Железной дороге» он рассказал о том, как хищники – предприниматели безжалостно эксплуатировали народ. В пореформенные годы, крестьяне, разоренные так называемой «свободой», шли на заработки, де их ждали издевательства, болезни, гибельные условия жизни. С потрясающей точностью изображает эти страшные сцены Некрасов:

«Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролись с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Гробили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда…»

Несмотря на всю мрачность картины, она не оставляет чувства безнадежности, внушает читателю свою глубокую веру в светлое будущее:

«Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что господь им пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе!»

В поэме «Рыцарь на час» (1860) выражена мысль о необходимости активного участия в общественном движении. «Каждой дела душа закипает», — восклицал Некрасов, имея в виду революционную борьбу:

«От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!»

В каком бы лагере ни выступал Некрасов, о чем бы ни писал, он всегда предстает перед нами, как поэт-гражданин. Нет тем в его творчестве, которые не связаны были бы с мотивами гражданского долга, с раздумьями поэта о судьбах Родины. И его голос всегда исполнен горячих чувств, искренности, высокого эмоционального накала. Эти особенности некрасовской лирики отчетливо сказались в стихотворении «Элегия» (1874), которое поэт называл своим самым задушевным и любимым. В этом стихотворении раскрывается духовный облик положительного героя 60-70 годов.

Хотя элегией принято называть лирическое, интимное стихотворение, и называть элегией стихи, пронизанные революционным пафосом. И поэт не ошибался в названии своего произведения. Для него не существует грани между личными стремлениями и общественным делом. Когда Ф.М.Достоевский на похоронах Некрасова в своей надгробной речи сказал, что Некрасова как поэта можно поставить вслед за Пушкиным и Лермонтовым, из толпы раздались крики: «Выше! Выше!». И действительно, творчество поэта играет в нашей жизни большое значение. У него учились и учатся талантливейшие поэты нашей эпохи, — Д.Бедный, Лебедев-Кумач, Твардовский, Исаковский, Колас, Купала и др. На его произведениях воспиталось не одно поколение революционеров. Советские люди видят в нем поэта – гражданина и патриота, одного из тех деятелей прошлого, которые своим творческим трудом подготовили освобождение нашей Родины от эксплуататоров.

  • Назад
  • Вперед

Для получения возможности скачивания файлов и добавления комментариев — войдите на сайт или зарегистрируйтесь.

Идеал общественного деятеля в поэзии Некрасова

Есть чему поучиться!
  • Главная
  • Цены
  • Заказать
  • Статьи
  • О проекте
  • Главная
  • Сочинение
  • Литература
  • Идеал общественного деятеля в стихотворении Некрасова Памяти Добролюбова

Идеал общественного деятеля в стихотворении Некрасова Памяти Добролюбова

Идеал общественного деятеля в стихотворении

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) занимает особое место в русской литературе. Парод его называет своим поэтом, певцом человеческих страданий.
Его творчество стало новой ступенью в развитии русской лирики. Он отразил самые важные особенности своего времени и оказал значительное внимание на общественную атмосферу эпохи. Он создал собственную «некрасовскую школу» поэзии. Некрасов сконцентрировал свое внимание на одной теме – теме народа, и на протяжении многих лет поэт оказывается в центре литературной жизни
России: он был редактором и издателем лучших журналов своего времени – это журнал «Современник», выпускаемые с 1847 по 1866 года и журнал
«отечественные записки», который выпускался с 1868 года и до конца жизни
Некрасова.

Работая в журнале «Современник», судьба свела Некрасова с замечательным человеком – Николаем Александровичем Добролюбовым (1836-1861). Он был молод, полон энергии, выступал против монархии, крепостного права, дворянско-буржуазного либерализма. В журнале он выступал, как публицист, литературный критик и просто как революционер – демократ. Он пропагандировал идеи крестьянской революции, предсказывая появления нового человека – деятеля и борца в русской жизни и в литературе.

Добролюбов написал несколько критических статей: «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве» и «Когда же придет настоящий день?». Нам почти неизвестно, а ведь еще писал сатирические стихи и пародии.
Работая в одном журнале, сошлись и полюбили друг друга два великих человека: один – народный певец, другой – народный борец за счастье и свободу человека.

Жизнь Добролюбова была недолгой, его не стало в 25 лет. Общественность тяжело переживала утрату. Некрасов написал, спустя три года, стихотворение
«Памяти Добролюбова». В это стихотворении Некрасов показал яркий образ революционера, отметив в Добролюбове уменье подчинить личную жизнь высоким общественным целям, редкую способность к самопожертвованию. Первые строки звучат, как гимн, человеку молодому, страстному, умеющему сплотить вокруг себя народ:

Читайте также  Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Вера в высокие идеалы, духовная чистота Добролюбова раскрывается
Некрасовым в следующих строках:

Сознательно мирские наслаждения
Ты отвергал, ты чистоту хранил…
Как женщину ты родину любил…

Некрасов опечален потерей друга. Добролюбов был для поэта идеалом, рвущийся в жизненный полет, человек с большим сердцем и талантом организатора, сколько бы пользы принес для родины, но увы:

Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.

Некрасов видел в Добролюбове такие качества, которые могут быть только в человеке идеальном. Он видел в нем революционера, готового сгореть в пламени борьбы, он был морально чист, его подвиг – служение народу, сочетался с разумом и могучей мыслью революционного деятеля:

Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Прошли годы, время сгладило в человеческой памяти горе потери, а певец народного горя не мог смириться с утратой своего идеала, и эта печаль звучит в его строках, обращение к земле – матушке:

Плачь, русская земля! Но и гордись –
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:

Поэт обращается к людям, говоря им, как хорош был этот человек:

Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…

Обращение поэта к матушке – природе и к народу российскому с заботой о будущем России. Что же будет, если на земле перестанут рождаться такие замечательные люди, борцы и организаторы, чистые душой и пылкие сердцами?
Автор оставляет вопрос для раздумья потомкам, а сам прерывает, не закончив четверостишье:

Природа – мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Добролюбов прожил очень мало, всего 25 лет, но его звезда на небосводе зажглась и продолжает дарить нам свой свет с космических высот, а благодаря
Некрасову человечество помнит его и чтит.
Пользовался литературой:

1. Большая Советская Энциклопедия

2. Справочник школьника 5-11 классы. Издательство: АСТ

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Идеал общественного деятеля.

Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанный беспредельной любовью к родине, способный отдать во имя нее жизнь. Пример высокой честности, душевного благородства, самоотверженного служения родине мы видим в стихотворении «Память Добролюбова» (1864). Слушаем стихотворение.

Слово учителя

Личное чувство гражданина-борца наполняет стихотворение «Памяти Добролюбова». Если в первых строках поэт словно сдерживает свои чувства: суровая, мужественная скорбь звучит лишь в подтексте, выражается лишь в том, что обращаясь к другу так, словно он жив, говоря ему «ты», поэт вместе с тем говорит в прошедшем времени: «Суров ты был. » Но чем ярче в памяти поэта встает образ погибшего, тем трагичнее становится ощущение невозвратимой утраты.

Последние две строчки, напоминающие восклицание Горацио над трупом Гамлета, стали крылатыми, так как в них настолько сильно выражена скорбь о гибели большого человека.

В конце стихотворения Некрасов от мысли о погибшем друге, учителе, переходит к мыслям о родной земле, о жизни человека. На самой высокой ноте, словно горло перехватила боль и говорить больше нет сил, обрывается стихотворение.

В поэтических раздумьях поэта о друзьях народа запечатлены черты положительных героев, лучших людей времени и неповторимые индивидуальные портреты Добролюбова и Белинского. В творчестве Некрасова тема «Белинский» была не только глубоко личной, но и общественно важной. В 1853 году, когда имя Белинского находилось под запретом цензуры, поэт публикует стихотворение «Памяти приятеля» (к пятилетию со дня смерти друга). Белинскому посвящены и поэмы «В. Г. Белинский» (1855), «Несчастные» (1856).

Все свое творчество Некрасов посвятил народу. И тяжело больной, он не переставал думать о нем. Так, стихотворение «Сеятелям» является призывом продолжить борьбу за освобождение народа. Сеятели — это общественные деятели, народные заступники, которые должны нести в народ семена правды.

Некрасов-сатирик.

В русскую поэзию Некрасов вошел не только как поэт-гражданин, патриот, народный певец, но и как сатирик. Ирония — сильное оружие некрасовской поэзии. В «Колыбельной» (1845) поэт сатирически рисует типичную карьеру чиновника

— Каков тон стихотворения?

— Каково отношение поэта к своему герою?

Учащиеся слушают чтение стихотворения «Нравственный человек».

— Каков герой этого стихотворения?

(Герой сам за себя говорит, а читатель негодует. Поэт к герою тоже относится с издевкой. Порой сам себя разоблачает, показывает свою подлую душу).

— Что хотел сказать нам о нравственности автор?

(Некрасов хотел показать, каким гибким стало понятие нравственность», как легко его приложить к любому человеку, даже такому, как герой стихотворения.)

Любовная лирика Некрасова

Говоря о поэзии Некрасова, нельзя не отметить и его любовную лирику. Предшественники поэта предпочитали изображать это чувство в прекрасных мгновениях. Некрасов, поэтизируя взлеты любви, не обошел вниманием и «прозу жизни», которая в любви неизбежна.

Звучит стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди. »

— Какую любовь мы видим в произведениях Некрасова?

(Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.)

Слово учителя

Драматичной была и любовь самого поэта, связавшая его на долгие годы с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой, вызвала целую серию любовных стихотворений, известных под названием панаевского цикла. Влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, вспоминают, И в этом «романе» утверждается идеал заботливой, ласковой женщины — подруги как опоры в трудной жизненной борьбе, как целительницы поэта, испытывающего творческие и сердечные муки.

Домашнее задание

1. Сделать письменный анализ любого стихотворения.

2. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «Жанр и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Мысль поэта о судьбе России в произведении.

Цели урока: создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства; пробудить интерес к поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Ход урока

I. Запись темы, эпиграфа, плана урока

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг.

Н. А. Некрасов

1. Исторические сведения о крестьянской реформе 1861 г.

2. Несчастливая жизнь многомиллионного русского крестьянства после «освобождения».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: